Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские") > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

Тема: «Состав крови»

Цель: учиться вместе с учениками, развивать в учащихся творческие способности и чувство ответственности, обучать путем их личной пpaктики, учиться анализировать текст, рассмотреть кровь под микроскопом, понять строение и значение клеток крови, как части целого организма.

Приборы и материалы

  • От учителя требуются:
    • распечатка текстов по теме урока (по числу групп),
    • цветные фотографии крови (подборка изображений),
    • цветная бумага (для определения объединения детей в группы),
    • пластилин,
    • доски для лепки,
    • микроскопы цифровые,
    • микропрепараты крови человека и лягушки,
    • компьютеры,
    • проектор,
    • ноутбук учительский,
    • курага,
    • конфеты «Рафаэлло»
  • От учеников требуются:
    • ручки
    • влажные гигиенические салфетки
    • маркеры для выделения текста
    • тетради для записей.

На столах разложены большие квадраты цветной бумаги, коробочки с цветным пластилином, специальные доски для лепки и распечатка текстов в файлах; перед входом в кабинет в коробке квадратики цветной бумаги по числу учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Ученики, заходя в класс, выбирают из коробки квадратики с понравившимся цветом и рассаживаются за столы с соответствующей цветной табличкой.

2. Индукция (создание эмоционального настроя)

Учитель раскладывает на столы курагу и конфеты «Рафаэлло», затем спрашивает: «Как вы думаете, ребята, для чего это и что бы это значило?»

3. Реконструкция (рынок гипотез)

Ученики высказывают свои идеи и гипотезы, которые обязательно записываются на доске, в столбик, с одной стороны и не стираются до конца урока. Учитель одобряет любую идею и просит потерпеть до конца урока, где всё выяснится.

4. Деконструкция (работа с материалом)

 Вступительное слово учителя:  «Прежде всего, каждая получившаяся группа должна выбрать капитана, чтобы он организовывал работу вашей группы и пользовался вашим доверием. Ребята, на прошлом уроке мы подробно говорили о внутренней среде организма человека. Её составляют……(учащиеся в идеале должны продолжить предложение учителя) 3 жидкости – кровь, лимфа и межтканевая жидкость. Все 3 составляющих обеспечивают равновесное состояние и нормальную работу всего организма, называемое… гомеостаз.

Учитель: «Сегодня мы вместе с вами познакомимся с одной из  жидкостей внутренней среды организма поподробнее. Это – кровь. Звучит зловеще, но как говорится «У стpaxa глаза велики». Надеюсь, что после сегодняшнего урока тот, кто боялся вида крови, будет смело смотреть на неё хотя бы в окуляр микроскопа или  монитор компьютера. Никто из вас не задумывался: «Почему кровь красная? Для чего кровь нужна?» Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
У вас на столах каждой группы разложены файлы с различными текстами про кровь. Ваша задача – выбрать из этого кровеносного моря информации нужные и важные ручейки про кровь, выделив маркерами нужные предложения. Через 10 минут вы должны будете прочитать вслух выбранные вашей группой определения, т.е. главные мысли,  и защитить своё мнение».

Группам предложены следующие тексты:

Кровь, жидкость, циркулирующая в организме, которая переносит кислород и питательные вещества ко всем клеткам и уносит продукты жизнедеятельности, такие как углекислый газ. У здорового человека кровь составляет около 5% от веса тела, объем ее равен примерно 5,5 л. В состав крови входит бесцветная прозрачная жидкость, называемая плазмой, в которой располагаются во взвешенном состоянии микроскопические эритроциты (красные кровяные тельца), занимающие около половины объема крови, лейкоциты (белые кровяные тельца) и кровяные пластинки (тромбоциты).

