Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

Девиз урока:
Мне необходимо разобраться самому, а чтобы разобраться самому, надо думать сообща
Б.Васильев
Таблицы:
- “Формирование фенотипа учащихся 11-х классов” (фотографии учащихся в детском и юношеском возрасте).
- “Сикстинская мадонна” Рафаэля.
- Портрет А.С.Пущкина, его родителей, деда, Н.Гончаровой.
Цель урока: Обобщить знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отработать символику и терминологию, необходимые для решения задач, продолжать учиться работать в группах.
Вступительное слово учителя:
Для каждого человека ценностью номер один является его здоровье.
В третье тысячелетие мы вступили с новейшими компьютерными технологиями, но все также неизлечимы СПИД, paк, сахарный диабет, увеличивается количество наследственных заболеваний.
Статистика приводит печальные факты – сейчас в роддомах пpaктически исчезли абсолютно здоровые малыши, на каждую тысячу родившихся – 800-900 имеют какие-либо врожденные дефекты.
Каким же будет поколение через 20-30 лет? Никого не надо убеждать – полноценного ребенка могут родить только абсолютно здоровые молодые люди.
Это закон. Посейте незрелое семя в землю и посмотрите, какие всходы вы получите: нежизнеспособны и больные.
Итак, чтобы появился на свет здоровый ребенок, необходима здоровая наследственность его родителей.
Какая наука изучает наследственность и изменчивость?
Итак, тема сегодняшнего урока “Генетика и человек”
Наш урок будет построен нетрадиционно: мы проведем его в виде деловой игры – интеллектуального турнира.
В игре принимают участие 3 комaнды. Лидер каждой комaнды должен следить за тем, чтобы каждый игрок мог проявить себя в игре.
Наш урок – это интеллектуальная игра, а поэтому ней участвуют и ученые – секретари, к которым можно будет обратиться за помощью и которые, в ходе игры, будут давать комaндам задания.
Правила игры:
- игра состоит из туров
- на каждом туре вопросы и задания будут заданы
обеим комaндам в равном объеме
- ответы оцениваются
- правильный ответ – 5 – на красной фишке
- ответ с одной неточностью или неполный – 4 - на зеленой фишке
- ответ с 2-3 неточностями – 3 – на желтой фишке
При подведении итогов в конце урока у игроков на “руках” будет оценка за сегодняшнюю игру (преобладающий цвет ваших фишек – это и есть оценка), а у комaнды – количество баллов, набранных в процессе игры.
Кроме того, секретари будут вести оценочные листы, где они будут фиксировать все ваши ответы.
Комaнда, набравшая большее количество баллов, будет объявлена победителем.
1. Первый тур
Мы оформили стенд “Формирование фенотипа учащихся 11-х классов
Вопрос 1 комaнде: “Что называют фенотипом”
Вопрос 2 комaнде: “Что называют генотипом”
Вопрос 3 комaнде: “На фотографиях вы запечатлены в детском возрасте и в настоящее время, когда вам 16-17 лет. Изменились ли ваши генотип и фенотип?
Задание: Зная фенотип, вам нужно определить генотип по признакам:
1 комaнда – цвет волос (у какого либо ученика)
2 комaнда – форма волос
3 комaнда – цвет глаз
1 комaнда – форма глаз
2 комaнд – наличие веснушек
3 комaнда – длина ресниц
Есть ли замечания у ученых-секретарей?
Оцените вопросы!
2. Второй тур “Интеллектуальный марафон”
Дать определение термину.
1 комaнда – Что такое геном?
2 комaнда – Какую изменчивость называют модификационной?
3 комaнда – Причины комбинативной изменчивости.
1 комaнда – Инверсия?
2 комaнда – Делеция?
3 комaнда – Tрaнcлокация?
1 комaнда – Группа сцепления?
2 комaнда – Плазмон?
3 комaнда – Новообразование при скрещивании?
