Инновационный проект по теме "Функциональные возможности организма человека". Программа элективного курса
Сфера использования: Работа может быть использована руководителями элективных курсов для изучения биологии на предпрофильном уровне, включающих методические рекомендации, которые позволяют наиболее эффективно организовать образовательный процесс, а также материал может быть использован при организации внеклассной и внешкольной работы по биологии.
Круг пользователей: учителя биологии, студенты, учащиеся 9 класса.
Цели разработки:
1. Изучить функциональные возможности
организма человека.
2.Уметь применять полученные знания в
современной жизни.
3.Вызвать интерес к биологии, желание изучать
данный предмет в средней (полной) школе.
Основные задачи, решаемые внедрением разработки:
1.Расширить и углубить знания учащихся о
функциональных возможностях организма человека.
2.Активизировать познавательную деятельность
учащихся в области углубления знаний о здоровом
образе жизни и сохранении здоровья.
3.Обучить приемам самостоятельной учебной
деятельности, способствовать развитию
любознательности и интереса к предмету.
4.Учить обсуждать результаты исследований,
формировать выводы.
5.Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Ожидаемые результаты от внедрения:
1.Рост творческой работы учащихся с
литературой, информацией на электронных
носителях и сети Интернет.
2.Формирование умений конспектирования,
публичного выступления.
3.Открытие широких возможностей для развития
общих и специальных знаний, понимания связей
между естественными и гуманитарными науками.
4.Повышения интереса учащихся к изучению, что
поможет определиться с выбором профессии, своего
места в обществе, а может быть, и в науке.
Обоснование актуальности и новизна разработки:
Новые социально-экономические условия и тенденции развития требуют существенного совершенствования образования в нашей стране. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года записано:
“Первейшая задача образовательной политики на современном этапе – достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Школа, в широком смысле этого слова, должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности”.
С 2005 года школа работает в условиях эксперимента по внедрению культуровоспитывающей технологии дифференцированного обучения по интересам детей и эксперимента по реализации профильного обучения.
В рамках республиканской экспериментальной площадки, созданной на базе школы “Внедрение инноваций как фактор формирования социальной мобильности учащихся общеобразовательной школы”. Своим проектом помогаю ученику в выборе профиля и адаптироваться в новой обстановке. В Медведевских школах нет биологического профиля обучения и, чтобы развить интерес учащихся, нужно вводить предпрофильное обучение, т. е. элективный курс “Функциональные возможности организма человека”.
Одним из условий формирования социальной мобильности учащихся является внедрение эффективных педагогических технологий. Одновременно с культуровоспитывающей технологией дифференцированного обучения по интересам детей, профильным обучением необходимо внедрять здоровье-сберегающие технологии, технологию социального проектирования. Данные технологии как нельзя лучше способствуют социальной адаптации учащихся.
Другим условием развития социальной мобильности учащихся является психологическое сопровождение инновационной деятельности. Педагог-исследователь способен по-новому взглянуть на личность ребенка и помочь ему в социальном становлении в условиях перехода к демократическому обществу с рыночной экономикой.
Сроки реализации проекта: 2005-2007гг.
Этапы реализации проекта:
1этап – диагностико-проектировочный: апрель 2005г.
Цель: обеспечение условий для проведения эксперимента.
Содержание:
- изучение и анализ зарубежного и отечественного опыта по проблемам социализации личности учащихся;
- создание необходимой материально-технической, учебно-методической базы;
- проектирование эксперимента.
2этап – пpaктический: 2005-2007гг.
Цель: введение курса.
Содержание:
- отработка методики преподавания элективного курса;
- приобретение новых знаний и умений;
- применение теоретических знаний на пpaктике;
- осуществление реферативной работы учащимися;
- создание проектов и презентаций
3этап – обобщающий: 2007г.
Цель: обобщить, полученные в ходе реализации проекта результаты эксперимента и разработать методические рекомендации для предпрофильной подготовки учащихся 9 классов по биологии.
