Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

Природа не слепок, не безумный лик,
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев
Цели урока: познакомить учащихся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии 19 века, с многообразием растительного мира средней полосы; развивать интерес к изучению природы, к поэзии; воспитывать любовь к природе, стремление охранять ее.
Ход урока
I. Оргмомент. Сообщение целей и задач урока.
Учитель литературы: Сегодня у нас не совсем обычный урок. Прежде всего потому, что вести его будут два учителя: учитель русского языка и литературы (Юлия Юрьевна) и учитель биологии (Ирина Вениаминовна). То есть урок у нас будет интегрированный.
Что же означает слово “интегрировать”? Обратимся к толковому словарю и уточним значение этого слова, поможет нам в этом лингвист. (Таранов Илья)
…Другими словами наш урок объединяет два учебных предмета: литературу и биологию.
Ребята, а как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? А определить тему нашего урока вам помогут стихотворные строки…
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит -
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит. (Ф. Тютчев)
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин)
\"Шагай!\" - поманила
Лесная дорожка.
И вот зашагал
По дорожке Алёшка!...
Ведь летом в лесу
Интересно, как в сказке:
Кусты и деревья,
Цветы и лягушки,
И травка зелёная
Мягче подушки!... (Борис Заходер)
(Русский лес)
Учитель биологии: Ребята, сегодня на уроке мы с вами пополним наши знания о многообразии растительного мира, его распространении и значении в природе и жизни человека. Для этого мы отправимся в увлекательное путешествие в мир леса.
Учитель литературы: А спутником нашим будет поэзия. Мы познакомимся с прекрасными произведениями русских поэтов 19 века.
II. Обобщение знаний о растениях. Беседа по вопросам.
Учитель биологии: А чтобы наше путешествие состоялось, вам необходимо ответить на несколько вопросов.
Как называется наука, изучающая растения? (Ботаника).
Почему растения считают живым организмом?
Каково значение растений в природе?
Какие жизненные формы существования растений вы знаете?
Как подразделяют растения по продолжительности жизни?
III. Путешествие в мир растений и поэзии.
Учитель биологии: Итак, отправляемся путешествовать по лесу. Во время путешествия занесите в таблицу названия растений, о которых вы узнаете (учитель раздаёт учащимся готовую таблицу).
Учитель литературы: Прочитаем эпиграф нашего урока.
– Как вы понимаете “душа, язык природы”? (Если внимательно вглядываться вокруг, природа – наш друг, если мы будем любить ее, она нам вернет сполна своей красотой и добротой.)
Учитель литературы: Русские поэты в своих стихотворениях воспели неброскую красоту родной природы. Поэзия 19 века – это неисчерпаемая сокровищница пейзажной лирики. Подобно художникам, поэты несколькими штрихами рисуют выразительные картины природы.
- Послушаем литературоведа. (Жовтовская Маша)
(Аполлон Николаевич Майков русский поэт, родился в Москве в 1821 году в старинной дворянской семье с богатыми культурными традициями. Аполлон Николаевич очень любил природу, восхищался её красотой. Он увлекался живописью, но посвятил свою жизнь поэзии.)
- Давайте послушаем отрывок из стихотворения А.Н. Майкова “Пейзаж” и совершим с вами вместе с поэтом прогулку в осенний лес. Слово чтецам. (Дергачева Даша)
Учитель биологии: Слушая стихотворение, не забывайте вносить в таблицу…
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути...
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист; -
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу...
Идешь, как будто по водам, -
Нога шумит... а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще, там,
Где пышный папоротник дремлет,
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят...
- Грустная, но прекрасная пора осени навевает много разных чувств.
- С каким чувством автор описывает осень? (Любовь и грусть)
- В каких строках звучит грусть? Почему грусть?
- Какими красками рисует поэт картину осеннего леса, его обитателей?
- Какие цвета вы бы добавили, если бы вас попросили нарисовать осенний лес?
- Найдите изобразительно-выразительные средства. (Cравнения, олицетворения)
- Какова их роль?
