Лаборатория фитоинвазий    

Папоротникообразные Читинской области

Задачи:

  • Создать условия для формирования знаний о папоротникообразных родного края, их многообразии, роли в природе и практическом значении.
  • Развивать умения сравнивать, узнавать изученные объекты на рисунках, фотографиях.
  • Воспитывать интерес и любовь к природе родного края.

Оборудование: фотографии, рисунки папоротников, хвощей и плаунов; гербарные экземпляры папоротникообразных, живые растения; таблицы: «Папоротник. Цикл развития папоротника», «Хвощ и плаун», учебное пособие «Зелёный мир Читинской области», рабочая тетрадь к учебному пособию, маршрутные листы.

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся на восприятие учебного материала

II. Изучение нового материала

1. Мотивация

Учитель: На предыдущем уроке мы изучили особенности строения папоротников, хвощей и плаунов, отметили усложнение в их строении, более высокую организацию по сравнению с мхами. Вы знаете, что папоротникообразные – большая группа высших растений. В большинстве своём все они – травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. Древние папоротникообразные жили более 350 млн. лет назад и образовали леса на всех континентах, включая Антарктиду. В условиях тёплого, влажного климата, отмирая, эти крупные, высокорослые растения падали в воду, пропитывались там минеральными солями и окаменевали, со временем из них образовались мощные слои каменного угля. Запасы угля есть и в Читинской области. Недалеко от нашего населённого пункта располагается Харанорский угольный разрез, где ведётся промышленная добыча угля.
Можем ли мы утвердительно сказать: в нашем крае произрастали древние папоротникообразные? ( Заслушать варианты ответов учащихся).
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир современных папоротникообразных Читинской области, изучим их многообразие и практическое значение.
Для работы на уроке нам понадобится маршрутный лист.

Маршрутный лист

Станция « Хвощи»

Задание 1. Выясни, пользуясь текстом учебного пособия, с чем связаны народные названия хвощей – ёлочки, пестушки, свинячники? ( Смотри рабочую тетрадь).

Задание 2. В Читинской области встречается 7 видов хвощей. Рассмотри рисунки, проанализируй текст в учебном пособии, найди видовые названия наиболее распространённых хвощей и заполни схему:

Задание 3. Рассмотри схему и определи практическое значение хвощей.

Практическое значение хвощей

+

Сорняки ----------- 
Ядовиты ----------
ХВОЩИ ----------- краски
----------- медицина
----------- индикаторы Кислотности

Станция «Плауны»

Задание 4. Закончи предложения.

Латинское название рода плаун было предложено…
В Читинской области растут виды …
В «Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа» внесены: …

Задание 5. Соотнеси признаки и видовые названия плаунов.

  • Плаун булавовидный одноколосый.
  • Плаун можжевельниковый.
  • Дифазиум уплощённый.
  • Силагинелла кроваво-красная.
  • Полушник щетинковидный.

А. Побеги прямые кустиковидно-разветвлённые.
Б. Веточки и побеги уплощённые, покрыты чешуевидными листочками.
В.Ползучие стебли, ветви короткие, с мелкими листьями.
Г. Стебель укорочен, листья в виде пучка длинной до 10 см.
Д. Тонкие стебли с мелкими зелёными листьями.

1

2

3

4

5

слово слово слово слово слово

Задание 6. Отметь верные утверждения.

  • Плауновидные имеют большое значение в природе и жизни человека.
  • Травоядные животные с удовольствием поедают плауны.
  • Человек применяет плауны для получения зелёной, синей и жёлтой краски.
  • Споры плаунов используют в медицине в виде присыпки.

Станция «Папоротники»

Задание 7. Укажи в предложенном списке виды папоротников, встречающихся в Читинской области.
Олений рог, голокучник четырёхраздельный, циатея, страусник, вудсия эльбская, кривокучник сибирский, асплениум, орляк обыкновенный, многоножка вергинская, гроздовник полулунный, оноклея чувствительная.

