Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты.
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Основным описанием опыта моей работы будет второе направление: внеурочная учебно-исследовательская деятельность как главный фактор появления творческих способностей учащихся. При организации этого вида деятельности четко выделяются четыре этапа: 1) диагностика, 2) определение темы, целей, постановка задач, 3) выполнение работы, 4) защита.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы.

1 этап. ДИАГНОСТИКА

Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей.

2 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

3 этап. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

4 этап. ЗАЩИТА (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя поддержка руководителя – часто от этого зависит общий исход дела.

На этапе диагностики учитывается, в первую очередь, желание ученика и целый ряд качеств: исполнительность, трудоспособность, умение доводить дело до конца и т. п.

На втором этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы. Главное на этом этапе – заинтересованность школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы. Ребятам бывает довольно сложно самостоятельно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. В некоторых случаях юные исследователи ставят перед собой такие цели, которые выполнить не всегда под силу научным институтам. Приходится корректно объяснять бесперспективность завышенных задач. Определяются реально возможные и выполнимые в условиях школы цели и задачи, намечаются пути их выполнения, а точнее избираются методы исследования. При выборе темы предпочтение отдается темам, актуальным современности и тесно связанным с условиями пребывания человека на Севере.

Самый трудоемкий и длительные этап - этап выполнения работы. Он начинается с поиска информации и занимает длительное время по знакомству с научной литературой, которая содержит определенные сведения по данному вопросу. Этот этап включает общение ученика с руководителем, со сверстниками (зачастую это проведение разных анкет), учителями школы, может включать запрос в различные учреждения поселка в зависимости от избранной темы:

  • центральная районная больница
  • станция переливания крови
  • представительство окружного комитета статистики в Ямальском районе
  • районный краеведческий музей
  • санэпидемстанция района и т.п.

Обязательно ведется поиск по данному вопросу в компьютерных базах данных через компьютерные сети. Использование информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью работы с учащимися при занятиях совместной исследовательской работой. Данные Интернета позволяют добыть необходимую информацию, использовать иллюстрированный материал для приготовления презентаций научно-исследовательской работы. Важно при этом отметить, что уровень приготовления презентаций растет с каждой последующей работой. Очень часто они могут служить наглядным примером к девизу: “Учитель, учись в ученика!”

После того, как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям. Полученный материал систематизируется, а затем проводится анализ полученных данных или результатов, выявляются закономерности, заполняются таблицы, строятся графики и диаграммы. Работа после этого рецензируется и оформляется. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации.

Последний этап – защита работы на конференции (вначале школьной, потом районной, а дальше окружной, Всероссийской). Наши учащиеся понимают, сколько сил, знаний и времени вкладывается в каждое исследование, стараются достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Остановлюсь выборочно на конкретных темах исследования, которые были проведены моими учащимися за последние три учебных года.

Тема “Влияние разработки углеводородного сырья на территории муниципального образования Ямальский район на состояние экологии. Прогнозируемые последствия ухудшения экологической обстановки

Рассматривая вопросы экологии Ямала в различных направлениях, ставится реально выполнимая в условиях школы цель исследования:

  • Исследовать экологическую ситуацию в местах традиционного природопользования;
  • Способствовать путем информационного оповещения предотвращению ухудшения экологии полуострова Ямал.

Выдвинутая вначале исследования гипотеза: “Нерациональное использование природно-ресурсного потенциала на территории полуострова Ямал неизбежно ведет к сокращению площади территорий, занятых традиционным природопользованием” рассматривалась с использованием широкого набора методов исследования:

  • Изучения научной литературы по состоянию экономического и экологического природного комплекса данных по развитию оленеводства и рыбодобычи на полуострове Ямал с 1980 по 2004 год.
  • Сотрудничество с работниками краеведческого музея и комитета по развитию агропромышленного комплекса и делам малочисленных народов Севера администрации муниципального образования Ямальский район.
  • Социологический опрос коренного населения, ведущего кочевой образ жизни.

