Экологические группы насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Экологические группы насекомых


    Экологические группы насекомых

Урок по изучению нового материала проводится в форме обучающей игры. Класс делится на несколько групп по 4-6 человек. Столы в кабинете сдвигаются так, чтобы каждая группа сидела обособленно.

Оборудование: игровые поля с указанными на них названиями экологических групп насекомых; наборы из 15 карточек для каждой группы учащихся с изображениями насекомых и их кратким описанием; коллекции насекомых; словарь биологических терминов; определители насекомых.

Цели урока.

  • Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ввести понятие “экологическая группа” на примере знакомства с насекомыми.
  • Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться справочной литературой, применять полученные теоретические знания на пpaктике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища.

Сегодня на уроке:

Знать:

  • отличительные признаки класса “Насекомых”
  • определения “Экологическая группа”

Уметь:

  • сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • составлять проект
  • применять знания при выполнении исследовательской работы

Структура урока

  1. Объявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности учащихся в группах.
  2. Самостоятельная работа учащихся в группах по алгоритму.
  3. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.
  4. Формулирование выводов по теме урока.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Урок начинается со вступительного слова учителя. Он говорит о том, что насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается около 10 млрд. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, которой можно опоясать весь земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль для всего человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 млн. ползающих, бегающих, плавающих, летающих насекомых). С глубокой древности человек научился делить насекомых по различным признакам на группы, т. е. классифицировать. Учащиеся уже знакомы с системой классификации живых организмов по особенностям их строения. Задача же настоящего урока – научить школьников выделять у насекомых признаки, по которым их определяют в разные экологические группы. Затем учитель предлагает ребятам сыграть в экологическое лото.

На каждом столе лежат игровое поле, наборы карточек (15 штук) и описание последовательности действий учащихся в ходе урока, т. е. алгоритм действий (он приводится в конце статьи, см. приложение 1). Учащиеся выполняют задания по алгоритму, отчитываются по нему, а затем все ответы обсуждаются в классе, и подводится общий итог урока. Рассмотрим более подробно тот материал, с которым работают школьники. Как уже было сказано, каждая группа получает карточку игрового поля. Их число, а соответственно и число групп, в которые объединяются ребята, равно количеству рассматриваемых экологических групп насекомых. На нашем уроке изучались насекомые-хищники, растительноядные насекомые, насекомые-паразиты, насекомые-падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной, насекомые опылители растений, водные насекомые, почвенные насекомые.

Игровое поле имеет следующий вид:

1. Насекомые-паразиты 4.
2. 5.
3. 6.

Помимо игрового поля комaнда получает 15 карточек, на каждой из которых изображено насекомое и дано его краткое описание. Всего к уроку было подготовлено 37 карточек. (Приложение 1).

После выполнения группами заданий заслушиваются их отчеты. Приведем в качестве примера эталон одного ответа:

“Из предложенных 15 карточек к экологической группе хищных насекомых мы отнесли жужелицу головастую, богомола обыкновенного, охотника дикого, пчелиного волка, коровку тринадцатиточечную, стрекозу красотку блестящую. Их всех объединяет наличие грызущего ротового аппарата и питание другими насекомыми. Из предложенной коллекции мы выбрали двух насекомых: жужелицу садовую и коромысло большое, так как у них ротовой аппарат грызущего типа и они питаются другими насекомыми”. Слово предоставляется учителю. Он рассказывает о значении насекомых в природе. Традиция уважения к живым существам, обитающим бок о бок с нами, восходит к временам седой древности, когда племена и народности не отделяли себя непреодолимой стеной от мира животных. Например, один из процессов над личинками майских жуков прошел в 1479 г. в Швейцарии. Жуков приговорили предать анафеме. Но они, конечно, проигнорировали это решение. Защитник жуков заявил, что неуместно подвергать анафеме насекомых, сопровождавших Ноя на его ковчеге. Долго выясняли, были ли майские жуки на Ноевом ковчеге, а в это время насекомые продолжали губить растения. Тогда епископ объявил, что жуки посланы Богом в наказание за грехи прихожан. Тем дело и окончилось. В начале 18 века в Бразилии на монастырь святого Антония напали термиты, угрожая разрушить все здание. Епископ подал в суд на этих насекомых. Суд вынес решение: термитам покинуть территорию монастыря. Приговор был зачитан в январе 1713 г. перед жилищем термитов, и “они устремились десятками тысяч вперед, замаршировали колоннами на отведенное им место”. Какие были у термитов причины покинуть монастырь? Кто знает…

Насекомые приносят большую пользу как человеку так и окружающей среде. Польза насекомых не вызывает сомнения. Ведь многие растения не смогли бы жить без них. Растения не могут продолжить свой род, не давая семян, а семена появятся у них, только если произойдёт опыление. Перелетая с растения на растение, с цветка на цветок, насекомые дают растениям возможность продолжить свой род на Земле. Если бы не было насекомых, то листьев на деревьях оставалось больше, тогда подстилка была бы толще и рано или поздно погрeбла бы под собой и лес, и деревья. Насекомые играют большую роль в почвообразовательном процессе, личинками насекомых питаются рыбы и птицы, они утилизируют экскременты и трупы животных. Как писал великий лесовод Г. Ф. Морозов: “В лесу стихийном или дeвcтвeнном нет ни полезных, ни вредных животных – там все полезны для леса”.

