Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")
Тема: «Состав крови»
Цель: учиться вместе с учениками, развивать в учащихся творческие способности и чувство ответственности, обучать путем их личной пpaктики, учиться анализировать текст, рассмотреть кровь под микроскопом, понять строение и значение клеток крови, как части целого организма.
Приборы и материалы
- От учителя требуются:
- распечатка текстов по теме урока (по числу групп),
- цветные фотографии крови (подборка изображений),
- цветная бумага (для определения объединения детей в группы),
- пластилин,
- доски для лепки,
- микроскопы цифровые,
- микропрепараты крови человека и лягушки,
- компьютеры,
- проектор,
- ноутбук учительский,
- курага,
- конфеты «Рафаэлло»
- От учеников требуются:
- ручки
- влажные гигиенические салфетки
- маркеры для выделения текста
- тетради для записей.
На столах разложены большие квадраты цветной бумаги, коробочки с цветным пластилином, специальные доски для лепки и распечатка текстов в файлах; перед входом в кабинет в коробке квадратики цветной бумаги по числу учащихся.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Ученики, заходя в класс, выбирают из коробки квадратики с понравившимся цветом и рассаживаются за столы с соответствующей цветной табличкой.
2. Индукция (создание эмоционального настроя)
Учитель раскладывает на столы курагу и конфеты «Рафаэлло», затем спрашивает: «Как вы думаете, ребята, для чего это и что бы это значило?»
3. Реконструкция (рынок гипотез)
Ученики высказывают свои идеи и гипотезы, которые обязательно записываются на доске, в столбик, с одной стороны и не стираются до конца урока. Учитель одобряет любую идею и просит потерпеть до конца урока, где всё выяснится.
4. Деконструкция (работа с материалом)
Вступительное слово учителя: «Прежде всего, каждая получившаяся группа должна выбрать капитана, чтобы он организовывал работу вашей группы и пользовался вашим доверием. Ребята, на прошлом уроке мы подробно говорили о внутренней среде организма человека. Её составляют……(учащиеся в идеале должны продолжить предложение учителя) …3 жидкости – кровь, лимфа и межтканевая жидкость. Все 3 составляющих обеспечивают равновесное состояние и нормальную работу всего организма, называемое… гомеостаз.
Учитель: «Сегодня мы вместе с вами
познакомимся с одной из жидкостей внутренней
среды организма поподробнее. Это – кровь. Звучит
зловеще, но как говорится «У стpaxa глаза
велики». Надеюсь, что после сегодняшнего урока
тот, кто боялся вида крови, будет смело смотреть
на неё хотя бы в окуляр микроскопа или монитор
компьютера. Никто из вас не задумывался: «Почему
кровь красная? Для чего кровь нужна?» Давайте
попробуем ответить на эти вопросы.
У вас на столах каждой группы разложены файлы с
различными текстами про кровь. Ваша задача –
выбрать из этого кровеносного моря информации
нужные и важные ручейки про кровь, выделив
маркерами нужные предложения. Через 10 минут вы
должны будете прочитать вслух выбранные вашей
группой определения, т.е. главные мысли, и
защитить своё мнение».
Группам предложены следующие тексты:
Кровь, жидкость, циркулирующая в организме, которая переносит кислород и питательные вещества ко всем клеткам и уносит продукты жизнедеятельности, такие как углекислый газ. У здорового человека кровь составляет около 5% от веса тела, объем ее равен примерно 5,5 л. В состав крови входит бесцветная прозрачная жидкость, называемая плазмой, в которой располагаются во взвешенном состоянии микроскопические эритроциты (красные кровяные тельца), занимающие около половины объема крови, лейкоциты (белые кровяные тельца) и кровяные пластинки (тромбоциты).
