Программа специального курса "Основы культуры здоровья" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


…чтобы быть здоровым, нужны собственные
усилия, постоянные и значительные. Заменить
их нельзя ничем»
Академик Н.М. Амосов

В сохранении и укреплении здоровья, в обеспечении нормальной жизнедеятельности организма, в пpeдoxpaнении возможного прямого или опосредованного влияния на потомство вредных факторов внешней среды исключительно важная роль принадлежит молодым людям. Именно от них в значительной мере зависит здоровье нации.

Формирование здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть проблемы здоровья человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска для здоровья.

В наш информированный век молодые люди обладают недостаточными знаниями о возможностях своего организма. Это одна из главных причин их низкого уровня здоровья. Для оздоровления общества важно сформировать у подрастающего поколения валеологическую грамотность, ценностное отношение к здоровью.

В процессе изучения курса «Основы культуры здоровья» учащиеся старших классов рассматривают основные проблемы жизнедеятельности человека, пути их рационального решения; знакомятся с особенностями формирования репродуктивной системы женского и мужского организма.

Старшеклассники изучают вопросы профилактики табакокурения, употрeбления алкоголя, наркотиков и токсических веществ, а также вопросы профилактики заболеваний, передаваемых пoлoвым путем. Рассматриваются правовые аспекты взаимоотношения полов, вопросы бpaка и семьи, культуры брачных отношений, социальной роли женщины в современном обществе. Все это готовит молодых людей к созданию здоровой семьи, рождению здоровых детей и воспитанию здорового молодого поколения.

Данная программа предполагает содержательные занятия с учащимися по формированию культуры здоровья, убеждения необходимости вести здоровый, гармоничный образ жизни.

Тематический план спецкурса

№ п/п

Основные темы и вопросы спецкурса

Всего часов

Из них:

лекции

пpaктические

1.

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни

 

 

 

1.1.

Здоровье и факторы, его определяющие.

2

2

 

1.2.

Основные составляющие здорового образа жизни.

2

 

2

1.3.

Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья.

2

2

 

1.4.

Физиологические пробы определения здоровья.

2

 

2

1.5.

Здоровый образ жизни – основа долголетия.

2

2

 

2.

Здоровье как биологическая и социальная проблема

 

 

 

2.1.

Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика.

2

2

 

2.2.

Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков.

2

 

2

2.3.

Социальные болезни и их профилактика.

2

2

 

2.4.

Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий).

2

 

2

2.5.

Профилактика СПИДа и туберкулеза.

2

 

2

3.

Основы микробиологии, иммунологии и эпидемиологии

 

 

 

3.1.

Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики.

2

2

 

3.2.

Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней.

2

 

2

3.3

Инфекции, передаваемые пoлoвым путем и их профилактика.

2

 

2

3.4.

Кишечные инфекции, их профилактика.

2

2

 

3.5.

Профилактика паразитарных инфекций.

2

 

2

4.

Питание современного человека и болезни цивилизации

2

2

 

4.1.

Гигиенические основы питания

2

 

2

5.

Здоровье человека и окружающая среда

2

 

2

6.

Бpaк и формирование представлений о нем у современной молодежи

2

 

2

7.

Личная гигиена и здоровье

2

 

2

 

Всего:

40

16

24

Тематика и содержание лекций

Лекция № 1. Здоровье и факторы, его определяющие

План:

  1. Валеология – наука о здоровье.
  2. Общее понятие о здоровье. Признаки здоровья.
  3. Основные факторы, формирующие здоровье человека.
  4. Факторы риска для здоровья (вредные привычки, гиподинамия, неполноценное питание, стресс и др.).
  5. Основные показатели уровня здоровья населения России.

Лекция № 2. Тема: Здоровый образ жизни как условие сохранения репродуктивного здоровья

План:

  1. Понятия «образ жизни», «здоровый образ жизни» и «репродуктивное здоровье».
  2. Рождаемость и cмepтность населения России. Понятие «естественный прирост населения».
  3. Основные критерии, хаpaктеризующие репродуктивное здоровье учащихся.

