Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"
\"И только аромат цветущих роз -
Летучий пленник, запертый в стекле, -
Напоминает в стужу и мороз о том,
Что лето было на земле.
Свой прежний блеск утратили цветы,
Но сохранили душу красоты.\"
В. Шекспир
Образовательные цели: раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов.
Воспитательные цели: эстетическое воспитание, привитие культуры использования ароматических веществ, парфюмерии.
Оборудование: образцы ароматических растений, баночки с готовыми ароматическими маслами, аромалампа, апельсин, пряности - гвоздика, душистый перец, палочки корицы, ступка и пестик, салфетки, компьютер для демонстрации презентации.
План занятия:
- вступительное слово учителя
- история ароматических веществ
- просмотр презентации
- опытная часть
- ароматерапия, парфюмерия
- заключение
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ход занятия
Сегодня мы совершим с вами путешествие в мир ароматов, ощутим незабываемые ароматы растений и пряностей, попробуем сами выделить ароматические масла, поговорим о том, что такое ароматерапия и зачем человек использовал и тысячи лет назад и сейчас ароматические вещества, о том как они влияют на самочувствие и здоровье человека, а так же какому знаку зодиака какие ароматы лучше всего использовать. Я хочу, чтобы сегодняшнее занятие заставило вас задуматься об огромном мире ароматов и о том, какое большое значение они имеют в жизни человека.
Слово \"аромат\" - слово латинского происхождения, оно означает \"запах\". Более древним является слово \"парфюмерия\" - греческое слово \"дымиться\", \"курить\". История ароматов уходит в глубину веков и тысячелетий. Древнейшие письменные источники указывают на использование благовоний, можжевельника, розы и мирра уже 5 - 6 тыс. лет назад. Еще более 2 тыс. лет назад были описаны действие аира и корицы, а так же их применение в парфюмерии. Много веков назад многие народы отгоняли болезни, злых духов при помощи ароматов, исцеляли больных. Так же женщины, привлекая внимание мужчин в \"амурных делах\" использовали ароматы многих благовоний, приготовленных из самых различных ароматических растений.
Еще 5 тыс. лет назад до н.э. в каждом египетском храме обязательно стояла курительница с ароматическими веществами из мирра и лаванды. Священнослужители готовили благовония и душистые смеси, которые потом использовали в лечебных, культовых целях, а так же в домашнем хозяйстве.
В совершенстве этим искусством владела одна из жен фараона прекраснейшая Нефертити. С помощью запахов она создавала вокруг себя атмосферу то умиротворения, то безудержного веселья. За несколько минут до ее появления воздух в залах наполнялся чарующим ароматом, по которому можно было угадать появление прекраснейшей Нефертити. В Египте по - видимому были изобретены первые в истории человечества духи. Открытые папирусы свидетельствовали о больших успехах египтян в излечении различных заболеваний. Большинство целебных смесей состояли из миррового эфирного масла и меда. Сегодня обнаружено, что мирровое масло способствует излечиванию многих кожных заболеваний и способствует регенерации кожи.
В Древней Греции и Риме жители тоже уделяли много внимания совершенству своего тела, было принято натирать душистыми маслами и косметическими препаратами. Очень ценили масла, полученные из лепестков роз и фиалок. Лепестки роз разбрасывали во время пиров, а в воду для омовения рук добавляли розовое масло. Римляне использовали ароматические вещества в римских банях - термах. Служители терм были просто магами! По несколько часов они умащивали и массировали тело разными благовониями, то погружая в сон, то взбадривая.
В Европе мода на ароматические вещества появилась в эпоху Возрождения - любимыми ароматами были запахи фиалки и жасмина. При дворе Людовика XIV дамы и кавалеры использовали духи в изобилии.
В России была введена мода на духи во времена Петра I. В то время ни одна дама не могла обойтись без флакончика с нюхательной солью, которая спасала как от мигрени, так и от насморка, а так же от переполненных чувств и эмоций на балу.
