Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Элективный курс "Как прожить до ста лет" на тему "Ароматические вещества и их значение для человека"

Источник:


"И только аромат цветущих роз -
Летучий пленник, запертый в стекле, -
Напоминает в стужу и мороз о том,
Что лето было на земле.
Свой прежний блеск утратили цветы,
Но сохранили душу красоты."
В. Шекспир

Образовательные цели: раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов.

Воспитательные цели: эстетическое воспитание, привитие культуры использования ароматических веществ, парфюмерии.

Оборудование: образцы ароматических растений, баночки с готовыми ароматическими маслами, аромалампа, апельсин, пряности - гвоздика, душистый перец, палочки корицы, ступка и пестик, салфетки, компьютер для демонстрации презентации.

План занятия:

  • вступительное слово учителя
  • история ароматических веществ
  • просмотр презентации
  • опытная часть
  • ароматерапия, парфюмерия
  • заключение

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Ход занятия

Сегодня мы совершим с вами путешествие в мир ароматов, ощутим незабываемые ароматы растений и пряностей, попробуем сами выделить ароматические масла, поговорим о том, что такое ароматерапия и зачем человек использовал и тысячи лет назад и сейчас ароматические вещества, о том как они влияют на самочувствие и здоровье человека, а так же какому знаку зодиака какие ароматы лучше всего использовать. Я хочу, чтобы сегодняшнее занятие заставило вас задуматься об огромном мире ароматов и о том, какое большое значение они имеют в жизни человека.

Слово "аромат" - слово латинского происхождения, оно означает "запах". Более древним является слово "парфюмерия" - греческое слово "дымиться", "курить". История ароматов уходит в глубину веков и тысячелетий. Древнейшие письменные источники указывают на использование благовоний, можжевельника, розы и мирра уже 5 - 6 тыс. лет назад. Еще более 2 тыс. лет назад были описаны действие аира и корицы, а так же их применение в парфюмерии. Много веков назад многие народы отгоняли болезни, злых духов при помощи ароматов, исцеляли больных. Так же женщины, привлекая внимание мужчин в "амурных делах" использовали ароматы многих благовоний, приготовленных из самых различных ароматических растений.

Еще 5 тыс. лет назад до н.э. в каждом египетском храме обязательно стояла курительница с ароматическими веществами из мирра и лаванды. Священнослужители готовили благовония и душистые смеси, которые потом использовали в лечебных, культовых целях, а так же в домашнем хозяйстве.

В совершенстве этим искусством владела одна из жен фараона прекраснейшая Нефертити. С помощью запахов она создавала вокруг себя атмосферу то умиротворения, то безудержного веселья. За несколько минут до ее появления воздух в залах наполнялся чарующим ароматом, по которому можно было угадать появление прекраснейшей Нефертити. В Египте по - видимому были изобретены первые в истории человечества духи. Открытые папирусы свидетельствовали о больших успехах египтян в излечении различных заболеваний. Большинство целебных смесей состояли из миррового эфирного масла и меда. Сегодня обнаружено, что мирровое масло способствует излечиванию многих кожных заболеваний и способствует регенерации кожи.

В Древней Греции и Риме жители тоже уделяли много внимания совершенству своего тела, было принято натирать душистыми маслами и косметическими препаратами. Очень ценили масла, полученные из лепестков роз и фиалок. Лепестки роз разбрасывали во время пиров, а в воду для омовения рук добавляли розовое масло. Римляне использовали ароматические вещества в римских банях - термах. Служители терм были просто магами! По несколько часов они умащивали и массировали тело разными благовониями, то погружая в сон, то взбадривая.

В Европе мода на ароматические вещества появилась в эпоху Возрождения - любимыми ароматами были запахи фиалки и жасмина. При дворе Людовика XIV дамы и кавалеры использовали духи в изобилии.

В России была введена мода на духи во времена Петра I. В то время ни одна дама не могла обойтись без флакончика с нюхательной солью, которая спасала как от мигрени, так и от насморка, а так же от переполненных чувств и эмоций на балу.