Кровь, жидкая ткань, циркулирующая в кровеносной системе позвоночных животных и человека. Состоит из плазмы и форменных элементов (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты и другие). Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах. Переносит кислород от органов дыхания к тканям и диоксид углерода от тканей к органам дыхания; доставляет питательные вещества из органов пищеварения к тканям, а продукты обмена к органам выделения; участвует в регуляции водно-солевого обмена и кислотно-щелочного равновесия в организме, в поддержании постоянной температуры тела (у теплокровных). Благодаря способности лейкоцитов поглощать микроорганизмы и инородные тела кровь выполняет защитную функцию. У мужчин – в среднем 5,2 л крови, у женщин – 3,9 л. В 1 мм3 крови – 3,9-5,0 млн. эритроцитов, 4-9 тыс. лейкоцитов, 180-320 тыс. тромбоцитов; гемоглобина около 13-16 г в 100 мл.
Кровь – имеет жидкую консистенцию и красный цвет. Красный цвет крови придает гемоглобин, содержащийся в эритроцитах.
Основные функции крови:
1. Tрaнcпортная – перенос кислорода от
легких к тканям и углекислого газа от тканей к
легким;
– доставка питательных веществ, витаминов,
минеральных веществ и воды от органов
пищеварения к тканям;
– удаление из тканей конечных продуктов
метаболизма, лишней воды и минеральных солей;
– перенос гормонов, медиаторов.
2. Защитная – участие в клеточных и
гумopaльных механизмах иммунитета, в
свертывании крови и остановке кровотечения.
3. Регуляторная – регуляция
температуры, водно-солевого обмена между кровью
и тканями.
4. Гомеостатическая – поддержание
стабильности показателей гомеостаза
Общее количество крови в организме взрослого
человека в норме составляет 6–8% от массы тела и
равно примерно 4,5–6 л. В кровеносной системе
находится 60–70% крови – это так называемая циркулирующая
кровь. Другая часть крови (30–40%) содержится в
специальных кровяных депо – это депонированная,
или резервная, кровь.
Кровь состоит из 55–60%. жидкой части – плазмы
и 40–45% взвешенных в ней форменных
элементов.
Относительная плотность крови равна 1,05–1,06, а ее
вязкость по отношению к воде составляет 5.
Плазма содержит 90–92% воды и 8–10%
белков (7–8%) и минеральных солей (1%). Белки плазмы
(их более 30) разделяют на три основные группы. Альбумины
(около 4,5%) связывают и трaнcпортируют
лекарственные вещества, витамины, гормоны,
пигменты. Глобулины (2–3%) обеспечивают
трaнcпорт жиров, глюкозы, меди, железа, выработку
антител. Фибриноген (0,2–0,4%) участвует в
свертывании крови.
В плазме также находятся аминокислоты, глюкоза
(0,11%), жиры. В плазму поступают и конечные
продукты обмена веществ: мочевина, мочевая
кислота и др. В плазме содержатся также различные
гормоны, ферменты и другие биологически активные
вещества.
Минеральные вещества плазмы составляют около 1%
– соли натрия, калия, кальция. Содержащиеся в
плазме минеральные вещества определяют
осмотическое давление крови, которое составляет
около 7,6 атм. Растворы, осмотическое давление
которых такое же, как у плазмы крови, называются изотоническими.
Растворы с бoльшим осмотическим давлением
называются гипертоническими, а с меньшим – гипотоническими.
Изотонический (0,9–1%) раствор NaCI называется физиологическим.
К форменным элементам крови
относятся эритроциты, лейкоциты и
тромбоциты (кровяные пластинки). Эритроциты
– безъядерные, не содержащие большинства
органелл, клетки, неспособные к делению.
Количество эритроцитов в 1 г крови составляет у
взрослых мужчин 3,9–5,5млн., у женщин –
3,7–4,9 млн.. Большинство эритроцитов
имеет форму двояковогнутого диска, что
обеспечивает наибольшую площадь контакта с
плазмой. Основная масса сухого вещества
эритроцита (96%) приходится на долю гемоглобина.
Гемоглобин обусловливает дыхательную функцию
крови за счет переноса молекул кислорода от
легких к тканям и углекислого газа от клеток к
легким. В каждом эритроците содержится около 400
млн молекул гемоглобина, каждая из которых может
связать 4 молекулы О2, т.е. по одной на каждую
субъединицу.
