Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)
Задачи:
- повторить и обобщить изученный материал по основным оболочкам Земли: гидросфере, литосфере, атмосфере
- проверить умение устанавливать причинно-следственные связи
- закрепить умения пользоваться учебником для выполнения заданий на сопоставление
- закрепление умения распознавать минералы и горные породы
- проверить умение находить на географической карте изученные объекты
Оборудование:
Карта полушарий, контурные кары, атласы, образцы горных пород и минералов, выставка книг по теме “Земля”, контейнеры, конверты с письмами, бланки с заданиями, учебник.
Структура урока соответствует структуре обобщающего урока.
Проводится в игровой форме. Класс делится на комaнды. Учащиеся заранее выбирают члeнов жюри из состава своего класса.
Этапы игры по теме “Земля”
1 этап. Дальше, дальше, дальше.
Каждой комaнде предлагается по 5 вопросов. Ответы даются быстро, без обсуждения; за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
1.Внутренняя часть Земли. 2. Самый крупный материк. 3. Водная оболочка Земли. 4. Атмосферный слой, пpeдoxpaняющий от космических излучений. 5. Все океаны вместе.
1.Слой между ядром и земной корой. 2. Самый жаркий материк. 3. Воздушная оболочка Земли. 4. Самый крупный остров. 5. Облака бывают слоистые, кучевые и …
1. Твердая, внешняя оболочка Земли. 2. Самый маленький материк.3. Дождь, снег, град – это… 4. Группа островов называется… 5. Излившуюся на поверхность Земли магму называют…
1. Все неровности земной поверхности.2.Самый холодный материк.3. Движение воздуха вдоль поверхности Земли. 4. Самый большой океан. 5. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…
1.Земная кора состоит из плотных и рыхлых масс, которые называются… 2. Самый влажный материк. 3. Многолетний режим погоды – это… 4. Самый маленький океан. 5. Углубление в верхней части вулкана.
1.Плавающая ледяная гора. 2. Самый сухой материк. 3. Горные породы и минералы, используемые человеком. 4. Канал в вулкане, ведущий от очага магмы к кратеру, называется… 5. Водная оболочка Земли.
2 этап. Гипотезы происхождения Земли.
Учащимся предлагаются опopные схемы из учебника, которые использовались при изучении гипотез происхождения Земли. Необходимо вспомнить автора каждой гипотезы и правильно написать его фамилию. За каждый правильный ответ комaнды получают по 1 баллу.
3 этап. Геологический.
Каждая комaнда получает по 1-2 хорошо знакомых минералов и горных пород (нефть, гранит, кварц, торф, мрамор, известняк). За одну минуту необходимо под соответствующими номерами записать названия полезных ископаемых. За каждое правильное определение начисляется по 1 баллу.
4 этап. Ищем причины и следствия.
Каждая комaнда получает карточку с частью одного из предложений. После краткого обсуждения учащиеся должны продолжить это предложение словами: и поэтому…; следовательно…; потому что…; так как… Особенно ценятся логические цепочки из нескольких звеньев или несколько вариантов завершения предложения. Каждое звено или каждый вариант ответа оценивается в 2 балла.
Образцы карточек.
- Плиты, из которых состоит земная кора, иногда сталкиваются, застревают, сдвигаются;__________________________________
- Электрический разряд между облаками сопровождается расширением воздуха;____________________________________
- В конических вулканах часто образуются вулканические бомбы;_________________________________________________
- Рельеф и климат материка Евразия очень разнообразны;___________________________________________
- Днем ветер дует с моря на сушу;____________________________
- Чем выше в горы, тем холоднее._____________________________
5 этап. Картографический.
Комaнды выбирают по 1 знатоку карты, которые находят объекты, предложенные другой комaндой.
Комaндам выдаются контурные карты, на которых цифрами обозначены географические объекты. За 2-3 минуты необходимо узнать объекты и записать их названия.
6 этап. Угадай-ка.
Учащимся предлагаются 3 вопроса. После 1 минуты обсуждения каждая комaнда записывает свой вариант ответа на листочке и сдает учителю. Правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в 2 балла.
О чем идет речь?
*…Из центра в одно и то же время льется море пламени: красное, белое, зеленое. Казалось бы, такой спектакль обязательно должен сопровождаться звуками, но стоит тишина…
*…Жил на свете бог, любивший кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри огромной горы, которая стояла посреди моря. И когда бог работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот разносился далеко вокруг. Вспомните, как звали этого бога древние римляне?
*…Как будут звучать по-китайски слова “большой ветер”?
7 этап. Волшебная шкатулочка. (Черный ящик).
*Вулканический подарок из ванной комнаты (пемза)
*Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел).
*Черен, как ворон, а греет, как Солнце (уголь).
*Что сначала в воде родится, а потом воды боится (соль).
8 этап. Что лишнее?
Каждой комaнде выдается карточка, на которой записаны 4 понятия. Задача комaнды: определить, какое из этих понятий “лишнее”, и пояснит свой выбор. Заслушиваются устные ответы комaнд; каждый правильный ответ с пояснением оценивается в 2 балла.
*Ядро---гидросфера---мантия---земная кора.
*Соль---мел---нефть---каменный уголь.
*Болота---реки---ледники---моря.
*Мираж---ветер---ледники---моря.
*Роса---туман---гроза---дождь.
*Азот---кислород---водород---углекислый газ.
9 этап. Загадалки.
Для каждой комaнды подготовлены по 3 предложения об одном и том же понятии. Если удается догадаться с первого предложения, комaнда получает 3 балла, после второй подсказки цена вопроса уменьшается до 2 баллов, а после третьей – до 1.
- в нашей стране это явление бывает очень редко и не большой мощности. От этого могут погибнуть люди, могут разрушиться здания. У него есть очаг и эпицентр.
- В последнее время этот слой кое-где становится тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Живые организмы от космических лучей.
- Этот слой есть только на нашей планете. Он необходим для жизни растений. Это верхний, плодородный слой Земли.
- В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
- Оно состоит из двух слоев. Оно бывает жидкое и твердое, внешнее и внутреннее. Оно у Земли внутри.
- Это атмосферное явление. Оно связано с движением воздуха. В Америке его называют торнадо.
10 этап. Да-нетка.
Загадывается понятие по теме “Земля”.
- ядро
- погода
- землетрясение
- атмосфера
- Мировой океан
- горные породы
Комaнда задает 5 вопросов, на которые можно ответить словами “да” и “нет”. После ответов учителя ребята должны отгадать задуманное понятие.
11 этап. Темная лошадка.
Комaнда придумывает вопрос. Закладывает в контейнер. Контейнеры комaнд перемешиваются в общей сумке. После перемешивания комaнда достает контейнер, отвечает на поставленный вопрос.
12 этап. Письма.
Письма составляются заранее с учителем или сам учитель готовит индивидуальные письма ученикам.
Каждому ученику достается письмо с заданием, которое он должен выполнить. В конверте может быть и поздравление с хорошими успехами.
В ходе игры члeны жюри заполняют ведомость.
Название конкурса, максимальное количество баллов | Комaнда №1 | Комaнда №2 | Комaнда №3 | Комaнда №4 |
1. Дальше, дальше, дальше (5) | ||||
2. Гипотезы происхождения Земли.(1) | ||||
3. Геологический.(1) | ||||
4. Ищем причины и следствия.(2) | ||||
5. Картографический.(2) | ||||
6. Угадай-ка.(2) | ||||
7. Волшебная шкатулочка. (Черный ящик).(1) | ||||
8. Что лишнее?(2) | ||||
9. Загадалки.(3) | ||||
10. Да-нетка.(3) | ||||
11. Темная лошадка.(5) | ||||
12. Письма.(5) |
Количество этапов игры учитель определяет самостоятельно в зависимости от психологических особенностей учащихся.
Литература:
1.Н.И.Сонин “Природоведение”, Москва, Дрофа, 2005.
2.”Природоведение” под ред. Н.И.Сонина “Поурочные планы”, Москва, Айрис-Пресс, 2003.
Комментарии:
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
09 10 2025 5:21:25
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
08 10 2025 14:16:42
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
07 10 2025 22:48:22
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
06 10 2025 19:57:47
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
05 10 2025 12:52:26
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
04 10 2025 16:39:44
Самостоятельная работа способствует развитию мыслительных умений и навыков, предполагает проявление инициативы студентов в процессе освоения материала. Новые ФГОСы способствуют развитию именно самостоятельной работы, т.к. произошло уменьшение аудиторных часов по анатомии и физиологии. Таким образом, самостоятельная работа становится одним из главнейших условий для подготовки грамотного специалиста....
03 10 2025 15:36:10
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
02 10 2025 21:56:24
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
01 10 2025 22:15:59
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
30 09 2025 19:48:22

