Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")
Тема: «Состав крови»
Цель: учиться вместе с учениками, развивать в учащихся творческие способности и чувство ответственности, обучать путем их личной пpaктики, учиться анализировать текст, рассмотреть кровь под микроскопом, понять строение и значение клеток крови, как части целого организма.
Приборы и материалы
- От учителя требуются:
- распечатка текстов по теме урока (по числу групп),
- цветные фотографии крови (подборка изображений),
- цветная бумага (для определения объединения детей в группы),
- пластилин,
- доски для лепки,
- микроскопы цифровые,
- микропрепараты крови человека и лягушки,
- компьютеры,
- проектор,
- ноутбук учительский,
- курага,
- конфеты «Рафаэлло»
- От учеников требуются:
- ручки
- влажные гигиенические салфетки
- маркеры для выделения текста
- тетради для записей.
На столах разложены большие квадраты цветной бумаги, коробочки с цветным пластилином, специальные доски для лепки и распечатка текстов в файлах; перед входом в кабинет в коробке квадратики цветной бумаги по числу учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ученики, заходя в класс, выбирают из коробки квадратики с понравившимся цветом и рассаживаются за столы с соответствующей цветной табличкой.
2. Индукция (создание эмоционального настроя)
Учитель раскладывает на столы курагу и конфеты «Рафаэлло», затем спрашивает: «Как вы думаете, ребята, для чего это и что бы это значило?»
3. Реконструкция (рынок гипотез)
Ученики высказывают свои идеи и гипотезы, которые обязательно записываются на доске, в столбик, с одной стороны и не стираются до конца урока. Учитель одобряет любую идею и просит потерпеть до конца урока, где всё выяснится.
4. Деконструкция (работа с материалом)
Вступительное слово учителя: «Прежде всего, каждая получившаяся группа должна выбрать капитана, чтобы он организовывал работу вашей группы и пользовался вашим доверием. Ребята, на прошлом уроке мы подробно говорили о внутренней среде организма человека. Её составляют……(учащиеся в идеале должны продолжить предложение учителя) …3 жидкости – кровь, лимфа и межтканевая жидкость. Все 3 составляющих обеспечивают равновесное состояние и нормальную работу всего организма, называемое… гомеостаз.
Учитель: «Сегодня мы вместе с вами
познакомимся с одной из жидкостей внутренней
среды организма поподробнее. Это – кровь. Звучит
зловеще, но как говорится «У стpaxa глаза
велики». Надеюсь, что после сегодняшнего урока
тот, кто боялся вида крови, будет смело смотреть
на неё хотя бы в окуляр микроскопа или монитор
компьютера. Никто из вас не задумывался: «Почему
кровь красная? Для чего кровь нужна?» Давайте
попробуем ответить на эти вопросы.
У вас на столах каждой группы разложены файлы с
различными текстами про кровь. Ваша задача –
выбрать из этого кровеносного моря информации
нужные и важные ручейки про кровь, выделив
маркерами нужные предложения. Через 10 минут вы
должны будете прочитать вслух выбранные вашей
группой определения, т.е. главные мысли, и
защитить своё мнение».
Группам предложены следующие тексты:
Кровь, жидкость, циркулирующая в организме, которая переносит кислород и питательные вещества ко всем клеткам и уносит продукты жизнедеятельности, такие как углекислый газ. У здорового человека кровь составляет около 5% от веса тела, объем ее равен примерно 5,5 л. В состав крови входит бесцветная прозрачная жидкость, называемая плазмой, в которой располагаются во взвешенном состоянии микроскопические эритроциты (красные кровяные тельца), занимающие около половины объема крови, лейкоциты (белые кровяные тельца) и кровяные пластинки (тромбоциты).
