Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты.
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Основным описанием опыта моей работы будет второе направление: внеурочная учебно-исследовательская деятельность как главный фактор появления творческих способностей учащихся. При организации этого вида деятельности четко выделяются четыре этапа: 1) диагностика, 2) определение темы, целей, постановка задач, 3) выполнение работы, 4) защита.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы.

1 этап. ДИАГНОСТИКА

Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей.

2 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

3 этап. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

4 этап. ЗАЩИТА (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя поддержка руководителя – часто от этого зависит общий исход дела.

На этапе диагностики учитывается, в первую очередь, желание ученика и целый ряд качеств: исполнительность, трудоспособность, умение доводить дело до конца и т. п.

На втором этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы. Главное на этом этапе – заинтересованность школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы. Ребятам бывает довольно сложно самостоятельно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. В некоторых случаях юные исследователи ставят перед собой такие цели, которые выполнить не всегда под силу научным институтам. Приходится корректно объяснять бесперспективность завышенных задач. Определяются реально возможные и выполнимые в условиях школы цели и задачи, намечаются пути их выполнения, а точнее избираются методы исследования. При выборе темы предпочтение отдается темам, актуальным современности и тесно связанным с условиями пребывания человека на Севере.

Самый трудоемкий и длительные этап - этап выполнения работы. Он начинается с поиска информации и занимает длительное время по знакомству с научной литературой, которая содержит определенные сведения по данному вопросу. Этот этап включает общение ученика с руководителем, со сверстниками (зачастую это проведение разных анкет), учителями школы, может включать запрос в различные учреждения поселка в зависимости от избранной темы:

  • центральная районная больница
  • станция переливания крови
  • представительство окружного комитета статистики в Ямальском районе
  • районный краеведческий музей
  • санэпидемстанция района и т.п.

Обязательно ведется поиск по данному вопросу в компьютерных базах данных через компьютерные сети. Использование информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью работы с учащимися при занятиях совместной исследовательской работой. Данные Интернета позволяют добыть необходимую информацию, использовать иллюстрированный материал для приготовления презентаций научно-исследовательской работы. Важно при этом отметить, что уровень приготовления презентаций растет с каждой последующей работой. Очень часто они могут служить наглядным примером к девизу: “Учитель, учись в ученика!”

После того, как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям. Полученный материал систематизируется, а затем проводится анализ полученных данных или результатов, выявляются закономерности, заполняются таблицы, строятся графики и диаграммы. Работа после этого рецензируется и оформляется. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации.

Последний этап – защита работы на конференции (вначале школьной, потом районной, а дальше окружной, Всероссийской). Наши учащиеся понимают, сколько сил, знаний и времени вкладывается в каждое исследование, стараются достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Остановлюсь выборочно на конкретных темах исследования, которые были проведены моими учащимися за последние три учебных года.

Тема “Влияние разработки углеводородного сырья на территории муниципального образования Ямальский район на состояние экологии. Прогнозируемые последствия ухудшения экологической обстановки

Рассматривая вопросы экологии Ямала в различных направлениях, ставится реально выполнимая в условиях школы цель исследования:

  • Исследовать экологическую ситуацию в местах традиционного природопользования;
  • Способствовать путем информационного оповещения предотвращению ухудшения экологии полуострова Ямал.

Выдвинутая вначале исследования гипотеза: “Нерациональное использование природно-ресурсного потенциала на территории полуострова Ямал неизбежно ведет к сокращению площади территорий, занятых традиционным природопользованием” рассматривалась с использованием широкого набора методов исследования:

  • Изучения научной литературы по состоянию экономического и экологического природного комплекса данных по развитию оленеводства и рыбодобычи на полуострове Ямал с 1980 по 2004 год.
  • Сотрудничество с работниками краеведческого музея и комитета по развитию агропромышленного комплекса и делам малочисленных народов Севера администрации муниципального образования Ямальский район.
  • Социологический опрос коренного населения, ведущего кочевой образ жизни.

Творческая работа, поднимая одну из важнейших проблем современности – тему экологии окружающей среды, рассматривает эту проблему в более глубоком психологическом плане - сохранение “экологии души” целого народа и представляет собой исследование, обоснованное на статистических фактах, наблюдениях реалий современной жизни. Результаты исследования подтверждают, что экологическая обстановка на территории Ямала значительно ухудшилась, что естественным образом сказалось на сокращении важнейших отраслей традиционного хозяйствования - оленеводства и рыбодобычи. В последнее время произошел заметный спад численности поголовья оленей во всех категориях хозяйств. Неразумное истрeбление рыбы приводит к сокращению рыбных запасов. Сокращение улова рыбы также напрямую связано с промышленным освоением полуострова Ямал. Подтверждением этому служит сравнение состояния воды реки Мордыяхи (Бованенковское месторождение) вначале восьмидесятых годов и в 2004 году.