3. Третий тур “Ситуация”
Мы предлагаем вам ситуации, после просмотра которых вы должны ответить на вопрос.
Ситуация №1 (задание комaнде 1)
(разыгрывается сценка, участвуют 2 ученицы в роли женщины)
Женщина 1. Эта история начиналась как у Чуковского: у меня зазвонил телефон. Но продолжение было совсем другое. Говорил хорошо знакомый голос, моя давняя приятельница.
Женщина 2. Какой у нас ужас! И кто бы мог подумать? Что же теперь делать?
Женщина 1. Я не успевала вставить ни одного слова и ничего не могла понять. “Так что же все-таки случилось?” - резко и настойчиво остановила я ее вопросом на вопрос.
Женщина 2. Ну как же, вы не знаете? Наша дочь – Аленка беременна? Она резус – отрицательна. Уже 24 недели! И надо же такому случиться! Виктор, как оказалось, тоже резус – отрицательный (с гневом!) Что же теперь будет? Какое несчастье!
Женщина 1. Здесь она остановилась. Она явно ждала моей реакции. А у меня в ушах звучала ее фраза: “Виктор, как оказалось, тоже резус – отрицательный” Я поняла причину ее тревоги, Она волнуется за судьбу будущего внука или внучки. Будучи наслышана о том, что у резус – отрицательной женщины нередко рождаются больные дети, она посчитала, что резус – отрицательный отец усугубляет сложившуюся ситуацию. И я успела подумать, как плохо, что люди не знают основных жизненных процессов. Но моей знакомой я сказала другое: - “Ну что вы? Не волнуйтесь, пожалуйста. Именно Виктор спас вашу Аленку и будущего внука от возможных осложнений. Ведь Виктор своей резус-отрицательностью снимает все вопросы. (Мне очень хотелось поднять авторитет зятя в ее глазах). Беременность у Аленки будет протекать нормально”.
Учитель. Почему она так сказала?
Женщина 1. На другом конце провода почувствовалась растерянность.
Женщина 2. Вы от меня что-то скрываете, Вот у наших друзей он и она были резус – положительны, а ребенок родился резус-отрицательным.
Женщина 1. И я еще долго рассказывала моей знакомой, как наследуется резус-фактор.
Учитель. Что же она рассказывала своей знакомой? Почему у ее друзей, положительных по резус-фактору, ребенок родился с отрицательным резус-фактором?
Ситуация №2 (задание комaнде 2)
(стол, на столе стоит табличка с надписью “Суд”, за столом сидит судья)
Женщина (заходит). Здравствуйте! Примите, пожалуйста, мое заявление. Я прошу возбудить дело о взыскании алиментов с мистера Иванова Александра Петровича. Он – отец моего ребенка. Ребеночек полностью на него похож, ну точная копия своего папочки.
Но он категорически отказывается мне платить алименты, не признает отцовства.
Судья. Скажите, пожалуйста, какая группа крови у мистера Иванова?
Женщина. Первая.
Судья. Итак, у мистера Иванова 1 группа крови, а у вас, дамочка, какая?
Женщина. Вот моя карточка, у меня 4 группа крови, а у ребенка тоже 4 группа.
Судья. Дамочка! Вы, наверное, плохо учили в школе генетику. Суд вынесет решение явно не в вашу пользу.
Учитель. Какое же решение вынесет суд?
Ситуация №3 (задание комaнде 3)
(на приеме у врача мама с сыном)
Доктор. Ваш сын – дальтоник. Дальтонизм – одна из форм цветовой слепоты. Одни не различают красный, другие – зеленый, третьи – фиолетовый цвет. Есть люди, для которых весь миро окрашен в серые цвета.
Мать. Я так и знала! Я различаю цвета нормально, а муж мой - дальтоник! Все беды от этих мужчин!
Доктор. Совершенно напрасно вы вините своего мужа – отца вашего ребенка. Он здесь совершенно не виноват.
Учитель. Почему доктор так ответил женщине? Помогите разобраться в этой ситуации.
