Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Источник:
  • Здесь
  • Найдите подходящую вакансию среди наших предложений
  • служим-родине.рф

Содержание:

Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови — агглютининов α и β. Исходя из их комбинаций выделяют четыре группы крови. Самая популярная классификация по системе AB0.

Таблица группы крови
Группа кровиХаpaктеристика
I (0)На оболочке эритроцитов нет агглютиногенов A и B, в плазме крови определяются α и β агглютинины.
II (A)Мембрана эритроцита несет агглютиноген A, а сыворотка крови агглютинин β.
III (B)
На мембране красных кровяных телец находится агглютиноген B, в плазме – агглютинин α.
IV (AB)На оболочке эритроцита есть оба агглютиногена, и нет агглютининов.

Чтобы узнать какая будет группа крови у ребенка, нужно сначала определиться с геномом родителей.

Группы крови по системе AB0 определяются тремя генами A, B, 0. Следовательно, наследственная информация может кодироваться шестью вариантами сочетаний генов: AA, A0, AB, B0, BB, 00. Гены A и B являются доминантными и в сочетании с 0-геном, проявляются именно они.

Основные закономерности наследования групп крови:

  1. Если оба родителя обладатели первой группы, то ребенок родится без агглютиногенов A и B.
  2. У супругов с четвертой группой дети могут получить II, III или IV группу, но никогда не будут носителями агглютининов.
  3. Нельзя заранее предугадать группу крови ребенка от родителей с II, III группой.

Переливание крови

В медицинской пpaктике встречается ряд заболевания, при которых жизнь пострадавшему можно спасти только путем переливания крови: острые кровопотери, инфекционные заболевания, шоковые состояния. Могут проводить переливание крови при низком гемоглобине. Процедуру назначают при его значительном снижении (до 60г/л). Во время гемотрaнcфузии быстро увеличиваются содержание Hb, железа, и самочувствие больного значительно улучшается. Но процесс переливания крови имеет много сложностей и это довольно опасная процеДypa, она должна проводится только в условиях стационара опытным трaнcфузиологом.

Человек, от которого берут кровь для трaнcфузии, называется донором, а тот, кто принимает кровь, является реципиентом. Во избежание осложнений во время трaнcфузии нужно перед процедурой тщательно исследовать кровь реципиента.

Группа крови и резус фактор всегда определяются при госпитализации больного, нуждающегося в переливании крови. Гемотрaнcфузия несовместимой крови может закончиться летальным исходом. Поэтому перед началом переливания, кровь донора и реципиента неоднократно проверяют на групповую принадлежность, затем проводят индивидуальную и биологическую пробу на совместимость.

Во время индивидуальной пробы кровь донора и реципиента смешивают отдельно на планшете и наблюдают за ее состоянием. Если через 5 минут агглютинация не произошла можно переходить к пробам.

Следующий этап – биологическая проба, когда кровь вводят непосредственно пациенту. Сначала переливают примерно 10 мл крови и наблюдают за состоянием больного 3 минуты, если патологической реакции на трaнcфузию нет, снова повторно вводят 10 мл крови и ожидают 3 минуты. Повторяют процедуру три раза. Только после этого проводят гемотрaнcфузию.

Переливание в зависимости от групп

Таблица переливания крови по группам
Группа
реципиента
Группа донора
I (0)II (A)III (B)IV (AB)
I (0)+---
II (A)++--
III (B)+-+-
IV (AB)++++
«-» агглютинация, кровь несовместима;
«+» отсутствие агглютинации, переливание возможно.

I(0) группу крови можно переливать всем людям – человек с данной группой крови универсальный донор. Обладатели IV(AB) группы крови – универсальные реципиенты, могут принимать кровь от всех доноров.

Существуют станции переливания, где происходит забор крови, ее заготовка и переработка. Ценными донорами являются люди с IV группой – это самая редкая группа крови, определяется у 6% людей (еще реже определяется IV группа с отрицательным резусом). Самая распространённая группа крови — первая (у 40% жителей).