Значение эфирных масел для лечебных целей и заинтересованности в них со стороны науки открыл в 1920 году французский химик- парфюмер Рене Гаттефоссе. Работая в своей лаборатории, при проведении опыта он получил ожог руки 3-ей степени. Случайно он окунул руку в емкость с лавандовым маслом, в суматохе думая, что это вода. Каково же было его удивление, когда через несколько минут боль от ожога стала утихать и прекратилась. В дальнейшем, делая повязки с лавандовым маслом, обожженная рука быстро зажила, и на коже не осталось никаких рубцов. Исследовав химический состав лавандового масла Рене Гаттефоссе обнаружил большое количество биологически активных веществ, которые обладают уникальными целебными свойствами. Понятие ароматерапия тоже ввел в 1928 году французский химик Рене Гаттефоссе.
В последствии доктор Джин Валне, служивший военным врачом во время второй мировой войны во французской армии, использовал эфирные масла в качестве антисептиков для лечения ран. А в дальнейшем, он добился успехов применяя эфирные масла в лечении туберкулеза, диабета, paка и других заболеваний.
Эфирные масла растений представляют собой жидкость желтоватого или коричневатого цвета, но бывают зеленые и синие эфирные масла. Содержатся летучие эфирные масла в железках растений, встречаются не только в цветах, но и в кожуре плодов, листьях растений и даже в древесине. Содержание эфирных масел колeблется от 0,1 до 10%. Например, в кожуре апельсина около 5%. В листьях герани содержится около 2% эфирных масел. Лепестки роз содержат сотые доли % эфирного масла , а почки гвоздичного дерева - до 20%. Некоторые растения для получения ароматических эфирных масел специально культивируют, их около 3 тыс. видов.
Опыт №1. Надавить пальцами на кусочек кожуры апельсина. На пальцах появится маслянистая жидкость, это и есть эфирные масла с хаpaктерным цитрусовым запахом. Размять в руках лист герани, почувствуете определенный, хаpaктерный запах, что тоже свидетельствует о присутствии эфирных масел.
Опыт № 2. Растереть пестиком в ступке семена душистого горошка, затем нераскрытые бутоны гвоздики, палочку корицы, все они источают ароматы.
Состав эфирных масел чрезвычайно сложен, они состоят из различных спиртов ароматического ряда, альдегидов, кетонов, сложных эфиров, фенольных соединений. Выявлено более 1000 компонентов, входящих в эфирное масло. Основную часть составляют - 1) спирты и их производные - сложные эфиры. Например, гераниол - бесцветный спирт с приятным запахом - определяет аромат гераниевого и розового масел. Хаpaктерный мятный запах придает растениям вторичный спирт - ментол. Именно ментол определяет запахи и холодящий вкус эфирного масла мяты перечной. Этот спирт хорошо растворим в эфире, скипидapе, жирных и эфирных маслах, что позволяет вводить его в различные запаховые композиции. Ландышевый запах обязан своим существованием спирту линалоолу. Этот спирт встречается в эфирных маслах лаванды, кориандра, бергамота. Альдегид цитраль придает эфирным маслам лимонный запах. Он встречается в эфирном масле цитрусовых растений. 2) Фенол анетол, сладковатого вкуса жидкость со своеобразным запахом, входит в состав анисового и фенхелевого масел. Гвоздичный запах придает растениям фенольное соединение эвгенол. Оно определяет запах гвоздичного масла, так же масла базилика. Эфир эвгенола используют для получения синтетического аналога ванили - ванилина.
В состав эфирных масел входят 3) ациклические кетоны. Так, камфара с хаpaктерным резким запахом входит в состав камфорного масла, а так же масел базилика, розмарина, полыни, лаванды и других растений. В состав тминного и укропного масел входит кетон карвон, придающий хаpaктерный \"укропный\" аромат. В состав масла эвкалипта входит кетон пиперитон. Все эти и множество других компонентов в определенных комбинациях и создают неповторимый аромат растений.
