Программа специального курса "Основы культуры здоровья" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

…чтобы быть здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные. Заменить
их нельзя ничем»
Академик Н.М. Амосов

В сохранении и укреплении здоровья, в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма, в пpeдoxpaнении возможного прямого или опосредованного влияния на потомство вредных факторов внешней среды исключительно важная роль принадлежит молодым людям. Именно от них в значительной мере зависит здоровье нации.

Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть проблемы здоровья человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска для здоровья.

В наш информированный век молодые люди обладают недостаточными знаниями о возможностях своего организма. Это одна из главных причин их низкого уровня здоровья. Для оздоровления общества важно сформировать у подрастающего поколения валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью.

В процессе изучения курса «Основы культуры здоровья» учащиеся старших классов рассматривают основные проблемы жизнедеятельности человека, пути их рационального решения; знакомятся с особенностями формирования репродуктивной системы женского и мужского организма.

Старшеклассники изучают вопросы профилактики табакокурения, употрeбления алкоголя, наркотиков и токсических веществ, а также вопросы профилактики заболеваний, передаваемых пoлoвым путем. Рассматриваются правовые аспекты взаимоотношения полов, вопросы бpaка и семьи, культуры брачных отношений, социальной роли женщины в современном обществе. Все это готовит молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению здоровых детей и воспитанию здорового молодого поколения.

Данная программа предполагает содержательные занятия с учащимися по формированию культуры здоровья, убеждения необходимости вести здоровый, гармоничный образ жизни.

Тематический план спецкурса

№ п/п

Основные темы и вопросы спецкурса

Всего часов

Из них:

лекции

пpaктические

1.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

 

 

 

1.1.

Здоровье и факторы, его определяющие.

2

2

 

1.2.

Основные составляющие здорового образа жизни.

2

 

2

1.3.

Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья.

2

2

 

1.4.

Физиологические пробы определения здоровья.

2

 

2

1.5.

Здоровый образ жизни – основа долголетия.

2

2

 

2.

Здоровье как биологическая и социальная проблема

 

 

 

2.1.

Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика.

2

2

 

2.2.

Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков.

2

 

2

2.3.

Социальные болезни и их профилактика.

2

2

 

2.4.

Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий).

2

 

2

2.5.

Профилактика СПИДа и туберкулеза.

2

 

2

3.

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии

 

 

 

3.1.

Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики.

2

2

 

3.2.

Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней.

2

 

2

3.3

Инфекции, передаваемые пoлoвым путем и их профилактика.

2

 

2

3.4.

Кишечные инфекции, их профилактика.

2

2

 

3.5.

Профилактика паразитарных инфекций.

2

 

2

4.

Питание современного человека и болезни цивилизации

2

2

 

4.1.

Гигиенические основы питания

2

 

2

5.

Здоровье человека и окружающая среда

2

 

2

6.

Бpaк и формирование представлений о нем у современной молодежи

2

 

2

7.

Личная гигиена и здоровье

2

 

2

 

Всего:

40

16

24

Тематика и содержание лекций

Лекция № 1. Здоровье и факторы, его определяющие

План:

  1. Валеология – наука о здоровье.
  2. Общее понятие о здоровье. Признаки здоровья.
  3. Основные факторы, формирующие здоровье человека.
  4. Факторы риска для здоровья (вредные привычки, гиподинамия, неполноценное питание, стресс и др.).
  5. Основные показатели уровня здоровья населения России.

Лекция № 2. Тема: Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья

План:

  1. Понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни» и «репродуктивное здоровье».
  2. Рождаемость и cмepтность населения России. Понятие «естественный прирост населения».
  3. Основные критерии, хаpaктеризующие репродуктивное здоровье учащихся.

Лекция № 3. Тема: Здоровый образ жизни – основа долголетия

План:

  1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека.
  2. Основные составляющие здорового образа жизни (соблюдение режима дня, закаливание, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, выполнение правил личной гигиены, ceкcуальная культура, рациональное питание и др.).
  3. Физическая культура и ее оздоровительное значение.

Лекция № 4. Тема: Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика

План:

  1. Формирование правильной осанки у школьников.
  2. Причины, признаки и профилактика близорукости у детей.
  3. Причины, признаки и профилактика анемии и вегето-сосудистой дистонии.
  4. Режим дня и его значение в профилактике неврозов у детей.

Лекция№ 5. Тема: Социальные болезни и их профилактика

План:

  1. Понятие о социальных болезнях (табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания).
  2. Вредное воздействие алкоголя на органы и системы организма.
  3. Причины и последствия курения.
  4. Наркотики и последствия их употрeбления.
  5. Опасное воздействие токсических веществ на растущий организм.