Обязательно при переливании крови и определении совместимости следует учитывать резусную принадлежность!

Как узнать группу крови? Сделать это можно в медицинских учреждениях, где врач, пользуясь специальными методиками, установит групповую принадлежность крови.

Может ли в течении жизни поменяться группа крови? Определенно нет. Группа крови закладывается на генетическом уровне, передается от родителей и поменяться в ходе жизнедеятельности не может.

Для определения группы используют в основном два способа: метод определения по стандартным сывороткам или с цоликлонами.

Определения группы крови с цоликлонами

Цоликлоны – это раствор моноклональных антител к антигенам, которые размещены на оболочке эритроцитов. Генная инженерия дала возможность синтезировать вещество в искусственно созданных условиях с использованием мышей. Животным вводят специальный антиген, а после из брюшной полости добывают скопившуюся жидкость, где находятся нужные антитела.

Цоликлоны для определения групп крови бывают трех типов: анти-А (красная жидкость), анти-В (синяя) и анти-D (прозрачная).

Кабинет исследователя нужно обеспечить хорошим освещением, а температуру поддерживать от 15 до 25°С выше ноля.

Нельзя брать для исследования цоликлоны с неплотно закрытой крышкой, потому что после испарения жидкости активность антител снижается. Если на дне флакона образовались хлопья, то такой реагент нужно заменить, иначе результат будет ложным.

Кровь чаще используется капиллярная, берут ее из пальца (около 5мл) непосредственно перед процедурой определения группы крови.

Реагенты смешивают на специальном белом планшете, где ячейки подписывают соответственно: А, В, D. В каждую из них помещают каплю цоликлона (0,1мл) и рядом располагают капли крови (отдельной пипеткой для каждой ячейки) в соотношении 10:1. За смешанными реагентами наблюдают около 3 минут, при этом немного покачивая планшет. Реакция агглютинации видна невооруженным глазом, а если ее нет, образуется однородная капля красного цвета.

Чтобы узнать резус-фактор, в ячейку с подписью D наносят каплю соответствующего реагента и немного меньше крови, если наблюдается агглютинация – кровь резус положительная, если осадок не образовался – резус-отрицательная.

Определение группы крови стандартными сыворотками

Способ определения группы крови со стандартными сыворотками более трудоемкий. Применяются стандартные сыворотки групп крови (0, A, B), которые помещают в ячейки планшета (по 0,1мл). Кровь при помощи разных уголков предметного стекла переносят на планшет и смешивают реагенты. Спустя 5 минут прибавляют по капле физиологического раствора, ожидают еще 3 минуты и проводят анализ полученного результата.

  • Если агглютинации нет в трех ячейках – это первая группа;
  • если есть осадок в каплях крови первой и третей ячейки – это вторая группа;
  • если наблюдается агглютинация в первой и второй ячейках – это третья группа;
  • агглютинация во всех каплях происходит при добавлении четвертой группы.

Определение резус-фактора

Резус-фактор – это белок-антиген, который размещен на оболочке эритроцитов. Он не имеет связи с группами крови человека и не меняется ни с течением времени, ни под действием окружающей среды. Имеют резус-фактор примерно 85% жителей земли – их резус положительный, если он отсутствует – резус будет отрицательный.

Может ли быть у ребенка отрицательный резус, если у родителей положительный?

В случае, когда оба супруга обладатели положительного резус-фактора, возможность рождения малыша с отрицательным резусом вполне допустима. Наследование этого признака подчиняется законам генетики и у гетерозиготных особей в первом поколении в 25% случаев может родиться ребенок гомозиготный по рецессивному гену (Rh -). Но если родители отрицательны по резус-фактору, малыш никогда не будет положительным.

Чтобы узнать, какой резус будет у ребенка, нужно исследовать генотип родителей. Узнав, как закодирован признак, можно с помощью законов наследования Менделя просчитать возможность рождения ребенка с отрицательным или положительным резус-фактором.