Значение эфирных масел для лечебных целей и заинтересованности в них со стороны науки открыл в 1920 году французский химик- парфюмер Рене Гаттефоссе. Работая в своей лаборатории, при проведении опыта он получил ожог руки 3-ей степени. Случайно он окунул руку в емкость с лавандовым маслом, в суматохе думая, что это вода. Каково же было его удивление, когда через несколько минут боль от ожога стала утихать и прекратилась. В дальнейшем, делая повязки с лавандовым маслом, обожженная рука быстро зажила, и на коже не осталось никаких рубцов. Исследовав химический состав лавандового масла Рене Гаттефоссе обнаружил большое количество биологически активных веществ, которые обладают уникальными целебными свойствами. Понятие ароматерапия тоже ввел в 1928 году французский химик Рене Гаттефоссе.

В последствии доктор Джин Валне, служивший военным врачом во время второй мировой войны во французской армии, использовал эфирные масла в качестве антисептиков для лечения ран. А в дальнейшем, он добился успехов применяя эфирные масла в лечении туберкулеза, диабета, paка и других заболеваний.

Эфирные масла растений представляют собой жидкость желтоватого или коричневатого цвета, но бывают зеленые и синие эфирные масла. Содержатся летучие эфирные масла в железках растений, встречаются не только в цветах, но и в кожуре плодов, листьях растений и даже в древесине. Содержание эфирных масел колeблется от 0,1 до 10%. Например, в кожуре апельсина около 5%. В листьях герани содержится около 2% эфирных масел. Лепестки роз содержат сотые доли % эфирного масла , а почки гвоздичного дерева - до 20%. Некоторые растения для получения ароматических эфирных масел специально культивируют, их около 3 тыс. видов.

Опыт №1. Надавить пальцами на кусочек кожуры апельсина. На пальцах появится маслянистая жидкость, это и есть эфирные масла с хаpaктерным цитрусовым запахом. Размять в руках лист герани, почувствуете определенный, хаpaктерный запах, что тоже свидетельствует о присутствии эфирных масел.

Опыт № 2. Растереть пестиком в ступке семена душистого горошка, затем нераскрытые бутоны гвоздики, палочку корицы, все они источают ароматы.

Состав эфирных масел чрезвычайно сложен, они состоят из различных спиртов ароматического ряда, альдегидов, кетонов, сложных эфиров, фенольных соединений. Выявлено более 1000 компонентов, входящих в эфирное масло. Основную часть составляют - 1) спирты и их производные - сложные эфиры. Например, гераниол - бесцветный спирт с приятным запахом - определяет аромат гераниевого и розового масел. Хаpaктерный мятный запах придает растениям вторичный спирт - ментол. Именно ментол определяет запахи и холодящий вкус эфирного масла мяты перечной. Этот спирт хорошо растворим в эфире, скипидapе, жирных и эфирных маслах, что позволяет вводить его в различные запаховые композиции. Ландышевый запах обязан своим существованием спирту линалоолу. Этот спирт встречается в эфирных маслах лаванды, кориандра, бергамота. Альдегид цитраль придает эфирным маслам лимонный запах. Он встречается в эфирном масле цитрусовых растений. 2) Фенол анетол, сладковатого вкуса жидкость со своеобразным запахом, входит в состав анисового и фенхелевого масел. Гвоздичный запах придает растениям фенольное соединение эвгенол. Оно определяет запах гвоздичного масла, так же масла базилика. Эфир эвгенола используют для получения синтетического аналога ванили - ванилина.

В состав эфирных масел входят 3) ациклические кетоны. Так, камфара с хаpaктерным резким запахом входит в состав камфорного масла, а так же масел базилика, розмарина, полыни, лаванды и других растений. В состав тминного и укропного масел входит кетон карвон, придающий хаpaктерный "укропный" аромат. В состав масла эвкалипта входит кетон пиперитон. Все эти и множество других компонентов в определенных комбинациях и создают неповторимый аромат растений.