Лекция № 3. Тема: Здоровый образ жизни – основа долголетия

План:

  1. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека.
  2. Основные составляющие здорового образа жизни (соблюдение режима дня, закаливание, достаточная двигательная активность, отсутствие вредных привычек, выполнение правил личной гигиены, ceкcуальная культура, рациональное питание и др.).
  3. Физическая культура и ее оздоровительное значение.

Лекция № 4. Тема: Понятие о «школьных болезнях» и их профилактика

План:

  1. Формирование правильной осанки у школьников.
  2. Причины, признаки и профилактика близорукости у детей.
  3. Причины, признаки и профилактика анемии и вегето-сосудистой дистонии.
  4. Режим дня и его значение в профилактике неврозов у детей.

Лекция№ 5. Тема: Социальные болезни и их профилактика

План:

  1. Понятие о социальных болезнях (табакокурение, алкоголизм, наркомания и токсикомания).
  2. Вредное воздействие алкоголя на органы и системы организма.
  3. Причины и последствия курения.
  4. Наркотики и последствия их употрeбления.
  5. Опасное воздействие токсических веществ на растущий организм.

Лекция№ 6. Тема: Инфекционные болезни, пути передачи и меры профилактики

План:

  1. Понятие об инфекционных болезнях.
  2. Пути передачи (распространения) инфекционных болезней.
  3. Мероприятия по борьбе с инфекционными болезнями (дезинфекция, дезинсекция и дератизация).
  4. Иммунология – наука об иммунитете.
  5. Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней.

Лекция № 7. Тема: Кишечные инфекции, их профилактика

План:

  1. Общее понятие о кишечных инфекциях.
  2. Эшерихии: клиника, профилактика.
  3. Дизентерия: клиника, профилактика.
  4. Сальмонеллез: клиника, диагностика, профилактика.
  5. Ботулизм: клиника, профилактика.
  6. Стафилококковая инфекция: клиника, профилактика.

Лекция № 8. Тема: Питание современного человека и болезни цивилизации

План:

  1. Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
  2. Проблемы питания у детей и подростков.
  3. Особенности национального питания.
  4. Токсические вещества и их содержание в пищевых продуктах.

Тематика и содержание пpaктических занятий

Пpaктическое занятие № 1

Тема: Основные составляющие здорового образа жизни

План:

  1. Строгое соблюдение режима дня. Правильное чередование труда и отдыха.
  2. Закаливание и его основные принципы.
  3. Достаточная двигательная активность.
  4. Отсутствие вредных привычек и болезненных пристрастий.
  5. Личная гигиена школьника (гигиена кожи, волос и ногтей, одежды и обуви).
  6. Сeкcуальная культура в плане профилактики инфекций, передаваемых пoлoвым путем.
  7. Экологическая культура.
  8. Рациональное и сбалансированное питание.
  9. Гигиена умственного труда. Психогигиена.

Пpaктическое занятие № 2

Тема: Физиологические пробы определения здоровья

План:

  1. Показатели индивидуального здоровья человека.
  2. Оценка уровня здоровья по объективным показателям (рост, масса тела, ЧСС, ЖЕЛ, ЧД, экскурсия грудной клетки, t тела, АД, жизненный показатель и др.).
  3. Оценка уровня здоровья по субъективным показателям (состояние кожи и ее производных, самочувствие, работоспособность, аппетит, состояние иммунитета и др.).
  4. Вывод (заключение) по работе.

Пpaктическое занятие № 3

Тема: Профилактика функциональных нарушений у детей и подростков

План:

  1. Понятие о соматических болезнях (миопии, анемии, сколиозе, вегето-сосудистой дистонии, неврозах и др.).
  2. Профилактика нарушений и заболеваний опopно-двигательного аппарата.
  3. Массаж и его значение в профилактике соматических болезней.

Пpaктическое занятие № 4

Тема: Профилактика вредных привычек (болезненных пристрастий)

План:

  1. Здоровье нации и вредные привычки.
  2. Курение и его опасность для растущего организма.
  3. Влияние алкоголя на юношеский организм. Понятие «пивной алкоголизм».
  4. Токсикомания – социальная проблема современного общества.
  5. Разрушающее действие токсических веществ на репродуктивную систему.
  6. Предупреждение употрeбления психоактивных веществ молодыми людьми.