Параметры

Начало восьмидесятых годов

2004

рН

4,2

7,8

Железо

0, 27

0, 63

Кремний

0, 8

1,4

Кальций

4, 28

6,0

Магний

4,9

6,73

Натрий

6,85

18, 4

Хлориды

14,0

22, 36

Сульфаты

3, 84

24,0

Выводы исследовательской работы. Ямал - стратегическая база России в области добычи углеводородного сырья, при условии дальнейшего ухудшения экологической обстановки, в недалеком будущем (2050г.) может превратиться в территорию, закрытую на “карантин”, а на восстановление экологической безопасности потребуется много лет.

Данная работа была достойно представлена на Международной молодежной конференции по окружающей среде в г. Санкт – Петербурге и удостоена нескольких дипломов. (Приложение 1)

Тема “Экология и здоровье - тесная связь”

Актуальность избранной тематики вызвана тем, что проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими изменениями, обрушившимися на территорию округа в результате формирования Западно-Сибирского топливно- энергетического комплекса. Резко изменившиеся за последние десятилетия условия жизни народов Севера не всегда благоприятно действуют на их здоровье.

Исследовательская работа велась в двух направлениях:

  • Изучение статистических данных о состоянии здоровья коренного населения (разных возрастных групп) по Ямальскому району и Ямало-Ненецкому автономному округу.
  • Изучение наиболее распространенных заболеваний среди ненцев в прошлом (18 - 19 столетие).

Изучение структуры общей заболеваемости коренных жителей Ямало-Ненцкого автономного округа дало следующие результаты:

1. В структуре общей заболеваемости жителей ЯНАО первое место занимают заболевания органов дыхания – 54,2%. На втором месте – болезни нервной системы и органов чувств – 11, 7%. На третьем – инфекционные и паразитарные болезни – 9,3%. На четвертом месте – болезни кожи и подкожной клетчатки. Психические расстройства занимают девятое место. Динамика заболеваний подростков выглядит несколько иначе. Первое место занимают болезни органов дыхания – 30%. Второе место – болезни нервной системы и органов чувств – 21, 8%. Третье место – болезни органов пищеварения – 8%. Четвертое место – травмы и отравления. Ранговые места общей заболеваемости у подростков в ЯНАО и России совпадают в 7 случаях, в т.ч., занимающие первые четыре места. А вот класс психических расстройств по округу находится на пятом месте (47,8), в то время как по России – на десятом. Произошел преимущественный рост числа заболеваний эндокринной системы, болезней нервной системы и органов чувств, новообразований, болезней системы кровообращения

Мониторинг генетического здоровья населения округа показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения районов проживания.

Анализ заболеваний у разных групп населения был сделан самостоятельно, исходя из пользования первоисточниками (Результаты медицинского осмотра коренного населения по району за 2003–2006 годы).

Статистические данные показывают, что ранговые места общей заболеваемости у разных групп населения совпадают с данными по округу. Вот только в районе на втором месте у взрослого населения и детей находятся инфекционные заболевания, а по округу они находятся на третьем месте.

Изучая статистические данные об уровнях различных заболеваний, не возможно было не заметить значительных различий между уровнем психических заболеваний в районе и округе у разных групп населения. Если по округу психические заболевания у взрослых находятся на девятом месте, то у подростков они выходят на пятое место. По району психические расстройства занимают пятое место даже у взрослого населения. В районе отмечается рост заболевания психическими болезнями. Причем количество больных с умственной отсталостью увеличивается из года в год. В сравнении: за 3 последних года (абс. ч. 202 – 296 – 322 больных). На учете в консультативной группе у психиатра состоит 394 человека, из них 30,4% дети. Четвертую часть всех детей – инвалидов до 18 лет составляют дети с умственной отсталостью и ограниченными возможностями адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Причин здесь может быть несколько, не исключая ухудшение экологической ситуации в районе, вызванной химическими загряз нениями воды, воздуха. Важной, если не одной из главных причин, может быть, недостаток йода в организме. Дефицит йода угрожает каждому второму россиянину. Природно-обусловленный дефицит йода в биосфере формирует одну из главных экологических проблем в России и здесь, на полуострове Ямал. Ямальский район относится к территории, эндемичной по дефициту йода. Помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обуславливает снижение интеллектуального, образовательного, профессионального потенциала населения, проживающего в зоне йодной недостаточности, особенно среди жителей коренной национальности. Проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими факторами и изменениями, обрушившимися на территорию округа в связи с использованием недр.