Какие же существуют способы извлечения ароматических веществ из растений?

Первый и самый простой способ - это выжимание масла из частей растений, богатых эфирным маслом, можно сделать вручную или при помощи пресса, центрифуги.

Второй способ - экстрагирование пахучих веществ с помощью растворителей. В качестве растворителей можно использовать разогретое оливковое масло или животный жир. В Древнем Риме для создания благовоний с розовым запахом - метод мацерации - цветки роз в льняных мешочках погружали на короткое время в нагретый до 50-70 градусов жир.или оливковое масло, повторяя эту операцию с новыми лепестками 10-15 раз. В результате получалась ароматная помада. Этот способ использовали для роз, лаванды. Ароматические масла можно экстрагировать спиртом и другими растворителями. Третий способ - анфлераж, был придуман во Франции. Анфлераж - это извлечение пахучих веществ из растений твердым животным жиром без нагревания. Пахучие части растений просто укладывают на слой жира в закрытой камере и периодически заменять новыми. Следующий способ - дистилляция, извлечение эфирных масел водным паром. Этот способ был изобретен Авиценной в 11 веке. В настоящее время используют перегонку - вакуумную дистилляцию.

Запахи по разному влияют на организм человека, есть те, которые ему приятны и вызывают чувства удовлетворения, есть те которые вызывают неприятные ощущения. Ароматерапия - это наука об использовании запахов растений для лечения, придания бодрости или, наоборот, успокаивающего расслабления.

Способы использования эфирных масел могут быть различными: 1) ванны с ароматическими веществами 2) ингаляции, паровые ингаляции 3) массажи (эфирные масла при этом разбавляются маслами - носителями, например, кукурузным, персиковым) 4) компрессы 5) ароматизация комнаты с помощью аромалампы или других распылителей, ароматических палочек и свечей.

Более подробно рассмотрим последний способ использования ароматических веществ при помощи аромалампы. Обычно используют в домашних условиях испарители или масляные грелки. Существуют простые испарители и декоративные, ручной работы, так же есть электрические испарители. Все они действуют по одному принципу - в сосуд, или приемник заполненный водой, добавляют капли эфирного ароматического масла и нагревают. Вода испаряется и освобождает аромат масла.

Опыт № 3. Зажигаем свечу в аромалампе и нагреваем воду в испарители, предварительно капнув 5-6 капель любого ароматического масла, например, масла сандалового дерева или герани.

Используя аромалампы нужно быть уверенным, что поместили горелку в безопасное место, чтобы ее не достали дети и домашние животные.

Действие различных ароматических веществ на организм человека различно. Обычно эфирные масла не обладают побочным эффектом, они лечат, стимулируя собственные силы организма. Но людям, страдающим астмой или аллергией нужно осторожно использовать ароматические вещества, предварительно проконсультироваться с врачом.

Спектр действия эфирных масел широк и многообразен, но прежде всего выделяют их антисептические свойства и способность поддерживать у нас душевное равновесие и физическую форму. Эфирные масла обостряют ощущения, и если вы будете применять масла ежедневно, то значительно повысите свой порог восприятия и обретете новый вкус к жизни. Все эфирные масла обладают, как считается, антисептическими свойствами, и, используя масла в аромалампе или в качестве очищающих средств, вы наполните дом приятными ароматами, а также уничтожите присутствующих в воздухе микробов. Включив ароматические вещества в ежедневное потрeбление - в форме средств ухода за кожей, ванн, и массажных смесей, - вы будете не только доставлять себе постоянное удовольствие, но и сделаете важный шаг для поддержания и восстановления здоровья.

Какие эфирные масла и от чего применять?

БЕССОНИЦА:
мелисса, лаванда, герань, нероли, майоран, сандал. иланг-иланг, ромашка, жасмин, горький апельсин, бергамот, базилик, роза, розовое дерево, ладан.