- Сейчас мы работали над поэтическим языком стихотворения, но красота природы удивляла и композиторов. Послушайте песню Г.В. Свиридова “Осень”.
Идет прослушивание песни Свиридова.
– Какой хаpaктер музыки? (Лирический, напевный, грустный, спокойный)
– Какие картины осени вы представили?
- Найдите строки в произведении, созвучные музыке.
Дыхательная гимнастика.
Учитель биологии: Представьте, что на вашей ладони опавший осенний листок. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох чрез рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.
Повторяем 3 раза.
Учитель литературы: Русский лес прекрасен и в зимнюю пору… Давайте послушаем отрывок из стихотворения И.С. Никитина “Встреча зимы”. Но вначале слово литературоведу (Казаков Иван)
(Иван Саввич Никитин родился в1824 в Воронеже в зажиточной мещанской семье. Ему нередко приходилось бедствовать, но, несмотря на тяжелые жизненные условия, он все свободное время уделял чтению книг и поэтическому творчеству.)
(Леонтьева Ольга)
Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
...В полдень дождь перестал
И, что белый пушок,
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, -
Где угодно гуляй:
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, -
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
- Каково главное ощущение, которое возникает при прочтении? (Сказочность, торжественность).
- Какие поэтические строки этого стихотворения вас особенно взволновали, покорили? Почему?
- С каким чувством вы заканчиваете читать стихотворение?
- Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
- Какие две картины противопоставляет поэт? Как называется этот прием противопоставления? (Антитеза).
- Как меняется настроение автора в стихотворении? Как он это показывает?
- Какой образ надолго останется в вашей памяти?
- Для кого из вас зима является любимым временем года?
Знакомство с картиной И.Э. Гpaбаря “Февральская лазурь”.
– Посмотрите на картину И.Э. Гpaбаря “Февральская лазурь”. Он нарисовал её в 1904 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту зимней природы.
– Что вы чувствуете, рассматривая эту картину?
Учитель биологии: Ребята, в этих стихотворениях поэты нарисовали живую картину природы нашей средней полосы. Давайте и мы вслед за поэтами ещё раз войдем ненадолго в лес.
Учитель литературы:
Когда ты входишь в лес,
Душистый и прохладный,
Средь пятен солнечных
И строгой тишины,
Встречает гpyдь твоя так
Радостно и жадно
Дыханье влажных трав
И аромат сосны.
Учитель биологии: А сейчас мы предоставим слово биологам
(Сообщение Алексеевой Кристины о сосне)
(Сообщение Гурьяновой Вали о березе)
Просмотр клипа “Берёзы”.
Учитель биологии:
– Где используется берёза?
– Каковы места обитания?
Учитель литературы: Сейчас я предлагаю рассмотреть еще одну картину.
- Какое время изображено на картине?
- Как вы догадались?
- Что приносит нам лес летом?
- Может кто-то узнал картину? (Пластов “Летом”)
Учитель биологии: Но лес – это не только растения, это еще и его обитатели. Кого можно встретить в лесу? За помощью можно обратиться к таблице.
(Ответы детей).
Учитель литературы: Ребята, вы получили домашнее задание, найти стихотворения русских поэтов, посвященных лесным животным. Кто хочет прочитать нам четверостишия?
(Ответы детей).
Учитель литературы: С каким чувством поэты изображают жителей леса в своих произведениях?
IV. Обобщение знаний. Беседа об охране растений.
Учитель биологии: Сегодня мы убедились, как многообразен мир леса. Как он ценен и для человека, и для животных, и для самой природы. Мы с вами часть природы и должны бережно относиться к ней.
В последнее время многие растения стали редкими, более 500 видов растений занесено в Красную книгу Российской Федерации.
В нашей Чувашской Республике 243 вида растений подлежат строгой охране с полным исключением сбора.
- Назовите эти растения.
- Как мы с вами можем помочь природе?
V. Кроссворд.
Учитель биологии: А сейчас мы вам предлагаем ответить на вопросы кроссворда.