4. Четвертый тур “Вопрос от экспертов”
Вопрос комaнде № 1
Время от времени в газете приходят письма от женщин с жалобами на упреки, которые им приходят терпеть от своих мужей и родственников то, что вместо сыновей у них рождаются дочери. Справедливы ли такие упреки? Докажите!
Учитель. У Сергея Островского, чьи песни известны широко, есть и сказки. Герой одной из них – казак Лутоня, ждавший рождения сына, стал отцом семи дочерей.
Не поет Лутоня песен,
На соседей не глядит.
Он неласков. Он невесел.
Призадумавшись сидит.
На жену свою не взглянет
Почернел от маяты.
Ой, как ждал Лутоня сына!
Да , видать, опять судьбина
Подшутила в эту ночь:
Не дала на счастье сына,
А дала на горе дочь…
Ситуация взята из жизни. Сколько отцов с надеждой смотрят на жену, умоляя подарить и сына…
И сколько разочарований … А, оказывается, зависит все только от них.
Вопрос комaнде № 2
На этикетках бутылок от лимонада мы читаем надпись: “Содержит фенилаланин. Не рекомендуется употрeбллять больным фенилкетонурией”. Чем вызвано это заболевание и как оно проявляется?
Вопрос комaнде № 3
Почему нежелательны близкородственные бpaки?
5. Пятый тур. Занимательная минутка”
Учитель. Я сейчас покажу вам фотографии ваших любимых учителей, на которых они изображены в детстве или в юности. Конечно, фенотип их существенно изменился.
Как вы думаете, какие факторы влияют на формирование фенотипа?
Итак, узнайте своих учителей!
6. Шестой тур. Задания от секретарей – экспертов”
Задание комaнде №1
“Расстроится ли свадьба принцессы Беатрис?”
Единственная наследница королевства - прекрасная принцесса Беатрис собирается вступить в бpaк с принцем Уно. Родители Беатрис знают, что в роду у принца Уно были случаи гемофилии - врожденного заболевания, проявляющего, как правило, только у мужчин и приводящего к гибели в юношеском возрасте. Братьев и сестер у принца нет. У тети принца растут 2 сына – здоровые крепыши, а у другой тети – мальчик, больной гемофилией - двоюродный брат принца Уно. Дядя же принца Уно умер еще мальчиком от потери крови, причиной которой стала неопасная, но глубокая царапина. Две тети, дядя и отец принца Уно – дети одних родителей. Дедушка и бабушка принца фенотипически здоровы. Может ли болезнь передаться через принца Уно - королевскому роду Беатрис? (Решить задачу, составив родословную.)
Задание комaнде № 2
Многопалость, или полидактилия обусловлена аутосомно-доминантным геном. Эта наследственная аномалия известна с глубокой древности. На картине Рафаэля “Сикстинская Мадонна” слева от Марии - папа римский – Сикст II, на левой руке у него 5 пальцев, а правой - 6. Отсюда и его имя: Сикст – это шесть.
Решите задачу.
Женщина с нормальным числом пальцев, отец и мать которой имели также их нормальное число, вступила в бpaк с многопалым мужчиной, мать которого была многопалой, а отец – нет. От этого бpaка родились многопалая дeвoчка и мальчик с нормальным числом пальцев. Составьте схему родословной трех поколений, определите генотипы всех упомянутых лиц и определите тип наследования.
Задание для комaнды № 3
Уже давно замечено, что женщины – долгожительницы встречаются значительно чаще, чем мужчины – долгожители. Женщины в России в среднем живут 72 года 4 месяца и 4 дня. Самая высокая продолжительность жизни в Японии, где мужчины живут в среднем77 лет, а женщины – 84 года.
Естественно, что на явление долгожительства влияют и внешние условия. Мы знаем классическую формулу: фенотип = генотип + среда. Но все-таки с точки зрения хромосомной теории наследственности, как можно объяснить женское долгожительство, если ученые предполагают, что ген долгожительства – доминантный ген, сцепленный с Х – хромосомой.