Задание 8.Заполни кроссворд. Задание заимствовано из рабочей тетради к учебному пособию «Зелёный мир Читинской области».

По вертикали.

  • Какой папоротник называется странствующим?
  • Этот вид в Читинской области является очень редким и найден только близ села Аргунск.

По горизонтали.

  • Этот папоротник известен в мире как пищевое растение, из корневищ которого даже пекли хлеб.
  • Какой вид папоротника имеет народное название «ключ-трава»?
  • Какой вид папоротника называют растение-сфинкс?
  • Какой вид папоротника может расти в трещинах скал, среди камней?
  • Как в настоящее время называют папоротник, который раньше был известен как щитовник Линнея?
  • У какого папоротника листья с нижней стороны покрыты белым восковым налётом и поэтому его называют серебристым?

III. Взаимопроверка полученных знаний

ТЕСТ

1. Много миллионов лет назад хвощи и папоротники образовали на земле древние леса, из остатков которых в дальнейшем образовались залежи каменного угля.
2. В Читинской области встречаются 7 видов хвощей.
3. Плауны в нашем крае растут повсеместно.
4. Плаун булавовидный занесён в «Красную книгу Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа».
5. Климатические условия нашего края вполне благоприятны для роста и развития папоротников.
6. Молодые растения гроздовника используются в пищу.
7. Народное название оноклеи чувствительной – «ключ-трава».
8. Ученые считают, что главная роль в образовании каменного угля принадлежит древним древовидным хвощам и папоротникам.
9. Весной на кислых почвах можно обнаружить побеги хвоща со спороносными колосками.
10. Все папоротникообразные – высшие споровые растения.

Количество верных ответов: отметка

10–9 – «5»
8–7 – «4»
6–5 – «3»

VI. Итоги урока



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

30 09 2020 4:44:23

Качественное обучение – залог здоровья ученика

Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

29 09 2020 6:31:58

Комбинированный урок в 5-м классе "Три состояния воды в природе. Круговорот воды в природе"

Данный урок способствует лучшему пониманию трех состояний воды в природе, круговороту воды. Развивает внимание, логическое мышление, интерес учащихся пятых классов. Благодаря этому уроку учащиеся получают не только познавательную информацию, но и овладеют навыками самостоятельного исследования. Используемые в уроке ребусы помогают в закреплении пройденного материала. ...

28 09 2020 9:30:25

Обобщающий урок биологии в 8-м классе по теме: "Курение или здоровье – выбирайте сами"

Проблемы борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией, к сожалению, очень актуальны и сегодня. Рост числа учащейся молодежи, пристрастившейся к курению и страдающей другими вредными привычками, обязывает учителей биологии уделять пристальное внимание формированию у школьников потребности ведения здорового образа жизни. Задача эта непростая. Сложность заключается в том, что молодежь в силу возрастных особенностей психологически не готова к восприятию мысли о необходимости беречь своё здоровье. Поэтому учителю необходимо преодолеть этот психологический барьер. ...

27 09 2020 10:27:52

Урок биологии по теме: "Строение семени двудольного растения"

Урок биологии в 6-м классе изучает строение семени двудольного растения. На уроке проходит лабораторная работа. ...

26 09 2020 8:28:39

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

25 09 2020 17:55:50

лучшие книги для подготовки к ЕГЭ ЕГЭ biologia's Blog

лучшие книги для подготовки к Е Г Э Р Е К О М Е Н Д У Е М А Я  Л И Т Е Р А Т У Р А Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к Е Г Э, у покупателя глаза «разбега…...

24 09 2020 7:15:14

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: " Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: " Основные закономерности явлений наследственности"....

23 09 2020 0:46:15

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

22 09 2020 20:10:16

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Данный урок стоит в разделе " Основы учения об эволюции" по учебнику " Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

21 09 2020 17:39:59

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы « Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

20 09 2020 7:55:26

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

19 09 2020 8:38:17

Общие понятия о делении клетки. Митоз. По учебнику С.Г. Мамонтова с использованием мультимедиа, 9-й класс

В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа " Рассмотрение митоза в корешке лука". ...