Кровь, жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека. Состоит из плазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие). Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания; доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения; участвует в регуляции водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия в организме, в поддержании постоянной температуры тела (у теплокровных). Благодаря способности лейкоцитов поглощать микроорганизмы и инородные тела кровь выполняет защитную функцию. У мужчин – в среднем 5,2 л крови, у женщин – 3,9 л. В 1 мм3 крови – 3,9-5,0 млн. эритроцитов, 4-9 тыс. лейкоцитов, 180-320 тыс. тромбоцитов; гемоглобина около 13-16 г в 100 мл.

Кровь – имеет жидкую консистенцию и красный цвет. Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.

Основные функции крови:

1. Tрaнcпортная – перенос кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;
– доставка питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и воды от органов пищеварения к тканям;
– удаление из тканей конечных продуктов метаболизма, лишней воды и минеральных солей;
– перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и гумopaльных механизмах иммунитета, в свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция температуры, водно-солевого обмена между кровью и тканями.
4. Гомеостатическая – поддержание стабильности показателей гомеостаза
Общее количество крови в организме взрослого человека в норме составляет 6–8% от массы тела и равно примерно 4,5–6 л. В кровеносной системе находится 60–70% крови – это так называемая циркулирующая кровь. Другая часть крови (30–40%) содержится в специальных кровяных депо – это депонированная, или резервная, кровь.
Кровь состоит из 55–60%. жидкой части – плазмы и 40–45% взвешенных в ней форменных элементов.
Относительная плотность крови равна 1,05–1,06, а ее вязкость по отношению к воде составляет 5.
Плазма содержит 90–92% воды и 8–10% белков (7–8%) и минеральных солей (1%). Белки плазмы (их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины (около 4,5%) связывают и трaнcпортируют лекарственные вещества, витамины, гормоны, пигменты. Глобулины (2–3%) обеспечивают трaнcпорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку антител. Фибриноген (0,2–0,4%) участвует в свертывании крови.
В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза (0,11%),  жиры. В плазму поступают и конечные продукты обмена веществ: мочевина, мочевая кислота и др. В плазме содержатся также различные гормоны, ферменты и другие биологически активные вещества.
Минеральные вещества плазмы составляют около 1% – соли натрия, калия, кальция. Содержащиеся в плазме минеральные вещества определяют осмотическое давление крови, которое составляет около 7,6 атм. Растворы, осмотическое давление которых такое же, как у плазмы крови, называются изотоническими. Растворы с бoльшим осмотическим давлением называются гипертоническими, а с меньшим – гипотоническими. Изотонический (0,9–1%) раствор NaCI называется физиологическим.
К форменным элементам крови относятся эритроциты, лейкоциты и тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроциты – безъядерные, не содержащие большинства органелл, клетки, неспособные к делению. Количество эритроцитов в 1 г крови составляет у взрослых мужчин 3,9–5,5млн., у женщин – 3,7–4,9 млн.. Большинство эритроцитов имеет форму двояковогнутого диска, что обеспечивает наибольшую площадь контакта с плазмой. Основная масса сухого вещества эритроцита (96%) приходится на долю гемоглобина. Гемоглобин обусловливает дыхательную функцию крови за счет переноса молекул кислорода от легких к тканям и углекислого газа от клеток к легким. В каждом эритроците содержится около 400 млн молекул гемоглобина, каждая из которых может связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую субъединицу.
У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина, у женщин – 120–140 г/л. Общее количество гемоглобина в 5 л крови у человека составляет 700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл кислорода.В норме гемоглобин содержится в крови в виде трех физиологических соединений:

  • Оксигемоглобин  – гемоглобин в соединении с кислородом – находится в артериальной крови, придает ей ярко-алый цвет;
  • Восстановленный, или дезоксигемоглобин, не содержащий кислорода, – находится в венозной крови, которая имеет более темный цвет, чем артериальная;
  • Карбогемоглобин  – соединение гемоглобина с углекислым газом – содержится в венозной крови. Гемоглобин способен также образовывать соединение и с угарным газом – карбоксигемоглобин, который выпадает в осадок и уже неспособен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.