Кровь, жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека. Состоит из плазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие). Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания; доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения; участвует в регуляции водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия в организме, в поддержании постоянной температуры тела (у теплокровных). Благодаря способности лейкоцитов поглощать микроорганизмы и инородные тела кровь выполняет защитную функцию. У мужчин – в среднем 5,2 л крови, у женщин – 3,9 л. В 1 мм3 крови – 3,9-5,0 млн. эритроцитов, 4-9 тыс. лейкоцитов, 180-320 тыс. тромбоцитов; гемоглобина около 13-16 г в 100 мл.
Кровь – имеет жидкую консистенцию и красный цвет. Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.
Основные функции крови:
1. Tрaнcпортная – перенос кислорода от
легких к тканям и углекислого газа от тканей к
легким;
– доставка питательных веществ, витаминов,
минеральных веществ и воды от органов
пищеварения к тканям;
– удаление из тканей конечных продуктов
метаболизма, лишней воды и минеральных солей;
– перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и
гумopaльных механизмах иммунитета, в
свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция
температуры, водно-солевого обмена между кровью
и тканями.
4. Гомеостатическая – поддержание
стабильности показателей гомеостаза
Общее количество крови в организме взрослого
человека в норме составляет 6–8% от массы тела и
равно примерно 4,5–6 л. В кровеносной системе
находится 60–70% крови – это так называемая циркулирующая
кровь. Другая часть крови (30–40%) содержится в
специальных кровяных депо – это депонированная,
или резервная, кровь.
Кровь состоит из 55–60%. жидкой части – плазмы
и 40–45% взвешенных в ней форменных
элементов.
Относительная плотность крови равна 1,05–1,06, а ее
вязкость по отношению к воде составляет 5.
Плазма содержит 90–92% воды и 8–10%
белков (7–8%) и минеральных солей (1%). Белки плазмы
(их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины
(около 4,5%) связывают и трaнcпортируют
лекарственные вещества, витамины, гормоны,
пигменты. Глобулины (2–3%) обеспечивают
трaнcпорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку
антител. Фибриноген (0,2–0,4%) участвует в
свертывании крови.
В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза
(0,11%), жиры. В плазму поступают и конечные
продукты обмена веществ: мочевина, мочевая
кислота и др. В плазме содержатся также различные
гормоны, ферменты и другие биологически активные
вещества.
Минеральные вещества плазмы составляют около 1%
– соли натрия, калия, кальция. Содержащиеся в
плазме минеральные вещества определяют
осмотическое давление крови, которое составляет
около 7,6 атм. Растворы, осмотическое давление
которых такое же, как у плазмы крови, называются изотоническими.
Растворы с бoльшим осмотическим давлением
называются гипертоническими, а с меньшим – гипотоническими.
Изотонический (0,9–1%) раствор NaCI называется физиологическим.
К форменным элементам крови
относятся эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроциты
– безъядерные, не содержащие большинства
органелл, клетки, неспособные к делению.
Количество эритроцитов в 1 г крови составляет у
взрослых мужчин 3,9–5,5млн., у женщин –
3,7–4,9 млн.. Большинство эритроцитов
имеет форму двояковогнутого диска, что
обеспечивает наибольшую площадь контакта с
плазмой. Основная масса сухого вещества
эритроцита (96%) приходится на долю гемоглобина.
Гемоглобин обусловливает дыхательную функцию
крови за счет переноса молекул кислорода от
легких к тканям и углекислого газа от клеток к
легким. В каждом эритроците содержится около 400
млн молекул гемоглобина, каждая из которых может
связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую
субъединицу.
У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина,
у женщин – 120–140 г/л. Общее количество
гемоглобина в 5 л крови у человека составляет
700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл
кислорода.В норме гемоглобин содержится в крови
в виде трех физиологических соединений:
- Оксигемоглобин – гемоглобин в соединении с кислородом – находится в артериальной крови, придает ей ярко-алый цвет;
- Восстановленный, или дезоксигемоглобин, не содержащий кислорода, – находится в венозной крови, которая имеет более темный цвет, чем артериальная;
- Карбогемоглобин – соединение гемоглобина с углекислым газом – содержится в венозной крови. Гемоглобин способен также образовывать соединение и с угарным газом – карбоксигемоглобин, который выпадает в осадок и уже неспособен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.
