Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки

Цель урока:
- систематизировать,
- обобщить и углубить знания учащихся о структурах эукариотической клетки, их функциях и строении.
Задачи урока:
Образовательные:
- Закрепить умение готовить микропрепараты и обнаруживать особенности строения клеток растений, животных, грибов, выявлять черты их сходства и различия.
- Продолжить формирование у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно – функциональное единство работающих в ней органоидов.
Развивающие:
- Развивать основы творческой деятельности учащихся
Воспитательные:
- Выработать коммуникативные навыки при работе в группе
Тип урока:
- урок обобщения и закрепления знаний, умений и навыков.
Форма урока:
- урок – виртуальная экскурсия.
Оборудование:
Технические средства обучения:
- компьютер,
- мультимедийный проектор,
- телевизор,
- ДВД - плеер,
- магнитофон,
- стробоскоп,
- экран на штативе,
- экран для демонстрации динамических пособий.
Мультимедийное обеспечение:
- компьютерная презентация урока (приложение 4),
- флеш – ролики “Фагоцетоз”, “Пиноцетоз”
Лабораторное оборудование:
- лабораторные ящики – 4 штуки,
- микроскопы – 4 штуки,
- предметные и покровные стекла,
- стеклянные палочки,
- стаканы с водой,
- фильтровальная бумага,
- раствор поваренной соли,
- репчатый лук,
- водное растение – элодея,
- плесень мукор,
- готовый микропрепарат клеток многоклеточных животных,
- инструктивные карточки позеленевший клубень картофеля.
Методическое обеспечение:
- фрагмент видео - фильма на ДВД – “Эволюция Жизни”,
- инструктивные карточки к лабораторным работам (приложение 1, приложение 3).
Таблицы:
- строение увеличительных приборов,
- строение растительной,
- строение животной,
- строение грибной клеток,
- строение хлоропласта,
Прочее оборудование и реквизит:
Подготовительный этап.
- Определение тем для подготовки выступлений учащихся.
- Ознакомление учащихся с темами, их обсуждение и возможная корректировка.
- Накопление, отбор материала учащимися.
- Подбор иллюстративного материала, изготовление мультимедийных презентаций.
- Консультации для всего класса.
- Подготовка необходимого реквизита и оборудования.
На экране заставка - (слайд №1) - эпиграф урока: “Клетка – это своего рода атом в биологии.” Английский биофизик и биохимик Джо Кендрю
Учитель: Добрый день уважаемые ребята, коллеги и гости!
Мы знаем, что в настоящее время наша Российская наука и образование находятся на стадии модернизации и перехода на новый уровень. В современном обществе и в науке как никогда требуются личности, занимающие активную жизненную позицию. Поэтому давай те на некоторое время представим, что мы находимся сейчас не в кабинете биологии, а в НИИ цитологии и молекулярной биологии. Итак, мы рады приветствовать вас в стенах нашего НИИ.
И, видимо не случайно наш институт сегодня посетили гости из Комитета образования г. Ивантеевки и будущие выпускники гимназии №6, а ныне пока учащиеся 10 а класса.
Для начала я хочу задать несколько вопросов гимназистам
- Что изучает наука цитология?
- Какие формы жизни известны вам на нашей планете?
- Какие вы знаете клеточные формы жизни?
А сейчас позвольте представиться,
Меня зовут Татьяна Сергеевна, и я заведую кафедрой “Строение и функций клеточных структур эукариотической клетки” (слайд №2). Основной целью работы нашей кафедры является следующее: систематизировать и обобщить знания о строении и функциях клеточных структур (слайд №3).
Учитель: Основные задачи нашей кафедры вы видите на слайде: …..(слайд №4, слайд№5).
Наша кафедра представлена 4 лабораториями, их названия вы видите на слайде (слайд №6).
