Экологические группы насекомых
Урок по изучению нового материала проводится в форме обучающей игры. Класс делится на несколько групп по 4-6 человек. Столы в кабинете сдвигаются так, чтобы каждая группа сидела обособленно.
Оборудование: игровые поля с указанными на них названиями экологических групп насекомых; наборы из 15 карточек для каждой группы учащихся с изображениями насекомых и их кратким описанием; коллекции насекомых; словарь биологических терминов; определители насекомых.
Цели урока.
- Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ввести понятие “экологическая группа” на примере знакомства с насекомыми.
- Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться справочной литературой, применять полученные теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
- Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища.
Сегодня на уроке:
Знать:
- отличительные признаки класса “Насекомых”
- определения “Экологическая группа”
Уметь:
- сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
- составлять проект
- применять знания при выполнении исследовательской работы
Структура урока
- Объявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности учащихся в группах.
- Самостоятельная работа учащихся в группах по алгоритму.
- Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.
- Формулирование выводов по теме урока.
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
Ход урока
Урок начинается со вступительного слова учителя. Он говорит о том, что насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается около 10 млрд. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, которой можно опоясать весь земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль для всего человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 млн. ползающих, бегающих, плавающих, летающих насекомых). С глубокой древности человек научился делить насекомых по различным признакам на группы, т. е. классифицировать. Учащиеся уже знакомы с системой классификации живых организмов по особенностям их строения. Задача же настоящего урока – научить школьников выделять у насекомых признаки, по которым их определяют в разные экологические группы. Затем учитель предлагает ребятам сыграть в экологическое лото.
На каждом столе лежат игровое поле, наборы карточек (15 штук) и описание последовательности действий учащихся в ходе урока, т. е. алгоритм действий (он приводится в конце статьи, см. приложение 1). Учащиеся выполняют задания по алгоритму, отчитываются по нему, а затем все ответы обсуждаются в классе, и подводится общий итог урока. Рассмотрим более подробно тот материал, с которым работают школьники. Как уже было сказано, каждая группа получает карточку игрового поля. Их число, а соответственно и число групп, в которые объединяются ребята, равно количеству рассматриваемых экологических групп насекомых. На нашем уроке изучались насекомые-хищники, растительноядные насекомые, насекомые-паразиты, насекомые-падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной, насекомые опылители растений, водные насекомые, почвенные насекомые.
Игровое поле имеет следующий вид:
1. | Насекомые-паразиты | 4. |
2. | 5. | |
3. | 6. |
Помимо игрового поля комaнда получает 15 карточек, на каждой из которых изображено насекомое и дано его краткое описание. Всего к уроку было подготовлено 37 карточек. (Приложение 1).
После выполнения группами заданий заслушиваются их отчеты. Приведем в качестве примера эталон одного ответа:
“Из предложенных 15 карточек к экологической группе хищных насекомых мы отнесли жужелицу головастую, богомола обыкновенного, охотника дикого, пчелиного волка, коровку тринадцатиточечную, стрекозу красотку блестящую. Их всех объединяет наличие грызущего ротового аппарата и питание другими насекомыми. Из предложенной коллекции мы выбрали двух насекомых: жужелицу садовую и коромысло большое, так как у них ротовой аппарат грызущего типа и они питаются другими насекомыми”. Слово предоставляется учителю. Он рассказывает о значении насекомых в природе. Традиция уважения к живым существам, обитающим бок о бок с нами, восходит к временам седой древности, когда племена и народности не отделяли себя непреодолимой стеной от мира животных. Например, один из процессов над личинками майских жуков прошел в 1479 г. в Швейцарии. Жуков приговорили предать анафеме. Но они, конечно, проигнорировали это решение. Защитник жуков заявил, что неуместно подвергать анафеме насекомых, сопровождавших Ноя на его ковчеге. Долго выясняли, были ли майские жуки на Ноевом ковчеге, а в это время насекомые продолжали губить растения. Тогда епископ объявил, что жуки посланы Богом в наказание за грехи прихожан. Тем дело и окончилось. В начале 18 века в Бразилии на монастырь святого Антония напали термиты, угрожая разрушить все здание. Епископ подал в суд на этих насекомых. Суд вынес решение: термитам покинуть территорию монастыря. Приговор был зачитан в январе 1713 г. перед жилищем термитов, и “они устремились десятками тысяч вперед, замаршировали колоннами на отведенное им место”. Какие были у термитов причины покинуть монастырь? Кто знает…