Далее ученикам предлагается выполнить проект “Защита насекомых”. Ученики должны нарисовать знаки, которые указывают на то, почему необходимо охранять насекомых, комментируют выполненную работу. По завершению всех отчётов учитель дает группам время посовещаться и сформулировать определение понятие “экологическая группа”. В ходе беседы обращается внимание на возможные различия в подходе к классификации экологических групп насекомых. Выясняется, что насекомых можно разделять по способу питания, по хаpaктеру среды обитания и т. д. В результате дается определение: “Экологической группой живых организмов считается группа из представителей различных систематических категорий, имеющих сходную среду обитания или ведущих сходный образ жизни” или “Экологические группы - группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные общие черты строения или поведения”.

В заключение урока подводятся итоги работы, выставляются оценки и дается домашнее задание. Каждому учащемуся предлагается дома закончить фантастический рассказ о возможных последствиях исчезновения какой-либо экологической группы насекомых, например:

“В мае 2015 г. в одно из обширных торфяных болот Тверской области упал метеорит. Обследовав его, ученые обнаружили присутствие неизвестного науке вируса. В условиях Земли вирус оказался в благоприятной среде и активизировался. Через месяц вся область была охвачена эпидемией. Обнаружилось, что вирус поражал только представителей отряда Двукрылые. Еще через месяц на всей территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались местные жители! Но…

Задание: продолжите фантастический рассказ о том, к каким последствиям привело исчезновение, например, представителей отряда Двукрылые. Для составления рассказа используйте следующие термины: пищевые цепи, насекомоядные птицы, хищные птицы, конкуренция, голод, заболевания, гниение, опыление растений, снижение урожая, гибель животных, экологический кризис.

Приложение 2.

Алгоритм действий.

  1. Рассмотрите игровое поле с указанным на нем названием экологической группы насекомых.
  2. Рассмотрите и внимательно прочитайте карточки с описанием видов различных насекомых.
  3. Выберите шесть карточек, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу, и расставьте их на игровом поле.
  4. Еще раз внимательно прочитайте описания насекомых по карточкам, обоснуйте ваш выбор и найдите общие черты строения и жизнедеятельности насекомых.
  5. Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых и отберите те из них, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу. Мотивируйте свой выбор.
  6. На основании проделанной вами работы дайте определение экологической группы насекомых.



Комментарии:

Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника


    Место и значение системно-структурного подхода к обучению биологии в образовательном процессе современного школьника

      Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

24 08 2025 0:39:10

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Цели представленной работы – раскрытие связи строения сердца с его функцией, формирование новых анатомических понятий, воспитание самостоятельного мышления, санитарно-гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни. Развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Продолжение формирования умения работать с текстами и рисунками учебника....

23 08 2025 3:33:51

Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс


    Сценарный план урока биологии на тему «Шляпочные грибы». 5-й класс

      Цель урока: познакомится со строением шляпочных грибов и многообразием шляпочных грибов. Задачи: познакомить школьников с особенностями строения, многообразием и значением грибов; научить распознавать грибы по хаpaктерным признакам....

22 08 2025 1:34:47

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

21 08 2025 21:10:15

"Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс


    "Зимние явления в природе" (экскурсия в природу), 6-й класс

      Занятие с целью познакомить учащихся с жизнью деревьев и кустарников зимой, с особенностями их формы, окраски, ветвления, расположения почек, с приспособленностью растений к зимним условиям....

20 08 2025 7:30:16

Внеклассное мероприятие. Вечер, приуроченный к неделе биологии в школе, "В мире животных"


    Внеклассное мероприятие. Вечер, приуроченный к неделе биологии в школе, "В мире животных"

      Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....

19 08 2025 20:51:52

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

18 08 2025 5:15:26

Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)


    Урок по теме "Эндокринология: прошлое, настоящее, будущее" ( 8-й класс)

      Урок является обобщающим по теме "Нейрогумopaльная регуляция. Эндокринная система". В интересной форме, с использованием дальтон-технологий и ИКТ разработана конференция врачей-эндокринологов, в роли которых выступают учащиеся. На уроке рассматривается влияние желез внутренней секреции на жизнь и здоровье человека. Учащиеся получают новые и используют уже полученные при изучении темы знания по нейрогумopaльной регуляции. ...

17 08 2025 17:50:11

Урок по теме "Гигиена кожи, одежды"

Урок раскрывает понятия гигиены одежды, обуви, кожи, профилактики и оказания первой помощи при ожогах и обморожениях. Цели урока: развивать общебиологические понятия о взаимосвязи здоровья человека и соблюдения личной гигиены, формировать бережное отношение к своему здоровью....