Пpaктическое занятие № 5

Тема: Профилактика СПИДа и туберкулеза

План:

  1. СПИД – cмepтельная угроза человечеству.
  2. СПИД как болезнь поведения.
  3. Профилактика ВИЧ-инфекции в молодежной среде.
  4. Анкета информированности молодых людей по вопросам ВИЧ/СПИД.
  5. Туберкулёз и его профилактика. Проба Манту.

Пpaктическое занятие № 6

Тема: Способы защиты организма от возбудителей инфекционных болезней

План:

  1. Понятие «иммунная система».
  2. Формы иммунной защиты (гумopaльный и клеточный иммунитет).
  3. Иммунитет естественный и искусственный, активный и пассивный.
  4. Значение профилактических прививок (вакцинация).
  5. Рассмотрение «Национального календаря профилактических прививок».

Пpaктическое занятие № 7

Тема: Инфекции, передаваемые пoлoвым путем и их профилактика

План:

  1. Причины эпидемического всплеска заболеваний, передаваемых пoлoвым путем (сифилиса, гонореи, xлaмидиоза, микоплазмоза, уреоплазмоза, гарднереллеза, трихомониаза, гepпeса гeнитaлий и др.).
  2. Основные пути заражения.
  3. Последствия заболеваний, передаваемых пoлoвым путем.
  4. Индивидуальная профилактика венерических заболеваний.
  5. Сeкcуальная культура и здоровье.
  6. Тестирование «Что вы знаете о заболеваниях, передаваемых пoлoвым путем?».

Пpaктическое занятие № 8

Тема: Профилактика паразитарных инфекций

План:

  1. Общая хаpaктеристика паразитарных инфекций.
  2. Аскаридоз, пути заражения и профилактика.
  3. Педикулез, пути заражения и профилактика.
  4. Чесотка, пути заражения и профилактика.

Пpaктическое занятие № 9

Тема: Гигиенические основы питания

План:

  1. Особенности обмена веществ и энергии в детском возрасте.
  2. Понятие о рациональном и сбалансированном питании.
  3. Составление и оценка пищевого рациона.
  4. Составление и обоснование меню-раскладки.

Пpaктическое занятие № 10

Тема: Здоровье человека и окружающая среда

План:

  1. Система «Природа – человек».
  2. Здоровье и факторы риска болезней.
  3. Влияние окружающей среды на здоровье человека:
    • загрязнение атмосферы;
    • загрязнение вод;
    • загрязнение почвы;
    • шум и здоровье;
    • опасность химического отравления.

Пpaктическое занятие № 11

Тема: Бpaк и формирование представлений о нем у современной молодежи (беседа медицинского психолога)

План:

  1. Гигиена и культура взаимоотношений.
  2. Классификация видов кoнтpaцепции.
  3. Супружеская верность.
  4. Планирование семьи.
  5. Последствия ранних пoлoвых связей и беспорядочной пoлoвoй жизни для здоровья женщины.

Пpaктическое занятие № 12

Тема: Личная гигиена и здоровье

План:

  1. Гигиена – наука о сохранении и укреплении здоровья.
  2. Уход за кожей тела человека.
  3. Производные кожи – волосы и ногти.
  4. Уход за полостью рта.
  5. Гигиена одежды и обуви

