Лаборатория фитоинвазий    

Экологические группы насекомых

Урок по изучению нового материала проводится в форме обучающей игры. Класс делится на несколько групп по 4-6 человек. Столы в кабинете сдвигаются так, чтобы каждая группа сидела обособленно.

Оборудование: игровые поля с указанными на них названиями экологических групп насекомых; наборы из 15 карточек для каждой группы учащихся с изображениями насекомых и их кратким описанием; коллекции насекомых; словарь биологических терминов; определители насекомых.

Цели урока.

  • Образовательные: расширить знания учащихся о многообразии насекомых, ввести понятие “экологическая группа” на примере знакомства с насекомыми.
  • Развивающие: продолжить формирование у школьников умений анализировать и обобщать изученный материал, систематизировать полученные знания, пользоваться справочной литературой, применять полученные теоретические знания на практике, развивать навыки самостоятельной исследовательской деятельности.
  • Воспитывающие: продолжить формирование умения работать в коллективе, принимать совместное решение, оценивать работу товарища.

Сегодня на уроке:

Знать:

  • отличительные признаки класса “Насекомых”
  • определения “Экологическая группа”

Уметь:

  • сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
  • составлять проект
  • применять знания при выполнении исследовательской работы

Структура урока

  1. Объявление темы, целей урока, организация учебно-познавательной деятельности учащихся в группах.
  2. Самостоятельная работа учащихся в группах по алгоритму.
  3. Заслушивание отчета каждой группы о проделанной работе.
  4. Формулирование выводов по теме урока.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Домашнее задание.

Ход урока

Урок начинается со вступительного слова учителя. Он говорит о том, что насекомые – самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается около 10 млрд. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, которой можно опоясать весь земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве насекомые играют важную роль для всего человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 млн. ползающих, бегающих, плавающих, летающих насекомых). С глубокой древности человек научился делить насекомых по различным признакам на группы, т. е. классифицировать. Учащиеся уже знакомы с системой классификации живых организмов по особенностям их строения. Задача же настоящего урока – научить школьников выделять у насекомых признаки, по которым их определяют в разные экологические группы. Затем учитель предлагает ребятам сыграть в экологическое лото.

На каждом столе лежат игровое поле, наборы карточек (15 штук) и описание последовательности действий учащихся в ходе урока, т. е. алгоритм действий (он приводится в конце статьи, см. приложение 1). Учащиеся выполняют задания по алгоритму, отчитываются по нему, а затем все ответы обсуждаются в классе, и подводится общий итог урока. Рассмотрим более подробно тот материал, с которым работают школьники. Как уже было сказано, каждая группа получает карточку игрового поля. Их число, а соответственно и число групп, в которые объединяются ребята, равно количеству рассматриваемых экологических групп насекомых. На нашем уроке изучались насекомые-хищники, растительноядные насекомые, насекомые-паразиты, насекомые-падалееды, копрофаги и питающиеся древесиной, насекомые опылители растений, водные насекомые, почвенные насекомые.

Игровое поле имеет следующий вид:

1. Насекомые-паразиты 4.
2. 5.
3. 6.

Помимо игрового поля команда получает 15 карточек, на каждой из которых изображено насекомое и дано его краткое описание. Всего к уроку было подготовлено 37 карточек. (Приложение 1).

После выполнения группами заданий заслушиваются их отчеты. Приведем в качестве примера эталон одного ответа:

“Из предложенных 15 карточек к экологической группе хищных насекомых мы отнесли жужелицу головастую, богомола обыкновенного, охотника дикого, пчелиного волка, коровку тринадцатиточечную, стрекозу красотку блестящую. Их всех объединяет наличие грызущего ротового аппарата и питание другими насекомыми. Из предложенной коллекции мы выбрали двух насекомых: жужелицу садовую и коромысло большое, так как у них ротовой аппарат грызущего типа и они питаются другими насекомыми”. Слово предоставляется учителю. Он рассказывает о значении насекомых в природе. Традиция уважения к живым существам, обитающим бок о бок с нами, восходит к временам седой древности, когда племена и народности не отделяли себя непреодолимой стеной от мира животных. Например, один из процессов над личинками майских жуков прошел в 1479 г. в Швейцарии. Жуков приговорили предать анафеме. Но они, конечно, проигнорировали это решение. Защитник жуков заявил, что неуместно подвергать анафеме насекомых, сопровождавших Ноя на его ковчеге. Долго выясняли, были ли майские жуки на Ноевом ковчеге, а в это время насекомые продолжали губить растения. Тогда епископ объявил, что жуки посланы Богом в наказание за грехи прихожан. Тем дело и окончилось. В начале 18 века в Бразилии на монастырь святого Антония напали термиты, угрожая разрушить все здание. Епископ подал в суд на этих насекомых. Суд вынес решение: термитам покинуть территорию монастыря. Приговор был зачитан в январе 1713 г. перед жилищем термитов, и “они устремились десятками тысяч вперед, замаршировали колоннами на отведенное им место”. Какие были у термитов причины покинуть монастырь? Кто знает…

