Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"
Источник:
|
Девиз урока:
Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща
Б.Васильев
Таблицы:
- “Формирование фенотипа учащихся 11-х классов” (фотографии учащихся в детском и юношеском возрасте).
- “Сикстинская мадонна” Рафаэля.
- Портрет А.С.Пущкина, его родителей, деда, Н.Гончаровой.
Цель урока: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.
Вступительное слово учителя:
Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье.
В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, paк, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.
Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах пpaктически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.
Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.
Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.
Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
Какая наука изучает наследственность и изменчивость?
Итак, тема сегодняшнего урока “Генетика и человек”
Наш урок будет построен нетрадиционно: мы проведем его в виде деловой игры – интеллектуального турнира.
В игре принимают участие 3 комaнды. Лидер каждой комaнды должен следить за тем, чтобы каждый игрок мог проявить себя в игре.
Наш урок – это интеллектуальная игра, а поэтому ней участвуют и ученые – секретари, к которым можно будет обратиться за помощью и которые, в ходе игры, будут давать комaндам задания.
Правила игры:
- игра состоит из туров
- на каждом туре вопросы и задания будут заданы
обеим комaндам в равном объеме
- ответы оцениваются
- правильный ответ – 5 – на красной фишке
- ответ с одной неточностью или неполный – 4 - на зеленой фишке
- ответ с 2-3 неточностями – 3 – на желтой фишке
При подведении итогов в конце урока у игроков на “руках” будет оценка за сегодняшнюю игру (преобладающий цвет ваших фишек – это и есть оценка), а у комaнды – количество баллов, набранных в процессе игры.
Кроме того, секретари будут вести оценочные листы, где они будут фиксировать все ваши ответы.
Комaнда, набравшая большее количество баллов, будет объявлена победителем.
1. Первый тур
Мы оформили стенд “Формирование фенотипа учащихся 11-х классов
Вопрос 1 комaнде: “Что называют фенотипом”
Вопрос 2 комaнде: “Что называют генотипом”
Вопрос 3 комaнде: “На фотографиях вы запечатлены в детском возрасте и в настоящее время, когда вам 16-17 лет. Изменились ли ваши генотип и фенотип?
Задание: Зная фенотип, вам нужно определить генотип по признакам:
1 комaнда – цвет волос (у какого либо ученика)
2 комaнда – форма волос
3 комaнда – цвет глаз
1 комaнда – форма глаз
2 комaнд – наличие веснушек
3 комaнда – длина ресниц
Есть ли замечания у ученых-секретарей?
Оцените вопросы!
2. Второй тур “Интеллектуальный марафон”
Дать определение термину.
1 комaнда – Что такое геном?
2 комaнда – Какую изменчивость называют модификационной?
3 комaнда – Причины комбинативной изменчивости.
1 комaнда – Инверсия?
2 комaнда – Делеция?
3 комaнда – Tрaнcлокация?
1 комaнда – Группа сцепления?
2 комaнда – Плазмон?
3 комaнда – Новообразование при скрещивании?
3. Третий тур “Ситуация”
Мы предлагаем вам ситуации, после просмотра которых вы должны ответить на вопрос.
Ситуация №1 (задание комaнде 1)
(разыгрывается сценка, участвуют 2 ученицы в роли женщины)
Женщина 1. Эта история начиналась как у Чуковского: у меня зазвонил телефон. Но продолжение было совсем другое. Говорил хорошо знакомый голос, моя давняя приятельница.
Женщина 2. Какой у нас ужас! И кто бы мог подумать? Что же теперь делать?
Женщина 1. Я не успевала вставить ни одного слова и ничего не могла понять. “Так что же все-таки случилось?” - резко и настойчиво остановила я ее вопросом на вопрос.
Женщина 2. Ну как же, вы не знаете? Наша дочь – Аленка беременна? Она резус – отрицательна. Уже 24 недели! И надо же такому случиться! Виктор, как оказалось, тоже резус – отрицательный (с гневом!) Что же теперь будет? Какое несчастье!
