Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Содержание:

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые характеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови — агглютининов α и β. Исходя из их комбинаций выделяют четыре группы крови. Самая популярная классификация по системе AB0.

Таблица группы крови
Группа кровиХарактеристика
I (0)На оболочке эритроцитов нет агглютиногенов A и B, в плазме крови определяются α и β агглютинины.
II (A)Мембрана эритроцита несет агглютиноген A, а сыворотка крови агглютинин β.
III (B)
На мембране красных кровяных телец находится агглютиноген B, в плазме – агглютинин α.
IV (AB)На оболочке эритроцита есть оба агглютиногена, и нет агглютининов.
Группы крови и их определение

Чтобы узнать какая будет группа крови у ребенка, нужно сначала определиться с геномом родителей.

Группы крови по системе AB0 определяются тремя генами A, B, 0. Следовательно, наследственная информация может кодироваться шестью вариантами сочетаний генов: AA, A0, AB, B0, BB, 00. Гены A и B являются доминантными и в сочетании с 0-геном, проявляются именно они.

Основные закономерности наследования групп крови:

  1. Если оба родителя обладатели первой группы, то ребенок родится без агглютиногенов A и B.
  2. У супругов с четвертой группой дети могут получить II, III или IV группу, но никогда не будут носителями агглютининов.
  3. Нельзя заранее предугадать группу крови ребенка от родителей с II, III группой.

Переливание крови

В медицинской практике встречается ряд заболевания, при которых жизнь пострадавшему можно спасти только путем переливания крови: острые кровопотери, инфекционные заболевания, шоковые состояния. Могут проводить переливание крови при низком гемоглобине. Процедуру назначают при его значительном снижении (до 60г/л). Во время гемотрансфузии быстро увеличиваются содержание Hb, железа, и самочувствие больного значительно улучшается. Но процесс переливания крови имеет много сложностей и это довольно опасная процедура, она должна проводится только в условиях стационара опытным трансфузиологом.

Человек, от которого берут кровь для трансфузии, называется донором, а тот, кто принимает кровь, является реципиентом. Во избежание осложнений во время трансфузии нужно перед процедурой тщательно исследовать кровь реципиента.

При переливании крови, совместимость проверяется трижды

Группа крови и резус фактор всегда определяются при госпитализации больного, нуждающегося в переливании крови. Гемотрансфузия несовместимой крови может закончиться летальным исходом. Поэтому перед началом переливания, кровь донора и реципиента неоднократно проверяют на групповую принадлежность, затем проводят индивидуальную и биологическую пробу на совместимость.

Во время индивидуальной пробы кровь донора и реципиента смешивают отдельно на планшете и наблюдают за ее состоянием. Если через 5 минут агглютинация не произошла можно переходить к пробам.

Следующий этап – биологическая проба, когда кровь вводят непосредственно пациенту. Сначала переливают примерно 10 мл крови и наблюдают за состоянием больного 3 минуты, если патологической реакции на трансфузию нет, снова повторно вводят 10 мл крови и ожидают 3 минуты. Повторяют процедуру три раза. Только после этого проводят гемотрансфузию.

Переливание в зависимости от групп

Таблица переливания крови по группам
Группа
реципиента
Группа донора
I (0)II (A)III (B)IV (AB)
I (0)+---
II (A)++--
III (B)+-+-
IV (AB)++++
«-» агглютинация, кровь несовместима;
«+» отсутствие агглютинации, переливание возможно.

I(0) группу крови можно переливать всем людям – человек с данной группой крови универсальный донор. Обладатели IV(AB) группы крови – универсальные реципиенты, могут принимать кровь от всех доноров.

Существуют станции переливания, где происходит забор крови, ее заготовка и переработка. Ценными донорами являются люди с IV группой – это самая редкая группа крови, определяется у 6% людей (еще реже определяется IV группа с отрицательным резусом). Самая распространённая группа крови — первая (у 40% жителей).

Обязательно при переливании крови и определении совместимости следует учитывать резусную принадлежность!

Как узнать группу крови? Сделать это можно в медицинских учреждениях, где врач, пользуясь специальными методиками, установит групповую принадлежность крови.