ПЕРЕВОЗБУЖДЕНИЕ: СТРЕСС: УСТАЛОСТЬ: УТОМЛЯЕМОСТЬ
лаванда, валерьяна, мелисса, иланг-иланг, роза, нероли. роза, розовое дерево, сандал, ладан, герань, чабрец, базилик, листья фасоли, розмарин, апельсин, лимон, бергамот, мята, каяпут. можжевельник, розмарин, майоран.

АНГИНА: БРОНХИТ:
базилик, чабрец, эвкалипт, лаванда, мята перечная, сосна горная, чайное дерево, анис, каяпут. шалфей, ладан. герань, бергамот, сандал, шалфей, ромашка.

ГОЛОВНЫЕ БОЛИ: ГОЛОВОКРУЖЕНИЯ:
лаванда, майоран, ромашка, роза, мята. эвкалипт, лимон. лаванда, розмарин.

ГРИПП, О.Р.З.: НАСМОРК
мята, каяпут, фенхель, ель, лаванда, мелисса, розмарин, шалфей, чабрец, корица, лимон, эвкалипт, ель, ладан. чабрец, корица, гвоздика, шалфей, цитронелла, найоли, имбирь, базилик, сосна горная, чайное дерево.

ИЗЖОГА:
мята. перец, лимон, сандал.

НЕВРАЛГИИ: НЕВРИТЫ:
ромашка, герань, лаванда, мята, роза, розмарин, лимонник китайский, кипарис, иланг-иланг, сандал. нероли, пачули, мята, жасмин, мaндарин.

ПЕРХОТЬ: ПОВРЕЖДЕННЫЕ ВОЛОСЫ:
розовое дерево, герань, сандал, лаванда, апельсин. эвкалипт, розмарин, ромашка, лаванда, мелисса.

ПОТЕРЯ АППЕТИТА:
апельсин, цитронелла, бергамот, майоран, анис, мускат, душица, перец, шалфей, лимон.

РАСТЯЖЕНИЕ СВЯЗОК: СУДОРОГИ В ИКРОНОЖНЫХ МЫШЦАХ:
мята, розмарин, лаванда. апельсин, грейпфрут, кипарис, лимон, можжевельник.

СНИЖЕНИЕ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ: УТОМЛЕНИЕ ГЛАЗ:
ромашка, бергамот, сандал, герань, роза. лимонник китайский, чайное дерево, шалфей, розмарин, мята, эвкалипт, каяпут.

ТОШНОТА:
лимон, мята перечная, мелисса, базилик, анис, фенхель.

УГРЕВАЯ СЫПЬ:
бергамот, каяпут, чайное дерево, эвкалипт, ромашка, можжевельник, сандал.

ЯЗВЫ. НАРЫВЫ:
ромашка, лаванда, эвкалипт, бергамот, гвоздика, листья фасоли, каяпут, найоли, пачули, роза.

Кроме широко используемых ароматических частей растений широко используют ряд веществ - усилителей и закрепителей запахов. Некоторые соединения, сами не пахучие, способны усиливать другие запахи. К ним относится масло зародышей пшеницы и масло из копры кокоса. Они усиливают интенсивность аромата парфюмерных изделий. В качестве закрепителей - вещества, повышающие стойкость запаха (т.е. снижающих интенсивность испарения ароматических веществ) в парфюмерии обычно используют продукты животного происхождения - амбру, цибет, мускус и бобровую струю.

Амбра - воскоподобное вещество, которое образуется в пищеварительном тpaкте кашалота. Его периодически находят в тропиках на поверхности морей и океанов в форме кусков неопределенной формы и величины. Собственный запах амбры слабый, он напоминает смесь ладанника, табака и бензойной смолы. В спирте амбра растворяется и усиливает запах, сочетаясь с экстpaктом дубового мха, маслом пачули и другими веществами.