Женщина 1. Здесь она остановилась. Она явно ждала моей реакции. А у меня в ушах звучала ее фраза: “Виктор, как оказалось, тоже резус – отрицательный” Я поняла причину ее тревоги, Она волнуется за судьбу будущего внука или внучки. Будучи наслышана о том, что у резус – отрицательной женщины нередко рождаются больные дети, она посчитала, что резус – отрицательный отец усугубляет сложившуюся ситуацию. И я успела подумать, как плохо, что люди не знают основных жизненных процессов. Но моей знакомой я сказала другое: - “Ну что вы? Не волнуйтесь, пожалуйста. Именно Виктор спас вашу Аленку и будущего внука от возможных осложнений. Ведь Виктор своей резус-отрицательностью снимает все вопросы. (Мне очень хотелось поднять авторитет зятя в ее глазах). Беременность у Аленки будет протекать нормально”.
Учитель. Почему она так сказала?
Женщина 1. На другом конце провода почувствовалась растерянность.
Женщина 2. Вы от меня что-то скрываете, Вот у наших друзей он и она были резус – положительны, а ребенок родился резус-отрицательным.
Женщина 1. И я еще долго рассказывала моей знакомой, как наследуется резус-фактор.
Учитель. Что же она рассказывала своей знакомой? Почему у ее друзей, положительных по резус-фактору, ребенок родился с отрицательным резус-фактором?
Ситуация №2 (задание комaнде 2)
(стол, на столе стоит табличка с надписью “Суд”, за столом сидит судья)
Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.
Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.
Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?
Женщина. Первая.
Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?
Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.
Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.
Учитель. Какое же решение вынесет суд?
Ситуация №3 (задание комaнде 3)
(на приеме у врача мама с сыном)
Доктор. Ваш сын – дальтоник. Дальтонизм – одна из форм цветовой слепоты. Одни не различают красный, другие – зеленый, третьи – фиолетовый цвет. Есть люди, для которых весь миро окрашен в серые цвета.
Мать. Я так и знала! Я различаю цвета нормально, а муж мой - дальтоник! Все беды от этих мужчин!
Доктор. Совершенно напрасно вы вините своего мужа – отца вашего ребенка. Он здесь совершенно не виноват.
Учитель. Почему доктор так ответил женщине? Помогите разобраться в этой ситуации.
4. Четвертый тур “Вопрос от экспертов”
Вопрос комaнде № 1
Время от времени в газете приходят письма от женщин с жалобами на упреки, которые им приходят терпеть от своих мужей и родственников то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли такие упреки? Докажите!
Учитель. У Сергея Островского, чьи песни известны широко, есть и сказки. Герой одной из них – казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей.
Не поет Лутоня песен,
На соседей не глядит.
Он неласков. Он невесел.
Призадумавшись сидит.
На жену свою не взглянет
Почернел от маяты.
Ой, как ждал Лутоня сына!
Да , видать, опять судьбина
Подшутила в эту ночь:
Не дала на счастье сына,
А дала на горе дочь…
Ситуация взята из жизни. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить и сына…
И сколько разочарований … А, оказывается, зависит все только от них.
Вопрос комaнде № 2
На этикетках бутылок от лимонада мы читаем надпись: “Содержит фенилаланин. Не рекомендуется употрeбллять больным фенилкетонурией”. Чем вызвано это заболевание и как оно проявляется?
Вопрос комaнде № 3
Почему нежелательны близкородственные бpaки?
5. Пятый тур. Занимательная минутка”
Учитель. Я сейчас покажу вам фотографии ваших любимых учителей, на которых они изображены в детстве или в юности. Конечно, фенотип их существенно изменился.
Как вы думаете, какие факторы влияют на формирование фенотипа?
Итак, узнайте своих учителей!
6. Шестой тур. Задания от секретарей – экспертов”
Задание комaнде №1
“Расстроится ли свадьба принцессы Беатрис?”