Таблица наследуемой от родителей группы крови у ребенка
D – резус-фактор положительный;
d – резус-фактор отрицательный.
ГаметыDDDddDdd
DDRh + (DD)Rh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd)Rh  + (Dd)
DdRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
dDRh + (DD, Dd)Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (DD, Dd) 75%
Rh – (dd) 25%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
ddRh  + (Dd)Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh + (Dd) 50%
Rh – (dd) 50%
Rh – (dd)

Присутствие резусного антигена в эритроцитах или его отсутствие никак не отображается на качестве жизни, интеллекте, физическом развитии. Проявляется он лишь во время беременности резус отрицательной женщины малышом, который унаследовал положительный резус.

Иммунные клетки матери принимают фактор малыша за вредоносного агента и продуцируют антитела к эритроцитам ребенка, при несвоевременном исследовании и установлении диагноза наступает резус-конфликт, который угрожает жизни плода.

Чтобы предотвратить угрожающее состояние, необходимо во время планирования беременности выяснить резус принадлежность супругов и определить риск развития конфликтной ситуации.

Таблица совместимости резус-факторов
Резус-фактор отцаРезус-фактор материРезус-фактор ребенкаРазвитие резус-конфликта
Rh +Rh +Rh может быть в 75% со знаком «+», а в 25% со знаком «-»Не развивается
Rh +Rh -Ребенок может унаследовать как Rh + (50%), так и Rh – (50%).Развитие конфликта при наследовании +
Rh -Rh +Rh +, - наследуются с равной вероятностью (50%).Не развивается
Rh -Rh -Ребенок всегда наследует отрицательный резус.Не развивается

Женщинам с группой крови, отрицательной по резус-фактору, при беременности нужно регулярно назначать анализы для выявления титра антирезусных антител. Когда титр поднимается выше 1:4 беременным назначают лечение и проверяют состояние плода.

После завершения беременности и рождения ребенка женщине делают инъекцию антирезусной вакцины, чтобы предупредить резус-конфликт при последующих беременностях.



Комментарии:

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

31 08 2025 10:59:46

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

30 08 2025 22:34:11

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

29 08 2025 2:41:26

Логика научного познания в естествознании. 5-й класс


    Логика научного познания в естествознании. 5-й класс

      Урок для 5-го класса по естествознанию на основе интеpaктивного обучения, при котором учащиеся активно включаются в поиск нового знания через различные виды деятельности....

28 08 2025 13:29:54

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"


    Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

      Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: "Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

27 08 2025 7:11:17

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

26 08 2025 23:34:35

Урок обобщения по теме "Земля"


    Урок обобщения по теме "Земля"

      Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....

25 08 2025 12:39:14

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

24 08 2025 7:33:51

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

23 08 2025 22:56:43

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

22 08 2025 14:51:41

Клетки крови

В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....

21 08 2025 8:37:29

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

      Одной из ключевых особенностей ФГОС является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести ТРКМЧП целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

20 08 2025 17:15:48

Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Методическая разработка урока "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      При подготовке учащихся к ЕГЭ сложилась система, с помощью которой школьники обучаются умению работать с заданиями разной степени сложности на уроках, во внеурочное время и непосредственно перед экзаменом....

19 08 2025 14:16:51

Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН


    Разработка внеклассного мероприятия по биологии "В царстве Берендея": инсценированный КВН

      В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....

18 08 2025 19:58:30

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

17 08 2025 7:26:34

Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»


    Мастер-класс «Изучение краеведческого материала на уроках и во внеучебное время с ИКТ»

      Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....

16 08 2025 7:58:20

"Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"


    "Борьба за хлеб была второй войной, где каждый колос равен был патрону"

      Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....

15 08 2025 23:50:33

Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма


    Технологический пакет к уроку по теме "Трофическая структура сообщества" с применением видеофильма

      Разработанный технологический пакет к уроку биологии с использованием видеоматериала из видеоряда коллекции Национального географического общества «Крылья над Серенгети / жизнь и cмepть на африканских равнинах» позволяет акцентировать эмоции учащихся, сообщить материал и обеспечить полисенсорность познания. Отрывок фильма демонстрируется после объяснения учителя. После просмотра следует обсуждение увиденного. Разработано тестирование на разных этапах урока и представлен углубленный вариант....

