Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия


    Генетика – наука о наследственности и изменчивости. Основные генетические термины и понятия

Цели и задачи урока:

  • Обучающая:
    Познакомить учащихся с историей возникновения генетики как науки. Научить школьников правильно раскрывать сущность основных понятий генетики, сравнивать их друг с другом.
  • Развивающая:
    развивать умение выделять главное; развивать умение учащихся оперировать понятиями и генетической символикой развивать логическое мышление учащихся
  • Воспитательная:
    Сформировать у старшеклассников убежденность в том, что знание основных понятий генетики необходимо для понимания важных биологических закономерностей. Продолжить формирование логического мышления; способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

Оборудование: Презентация, дидактические пособия по теме Митоз. Мейоз, Гибридологический метод. Портрет Г. Менделя, карточки с понятиями.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Мотивационное начало урока.

Сегодня мы приступаем к изучению дольно сложной на первый взгляд науке – генетике. Нам нужно будет дать ответ на вопрос -

может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;

может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в свете ге
нетики;

III. Изучение нового материала.

Генетические теории.

Существует несколько генетических теорий:

  • Теория наследственности Г. Менделя
  • Хромосомная теория наследственности
  • Молекулярная теория гена

Каждая из генетических теорий представляет собой этап развития научной мысли, то есть каждая последующая теория расширяет и дополняет предыдущую, включая ее в себя как неотъемлемую часть. Мы попробуем идти от обратного. Мы будем отталкиваться от того, что уже знаем. И постепенно будем заполнять таблицу.

Ответы на вопросы первой колонки нам уже известны, подсказка во второй колонке.

Вопрос в третьей колонке поможет перейти к новому знанию, понятию – в четвертой колонке.

Знаем   Новое
Молекулярная теория гена – хромосома (ДНК) – ген – и-РНК – белок    
1 2 3 4
Генетика – наука о наследственности и изменчивости
Что такое репликация, трaнcкрипция и трaнcляция.
  • ген участок
  • молекулы ДНК,
  • генетический
  • код;
  • биосинтез белка.
Как связать эту формулу с передачей наследственных факторов? Есть дифференциация клеток, а как вы думаете, может ли быть дифференциальная активность генов?

Митоз, мейоз, индивидуальное развитие

1 2 3 4
В чем биологический смысл митоза и мейоза?
  • Гомологичные хромосомы,
  • хроматиды,
  • редукционное деление,
  • оплодотворение
Как происходит реализация наследственной информации в онтогенезе? Хромосома (ДНК) – ген – и-РНК – белок.

Как связан с белком признак?

Вывод: ген участок хромосомы и несет в себе информацию о белке, который проявляется через признак. Приведите примеры, (ферменты амилаза и мальтаза участвуют в расщеплении углеводов и выделяются слюнными железами или железами стенок кишечника).

Теперь перейдем к хромосомной теории и связанных с нею законов генетики.

Знаем Новое
Хромосомная теория наследственности
1 2 3 4
Наследственные особенности организма определяются генами, расположенным и в хромосомах. Каждый ген представлен в клетке дважды – в двух гомологичных хромосомах.

Ген – участок молекулы ДНК, локализованный в определенном месте и кодирующий одну полипептидную цепь (а также молекулу тРНК или рРНК). Гены, paсположенные в одной хромосоме, наследуются вместе(сцепленно)

Сцепление генов, находящихся в одной хромосоме, может нарушаться в результате кроссинговера в процессе

мейоза

Чтобы понять язык генетики, надо хорошо понимать, что обозначают генетические понятия: доминантный ген, рецессивный ген, аллельные гены, гомозигота, гетерозигота, фенотип, генотип, гамета, диплоидный набор хромосом, гаплоидный набор хромосом, гибриды, скрещивание, первое поколение, второе поколение, родительские формы и как все это записывается генетическим языком. Можно увидеть проявление записей на рисунках.


Рис. 1

Дигибридное скрещивание гороха

Рис. 2

Вопрос Какие закономерности раскрываются при поиске ответа
Взаимодействуют ли между собой аллельные гены (А и а, В и в)? Взаимодействие аллельных генов:

– полное доминирование;
– неполное доминирование;
– кодоминирование.

Взаимодействуют ли между собой неаллельные гены (А и а, В и в)? Независимое наследование
Как наследуются гены, лежащие в одной хромосоме (А и В, а и в)? Закон сцепленного наследования генов Т Моргана
Взаимодействуют ли между собой неаллельные гены (А и В, В и С, А и С, и т. д.)? Взаимодействие неаллельных генов:

– комплементарное взаимодействие;
– эпистаз;
– полимерия.

Как определяется пол организма? Одинаково ли наследуются гены, лежащие в пoлoвых хромосомах и аутосомах? Хромосомное определение пола. Наследование, сцепленное с полом

 

Название теории Время появления Основные положения
1 2 3
1. Теория наследственности Г.Менделя 60-е годы XIX века Принцип дискретной природы наследственностиЗаконы Менделя:

– закон единообразия первого поколения;
– закон расщепления;
– закон независимого наследования. Гипотеза частоты гамет

Подведем итог. В центре изучения генетики находится понятие гена.