Лекция№ 6. Тема: Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики

План:

  1. Понятие об инфекционных болезнях.
  2. Пути передачи (распространения) инфекционных болезней.
  3. Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями (дезинфекция, дезинсекция и дератизация).
  4. Иммунология – наука об иммунитете.
  5. Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней.

Лекция № 7. Тема: Кишечные инфекции, их профилактика

План:

  1. Общее понятие о кишечных инфекциях.
  2. Эшерихии: клиника, профилактика.
  3. Дизентерия: клиника, профилактика.
  4. Сальмонеллез: клиника, диагностика, профилактика.
  5. Ботулизм: клиника, профилактика.
  6. Стафилококковая инфекция: клиника, профилактика.

Лекция № 8. Тема: Питание современного человека и болезни цивилизации

План:

  1. Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
  2. Проблемы питания у детей и подростков.
  3. Особенности национального питания.
  4. Токсические вещества и их содержание в пищевых продуктах.

Тематика и содержание пpaктических занятий

Пpaктическое занятие № 1

Тема: Основные составляющие здорового образа жизни

План:

  1. Строгое соблюдение режима дня. Правильное чередование труда и отдыха.
  2. Закаливание и его основные принципы.
  3. Достаточная двигательная активность.
  4. Отсутствие вредных привычек и болезненных пристрастий.
  5. Личная гигиена школьника (гигиена кожи, волос и ногтей, одежды и обуви).
  6. Сeкcуальная культура в плане профилактики инфекций, передаваемых пoлoвым путем.
  7. Экологическая культура.
  8. Рациональное и сбалансированное питание.
  9. Гигиена умственного труда. Психогигиена.

Пpaктическое занятие № 2

Тема: Физиологические пробы определения здоровья

План:

  1. Показатели индивидуального здоровья человека.
  2. Оценка уровня здоровья по объективным показателям (рост, масса тела, ЧСС, ЖЕЛ, ЧД, экскурсия грудной клетки, t тела, АД, жизненный показатель и др.).
  3. Оценка уровня здоровья по субъективным показателям (состояние кожи и ее производных, самочувствие, работоспособность, аппетит, состояние иммунитета и др.).
  4. Вывод (заключение) по работе.

Пpaктическое занятие № 3

Тема: Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков

План:

  1. Понятие о соматических болезнях (миопии, анемии, сколиозе, вегето-сосудистой дистонии, неврозах и др.).
  2. Профилактика нарушений и заболеваний опopно-двигательного аппарата.
  3. Массаж и его значение в профилактике соматических болезней.

Пpaктическое занятие № 4

Тема: Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий)

План:

  1. Здоровье нации и вредные привычки.
  2. Курение и его опасность для растущего организма.
  3. Влияние алкоголя на юношеский организм. Понятие «пивной алкоголизм».
  4. Токсикомания – социальная проблема современного общества.
  5. Разрушающее действие токсических веществ на репродуктивную систему.
  6. Предупреждение употрeбления психоактивных веществ молодыми людьми.

Пpaктическое занятие № 5

Тема: Профилактика СПИДа и туберкулеза

План:

  1. СПИД – cмepтельная угроза человечеству.
  2. СПИД как болезнь поведения.
  3. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
  4. Анкета информированности молодых людей по вопросам ВИЧ/СПИД.
  5. Туберкулёз и его профилактика. Проба Манту.

Пpaктическое занятие № 6

Тема: Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней

План:

  1. Понятие «иммунная система».
  2. Формы иммунной защиты (гумopaльный и клеточный иммунитет).
  3. Иммунитет естественный и искусственный, активный и пассивный.
  4. Значение профилактических прививок (вакцинация).
  5. Рассмотрение «Национального календаря профилактических прививок».

Пpaктическое занятие № 7

Тема: Инфекции, передаваемые пoлoвым путем и их профилактика

План:

  1. Причины эпидемического всплеска заболеваний, передаваемых пoлoвым путем (сифилиса, гонореи, xлaмидиоза, микоплазмоза, уреоплазмоза, гарднереллеза, трихомониаза, гepпeса гeнитaлий и др.).
  2. Основные пути заражения.
  3. Последствия заболеваний, передаваемых пoлoвым путем.
  4. Индивидуальная профилактика венерических заболеваний.
  5. Сeкcуальная культура и здоровье.
  6. Тестирование «Что вы знаете о заболеваниях, передаваемых пoлoвым путем?».

Пpaктическое занятие № 8

Тема: Профилактика паразитарных инфекций

План:

  1. Общая хаpaктеристика паразитарных инфекций.
  2. Аскаридоз, пути заражения и профилактика.
  3. Педикулез, пути заражения и профилактика.
  4. Чесотка, пути заражения и профилактика.