Работа в лабораториях уже кипит с самого утра, все научные сотрудники усиленно работают по своим темам. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию по лабораториям нашего института в режиме он-лайн. И сейчас мы попытаемся связаться с одной из них. Добрый день! Представьтесь, пожалуйста.
Ученый 1: Здравствуйте, меня зовут__________, я возглавляю лабораторию по изучению истории исследования клеточных структур, Серова Мария – старший научный сотрудник лаборатории (слайд №7).
Учитель: Чем занимается ваша лаборатория?
Ученый 2: Мы изучаем историю появления клетки.
Учитель: скажите пожайлуста, а как образовалась ваша лаборатория?
Ученый 1: Все имеет свое начало. Наша работа началась с истории появления клетки. (Включить видеоролик “возникновение жизни” (приложение 6)).
Учитель: Вот так могла возникнуть первая живая клетка, давшая жизнь миллиардам организмов, живущих на нашей планете.
Ученый 2: Многие ученые нашей лаборатории считают, что история исследования клетки началась с изобретения микроскопа. Принято считать, что первый микроскоп, состоящий из двух линз, создал голландец Ханс Янсен в конце 16 века. Он имел примерно такое строение (обращается к таблице “Строение увеличительных приборов”).
Ученый 1: Сама клетка, точнее клеточная оболочка была открыта английским физиком Робертом Гуком, создателем более четкого прибора. В 1665 году рассматривая срез пробки он увидел ячейки и назвал их “клетками” – сеll – клетка (слайд №8).
Ученый 2: Одним из первых изобретателей микроскопа был голландский торговец сукном Антони Левенгук, который имел сильное пристрастие к собиранию и шлифованию увеличительных стекол. Антони ван Левенгук – наблюдал простейших - анималькулей (хотя понятие клетка ему тоже было совершенно неизвестно) (слайд №9).
Ученый 1: Уважаемые коллеги, используя машину времени, я предлагаю вам ненадолго отправиться в трaнcвековое путешествие в 17 век (звучит фонограмма - кибер - музыка, переходящая в классику, включается стробоскоп.Появляется Левенгук с Марией.)
Ученый 2: Тихо, коллеги! Это Левенгук за работой. С ним рядом его любимая дочь Мария.
Левенгук: Мария! Поди, сюда! Скорее. В дождевой воде маленькие животные. Они в тысячу раз меньше любого существа, которое мы можем видеть простым глазом! Смотри! Ты видишь? Вот, что я открыл! Только осторожно, Мария. Не трогай руками мои линзы.
Мария (смотрит в микроскоп): Отец, но они живые! Они плавают взад и вперед! Они играют!
Левенгук: Анималькули, я назову их анималькули – маленькие ничтожные зверушки.
Учитель: Я читала, что Антони ван Левенгук написал о своем открытии письмо в Лондон, королевскому обществу. Ученые – скептики в большинстве своем не поверили голландцу Левенгуку, но, тем не менее поручили Роберту Гуку и Неремии Гру соорудить самые лучшие микроскопы.
Ученый 1: И 15 ноября 1677 года Гук принес в собрание свой микроскоп и… свое волнение… Да, да, оказалось, Левенгук был прав. Да они были здесь эти волшебные зверьки!
Ученый 2: Кстати, Королевское общество сделало Левенгука своим члeном и прислало ему пышный члeнский диплом в серебряной шкатулке с гербом общества на крышке.
Звучит фонограмма - кибер - музыка, переходящая в классику, включается стробоскоп.
Левенгук с Марией уходят.
Ученый 1: И лишь в 19 веке обратили внимание на полужидкое студенистое содержимое - цитоплазму.Затем, в 1831 году – шотландский ботаник Роберт Броун плотное образование в листе назвал ядром (слайд № 10).
Ученый 2: А в 1838 году – немецкий ботаник Матиас Шлейден доказал, что в любой растительной клетке есть ядро, а немецкий физиолог Теодор Шванн доказал, что ядро есть в животных клетках. И, наконец, в 1839 году – Теодор Шванн сформулировал и опубликовал основные положения клеточной теории – “Все растительные и животные организмы состоят из клеток сходных по строению”.
