Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса
Сфера использования: Работа может быть использована руководителями элективных курсов для изучения биологии на предпрофильном уровне, включающих методические рекомендации, которые позволяют наиболее эффективно организовать образовательный процесс, а также материал может быть использован при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии.
Круг пользователей: учителя биологии, студенты, учащиеся 9 класса.
Цели разработки:
1. Изучить функциональные возможности
организма человека.
2.Уметь применять полученные знания в
современной жизни.
3.Вызвать интерес к биологии, желание изучать
данный предмет в средней (полной) школе.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
1.Расширить и углубить знания учащихся о
функциональных возможностях организма человека.
2.Активизировать познавательную деятельность
учащихся в области углубления знаний о здоровом
образе жизни и сохранении здоровья.
3.Обучить приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию
любознательности и интереса к предмету.
4.Учить обсуждать результаты исследований,
формировать выводы.
5.Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Ожидаемые результаты от внедрения:
1.Рост творческой работы учащихся с
литературой, информацией на электронных
носителях и сети Интернет.
2.Формирование умений конспектирования,
публичного выступления.
3.Открытие широких возможностей для развития
общих и специальных знаний, понимания связей
между естественными и гуманитарными науками.
4.Повышения интереса учащихся к изучению, что
поможет определиться с выбором профессии, своего
места в обществе, а может быть, и в науке.
Обоснование актуальности и новизна разработки:
Новые социально-экономические условия и тенденции развития требуют существенного совершенствования образования в нашей стране. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года записано:
“Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности”.
С 2005 года школа работает в условиях эксперимента по внедрению культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей и эксперимента по реализации профильного обучения.
В рамках республиканской экспериментальной площадки, созданной на базе школы “Внедрение инноваций как фактор формирования социальной мобильности учащихся общеобразовательной школы”. Своим проектом помогаю ученику в выборе профиля и адаптироваться в новой обстановке. В Медведевских школах нет биологического профиля обучения и, чтобы развить интерес учащихся, нужно вводить предпрофильное обучение, т. е. элективный курс “Функциональные возможности организма человека”.
Одним из условий формирования социальной мобильности учащихся является внедрение эффективных педагогических технологий. Одновременно с культуровоспитывающей технологией дифференцированного обучения по интересам детей, профильным обучением необходимо внедрять здоровье-сберегающие технологии, технологию социального проектирования. Данные технологии как нельзя лучше способствуют социальной адаптации учащихся.
Другим условием развития социальной мобильности учащихся является психологическое сопровождение инновационной деятельности. Педагог-исследователь способен по-новому взглянуть на личность ребенка и помочь ему в социальном становлении в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой.
Сроки реализации проекта: 2005-2007гг.
Этапы реализации проекта:
1этап – диагностико-проектировочный: апрель 2005г.
Цель: обеспечение условий для проведения эксперимента.
Содержание:
- изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта по проблемам социализации личности учащихся;
- создание необходимой материально-технической, учебно-методической базы;
- проектирование эксперимента.
2этап – пpaктический: 2005-2007гг.
Цель: введение курса.
Содержание:
- отработка методики преподавания элективного курса;
- приобретение новых знаний и умений;
- применение теоретических знаний на пpaктике;
- осуществление реферативной работы учащимися;
- создание проектов и презентаций
3этап – обобщающий: 2007г.
Цель: обобщить, полученные в ходе реализации проекта результаты эксперимента и разработать методические рекомендации для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.
Содержание:
- анализ и обобщение полученных результатов;
- анкетирование и оформление результатов.
Результаты реализации:
Проанализировав результаты анкетирования среди 59 учащихся, можно сделать следующие выводы:
Хотели бы вы продолжить наши занятия?
“Да”-49человек; “нет”- 5человек; “затрудняюсь ответить”-5человек.
А также учащиеся писали отзывы в районную газету “Вести” и в школьную газету “Отражение” (отчет элективного курса прилагается).
Пояснительная записка
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние человека. В связи с этим возрастает роль биологии как учебного предмета расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.
Программа позволяет реализовать связь теоретических и пpaктических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении здоровья.
Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой – либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией, ветеринарией, биотехнологией и др.) и соответствующего профиля обучения.
Курс должен помочь школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути и стимулировать развитие познавательного интереса, связанного с дальнейшим изучением биологии. Учащиеся должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее.
Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам.
Программа дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету
Программа рассчитана на 17 часов занятий.
Цели курса:
Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) ; в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
Создать условия для осознания блока новой учебной информации, применения знаний в стандартной и новой учебной ситуации; развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Задачи курса:
- Расширить и углубить знания учащихся о функциональных возможностях организма человека.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о здоровом образе жизни и сохранении здоровья.
- Обучить приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
- Учить обсуждать результаты исследований, формировать выводы.
- Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения по генетике человека, валеологии и медицине.
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в данном курсе и научиться их грамотно применять.
Приобрести знания:
- о факторах, формирующих здоровье человека;
- об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- о негативном воздействии на организм таких веществ как табачный дым, алкоголь, наркотики;
- об экологии питания и охране окружающей среды.