Может ли в течении жизни поменяться группа крови? Определенно нет. Группа крови закладывается на генетическом уровне, передается от родителей и поменяться в ходе жизнедеятельности не может.

Для определения группы используют в основном два способа: метод определения по стандартным сывороткам или с цоликлонами.

Определения группы крови с цоликлонами

Цоликлоны – это раствор моноклональных антител к антигенам, которые размещены на оболочке эритроцитов. Генная инженерия дала возможность синтезировать вещество в искусственно созданных условиях с использованием мышей. Животным вводят специальный антиген, а после из брюшной полости добывают скопившуюся жидкость, где находятся нужные антитела.

Цоликлоны для определения групп крови бывают трех типов: анти-А (красная жидкость), анти-В (синяя) и анти-D (прозрачная).

Кабинет исследователя нужно обеспечить хорошим освещением, а температуру поддерживать от 15 до 25°С выше ноля.

Нельзя брать для исследования цоликлоны с неплотно закрытой крышкой, потому что после испарения жидкости активность антител снижается. Если на дне флакона образовались хлопья, то такой реагент нужно заменить, иначе результат будет ложным.

Кровь чаще используется капиллярная, берут ее из пальца (около 5мл) непосредственно перед процедурой определения группы крови.

Реагенты смешивают на специальном белом планшете, где ячейки подписывают соответственно: А, В, D. В каждую из них помещают каплю цоликлона (0,1мл) и рядом располагают капли крови (отдельной пипеткой для каждой ячейки) в соотношении 10:1. За смешанными реагентами наблюдают около 3 минут, при этом немного покачивая планшет. Реакция агглютинации видна невооруженным глазом, а если ее нет, образуется однородная капля красного цвета.

Чтобы узнать резус-фактор, в ячейку с подписью D наносят каплю соответствующего реагента и немного меньше крови, если наблюдается агглютинация – кровь резус положительная, если осадок не образовался – резус-отрицательная.

Определение группы крови стандартными сыворотками

Способ определения группы крови со стандартными сыворотками более трудоемкий. Применяются стандартные сыворотки групп крови (0, A, B), которые помещают в ячейки планшета (по 0,1мл). Кровь при помощи разных уголков предметного стекла переносят на планшет и смешивают реагенты. Спустя 5 минут прибавляют по капле физиологического раствора, ожидают еще 3 минуты и проводят анализ полученного результата.

  • Если агглютинации нет в трех ячейках – это первая группа;
  • если есть осадок в каплях крови первой и третей ячейки – это вторая группа;
  • если наблюдается агглютинация в первой и второй ячейках – это третья группа;
  • агглютинация во всех каплях происходит при добавлении четвертой группы.

Определение резус-фактора

Резус-фактор – это белок-антиген, который размещен на оболочке эритроцитов. Он не имеет связи с группами крови человека и не меняется ни с течением времени, ни под действием окружающей среды. Имеют резус-фактор примерно 85% жителей земли – их резус положительный, если он отсутствует – резус будет отрицательный.

Может ли быть у ребенка отрицательный резус, если у родителей положительный?

В случае, когда оба супруга обладатели положительного резус-фактора, возможность рождения малыша с отрицательным резусом вполне допустима. Наследование этого признака подчиняется законам генетики и у гетерозиготных особей в первом поколении в 25% случаев может родиться ребенок гомозиготный по рецессивному гену (Rh -). Но если родители отрицательны по резус-фактору, малыш никогда не будет положительным.

Чтобы узнать, какой резус будет у ребенка, нужно исследовать генотип родителей. Узнав, как закодирован признак, можно с помощью законов наследования Менделя просчитать возможность рождения ребенка с отрицательным или положительным резус-фактором.

Таблица наследуемой от родителей группы крови у ребенка
D – резус-фактор положительный;
d – резус-фактор отрицательный.
ГаметыDDDddDdd
DDRh + (DD)Rh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd)Rh  + (Dd)
DdRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
dDRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
ddRh  + (Dd)Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh – (dd)

Присутствие резусного антигена в эритроцитах или его отсутствие никак не отображается на качестве жизни, интеллекте, физическом развитии. Проявляется он лишь во время беременности резус отрицательной женщины малышом, который унаследовал положительный резус.

