Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера


    Актуальность тематики исследовательских работ в условиях сельской школы Крайнего Севера

В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения.

Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям:

  • урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты.
  • внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности.

Основным описанием опыта моей работы будет второе направление: внеурочная учебно-исследовательская деятельность как главный фактор появления творческих способностей учащихся. При организации этого вида деятельности четко выделяются четыре этапа: 1) диагностика, 2) определение темы, целей, постановка задач, 3) выполнение работы, 4) защита.

Обязательным условием развития творческих способностей учащихся является устранение доминирующей роли педагога. Самое сложное для учителя – научиться быть консультантом и удерживаться от прямых подсказок. Очень важно правильно направить работу учащегося на то, чтобы он сам нашел истину, которая, возможно, уже известна, но для себя ребенок делает открытие, исследовав тот или иной процесс. Роль педагога различна на различных этапах организации исследовательской работы.

1 этап. ДИАГНОСТИКА

Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей.

2 этап. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ, ЦЕЛЕЙ, ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ

На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.

3 этап. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ

Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.

4 этап. ЗАЩИТА (АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

На этом этапе учитель и ученик (ученики) – равноправные партнеры.

На всех этапах исследовательской работы необходима искренняя поддержка руководителя – часто от этого зависит общий исход дела.

На этапе диагностики учитывается, в первую очередь, желание ученика и целый ряд качеств: исполнительность, трудоспособность, умение доводить дело до конца и т. п.

На втором этапе происходит выбор и формирование заинтересовавшей темы. Главное на этом этапе – заинтересованность школьников выбранной и сформулированной ими темой. От этого во многом зависит результат работы. Ребятам бывает довольно сложно самостоятельно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. В некоторых случаях юные исследователи ставят перед собой такие цели, которые выполнить не всегда под силу научным институтам. Приходится корректно объяснять бесперспективность завышенных задач. Определяются реально возможные и выполнимые в условиях школы цели и задачи, намечаются пути их выполнения, а точнее избираются методы исследования. При выборе темы предпочтение отдается темам, актуальным современности и тесно связанным с условиями пребывания человека на Севере.

Самый трудоемкий и длительные этап - этап выполнения работы. Он начинается с поиска информации и занимает длительное время по знакомству с научной литературой, которая содержит определенные сведения по данному вопросу. Этот этап включает общение ученика с руководителем, со сверстниками (зачастую это проведение разных анкет), учителями школы, может включать запрос в различные учреждения поселка в зависимости от избранной темы:

  • центральная районная больница
  • станция переливания крови
  • представительство окружного комитета статистики в Ямальском районе
  • районный краеведческий музей
  • санэпидемстанция района и т.п.

Обязательно ведется поиск по данному вопросу в компьютерных базах данных через компьютерные сети. Использование информационно-коммуникационных технологий стали неотъемлемой частью работы с учащимися при занятиях совместной исследовательской работой. Данные Интернета позволяют добыть необходимую информацию, использовать иллюстрированный материал для приготовления презентаций научно-исследовательской работы. Важно при этом отметить, что уровень приготовления презентаций растет с каждой последующей работой. Очень часто они могут служить наглядным примером к девизу: “Учитель, учись в ученика!”

После того, как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие требованиям. Полученный материал систематизируется, а затем проводится анализ полученных данных или результатов, выявляются закономерности, заполняются таблицы, строятся графики и диаграммы. Работа после этого рецензируется и оформляется. Большое внимание уделяется оформлению работы и технологии ее презентации.

Последний этап – защита работы на конференции (вначале школьной, потом районной, а дальше окружной, Всероссийской). Наши учащиеся понимают, сколько сил, знаний и времени вкладывается в каждое исследование, стараются достойно представить свою работу на конференциях различных уровней.

Остановлюсь выборочно на конкретных темах исследования, которые были проведены моими учащимися за последние три учебных года.

Тема “Влияние разработки углеводородного сырья на территории муниципального образования Ямальский район на состояние экологии. Прогнозируемые последствия ухудшения экологической обстановки

Рассматривая вопросы экологии Ямала в различных направлениях, ставится реально выполнимая в условиях школы цель исследования:

  • Исследовать экологическую ситуацию в местах традиционного природопользования;
  • Способствовать путем информационного оповещения предотвращению ухудшения экологии полуострова Ямал.