Приобрести и отработать умения:
- применять теоретические знания на пpaктике;
- осознать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические древа и анализировать по ним хаpaктер наследования признака в ряду поколений;
- осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы Интернет;
- работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создавать компьютерные презентации;
- принимать участие в ролевых играх.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, цитологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Следует отметить, что ряд вопросов, изучаемых в данном курсе, носят интегрированный хаpaктер. Большую роль в его усвоении играют знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов естественного цикла и общественных дисциплин.
Таким образом, изучение элективного курс “Функциональные возможности организма человека” не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в наиболее актуальных областях современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Учебно-тематический план и содержание урока
Комментарии:
Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....
15 01 2025 19:48:59
В процессе обучения особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. В рамках выполнения данного проекта учащиеся проводили свои собственные исследования. В проект введена проблема, взятая из реальной жизни учащихся, как условие для активизации их личной заинтересованности в приобретаемых актуальных знаниях. Проект "Свалка по имени Земля" разработан и реализован в рамках учебной программы по дисциплине "Общая биология" (раздел "Основы экологии"). ...
14 01 2025 11:35:37
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
13 01 2025 22:25:23
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
12 01 2025 3:49:18
Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....
11 01 2025 12:48:39
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
10 01 2025 19:24:58
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
09 01 2025 7:17:32
Проверка знаний об особенностях строения грибов и умений узнавать изученные грибы. Закрепление знаний об особенностях строения, питания и размножения лишайников (демонстрация фильма, загадки). ...
08 01 2025 16:21:48
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных. ...
07 01 2025 16:19:31
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
06 01 2025 7:16:45
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
05 01 2025 9:47:22
Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....
04 01 2025 12:40:27
Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....
03 01 2025 6:19:57
Вся работа на уроке построена на совместной работе учащихся в группе и поиске правильных решений на поставленные вопросы. В ходе урока учащиеся знакомятся с заболеваниями глаза и рассматривают профилактические мероприятия по предупреждению глазных заболеваний. ...
02 01 2025 14:22:10
Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....
01 01 2025 8:40:57
Решать некоторые учебные проблемы без участия игры невозможно. Кроме этого игра – это способ исследования и ориентации в мире, времени, прострaнcтве, людях. Играя, дети обучаются. Поэтому на уроках биологии применяется игра с учениками. Это может быть небольшой игровой момент на уроке, а может быть и сетевая игра, в которой участвует несколько классов....
31 12 2024 9:37:48
Представлен мастер-класс по развитию общеучебных умений и навыков у учащихся при работе с учебником. Дан анализ содержания нового учебника, методического пособия и рабочей тетради. Автором проведено анкетирование учащихся по использованию ими данного учебника на уроках и при подготовке домашних заданий, изложен краткий анализ опроса....
30 12 2024 11:30:33
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
29 12 2024 15:22:15
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
28 12 2024 2:48:30
Программа элективного курса рассчитана на 34 часа и предназначена для учащихся 10-х классов. Предлагаемый курс удовлетворяет научно-познавательные интересы, развивает личность, способствует выработке научно-исследовательского потенциала школьников. Материал курса - своеобразная программа исследовательской деятельности ученических коллективов по изучению природных экосистем родного края. ...
27 12 2024 13:51:37
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
26 12 2024 2:52:26
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
25 12 2024 23:16:41
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...
24 12 2024 12:10:47
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
23 12 2024 19:52:56
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
22 12 2024 4:58:41
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
21 12 2024 4:17:46
Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....
20 12 2024 12:30:47
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
19 12 2024 5:40:20
Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....
18 12 2024 6:22:14
Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....
17 12 2024 3:25:12
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
16 12 2024 14:10:51
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
15 12 2024 3:35:38
Слизистая оболочка содержит множество мелких слюнных желез. В нее открываются протоки трех пар крупных слюнных желез: околоушных, подчелюстных, подъязычных....
14 12 2024 14:25:33
Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....
13 12 2024 16:10:31
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
12 12 2024 11:54:13
Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...
11 12 2024 8:49:19
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
10 12 2024 0:32:52
В настоящее время, на наш взгляд, одной из наиболее эффективных форм реализации метапредметных связей являются интегрированные уроки. Данная разработка является примером проведения такого рода уроков. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по географии, биологии и другим предметам: истории, краеведения. Представленный урок соответствует ФГОС второго поколения....
09 12 2024 7:21:42
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
08 12 2024 12:31:48
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....
07 12 2024 21:33:11
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
06 12 2024 18:41:46
При изучении общей хаpaктеристики насекомых проводится лабораторная работа "Внешнее строение насекомого", к которой разработана инструктивная карта, позволяющая формировать у учащихся основы исследовательской деятельности. Проблемные вопросы активизируют мыслительную деятельность учащихся, а также развивают познавательный интерес к этой работе....
05 12 2024 6:54:45
Данный курс знакомит обучающихся с основными методами изучения генетики человека на примере конкретных заболеваний. Позволяет предупредить их возникновение или ослабить проявления. ...
04 12 2024 15:54:29
Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....
03 12 2024 22:39:55
Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
02 12 2024 8:26:18
Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....
01 12 2024 6:34:41
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
30 11 2024 20:40:23
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
29 11 2024 1:33:36
Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к cмepти. ...
28 11 2024 0:28:18
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
27 11 2024 13:39:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::