Иммунные клетки матери принимают фактор малыша за вредоносного агента и продуцируют антитела к эритроцитам ребенка, при несвоевременном исследовании и установлении диагноза наступает резус-конфликт, который угрожает жизни плода.

Чтобы предотвратить угрожающее состояние, необходимо во время планирования беременности выяснить резус принадлежность супругов и определить риск развития конфликтной ситуации.

Таблица совместимости резус-факторов
Резус-фактор отцаРезус-фактор материРезус-фактор ребенкаРазвитие резус-конфликта
Rh +Rh +Rh может быть в 75% со знаком «+», а в 25% со знаком «-»Не развивается
Rh +Rh -Ребенок может унаследовать как Rh + (50%), так и Rh – (50%).Развитие конфликта при наследовании +
Rh -Rh +Rh +, - наследуются с равной вероятностью (50%).Не развивается
Rh -Rh -Ребенок всегда наследует отрицательный резус.Не развивается

Женщинам с группой крови, отрицательной по резус-фактору, при беременности нужно регулярно назначать анализы для выявления титра антирезусных антител. Когда титр поднимается выше 1:4 беременным назначают лечение и проверяют состояние плода.

После завершения беременности и рождения ребенка женщине делают инъекцию антирезусной вакцины, чтобы предупредить резус-конфликт при последующих беременностях.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Индивидуальное развитие растений Биология

Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до смерти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

25 10 2021 20:10:12

Лист растения. Строение, виды листовых пластин, типы расположения

Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (транспирация) и газообмен....

25 10 2021 1:37:25

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

25 10 2021 23:50:45

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

25 10 2021 1:59:59

Органы дыхания: носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

Органы дыхания выполняет функцию газообмена, однако принимает участие также в таких важных процессах как терморегуляция, увлажнение воздуха, водно-солевой обмен и многих других. Из полости носа через хоаны воздух поступает в носоглотку, из нее в ротоглотку, а затем — в гортань. Нижний отдел гортани переходит в трахею....

25 10 2021 18:16:55

Заключительный урок биологии "До свидания, Биология!"

Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....

25 10 2021 19:59:46

Мини-проект "Кожа"

Расширяются знания о коже. Учащиеся учатся создавать мини-проекты, применяют элементы исследования....

25 10 2021 21:34:11

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

25 10 2021 8:23:41

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

Цели урока: выяснить, какие законы в Р Ф регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

25 10 2021 15:22:13

Здоровой коже и врач не нужен

Урок проводится в 9-м классе после изучения темы « Пищеварительная система». В русской народной сказке « Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

25 10 2021 1:51:27

Интегрированный урок английского языка и природоведения в 5-м классе "Погода и климат"

Задачи урока: обобщить изученный материал по теме " Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне С Ф Е, описывать времена года на уровне микромонолога....

25 10 2021 9:51:14

Урок биологии в 6-м классе

Глобальный характер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом " Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

25 10 2021 5:31:40

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по У М К Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

25 10 2021 3:51:53

Информационные технологии на уроках биологии

Урок на тему " Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

25 10 2021 8:47:36

Урок биологии в 10-м классе на тему "История изучения клетки. Клеточная теория"

Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....

25 10 2021 16:10:18

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

25 10 2021 16:36:11

Акулы

Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите. ...

25 10 2021 0:57:29

Изучение лишайников в школе

В настоящее время актуальны исследования, выясняющие роль лишайников как компонентов биоценозов и степень их участия в регулировании отношений между компонентами и в энергетических процессах биогеоценоза. Лишайники широко распространены по земному шару – от полярных холодных скал до раскаленных камней пустынь. Они являются существенными компонентами растительного покрова равнинных и горных тундр и отчасти таежных лесов. Проведена исследовательская работа по изучению лишайников Тугулымского района. Собранный материал может использоваться на уроках биологии и краеведения....

25 10 2021 15:15:35

Экологическая игра для учащихся 6–7-х классов

В статье приведено положение об экологической игре, которая проводится среди учащихся 6–7-х классов города Королева, а также описание всех ее этапов. Игра проходит в Национальном парке « Лосиный остров». У школьников формируются умения и навыки по определению видового разнообразия растительного покрова национального парка « Лосиный остров»; закрепляются знания, полученные на уроках биологии....

