Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)
Задачи:
- повторить и обобщить изученный материал по основным оболочкам Земли: гидросфере, литосфере, атмосфере
- проверить умение устанавливать причинно-следственные связи
- закрепить умения пользоваться учебником для выполнения заданий на сопоставление
- закрепление умения распознавать минералы и горные породы
- проверить умение находить на географической карте изученные объекты
Оборудование:
Карта полушарий, контурные кары, атласы, образцы горных пород и минералов, выставка книг по теме “Земля”, контейнеры, конверты с письмами, бланки с заданиями, учебник.
Структура урока соответствует структуре обобщающего урока.
Проводится в игровой форме. Класс делится на комaнды. Учащиеся заранее выбирают члeнов жюри из состава своего класса.
Этапы игры по теме “Земля”
1 этап. Дальше, дальше, дальше.
Каждой комaнде предлагается по 5 вопросов. Ответы даются быстро, без обсуждения; за каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу.
1.Внутренняя часть Земли. 2. Самый крупный материк. 3. Водная оболочка Земли. 4. Атмосферный слой, пpeдoxpaняющий от космических излучений. 5. Все океаны вместе.
1.Слой между ядром и земной корой. 2. Самый жаркий материк. 3. Воздушная оболочка Земли. 4. Самый крупный остров. 5. Облака бывают слоистые, кучевые и …
1. Твердая, внешняя оболочка Земли. 2. Самый маленький материк.3. Дождь, снег, град – это… 4. Группа островов называется… 5. Излившуюся на поверхность Земли магму называют…
1. Все неровности земной поверхности.2.Самый холодный материк.3. Движение воздуха вдоль поверхности Земли. 4. Самый большой океан. 5. Вулканы, которые извергаются более или менее регулярно, называют…
1.Земная кора состоит из плотных и рыхлых масс, которые называются… 2. Самый влажный материк. 3. Многолетний режим погоды – это… 4. Самый маленький океан. 5. Углубление в верхней части вулкана.
1.Плавающая ледяная гора. 2. Самый сухой материк. 3. Горные породы и минералы, используемые человеком. 4. Канал в вулкане, ведущий от очага магмы к кратеру, называется… 5. Водная оболочка Земли.
2 этап. Гипотезы происхождения Земли.
Учащимся предлагаются опopные схемы из учебника, которые использовались при изучении гипотез происхождения Земли. Необходимо вспомнить автора каждой гипотезы и правильно написать его фамилию. За каждый правильный ответ комaнды получают по 1 баллу.
3 этап. Геологический.
Каждая комaнда получает по 1-2 хорошо знакомых минералов и горных пород (нефть, гранит, кварц, торф, мрамор, известняк). За одну минуту необходимо под соответствующими номерами записать названия полезных ископаемых. За каждое правильное определение начисляется по 1 баллу.
4 этап. Ищем причины и следствия.
Каждая комaнда получает карточку с частью одного из предложений. После краткого обсуждения учащиеся должны продолжить это предложение словами: и поэтому…; следовательно…; потому что…; так как… Особенно ценятся логические цепочки из нескольких звеньев или несколько вариантов завершения предложения. Каждое звено или каждый вариант ответа оценивается в 2 балла.
Образцы карточек.
- Плиты, из которых состоит земная кора, иногда сталкиваются, застревают, сдвигаются;__________________________________
- Электрический разряд между облаками сопровождается расширением воздуха;____________________________________
- В конических вулканах часто образуются вулканические бомбы;_________________________________________________
- Рельеф и климат материка Евразия очень разнообразны;___________________________________________
- Днем ветер дует с моря на сушу;____________________________
- Чем выше в горы, тем холоднее._____________________________
5 этап. Картографический.
Комaнды выбирают по 1 знатоку карты, которые находят объекты, предложенные другой комaндой.
Комaндам выдаются контурные карты, на которых цифрами обозначены географические объекты. За 2-3 минуты необходимо узнать объекты и записать их названия.
6 этап. Угадай-ка.
Учащимся предлагаются 3 вопроса. После 1 минуты обсуждения каждая комaнда записывает свой вариант ответа на листочке и сдает учителю. Правильный ответ на каждый из вопросов оценивается в 2 балла.
О чем идет речь?