Единственная наследница королевства - прекрасная принцесса Беатрис собирается вступить в бpaк с принцем Уно. Родители Беатрис знают, что в роду у принца Уно были случаи гемофилии - врожденного заболевания, проявляющего, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юношеском возрасте. Братьев и сестер у принца нет. У тети принца растут 2 сына – здоровые крепыши, а у другой тети – мальчик, больной гемофилией - двоюродный брат принца Уно. Дядя же принца Уно умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Две тети, дядя и отец принца Уно – дети одних родителей. Дедушка и бабушка принца фенотипически здоровы. Может ли болезнь передаться через принца Уно - королевскому роду Беатрис? (Решить задачу, составив родословную.)
Задание комaнде № 2
Многопалость, или полидактилия обусловлена аутосомно-доминантным геном. Эта наследственная аномалия известна с глубокой древности. На картине Рафаэля “Сикстинская Мадонна” слева от Марии - папа римский – Сикст II, на левой руке у него 5 пальцев, а правой - 6. Отсюда и его имя: Сикст – это шесть.
Решите задачу.
Женщина с нормальным числом пальцев, отец и мать которой имели также их нормальное число, вступила в бpaк с многопалым мужчиной, мать которого была многопалой, а отец – нет. От этого бpaка родились многопалая дeвoчка и мальчик с нормальным числом пальцев. Составьте схему родословной трех поколений, определите генотипы всех упомянутых лиц и определите тип наследования.
Задание для комaнды № 3
Уже давно замечено, что женщины – долгожительницы встречаются значительно чаще, чем мужчины – долгожители. Женщины в России в среднем живут 72 года 4 месяца и 4 дня. Самая высокая продолжительность жизни в Японии, где мужчины живут в среднем77 лет, а женщины – 84 года.
Естественно, что на явление долгожительства влияют и внешние условия. Мы знаем классическую формулу: фенотип = генотип + среда. Но все-таки с точки зрения хромосомной теории наследственности, как можно объяснить женское долгожительство, если ученые предполагают, что ген долгожительства – доминантный ген, сцепленный с Х – хромосомой.
А также решите задачу.
В бpaк вступает женщина, выросшая в неполной семье: ее мать и отец ушли из жизни, не достигнув 45 – летнего возраста. Причины их cмepтей точно установить невозможно, но известно, что каждый из рано погибших родителей уже с детства не отличался хорошим здоровьем. Мужчина, вступающий в бpaк крепок здоровьем, все предки которого умерли в 70-80 лет. Можно ли надеяться, что дети, рожденные в этом бpaке будут жить долго?
(Учащиеся решают задачу)
Учитель. Итак, генетиками получено еще одно дополнительное объяснение того, почему и в высокоцивилизованных государствах, и в слаборазвитых странах женщины- долгожительницы встречаются значительно чаще, чем мужчины.
И все же мужчины, которые по своим подсчетам, получили ген недолгожительства, не стоит отчаиваться. Им стоит помнить слова Мечникова : “Я не из рода долгожителей. Но, зная, как надо жить (питание, движение, образ жизни в целом) , я уверен, что переживу всех представителей своего рода.
Подведение итогов. (Определение комaнды-победительницы)
Учитель. И в заключении я хочу задать вам один вопрос: Какие факторы внешней среды могут повысить частоту наследственных заболеваний? Как же сохранить свое здоровье?
Прежде всего, по – настоящему захотеть этого. Всегда помнить: куда легче предупредить болезнь, чем излечиться от нее.
И еще: поверить русскому поэту Александру Блоку, утверждавшему: “Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен”. Только светлые и добрые намерения, только бережное отношение к своему организму и окружающей нас природе могут сделать нашу земную жизнь долгой и счастливой. Я желаю вам крепкого здоровья и удачи и во всем!
Комментарии:
Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...
27 11 2024 1:54:21
Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....
26 11 2024 6:29:51
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
25 11 2024 20:28:46
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
24 11 2024 22:32:24
Используя технологию «Критическое мышление» и прием «Кластер», каждый учащийся может выделить значимые именно понятия, эффективно связывать новую информацию с ранее известной и сознательно, критически подходить к новой информации....
23 11 2024 10:23:44
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
22 11 2024 3:19:37
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы. ...
21 11 2024 19:49:44
Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....