18 09 2020 10:46:58

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Евразии. Арктический, субарктический и умеренный пояса"

Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....

17 09 2020 0:47:26

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

16 09 2020 10:51:17

Мир бактерий

Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В. В. Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

15 09 2020 13:26:19

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

14 09 2020 8:13:25

"Лекарства в природе" (сюжетно-ролевая игра)

Особое место среди активных форм обучения, которые в учебном процессе позволяют моделировать различные жизненные ситуации и отношения, занимают игры. Во-первых, они оригинальны по форме и тем самым включают один из основных внутренних мотивов учащихся к изучению предмета - интерес. Во-вторых, они дают возможность рассматривать изучаемые вещества или явления с различных позиций, то есть показывают учащимся окружающий мир таким, каков он есть на самом деле, со всеми его противоречиями. ...

13 09 2020 16:38:29

Открытый урок по теме: "Тип круглые черви"

На уроке формируются знания о строении, процессах жизнедеятельности, образе жизни, приспособленности круглых и плоских червей к среде обитания; развиваются умения выделять главное, сравнивать, самостоятельно работать с учебником, литературой, дидактическим материалом; осуществляется гигиеническое воспитание. Средствами обучения являются таблицы, иллюстрации, дидактические тетради и карточки, видеофильм. В ходе урока используются следующие методы: рассказ, беседа, игры, самостоятельная работа, просмотр видеофильма. Обучающиеся решают биологические задачи, заполняют таблицу, делают сообщения. ...

12 09 2020 12:57:14

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

11 09 2020 1:38:59

Программа кружка "Юные цветоводы"

Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

10 09 2020 17:37:20

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

Проверочная работа по теме « Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

09 09 2020 16:36:25

Интегрированный урок (биология+химия+физика) по теме "Газообмен в легких и тканях"

Предложены авторские варианты планирования межпредметных связей в темах курса « Человек и его здоровье», 8-й класс. Интегрированный урок (биология, физика и химия), представленный в данной работе, проводился с целью обобщения, изучения и закрепления материала по теме. Урок рассчитан на два академических часа....

08 09 2020 17:46:17

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

07 09 2020 0:47:45

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

06 09 2020 14:29:29

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке « Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

05 09 2020 1:11:30

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта « Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

04 09 2020 22:14:30

Урок биологии по теме "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....

03 09 2020 4:46:45

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина " Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

02 09 2020 6:38:19

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

01 09 2020 11:37:45

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

Представленный урок составлен на основе программы Н. И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги " За страницами учебника"....

31 08 2020 18:20:58

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

30 08 2020 4:30:50

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стебле"

Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стебля; роли стебля в обеспечении целостности растения....

29 08 2020 5:19:44

Урок на тему: "Особенности организации одноклеточных, многообразие и значение простейших"

Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных. ...

28 08 2020 7:52:12

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

27 08 2020 0:57:19

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский командный турнир"

Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М. В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

26 08 2020 20:13:11

Минералы и горные породы

Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

25 08 2020 13:31:46

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

24 08 2020 20:28:20

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме « Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

23 08 2020 17:15:22

Интерактивные методы на уроках биологии

Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме " Членистоногие"....

22 08 2020 6:33:30

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

21 08 2020 1:23:40

Элективный курс "Решение генетических задач"

Цель курса - углубить знания в изучении практических основ генетики; продолжаем развивать умения использовать эти знания для решения задач по генетике и саморазвития учащихся....

20 08 2020 23:28:36

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

19 08 2020 7:36:21

Урок биологии в 6-м классе по теме "Шляпочные грибы и грибы-паразиты"

Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач ( Т Р И З). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интерактивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...

18 08 2020 6:17:25

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры " Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех геймов, в ней участвуют 2 команды....

17 08 2020 2:44:19

Урок биологии в 11-м классе по программе под редакцией И.Н. Пономаревой "Медицинская генетика – наука XXI века"

Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...