Какие же существуют способы извлечения ароматических веществ из растений?
Первый и самый простой способ - это выжимание масла из частей растений, богатых эфирным маслом, можно сделать вручную или при помощи пресса, центрифуги.
Второй способ - экстрагирование пахучих веществ с помощью растворителей. В качестве растворителей можно использовать разогретое оливковое масло или животный жир. В Древнем Риме для создания благовоний с розовым запахом - метод мацерации - цветки роз в льняных мешочках погружали на короткое время в нагретый до 50-70 градусов жир.или оливковое масло, повторяя эту операцию с новыми лепестками 10-15 раз. В результате получалась ароматная помада. Этот способ использовали для роз, лаванды. Ароматические масла можно экстрагировать спиртом и другими растворителями. Третий способ - анфлераж, был придуман во Франции. Анфлераж - это извлечение пахучих веществ из растений твердым животным жиром без нагревания. Пахучие части растений просто укладывают на слой жира в закрытой камере и периодически заменять новыми. Следующий способ - дистилляция, извлечение эфирных масел водным паром. Этот способ был изобретен Авиценной в 11 веке. В настоящее время используют перегонку - вакуумную дистилляцию.
Запахи по разному влияют на организм человека, есть те, которые ему приятны и вызывают чувства удовлетворения, есть те которые вызывают неприятные ощущения. Ароматерапия - это наука об использовании запахов растений для лечения, придания бодрости или, наоборот, успокаивающего расслабления.
Способы использования эфирных масел могут быть различными: 1) ванны с ароматическими веществами 2) ингаляции, паровые ингаляции 3) массажи (эфирные масла при этом разбавляются маслами - носителями, например, кукурузным, персиковым) 4) компрессы 5) ароматизация комнаты с помощью аромалампы или других распылителей, ароматических палочек и свечей.
Более подробно рассмотрим последний способ использования ароматических веществ при помощи аромалампы. Обычно используют в домашних условиях испарители или масляные грелки. Существуют простые испарители и декоративные, ручной работы, так же есть электрические испарители. Все они действуют по одному принципу - в сосуд, или приемник заполненный водой, добавляют капли эфирного ароматического масла и нагревают. Вода испаряется и освобождает аромат масла.
Опыт № 3. Зажигаем свечу в аромалампе и нагреваем воду в испарители, предварительно капнув 5-6 капель любого ароматического масла, например, масла сандалового дерева или герани.
Используя аромалампы нужно быть уверенным, что поместили горелку в безопасное место, чтобы ее не достали дети и домашние животные.
Действие различных ароматических веществ на организм человека различно. Обычно эфирные масла не обладают побочным эффектом, они лечат, стимулируя собственные силы организма. Но людям, страдающим астмой или аллергией нужно осторожно использовать ароматические вещества, предварительно проконсультироваться с врачом.
Спектр действия эфирных масел широк и многообразен, но прежде всего выделяют их антисептические свойства и способность поддерживать у нас душевное равновесие и физическую форму. Эфирные масла обостряют ощущения, и если вы будете применять масла ежедневно, то значительно повысите свой порог восприятия и обретете новый вкус к жизни. Все эфирные масла обладают, как считается, антисептическими свойствами, и, используя масла в аромалампе или в качестве очищающих средств, вы наполните дом приятными ароматами, а также уничтожите присутствующих в воздухе микробов. Включив ароматические вещества в ежедневное потрeбление - в форме средств ухода за кожей, ванн, и массажных смесей, - вы будете не только доставлять себе постоянное удовольствие, но и сделаете важный шаг для поддержания и восстановления здоровья.
Какие эфирные масла и от чего применять?