*…Из центра в одно и то же время льется море пламени: красное, белое, зеленое. Казалось бы, такой спектакль обязательно должен сопровождаться звуками, но стоит тишина…
*…Жил на свете бог, любивший кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри огромной горы, которая стояла посреди моря. И когда бог работал, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот разносился далеко вокруг. Вспомните, как звали этого бога древние римляне?
*…Как будут звучать по-китайски слова “большой ветер”?
7 этап. Волшебная шкатулочка. (Черный ящик).
*Вулканический подарок из ванной комнаты (пемза)
*Белый, как сахар. Пока руки им не испачкаешь, ума-разума не наберешься (мел).
*Черен, как ворон, а греет, как Солнце (уголь).
*Что сначала в воде родится, а потом воды боится (соль).
8 этап. Что лишнее?
Каждой комaнде выдается карточка, на которой записаны 4 понятия. Задача комaнды: определить, какое из этих понятий “лишнее”, и пояснит свой выбор. Заслушиваются устные ответы комaнд; каждый правильный ответ с пояснением оценивается в 2 балла.
*Ядро---гидросфера---мантия---земная кора.
*Соль---мел---нефть---каменный уголь.
*Болота---реки---ледники---моря.
*Мираж---ветер---ледники---моря.
*Роса---туман---гроза---дождь.
*Азот---кислород---водород---углекислый газ.
9 этап. Загадалки.
Для каждой комaнды подготовлены по 3 предложения об одном и том же понятии. Если удается догадаться с первого предложения, комaнда получает 3 балла, после второй подсказки цена вопроса уменьшается до 2 баллов, а после третьей – до 1.
- в нашей стране это явление бывает очень редко и не большой мощности. От этого могут погибнуть люди, могут разрушиться здания. У него есть очаг и эпицентр.
- В последнее время этот слой кое-где становится тоньше. Он образуется из кислорода. Он защищает Живые организмы от космических лучей.
- Этот слой есть только на нашей планете. Он необходим для жизни растений. Это верхний, плодородный слой Земли.
- В каждой местности он свой. Он влияет на жизнь растений и животных, на здоровье людей. Это многолетний режим погоды.
- Оно состоит из двух слоев. Оно бывает жидкое и твердое, внешнее и внутреннее. Оно у Земли внутри.
- Это атмосферное явление. Оно связано с движением воздуха. В Америке его называют торнадо.
10 этап. Да-нетка.
Загадывается понятие по теме “Земля”.
- ядро
- погода
- землетрясение
- атмосфера
- Мировой океан
- горные породы
Комaнда задает 5 вопросов, на которые можно ответить словами “да” и “нет”. После ответов учителя ребята должны отгадать задуманное понятие.
11 этап. Темная лошадка.
Комaнда придумывает вопрос. Закладывает в контейнер. Контейнеры комaнд перемешиваются в общей сумке. После перемешивания комaнда достает контейнер, отвечает на поставленный вопрос.
12 этап. Письма.
Письма составляются заранее с учителем или сам учитель готовит индивидуальные письма ученикам.
Каждому ученику достается письмо с заданием, которое он должен выполнить. В конверте может быть и поздравление с хорошими успехами.
В ходе игры члeны жюри заполняют ведомость.
Название конкурса, максимальное количество баллов | Комaнда №1 | Комaнда №2 | Комaнда №3 | Комaнда №4 |
1. Дальше, дальше, дальше (5) | ||||
2. Гипотезы происхождения Земли.(1) | ||||
3. Геологический.(1) | ||||
4. Ищем причины и следствия.(2) | ||||
5. Картографический.(2) | ||||
6. Угадай-ка.(2) | ||||
7. Волшебная шкатулочка. (Черный ящик).(1) | ||||
8. Что лишнее?(2) | ||||
9. Загадалки.(3) | ||||
10. Да-нетка.(3) | ||||
11. Темная лошадка.(5) | ||||
12. Письма.(5) |
Количество этапов игры учитель определяет самостоятельно в зависимости от психологических особенностей учащихся.
Литература:
1.Н.И.Сонин “Природоведение”, Москва, Дрофа, 2005.
2.”Природоведение” под ред. Н.И.Сонина “Поурочные планы”, Москва, Айрис-Пресс, 2003.