16 08 2020 12:41:20

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

15 08 2020 1:30:55

Размножение и развитие земноводных

На уроке биологии в 7-м классе объясняются особенности размножения и развития земноводных, устанавливается происхождение земноводных от древних кистеперых рыб....

14 08 2020 0:10:38

Информационные технологии на уроках биологии

Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме " Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из У М К " Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опорные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

13 08 2020 12:15:19

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

12 08 2020 14:31:24

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

11 08 2020 16:30:45

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

10 08 2020 15:11:16

Технология модульного обучения на уроках биологии

Технология модульного обучения – одна из тех технологий, что обеспечивает развитие навыков самостоятельной работы учащихся на уроке. Данная технология в условиях сокращения учебного времени, отведенного на изучение биологии в 10–11-х классах, 1 час в неделю, позволяет получить учащимся глубокие и прочные знания....

09 08 2020 19:38:26

Урок-лекция "Биоразнообразие – результат органической эволюции"

Тема урока показывает, что биоразнообразие – результат органической эволюции. В лекции говорится о том, что разнообразие животного мира менялось в течение геологического времени: периоды нарастания сменялись спадами. Дано представление о роли различных факторов, влияющих на биоразнообразие. Уменьшение биоразнообразия под воздействием человека несоизмеримо по скорости протекания с естественными изменениями. Подчеркнута необходимость изучения таксономического разнообразия животного мира....

08 08 2020 1:52:33

Урок по теме: "Прекрасное и безобразное в природе". 7-й класс

Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о характерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...

07 08 2020 3:47:51

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

06 08 2020 3:31:44

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

05 08 2020 2:10:37

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры " Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами М О У Д О Д Ц Д О Д " Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

04 08 2020 16:32:31

Практическая работа "Вегетативное размножение растений"

Главным мотивом выбора темы является практическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

03 08 2020 5:18:33

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

02 08 2020 17:11:23

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...

01 08 2020 6:43:14

Плюрализм концепций происхождения жизни

Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

31 07 2020 18:57:45

Урок контроля знаний в курсе "Человек и его здоровье" "О чем рассказал скелет"

В разработке урока контроля знаний используется здоровьесберегающая технология. Применяются различные формы контроля знаний учащихся: само-, взаимоконтроль, экспертный контроль. Все этапы урока отражены в зачетных листах учащихся - самооценка знаний по теме; цифровой диктант - самопроверка по критериям; терминологическая разминка - взаимопроверка; личное первенство - решение проблемно-поисковых задач; «последний бой» - оценивается учителем после сдачи листа. ...

30 07 2020 2:10:58

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

29 07 2020 19:10:52

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Земля - наш дом"

Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....

28 07 2020 3:35:47

Использование технологии открытого образования "Дебаты" в курсе биологии. Игра по теме: "Содержание птиц в неволе недопустимо"

Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии " Дебаты" по теме " Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...

27 07 2020 18:51:40

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

26 07 2020 3:16:53

Использование новых образовательных информационных технологий при изучении биологии в 6–7 классах

Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....

25 07 2020 7:16:41

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

24 07 2020 1:12:38

Почему мы похожи на родителей, или Теория вероятности в генетике

Цель урока: расширить представления об особенностях генетики при составлении простых схем скрещивания...

23 07 2020 11:32:56

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

22 07 2020 23:53:18

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

21 07 2020 6:59:49

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни характерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

20 07 2020 6:28:28

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В. Дудинцева « Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов Х Х века повлияла на развитие биологии как науки....

19 07 2020 1:45:42

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употребления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

18 07 2020 11:50:46

Общие подходы к оценке качества знаний студентов в системе высшей школы

Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....

17 07 2020 13:19:13

Открытый урок по биологии "Состав крови: плазма и форменные элементы. Их функции." 8-й класс

Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш и Н. Беляев " Биология. Человек" ( М. " Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....

16 07 2020 19:51:23

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

15 07 2020 22:14:31

Вода – удивительный дар природы

Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме « Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия. ...