Эритроциты рождаются в красном костном мозге с ядром, но при выходе в кровь они его утрачивают. Старые эритроциты не способны к  переносу большого количества кислорода и теряют эластичность, из-за чего не могут проникать в мелкие кровеносные сосуды – каппиляры. Живут они около120 дней и умирают в печени и селезенке. Лейкоцитов  у взрослого человека в 1 г крови насчитывается 3,8–9тысяч. Все лейкоциты являются ядерными шароподобными клетками со способностью образовывать ложноножки – псевдоподии, как амеба, и способны к активному перемещению. По наличию зернистости в цитоплазме лейкоциты подразделяются на зернистые – гранулоциты и незернистые – агранулоциты. Лейкоциты рождаются в селезенке, лимфатических узлах и красном костном мозге. Могут жить от нескольких лет до нескольких минут. Погибают лейкоциты в тканях, лимфатических узлах, на месте ранения или пореза, защищая организм человека от вредных микробов и чужеродных организмов. 
Гранулоциты
хаpaктеризуются наличием сегментированного ядра, псевдоподий и зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой зернистости гранулоциты подразделяют на эозинофильные (ацидофильные), базофильные и нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно нейтрофильные, способны к фагоцитозу. Незернистые лейкоциты, агранулоциты, отличаются несегментированным ядром, отсутствием видимой при световой микроскопии зернистости в цитоплазме. К агранулоцитам относят лимфоциты и моноциты.
Тромбоциты – кровяные бесцветные пластинки, осколки цитоплазмы клеток красного костного мозга. Их количество в грамме крови составляет 180–320 тысяч. Они образуются в красном костном мозге путем отщепления безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских клеток – мегакариоцитов; из каждой такой клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов. Размеры тромбоцита в мазке крови – 2–3 мкм. Две трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные базируются в селезенке. Тромбоциты активно участвуют в процессе свертывания крови и растворения кровяного сгустка за счет присутствующих в них биологически активных соединений. Тромбоциты живут несколько дней и умирают в крови, когда происходит её сворачиваемость, т. е. образуется «болячка».
Основная масса клеток крови – это клетки, не способные к дальнейшему делению и имеющие небольшую продолжительность жизни: лейкоциты, которые обеспечивают защиту от инфекций и живут несколько дней, и эритроциты, переносящие кислород и живущие несколько месяцев. В течение всей жизни человека или животного происходит образование клеток крови в специальном кроветворном органе – костном мозге. Количество клеток крови огромно: в 1 мл крови содержится около 5 млрд эритроцитов и 5 млн лейкоцитов, а объем крови у взрослого человека достигает 5 л. Кроветворение – исключительно интенсивный процесс, в результате которого производится поистине астрономическое число клеток – более 300 млн в 1 мин, или почти 200 трлн в год. Новые клетки образуются путем деления материнских клеток, получивших название клеток-предшественников и находящихся в костном мозге.
Плавающие в крови тельца впервые обнаружил итальянский анатом, врач и физик Марчелло Мальпиги. Эти включения он принял за жировые шарики, а не за клетки.
Некоторые из первых исследователей принимали клетки крови за воздушные шарики, другие — за животных (\"анималикул\"), якобы разумных существ, по своему усмотрению управляющих кровью. Только изобретатель микроскопа голландец Антоний Левенгук назвал их кровяными шариками. Впоследствии их стали правильно называть кровяными клетками.

5. Социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных)

Группы учеников по очереди читают, рассказывают и обсуждают выбранные ими определения. Учитель делает поправки в случае необходимости и попутно заполняет схему вместе с учениками:

Схема 1

6. Разрыв (кульминация творческого процесса, озарение)

Учитель просит ребят на основании описания вылепить  из пластилина клетки крови, как они себе  их представляют, и презентовать свои работы. При этом учитель должен одобрять любую работу, избегая оценок «правильно», «неправильно».