Творческая работа, поднимая одну из важнейших проблем современности – тему экологии окружающей среды, рассматривает эту проблему в более глубоком психологическом плане - сохранение “экологии души” целого народа и представляет собой исследование, обоснованное на статистических фактах, наблюдениях реалий современной жизни. Результаты исследования подтверждают, что экологическая обстановка на территории Ямала значительно ухудшилась, что естественным образом сказалось на сокращении важнейших отраслей традиционного хозяйствования - оленеводства и рыбодобычи. В последнее время произошел заметный спад численности поголовья оленей во всех категориях хозяйств. Неразумное истрeбление рыбы приводит к сокращению рыбных запасов. Сокращение улова рыбы также напрямую связано с промышленным освоением полуострова Ямал. Подтверждением этому служит сравнение состояния воды реки Мордыяхи (Бованенковское месторождение) вначале восьмидесятых годов и в 2004 году.

Параметры

Начало восьмидесятых годов

2004

рН

4,2

7,8

Железо

0, 27

0, 63

Кремний

0, 8

1,4

Кальций

4, 28

6,0

Магний

4,9

6,73

Натрий

6,85

18, 4

Хлориды

14,0

22, 36

Сульфаты

3, 84

24,0

Выводы исследовательской работы. Ямал - стратегическая база России в области добычи углеводородного сырья, при условии дальнейшего ухудшения экологической обстановки, в недалеком будущем (2050г.) может превратиться в территорию, закрытую на “карантин”, а на восстановление экологической безопасности потребуется много лет.

Данная работа была достойно представлена на Международной молодежной конференции по окружающей среде в г. Санкт – Петербурге и удостоена нескольких дипломов. (Приложение 1)

Тема “Экология и здоровье - тесная связь”

Актуальность избранной тематики вызвана тем, что проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими изменениями, обрушившимися на территорию округа в результате формирования Западно-Сибирского топливно- энергетического комплекса. Резко изменившиеся за последние десятилетия условия жизни народов Севера не всегда благоприятно действуют на их здоровье.

Исследовательская работа велась в двух направлениях:

  • Изучение статистических данных о состоянии здоровья коренного населения (разных возрастных групп) по Ямальскому району и Ямало-Ненецкому автономному округу.
  • Изучение наиболее распространенных заболеваний среди ненцев в прошлом (18 - 19 столетие).

Изучение структуры общей заболеваемости коренных жителей Ямало-Ненцкого автономного округа дало следующие результаты:

1. В структуре общей заболеваемости жителей ЯНАО первое место занимают заболевания органов дыхания – 54,2%. На втором месте – болезни нервной системы и органов чувств – 11, 7%. На третьем – инфекционные и паразитарные болезни – 9,3%. На четвертом месте – болезни кожи и подкожной клетчатки. Психические расстройства занимают девятое место. Динамика заболеваний подростков выглядит несколько иначе. Первое место занимают болезни органов дыхания – 30%. Второе место – болезни нервной системы и органов чувств – 21, 8%. Третье место – болезни органов пищеварения – 8%. Четвертое место – травмы и отравления. Ранговые места общей заболеваемости у подростков в ЯНАО и России совпадают в 7 случаях, в т.ч., занимающие первые четыре места. А вот класс психических расстройств по округу находится на пятом месте (47,8), в то время как по России – на десятом. Произошел преимущественный рост числа заболеваний эндокринной системы, болезней нервной системы и органов чувств, новообразований, болезней системы кровообращения

Мониторинг генетического здоровья населения округа показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения районов проживания.

Анализ заболеваний у разных групп населения был сделан самостоятельно, исходя из пользования первоисточниками (Результаты медицинского осмотра коренного населения по району за 2003–2006 годы).

Статистические данные показывают, что ранговые места общей заболеваемости у разных групп населения совпадают с данными по округу. Вот только в районе на втором месте у взрослого населения и детей находятся инфекционные заболевания, а по округу они находятся на третьем месте.