БЕССОНИЦА:
мелисса, лаванда, герань, нероли, майоран, сандал. иланг-иланг, ромашка, жасмин, горький апельсин, бергамот, базилик, роза, розовое дерево, ладан.ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ: СТРЕСС: УСТАЛОСТЬ: УТОМЛЯЕМОСТЬ
лаванда, валерьяна, мелисса, иланг-иланг, роза, нероли. роза, розовое дерево, сандал, ладан, герань, чабрец, базилик, листья фасоли, розмарин, апельсин, лимон, бергамот, мята, каяпут. можжевельник, розмарин, майоран.АНГИНА: БРОНХИТ:
базилик, чабрец, эвкалипт, лаванда, мята перечная, сосна горная, чайное дерево, анис, каяпут. шалфей, ладан. герань, бергамот, сандал, шалфей, ромашка.ГОЛОВНЫЕ БОЛИ: ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ:
лаванда, майоран, ромашка, роза, мята. эвкалипт, лимон. лаванда, розмарин.ГРИПП, О.Р.З.: НАСМОРК
мята, каяпут, фенхель, ель, лаванда, мелисса, розмарин, шалфей, чабрец, корица, лимон, эвкалипт, ель, ладан. чабрец, корица, гвоздика, шалфей, цитронелла, найоли, имбирь, базилик, сосна горная, чайное дерево.ИЗЖОГА:
мята. перец, лимон, сандал.НЕВРАЛГИИ: НЕВРИТЫ:
ромашка, герань, лаванда, мята, роза, розмарин, лимонник китайский, кипарис, иланг-иланг, сандал. нероли, пачули, мята, жасмин, мaндарин.ПЕРХОТЬ: ПОВРЕЖДЕННЫЕ ВОЛОСЫ:
розовое дерево, герань, сандал, лаванда, апельсин. эвкалипт, розмарин, ромашка, лаванда, мелисса.ПОТЕРЯ АППЕТИТА:
апельсин, цитронелла, бергамот, майоран, анис, мускат, душица, перец, шалфей, лимон.РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК: СУДОРОГИ В ИКРОНОЖНЫХ МЫШЦАХ:
мята, розмарин, лаванда. апельсин, грейпфрут, кипарис, лимон, можжевельник.СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ: УТОМЛЕНИЕ ГЛАЗ:
ромашка, бергамот, сандал, герань, роза. лимонник китайский, чайное дерево, шалфей, розмарин, мята, эвкалипт, каяпут.ТОШНОТА:
лимон, мята перечная, мелисса, базилик, анис, фенхель.УГРЕВАЯ СЫПЬ:
бергамот, каяпут, чайное дерево, эвкалипт, ромашка, можжевельник, сандал.ЯЗВЫ. НАРЫВЫ:
ромашка, лаванда, эвкалипт, бергамот, гвоздика, листья фасоли, каяпут, найоли, пачули, роза.
Кроме широко используемых ароматических частей растений широко используют ряд веществ - усилителей и закрепителей запахов. Некоторые соединения, сами не пахучие, способны усиливать другие запахи. К ним относится масло зародышей пшеницы и масло из копры кокоса. Они усиливают интенсивность аромата парфюмерных изделий. В качестве закрепителей - вещества, повышающие стойкость запаха (т.е. снижающих интенсивность испарения ароматических веществ) в парфюмерии обычно используют продукты животного происхождения - амбру, цибет, мускус и бобровую струю.
Амбра - воскоподобное вещество, которое образуется в пищеварительном тpaкте кашалота. Его периодически находят в тропиках на поверхности морей и океанов в форме кусков неопределенной формы и величины. Собственный запах амбры слабый, он напоминает смесь ладанника, табака и бензойной смолы. В спирте амбра растворяется и усиливает запах, сочетаясь с экстpaктом дубового мха, маслом пачули и другими веществами.
Цибет - мазеобразный секрет специфических желез животных из семейства виверровых - африканской и азиатской циветт. Собственный запах цибета весьма своеобразный и очень неприятный. В спирте цибет растворяется частично. В сильно разбавленных растворах он приобретает мускусный запах и применяется в основном как сильный фиксатор ароматов.