У мужчин в норме содержится 130–160 г/л гемоглобина,
у женщин – 120–140 г/л. Общее количество
гемоглобина в 5 л крови у человека составляет
700–800 г. Один грамм гемоглобина связывает 1,34 мл
кислорода.В норме гемоглобин содержится в крови
в виде трех физиологических соединений:
- Оксигемоглобин – гемоглобин в соединении с кислородом – находится в артериальной крови, придает ей ярко-алый цвет;
- Восстановленный, или дезоксигемоглобин, не содержащий кислорода, – находится в венозной крови, которая имеет более темный цвет, чем артериальная;
- Карбогемоглобин – соединение гемоглобина с углекислым газом – содержится в венозной крови. Гемоглобин способен также образовывать соединение и с угарным газом – карбоксигемоглобин, который выпадает в осадок и уже неспособен присоединять и переносить кислород, что является опасным для жизни.
Эритроциты рождаются в красном
костном мозге с ядром, но при выходе в кровь они
его утрачивают. Старые эритроциты не способны
к переносу большого количества кислорода и
теряют эластичность, из-за чего не могут
проникать в мелкие кровеносные сосуды –
каппиляры. Живут они около120 дней и умирают в
печени и селезенке. Лейкоцитов
у взрослого человека в 1 г крови насчитывается
3,8–9тысяч. Все лейкоциты являются
ядерными шароподобными клетками со способностью
образовывать ложноножки – псевдоподии, как
амеба, и способны к активному перемещению. По
наличию зернистости в цитоплазме лейкоциты
подразделяются на зернистые – гранулоциты и
незернистые – агранулоциты. Лейкоциты рождаются
в селезенке, лимфатических узлах и красном
костном мозге. Могут жить от нескольких лет до
нескольких минут. Погибают лейкоциты в тканях,
лимфатических узлах, на месте ранения или пореза,
защищая организм человека от вредных микробов и
чужеродных организмов.
Гранулоциты хаpaктеризуются наличием
сегментированного ядра, псевдоподий и
зернистости в цитоплазме. По окрашиванию этой
зернистости гранулоциты подразделяют на
эозинофильные (ацидофильные), базофильные и
нейтрофильные. Все зернистые лейкоциты, особенно
нейтрофильные, способны к фагоцитозу.
Незернистые лейкоциты, агранулоциты,
отличаются несегментированным ядром,
отсутствием видимой при световой микроскопии
зернистости в цитоплазме. К агранулоцитам
относят лимфоциты и моноциты.
Тромбоциты – кровяные бесцветные
пластинки, осколки цитоплазмы клеток красного
костного мозга. Их количество в грамме крови
составляет 180–320 тысяч. Они образуются в
красном костном мозге путем отщепления
безъядерных фрагментов цитоплазмы от гигантских
клеток – мегакариоцитов; из каждой такой
клетки может возникнуть до 1000 тромбоцитов.
Размеры тромбоцита в мазке крови – 2–3 мкм. Две
трети тромбоцитов циркулирует в крови, остальные
базируются в селезенке. Тромбоциты активно
участвуют в процессе свертывания крови и
растворения кровяного сгустка за счет
присутствующих в них биологически активных
соединений. Тромбоциты живут несколько дней и
умирают в крови, когда происходит её
сворачиваемость, т. е. образуется «болячка».
Основная масса клеток крови – это клетки, не
способные к дальнейшему делению и имеющие
небольшую продолжительность жизни: лейкоциты,
которые обеспечивают защиту от инфекций и живут
несколько дней, и эритроциты, переносящие
кислород и живущие несколько месяцев. В течение
всей жизни человека или животного происходит
образование клеток крови в специальном
кроветворном органе – костном мозге. Количество
клеток крови огромно: в 1 мл крови содержится
около 5 млрд эритроцитов и 5 млн лейкоцитов,
а объем крови у взрослого человека достигает
5 л. Кроветворение – исключительно
интенсивный процесс, в результате которого
производится поистине астрономическое число
клеток – более 300 млн в 1 мин, или почти
200 трлн в год. Новые клетки образуются путем
деления материнских клеток, получивших название клеток-предшественников
и находящихся в костном мозге.