7. Афиширование (показ произведений учеников, обсуждение)

Ученики презентуют свои работы по группам. Учитель заинтересованно наводящими вопросами помогает ученикам  как можно больше рассказать о «своих пластилиновых клетках» крови. Затем учитель показывает с помощью проектора различные изображения клеток крови и просит учеников сравнить со своими  работами.

Рисунок 1. Лейкоциты

Рисунок 2. Эритроциты и лейкоцит

Рисунок 3. Тромбоциты

А теперь вы готовы дать ответы на вопрос: «Зачем я раздала курагу и конфеты?» и проверить с вашими предположениями, записанными на доске. Ученики приходят  к выводу, что курага похожа на эритроцит, а конфеты «Рафаэлло» на лейкоцит.

8. Рефлексия

Учащимся предлагается заполнить самостоятельно таблицу 1, пользуясь подборкой текстов про кровь:

Клетка крови

Количество

Особенности строения

Место рождения и продолжительность жизни

Место гибели

Выполняемая функция

           

Учитель через 7-10 минут проверяет заполнение таблиц.

9. Пpaктическая часть (при отсутствии цифровых микроскопов можно использовать световые микроскопы или вообще убрать эту часть урока).

После обсуждения ученикам предлагается сесть за компьютеры и рассмотреть самостоятельно с помощью цифровых  микроскопов клетки крови человека и лягушки. Сделать фотографии, подписать их увеличение 10Х и 60Х, названия, стрелками указать клетки крови. Далее рисунки рекомендуется сохранить в памяти компьютера в своих папках для использования при создании итоговой презентации «Кровь». Учитель непременно должен напомнить ребятам про соблюдение правил техники безопасности при работе с микроскопами и компьютерами.

10. Синквейн

Ребятам предлагается составить синквейн слова «кровь».

1) Имя существительное                       1) Кровь
2) 2 имени прилагательных                  2) Красная, жидкая
3) 3 глагола                                             3) Движется, течет, пульсирует
4) Предложение простое                       4) Кровь – самое важное для человека
5) Имя существительное                        5) Жизнь

11. Итог и задание на дом

Капитаны комaнд помогают учителю подвести общий итог урока и делают выводы.

Домашнее задание:

Найти определения слов «фагоцитоз, иммунитет».
Заполнить таблицу 2, пользуясь материалами из учебника и дополнительной литературой:

«+» крови

«–» крови

Интересно узнать

     



Комментарии:

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"


    Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

      Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....

22 06 2025 22:11:25

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

21 06 2025 21:43:28

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс


    Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

      Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

20 06 2025 1:46:42

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

19 06 2025 6:38:28

Урок биологии в 11-м классе "Здоровье, эмоции, красота"

Любое наше суждение об окружающем мире пристрастно, то есть насыщено эмоциями и чувствами. Эмоции - это язык нашего внутреннего мира. Человек может не задумываться о чем-то, случившемся на его глазах, однако возникшее переживание - гнев, радость, удивление, отвращение - сообщит ему об истинном значении происходящего. Управлять эмоциями очень трудно. Мы утратили чувство единства с природой. Мы болеем и не понимаем, что причина этого разлада с окружающим миром – в нас самих, поэтому помощь нужно искать, прежде всего, в себе. Главное – научиться быть самим собой. Поэтому начнем дорогу к себе самому со своеобразного знакомства с собой, своим отношением к себе....

18 06 2025 14:40:26

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

17 06 2025 17:27:11

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

16 06 2025 0:36:46

Урок-панорама "Наследственные заболевания"


    Урок-панорама "Наследственные заболевания"

      Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике. ...

15 06 2025 11:11:40

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа

Моховидные: кукушкин лен, сфагнум. Образование и значение торфа Моховидные не имеют сосудов и корней. Некоторые примитивные представители имеют вегетативное тело в виде дихотомически ветвящегося стелющегося таллома....

14 06 2025 17:49:46

Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс


    Урок биологии "Органы цветкового растения. Цветок". 6-й класс

      Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...