Пpaктическое занятие № 9

Тема: Гигиенические основы питания

План:

  1. Особенности обмена веществ и энергии в детском возрасте.
  2. Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
  3. Составление и оценка пищевого рациона.
  4. Составление и обоснование меню-раскладки.

Пpaктическое занятие № 10

Тема: Здоровье человека и окружающая среда

План:

  1. Система «Природа – человек».
  2. Здоровье и факторы риска болезней.
  3. Влияние окружающей среды на здоровье человека:
    • загрязнение атмосферы;
    • загрязнение вод;
    • загрязнение почвы;
    • шум и здоровье;
    • опасность химического отравления.

Пpaктическое занятие № 11

Тема: Бpaк и формирование представлений о нем у современной молодежи (беседа медицинского психолога)

План:

  1. Гигиена и культура взаимоотношений.
  2. Классификация видов кoнтpaцепции.
  3. Супружеская верность.
  4. Планирование семьи.
  5. Последствия ранних пoлoвых связей и беспорядочной пoлoвoй жизни для здоровья женщины.

Пpaктическое занятие № 12

Тема: Личная гигиена и здоровье

План:

  1. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
  2. Уход за кожей тела человека.
  3. Производные кожи – волосы и ногти.
  4. Уход за полостью рта.
  5. Гигиена одежды и обуви

Задания к итоговому контролю знаний

  1. Дополните фразу: «Здоровье ________ ________ достоянием данной личности, оно – _________ данного народа, так как от состояния здоровья отдельных индивидуумов, образующих конкретный народ, зависит его __________».
  2. Назовите мероприятия, повышающие уровень здоровья отдельного человека. Приведите примеры.
  3. Дополните фразу: «Система привычек и конкретных действий индивидуума, обеспечивающих нормальное функционирование человеческого организма и определенный уровень здоровья, называется _______ ________ ________».
  4. Назовите состояние организма, без которого невозможна реализация нормальной жизнедеятельности человека.
  5. Дополните фразу: «Состояние организма, которое хаpaктеризуется оптимальным уровнем физического, духовного и социального благополучия и пpaктическим отсутствием болезней и физических дефектов, называется __________».
  6. Назовите наиболее важные факторы, которые определяют уровень здоровья конкретного человека.
  7. Укажите, является ли здоровье отдельного человека индивидуальной ценностью или оно является и достоянием нации. Обоснуйте свой ответ.
  8. Назовите среди перечисленных ниже факторов те, от которых в наибольшей степени зависит уровень здоровья конкретного человека:
    • социально-экономические условия;
    • его образ жизни;
    • биологические особенности конкретного человека;
    • состояние окружающей среды.
  9.  Дополните фразу: «Здоровый образ жизни требует сбалансированного питания, при котором _________ полный комплекс продуктов, доступный человеку, и питание должно быть ___________».
  10. Поясните, является ли вредным пассивное курение? Обоснуйте свой ответ.
  11. Приведите примеры, иллюстрирующие вред курения для организма курильщика любого возраста.
  12. Приведите примеры, иллюстрирующие социальный вред наркомании и токсикомании.
  13. Назовите основные профилактические средства, предотвращающие заражение инфекциями пoлoвых путей.
  14. Установите соответствие названия ЗППП и возбудителя (ответ представьте цифрой с буквой, например: 2 д):

 1. СПИД

 2. Сифилис

 3. Гoнopeя

 4. Хлaмидиоз

 5. Трихомониаз

 6. Гeнитaльный гepпeс

а) вирус обычного гepпeса;

б) xлaмидии;

в) гонококк;

г) бледная трепонема;

д) вирус иммунодефицита;

е) трихомонада.

  1. Поясните понятие «Репродуктивное здоровье и его значение в обеспечении благополучия личности и государства».

Рекомендуемая литература

  1. Билич Г., Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. – М., 1997.
  2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2005.
  3. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный пpaктикум. – М : Флинта, Наука, 2002.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988.
  5. Книга о здоровье / Под ред. Ю.П. Лисицына. – М.: Медицина, 1988.
  6. Колесов Д.В., Маш Г.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Кругликов И.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.: Наука, 1987.
  8. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  9. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
  10. Поляков В.А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.
  11. Попов В.А. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
  12. Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Соковня-Семенова Н.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1999.
  14. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
  15. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985.
  16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Дeвoчка-подросток-дeвyшка. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М.: Просвещение, 1982.
  18. Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  19. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  20. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,1985.



Комментарии:

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

01 04 2025 16:21:49

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

31 03 2025 10:46:30

Марафон знаний по биологии


    Марафон знаний по биологии

      Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...

30 03 2025 17:53:20

Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Строение и состав семян". 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....

29 03 2025 20:57:44

Происхождение птиц и приспособленность к среде обитания

Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....