Комментарии:
В курсе "Общей биологии" есть интересная тема: "Происхождение человека". Предлагаемый конспект урока позволяет в нетривиальной форме систематизировать знания учащихся о движущих силах антропогенеза, об основных этапах палеонтологической летописи происхождения человека, углубить знания о биосоциальной сущности человека разумного....
06 03 2025 1:30:15
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
05 03 2025 16:12:16
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
04 03 2025 13:12:25
Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять
теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....
03 03 2025 3:45:14
Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....
02 03 2025 13:31:43
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
01 03 2025 3:15:24

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
28 02 2025 11:44:57
Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....
27 02 2025 10:10:36
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
26 02 2025 11:57:45
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
25 02 2025 11:36:30
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
24 02 2025 14:54:56
Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....
23 02 2025 0:36:32
Учащимся 5-го класса предлагается презентация темы "Происхождение человека", подготовленная учениками 11-го класса на компьютере. Урок является интегрированным (биология + информатика). Чтобы разгрузить детей в течение учебного часа, устраиваются физкультминутка, гимнастика для глаз, релаксационная пауза. Урок динамичен, дети не устают, они все время активны. Подобные уроки вызывают интерес и у старшеклассников и у ребят помладше, а потому являются очень эффективными....
22 02 2025 17:29:54
Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни.
...
21 02 2025 5:12:11
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
20 02 2025 8:47:56
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
19 02 2025 2:40:40
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
18 02 2025 3:39:45
Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер".
...
17 02 2025 1:12:43
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
16 02 2025 19:37:42
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
15 02 2025 10:14:25
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
14 02 2025 11:17:56
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
13 02 2025 6:59:15
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
12 02 2025 22:35:56
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
11 02 2025 16:34:26
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия.
...
10 02 2025 2:31:27
Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей.
...
09 02 2025 9:56:37
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
08 02 2025 23:26:39
На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....
07 02 2025 23:17:59
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
06 02 2025 11:42:21
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
05 02 2025 23:45:14
Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей.
...
04 02 2025 7:22:17
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
03 02 2025 21:10:20
Данный урок является одним из вариантов уроков с применением компьютерных технологий. Применяя на уроках компьютерную технику, а также разнообразные формы, методы и педагогические техники, можно повысить плотность урока, интенсифицировать его, сделать урок интересным и содержательным. Урок с использованием компьютера вызывает у ребят большой интерес, а это, в свою очередь, помогает успешному усвоению материала. Резко повышается активность учащихся на уроке, они включаются в процесс мышления и обучения....
02 02 2025 0:38:29
Созданная на уроке субъект-субъектная учебная ситуация позволяет ученикам перестать функционировать по принципу "меня учат" и начать действовать по принципу "я учусь". Реализуемый на уроке системно-деятельностный подход позволяет каждому ученику включиться в разнообразные виды исследовательской деятельности. В основе формирования исследовательской компетентности лежит решение ситуативной задачи....
01 02 2025 13:30:15
Состояние окружающей среды становится с каждым годом менее благоприятным для человека. Школа призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребенок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте....
31 01 2025 11:16:53
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
30 01 2025 3:27:49
Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....
29 01 2025 18:58:11
Данный урок поможет создать представление у учащихся о рынке труда, научить анализировать объявления о вакансиях на рынке труда, получить представление о найме на работу и оформлении документов (резюме, трудовой договор), участвуя в ролевой игре, помочь учащимся представить себя в новом рынке труда, реализовать свои возможности в современном мире....
28 01 2025 13:30:22
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
27 01 2025 3:39:13
Данный урок биологии, проведенный в 7 классе, поможет расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ознакомит с первично бескрылыми и крылатыми класса насекомых, покажет их значение в разнообразных природных сообществах, воспитывает бережное отношение к природе.
...
26 01 2025 15:59:43
Различают следующие зоны корня): зона роста с корневым чехликом, зона растяжения и начала дифференцировки клеток, зона всасывания, проводящая зона....
25 01 2025 14:48:18
Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....
24 01 2025 0:15:43
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
23 01 2025 23:55:50
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
22 01 2025 11:26:56
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
21 01 2025 23:10:39
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
20 01 2025 22:59:47
Представленный урок проводится в рамках курса "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".
Тема урока :"Разнообразие растений"....
19 01 2025 5:51:19
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
18 01 2025 16:37:38
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
17 01 2025 3:27:20
Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными).
...
16 01 2025 21:20:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::