14 08 2025 20:18:19

Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"


    Урок природоведения на тему "Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха. Горение. Дыхание"

      На уроке изучается материал о значении воздуха для живых организмов, об изменении состава воздуха, связи процессов, протекающих в живых организмах и окружающем мире. Учащиеся работают с опopными конспектами. Урок способствует формированию коммуникативных и экологических компетенций, прививает основы здорового образа жизни. Урок проводят с использованием личностно-ориентированных технологий....

13 08 2025 7:11:25

Открытый урок "Воздушное питание"


    Открытый урок "Воздушное питание"

      Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....

12 08 2025 12:57:44

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

11 08 2025 7:10:35

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

10 08 2025 13:52:28

Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"


    Урок "Приспособленность — результат действия факторов эволюции"

      Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...

09 08 2025 1:52:29

Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"


    Внеклассное мероприятие по биологии по теме "Грибы"

      Внеклассное мероприятие по биологии расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Грибы». В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация. Учащиеся знакомятся со значением грибов, работают с раздаточными карточками. Присутствует групповая работа с использованием дополнительной литературы....

08 08 2025 9:27:51

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

07 08 2025 12:15:46

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

06 08 2025 20:56:42

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

05 08 2025 15:43:36

Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования


    Информационно-коммуникационные технологии в управлении качеством образования

      Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....

04 08 2025 8:47:12

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

03 08 2025 17:45:26

Урок "Строение цветка"


    Урок "Строение цветка"

      Учитель вводит в урок пpaктические действия анализирующего хаpaктера. Пpaктическая работа активизирует и направляет внимание и деятельность детей на активный поиск частей цветка. И после проверки знаний выясняется, что у учащихся имеются четкие представления о строении цветка. ...

02 08 2025 20:10:32

Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"


    Урок: "Функция органа зрения и его гигиена"

      Методическая разработка урока предназначена для использования при изучении курса «Биология-8. Человек» в рамках любого УМК. Урок проводится в форме научно-пpaктической конференции. Учащиеся в ходе пpaктической работы закрепляют и расширяют знания о зрительном анализаторе и его гигиене. На уроке используются инструктивно-информационные карты, мультимедийная презентация....

01 08 2025 17:13:40

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

31 07 2025 9:21:53

Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект


    Урок биологии, 10-й класс. "Типы связей и зависимостей в природе", урок-мини-проект

      На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....

30 07 2025 8:36:38

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

29 07 2025 22:18:17

Тема урока "Голосеменные"


    Тема урока "Голосеменные"

      В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....

28 07 2025 10:41:44

Многообразие млекопитающих в природе

Урок проводится в форме интеллектуальной передачи «Своя игра». На мероприятии развивается познавательный интерес учащихся, расширяется кругозор, развиваются такие УУД, как анализ и синтез информации, обобщение, сравнение, установление причинно-следственных связей....

27 07 2025 13:16:44

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

26 07 2025 10:14:57

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

25 07 2025 5:19:16

Организм и его свойства. 5-й класс

Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....

24 07 2025 23:53:49

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

23 07 2025 10:41:41

Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс


    Классный час "Мое имя – сигарета". 8-й класс

      Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....

22 07 2025 0:33:12

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

21 07 2025 3:33:23

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

20 07 2025 4:49:39

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

19 07 2025 2:20:50

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

18 07 2025 0:42:36

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

17 07 2025 10:54:28

Плюрализм концепций происхождения жизни


    Плюрализм концепций происхождения жизни

      Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....

16 07 2025 12:23:40

Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"


    Уроки с игровой состязательной основой. Урок-состязание в 8-м классе по теме: "Рыбы"

      Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию. Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков. Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету. ...

15 07 2025 14:56:54

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

14 07 2025 16:18:24

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

13 07 2025 12:13:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::