Эритроциты рождаются в красном
костном мозге с ядром, но при выходе в кровь они
его утрачивают. Старые эритроциты не способны
к переносу большого количества кислорода и
теряют эластичность, из-за чего не могут
проникать в мелкие кровеносные сосуды –
каппиляры. Живут они около120 дней и умирают в
печени и селезенке. Лейкоцитов
у взрослого человека в 1 г крови насчитывается
3,8–9тысяч. Все лейкоциты являются
ядерными шароподобными клетками со способностью
образовывать ложноножки – псевдоподии, как
амеба, и способны к активному перемещению. По
наличию зернистости в цитоплазме лейкоциты
подразделяются на зернистые – гранулоциты и
незернистые – агранулоциты. Лейкоциты рождаются
в селезенке, лимфатических узлах и красном
костном мозге. Могут жить от нескольких лет до
нескольких минут. Погибают лейкоциты в тканях,
лимфатических узлах, на месте ранения или пореза,
защищая организм человека от вредных микробов и
чужеродных организмов.
Гранулоциты хаpaктеризуются наличием
сегментированного ядра, псевдоподий и
зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой
зернистости гранулоциты подразделяют на
эозинофильные (ацидофильные), базофильные и
нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно
нейтрофильные, способны к фагоцитозу.
Незернистые лейкоциты, агранулоциты,
отличаются несегментированным ядром,
отсутствием видимой при световой микроскопии
зернистости в цитоплазме. К агранулоцитам
относят лимфоциты и моноциты.
Тромбоциты – кровяные бесцветные
пластинки, осколки цитоплазмы клеток красного
костного мозга. Их количество в грамме крови
составляет 180–320 тысяч. Они образуются в
красном костном мозге путем отщепления
безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских
клеток – мегакариоцитов; из каждой такой
клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов.
Размеры тромбоцита в мазке крови – 2–3 мкм. Две
трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные
базируются в селезенке. Тромбоциты активно
участвуют в процессе свертывания крови и
растворения кровяного сгустка за счет
присутствующих в них биологически активных
соединений. Тромбоциты живут несколько дней и
умирают в крови, когда происходит её
сворачиваемость, т. е. образуется «болячка».
Основная масса клеток крови – это клетки, не
способные к дальнейшему делению и имеющие
небольшую продолжительность жизни: лейкоциты,
которые обеспечивают защиту от инфекций и живут
несколько дней, и эритроциты, переносящие
кислород и живущие несколько месяцев. В течение
всей жизни человека или животного происходит
образование клеток крови в специальном
кроветворном органе – костном мозге. Количество
клеток крови огромно: в 1 мл крови содержится
около 5 млрд эритроцитов и 5 млн лейкоцитов,
а объем крови у взрослого человека достигает
5 л. Кроветворение – исключительно
интенсивный процесс, в результате которого
производится поистине астрономическое число
клеток – более 300 млн в 1 мин, или почти
200 трлн в год. Новые клетки образуются путем
деления материнских клеток, получивших название клеток-предшественников
и находящихся в костном мозге.
Плавающие в крови тельца впервые обнаружил
итальянский анатом, врач и физик Марчелло
Мальпиги. Эти включения он принял за жировые
шарики, а не за клетки.
Некоторые из первых исследователей принимали
клетки крови за воздушные шарики, другие — за
животных (\"анималикул\"), якобы разумных
существ, по своему усмотрению управляющих
кровью. Только изобретатель микроскопа
голландец Антоний Левенгук назвал их кровяными
шариками. Впоследствии их стали правильно
называть кровяными клетками.
5. Социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных)
Группы учеников по очереди читают, рассказывают и обсуждают выбранные ими определения. Учитель делает поправки в случае необходимости и попутно заполняет схему вместе с учениками:
Схема 1
6. Разрыв (кульминация творческого процесса, озарение)
Учитель просит ребят на основании описания вылепить из пластилина клетки крови, как они себе их представляют, и презентовать свои работы. При этом учитель должен одобрять любую работу, избегая оценок «правильно», «неправильно».
7. Афиширование (показ произведений учеников, обсуждение)
Ученики презентуют свои работы по группам. Учитель заинтересованно наводящими вопросами помогает ученикам как можно больше рассказать о «своих пластилиновых клетках» крови. Затем учитель показывает с помощью проектора различные изображения клеток крови и просит учеников сравнить со своими работами.
Рисунок 1. Лейкоциты
Рисунок 2. Эритроциты и лейкоцит
Рисунок 3. Тромбоциты
А теперь вы готовы дать ответы на вопрос: «Зачем я раздала курагу и конфеты?» и проверить с вашими предположениями, записанными на доске. Ученики приходят к выводу, что курага похожа на эритроцит, а конфеты «Рафаэлло» на лейкоцит.
8. Рефлексия
Учащимся предлагается заполнить самостоятельно таблицу 1, пользуясь подборкой текстов про кровь:
Клетка крови |
Количество |
Особенности строения |
Место рождения и продолжительность жизни |
Место гибели |
Выполняемая функция |
Учитель через 7-10 минут проверяет заполнение таблиц.
9. Пpaктическая часть (при отсутствии цифровых микроскопов можно использовать световые микроскопы или вообще убрать эту часть урока).
После обсуждения ученикам предлагается сесть за компьютеры и рассмотреть самостоятельно с помощью цифровых микроскопов клетки крови человека и лягушки. Сделать фотографии, подписать их увеличение 10Х и 60Х, названия, стрелками указать клетки крови. Далее рисунки рекомендуется сохранить в памяти компьютера в своих папках для использования при создании итоговой презентации «Кровь». Учитель непременно должен напомнить ребятам про соблюдение правил техники безопасности при работе с микроскопами и компьютерами.
10. Синквейн
Ребятам предлагается составить синквейн слова «кровь».
1) Имя
существительное
1) Кровь
2) 2 имени
прилагательных 2)
Красная, жидкая
3) 3
глагола 3)
Движется, течет, пульсирует
4) Предложение
простое 4)
Кровь – самое важное для человека
5) Имя существительное
5)
Жизнь
11. Итог и задание на дом
Капитаны комaнд помогают учителю подвести общий итог урока и делают выводы.
Домашнее задание:
Найти определения слов «фагоцитоз, иммунитет».
Заполнить таблицу 2, пользуясь материалами из
учебника и дополнительной литературой:
«+» крови |
«–» крови |
Интересно узнать |
Комментарии:
Урок в 6 классе по учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения» с использованием технологии критического мышления. Цель урока: изучение строения корня и его функций....
09 10 2025 10:27:37
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
08 10 2025 22:26:10
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
07 10 2025 10:36:45
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
06 10 2025 1:38:31
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
05 10 2025 8:44:40
Система уроков в десятом классе состоит из пяти блоков. Каждый блок отражает особенности самостоятельной работы учащихся. Каждая группа работает под руководством ученика-лидера (консультанта). Совет консультантов представляет собой орган ученического управления и принимает участие в разработке плана изучения курса.
...
04 10 2025 8:14:32
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
03 10 2025 8:56:19
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
02 10 2025 0:22:12
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
01 10 2025 8:58:48
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
30 09 2025 14:45:55
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
29 09 2025 14:39:52
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
28 09 2025 0:36:45
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
27 09 2025 3:25:55
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
26 09 2025 20:47:10
Экологический компонент в школьном курсе биологии необходим для формирования экологической компетентности учащихся и изучения природы во всем ее многообразии. Благодаря экологическому компоненту учащиеся изучают наиболее распространенные и важные для жизни и деятельности человека виды растений и животных; рассматривают влияние антропогенного фактора на живую природу; изучают влияние среды на здоровье человека и условия его сохранения.