16 08 2025 16:55:27

Неповторимая планета


    Неповторимая планета

      Специфика урока в том, что у учащихся в ходе изучения темы должны сформироваться представления о единстве всего живого и неживого на нашей планете. Эти представления в дальнейшем помогут им понять то, что наша планета - это наш «дом» и другого у нас не будет....

15 08 2025 8:34:48

Гуманизм и образование


    Гуманизм и образование

      Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи. Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....

14 08 2025 5:15:39

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

13 08 2025 14:12:12

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

12 08 2025 20:32:17

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

11 08 2025 1:28:23

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение

Боррелиоз (болезнь Лайма) у собак: заражение, симптомы, лечение Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....

10 08 2025 0:22:15

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся


    Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

      В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

09 08 2025 1:18:53

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

08 08 2025 19:35:48

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

07 08 2025 13:43:22

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

06 08 2025 16:40:55

Валеология: программа специального курса. 6-й класс


    Валеология: программа специального курса. 6-й класс

      Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...

05 08 2025 8:45:47

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

04 08 2025 23:40:43

Программа специального курса "Основы культуры здоровья"


    Программа специального курса "Основы культуры здоровья"

      Спецкурс предназначен для учащихся старших классов и опирается на знания, полученные ими при изучении дисциплин об организме человека. Цель: формирование у старшеклассников знаний по профилактике заболеваний, воспитание ответственного отношения к своему здоровью и окружающих....

03 08 2025 6:23:12

Экологический вечер для старшеклассников "И снова о любви"

Экологический вечер проводится как завершающий этап недели биологии, интегрирует сведения из истории, литературы и биологии. Также дается немало внепрограммного материала....

02 08 2025 13:37:37

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

01 08 2025 9:14:10

Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс


    Когда владыками суши были динозавры. 7-й класс

      Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....

31 07 2025 19:24:50

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

30 07 2025 9:12:18

"Цветок, плод, семя"


    "Цветок, плод, семя"

      Основная цель урока - систематизация и обобщение знаний учащихся по указанному разделу, подготовка к более детальному изучению растений и их частей. Урок носит нетрадиционную форму, сочетает в себе элементы всех форм работы, отличается разнообразием применяемых средств....

29 07 2025 12:25:49

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"


    Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

      На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

28 07 2025 13:51:28

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение

Автотрофные бактерии: питание, размножение и распространение Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....

27 07 2025 14:30:24

Формула здоровья


    Формула здоровья

      Проект охватывает тему "Гигиена органов и систем органов. Основы сохранения здоровья" из биологии и социальной экологии, и "Профилактика наркотизации, табакокурения школьников" по психологии. Работа способствует формированию критического мышления. Пpaктическая работа позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия "здоровье", "гигиена", "ответственность", "вредные привычки", "стресс". Проблемные вопросы развивают интерес к предмету и собственному здоровью....

26 07 2025 9:20:46

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

25 07 2025 1:38:15

Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"


    Технологическая карта урока по теме "Уход за кожей. Гигиена одежды обуви. Болезни кожи"

      Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....

24 07 2025 10:58:53

Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания


    Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания

      Представлен конспект урока-лаборатории по теме "Особенности внешнего строения рыб, связанные с водной средой обитания"....

23 07 2025 16:35:43

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

22 07 2025 19:34:59

Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"


    Урок биологии по теме "Строение и функции головного мозга"

      Целью урока является развитие у учащихся интереса к анатомии через проблемные ситуации, а также развитие умений и навыков наблюдать и описывать эксперимент, уметь аргументировать свои версии. ...

21 07 2025 23:37:47

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

20 07 2025 19:27:57

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

19 07 2025 19:50:16

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

18 07 2025 15:14:44

Биология в профессиях


    Биология в профессиях

      Учащимся сложно выбрать специальность, поскольку о многих специальностях они ничего не знают. Проект профориентирует учащихся. Сопровождается презентацией....

17 07 2025 18:19:31

Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"


    Открытый урок по биологии в 7-м классе по теме "Тип Кишечнополостные. Общая хаpaктеристика. Пресноводная гидра"

      Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....

16 07 2025 0:44:18

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

15 07 2025 14:22:27

Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс


    Организм простейшего животного, особенности строения и жизнедеятельности. 7-й класс

      Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....

14 07 2025 8:26:42

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

13 07 2025 5:26:19

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии


    Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

      В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

12 07 2025 15:26:29

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

11 07 2025 16:49:42

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

10 07 2025 15:31:54

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

09 07 2025 22:58:40

Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс


    Методическая разработка урока биологии с использованием ЭФУ на тему "Строение клетки". 5-й класс

      Цель урока: сформировать представление о клеточном строении организмов как общем признаке живого; познакомить с особенностями строения клеток растений и животных....

08 07 2025 13:10:53

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

07 07 2025 12:21:25

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

06 07 2025 6:53:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::