Изучая статистические данные об уровнях различных заболеваний, не возможно было не заметить значительных различий между уровнем психических заболеваний в районе и округе у разных групп населения. Если по округу психические заболевания у взрослых находятся на девятом месте, то у подростков они выходят на пятое место. По району психические расстройства занимают пятое место даже у взрослого населения. В районе отмечается рост заболевания психическими болезнями. Причем количество больных с умственной отсталостью увеличивается из года в год. В сравнении: за 3 последних года (абс. ч. 202 – 296 – 322 больных). На учете в консультативной группе у психиатра состоит 394 человека, из них 30,4% дети. Четвертую часть всех детей – инвалидов до 18 лет составляют дети с умственной отсталостью и ограниченными возможностями адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Причин здесь может быть несколько, не исключая ухудшение экологической ситуации в районе, вызванной химическими загряз нениями воды, воздуха. Важной, если не одной из главных причин, может быть, недостаток йода в организме. Дефицит йода угрожает каждому второму россиянину. Природно-обусловленный дефицит йода в биосфере формирует одну из главных экологических проблем в России и здесь, на полуострове Ямал. Ямальский район относится к территории, эндемичной по дефициту йода. Помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обуславливает снижение интеллектуального, образовательного, профессионального потенциала населения, проживающего в зоне йодной недостаточности, особенно среди жителей коренной национальности. Проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими факторами и изменениями, обрушившимися на территорию округа в связи с использованием недр.

Тема “Группы крови: происхождение, предрасположенность к заболеваниям”. Исследовательская работа посвящена вопросу изучения групп крови и установлению связи заболевания с определенной группой крови. Исследования проводились с учетом рассмотрения исторического происхождения коренного населения. Изучение специальной литературы про группы крови предоставило следующую информацию: ученые считают, что поток кочевников монгольских племен носителей группы крови с антигеном В продвигался к северу по направлению к территории современной Сибири. “В отдельные периоды кочевникам удавалось довольно далеко проникать в глубь европейского контингента. Несомненно, именно монгольские племена принесли ген группы В в Восточную Европу и Сибирь”. (Питер Д Адамо, 2003г.) Параллельно велся сбор данных о группах крови жителей поселка Яр-Сале. Накопление банка данных представило нам возможность установить имеющиеся соотношения групп крови местной популяции населения, сопоставить с данными научной литературы о концентрации генов по системе АВО в отдельно взятых регионах. Результаты исследования следующие: коренное население полуострова Ямал имеют соотношение групп крови: 28(0):24 (А):36(В):12(АВ). Значительное преобладание группы крови с антигеном В по сравнению с соотношением других групп дает право на подтверждение гипотезы о происхождении местного населения как выходцев самодийских народов из южно – сибирской прародины. Самодийцы, пришедшие из южной Сибири, неся ген группы крови В, доминантный по отношению к гену группы крови О аборигенных племен, принесли им шанс на выживание, так как ген В более приспособлен к меняющемуся климату, мутирующим болезнетворным бактериям, животной пище.

Проведенные исследования в области изучения архивных медицинских документов подтверждают зависимость заболеваемости туберкулезом (туберкулез – самое распространенное заболевание среди коренного населения) от принадлежности к той или другой группе крови. Статистические данные показали, что склонность к инфекционно – бактериальному заболеванию проявляется у обладателей первой и второй группы.

Тема “Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания”.

Исследовательская работа заключалась в изучении зависимости состояния здоровья учащихся от организации правильного и рационального питания. Для исследования взяты были две группы учащихся: воспитанники школы – интерната и приходящие дети.

Изучаемые группы учащихся отличаются не только режимом питания, но главное – эти группы принадлежат к различным группам этноса, которые генетически отличаются целым рядом пищеварительных ферментов, эволюционно отобранных в процессе истории развития питания предков. Первая группа – дети коренных жителей Ямала. Рацион питания предков в основном содержал продукты животного происхождения (оленина, рыба). Современное питание в условиях проживания в интернате предоставляет возможность употрeбллять продукты растительного и животного происхождения.