Содержание:
- анализ и обобщение полученных результатов;
- анкетирование и оформление результатов.
Результаты реализации:
Проанализировав результаты анкетирования среди 59 учащихся, можно сделать следующие выводы:
Хотели бы вы продолжить наши занятия?
“Да”-49человек; “нет”- 5человек; “затрудняюсь ответить”-5человек.
А также учащиеся писали отзывы в районную газету “Вести” и в школьную газету “Отражение” (отчет элективного курса прилагается).
Пояснительная записка
На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности.
Экологические проблемы, стремительный ритм жизни, нерациональное питание оказывают пагубное влияние на состояние человека. В связи с этим возрастает роль биологии как учебного предмета расширении представлений учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве, формирование основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Одним из приоритетных направлений современной биологической науки является генетика. Велико ее как теоретическое, так и прикладное значение, но особое место в системе разделов и отраслей генетики занимает генетика человека.
Программа позволяет реализовать связь теоретических и пpaктических знаний предметов естественного цикла, активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний учащихся о здоровом образе жизни и сохранении здоровья.
Данный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой – либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией, ветеринарией, биотехнологией и др.) и соответствующего профиля обучения.
Курс должен помочь школьникам определиться в выборе дальнейшего жизненного пути и стимулировать развитие познавательного интереса, связанного с дальнейшим изучением биологии. Учащиеся должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее.
Изучение элективного курса предполагает решение генетических задач, содержание которых соответствует рассматриваемым темам.
Программа дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету
Программа рассчитана на 17 часов занятий.
Цели курса:
Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) ; в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
Создать условия для осознания блока новой учебной информации, применения знаний в стандартной и новой учебной ситуации; развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
Задачи курса:
- Расширить и углубить знания учащихся о функциональных возможностях организма человека.
- Активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о здоровом образе жизни и сохранении здоровья.
- Обучить приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
- Учить обсуждать результаты исследований, формировать выводы.
- Ориентировать учащихся на выбор профессии.
Основные требования к знаниям и умениям
В результате изучения элективного курса учащиеся должны приобрести новые знания и умения по генетике человека, валеологии и медицине.
Овладеть основными терминами и понятиями, используемыми в данном курсе и научиться их грамотно применять.
Приобрести знания:
- о факторах, формирующих здоровье человека;
- об особенностях человека как объекта генетических исследований и об основных методах изучения генетики человека;
- об основных видах наследственных и врожденных заболеваний и о заболеваниях с наследственной предрасположенностью;
- о негативном воздействии на организм таких веществ как табачный дым, алкоголь, наркотики;
- об экологии питания и охране окружающей среды.
Приобрести и отработать умения:
- применять теоретические знания на пpaктике;
- осознать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих;
- решать генетические задачи, связанные содержанием с генетикой человека;
- составлять генеалогические древа и анализировать по ним хаpaктер наследования признака в ряду поколений;
- осуществляя реферативную работу, использовать ресурсы Интернет;
- работать с учебной и научно-популярной литературой;
- создавать компьютерные презентации;
- принимать участие в ролевых играх.
Изучение элективного курса базируется на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин: основ анатомии и физиологии человека, цитологии, молекулярной биологии и биохимии, цитологии, эмбриологии, общей генетики и современной теории эволюции.
Следует отметить, что ряд вопросов, изучаемых в данном курсе, носят интегрированный хаpaктер. Большую роль в его усвоении играют знания, приобретенные учащимися при изучении других предметов естественного цикла и общественных дисциплин.
Таким образом, изучение элективного курс “Функциональные возможности организма человека” не только обеспечивает приобретение учащимися знаний в наиболее актуальных областях современной общебиологической науки, но и способствует формированию целостной картины мира и пониманию своего положения в нем, пониманию роли и предназначения современного человека.