Вот мы и подошли определению науки, которая занимается изучением гена – генетики.

Генетика (от греч. уемцтсос, – происходящий от кого-то) – наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику растений, животных, микроорганизмов, человека и другие; в зависимости от используемых методов других дисциплин— молекулярную генетику, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности, а также в генетической инженерии. Название предложил в 1906 году У.Бетсон

Сообщение учащегося о Грегоре Менделе и его опытах.

Генетика – достаточно молодая наука. Основоположником ее является австрийский (чешский) естествоиспытатель Грегор Мендель (1822 – 1884). В 1865 г. на заседании общества любителей естествознания в городе Брно (Чехия) Г.Мендель рассмотрел механизм сохранения приспособительных признаков вида в ряду поколений. В 1866 г. он опубликовал свой труд “Опыты над растительными гибридами”, но эта публикация не привлекла внимания современников.

Весной 1900 г. три ботаника: Г.Де Фриз в Голландии, К.Чермак в Австрии и К.Корренс в Германии – независимо друг от друга, на совершенно разных объектах, открыли важную закономерность наследования признаков в потомстве гибридов. Но оказалось, что они просто “переоткрыли” закономерности наследования, рассмотренные Г. Менделем в 1865 г. Тем не менее официальной датой рождения генетики считается все-таки 1900 г.

Учение Грегора Менделя, говорит Вавилов, открывает путь к “планомерному вмешательству человека в творчество природы”, дает “руководящие правила к изменению форм”, делает тонкое и сложное искусство гениальных одиночек доступным каждому грамотному селекционеру.

Тесно связаны с генетикой 2 понятия – наследственность и изменчивость.

Наследственность – это способность организма передавать свои признаки, особенности развития следующим поколениям.

Элементарной единицей наследственности являются гены, расположенные в хромосомах. Передача признаков по наследству осуществляется в процессе размножения.

Изменчивость свойство организма приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Совокупность всех наследственных признаков организма (генов) называется генотипом.

Генетические символы:

– женская особь;

мужская особь;

X – знак скрещивания;

Р – родительская особь;

F1 – гибриды первого поколения;

F2 — гибриды второго поколения;

G – гаметы.

Смогли ли мы дать ответы па вопросы, поставленные вначале урока:

  • может ли генетика быть сердцевиной любой биологической науки;
  • может ли быть так, что любой факт в биологии становится понятным лишь в свете генетики. Если этого не произошло, то мы сможем ответить на них на последующих уроках.

Домашнее задание

  1. Выучить терминологию и генетическую символику.
  2. “Общая биология. 10-11 класс. Д.К.Беляев. § 26.
  3. Ответить на вопросы:
    А) Какие особенности растений гороха позволили Г.Менделю отнести организмы, взятые им для гибридизации, к чистым линиям?
    Б) В чем сущность гибридологического метода, разработанного Г.Менделем?

Итоги урока. Оценки за урок (Спасибо!).

Литература

  1. Учебник \"Общая биология\", 10–11 класс, Д.К Беляев, М., Просвещение, 2009 г.
  2. Биология, 10й класс: поурочные планы по учебнику Д.К.Беляева, II часть/автор-составитель А.Ю.Гаврилова; Волгоград: Учитель, 2008.
  3. http://www.booksite.ru/fulltext/chas/tvor/che/stva/7.htm



Комментарии:

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

17 11 2025 23:32:33

Урок "Все о грибах"


    Урок "Все о грибах"

      На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....

16 11 2025 16:53:11

Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения


    Урок "Белки, их строение и функции" с использованием технологии коллективных способов обучения

      Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...

15 11 2025 3:12:18

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

14 11 2025 0:48:10

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

13 11 2025 14:47:10

Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"


    Урок природоведения в 5-м классе: "Только ли лист кормит растение"

      Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....

12 11 2025 13:42:21

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы

Гибридологический метод Менделя, его особенности и законы Метод Менделя содержит в основе анализ закономерностей наследования как в тех случаях, когда родительские организмы отличались по одной альтернативной паре (моногибридное скрещивание), так и в тех случаях, когда они отличались по нескольким альтернативным парам признаков (ди, три, поли гибридное скрещивание)....

11 11 2025 3:30:59

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

10 11 2025 22:36:57

Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии


    Развивающее обучение. Развитие мыслительных операций на уроках биологии

      Какой урок может быть назван «урок развивающего обучения»? Думаю, что тот, который способствует духовному, психическому, интеллектуальному росту учащегося....