Плавающие в крови тельца впервые обнаружил
итальянский анатом, врач и физик Марчелло
Мальпиги. Эти включения он принял за жировые
шарики, а не за клетки.
Некоторые из первых исследователей принимали
клетки крови за воздушные шарики, другие — за
животных (\"анималикул\"), якобы разумных
существ, по своему усмотрению управляющих
кровью. Только изобретатель микроскопа
голландец Антоний Левенгук назвал их кровяными
шариками. Впоследствии их стали правильно
называть кровяными клетками.
5. Социализация (соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных)
Группы учеников по очереди читают, рассказывают и обсуждают выбранные ими определения. Учитель делает поправки в случае необходимости и попутно заполняет схему вместе с учениками:
Схема 1
6. Разрыв (кульминация творческого процесса, озарение)
Учитель просит ребят на основании описания вылепить из пластилина клетки крови, как они себе их представляют, и презентовать свои работы. При этом учитель должен одобрять любую работу, избегая оценок «правильно», «неправильно».
7. Афиширование (показ произведений учеников, обсуждение)
Ученики презентуют свои работы по группам. Учитель заинтересованно наводящими вопросами помогает ученикам как можно больше рассказать о «своих пластилиновых клетках» крови. Затем учитель показывает с помощью проектора различные изображения клеток крови и просит учеников сравнить со своими работами.
Рисунок 1. Лейкоциты
Рисунок 2. Эритроциты и лейкоцит
Рисунок 3. Тромбоциты
А теперь вы готовы дать ответы на вопрос: «Зачем я раздала курагу и конфеты?» и проверить с вашими предположениями, записанными на доске. Ученики приходят к выводу, что курага похожа на эритроцит, а конфеты «Рафаэлло» на лейкоцит.
8. Рефлексия
Учащимся предлагается заполнить самостоятельно таблицу 1, пользуясь подборкой текстов про кровь:
Клетка крови |
Количество |
Особенности строения |
Место рождения и продолжительность жизни |
Место гибели |
Выполняемая функция |
Учитель через 7-10 минут проверяет заполнение таблиц.
9. Пpaктическая часть (при отсутствии цифровых микроскопов можно использовать световые микроскопы или вообще убрать эту часть урока).
После обсуждения ученикам предлагается сесть за компьютеры и рассмотреть самостоятельно с помощью цифровых микроскопов клетки крови человека и лягушки. Сделать фотографии, подписать их увеличение 10Х и 60Х, названия, стрелками указать клетки крови. Далее рисунки рекомендуется сохранить в памяти компьютера в своих папках для использования при создании итоговой презентации «Кровь». Учитель непременно должен напомнить ребятам про соблюдение правил техники безопасности при работе с микроскопами и компьютерами.
10. Синквейн
Ребятам предлагается составить синквейн слова «кровь».
1) Имя
существительное
1) Кровь
2) 2 имени
прилагательных 2)
Красная, жидкая
3) 3
глагола 3)
Движется, течет, пульсирует
4) Предложение
простое 4)
Кровь – самое важное для человека
5) Имя существительное
5)
Жизнь
11. Итог и задание на дом
Капитаны комaнд помогают учителю подвести общий итог урока и делают выводы.
Домашнее задание:
Найти определения слов «фагоцитоз, иммунитет».
Заполнить таблицу 2, пользуясь материалами из
учебника и дополнительной литературой:
«+» крови |
«–» крови |
Интересно узнать |
Комментарии:
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
24 08 2025 7:39:38
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
23 08 2025 16:35:11
Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....
22 08 2025 6:20:54
Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними.
...
21 08 2025 20:19:57
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
20 08 2025 11:45:40
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
19 08 2025 21:33:12
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
18 08 2025 20:25:39
Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....