Мускус и бобровая струя - пахучие вещества, которые выpaбатываются железами кабарги и бобра. Эти вещества как закрепители запаха, применяются в сильном разбавлении почти во всех парфюмерных композициях.
Все эти вещества и ароматические части растений используют для изготовления духов. По свидетельству историков примерно в XV веке до н. э. парфюмерию начали использовать не только в религиозных ритуалах, но и на различных праздниках, а египетские женщины с удовольствием применяли искусство обольстительных запахов во время любовных игр.
С течением времени духи распространились по всему \"цивилизованному\" миру - Греция, Рим, арабские страны. Падение Римской империи на время затормозило стремительное развитие парфюмерного искусства, однако в XII столетии в связи с развитием международной торговли, производство и распространение ароматов возобновилось с новой силой.
В XVII веке духи начали пользоваться огромным успехом. В 1656 году во Франции производители духов и перчаток осуществили совместный проект по выпуску ароматических перчаток. Использование парфюма во Франции стало настолько популярным, что даже дворец короля Людовика XV стали называть \"ароматным двором\", поскольку восхитительными запахами там было пропитано буквально все - не только одежда придворных, но и вся мебель. Впрочем, столь активное использование духов было связано не столько с эстетическими чувствами утонченных французов, сколько с бaнaльным стремлением приглушить другие, далеко не столь утонченные запахи, которыми были пропитаны в то время города.
XVIII столетие стало буквально революционным: был изобретен одеколон. Эта освежающая смесь из различных трав - розмарина, бергамота, лимона использовалась, где только можно. Например, ее добавляли в ванну, использовали для полоскания рта и даже как клизму. Примерно в это же время стали появляться разнообразные упаковки для хранения духов, которые приобретали все большую популярность, особенно, после того как во Франции открыли в 1765 году фабрику по производству упаковок-коробок.
Наряду с искусством и промышленностью, парфюмерия также стремительно менялась в течение всего XIX века. Изменения во вкусах и развитие современной химии дало новый толчок в развитии духов. Французская революция нисколько не уменьшила популярность ароматов, наоборот, появились новые запахи и новые названия. Например, \"Парфюм а ля Гильотина\" (\"Parfum a la Guillotine\"). Примерно в то же время барышни стали носить в своих сумочках специальные ароматические коробочки, прообраз современных духов.
В связи с заметно увеличившимся спросом на ароматическую продукцию начали активно развиваться отрасли по производству сырья для производства духов. А крупнейшим мировым центром по производству парфюмерии стал Париж. Фирмы с мировым именем, организованные в те далекие времена, известны и по сей день - Lubin, Roger & Gallet, Guerlain.
В скором времени остро встал вопрос хранения духов с стеклянных бутылочках. Производитель парфюмерной продукции Francois Coty, на пару со своим товарищем Rene Lalique начали поставлять флаконы для таких известных марок как Guerlain, D\\\'Orsay, Lubin, Molinard, Roger & Gallet и других. Появилась также фирма Баккара (Baccarat), приобретшая известность как производитель флаконов для Mitsouko (Guerlain), Shalimar (Guerlain) и других, а компания Бросс (Brosse) создала знаменитый флакончик для самого популярного аромата Шанель №5, созданного в далеком 1921 году великой мадемуазель Коко Шанель. До сих пор Шанель №5 является одним из самых популярных и любимых ароматов во всем мире.
Сегодня на рынке духов огромное разнообразие выбора, известно более двадцати тысяч ароматов. За все время своего существования парфюмерная промышленность подверглась большим изменениям в технике, материале, стилистике.
Однажды к Богу пришел мужчина и попросил сотворить женщину. Бог взял аромат цветов, немного лучей солнца, задумчивую грусть луны, ласковый взгляд серны, трепет лани, кротость гoлyбя, грациозность лебедя, легкость воздуха, свежесть воды. А во избежание приторности добавил непостоянство майского ветра, болтливость сороки, слезоточивость облаков и все ужасы грозы и молнии. Все смешал, и получилась женщина.