Насекомые приносят большую пользу как человеку так и окружающей среде. Польза насекомых не вызывает сомнения. Ведь многие растения не смогли бы жить без них. Растения не могут продолжить свой род, не давая семян, а семена появятся у них, только если произойдёт опыление. Перелетая с растения на растение, с цветка на цветок, насекомые дают растениям возможность продолжить свой род на Земле. Если бы не было насекомых, то листьев на деревьях оставалось больше, тогда подстилка была бы толще и рано или поздно погребла бы под собой и лес, и деревья. Насекомые играют большую роль в почвообразовательном процессе, личинками насекомых питаются рыбы и птицы, они утилизируют экскременты и трупы животных. Как писал великий лесовод Г. Ф. Морозов: “В лесу стихийном или девственном нет ни полезных, ни вредных животных – там все полезны для леса”.

Далее ученикам предлагается выполнить проект “Защита насекомых”. Ученики должны нарисовать знаки, которые указывают на то, почему необходимо охранять насекомых, комментируют выполненную работу. По завершению всех отчётов учитель дает группам время посовещаться и сформулировать определение понятие “экологическая группа”. В ходе беседы обращается внимание на возможные различия в подходе к классификации экологических групп насекомых. Выясняется, что насекомых можно разделять по способу питания, по характеру среды обитания и т. д. В результате дается определение: “Экологической группой живых организмов считается группа из представителей различных систематических категорий, имеющих сходную среду обитания или ведущих сходный образ жизни” или “Экологические группы - группы животных, у которых в данных условиях существования выработались определенные общие черты строения или поведения”.

В заключение урока подводятся итоги работы, выставляются оценки и дается домашнее задание. Каждому учащемуся предлагается дома закончить фантастический рассказ о возможных последствиях исчезновения какой-либо экологической группы насекомых, например:

“В мае 2015 г. в одно из обширных торфяных болот Тверской области упал метеорит. Обследовав его, ученые обнаружили присутствие неизвестного науке вируса. В условиях Земли вирус оказался в благоприятной среде и активизировался. Через месяц вся область была охвачена эпидемией. Обнаружилось, что вирус поражал только представителей отряда Двукрылые. Еще через месяц на всей территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались местные жители! Но…

Задание: продолжите фантастический рассказ о том, к каким последствиям привело исчезновение, например, представителей отряда Двукрылые. Для составления рассказа используйте следующие термины: пищевые цепи, насекомоядные птицы, хищные птицы, конкуренция, голод, заболевания, гниение, опыление растений, снижение урожая, гибель животных, экологический кризис.

Приложение 2.

Алгоритм действий.

  1. Рассмотрите игровое поле с указанным на нем названием экологической группы насекомых.
  2. Рассмотрите и внимательно прочитайте карточки с описанием видов различных насекомых.
  3. Выберите шесть карточек, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу, и расставьте их на игровом поле.
  4. Еще раз внимательно прочитайте описания насекомых по карточкам, обоснуйте ваш выбор и найдите общие черты строения и жизнедеятельности насекомых.
  5. Рассмотрите предложенную коллекцию насекомых и отберите те из них, которые, по вашему мнению, входят в данную экологическую группу. Мотивируйте свой выбор.
  6. На основании проделанной вами работы дайте определение экологической группы насекомых.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

"Молекулярный уровень: общая характеристика"

Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А. А. Каменского « Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме « Молекулярный уровень: общая характеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

19 10 2020 7:48:36

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

18 10 2020 2:39:26

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

Данный урок входит в систему уроков изучения темы « Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

17 10 2020 14:41:20

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

16 10 2020 20:19:22

Строение клетки

Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

15 10 2020 20:53:17

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

14 10 2020 17:16:55

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

13 10 2020 16:26:12

Среды жизни на планете Земля

Цель урока: формирование у учащихся представления о средах обитания на Земле, о многообразии приспособлений в живом мире к конкретным условиям жизни....