09 11 2025 8:31:54

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

08 11 2025 3:25:36

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

07 11 2025 22:12:40

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

06 11 2025 16:22:33

Функции переднего мозга


    Функции переднего мозга

      Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия: о строении и функциях больших полушарий мозга, зонах коры полушарий. Продолжать развивать интеллектуальные способности учащихся, используя задания, требующие от них логического мышления, формирование познавательной активности, расширить кругозор учащихся, умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы. Показать учащимся большой вклад отечественных ученых в изучение мозга, достижения микрохирургии мозга....

05 11 2025 1:46:20

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

04 11 2025 2:58:39

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

03 11 2025 14:19:47

Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии


    Применение здоровьесберегающей технологии на уроках биологии

      Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах. ...

02 11 2025 16:12:39

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

01 11 2025 19:13:33

"Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"


    "Погоня за пятерками". Обобщающий урок по теме "Зрительный анализатор. Гигиена зрения"

      Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....

31 10 2025 0:40:54

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

30 10 2025 9:31:42

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

29 10 2025 13:52:16

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии


    Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

      Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....

28 10 2025 17:46:12

Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся


    Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

      Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям. ...

27 10 2025 11:55:53

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

26 10 2025 4:18:52

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

25 10 2025 13:59:18

Биологический турнир "Удивительный мир растений"


    Биологический турнир "Удивительный мир растений"

      Урок проводился в нетрадиционной форме – форме турнира между тремя комaндами. Каждый этап турнира сопровождается показом заданий на экране в виде презентации. Яркая, красочная презентация со смешными смайликами, поддерживающая дух соперничества, оригинальные материалы значительно оживят содержание процесса изучения предмета. Содержание урока может быть полезным ученикам 6–7-х классов, увлекающимися биологией. ...

24 10 2025 23:39:31

Фенотипическая изменчивость


    Фенотипическая изменчивость

      Народная мудрость гласит: «Хороший уход и захудалого коня сделает скакуном». Цель урока - объяснить это высказывание, изучив явление фенотипической изменчивости, ее причины, свойства и значение. Урок позволяет продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализа и установления причинно-следственных связей....

23 10 2025 21:41:31

Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»


    Интегрированный урок природоведения и русского языка «Я открываю материк»

      «Познания и стрaнcтвия неотделимы друг от друга». Эти слова К.Г. Паустовского стали девизом многих путешественников. Также неотделимы друг от друга наши предметные области: природоведение и русский язык....

22 10 2025 12:29:59

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

21 10 2025 1:17:40

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

20 10 2025 5:18:39

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

19 10 2025 3:19:40

Многообразие млекопитающих


    Многообразие млекопитающих

      Предлагаемый урок относится к типу комбинированных уроков. В нем присутствуют пpaктически все этапы урока, отражающие структуру учебной деятельности: этап актуализации, этап мотивации, этап постановки учебной задачи, этап моделирования, этап систематизации знаний, этап рефлексии. Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих....

18 10 2025 2:58:16

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

17 10 2025 12:16:52

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

16 10 2025 2:11:20

Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"


    Урок биологии + математики на тему: "Плодово-ягодный сад"

      Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....

15 10 2025 16:17:37

Урок биологии "Генетика крови"


    Урок биологии "Генетика крови"

      Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме "Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ, для проведения элективных курсов по теме "Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

14 10 2025 4:10:52

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

13 10 2025 3:34:25

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

12 10 2025 22:21:47

"Грибы в биосфере и жизни человека". 5-й класс

В ходе урока применяется проблемный диалог (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), оценивание учебных успехов, продуктивное чтение....

11 10 2025 23:42:59

Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)


    Ирок-игра "Поле чудес" по теме "Птицы — наши друзья" Биология (7-й класс)

      Цель занятия: привлечь внимание учащихся к необходимости изучать, привлекать и охранять пернатых друзей человека. В работе много стихов, интересны рекламные паузы. Можно использовать и как урок, и как внеклассное мероприятие. ...

10 10 2025 14:57:43

Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"


    Урок природоведения в 5-м классе. Тема урока: "Живые клетки"

      Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов. ...

09 10 2025 8:28:16

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

08 10 2025 22:58:23

Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)


    Разработка урока "Строение и работа систем внутренних органов земноводных" (7-й класс)

      Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...

07 10 2025 18:24:12

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

06 10 2025 13:33:32

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

05 10 2025 16:32:42

Презентация по теме "Птицы" к уроку биологии в 7-м классе

Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...

04 10 2025 8:13:29

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

03 10 2025 6:29:10

Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии


    Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии

      В работе представлоена интеллектуальная игра, посвященная 15-летнему юбилею заповедника "Хакасский" и 90-летию заповедного дела в России....

02 10 2025 1:30:56

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"


    Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

      В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

01 10 2025 22:35:54

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

30 09 2025 19:19:15

Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"


    Урок биологии по теме "Внешнее строение и образ жизни рыб"

      Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. Презентация прилагается для удобства изучения материала коллегами. Автор работает в специальной (коррекционной) школе VIII вида. ...

29 09 2025 7:40:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::