Выдвинутая вначале исследования гипотеза: “Нерациональное использование природно-ресурсного потенциала на территории полуострова Ямал неизбежно ведет к сокращению площади территорий, занятых традиционным природопользованием” рассматривалась с использованием широкого набора методов исследования:

  • Изучения научной литературы по состоянию экономического и экологического природного комплекса данных по развитию оленеводства и рыбодобычи на полуострове Ямал с 1980 по 2004 год.
  • Сотрудничество с работниками краеведческого музея и комитета по развитию агропромышленного комплекса и делам малочисленных народов Севера администрации муниципального образования Ямальский район.
  • Социологический опрос коренного населения, ведущего кочевой образ жизни.

Творческая работа, поднимая одну из важнейших проблем современности – тему экологии окружающей среды, рассматривает эту проблему в более глубоком психологическом плане - сохранение “экологии души” целого народа и представляет собой исследование, обоснованное на статистических фактах, наблюдениях реалий современной жизни. Результаты исследования подтверждают, что экологическая обстановка на территории Ямала значительно ухудшилась, что естественным образом сказалось на сокращении важнейших отраслей традиционного хозяйствования - оленеводства и рыбодобычи. В последнее время произошел заметный спад численности поголовья оленей во всех категориях хозяйств. Неразумное истрeбление рыбы приводит к сокращению рыбных запасов. Сокращение улова рыбы также напрямую связано с промышленным освоением полуострова Ямал. Подтверждением этому служит сравнение состояния воды реки Мордыяхи (Бованенковское месторождение) вначале восьмидесятых годов и в 2004 году.

Параметры

Начало восьмидесятых годов

2004

рН

4,2

7,8

Железо

0, 27

0, 63

Кремний

0, 8

1,4

Кальций

4, 28

6,0

Магний

4,9

6,73

Натрий

6,85

18, 4

Хлориды

14,0

22, 36

Сульфаты

3, 84

24,0

Выводы исследовательской работы. Ямал - стратегическая база России в области добычи углеводородного сырья, при условии дальнейшего ухудшения экологической обстановки, в недалеком будущем (2050г.) может превратиться в территорию, закрытую на “карантин”, а на восстановление экологической безопасности потребуется много лет.

Данная работа была достойно представлена на Международной молодежной конференции по окружающей среде в г. Санкт – Петербурге и удостоена нескольких дипломов. (Приложение 1)

Тема “Экология и здоровье - тесная связь”

Актуальность избранной тематики вызвана тем, что проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими изменениями, обрушившимися на территорию округа в результате формирования Западно-Сибирского топливно- энергетического комплекса. Резко изменившиеся за последние десятилетия условия жизни народов Севера не всегда благоприятно действуют на их здоровье.

Исследовательская работа велась в двух направлениях:

  • Изучение статистических данных о состоянии здоровья коренного населения (разных возрастных групп) по Ямальскому району и Ямало-Ненецкому автономному округу.
  • Изучение наиболее распространенных заболеваний среди ненцев в прошлом (18 - 19 столетие).

Изучение структуры общей заболеваемости коренных жителей Ямало-Ненцкого автономного округа дало следующие результаты:

1. В структуре общей заболеваемости жителей ЯНАО первое место занимают заболевания органов дыхания – 54,2%. На втором месте – болезни нервной системы и органов чувств – 11, 7%. На третьем – инфекционные и паразитарные болезни – 9,3%. На четвертом месте – болезни кожи и подкожной клетчатки. Психические расстройства занимают девятое место. Динамика заболеваний подростков выглядит несколько иначе. Первое место занимают болезни органов дыхания – 30%. Второе место – болезни нервной системы и органов чувств – 21, 8%. Третье место – болезни органов пищеварения – 8%. Четвертое место – травмы и отравления. Ранговые места общей заболеваемости у подростков в ЯНАО и России совпадают в 7 случаях, в т.ч., занимающие первые четыре места. А вот класс психических расстройств по округу находится на пятом месте (47,8), в то время как по России – на десятом. Произошел преимущественный рост числа заболеваний эндокринной системы, болезней нервной системы и органов чувств, новообразований, болезней системы кровообращения

Мониторинг генетического здоровья населения округа показал тесную связь генетических повреждений у детей и суммарного загрязнения районов проживания.