Тема “Группы крови: происхождение, предрасположенность к заболеваниям”. Исследовательская работа посвящена вопросу изучения групп крови и установлению связи заболевания с определенной группой крови. Исследования проводились с учетом рассмотрения исторического происхождения коренного населения. Изучение специальной литературы про группы крови предоставило следующую информацию: ученые считают, что поток кочевников монгольских племен носителей группы крови с антигеном В продвигался к северу по направлению к территории современной Сибири. “В отдельные периоды кочевникам удавалось довольно далеко проникать в глубь европейского контингента. Несомненно, именно монгольские племена принесли ген группы В в Восточную Европу и Сибирь”. (Питер Д Адамо, 2003г.) Параллельно велся сбор данных о группах крови жителей поселка Яр-Сале. Накопление банка данных представило нам возможность установить имеющиеся соотношения групп крови местной популяции населения, сопоставить с данными научной литературы о концентрации генов по системе АВО в отдельно взятых регионах. Результаты исследования следующие: коренное население полуострова Ямал имеют соотношение групп крови: 28(0):24 (А):36(В):12(АВ). Значительное преобладание группы крови с антигеном В по сравнению с соотношением других групп дает право на подтверждение гипотезы о происхождении местного населения как выходцев самодийских народов из южно – сибирской прародины. Самодийцы, пришедшие из южной Сибири, неся ген группы крови В, доминантный по отношению к гену группы крови О аборигенных племен, принесли им шанс на выживание, так как ген В более приспособлен к меняющемуся климату, мутирующим болезнетворным бактериям, животной пище.

Проведенные исследования в области изучения архивных медицинских документов подтверждают зависимость заболеваемости туберкулезом (туберкулез – самое распространенное заболевание среди коренного населения) от принадлежности к той или другой группе крови. Статистические данные показали, что склонность к инфекционно – бактериальному заболеванию проявляется у обладателей первой и второй группы.

Тема “Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания”.

Исследовательская работа заключалась в изучении зависимости состояния здоровья учащихся от организации правильного и рационального питания. Для исследования взяты были две группы учащихся: воспитанники школы – интерната и приходящие дети.

Изучаемые группы учащихся отличаются не только режимом питания, но главное – эти группы принадлежат к различным группам этноса, которые генетически отличаются целым рядом пищеварительных ферментов, эволюционно отобранных в процессе истории развития питания предков. Первая группа – дети коренных жителей Ямала. Рацион питания предков в основном содержал продукты животного происхождения (оленина, рыба). Современное питание в условиях проживания в интернате предоставляет возможность употрeбллять продукты растительного и животного происхождения.

Вторая группа – поселковые дети в преобладающем большинстве относятся к группе славянских народов. Национальная кухня славян исторически состояла из натуральных продуктов растительного происхождения и молочных продуктов. В современных условиях в рационе питания приходящих детей преобладающими стали мясные продукты иностранного производства и рафинированные продукты с различными видами добавок.

Результативность исследований.

1. Уровень состояния здоровья детей интерната выше по сравнению с уровнем здоровья приходящих детей.

Хронические заболевания детей по результатам медицинского осмотра:

Наименование заболеваний

Интернат

Поселок

Ожирение

-

4

Хронический гастрит

2

6

Гастрит

-

15

Хронический гастродоуденит

-

4

Синдром раздражения кишечника

1

10

Гастродоуденит

-

7

ДЖВП

1

1

Всего хронических заболеваний

4

47

Сравнение количества пропусков по болезни группы учащихся интерната и поселковых детей

Число пропусков учебных дней

Интернат

Поселок

1 четверть

23

65

2 четверть

30

78

3 четверть

25

80

4 четверть

50

55

Учебный год

128

288

  • Продукты питания, употрeбляемые воспитанниками интерната, содержат правильно сбалансированные питательные вещества. Ассортимент продуктов содержит вещества в основном натуральные белки, жиры, углеводы, которые делают питание более разнообразным, адекватным и экологически неопасным.
  • Продукты питания, предпочитаемые исследованной группой поселковых детей, включает в себя продукты, которые содержат в себе большое количество добавок, состав ингредиентов которых не отвечает основным правилам питания: адекватность наследственности, экологическая чистота, разнообразие и сбалансированность питательных веществ.

Несмотря на разные названия исследовательских работ, их объединяет общая тематика: здоровье человека и окружающая среда. Все исследовательские работы связаны с местным материалом, особенностями пребывания человека в суровых условиях Заполярья.