Насекомые приносят большую пользу как человеку так и окружающей среде. Польза насекомых не вызывает сомнения. Ведь многие растения не смогли бы жить без них. Растения не могут продолжить свой род, не давая семян, а семена появятся у них, только если произойдёт опыление. Перелетая с растения на растение, с цветка на цветок, насекомые дают растениям возможность продолжить свой род на Земле. Если бы не было насекомых, то листьев на деревьях оставалось больше, тогда подстилка была бы толще и рано или поздно погрeбла бы под собой и лес, и деревья. Насекомые играют большую роль в почвообразовательном процессе, личинками насекомых питаются рыбы и птицы, они утилизируют экскременты и трупы животных. Как писал великий лесовод Г. Ф. Морозов: “В лесу стихийном или дeвcтвeнном нет ни полезных, ни вредных животных – там все полезны для леса”.
Далее ученикам предлагается выполнить проект “Защита насекомых”. Ученики должны нарисовать знаки, которые указывают на то, почему необходимо охранять насекомых, комментируют выполненную работу. По завершению всех отчётов учитель дает группам время посовещаться и сформулировать определение понятие “экологическая группа”. В ходе беседы обращается внимание на возможные различия в подходе к классификации экологических групп насекомых. Выясняется, что насекомых можно разделять по способу питания, по хаpaктеру среды обитания и т. д. В результате дается определение: “Экологической группой живых организмов считается группа из представителей различных систематических категорий, имеющих сходную среду обитания или ведущих сходный образ жизни” или “Экологические группы - группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные общие черты строения или поведения”.
В заключение урока подводятся итоги работы, выставляются оценки и дается домашнее задание. Каждому учащемуся предлагается дома закончить фантастический рассказ о возможных последствиях исчезновения какой-либо экологической группы насекомых, например:
“В мае 2015 г. в одно из обширных торфяных болот Тверской области упал метеорит. Обследовав его, ученые обнаружили присутствие неизвестного науке вируса. В условиях Земли вирус оказался в благоприятной среде и активизировался. Через месяц вся область была охвачена эпидемией. Обнаружилось, что вирус поражал только представителей отряда Двукрылые. Еще через месяц на всей территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались местные жители! Но…
Задание: продолжите фантастический рассказ о том, к каким последствиям привело исчезновение, например, представителей отряда Двукрылые. Для составления рассказа используйте следующие термины: пищевые цепи, насекомоядные птицы, хищные птицы, конкуренция, голод, заболевания, гниение, опыление растений, снижение урожая, гибель животных, экологический кризис.
Приложение 2.
Алгоритм действий.
- Рассмотрите игровое поле с указанным на нем названием экологической группы насекомых.
- Рассмотрите и внимательно прочитайте карточки с описанием видов различных насекомых.
- Выберите шесть карточек, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу, и расставьте их на игровом поле.
- Еще раз внимательно прочитайте описания насекомых по карточкам, обоснуйте ваш выбор и найдите общие черты строения и жизнедеятельности насекомых.
- Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых и отберите те из них, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу. Мотивируйте свой выбор.
- На основании проделанной вами работы дайте определение экологической группы насекомых.
Комментарии:
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
18 03 2024 9:12:48
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
17 03 2024 9:49:36
Целью урока является знакомство учащихся с форменными элементами крови, демонстрация взаимосвязи строения с выполняемой функцией. Усвоение учебного материала осуществляется через работу с текстом учебника, сообщение учащегося, просмотр видеофрагмента, работу с микроскопом, беседу и решение задач. ...