...
25 09 2025 13:45:14
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
24 09 2025 18:25:19
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения нестандартного урока биологии в 7-м классе по теме "Класс Земноводные"....
23 09 2025 22:32:17
Предлагаемый интегрированный курс биологии, географии, экологии является частью предпрофильной подготовки. Курс рассчитан на 8 часов и ориентирован на детей 7–8-х классов. Курс имеет большое пpaктическое значение: углубляет знания о тех растениях, с которыми мы встречаемся в повседневной жизни, учит правильно их использовать. Материал позволяет осуществлять профессиональную ориентацию, знакомя ребят с различными сельскохозяйственными профессиями. ...
22 09 2025 14:21:26
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
21 09 2025 7:36:18
Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....
20 09 2025 8:59:37
Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....
19 09 2025 8:19:37
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
18 09 2025 17:28:34
Урок биологии по УМК Введенского Э.Л., Плешакова А.А. «Биология. Введение в биологию». Цель урока: формирование представлений о гене как основе наследственности организмов. В ходе урока учащиеся получают первоначальные представления о наследственности, материальных носителях ее хранения и передачи....
17 09 2025 9:28:10
Урок изучения новой темы является вторым по разделу «Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции». Цель урока: познакомить обучающихся с различными группами доказательств эволюционного процесса; раскрыть научное значение обнаружения в развитии зародышей следов далекой истории систематических групп; дать оценку биогенетического закона Ф.Мюллера и Э.Геккеля как эмбриологического доказательства....
16 09 2025 10:37:33
Урок биологии в 8-м классе проводится с использованием презентации и готового мультимедийного учебного пособия. Ученикам не даются готовые сведения по новой теме, они работают с текстом учебника и интеpaктивным диском. При закреплении материала используются кадры презентации с утверждениями "да" или "нет".
...
15 09 2025 2:51:46
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
14 09 2025 5:24:53
Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....
13 09 2025 1:51:44
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
12 09 2025 14:21:40
Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....
11 09 2025 19:22:45
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
10 09 2025 0:58:11
Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....
09 09 2025 10:57:50
В последнее время в школьную пpaктику входят более эффективные методы и средства обучения, способствующие активации познавательной деятельности учащихся. К ним можно отнести такой дидактический материал, задания которых составлены таким образом, что могут быть предложены для выполнения отдельному ученику, группе учащихся или всему классу, что позволяет реализовать дифференцированный подход в обучении и с помощью задания выявить подготовку на разных уровнях....
08 09 2025 13:54:20
"Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...
07 09 2025 19:48:44
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
06 09 2025 6:52:35
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
05 09 2025 13:34:34
Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....
04 09 2025 2:30:47
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
03 09 2025 9:11:14
Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....
02 09 2025 21:31:42
Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме.
...
01 09 2025 16:54:57
Активизация познавательной деятельности – целенаправленная педагогическая деятельность учителя по повышению уровня учебной активности школьников. Урок-исследование – это урок, который максимально повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к старательному учению. Все учащиеся класса на уроке работают интенсивно, с интересом и желанием....
31 08 2025 19:48:14
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
30 08 2025 8:31:20
«Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....
29 08 2025 0:25:23
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
28 08 2025 1:15:32
Наиболее важным при этом является дифференцировка клеток наружного и внутреннего слоев...
27 08 2025 7:17:11
У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....
26 08 2025 15:52:59
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
25 08 2025 5:35:50
На уроке учащиеся формируют понятия о развитии корня, типах корневых систем, особенностях их строения и образования.
...
24 08 2025 5:42:24
Урок помогает в игровой форме обобщить и систематизировать знания студентов о строении и функциях органоидов, развить умения студентов проводить учебную дискуссию; отстаивать свою точку зрения, анализировать суждения товарищей....
23 08 2025 6:57:23
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
22 08 2025 5:27:33
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
21 08 2025 20:32:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::