20 11 2024 20:57:20
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
19 11 2024 14:31:43
Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....
18 11 2024 11:51:24
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
17 11 2024 8:17:56
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
16 11 2024 20:34:12
Представлен материал "Формирование ключевых компетенций на уроках биологии в 6-х, 7-х классах". В работе приводятся конспекты уроков по биологии в 6-м классе на тему "Органы цветковых растений"; в 7-м классе на темы " Многообразие пресмыкающихся" и "Места обитания и внешнее строение земноводных" ....
15 11 2024 6:10:18
Урок в 6-м классе по программе В.В. Пасечника, целью которого является обобщение и систематизация знаний о грибах как самостоятельном царстве органического мира, формирование понятия об экологических группах грибов и о роли грибов в природе и жизни человека. Для лучшей наглядности и усвоения материала создана красочная слайдовая презентация, для проверки изученного материала использовался раздаточный материал и компьютерное тестирование. ...
14 11 2024 19:16:40
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
13 11 2024 3:52:17
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
12 11 2024 18:20:49
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
11 11 2024 9:17:22
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
10 11 2024 9:14:28
Для успешной социализации после окончания школы важно, чтобы человек был не только знающим, но и мыслящим. Наиболее успешно данная цель решается через технологию проблемного обучения. Важно, чтобы школьники испытывали необходимость в преодолении посильных трудностей в процессе обучения. В связи с этим выработала свою систему преподавания....
09 11 2024 18:39:50
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
08 11 2024 13:12:18
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
07 11 2024 6:29:54
На данном уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внешнем и внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит учащихся совершенствовать умения проводить наблюдения за животными, узнавать изученных птиц в природе. Сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. Продолжает формирование умения работать с учебником, находить в тексте учебника и рисунках необходимые сведения для ответов на вопросы. ...
06 11 2024 9:49:43
Вода всегда присутствует в клетке. Она обеспечивает сложные процессы жизнедеятельности. Без воды клетка погибает. Испарение воды листьями Вода поступает в...
05 11 2024 7:22:17
Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....
04 11 2024 12:50:24
Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....
03 11 2024 8:37:23
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
02 11 2024 8:52:17
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
01 11 2024 4:28:46
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
31 10 2024 11:56:38
Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...
30 10 2024 1:46:55
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
29 10 2024 0:40:39
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
28 10 2024 22:57:30
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
27 10 2024 20:31:18
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
26 10 2024 13:27:25
Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....
25 10 2024 0:30:37
При изучении нового материала проводится беседа о диссимиляции, этапах диссимиляции, значении ферментов для нормального осуществления этапов энергетического обмена. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо самостоятельно изучить сведения о гликолизе и спиртовом брожении в тексте учебника. Запись реакций показаны на слайдах презентации. В заключение урока дается рубрика «Это интересно», в которой приводится дополнительная информация....
24 10 2024 22:18:41
Каждый человек сталкивается с необходимостью использовать элементарные школьные знания. Но держать их все в голове невозможно, со временем навыки и информация забываются. Компетентностный подход в образовании позволит решить эту проблему. Выбирать нужную информацию из предложенного, делать правильные выводы – вот в чем сущность компетентностного подхода....
23 10 2024 22:48:16
Как известно, содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных методов и средств обучения....
22 10 2024 3:55:22
На уроке учащиеся получают представление об атмосфере как оболочке Земли; узнают о составе воздуха и содержание понятия "погода"; узнают как образуются облака и ветер....
21 10 2024 1:48:48
Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....
20 10 2024 5:21:55
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
19 10 2024 1:21:42
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
18 10 2024 15:31:29
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...
17 10 2024 20:46:24
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
16 10 2024 19:11:15
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
15 10 2024 12:44:10
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
14 10 2024 7:34:56
В работе представлен материал о проведении выставки кошек в Пушкинском Лицее экономики, политики и права. ...
13 10 2024 21:16:37
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
12 10 2024 2:51:17
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
11 10 2024 6:58:45
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
10 10 2024 6:25:26
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...
09 10 2024 12:27:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::