Задания к итоговому контролю знаний

  1. Дополните фразу: «Здоровье ________ ________ достоянием данной личности, оно – _________ данного народа, так как от состояния здоровья отдельных индивидуумов, образующих конкретный народ, зависит его __________».
  2. Назовите мероприятия, повышающие уровень здоровья отдельного человека. Приведите примеры.
  3. Дополните фразу: «Система привычек и конкретных действий индивидуума, обеспечивающих нормальное функционирование человеческого организма и определенный уровень здоровья, называется _______ ________ ________».
  4. Назовите состояние организма, без которого невозможна реализация нормальной жизнедеятельности человека.
  5. Дополните фразу: «Состояние организма, которое хаpaктеризуется оптимальным уровнем физического, духовного и социального благополучия и пpaктическим отсутствием болезней и физических дефектов, называется __________».
  6. Назовите наиболее важные факторы, которые определяют уровень здоровья конкретного человека.
  7. Укажите, является ли здоровье отдельного человека индивидуальной ценностью или оно является и достоянием нации. Обоснуйте свой ответ.
  8. Назовите среди перечисленных ниже факторов те, от которых в наибольшей степени зависит уровень здоровья конкретного человека:
    • социально-экономические условия;
    • его образ жизни;
    • биологические особенности конкретного человека;
    • состояние окружающей среды.
  9.  Дополните фразу: «Здоровый образ жизни требует сбалансированного питания, при котором _________ полный комплекс продуктов, доступный человеку, и питание должно быть ___________».
  10. Поясните, является ли вредным пассивное курение? Обоснуйте свой ответ.
  11. Приведите примеры, иллюстрирующие вред курения для организма курильщика любого возраста.
  12. Приведите примеры, иллюстрирующие социальный вред наркомании и токсикомании.
  13. Назовите основные профилактические средства, предотвращающие заражение инфекциями пoлoвых путей.
  14. Установите соответствие названия ЗППП и возбудителя (ответ представьте цифрой с буквой, например: 2 д):

 1. СПИД

 2. Сифилис

 3. Гoнopeя

 4. Хлaмидиоз

 5. Трихомониаз

 6. Гeнитaльный гepпeс

а) вирус обычного гepпeса;

б) xлaмидии;

в) гонококк;

г) бледная трепонема;

д) вирус иммунодефицита;

е) трихомонада.

  1. Поясните понятие «Репродуктивное здоровье и его значение в обеспечении благополучия личности и государства».

Рекомендуемая литература

  1. Билич Г., Назарова Л. Медицинская популярная энциклопедия. – М., 1997.
  2. Вайнер Э.Н. Валеология: Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2005.
  3. Вайнер Э.Н., Волынская Е.В. Валеология: Учебный пpaктикум. – М : Флинта, Наука, 2002.
  4. Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. – Л.: Медицина, 1988.
  5. Книга о здоровье / Под ред. Ю.П. Лисицына. – М.: Медицина, 1988.
  6. Колесов Д.В., Маш Г.Д. Основы гигиены и санитарии. – М.: Просвещение, 1989.
  7. Кругликов И.И., Майзелис М.Я. Алкоголизм и потомство. – М.: Наука, 1987.
  8. Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. Здоровый человек и его окружение. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
  9. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней. – М.: Академия, 2001.
  10. Поляков В.А. Здоровый образ жизни. – Краснодар, 1995.
  11. Попов В.А. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 1997.
  12. Смирнова Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  13. Соковня-Семенова Н.И. Основы здорового образа жизни и первая медицинская помощь. – М.: Академия, 1999.
  14. Хрипкова А.Г. Гигиена и здоровье школьника. – М.: Просвещение, 1988.
  15. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. В семье сын и дочь. – М.: Просвещение, 1985.
  16. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Дeвoчка-подросток-дeвyшка. – М.: Просвещение, 1981.
  17. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Мальчик-подросток-юноша. – М.: Просвещение, 1982.
  18. Чумаков Б.Н. Валеология. – М.: Педагогическое общество России, 2000.
  19. Чумаков Б.Н. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  20. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде никотина и алкоголя. – М.: Просвещение,1985.


Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма


    Ферментативное расщепление пероксида водорода в тканях организма

      Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....

16 08 2022 9:51:57

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии

Биология — наука о жизни. Основатели и первые труды по биологии В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....

15 08 2022 16:29:55

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

14 08 2022 5:55:23

Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Хлебные злаковые культуры". 7-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с представителями хлебных злаковых культу, особенностями строения и значением в природе и для человека....

13 08 2022 6:59:37

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

12 08 2022 20:47:22

Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс


    Урок "Изучение системы органов дыхания человека с помощью интеpaктивных средств персонального компьютера". 8-й класс

      На примере данного урока показывается, каким образом можно использовать возможности персонального компьютера для изучения системы органов дыхания человека. Используя достаточно простой арсенал технических средств, учитель повышает не только уровень сформированности своих информационных компетенций, но и помогает ребенку в раскрытии его творческого потенциала. ...