Ученый 1: В 1858 году – немецкий ученый Рудольф Вирхов доказал, что главное часть клетки – ядро и клетки образуются только из клеток путем деления. Время шло. Совершались новые открытия. Появлялись новые и новые факты. Основные положения современной клеточной теории вы видите на слайде (слайд № 11).
Учитель: Коллеги, а каковы результаты ваших научных исследований на данный момент?
Ученый 2: В настоящее время мы готовим к публикации очерк по истории исследования клеточных структур.
Учитель: Спасибо, у вас было очень интересно но, к сожалению, нам пора идти. Нас ждут в лаборатории микроскопических методов исследования клеточных структур – это наша самая фундаментальная лаборатория. Разрешите представить вам заведующую лабораторией – _____. Расскажите коллега, по каким направлениями ведется работа в вашей лаборатории, и какие методы исследования вы применяете (слайд № 12).
Ученый 3: наша лаборатория работает над изучением внутреннего строения растительной, животной и грибной клеток, а также мы занимаемся изучением мембранной системы клетки. Я хочу предоставить слово своим коллегам по лаборатории.
Ученый 4: Я приготовила микропрепарат водного растения - элодеи. Рассмотрев его под микроскопом, я выяснила следующее: снаружи растительная клетка покрыта оболочкой, под которой находится цитоплазма, а в цитоплазме мы видим много мелких зеленых образований – это хлоропласты. В клетках также есть ядро. Увиденное в микроскоп, я зарисовала.
Демонстрирует рисунок на доске.
Ученый 5: Я рассмотрел под микроскопом готовый препарат животной клетки – эритроцит лягушки. Хорошо видны оболочка, цитоплазма и ядро.
Демонстрирует рисунок на доске.
Ученый 6: Изучаемый нами плесневый гриб мукор, белый налет которого часто появляется на портящихся продуктах, представлен одной гигантской многоядерной разветвленной клеткой. Под микроскопом мы увидели плодовое тело гриба, состоящее из спороножки и спорангия со спорами. Зрелый спорангий имеет черную окраску. В некоторых местах спорангии лопнули и споры высыпались наружу. Нам известно, что у грибных клеток, имеется жесткая клеточная стенка, содержащая хитин. Хлоропластов в цитоплазме нет. Поэтому по способу питания грибы являются гетеротрофами.
Учитель: А теперь давайте проверим, насколько компетентны в этих вопросах, наши экскурсанты – ученики гимназии. Ребята, назовите пожайлуста главные части эукариотической клетки.
Экскурсант: Оболочка, цитоплазма, ядро.
Учитель: А что вы можете сказать о цитоплазме?
Экскурсант: Цитоплазма – это коллоидный раствор, в котором находятся все органоиды клетки. В цитоплазме происходят большинство химических и физиологических процессов в клетке. За счет струйного и кругового движения цитоплазмы осуществляется взаимосвязь между органоидами клетки.
Учитель: вы сказали, что одной из главных частей эукариотической клетки является ядро. А каково его строение и функции?
Экскурсант: Для того, чтобы проиллюстрировать свой ответ, мы воспользуемся таблицей “Строение клетки”.
Ядро имеет двухмембранное строение: наружная мембрана переходит в мембраны ЭПС. Мембраны пронизаны порами, через которые осуществляется обмен между ядром и цитоплазмой. Внутри ядра находится ядерный сок. Который содержит органические вещества – белки, РНК и неорганические вещества – воду, минеральные соли. В ядре находятся хромосомы, составной частью которых является молекула ДНК, где записана наследственная информация о признаках и свойствах данной клетки. В ядрах всегда присутствует одно или несколько ядрышек. В ядрышках образуются субъединицы рибосом. Ядро является центром, управляющим всей жизнедеятельностью и развитием клетки.