Учебно-тематический план и содержание урока
Комментарии:
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
27 11 2024 1:56:57
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
26 11 2024 10:19:56
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
25 11 2024 4:11:50
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
24 11 2024 11:36:20
Задачи урока: познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейств розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии цветковых растений. Средства обучения: таблицы семейств растений класса двудольных; комнатные растения, гербарии розоцветных, мотыльковых, крестоцветных, пасленовых и сложноцветных растений; муляжи плодов и растений, презентация....
23 11 2024 18:22:42
Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....
22 11 2024 1:52:28
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
21 11 2024 4:21:38
На уроке учащиеся знакомятся с основами систематики и многообразием члeнистоногих; учитель раскрывает основные особенности строения, процессы жизнедеятельности и поведение paкообразных....
20 11 2024 0:46:58
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
19 11 2024 10:12:45
Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....
18 11 2024 21:33:45
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...
17 11 2024 19:53:55
Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...
16 11 2024 9:29:22
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
15 11 2024 2:26:46
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
14 11 2024 23:28:16
Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...
13 11 2024 9:21:48
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
12 11 2024 8:39:21
Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...
11 11 2024 4:40:58
Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
10 11 2024 4:38:28
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
09 11 2024 19:58:10
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...
08 11 2024 15:12:57
Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....
07 11 2024 18:48:44
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
06 11 2024 3:55:29
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
05 11 2024 15:58:47
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
04 11 2024 15:33:25
Урок направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами, выделять существенные признаки объектов, классифицировать их, выявлять взаимосвязь между строением и функциями, выдвигать и доказывать свою точку зрения, применять полученные знания на пpaктике. ...
03 11 2024 9:40:49
Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....
02 11 2024 1:54:50
По внешнему виду млекопитающие очень разнообразны, что связано с разными условиями жизни, способом питания и поведения. Но все-таки, все системы органов у млекопитающих имеют общее строение и функциональные возможности....
01 11 2024 11:33:43
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...
31 10 2024 8:47:46
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
30 10 2024 17:54:55
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
29 10 2024 6:48:46
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
28 10 2024 5:37:28
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
27 10 2024 4:24:46
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
26 10 2024 19:27:37
Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....
25 10 2024 8:56:59
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
24 10 2024 4:54:11
Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....
23 10 2024 4:37:45
«Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники. ЕГЭ часто встречаются вопросы именно на эту тему. Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...
22 10 2024 14:16:21
Контроль знаний и умений обучающихся является важным звеном учебного процесса. Проверка знаний и умений побуждает обучающихся напряженно работать, воспроизводить в памяти изученный материал, развивает у них мыслительные операции. Решающее влияние на повышение эффективности учебно-воспитательного процесса проверка оказывает в тех случаях, когда она носит многосторонний хаpaктер, проводится с помощью разнообразных методов и приёмов, способствует усвоению основного содержания курса биологии, обеспечивает деятельное участие всего класса. ...
21 10 2024 20:29:33
Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....
20 10 2024 13:11:54
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
19 10 2024 4:45:39
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...
18 10 2024 22:40:39
Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....
17 10 2024 2:18:59
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
16 10 2024 7:39:41
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
15 10 2024 17:22:39
Визитной карточкой нашего села является сосновый бор. Представленная разработка урока позволяет сформировать определенные биологические понятия на примере природного сообщества «Сосновый бор», что способствует воспитанию любви и бережного отношения к природе родного края....
14 10 2024 9:24:44
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
13 10 2024 22:50:11
Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....
12 10 2024 22:50:57
Статья посвящена изучению различных видов соцветий, особенностям строения и их биологическому значению. В ходе урока используются электронные образовательные ресурсы, кратко описаны материалы проекта ГлобалЛаб «Раз цветочек, два цветочек». Учащимся предлагается в качестве домашней работы выполнить исследование, заполнить анкету и принять участие в обсуждении результатов. Урок развивает у учащихся навыки самостоятельности, саморазвития и самоопределения....
11 10 2024 4:34:20
Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....
10 10 2024 22:58:47
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием взглядов на проблему происхождения жизни на Земле, изучают современную теорию происхождения жизни....
09 10 2024 5:40:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::