Цибет - мазеобразный секрет специфических желез животных из семейства виверровых - африканской и азиатской циветт. Собственный запах цибета весьма своеобразный и очень неприятный. В спирте цибет растворяется частично. В сильно разбавленных растворах он приобретает мускусный запах и применяется в основном как сильный фиксатор ароматов.

Мускус и бобровая струя - пахучие вещества, которые выpaбатываются железами кабарги и бобра. Эти вещества как закрепители запаха, применяются в сильном разбавлении почти во всех парфюмерных композициях.

Все эти вещества и ароматические части растений используют для изготовления духов. По свидетельству историков примерно в XV веке до н. э. парфюмерию начали использовать не только в религиозных ритуалах, но и на различных праздниках, а египетские женщины с удовольствием применяли искусство обольстительных запахов во время любовных игр.

С течением времени духи распространились по всему "цивилизованному" миру - Греция, Рим, арабские страны. Падение Римской империи на время затормозило стремительное развитие парфюмерного искусства, однако в XII столетии в связи с развитием международной торговли, производство и распространение ароматов возобновилось с новой силой.

В XVII веке духи начали пользоваться огромным успехом. В 1656 году во Франции производители духов и перчаток осуществили совместный проект по выпуску ароматических перчаток. Использование парфюма во Франции стало настолько популярным, что даже дворец короля Людовика XV стали называть "ароматным двором", поскольку восхитительными запахами там было пропитано буквально все - не только одежда придворных, но и вся мебель. Впрочем, столь активное использование духов было связано не столько с эстетическими чувствами утонченных французов, сколько с бaнaльным стремлением приглушить другие, далеко не столь утонченные запахи, которыми были пропитаны в то время города.

XVIII столетие стало буквально революционным: был изобретен одеколон. Эта освежающая смесь из различных трав - розмарина, бергамота, лимона использовалась, где только можно. Например, ее добавляли в ванну, использовали для полоскания рта и даже как клизму. Примерно в это же время стали появляться разнообразные упаковки для хранения духов, которые приобретали все большую популярность, особенно, после того как во Франции открыли в 1765 году фабрику по производству упаковок-коробок.

Наряду с искусством и промышленностью, парфюмерия также стремительно менялась в течение всего XIX века. Изменения во вкусах и развитие современной химии дало новый толчок в развитии духов. Французская революция нисколько не уменьшила популярность ароматов, наоборот, появились новые запахи и новые названия. Например, "Парфюм а ля Гильотина" ("Parfum a la Guillotine"). Примерно в то же время барышни стали носить в своих сумочках специальные ароматические коробочки, прообраз современных духов.

В связи с заметно увеличившимся спросом на ароматическую продукцию начали активно развиваться отрасли по производству сырья для производства духов. А крупнейшим мировым центром по производству парфюмерии стал Париж. Фирмы с мировым именем, организованные в те далекие времена, известны и по сей день - Lubin, Roger & Gallet, Guerlain.

В скором времени остро встал вопрос хранения духов с стеклянных бутылочках. Производитель парфюмерной продукции Francois Coty, на пару со своим товарищем Rene Lalique начали поставлять флаконы для таких известных марок как Guerlain, D\'Orsay, Lubin, Molinard, Roger & Gallet и других. Появилась также фирма Баккара (Baccarat), приобретшая известность как производитель флаконов для Mitsouko (Guerlain), Shalimar (Guerlain) и других, а компания Бросс (Brosse) создала знаменитый флакончик для самого популярного аромата Шанель №5, созданного в далеком 1921 году великой мадемуазель Коко Шанель. До сих пор Шанель №5 является одним из самых популярных и любимых ароматов во всем мире.

Сегодня на рынке духов огромное разнообразие выбора, известно более двадцати тысяч ароматов. За все время своего существования парфюмерная промышленность подверглась большим изменениям в технике, материале, стилистике.