25 10 2021 4:18:13

Многообразие земноводных, их значение и охрана

Цель урока: формировать умения узнавать изученных земноводных; обосновывать принадлежность к определенной систематической категории; обобщение и систематизация знаний о приспособленности земноводных к жизни в воде и на суше....

25 10 2021 10:14:10

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с И К Т, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

25 10 2021 15:55:49

Из опыта использования диалогического обучения на уроках биологии

Основное отличие диалогического стиля обучения от традиционной передачи знаний заключается в том, что ученик не получает «истину» в готовом виде, а открывает новое знание в сотрудничестве и при поддержке взрослого. Разработка урока является примером использования на уроках диалогического обучения. Учащиеся знакомятся с самой древней группой живых существ – бактериями; изучают особенности строения, размножения и распространения бактерий....

25 10 2021 9:13:28

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

25 10 2021 0:50:35

Работа сердца

Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме " Работа сердца"....

25 10 2021 4:57:13

Урок биологии по теме"Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов"

Данный материал можно использовать как для изучения нового материала в 9-м классе, так и для изучения данной темы в старшей школе. С помощью информационных технологий осуществляется проверка пройденного ранее материала, актуализируются теоретические знания учащихся по теме. Для изучения нового материала используются схемы, таблицы, фотографии, а также интерактивные задания. ...

25 10 2021 22:52:25

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

25 10 2021 18:38:29

Урок:"Насекомые-переносчики возбудителей болезней человека и паразиты сельскохозяйственных животных"

Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....

25 10 2021 23:33:49

Класс Земноводные. Общая характеристика земноводных. Тема: "О чем поют лягушки"

Урок знакомит учащихся с представителями класса Земноводные, как с животными, занимающими особое место в истории развития позвоночных, их многообразием, особенностями внешнего строения на примере лягушки прудовой, значением в природе и жизни человека....

25 10 2021 3:23:17

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

25 10 2021 0:41:56

Открытый урок по теме "Витамины"

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов ( А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов Г И А-9 части « С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....

25 10 2021 14:15:53

Урок биологии "Вегетативное размножение растений". 6-й класс

Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на практике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая практическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с « Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....

25 10 2021 12:43:25

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

25 10 2021 17:33:11

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

25 10 2021 13:37:19

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

25 10 2021 7:49:23

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

На уроке 11-классники изучат основные характеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат практические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

25 10 2021 14:12:47

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

25 10 2021 14:24:36

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

25 10 2021 14:22:45

Урок "Развитие организмов и окружающая среда". 10-й класс

Один из сложнейших вопросов, стоящих перед биологией, - установить принципы, управляющие развитием живых организмов. В связи с этим возникает и ряд частных вопросов: что может повлиять на процесс индивидуального развития? Каковы последствия взаимодействия организма и факторов среды его развития? Существуют ли механизмы сохранения целостности и постоянства внутренней среды организма? На эти вопросы постарались найти ответы ученики в ходе подготовки к уроку. ...

25 10 2021 4:22:58

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

25 10 2021 3:15:33

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме « Жизнь морей и океанов». ...

25 10 2021 16:29:27

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

25 10 2021 9:10:17

Метод кейсов на уроках биологии по теме «Лишайники»

Лишайники – своеобразная и уникальная форма жизнедеятельности организмов. Кейс по теме « Лишайники» может быть рекомендован при изучении разных тем в зависимости от поставленных учителем целей. Наиболее эффективен кейс для работы с учащимся 10–11-х классов при изучении тем « Формы взаимодействия популяций разных видов», « Приспособленность – результат эволюции», « Основы современной систематики»....

25 10 2021 1:39:21

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

25 10 2021 0:49:52

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

На уроке учащиеся получают новые знания по теме " Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

25 10 2021 7:50:43

Заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека"

Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса " Влияние курения на организм человека". ...

25 10 2021 23:18:37

Визитка-представление на тему "Путешествие натуралиста" (посвящается 200-летию Ч.Р. Дарвина)

Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме « Эволюционное учение»....

25 10 2021 8:17:35

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

25 10 2021 2:51:42

Лекарственные и редкие растения Камчатки

Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....

25 10 2021 2:56:45

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

25 10 2021 14:29:49

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

25 10 2021 15:51:55

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)