12 10 2020 14:48:38

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

11 10 2020 10:24:49

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

10 10 2020 8:43:17

Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс

Урок позволяет сформировать у учащихся знания о главных путях и направлениях эволюционного процесса, сформировать умения правильно сравнивать различные направления и пути эволюции, иллюстрировать рассказ о них разнообразными примерами из мира растений и животных; систематизировать и обобщить знания о процессе и основных итогах исторического развития органического мира....

09 10 2020 8:12:40

Рекорды органического мира Южной Америки

Сведения, представленные в работе, могут быть использованы учителями как дополнительный материал при изучении темы " Природные зоны Южной Америки" на уроках географии и биологии. В презентации представлен богатый иллюстративный, и информационный материал, который поможет расширить кругозор учащихся и повысить интерес к данным предметам....

08 10 2020 13:35:31

Рыбы. Общая характеристика, строение, системы органов

Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

07 10 2020 0:34:54

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию " Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

06 10 2020 13:58:34

Класс Двудольные, семейство Пасленовые

Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

05 10 2020 13:17:27

Научное заседание "Знакомые насекомые"

Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

04 10 2020 8:25:36

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

Данный урок разработан по учебнику И. Н. Пономаревой и др. " Общая биология" (10-й класс), издательства " Вентана- Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, практически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

03 10 2020 0:45:40

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отрабатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой командой. В итоге получают положительный результат. ...

02 10 2020 17:16:42

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

01 10 2020 1:33:38

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

30 09 2020 23:34:58

Деятельностные методики и компьютерные технологии в проектной работе по биологии

В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного Н О У по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....

29 09 2020 18:20:45

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

28 09 2020 5:52:41

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

27 09 2020 12:33:35

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой " Репетитор 1 С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику " Биология. Человек" автор Н. И. Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

26 09 2020 14:13:12

Обобщающий урок по теме "Дыхание"

В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на практике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

25 09 2020 20:39:16

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

24 09 2020 11:58:13

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э. Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде « Всеобщая морфология»....

23 09 2020 1:29:35

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

22 09 2020 16:31:41

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

21 09 2020 1:52:15

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

20 09 2020 12:10:41

Урок биологии по теме: "Клонирование: за и против" (технология: Развитие критического мышления)

Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы " Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра. ...

19 09 2020 21:19:23

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о С П И Де. ...

18 09 2020 9:27:42

Урок-синтез мыслей по теме "Зрительный анализатор"

Занятие помогает сформировать новые понятия: склера, роговица, сетчатка, радужка, хрусталик, стекловидное тело, фоторецепторы, аккомодация, родопсин, близорукость, дальнозоркость; углубить понимание процессов, происходящих в организме человека....

17 09 2020 19:50:52

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

16 09 2020 22:13:40

Одноклеточные организмы. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....

15 09 2020 2:32:31

Грибы в биосфере и жизни человека

Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

14 09 2020 12:39:29

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

13 09 2020 7:18:29

"Обмен веществ и энергии". "Энерготраты человека и пищевой рацион"

Урок на тему " Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы " Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий характер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма. ...

12 09 2020 6:43:39

Личностно-ориентированный урок по биологии в 7-м классе по теме "Насекомые – одна из великих сил природы"

Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного характера. ...

11 09 2020 16:32:23

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

10 09 2020 22:40:18

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме " Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике К С О " Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава ( П С С); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

09 09 2020 15:18:38

Разработка обобщающего урока в 9-м классе по теме "Кожа"

Обобщающий урок в 9-м классе по теме « Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....

08 09 2020 15:49:39

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный характер. С целью визуализации используется И Д Smart Board и разработанная программа Smart notebook " Начальные этапы развития жизни". ...

07 09 2020 23:23:43

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

06 09 2020 0:48:55

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

05 09 2020 21:58:16

Круглые черви - общая характеристика, строение, значение в природе

Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

04 09 2020 18:46:12

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стебле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

03 09 2020 23:29:34

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

02 09 2020 0:47:55

Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"

Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на команды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего характера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....

01 09 2020 8:30:19

Урок биологии в 6-м классе по теме "Соцветия"

Урок биологии для 6-го класса знакомит учащихся с многообразием и биологическим значением соцветий, отличием простых соцветий от сложных соцветий. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся. ...