Вторая группа – поселковые дети в преобладающем большинстве относятся к группе славянских народов. Национальная кухня славян исторически состояла из натуральных продуктов растительного происхождения и молочных продуктов. В современных условиях в рационе питания приходящих детей преобладающими стали мясные продукты иностранного производства и рафинированные продукты с различными видами добавок.

Результативность исследований.

1. Уровень состояния здоровья детей интерната выше по сравнению с уровнем здоровья приходящих детей.

Хронические заболевания детей по результатам медицинского осмотра:

Наименование заболеваний

Интернат

Поселок

Ожирение

-

4

Хронический гастрит

2

6

Гастрит

-

15

Хронический гастродоуденит

-

4

Синдром раздражения кишечника

1

10

Гастродоуденит

-

7

ДЖВП

1

1

Всего хронических заболеваний

4

47

Сравнение количества пропусков по болезни группы учащихся интерната и поселковых детей

Число пропусков учебных дней

Интернат

Поселок

1 четверть

23

65

2 четверть

30

78

3 четверть

25

80

4 четверть

50

55

Учебный год

128

288

  • Продукты питания, употрeбляемые воспитанниками интерната, содержат правильно сбалансированные питательные вещества. Ассортимент продуктов содержит вещества в основном натуральные белки, жиры, углеводы, которые делают питание более разнообразным, адекватным и экологически неопасным.
  • Продукты питания, предпочитаемые исследованной группой поселковых детей, включает в себя продукты, которые содержат в себе большое количество добавок, состав ингредиентов которых не отвечает основным правилам питания: адекватность наследственности, экологическая чистота, разнообразие и сбалансированность питательных веществ.

Несмотря на разные названия исследовательских работ, их объединяет общая тематика: здоровье человека и окружающая среда. Все исследовательские работы связаны с местным материалом, особенностями пребывания человека в суровых условиях Заполярья.

Выбранная тематика исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством к изменению собственного образа жизни, приближенного его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к здоровью.

При проведении исследовательских работ и участия в научном обществе формируется молодежная интеллектуальная среда. Школьники – исследователи, по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой в группе. Своими убеждениями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья. Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Более того, исследования в образовании убирают идею ведущей роли “заучивания по указке” и приводят к позиции совместного поиска неизвестного. А это принципиально изменяет особенности взаимоотношений между учителем и учеником, делает их все более продуктивными как для одной, так и для другой стороны.


Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа


    Моногибридное скрещивание — урок изучения нового материала по биологии, 1-й курс колледжа

      Урок изучения нового материала с элементами проблемно-диалогового обучения. В начале урока создается проблемная ситуация для нахождения правильного решения. Используемые формы: индивидуальная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа с целью активизировать учебный процесс, эффективно усвоить учебный материал, т.к. новое знание открывается в совместной деятельности....

24 09 2022 9:42:25

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

23 09 2022 9:54:36

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс


    Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

      Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

22 09 2022 20:38:24

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"


    Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

      Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

21 09 2022 5:12:48

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

20 09 2022 10:42:51

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

      В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи «Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные УУД. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

19 09 2022 23:19:49

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

18 09 2022 17:15:36

Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Строение цветка"

      На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного. ...

17 09 2022 22:44:56

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

16 09 2022 17:33:53

Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"


    Урок биологии в 6-м классе. Игра-сказка "Семейство розоцветных"

      Цель урока – познакомить учащихся с отличительными признаками и многообразием растений семейства розоцветных; показать их биологические особенности; расширить и углубить знания учащихся о многообразии растений семейства розоцветных. Во время игры ребята отгадывают загадки, выводят формулу цветка семейства розоцветных, описывают яблоню обыкновенную. ...

15 09 2022 23:40:37

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

14 09 2022 6:24:10

Минеральные соли и ионы в клетке


    Минеральные соли и ионы в клетке

      В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....