Учитель: но в световой микроскоп нельзя рассмотреть все клеточные структуры, которые иногда имеют ультрамикроскопическое строение, поэтому мы очень часто прибегаем к методу электронной микроскопии и обращаемся к коллегам из лаборатории компьютерного моделирования (слайд № 13 )
Ученый 7: к ультрамикроскопическим структурам относится клеточная мембрана. Она состоит из бимолекулярного слоя липидов. Цельность липидного слоя может прерываться белковыми молекулами – порами; кроме того белки лежат мозаично по обе стороны мембраны, образуя ферментные системы. К некоторым белкам, находящимся на наружной поверхности прикреплены углеводы, они являются своеобразными указателями по которым, например cпepматозоид, узнает клетку. Основные функции мембраны: изолирует клетку от окружающей среды и защищает ее от повреждений, обладает избирательной проницаемостью, регулирует процесс поступления веществ в клетку, и участвует в пиноцитозе и фагоцитозе.
Ученый 8: Наша лаборатория компьютерного моделирования занимается созданием и разработкой мультимедийных продуктов и сейчас мы с удовольствием представим вам флеш – ролики (демонстрация ролика “Фагоцитоз” (приложение 7) и “Пиноцитоз” (приложение 8) в клетке).
Ученый 9: Захват плазматической мембраной твердых частиц и впячивание (втягивание) их внутрь клетки называют фагоцитозом. Это явление можно наблюдать при захвате амебой мелких одноклеточных. Захват мембраной жидкости с растворенными в ней веществами называется пиноцитозом.
Учитель: Мы снова возвращаемся в лабораторию микроскопических методов (слайд № 14).
Ученый 10: В настоящее время мы работаем над явлением плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука. В той работе мы использовали химический метод в сочетании с методом оптической микроскопии. Плазмолиз и деплазмолиз являются существенными признаками клетки как живой системы. Согласно заданию на инструктивной карточке мы приготовили препарат кожицы лука, рассмотрели его под микроскопом и зарисовали несколько клеток. На рисунке хорошо видны оболочки клеток, ядра, видно, что цитоплазма прилегает к оболочке клеток и полностью заполняет клетку. После того как мы удалили с микропрепарата воду, а затем нанесли на предметное стекло каплю раствора поваренной соли (10% раствор NaCl), мы увидели, что цитоплазма отошла от оболочки и в некоторых клетках сжалась в комочки. Что же произошло?
Дело в том, что концентрация раствора в окружающей клетку среде будет больше чем внутри клетки и вода будет стремиться выходить из клетки и клетка будет обезвоживаться! Такое явление называется плазмолизом. Фильтровальной бумагой удалим раствор поваренной соли и капнем на предметное стекло 2-3 капли воды. Через некоторое время мы заметом, что цитоплазма снова вернулась на место и опять прилегает к оболочке. Концентрация раствора и в клетке и в окружающей ее среде стала прежней, вода опять вернулась в клетку. Такое явление называется деплазмолизом.
Ученый 11: Попадая в цитоплазму, пиноцитозные и фагоцитозные пузырьки передвигаются в ней и сливаются с лизосомами. Это органоиды клетки овальной формы, окруженные мембраной. В них находится набор ферментов, которые разрушают белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды. Ферменты лизосом расщепляют принесенные пиноцитозными или фагоцитозными пузырьками вещества. Лизосомы образуются из структур комплекса Гольджи либо непосредственно из эндоплазматической сети.
Ученый 12: Я хочу продолжить ваш рассказ, коллега и перейти к ЭПС. Различают гранулярную ЭПС и гладкую ЭПС. Гладкая ЭПС не содержит рибосом, в ее кaнaльцах происходит синтез жиров, углеводов, трaнcпортировка АТФ. Гранулярная ЭПС несет рибосомы. На рибосомах происходит синтез белков. Синтезированные белки поступают в систему кaнaльцев, по которым перемещаются внутри клетки. Готовая продукция трaнcпортируются в специальный аппарат – комплекс Гольджи.