14 07 2020 14:30:57

Изучение лишайников в школе

В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

13 07 2020 3:37:13

Быть всегда творческим — значит быть всесильным

В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе М О У " Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

12 07 2020 17:34:38

"Размножение рыб". 7-й класс

На уроке учащиеся знакомятся с терминологией, особенностями строения половой системы и нереста рыб как первых позвоночных животных. Комбинированный урок с применением И К Т. Презентация позволяет учителю быстро проверить уровень усвоения школьниками предыдущего материала и сразу оценить его....

11 07 2020 6:34:43

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

10 07 2020 7:17:54

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

09 07 2020 6:57:34

Сценарий внеклассного мероприятия по географии и биологии "Россия – Родина моя"

Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....

08 07 2020 17:11:49

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы « Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

07 07 2020 16:46:39

Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения

Известно, что познавательная активность обучающихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Один из подходов - это организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, выполняя практические и лабораторные работы, решая задачи проблемного характера, работая с дополнительным материалом. ...

06 07 2020 16:37:20

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки практической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

05 07 2020 10:34:42

Комплексная экскурсия "Учебно-познавательная тропа", 8-й класс

Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....

04 07 2020 9:16:30

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

03 07 2020 9:47:29

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В. В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

02 07 2020 7:54:29

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

01 07 2020 16:39:30

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

30 06 2020 15:16:28

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

29 06 2020 18:31:58

"Обмен белков, жиров и углеводов"

Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

28 06 2020 8:51:29

Урок "Виды корней и типы корневых систем"

Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка, изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Развивать практические навыки по определению и распознаванию корневых систем....

27 06 2020 19:34:48

Обобщающий урок по теме: "Птицы". 7-й класс

Урок по биологии с использованием компьютерных презентаций....

26 06 2020 9:44:57

Технологическая карта урока биологии по формированию универсальных учебных действий по теме "Общая характеристика грибов". 6-й класс

Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....

25 06 2020 0:42:32

Элективный курс по общей биологии для учащихся 10–11-х классов "Цитология и гистология"

Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....

24 06 2020 16:29:44

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса « Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

23 06 2020 11:18:49

Урок–практикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опорных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

22 06 2020 15:26:50

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

Элективный курс " Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном практическую направленность. ...

21 06 2020 11:42:15

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

20 06 2020 3:24:22

Советы вредные и полезные

Сценарий написан как часть внеклассной работы при преподавании курсов природоведения и основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 2—4-х классов. Готовят этот спектакль ученики 5—7-го класса в рамках внеклассной работы по природоведению, биологии или О Б Ж. Сценарий несет образовательные и воспитательные функции. ...

19 06 2020 14:42:23

Электромагнитное излучение и человек

Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....

18 06 2020 18:57:10

Урок: "Отделы растений"

Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

17 06 2020 6:17:54

Комплексный урок: "Строение головного мозга"

Технология "разноуровневого обучения" относится к тем педагогическим инновациям, которые позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников. Разноуровневое обучение является также одной из форм развивающего обучения, оно является средством умственного развития личности. Разноуровневые задания направлены не столько на улучшение запоминания и усвоения, сколько на то, чтобы учащиеся использовали их для создания собственного творческого продукта....

16 06 2020 7:14:35

План урока "Строение и функции нервной системы"

Данный урок проводится после изучения темы « Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на « Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме « Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....

15 06 2020 18:18:47

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

14 06 2020 2:13:26

Волшебная сила зрения

Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме « Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....

13 06 2020 5:47:29

Урок-игра "Звездный час" по природоведению на тему "Жизнь на Земле" (5-й класс)

Обобщить и закрепить знания по теме « Жизнь на Земле», продолжить формирование у учащихся умения принимать самостоятельно решения, воспитывать у ребят бережное отношение и любовь к природе....