Интеpaктивные свойства программной среды MS PowerPoint позволяют создавать продукты учебного назначения с элементами управления, т. е. полноценные электронные образовательные ресурсы. В статье рассматривается дидактический потенциал приложения как инструмента для создания электронных определителей биологических видов с помощью настройки действия. В качестве образцов представлены образовательные ресурсы, предназначенные для определения предусмотренных школьной программой покрытосеменных растений....
29 09 2025 5:55:28
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
28 09 2025 22:20:23
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области.
...
27 09 2025 16:19:31
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
26 09 2025 8:38:20
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм.
...
25 09 2025 3:18:32

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
24 09 2025 0:43:40
Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности.
...
23 09 2025 13:18:10
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
22 09 2025 21:16:39
Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера.
...
21 09 2025 11:46:23
Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....
20 09 2025 0:22:12
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
19 09 2025 0:22:41

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
18 09 2025 16:15:56
Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии.
...
17 09 2025 12:43:24
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
16 09 2025 9:13:22
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
15 09 2025 0:20:58
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
14 09 2025 18:49:16
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
13 09 2025 2:17:51
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
12 09 2025 4:33:21
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме.
...
11 09 2025 16:12:41

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
10 09 2025 18:17:48
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
09 09 2025 21:37:26
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
08 09 2025 13:25:29
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
07 09 2025 12:37:30
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
06 09 2025 16:22:29
Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся.
...
05 09 2025 12:50:12
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
04 09 2025 23:43:45
Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....
03 09 2025 7:24:39
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
02 09 2025 9:13:49
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
01 09 2025 18:31:24
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
31 08 2025 13:13:47
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
30 08 2025 12:40:54
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
29 08 2025 23:56:37
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
28 08 2025 13:29:21
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
27 08 2025 17:21:29
Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....
26 08 2025 1:35:47
Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....
25 08 2025 0:56:10
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
24 08 2025 5:42:15
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
23 08 2025 23:46:48
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
22 08 2025 14:37:17

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
21 08 2025 23:35:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::