VI. Таблица.
VII. Итог урока (оценки за урок).
VIII. Рефлексия.
Учитель литературы: У вас на партах лежат листочки трех цветов: зеленые, желтые и зеленые, если вам урок понравился и у вас хорошее настроение в конце урока, возьмите зеленый листок, если что-то не совсем получилось, что-то было непонятно – желтый листочек, если вам было грустно, есть над чем поработать – красный листочек. Предлагаю украсить нашу березу листьями.
Учитель литературы: Мы с вами сегодня на уроке совершили прогулку в осенний, зимний, летний лес. Я видела, что увиденные пейзажи тронули ваши души, восхитили ваше воображение.
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
Мы искренне желаем вам как можно чаще встречаться с красотой в жизни и оставить красивый и памятный след на земле
Учитель биологии: Пусть это будет след любви и доброго отношения к природе. Ведь “Нет ничего изобретательнее, чем природа”, - говорил Цицерон, и мы с ним не можем не согласиться.
IX. Домашнее задание.
Домашнее задание по литературе: выучить наизусть любое стихотворение о природе России, или написать мини-сочинение “В осеннем/зимнем/ лесу”.
Домашнее задание по биологии: подготовить доклад о растении, занесенном в Красную книгу Чувашской Республики, которое произрастает в окрестностях города Новочебоксарска.
Спасибо за урок!
Презентация (частично, т.к. предлаемый материал превышает допустимый для публикации объем)
Комментарии:
Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....
05 12 2025 1:43:22
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....
04 12 2025 9:47:13
Разработка урока в 8-м классе по курсу «Биология. Человек» составлена на основе УМК В.В. Пасечник, в который включен материал о происхождении человека. Разработка включает задания для проверки изученной темы «Систематическое положение человека» и является ее логическим продолжением....
03 12 2025 12:54:14
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 12 2025 4:53:11
Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....
01 12 2025 12:44:47
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
30 11 2025 23:35:24
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
29 11 2025 9:25:29
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
28 11 2025 7:22:19
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
27 11 2025 4:25:30
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
26 11 2025 18:30:31
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
25 11 2025 17:42:30
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
24 11 2025 22:58:17
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
23 11 2025 1:44:53
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
22 11 2025 20:33:32
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
21 11 2025 12:21:59
На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение).
...
20 11 2025 16:37:15
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
19 11 2025 12:55:46
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
18 11 2025 10:12:30
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
17 11 2025 18:37:38
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
16 11 2025 7:58:38
Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....
15 11 2025 17:28:28
Тема о грибах наиболее актуальна для представления учащимся с презентацией. Дети имеют о грибах скудные представления. Презентация к уроку позволяет быстро вспомнить и усвоить материал....
14 11 2025 12:29:52
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
13 11 2025 12:51:10
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
12 11 2025 11:47:59
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
11 11 2025 6:29:55
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
10 11 2025 9:39:16
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
09 11 2025 15:23:41
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
08 11 2025 16:34:19
Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...
07 11 2025 5:44:30
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
06 11 2025 14:57:58
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого".
На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы.
Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
05 11 2025 20:28:24
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
04 11 2025 21:19:16
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
03 11 2025 11:30:59
К отряду Непарнокопытные относятся крупные копытные — лошади, ослы, зебры, носороги и др., у которых хорошо развит третий (средний) палец. Остальные пальцы в ходе эволюции редуцировались....
02 11 2025 22:44:19
Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....
01 11 2025 12:38:35
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
31 10 2025 22:50:43
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
30 10 2025 10:38:16
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
29 10 2025 13:41:28
На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....
28 10 2025 11:24:30
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь.
...
27 10 2025 20:27:10
Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....
26 10 2025 18:39:58
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
25 10 2025 10:44:43
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
24 10 2025 9:15:17
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
23 10 2025 23:27:43
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
22 10 2025 3:29:53
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
21 10 2025 18:41:46
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
20 10 2025 23:18:29
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
19 10 2025 0:49:30
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
18 10 2025 11:31:27
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
17 10 2025 21:47:23
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