16 03 2024 22:31:52
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...
15 03 2024 20:36:19
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...
14 03 2024 13:20:40
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка. Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
13 03 2024 23:16:33
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
12 03 2024 11:12:36
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
11 03 2024 4:37:59
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
10 03 2024 7:23:41
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
09 03 2024 0:35:17
Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....
08 03 2024 20:55:44
Предлагаемое учебное занятие способствует формированию новых знаний о распространенных природных комплексах Хабаровского края, эстетическому восприятию природы, воспитанию любви к природе Дальнего Востока. Основная задача заочной формы экскурсии – показать разнообразие биоценозов, их обитателей во взаимосвязях с окружающей средой не выходя в "дикую природу"....
07 03 2024 22:25:34
Урок-игра может использоваться, как урок закрепление по пройденной теме, а также, как развлекательное мероприятие на "недели биологии". На уроке предложены различные конкурсы, а также, в качестве приложения, слайд-шоу....
06 03 2024 10:13:56
Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....
05 03 2024 7:27:13
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
04 03 2024 13:21:55
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
03 03 2024 22:19:21
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
02 03 2024 17:54:31
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
01 03 2024 4:54:28
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
29 02 2024 11:36:28
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
28 02 2024 18:48:30
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
27 02 2024 12:31:12
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...
26 02 2024 23:48:32
Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....
25 02 2024 22:16:19
Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....
24 02 2024 17:47:21
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
23 02 2024 17:29:53
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
22 02 2024 14:48:58
Статья адресована учащимся, педагогам дополнительного образования, учителям общеобразовательных школ, воспитателям детских садов, специалистам-биологам и содержит сведения по содержанию уголка живой природы....
21 02 2024 1:52:18
Проблема нарастания динамики социально-экономической активности приобретает в настоящее время глобальный хаpaктер и требует от школы обновления структуры. Элективные курсы предлагают выход за рамки традиционных учебных предметов. ...
20 02 2024 22:55:45
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
19 02 2024 18:29:53
Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....
18 02 2024 17:33:56
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
17 02 2024 7:32:36
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
16 02 2024 16:48:27
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
15 02 2024 7:34:35
Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...
14 02 2024 15:40:18
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
13 02 2024 22:29:23
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
12 02 2024 18:20:42
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
11 02 2024 11:57:43
Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...
10 02 2024 18:25:43
Урок предполагает использование презентации, которую можно дополнить видеофильмами по своему усмотрению, что повысит заинтересованность обучающихся. Презентация может быть использована как для сопровождения рассказа учителя, так и как самостоятельное средство обучение....
09 02 2024 12:11:29
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
08 02 2024 21:48:27
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
07 02 2024 1:33:30
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...
06 02 2024 1:11:56
Работа с подвижными моделями и объяснение нового материала в форме сказки на уроках биологии....
05 02 2024 21:32:11
Функции коры головного мозга — осуществление сложных рефлекторных реакций, составляющих основу высшей нервной деятельности (поведения) человека....
04 02 2024 19:27:57
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
03 02 2024 12:46:56
Более эффективными оказываются проекты, занимающие 4–7 уроков, когда в качестве домашнего задания к очередному уроку учащиеся самостоятельно (индивидуально или в группах) выполняют тот или иной этап работы над проектом, отчитываются о проделанной работе на следующем уроке. Последние уроки используются для презентации подготовленных проектов. Многие задания учащиеся выполняют, еще не изучив соответствующие тем и не догадываясь о предстоящих результатах. Цель любого проекта - это формирование ключевых компетенций: комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации. ...
02 02 2024 16:10:57
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...
01 02 2024 7:35:21
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
31 01 2024 12:16:57
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
30 01 2024 16:27:16
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...
29 01 2024 6:55:14
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::