Однажды к Богу пришел мужчина и попросил сотворить женщину. Бог взял аромат цветов, немного лучей солнца, задумчивую грусть луны, ласковый взгляд серны, трепет лани, кротость гoлyбя, грациозность лебедя, легкость воздуха, свежесть воды. А во избежание приторности добавил непостоянство майского ветра, болтливость сороки, слезоточивость облаков и все ужасы грозы и молнии. Все смешал, и получилась женщина.

Сегодня мы с вами попытались заглянуть в греческие храмы, римские купальницы, в лабораторию французского химика, заглянуть в загадочный мир ароматов. Попробовали сами добыть эфирные масла из кожуры апельсина, вдыхали аромат растертой корицы и душистого перца, так же вдыхали ароматы жасмина из аромалампы. Говорили об огромном значении ароматических веществ в жизни, для здоровья и хорошего настроения человека.

Используемые источники информации:

  • газета "Биология в школе" № 17, 2001г.
  • газета "Биология в школе" № 18, 2001г.
  • сайт в Интернете: http: // click. Bequn. ru / click, jsp.
  • http: // www. Fashionista. ru / ccount / click.


Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

15 05 2022 11:54:40

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

14 05 2022 18:20:14

Питание. Особенности питания растительного организма


    Питание. Особенности питания растительного организма

      Урок посвящён изучению нового материала по программе Н.И. Сонина. Цель урока: формирование понятия о воздушном и почвенном питании растений, понимание роли питания в жизни растений....

13 05 2022 4:51:54

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

12 05 2022 2:55:40

Роль собаки в жизни человека


    Роль собаки в жизни человека

      В статье рассматривается роль собаки в жизни человека. В разные периоды времени собака сопровождала человека. В последнее время получила развитие канистерапия – лечение с помощью собак....

11 05 2022 18:40:31

Мастер-класс "Зеркало организма"


    Мастер-класс "Зеркало организма"

      Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

10 05 2022 15:18:20

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

09 05 2022 7:16:15

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

08 05 2022 10:23:33

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"


    Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

      Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: «Кровообращение», «Дыхание» и «Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

07 05 2022 1:24:20

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

06 05 2022 23:58:53

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

05 05 2022 20:50:58

Экологический учебный проект "Райский сад"


    Экологический учебный проект "Райский сад"

      Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...

04 05 2022 3:55:25

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика

Системы органов млекопитающих. Описание и хаpaктеристика По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....

03 05 2022 17:41:57

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

02 05 2022 20:23:12

Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"


    Урок в 7-м классе "Подтип Позвоночные. Рыбы — водные позвоночные животные"

      Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....

01 05 2022 20:58:27

Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани


    Описание научно-методического опыта исследовательской деятельности учащихся в гимназии № 122 г. Казани

      Проектная деятельность даст возможность выйти за рамки урока и представить изучаемую проблему с разных точек зрения. Ребята учатся основам научного эксперимента, определению задач работы, выбору методов изучения данной темы, обобщению полученных результатов, способам презентации исследования. О результативности проектной деятельности свидетельствует и успех в научной работе учеников, поступивших в высшие учебные заведения. Здоровье человека закладывается в детстве, что определяет важное значение исследования детской популяции. При этом здоровье рассматривается как способность детского организма в процессе роста и развития адаптироваться к условиям жизни. ...

30 04 2022 7:59:37

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

29 04 2022 8:24:17

Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»


    Открытый урок по биологии на тему "Пoлoвoе размножение животных», 6-й класс, учебник Н.И. Сонина «Биология. Живой организм»

      Разработка урока, цели которого — сформировать понятия о формах пoлoвoго размножения, участии пoлoвых желез в пoлoвoм размножении животных; познакомить с процессом оплодотворения и его видами....

28 04 2022 18:58:12

Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время


    Использование современных образовательных технологий на уроках биологии и во внеурочное время

      Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....

27 04 2022 13:44:47

Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)


    Генеалогия как метод изучения наследственности человека (защита проектов)

      Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....

26 04 2022 8:38:47

Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"


    Разработка урока по теме "Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Особенности внешнего строения и передвижения пресмыкающихся"

      Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....