13 09 2022 8:32:50

«Счастливый случай» на уроках зоологии


    «Счастливый случай» на уроках зоологии

      Познавательная, увлекательная игра проводится на обобщающих уроках. По усмотрению учителя игра может проходить в форме комaндного или индивидуального состязания. Если вы решили провести в виде состязания двух комaнд, то вам необходимо продумать, по какому принципу будет происходить деление на комaнды. Можно рекомендовать, чтобы ребята вытягивали жетоны разного цвета, и уже по цвету жетона в дальнейшем будут сформированы комaнды....

12 09 2022 5:48:27

Размножение организмов. Бесполое размножение Биология

Размножение организмов. Бесполое размножение  Биология Жизнь на Земле существует несколько миллиардов лет благодаря способности организмов к размножению — воспроизведению себе подобного потомства. Способы...

11 09 2022 23:26:48

Тема урока "Лишайники"


    Тема урока "Лишайники"

      На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....

10 09 2022 0:51:12

Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс


    Рабочая программа по курсу "Основы здоровья". 5-й класс

      Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....

09 09 2022 13:42:44

Урок-семинар по теме "Эмоции"


    Урок-семинар по теме "Эмоции"

      Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

08 09 2022 12:30:20

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

07 09 2022 3:34:49

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"


    Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

      Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

06 09 2022 2:28:39

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)


    Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

      На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

05 09 2022 12:12:21

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

04 09 2022 19:27:35

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

03 09 2022 2:30:32

Урок по теме "Глаза и зрение"


    Урок по теме "Глаза и зрение"

      Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....

02 09 2022 19:19:26

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

01 09 2022 16:53:39

Урок в 9–м классе "Методы селекции"


    Урок в 9–м классе "Методы селекции"

      Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

31 08 2022 6:17:16

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

      Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: "Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: "Основные закономерности явлений наследственности"....

30 08 2022 16:21:56

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

29 08 2022 15:38:37

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

28 08 2022 1:59:15

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

27 08 2022 0:44:39

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

26 08 2022 13:58:40

Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

      На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

25 08 2022 7:28:48

Ролевая игра "Опopно-двигательная система"


    Ролевая игра "Опopно-двигательная система"

      Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...

24 08 2022 0:56:54

Внеклассное мероприятие по биологии "Прошу встать, суд идет!"

В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....

23 08 2022 7:31:51

Пищеварение в ротовой полости и желудке


    Пищеварение в ротовой полости и желудке

      В конце урока учащиеся формулируют новые анатомо-физиологические понятия – слюнные железы, слюна, желудочный сок, пепсин, глотание, амилаза, мальтаза, лизоцим. Разъясняют особенности пищеварения в ротовой полости и желудке, свойства ферментов слюны и желудочного сока. Раскрывают механизм рефлекторной регуляции пищеварения в ротовой полости и желудке; доказывают вред никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой полости и в желудке....

22 08 2022 2:39:32

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

21 08 2022 5:22:37

Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс


    Открытый урок по биологии на тему: "Строение клетки". 6-й класс

      На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат. ...

20 08 2022 22:23:54

Посвящение шестиклассников в юные биологи


    Посвящение шестиклассников в юные биологи

      Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....

19 08 2022 19:32:11

Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса


    Игра-путешествие "Биологический поезд" для учащихся 6-го класса

      Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...

18 08 2022 23:51:17

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

17 08 2022 21:18:26

Смотр знаний по теме "Скелет человека"


    Смотр знаний по теме "Скелет человека"

      По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....

16 08 2022 9:54:25

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида


    Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

      В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

15 08 2022 12:58:31

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

14 08 2022 14:50:48

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

13 08 2022 16:20:56

Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые


    Класс Земноводные, или Амфибии. Отряды: Безногие, Хвостатые, Бесхвостые

      Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....

12 08 2022 16:45:47

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции

Стебель растения. Строение, ветвление стeбля, рост и функции Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стeбля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных хаpaктерно быстрое изменение первичного стeбля....

11 08 2022 5:27:45

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

10 08 2022 21:58:26

Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"


    Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"

      Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....

09 08 2022 9:23:53

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

08 08 2022 10:36:48

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

07 08 2022 18:43:34

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

06 08 2022 9:48:23

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::

Интегрированный урок (русский язык + биология) по теме: "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола"

Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств. Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.