13 06 2025 6:36:54

Расселение и распространение живых организмов Биология

Расселение и распространение живых организмов  Биология Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....

12 06 2025 21:31:49

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

11 06 2025 6:16:42

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

10 06 2025 13:42:42

Биологический урок-игра "КВН"


    Биологический урок-игра "КВН"

      Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета «Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

09 06 2025 6:34:55

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

08 06 2025 6:18:46

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

07 06 2025 18:17:24

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

06 06 2025 1:13:19

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

05 06 2025 6:15:26

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

04 06 2025 5:19:25

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

03 06 2025 19:33:43

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

02 06 2025 0:51:52

Корень растений: морфология, функции и корневые системы

Корень растений: морфология, функции и корневые системы Корень растений — это неограниченно растущий вегетативный орган, обеспечивающий закрепление растения в субстрате, поглощение и трaнcпорт воды и минеральных веществ. Появление корня в процессе эволюции растений — важный ароморфоз, одно из приспособлений к обитанию на суше....

01 06 2025 0:17:47

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

31 05 2025 6:31:39

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений

Влияние деятельности человека на видовое многообразие растений Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....

30 05 2025 0:27:44

Программа элективного курса "Основы экологии" в 10–11-х классах

Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...

29 05 2025 1:51:13

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются ЦОР Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе "Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к ЕГЭ....

28 05 2025 12:15:32

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика

Пироплазмоз (бабезиоз) у собак — симптомы, лечение, профилактика Спустя 2-5 дней после заражения, моча собаки приобретает мутность, становится красной в результате выхода пораженных пироплазмами эритроцитов в урину....

27 05 2025 2:42:27

Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"


    Разработка модульного урока по теме "Многообразие голосеменных"

      Применение модульной технологии обучения позволяет оптимально соотносить предметное содержание с учебными возможностями учащихся и повышает эффективность учебного процесса. Материал содержит план урока для учащихся 7-го класса и необходимое дидактическое сопровождение – модуль урока....

26 05 2025 15:13:57

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

25 05 2025 7:26:18

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"


    Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....

24 05 2025 7:12:42

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

23 05 2025 4:15:54

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

22 05 2025 9:13:36

Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"


    Урок биологии по теме "Биогеоценозы, созданные человеком. Агроценозы"

      На уроке закрепляются знания о биогеоценозе, круговороте веществ, пищевых цепях, компонентах экосистемы. Дополняются знания об особенностях в агроценозе, как созданной человеком экосистеме. В презентации показаны разнообразные виды агроценозов. Предложены задания сравнения природных биогеоценозов с агроценозами. ...

21 05 2025 12:11:27

Урок биологии на тему "Значение семян"


    Урок биологии на тему "Значение семян"

      Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению. ...

20 05 2025 22:15:29

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

19 05 2025 9:21:18

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

18 05 2025 19:27:50

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

17 05 2025 20:57:17

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

16 05 2025 14:57:11

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

15 05 2025 12:53:37

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

14 05 2025 0:52:30

Эксперимент в школьном курсе биологии


    Эксперимент в школьном курсе биологии

      На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

13 05 2025 0:22:49

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках


    "Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

      Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....

12 05 2025 7:45:50

Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"


    Урок по теме "Класс базидиомицеты. Класс дейтеромицеты, или несовершенные грибы. Особенности строения и жизнедеятельности. Отдел оомицеты"

      Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....

11 05 2025 21:48:58

Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"


    Элективный курс "Загадки волшебницы по имени Жизнь"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества. ...

10 05 2025 14:39:15

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

09 05 2025 18:26:57

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

08 05 2025 12:17:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Грибы. Общая хаpaктеристика. Питание и размножение. Съедобные и ядовитые грибы"

      В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....

07 05 2025 3:35:51

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

06 05 2025 1:14:44

Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс


    Использование метода проекта на уроках биологии. Учебно-методическая разработка урока биологии по теме "Витамины". 8-й класс

      В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....

05 05 2025 11:44:26

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

04 05 2025 3:34:45

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::