31 08 2020 7:50:35

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

30 08 2020 9:10:26

Занятие "Семена и зародыши"

В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

29 08 2020 6:57:35

Тема урока: "Соцветия"

Цель урока: раскрыть роль соцветий в жизни растений; дать представление о простых и сложных соцветиях; показать разнообразие типов соцветий и их условные обозначения; развивать умения различать и называть соцветия, определять простые и сложные соцветия; показать биологическое значение соцветий и развивать чувство прекрасного....

28 08 2020 3:16:42

Урок-викторина "Побег" с применением ИКТ

Данный урок является обобщающим в теме " Побег". Он закрепляет полученные знания о строении побега, почек, их расположении, видах побегов, способах роста, видоизмененных побегах; способствует формированию навыков применения полученных знаний в новых ситуациях, интеграции знаний, расширению понятий о видоизмененных побегах. Используемые И К Т (мультимедийный проектор и интерактивная доска) позволяют значительно активизировать учебный процесс, сделать его более наглядным, увлекательным, придать уроку элементы соревнования, игры. ...

27 08 2020 1:31:36

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

26 08 2020 17:26:22

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

25 08 2020 23:52:21

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

24 08 2020 1:33:13

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

23 08 2020 8:55:17

Урок биологии в 6-м классе: "Жизнедеятельность клетки"

Тема урока: Жизнедеятельность клетки. Это 3-й урок в разделе " Клеточное строение растений". Используя разнообразные формы организации познавательной деятельности и проблемные задания, создаются условия для применения новых и имеющихся знаний в знакомой и новой учебной ситуациях. ...

22 08 2020 0:56:36

Тема урока: "Рациональное питание"

Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через З О Ж....

21 08 2020 13:57:52

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса « Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

20 08 2020 10:27:37

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской половых систем, половых клеток, роли половых хромосом в определении пола....

19 08 2020 20:38:47

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

Сочетание на уроке нескольких методов использования И К Т, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

18 08 2020 1:44:37

Урок "Виды корней и типы корневых систем"

У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; вырабатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

17 08 2020 4:27:45

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи « Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие У У Д, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

16 08 2020 4:33:19

Значение дыхания. Органы дыхания

Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

15 08 2020 7:24:46

Внутреннее строение листьев

Разработка урока включает лабораторную работу, состоящую из 2-х частей. Для проведения урока предполагается наличие лабораторного и мультимедийного оборудования, а также традиционных плаката и учебника. Работа учащихся на уроке оценивается при проверке изученного ранее материала и по итогам выполнения лабораторной работы....

14 08 2020 14:48:57

Строение и жизнедеятельность инфузорий

Цель урока: познакомить с одноклеточными представителями животного мира – инфузориями, рассказать об их внешнем и внутреннем строении, процессах жизнедеятельности. Также идет повторение строения растительной клетки, значения растений в жизни животного мира....

13 08 2020 13:37:38

Методы работы И.В.Мичурина. Описание методов селекции

Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....

12 08 2020 19:26:27

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

11 08 2020 8:32:40

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш и Н. Беляев " Биология. Человек" ( М. " Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

10 08 2020 23:38:42

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В. Дудинцева « Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов Х Х века повлияла на развитие биологии как науки....

09 08 2020 8:37:10

"Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок для учащихся 9-10-х классов. Особенность урока в использовании презентации PowerPoint и высокой концентрации теоретического материала. Главный акцент сделан на основные понятия и термины, особенности наследования признаков, сцепленных с полом; присутствуют межпредметные связи с историей, используется краеведческий материал. ...

08 08 2020 11:26:19

Многообразие моллюсков, их значение в природе

Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

07 08 2020 8:33:20

Тема урока: "Происхождение человека"

Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....

06 08 2020 17:30:38

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...

05 08 2020 4:58:44

Особенности строения голосеменных на примере хвойных растений г. Ижевска

Цель урока: обобщить, систематизировать и углубить знания о голосемянных на примере хвойных растений города Ижевска....

04 08 2020 19:55:51

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

Проведение приурочено к 1 декабря ( Всемирный день борьбы со С П И Дом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема В И Ч продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое С П И Д....