Ученый 11: Комплекс Гольджи иногда называют, “складом готовой продукции”. Комплекс Гольджи состоит из 3-4 сложенных стопкой, уплощенных, слегка изогнутых, дискообразных полостей. Он выполняет в клетке разнообразные функции: участвует в трaнcпорте продуктов биосинтеза к поверхности клетки и в выведении их из клетки, а так же в формировании лизосом.
В аппарате Гольджи происходит сортировка и упаковка поступивших макромолекул: маленькие пузырьки отпочковываются и разносятся по цитоплазме внутри клетки; другие, побольше идут на “экспорт”, т.е. в другие клетки. В настоящее время сложилось представления о наличии в клетке единой мембранной системы. В этой системе взаимосвязаны такие органоиды клетки (Слайд № 15)
Учитель: уважаемые коллеги, вы провели колоссальные исследования в своей области и я думаю, что методики проведения лабораторных работ, разработанные вами, будут представлены на научных реферативных чтениях и научно – пpaктической конференции нашего института. А мы с вами продолжаем нашу виртуальную экскурсию и перемещаемся в лабораторию механического моделирования (слайд № 16).
Ученый 12: Меня зовут ____________, я руководитель лаборатории механического моделирования. Наша лаборатория создает модели ультрамикроскопических клеточных структур имеющих очень сложное строение и поэтому трудно воспринимаемых не только школьниками, но и студентами биологических образовательных учреждений. Сейчас мы готовы представить вашему вниманию модели митохондрий и хлоропластов (слайд № 17).
Ученый 13: В цитоплазме большинства клеток животных и растений содержаться мелкие тельца, разнообразные по форме, - митохондрии.Внутреннее строение митохондрий изучено с помощью электронного микроскопа. Как вы видите на модели, оболочка митохондрии состоит из двух мембран; внутренняя мембрана образует складки (кристы). Внутреннее содержимое митохондрий гомогенное вещество – матрикс, - в котором находятся небольшое количество собственных рибосом, одна кольцевая молекула ДНК и фосфатные гранулы. Митохондрию называют “дыхательным центром”, так как в матриксе происходит окисление углеводов и жиров с расщеплением их до СО2 и Н2О и выделением энергии которая запасается в виде АТФ. Поэтому митохондрии называют еще “энергетическим депо клетки” или “силовыми станциями”. Обычно митохондрии находятся в тех участках цитоплазмы, где возникает потребность в энергии (например, в cпepматозоидах они группируются у основания жгутика). Количество митохондрий в клетках различно от 100 до нескольких тысяч, в зависимости от функции, которую выполняет клетка.
Ученый 14: Только в растительных клетках присутствуют пластиды. Эти мембранные органеллы в зависимости от краски можно разделить на лейкопласты, хромопласты, хлоропласты. Бесцветные лейкопласты находятся в неосвещенных частях растения. Например, в клубнях картофеля лейкопласты накапливают зерна крахмала. Хромопласты – цветные (не зеленые) пластиды, располагаются в клетках различных частей растения: в цветках, плодах, стeблях, листьях. Именно хромопласты обеспечивают желтую, красную, оранжевую окраску этих частей. Демонстрация муляжей плодов и цветов.
Ученый 15: Зеленые хлоропласты способны переходить в хромопласты, поэтому осенью листья желтеют или краснеют, зеленые помидоры краснеют при созревании. Позеленение клубней картофеля свидетельствует о переходе лейкопластов в хлоропласты (слайд № 18).
Ученый 13:. Основная функция хлоропластов – фотосинтез, т.е. синтез органических соединений благодаря энергии солнечного света, преобразованной в энергию молекул АТФ.