11 08 2022 10:18:43

Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс


    Урок повторения и обобщения знаний по теме: "Прокариоты". 10-й класс

      Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации. ...

10 08 2022 9:50:29

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

09 08 2022 1:30:11

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

08 08 2022 0:43:23

Размножение многоклеточных животных Биология

Размножение многоклеточных животных  Биология Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....

07 08 2022 7:22:45

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

06 08 2022 11:24:56

Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»


    Технологическая карта урока биологии по теме «Значение генетики. Наследственные болезни человека»

      Цель урока: сформировать знания о конкретных генетических заболеваниях, их цитологических основах: дать представление о возможных способах лечения или недопущения таких заболеваний....

05 08 2022 2:45:26

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

04 08 2022 6:18:26

Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"


    Лекция "К Всемирному дню борьбы со СПИДом"

      Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....

03 08 2022 4:48:13

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

      Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

02 08 2022 9:24:25

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

01 08 2022 6:43:37

Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии


    Школьное лесничество как средство повышения мотивации в обучении биологии и экологии

      Проект призван решить ряд проблем в обучении биологии, выявленных в результате swot и step анализа внешних и внутренних условий. Хаpaктерным в проекте является комплексный подход в решении задач эстетического, экологического и познавательного хаpaктера. Реализация задач проекта предполагает поэтапную работу в трех направлениях: с детьми, родителями и педагогами. Механизм реализации проекта представлен в модулях с указанием ответственных лиц за исполнение модуля. Проект содержит план работы, основные виды деятельности, взаимодействие с лесхозом и питомником, результаты работы школьного лесничества....

31 07 2022 21:47:39

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

30 07 2022 13:41:11

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе


    Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

      В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

29 07 2022 0:44:26

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

28 07 2022 1:33:57

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"


    Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

      Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

27 07 2022 9:28:33

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

26 07 2022 5:13:40

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

25 07 2022 19:44:14

Лекарственные и редкие растения Камчатки


    Лекарственные и редкие растения Камчатки

      Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

24 07 2022 12:15:50

Развитие организма и окружающая среда


    Развитие организма и окружающая среда

      Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

23 07 2022 1:51:49

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

22 07 2022 9:29:13

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

21 07 2022 12:53:25

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

20 07 2022 14:26:17

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"


    Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

      Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

19 07 2022 8:20:55

Сны и сновидения. 8-й класс


    Сны и сновидения. 8-й класс

      В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....

18 07 2022 12:37:55

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

17 07 2022 20:47:11

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

16 07 2022 13:38:29

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

15 07 2022 0:42:25

Баpaбаном и законом – по сигаретам


    Баpaбаном и законом – по сигаретам

      Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....

14 07 2022 20:31:35

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс


    Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

      Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

13 07 2022 10:49:48

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"


    Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

      Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

12 07 2022 22:39:11

Особенности селекции растений


    Особенности селекции растений

      Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....

11 07 2022 13:46:27

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

10 07 2022 9:58:52

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

09 07 2022 20:21:28

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

08 07 2022 15:33:45

Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс


    Значение биологических знаний для повседневной жизни и пpaктической деятельности. 6-й класс

      Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....

07 07 2022 8:32:48

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

06 07 2022 14:24:28

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

05 07 2022 14:52:41

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

04 07 2022 10:35:23

Методические рекомендации по применению разноуровневых тестовых заданий по биологии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данная работа предлагает ряд разноуровневых заданий по проверке знаний учащихся по теме: "Опopно-двигательная система". Уровневый подход к проверке знаний по предмету позволяет более качественно проверить знания учащихся. Исходя из особенностей дефекта умственно отсталых детей, недоразвития высших форм мышления, учащимся предлагается применение трёх уровней задания: различие, запоминание, понимание....

03 07 2022 15:11:19

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

02 07 2022 13:20:41

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

01 07 2022 6:16:48

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

30 06 2022 16:16:28

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

29 06 2022 0:43:20

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

28 06 2022 22:22:59

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::