03 08 2020 3:54:26

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

02 08 2020 0:12:30

Царство Грибы: общая характеристика, строение и размножение

Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

01 08 2020 23:54:38

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются И К Т (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, Т О Г И С). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме " Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция " Метаболизм клетки" и семинарское занятие " Фотосинтез"....

31 07 2020 16:51:46

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

30 07 2020 23:14:11

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

29 07 2020 19:34:29

Развитие ОУУ во внеурочное время

Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать практическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать О У У. ...

28 07 2020 18:53:59

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

27 07 2020 16:20:59

Урок по биологии на тему: "Генетика и человек"

На уроке биологии по теме " Генетика и человек" обобщются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отрабатывается терминология, дети учатся работать в группах. ...

26 07 2020 1:49:58

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью « С» Е Г Э и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

25 07 2020 16:59:45

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

24 07 2020 5:52:32

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

23 07 2020 23:28:26

"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

22 07 2020 7:12:43

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии " Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

21 07 2020 4:44:32

Прощание с ботаникой

Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу. ...

20 07 2020 12:33:39

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

19 07 2020 13:50:49

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

18 07 2020 15:16:40

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

Урок входит в тему « Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

17 07 2020 16:44:56

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

16 07 2020 15:10:52

Урок "Клуб знатоков биологии" в 6-м классе по теме "Бактерии"

Урок проводится в 6-м классе как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Царство Бактерии». Форма урока – игра. ...

15 07 2020 14:35:16

Урок-конференция "Н.И. Вавилов и роман В.Дудинцева "Белые одежды"

Цель урока: изучить биографию Н. И. Вавилова; показать взаимосвязь между основными проблемами романа и жизнью ученого. ...

14 07 2020 14:30:46

"Цветок". Урок биологии в 6-м классе по программе И.Н. Пономаревой

Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

13 07 2020 15:22:12

Элективный курс: "Информационные технологии в курсе биологии"

Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием П К....

12 07 2020 22:37:47

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

11 07 2020 10:56:17

Урок-путешествие "Природные сообщества долины реки Амга"

На уроке в 6-м классе используется игровая форма обучения, поисковая работа в группах, защита проектов, которые смогут не только увеличить его продуктивность, но и повысить интерес обучающихся к биологии, способствует развитию коммуникативной, учебно-познавательной и информационной компетенций обучающихся....

10 07 2020 22:59:28

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

09 07 2020 20:27:39

Генетика человека и ее значение для медицины и здравоохранения. 9-й класс

Материал урока формирует понятие учащихся о генетике человека, как науке изучающей особенности наследования признаков у человека, наследственные заболевания. Знакомит с основными методами генетики человека в доступной форме. На уроке продолжается формирование умений работать в малой группе, слушать товарищей, оценивать себя и других....

08 07 2020 22:28:12

Подготовка учащихся 9-х классов к ЕГЭ по биологии

Программа не заменяет, а лишь дополняет фактический материал в более сжатой форме, делая определенный акцент на изучении общебиологических закономерностей и человека как биологического объекта. Практическое использование современных педагогических тестов дает учащимся возможность объективно оценивать уровень своих знаний. ...

07 07 2020 8:54:14

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

06 07 2020 16:43:56

Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека - Ф.Энгельс

Ф. Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстрактное мышление....

05 07 2020 17:44:39

Урок-игра "Анализаторы"

Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи « Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

04 07 2020 7:45:44

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

Урок проводится как заседание клуба знатоков " Что? Где? Когда?". Для соревнующихся команд подобраны вопросы проблемного характера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за командную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

03 07 2020 8:21:48

Учебная экологическая тропа

Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок характера взаимодействия человека и природы, отрабатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

02 07 2020 18:44:24

Урок-игра «Высшие растения». 7-й класс

В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и практические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....

01 07 2020 3:49:23

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются практические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употреблении их в пищу....

30 06 2020 6:56:57

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

29 06 2020 5:32:15

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

28 06 2020 23:42:25

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

Разработка урока с помощью методических рекомендаций « Уроки зоологии», автор Н. С. Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

27 06 2020 19:33:58

Голосеменные растения - размножение и характеристика

Голосеменные растения представляют из себе промежуточное состояние между папоротниками и цветковыми растениями. Впервые термин «голосеменные» использовал русский ученый Бекетов....

26 06 2020 15:53:44

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

25 06 2020 20:21:51

Урок биологии в 9-м классе. Тема: "Деление клетки. Митоз"

Урок в 9-м классе призван изучить процесс деления клетки путем митоза, показать основные этапы жизненного цикла клетки, рассмотреть фазы митоза, выявить его биологическую роль....