25 04 2022 17:23:47

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

24 04 2022 0:40:56

Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"


    Разработка урока по биологии с использованием педагогической технологии В.М. Монахова. Тема: "Растения в нашем доме"

      Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...

23 04 2022 4:23:41

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

22 04 2022 0:41:32

Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"


    Разработка урока в 11-м классе по теме "Биотические связи между организмами"

      Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....

21 04 2022 20:52:12

Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Урок-игра "Путешествие по экологической тропе"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие по экологической тропе" проводится между классами одной параллели (6-х классов). Комaнды придумывают название, эмблему, девиз. Каждый класс выбирает комaнду из 5 человек. Комaнда, ответив на загадки и шуточные вопросы, получает маршрутный лист и начинает своё путешествие по экологической тропе. Ребята проходят этапы, на которых выполняют определённые задания. Консультанты (старшеклассники) проверяют задания и выставляют баллы в маршрутный лист. Затем члeны жюри подводят общий итог. В это время с болельщиками проводится викторина, и ребята, отвечая на вопросы, заpaбатывают дополнительные баллы своей комaнде. ...

20 04 2022 9:18:42

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

19 04 2022 2:43:52

Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"


    Урок в 6-м классе "Корень — якорь и насос"

      Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....

18 04 2022 13:43:38

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

17 04 2022 2:53:33

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс


    "Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

      Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

16 04 2022 22:45:14

Тайны зарождения жизни человека


    Тайны зарождения жизни человека

      Данная тема изучается в четвертой четверти в 8-м классе. Тема чрезвычайно познавательна и интересна для учащихся, т.к. многие из них, выйдя из стен школы, напрямую сталкиваются с проблемами, изложенными в уроке. Урок учит человеколюбию, уважительному отношению к женщине, детям....

15 04 2022 1:12:52

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

14 04 2022 12:13:26

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"


    Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

      Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

13 04 2022 9:15:35

Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"


    Игра "Умники и умницы" по теме "Охрана окружающей среды"

      Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....

12 04 2022 10:30:59

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Эры и периоды в развитии жизни на Земле Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

11 04 2022 14:55:45

Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников


    Элективный курс "Пpaктическая экология" как средство формирования экологической культуры школьников

      Урок формирует образовательную среду, способствующую повышению интереса школьников к решению острых экологических проблем, расширению и углублению знаний по экологии. Пpaктическая направленность курса предусматривает со стороны учащихся овладение умениями создавать модели экосистем, определять состояние природных и искусственных биогеоценозов, оказывать посильную помощь в их охране и поддержании в надлежащем виде, соблюдать правила поведения в природе, пропагандировать бережное отношение к ней....

10 04 2022 16:10:24

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

09 04 2022 11:21:55

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости

Свертываемость крови. Стадии гемостаза, факторы свертываемости Свертывание крови – физиологический процесс, предотвращающий выход плазмы и клеток крови из кровеносного русла, путем поддержания целостности сосудистой стенки....

08 04 2022 14:31:46

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

07 04 2022 12:14:15

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

06 04 2022 0:58:21

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

05 04 2022 4:21:18

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

04 04 2022 5:15:41

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

03 04 2022 14:41:38

Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы


    Урок "Строение клетки" с использованием технологии групповой работы

      Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...

02 04 2022 23:10:42

Путешествие по Солнечной системе


    Путешествие по Солнечной системе

      Это урок промежуточного повторения и контроля знаний, проводится после изучения всех планет Солнечной системы. Урок проходит в игровой форме. Большое количество репродуктивных заданий и подсказок на доске поможет справиться с материалом даже самому учащемуся. ...

01 04 2022 19:43:42

Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии


    Повышение качества знаний обучающихся на уроках биологии

      Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....

31 03 2022 22:42:31

Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников


    Исследовательская и проектная деятельность учащихся как один из фрагментов экологического воспитания школьников

      Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....

30 03 2022 21:33:12

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

29 03 2022 15:55:43

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

28 03 2022 2:40:23

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

27 03 2022 11:12:10

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::