Сегодня мы с вами попытались заглянуть в греческие храмы, римские купальницы, в лабораторию французского химика, заглянуть в загадочный мир ароматов. Попробовали сами добыть эфирные масла из кожуры апельсина, вдыхали аромат растертой корицы и душистого перца, так же вдыхали ароматы жасмина из аромалампы. Говорили об огромном значении ароматических веществ в жизни, для здоровья и хорошего настроения человека.
Используемые источники информации:
- газета \"Биология в школе\" № 17, 2001г.
- газета \"Биология в школе\" № 18, 2001г.
- сайт в Интернете: http: // click. Bequn. ru / click, jsp.
- http: // www. Fashionista. ru / ccount / click.
Комментарии:
Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...
27 11 2024 11:14:54
Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...
26 11 2024 7:33:13
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
25 11 2024 21:21:56
Большое внимание при изучении курса «Биология» уделяется проведению пpaктических и лабораторных работ. В классах среднего звена пpaктическая часть включена в материал учебника (программа В.В.Пасечника), а для 10–11-го класса – нет. Предлагаю для рассмотрения лабораторные работы: «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой», «Определение крахмала в растительных тканях», «Наблюдение явления плазмолиза и деплазмолиза» и другие....
24 11 2024 5:25:26
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
23 11 2024 1:54:15
Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с пpaктикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....
22 11 2024 16:29:29
Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке «Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....
21 11 2024 13:53:17
При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....
20 11 2024 12:27:25
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
19 11 2024 15:54:30
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...
18 11 2024 20:54:52
Для захвата листьев, травы, других зеленых растений жвачные используют губы, язык, зубы. На верхней челюсти нет резцов, но она оснащена жестким мозолистым валиком, коренные зубы на поверхности имеют лунку, такое строение позволяет активно поглощать и перетирать растительную еду....
17 11 2024 8:43:45
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...
16 11 2024 19:10:54
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
15 11 2024 9:42:17
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
14 11 2024 4:37:16
Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....
13 11 2024 1:12:26
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
12 11 2024 7:36:29
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
11 11 2024 16:46:13
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
10 11 2024 18:50:34
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
09 11 2024 5:37:15
Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...
08 11 2024 21:30:17
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
07 11 2024 7:29:57
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
06 11 2024 22:13:10
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
05 11 2024 4:21:53
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
04 11 2024 16:24:38
С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...
03 11 2024 0:26:52
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
02 11 2024 19:44:30
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
01 11 2024 4:20:19
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
31 10 2024 8:36:45
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
30 10 2024 11:24:34
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
29 10 2024 8:15:27
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
28 10 2024 9:49:51
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
27 10 2024 17:48:52
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
26 10 2024 20:55:48
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...
25 10 2024 16:40:42
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...
24 10 2024 8:35:29
Предложенный материал поможет приобщить детей к театральному искусству и в игровой форме задуматься над серьезными экологическими проблемами. В выступлении могут использоваться как специально подготовленные костюмы, так и элементы костюмов, что не уменьшит художественной ценности и зрелищности постановки....
23 10 2024 7:26:16
Учащиеся самостоятельно открывают третий закон Г.Менделя. При этом отpaбатываются навыки решения генетических задач, полученные в 9-м классе. Задачи учителя осуществлять контроль и оказывать помощь при затруднении в решении задач и формулировке выводов....
22 10 2024 21:29:43
Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...
21 10 2024 15:42:54
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах. ...
20 10 2024 6:31:43
Методическая задача: место пoлoвoго воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....
19 10 2024 1:20:33
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
18 10 2024 7:20:51
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
17 10 2024 10:17:49
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
16 10 2024 20:11:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
15 10 2024 13:38:28
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
14 10 2024 4:21:53
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
13 10 2024 16:49:54
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
12 10 2024 6:52:58
Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....
11 10 2024 17:22:54
Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...
10 10 2024 22:17:14
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
09 10 2024 9:34:36
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::