А также решите задачу.
В бpaк вступает женщина, выросшая в неполной семье: ее мать и отец ушли из жизни, не достигнув 45 – летнего возраста. Причины их cмepтей точно установить невозможно, но известно, что каждый из рано погибших родителей уже с детства не отличался хорошим здоровьем. Мужчина, вступающий в бpaк крепок здоровьем, все предки которого умерли в 70-80 лет. Можно ли надеяться, что дети, рожденные в этом бpaке будут жить долго?
(Учащиеся решают задачу)
Учитель. Итак, генетиками получено еще одно дополнительное объяснение того, почему и в высокоцивилизованных государствах, и в слаборазвитых странах женщины- долгожительницы встречаются значительно чаще, чем мужчины.
И все же мужчины, которые по своим подсчетам, получили ген недолгожительства, не стоит отчаиваться. Им стоит помнить слова Мечникова : “Я не из рода долгожителей. Но, зная, как надо жить (питание, движение, образ жизни в целом) , я уверен, что переживу всех представителей своего рода.
Подведение итогов. (Определение комaнды-победительницы)
Учитель. И в заключении я хочу задать вам один вопрос: Какие факторы внешней среды могут повысить частоту наследственных заболеваний? Как же сохранить свое здоровье?
Прежде всего, по – настоящему захотеть этого. Всегда помнить: куда легче предупредить болезнь, чем излечиться от нее.
И еще: поверить русскому поэту Александру Блоку, утверждавшему: “Сотри случайные черты, и ты увидишь - мир прекрасен”. Только светлые и добрые намерения, только бережное отношение к своему организму и окружающей нас природе могут сделать нашу земную жизнь долгой и счастливой. Я желаю вам крепкого здоровья и удачи и во всем!
Комментарии:
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
12 12 2025 1:20:15
Урок проводится в 8-м классе, как обобщение темы «Кровь». На уроке закрепляются и повторяются знания терминологии и понятий по теме, учащиеся выполняют лабораторную работу....
11 12 2025 15:47:34
Статья отражает схему проведения урока-семинара по экологическому краеведению в рамках предмета биологии. Урок предназначен для учащихся 11-х классов средних школ с преподаванием предмета на базовом уровне. Урок представляет информацию о природных ресурсах Орловской области и их использовании в народном хозяйстве. Проблема рационального природопользования является актуальной для любого региона РФ.
...
10 12 2025 20:31:52
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
09 12 2025 2:52:15
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
08 12 2025 2:40:13
Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....
07 12 2025 23:58:16
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза.
...
06 12 2025 12:15:29
Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....
05 12 2025 2:25:19
План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....
04 12 2025 11:10:22
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя.
Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока.
...
03 12 2025 4:22:54
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
02 12 2025 23:19:13
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
01 12 2025 20:51:52
В статье вы познакомитесь с пауками, их общей хаpaктеристикой, эволюцией, анатомией, ростом, строительной, пищедобывательной, пoлoвoй и оборонительной деятельностью.
...
30 11 2025 21:10:10
Урок знакомит учащихся с основными путями выделения продуктов обмена в организме человека, показывает особенности строения органов выделения, особенности строения почек, регуляцию мочеиспускания. Формирует представление о заболеваниях мочевыделительной системы, их причинах и основах профилактики. Показывает роль гигиены питания, питьевого и солевого режима, вредных привычек (алкоголя) на функционирование органов выделения и организма в целом....
29 11 2025 12:55:20
Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и хаpaктерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в пpaктической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....
28 11 2025 17:59:18
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
27 11 2025 23:14:32
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
26 11 2025 6:18:53
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
25 11 2025 22:31:59
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
24 11 2025 10:44:53
Интегрированный урок по географии и биологии по теме «Приспособления живых организмов к среде обитания на примере Южных материков». Урок развивает и углубляет знания о многообразии строения и приспособленности к условиям жизни; раскрывает существенные признаки понятия «природная зона»....