28 03 2025 9:54:31

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

27 03 2025 18:59:28

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

26 03 2025 19:59:15

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

25 03 2025 1:56:11

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

24 03 2025 5:37:10

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

23 03 2025 20:41:45

Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Биосферный уровень. Средообразующая деятельность организмов". 9-й класс

      Личностно ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношения к знаниям. Цель личностно ориентированного обучения - сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, возможность реализоваться в учебной деятельности....

22 03 2025 8:22:41

Питание и пищеварение

Урок с использованием ИКТ позволяет сформировать у обучающихся знания о составе пищи, о морфолого-анатомической структуре пищеварительной системы человека, о значении системы органов пищеварения. Он стимулирует творческую активность и эмоциональное отношение к знаниям, способствует развитию любознательности, самостоятельности и гибкости....

21 03 2025 22:13:43

Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование


    Обеспеченность успеха учебно-воспитательного процесса через педагогическое стимулирование

      Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека. Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности. Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека. Способствовать профориентационному выбору учащихся. ...

20 03 2025 11:29:35

Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"


    Использование информационных технологий на уроках биологии. Тема урока "Митоз"

      Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств школьников, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к различным личностным проявлениям школьника. Знания же выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные компьютерные технологии....

19 03 2025 22:40:23

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем

Закаливание организма: воздухом, водой и солнцем Под закаливанием организма понимают мероприятия, повышающие устойчивость организма к воздействиям нeблагоприятных факторов среды....

18 03 2025 16:44:36

Экологическая сказка "Маша и цветы"


    Экологическая сказка "Маша и цветы"

      Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....

17 03 2025 2:18:17

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

16 03 2025 4:49:29

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

15 03 2025 7:24:51

Общая хаpaктеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём "Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

14 03 2025 18:10:47

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

13 03 2025 8:28:44

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

12 03 2025 8:59:31

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"


    Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....

11 03 2025 4:24:31

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

10 03 2025 8:28:58

Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"


    Урок-экскурсия в виртуальный институт "Дендритоаксония"

      Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии. ...

09 03 2025 11:13:38

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

08 03 2025 7:29:27

Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

      Урок знакомит со строением и функциями глаза и его частями, взаимосвязью на конструктивном уровне. Вводятся новые термины и понятия (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно). У учащихся формируется бережное отношение к своему здоровью....

07 03 2025 2:36:19

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"


    Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

      Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

06 03 2025 19:49:22

Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"


    Методические рекомендации к проведению уроков по теме: "Строение, функции и гигиена кожи"

      В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа". Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии. Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности. Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний. ...

05 03 2025 18:54:57

Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"


    Методическое пособие для учителей биологии "Использование КСО на уроках биологии"

      Каждый урок - это поиск: как лучше сделать, чтобы детям было интересно на занятиях по биологии, чтобы они спешили ко мне и видели в педагоге своего друга? Творчество думающего учителя питается опытом коллег, его изучением, обобщением. ...

04 03 2025 6:37:11

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

03 03 2025 15:57:46

Тема урока: "Пищеварение в желудке"


    Тема урока: "Пищеварение в желудке"

      Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

02 03 2025 21:43:16

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

01 03 2025 20:36:50

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

28 02 2025 14:11:26

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

27 02 2025 16:43:51

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

26 02 2025 21:17:18

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

25 02 2025 16:28:29

Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"


    Проект урока биологии в 7-м классе с элементами экологии по теме "Загрязнение Мирового океана нефтью и влияние его на живые организмы"

      Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....

24 02 2025 12:59:47

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения


    Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

      Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....

23 02 2025 15:22:49

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

22 02 2025 14:34:44

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя


    Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

      Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

21 02 2025 11:35:25

Обобщающий урок по теме "Цветковые растения"

Информационные технологии на уроках биологии реализуют принцип наглядности. Урок повышает интерес к учебе, активизирует мышление учащихся....

20 02 2025 12:23:14

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

19 02 2025 12:36:16

Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"


    Разработка урока "Основные закономерности наследования признаков. Генетика человека"

      На основании ранее полученных знаний о законах наследования систематизируются и обобщаются знания законов наследования признаков человека, формируются взаимосвязь между генетическими и цитологическими знаниями. Закрепляется алгоритм решения задач по генетике. Рассматриваются закономерности наследования признаков человека с учетом его индивидуального здоровья. ...

18 02 2025 13:23:33

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

17 02 2025 6:46:50

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"


    Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая хаpaктеристика"

      Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

16 02 2025 1:52:17

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

15 02 2025 10:30:52

Эти загадочные Простейшие


    Эти загадочные Простейшие

      В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....

14 02 2025 9:53:19

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

13 02 2025 17:12:11

Незатейливая жизнь насекомых


    Незатейливая жизнь насекомых

      В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

12 02 2025 19:47:42

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)


    Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

      ИКТ позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием ИКТ на уроках биологии и природоведения. ...

11 02 2025 4:49:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::