Выбранная тематика исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством к изменению собственного образа жизни, приближенного его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к здоровью.

При проведении исследовательских работ и участия в научном обществе формируется молодежная интеллектуальная среда. Школьники – исследователи, по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой в группе. Своими убеждениями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья. Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Более того, исследования в образовании убирают идею ведущей роли “заучивания по указке” и приводят к позиции совместного поиска неизвестного. А это принципиально изменяет особенности взаимоотношений между учителем и учеником, делает их все более продуктивными как для одной, так и для другой стороны.



Комментарии:

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

09 10 2025 7:36:56

Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"


    Тема урока: "Рыбы – водные позвоночные животные"

      Урок изучения нового материала, ученики работают в группах. Каждая группа изучает по одной системе органов класса рыб, на примере речного окуня, сравнивая с аналогичной системой китов. В конце урока учащиеся отвечают на проблемный вопрос урока: кит – это рыба? Урок сопровождается презентацией....

08 10 2025 10:30:16

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"


    Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

      Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

07 10 2025 23:22:35

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

06 10 2025 20:20:52

Рациональное питание


    Рациональное питание

      Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....

05 10 2025 11:47:48

Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"


    Занимательный урок по биологии "Мифы и легенды животного мира"

      Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....

04 10 2025 14:53:52

Глобальные проблемы современности: "парниковый эффект" (экологическое занятие с использованием приемов технологии критического мышления)

В курсе изучения естественных дисциплин важное место уделяется пониманию экологических проблем современности – как локального, регионального, так и глобального хаpaктера. Одним из трех "подарков" человека самому себе является проблема парникового эффекта. ...

03 10 2025 5:14:25

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

02 10 2025 23:58:58

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"


    Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

      Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....

01 10 2025 11:33:16

Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс


    Тема урока: "Класс насекомые. Отряд чешуекрылые". 7-й класс

      Урок построен на основе краеведческого материала с использованием элементов личностно ориентированных технологий. На уроке использовались разнообразные формы и методы: фронтальная, парная, групповая работа, метод эвристической беседы, проблемной ситуации. Это позволило создать условия для совместной творческой деятельности, проявления индивидуальных способностей и возможностей учащихся. ...

30 09 2025 15:38:45

Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"


    Урок "Хаpaктеристика растений семейства Лилийные"

      Вашему вниманию предлагается разработка урока для учащихся 7-го класса по программе Н.И.Сонина. Цели урока: изучить хаpaктерные особенности семейства Лилейных на примере некоторых видов растений, познакомить учащихся с пpaктическим использованием этих растений и редкими исчезающими видами Лилейных. Развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся через применение нетрадиционных форм и методов обучения. Конспект урока сопровождается презентацией....

29 09 2025 9:33:36

Взаимоотношения между организмами


    Взаимоотношения между организмами

      Разработка позволяет обогатить знания учащихся о влиянии биотических факторов на организм, рассмотреть вид и популяцию с новой для учащихся - экологической - точки зрения, а также обратить внимание на сложность проявления биотических связей (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние) и их главные результаты для жизни видов....

28 09 2025 0:11:11

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

27 09 2025 18:29:31

Урок "Удивительный мир грибов"


    Урок "Удивительный мир грибов"

      Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

26 09 2025 11:16:14

Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"


    Методическая разработка занятия по теме "Жизнь птиц зимой"

      Методическая разработка продолжает цикл занятий, представляющих программу обучения объединения «Орнитологи». Данное занятие – первый шаг к знакомству с жизнью зимующих птиц. Овладение знаниями и умениями составляет для ребенка специальную задачу. Для закрепления полученного результата нужно время для самостоятельного изучения, наблюдения за птицами. Основным критерием и показателем результативности становится заинтересованность обучающихся данной темой....

25 09 2025 23:40:43

Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

      План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....

24 09 2025 19:32:47

Лизосомы. Строение и функции в клетке

Лизосомы. Строение и функции в клетке Главная задача лизосом – внутриклеточное переваривание (расщепление биополимеров), для этого органеллы имеют специальный набор гидролитических ферментов (сегодня известно около 60 видов)...

23 09 2025 14:28:53

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"


    Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

22 09 2025 1:57:19

Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"


    Методическая разработка урока по теме: "Царство Грибы — общая хаpaктеристика"

      Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....

21 09 2025 9:26:10

Биологическая игра "Орнитолог"


    Биологическая игра "Орнитолог"

      Биологическая игра «Орнитолог» предлагается школьникам 7-х классов как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии птиц Хабаровского края, Нижнего Амура. В процессе игры «Орнитолог» развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его – цель игры....