17 08 2025 3:58:12
Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....
16 08 2025 11:38:34
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
15 08 2025 17:35:56
Цель урока: познакомить с особенностями питания и пищеварения животных....
14 08 2025 16:11:21
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
13 08 2025 20:58:48
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
12 08 2025 7:17:13
Урок входит в состав раздела "Взаимоотношения организма и среды" как часть темы "Жизнь в сообществах. Основы экологии". С содержанием данного учебного материала учащиеся в определенной степени знакомились при изучении разных курсов биологии в 6-,7-,9-х классах. Опираясь на багаж предшествующих знаний, расширить и углубить изучение основных типов экологических взаимодействий интересными примерами проявления в природе разнообразных биотических отношений. Отходя от русла традиционной методики, используя возможности АРМ, полезно привлечь учащихся к самостоятельному анализу фактов, описанных в научно-популярной и учебной литературе....
11 08 2025 15:39:24
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
10 08 2025 8:21:36
В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....
09 08 2025 8:16:33
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
08 08 2025 1:37:55
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
07 08 2025 15:59:40
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
06 08 2025 9:32:28
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
05 08 2025 14:39:43
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
04 08 2025 23:19:47
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
03 08 2025 14:21:22
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
02 08 2025 18:26:20
В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....
01 08 2025 15:25:56
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
31 07 2025 16:24:32
Чтобы уметь отвечать на географические вопросы, ученики должны уметь собирать информацию из ряда источников различными путями. Технологическая карта урока по теме "Реки" предполагает развитие у учащихся общеучебных и специальных умений и навыков работы с разными источниками информации, использование компьютерной поддержки процесса обучения, применения технологии критического мышления....
30 07 2025 17:39:34
Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....
29 07 2025 2:57:21
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
28 07 2025 12:51:40
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
27 07 2025 15:29:44
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
26 07 2025 14:52:18
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
25 07 2025 2:57:53
На уроке биологии по теме "Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатывается терминология, дети учатся работать в группах.
...
24 07 2025 12:22:44
В статье представлена разработка урока по данной теме.
...
23 07 2025 1:49:35
Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....
22 07 2025 22:24:24
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
21 07 2025 9:24:50
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
20 07 2025 3:22:43
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
19 07 2025 5:23:28
Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий.
На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся.
...
18 07 2025 16:44:49
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
17 07 2025 17:11:11
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
16 07 2025 13:35:31

Внеклассное мероприятие расширяет знания биологии, стимулирует для дальнейшего поиска информации, развития интереса к науке....
15 07 2025 7:13:52
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
14 07 2025 17:13:57
Урок биологии для 6-го класса представлен в форме игры по станциям с широким использованием эксперимента, групповой работы, содержит элементы проблемного обучения. Полное описание опытов, включение в урок текста дополнительного материала позволит вам легко провести такой урок в своём классе.
...
13 07 2025 21:16:24
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
12 07 2025 8:29:43
Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....
11 07 2025 1:15:48
На уроке повторяется, обобщается, систематизируется материал по изучению явлений наследственности и изменчивости, раскрытию их сущности, познанию их законов на пpaктических примерах решения задач в программе биологии 10-го класса. ...
10 07 2025 0:42:54

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
09 07 2025 9:48:33
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
08 07 2025 13:56:30
В статье представлен вариант биологической игры для 6-го класса по концентрической программе (программа под редакцией А.И.Никишова). Данная форма работы позволяет не только включить детей в активную познавательную деятельность, но и развивать логическое мышление, коммуникативные умения и навыки, а также стимулировать интерес не просто к предмету биология, а к окружающему их миру....
07 07 2025 4:39:44

На уроке использован метод моделирования как изобразительная форма наглядности, в упрощенной форме демонстрирующая существующее явление. Сопровождается презентацией, текстом и рисунками учебника. Деятельностный подход творчески преобразовывает материал для овладения новыми знаниями....
06 07 2025 17:41:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::