Хлоропласты высших растений по форме напоминают двояковыпуклую линзу. Они состоят из основного вещества студенистой стромы. В строме находится система плоских мембран, называемых тилакоидами стромы. На некоторых из них находятся граны, напоминающих стопку монет и состоящие из мелких плоских мешочков, заполненных жидкостью – тилакоидов граны, в которых и происходит фотосинтез.
Ученый 14: Учитывая особенности современной программы по биологии, где при изучении клетки уже в шестом классе дается подробно микроскопическое строение клеточных структур, мы разработали и создали модели хлоропласта и митохондрии. Мы считаем, что это будет существенной помощью для преподавания биологии в школе. Ведь известно, что у детей младшего и среднего школьного возраста в основном развитии конкретное мышление. Они хорошо воспринимают то, что видят. Мы думаем, что наши изобретения помогут им в освоении той темы по биологии.
Ученый 15: Используя методы оптической микроскопии, мы своими опытами подтвердили некоторые из приведенных выше положений клеточной теории. Рассматривая под микроскопом приготовленные нами препараты водного растения элодеи и клетку эритроцитов лягушки и клетки грибов, используя дополнительную литературу, мы пришли к выводу, что эукариотические клетки животных, растений, грибов имеют следующие общие признаки (приложение 5).
Ученый 16: Я хочу добавить, что строение большинства органоидов большинства клеток так же очень сходно. В то же время форма и размер клеток даже в пределах одного организма очень разнообразны, что зависит от специализации клетки и выполняемой ею функции. Они могут быть в виде многогранников, а так же иметь дисковидную, шаровидную кубическую формы. Например, клетки покровных тканей плоские и плотно прилегают друг к другу, нервные клетки вытянуты в длинные нити (слайд № 19).
Учитель А сейчас я снова хочу обратиться к нашим школьникам. Скажите ребята, о каких органоидах не было сказано нашими учеными.
Экскурсант: Они ничего не сказали о клеточном центре, который есть в клетках животных и низших растений. Он участвует в делении клетки.
Экскурсант: Они не сказал об органоидах движения: ресничках, жгутиках, микрофибриллах, ложноножках.
Экскурсант: А еще о включениях: это непостоянные структуры клетки, масла, крахмальные зерна, пигменты, вакуоли.
Учитель: я думаю, что они просто не успели
рассказать об этих структурах. О них мы поговорим
потом. Большое спасибо, коллеги, за
содержательный рассказ о работе нашей кафедры.
На этом наша виртуальная экскурсия
заканчивается. Для подведения итогов мы
возвращаемся в свой кабинет биологии (слайд №
20).
Оценки за урок вы получите после оформления результатов работы ваших лабораторий. А лучшие из них будут опубликованы на сайте нашей гимназии, адрес, которого вы видите на экране, а “учащиеся “Гимназии №6” получат свои оценки, после того как составят синквейны по теме “Клетка” (приложение 2). Обработанные материалы я попрошу принести мне на следующий урок (слайд № 21). Спасибо за внимание. Урок окончен. До свидания.
Комментарии:
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
03 12 2025 1:59:29
В ходе урока учащиеся знакомятся с понятием "движение" как одним из главных свойств живых организмов, с разнообразием способов движения животных. Автор работы продолжает формирование монологической речи....
02 12 2025 4:51:15
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
01 12 2025 23:30:59
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
30 11 2025 10:23:43
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
29 11 2025 5:34:19
Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....
28 11 2025 14:43:45
Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала.
...
27 11 2025 3:29:10
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
26 11 2025 11:59:51
Предстален конспект урока на тему "В здоровом теле - здоровый дух. Оценка состояния здоровья учащихся на основе антропометрических исследований и разработка рекомендаций по его улучшению", проведенного для учащихся 8-х классов....
25 11 2025 9:57:56
Мероприятие приурочено к Всемирному дню борьбы со СПИДом и может быть проведено как в виде отдельной лекции, беседы, на уроке биологии при изучении темы "Вирусы. Профилактика ВИЧ-инфекции/СПИДа". Материал выявляет причины распространения инфекции, ее последствий, описыват способы профилактики....