20 09 2025 17:43:39

Строение и жизнедеятельность бактерий


    Строение и жизнедеятельность бактерий

      На занятии у учащихся формируется представление о бактериях; сосредотачивается внимание на особенностях строения и жизнедеятельности бактерий....

19 09 2025 0:25:44

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

18 09 2025 13:34:50

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"


    Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

      Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, пpaктические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

17 09 2025 12:53:11

План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"


    План урока биологии по теме "Клетка - элементарная частица живого"

      Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия. ...

16 09 2025 5:20:26

Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)


    Урок по теме "Физические и химические явления" (5-й класс)

      Урок помогает выработать умения выявлять явления и находить различия между ними, формирует представление о физических и химических явлениях. С помощью задания для интеpaктивной доски, малых фольклорных форм учащиеся самостоятельно находят и выделяют явления. Демонстрационные опыты помогают выявить различия между физическими и химическими явлениями. ...

15 09 2025 12:17:30

Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"


    Открытый урок в 5-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Охрана природы"

      Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор. ...

14 09 2025 23:28:47

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

13 09 2025 0:44:16

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

12 09 2025 11:57:43

Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения


    Компетентностная педагогика на уроках биологии. Опыт внедрения

      Педагог может вооружить учащегося инструментом для реализации способностей самостоятельно. Этим инструментом является компетенция «уметь учиться». Для формирования данной компетенции, обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно и учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности. Такую форму работы предлагает инновационный курс «Компетентностная педагогика»....

11 09 2025 11:39:48

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

10 09 2025 15:28:30

Творческая роль естественного отбора

Творческая роль естественного отбора Накопление полезных изменений в организмах приводит к крупным изменениям в природе. В этом заключается творческая роль естественного отбора в эволюции....

09 09 2025 1:51:48

Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Витамины – чудесные вещества". 8-й класс

      Урок проводится в виде устного журнала. Используются выступления учащихся, презентации. Красочно оформлены: выставка книг и журналов; коллекция зерновых знаков (ботаника); полезных и натуральных продуктов питания; лекарственных средств из аптеки (витаминов); салатов, приготовленных учениками заранее (технология)....

08 09 2025 1:14:58

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

07 09 2025 2:11:47

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

06 09 2025 20:51:42

Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"


    Урок биологии по теме "Зрительный анализатор"

      Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....

05 09 2025 4:34:13

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

04 09 2025 11:41:24

Выгонка луковичных растений в школе


    Выгонка луковичных растений в школе

      В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится хаpaктеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

03 09 2025 17:30:15

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

      Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

02 09 2025 6:52:22

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях


    Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях

      Урок биологии в 8-м классе, на котором рассматриваются причины и меры профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, виды кровотечений. В ходе пpaктикума закрепляются навыки оказания первой помощи при кровотечениях. ...

01 09 2025 6:40:38

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

31 08 2025 1:35:49

Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс


    Тема урока: "Гигиена дыхания". 8-й класс

      Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....

30 08 2025 14:10:21

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

29 08 2025 22:56:21

Одноклеточные животные, или Простейшие


    Одноклеточные животные, или Простейшие

      Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

28 08 2025 13:39:23

Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика


    Глобальное экологическое мышление – основа гармоничного развития личности ученика

      Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....

27 08 2025 12:27:19

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

26 08 2025 12:34:42

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

25 08 2025 18:15:47

Строение видоизмененных подземных побегов и их значение


    Строение видоизмененных подземных побегов и их значение

      Учащиеся на уроке рассматривают строение подземных видоизменённых побегов и устанавливают черты сходства с надземным побегом. Развивают умение определять органы растения, выделять их биологическое и хозяйственное значение. Продолжается развитие навыков работы с наглядными пособиями и живыми объектами (клубнями картофеля, луковицей репчатого лука, корневищами растений)....

24 08 2025 23:11:54

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс


    Тема урока "Внешнее и внутреннее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся знакомятся со строением листа, с простыми и сложными типами листьев, типом жилкования, расположением листьев на стeбле. Изучаются двудольные и однодольные растения....

23 08 2025 19:35:41

Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс


    Тематические зачеты. "Биология. Человек". 8-й класс

      Зачетные уроки не только позволяют оценивать знания, умения и навыки обучающихся, но и способствуют их развитию и совершенствованию, закреплению исследовательских и пpaктических навыков, установлению межпредметных связей и использованию знаний в новых нестандартных ситуациях....

22 08 2025 4:44:36

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

21 08 2025 13:47:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::