24 06 2020 11:33:15

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

23 06 2020 4:58:55

Программа по биологии. 6–9-й классы

Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и практических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....

22 06 2020 3:35:34

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

Цель работы - обобщить полученные знания по темам: " Бактерии", " Грибы", " Растения", " Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

21 06 2020 14:57:24

Использование интерактивного комплекса на уроках биологии

В статье описаны положительные аспекты использования интерактивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....

20 06 2020 15:50:11

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

Данная работа проводится при завершении изучения темы « Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

19 06 2020 7:25:42

Урок природоведения в 5-м классе "Как питаются разные животные" (по программе И.Н. Пономаревой)

Урок построен по сезонам года. Рассматривается питание разных животных по сезонам года и различные приспособления к добыче пищи и ее перевариванию....

18 06 2020 10:30:54

Вирусы

При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического практикума. В статье я представляю свой опыт использования И Т на уроке биологии по теме " Вирусы"....

17 06 2020 10:28:18

Урок "Домашние лошади"

При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....

16 06 2020 15:12:28

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на практике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

15 06 2020 11:20:15

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

14 06 2020 12:16:27

Методическая разработка урока биологии по теме "Строение и функции мочевыделительной системы. Профилактика заболеваний"

Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни. ...

13 06 2020 14:45:58

Урок-викторина "Своя игра" в 8-м классе "Строение и жизнедеятельность клетки"

Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....

12 06 2020 3:16:10

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

11 06 2020 17:51:47

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

10 06 2020 12:57:56

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

09 06 2020 23:41:59

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

08 06 2020 15:48:49

Информационные технологии на уроках биологии

Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме " Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из У М К " Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

07 06 2020 16:32:23

Урок биологии по теме "Водоросли. Строение, образ жизни, разнообразие". 6-й класс

Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....

06 06 2020 14:18:40

Нервная ткань: строение, функции и свойства

Нервная ткань – совокупность связанных между собой нервных клеток и вспомогательных элементов, регулирующая деятельность органов и систем живых организмов....

05 06 2020 15:31:39

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

04 06 2020 20:39:29

Отдел голосеменные (хвойные растения)

Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В. В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....

03 06 2020 1:59:57

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

План-конспект урока " Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме практического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 практических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интерактивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: " Клеточный цикл. Митоз" и " Мейоз" и носит характер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов Е Г Э на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

02 06 2020 19:30:22

Практикум по общей экологии

Представлен урок-практикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены практические задания....

01 06 2020 1:14:17

Внеклассное мероприятие по теме "Птичий калейдоскоп"

Внеклассное мероприятие проводится в 7-м классе в рамках недели химии и биологии с целью ознакомления учащихся с разнообразием птиц, их значением в природе и жизни человека....

31 05 2020 3:55:10

Тема урока "Состав крови"

Представленный урок является примером классического комбинированного урока, включающего все его этапы. В ходе урока формируются знания о составе крови, строении и функционировании ее форменных элементов, воспитывается интерес к предмету. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, работа с микроскопом, демонстрация наглядных пособий, решение биологических задач....

30 05 2020 20:56:25

Покровные ткани. Эпидермис. ЕГЭ biologia's Blog

Сегодня мы поговорим о покровных тканях, они располагаются на поверхности органов растения и предохраняют их от высыхания, перегрева, механических и химических воздействий. Кроме этого она обеспечи…...

29 05 2020 22:27:18

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

28 05 2020 13:14:44

Методическая разработка внеклассного мероприятия профориентационной направленности по биологии

Методическая разработка представляет собой презентацию-игру для учащихся 8-х классов, состоящую из 40 слайдов. Игра знакомит подростков с классификацией профессий, с некоторыми профессиями биологической направленности в занимательной форме, способствует профессиональной ориентации подростков, побуждает к самостоятельному выбору профессии....

27 05 2020 0:20:39

КВН "В мире растений". 7-й класс

Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, вырабатывается смекалка....

26 05 2020 8:33:39

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

25 05 2020 13:27:22

Антинаучная сущность социального дарвинизма и расизма

К расистским теориям примыкает «социальный дарвинизм», переносящий биологические законы борьбы за существование на человеческое общество....

24 05 2020 7:11:49

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

23 05 2020 12:27:20

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)