24 11 2025 18:11:20
Уже в древности философские понятия изменяемости мира привели к представлению об изменяемости живых существ, но в силу недостаточного накопления фактического материала эти понятия чаще всего были результатом умозаключений....
23 11 2025 21:19:37
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
22 11 2025 18:53:19
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
21 11 2025 22:13:14
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
20 11 2025 2:29:53
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
19 11 2025 17:39:49
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
18 11 2025 11:27:46
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
17 11 2025 7:35:31
Комбинированный урок в 10-м классе проводится в форме рассказа с элементами беседы, в который включены демонстрация, выполнение пpaктического задания. Цель урока: сформировать знания о видах деления клеток, о значении деления клеток для одноклеточных и многоклеточных организмов, о морфологии хромосом, жизненном и митотическом циклах, о процессах, происходящих в разные периоды митотического цикла. Урок способствует формированию кругозора и научной картины мира учащихся....
16 11 2025 14:13:13
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
15 11 2025 10:39:16
Цели урока: познакомиться с основными группами доказательств эволюции животных; научиться приводить примеры доказательств эволюции животного мира....
14 11 2025 2:52:45
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
13 11 2025 23:19:27
Урок по теме "Генетика человека" рассчитан на два академических часа. Отличается четкой организационно-методической структурой. Метод - лекция, сообщения учащихся. Содержательная сторона вопросов урока не только в материале, отобранном учителем для рассказа, но и в выступлениях учащихся, в наглядности, в содержании самодельных и сравнительных таблиц на рабочих местах учащихся. Использованы возможности здоровьесберегающих и компьютерных технологий.
...
12 11 2025 9:33:17
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
11 11 2025 17:58:24
Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....
10 11 2025 14:36:50
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
09 11 2025 11:26:41
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
08 11 2025 0:43:26
Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
07 11 2025 8:13:49
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
06 11 2025 5:52:53
Урок-игра в 7-м классе с элементами интеpaктивного обучения раскрывает многообразие кишечнополостных, особенности их строения и образа жизни, связь со средой обитания, значение в природе и жизни человека. Особенностью урока является внедрение регионального компонента – знакомство учащихся с местными видами кишечнополостных....
05 11 2025 4:26:31
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
04 11 2025 8:12:31
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
03 11 2025 15:34:26
Данная программа рассчитана на 34 часа и реализуется в течение года в профильном медико-биологическом классе. Программа профессионально ориентирована, включает в себя новые для учащихся знания, не содержащиеся в базовых программах, знакомит со сферой начальных медицинских знаний и усиливает профессиональную наполняемость обучения....
02 11 2025 21:23:49
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
01 11 2025 17:53:21
Учебный проект рассчитан на 2-часовое занятие. Цель проекта – формирование экологических знаний о многообразии фауны Тверского края и взаимосвязях живых организмов в природе. Результат проектной деятельности – презентация и плакат-трaнcпарант «Пищевые взаимосвязи рыб»....
31 10 2025 17:47:21
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
30 10 2025 6:40:27
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения.
...
29 10 2025 16:17:20
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
28 10 2025 13:50:28
Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
27 10 2025 13:21:27
Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...
26 10 2025 14:22:51
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
25 10 2025 20:53:22
В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....
24 10 2025 19:41:59
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
23 10 2025 23:36:47
Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....
22 10 2025 9:22:22
Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке.
Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока.
...
21 10 2025 6:25:36
Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...
20 10 2025 17:10:39
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
19 10 2025 2:39:24
Урок является заключительным в теме «Происхождение и эволюция человека». Задачи урока: сформировать знания о биологических особенностях человеческих рас, анализ причин их возникновения, понятия о единстве происхождения и биологической равноценности человеческих рас.
...
18 10 2025 0:45:39
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
17 10 2025 8:17:58
Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики.
...
16 10 2025 5:15:54
Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....
15 10 2025 20:12:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