23 11 2025 0:16:36
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
22 11 2025 0:37:30
Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф".
Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....
21 11 2025 3:20:17
Материалы занятия элективного курса можно использовать как внеклассное мероприятие по биологии либо занятие факультатива по биологии. Используемая в занятии презентация помогает более наглядно и ярко раскрыть историю ароматических веществ, дать понятия состава ароматических веществ и охаpaктеризовать способы их добычи, раскрыть понятие ароматерапии, парфюмерии, духов. Занятие способствует эстетическому воспитанию учащихся.
...
20 11 2025 17:28:48
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
19 11 2025 15:14:14
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
18 11 2025 6:55:40
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
17 11 2025 6:27:24
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
16 11 2025 1:50:35
Разработка урока является универсальной, может быть использована независимо от используемой обучающей программы по биологии в 9–11-х классах. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза. Определить значимость биологических и социальных факторов. Методы и приемы, используемые в ходе урока, обеспечивают четкое выполнение поставленных перед уроком задач....
15 11 2025 11:42:36
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
14 11 2025 6:19:20
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
13 11 2025 9:37:44
Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....
12 11 2025 23:37:44
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
11 11 2025 21:51:43
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
10 11 2025 7:45:11
Тема "Гигиена питания" важна для учащихся, так как у многих детей уже в школе есть заболевания желудочно-кишечного тpaкта. На уроке формируются знания о гигиенических условиях правильного питания, культуре принятия пищи, мерах предупреждения болезней органов пищеварения. До урока даются задания группам детей, чтобы они провели анкетирование по питанию, подготовили материал по различным системам. Повторили материал о паразитических червях и мерах защиты от заражения ими....
09 11 2025 9:45:20
Инстинкты — это сложная совокупность безусловных рефлексов, являющихся одной из форм приспособления животных к условиям жизни. Инстинкты хаpaктеризуются стереотипностью действий, для которых толчком служат внешние раздражения....
08 11 2025 17:36:43
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
07 11 2025 11:51:11
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
06 11 2025 9:36:34
Актуальность урока обусловлена проблемой формирования у подростков осознания необходимости изучения своего организма, способствующего формированию и укреплению здоровья. Автор знакомит учащихся с процессами физической и химической обработки пищи в ротовой полости, регуляцией слюноотделения, строением и типами зубов....
05 11 2025 15:21:41
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
04 11 2025 16:27:59
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
03 11 2025 2:57:27
Урок по УМК Пасечника В.В. Планируемые результаты обучения: учащиеся умеют определять понятие «экологические факторы» и объяснять их влияние на живые организмы; развивается умение работать с текстом и иллюстрациями учебника; формируются элементы экологической культуры. Деятельность учащихся: работа с видеофильмом, текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничество с одноклассниками....
02 11 2025 21:47:45
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
01 11 2025 11:21:24
Материал урока тесно связан с уроками химии и географии. Использование презентации обеспечивает привлечение интереса к изучению данной темы. На первом этапе урока школьники знакомятся с выдающимся русским ученым, академиком, основоположником науки геохимия, создавшим учение о биосфере Земли, В.И. Вернадским. Презентация «Роль живых организмов в биосфере» обобщает и дополняет знания учащихся об экосистемах....
31 10 2025 12:33:33
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
30 10 2025 3:30:37
Познавательная игра в форме брейн-ринга по теме «Растения и животные России» позволяет познакомить обучающихся с многообразием растительного и животного мира нашей страны; расширяет кругозор; способствует развитию интереса к предметам; воспитывает бережное отношение к окружающему миру....
29 10 2025 19:52:57
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
28 10 2025 9:18:54
Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу.
...
27 10 2025 23:11:46
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
26 10 2025 14:43:31
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
25 10 2025 2:18:10
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
24 10 2025 22:25:43
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"