12 06 2020 4:15:24

Обобщение и систематизация знаний по теме "Строение эукариотической клетки". Урок биологии. 10-й класс

Урок обобщения и систематизация знаний по биологии в 10-м классе продолжает формировать у школьников убеждения в том, что клетка представляет собой структурно-функциональное единство находящихся в ней органоидов, которое определяет сбалансированное протекание всех жизненно важных для организма процессов....

11 06 2020 16:48:28

Викторина "Семейства цветковых растений"

Обобщающий урок-викторина по теме « Семейства цветковых растений» закрепляет знания о принадлежности цветковых растений к определенным семействам, о происхождении и использовании культурных растений. Можно использовать как внеклассное мероприятие во втором полугодии....

10 06 2020 21:29:57

Ложная беременность (щенность) у собак - симптомы и лечение

В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....

09 06 2020 19:27:25

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

08 06 2020 0:57:26

Многообразие земноводных

Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, И К Т-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

07 06 2020 10:15:11

Легенды о цветах (иллюстрация биологии и досуга)

Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....

06 06 2020 23:31:38

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

05 06 2020 9:40:19

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тракта крупного рогатого скота"

Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса " Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

04 06 2020 4:13:55

Тема урока: "Пищеварение в желудке"

Автор знакомит учащихся с выделением и действием желудочного сока; развивает умение обосновывать роль пищеварения в эволюции организмов. Учащиеся формируют умения работать с таблицами, узнают органы и системы органов на рисунках. Учатся формулировать выводы, развивать мышление, речь; формировать мировоззренческие представления о правильном питании....

03 06 2020 20:44:14

Урок биологии по теме: "Химический состав и минеральное питание растений"

Данный урок является первым в теме « Жизнь растений» курса биологии 6-го класса по учебнику В. В. Пасечника « Биология: Бактерии. Грибы. Растения.» московского издательства « Дрофа»....

02 06 2020 3:17:15

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

01 06 2020 13:45:37

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

31 05 2020 23:49:23

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

30 05 2020 19:46:34

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Урок на тему « Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

29 05 2020 5:23:48

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

28 05 2020 4:14:10

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

27 05 2020 10:32:17

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

26 05 2020 18:32:39

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

" Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

25 05 2020 18:30:37

Использование интерактивных медиапособий

Об использовании интерактивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

24 05 2020 16:41:51

Значение теории Дарвина для развития естествознания

Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....

23 05 2020 11:38:15

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы « Класс Птицы» как повторение пройденного....

22 05 2020 6:37:22

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

21 05 2020 3:23:45

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

Использование И К Т делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования У М К авторов В. Б. Захарова Н. И. Сонина « Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интерактивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

20 05 2020 22:28:18

Урок по теме "Происхождение птиц"

На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....

19 05 2020 23:26:28

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

18 05 2020 20:22:34

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

17 05 2020 18:39:26

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

16 05 2020 4:39:46

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

15 05 2020 21:59:10

«Счастливый случай» на уроках зоологии

Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме командного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух команд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на команды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы команды....

14 05 2020 15:55:17

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Практическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

13 05 2020 7:57:31

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

12 05 2020 4:23:29

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

11 05 2020 12:24:23

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

Данный урок разработан по учебнику И. Н. Пономаревой и др. " Общая биология" (10-й класс), издательства " Вентана- Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, практически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

10 05 2020 14:24:53

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

09 05 2020 3:47:12

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций

Это заключительный урок главы " Пищеварение". Урок помогает обобщить полученные ранее знания и сформировать целостное представление о гигиене питания, о предупреждении отравлений и пищевых инфекций. Урок сопровождается презентацией, в которой рассматриваются основные разновидности "fast food" и предлагаются варианты правильного питания. ...

08 05 2020 5:42:52

Урок-игра по теме "Отряды птиц"

Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного характера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

07 05 2020 8:28:29

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....

06 05 2020 1:55:35

Открытый урок природоведения в 5-м классе "Изменение температуры воздуха с высотой"

Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....

05 05 2020 5:49:35

Из опыта работы экологического клуба

Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

04 05 2020 21:24:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)