Анализ заболеваний у разных групп населения был сделан самостоятельно, исходя из пользования первоисточниками (Результаты медицинского осмотра коренного населения по району за 2003–2006 годы).

Статистические данные показывают, что ранговые места общей заболеваемости у разных групп населения совпадают с данными по округу. Вот только в районе на втором месте у взрослого населения и детей находятся инфекционные заболевания, а по округу они находятся на третьем месте.

Изучая статистические данные об уровнях различных заболеваний, не возможно было не заметить значительных различий между уровнем психических заболеваний в районе и округе у разных групп населения. Если по округу психические заболевания у взрослых находятся на девятом месте, то у подростков они выходят на пятое место. По району психические расстройства занимают пятое место даже у взрослого населения. В районе отмечается рост заболевания психическими болезнями. Причем количество больных с умственной отсталостью увеличивается из года в год. В сравнении: за 3 последних года (абс. ч. 202 – 296 – 322 больных). На учете в консультативной группе у психиатра состоит 394 человека, из них 30,4% дети. Четвертую часть всех детей – инвалидов до 18 лет составляют дети с умственной отсталостью и ограниченными возможностями адаптации к изменяющимся условиям окружающей среды. Причин здесь может быть несколько, не исключая ухудшение экологической ситуации в районе, вызванной химическими загряз нениями воды, воздуха. Важной, если не одной из главных причин, может быть, недостаток йода в организме. Дефицит йода угрожает каждому второму россиянину. Природно-обусловленный дефицит йода в биосфере формирует одну из главных экологических проблем в России и здесь, на полуострове Ямал. Ямальский район относится к территории, эндемичной по дефициту йода. Помимо выраженных форм умственной отсталости, дефицит йода обуславливает снижение интеллектуального, образовательного, профессионального потенциала населения, проживающего в зоне йодной недостаточности, особенно среди жителей коренной национальности. Проблема здоровья ненцев, как и других народов Севера, усугубляется глобальными экологическими факторами и изменениями, обрушившимися на территорию округа в связи с использованием недр.

Тема “Группы крови: происхождение, предрасположенность к заболеваниям”. Исследовательская работа посвящена вопросу изучения групп крови и установлению связи заболевания с определенной группой крови. Исследования проводились с учетом рассмотрения исторического происхождения коренного населения. Изучение специальной литературы про группы крови предоставило следующую информацию: ученые считают, что поток кочевников монгольских племен носителей группы крови с антигеном В продвигался к северу по направлению к территории современной Сибири. “В отдельные периоды кочевникам удавалось довольно далеко проникать в глубь европейского контингента. Несомненно, именно монгольские племена принесли ген группы В в Восточную Европу и Сибирь”. (Питер Д Адамо, 2003г.) Параллельно велся сбор данных о группах крови жителей поселка Яр-Сале. Накопление банка данных представило нам возможность установить имеющиеся соотношения групп крови местной популяции населения, сопоставить с данными научной литературы о концентрации генов по системе АВО в отдельно взятых регионах. Результаты исследования следующие: коренное население полуострова Ямал имеют соотношение групп крови: 28(0):24 (А):36(В):12(АВ). Значительное преобладание группы крови с антигеном В по сравнению с соотношением других групп дает право на подтверждение гипотезы о происхождении местного населения как выходцев самодийских народов из южно – сибирской прародины. Самодийцы, пришедшие из южной Сибири, неся ген группы крови В, доминантный по отношению к гену группы крови О аборигенных племен, принесли им шанс на выживание, так как ген В более приспособлен к меняющемуся климату, мутирующим болезнетворным бактериям, животной пище.

Проведенные исследования в области изучения архивных медицинских документов подтверждают зависимость заболеваемости туберкулезом (туберкулез – самое распространенное заболевание среди коренного населения) от принадлежности к той или другой группе крови. Статистические данные показали, что склонность к инфекционно – бактериальному заболеванию проявляется у обладателей первой и второй группы.

Тема “Здоровье и проблемы рационального и безопасного питания”.

Исследовательская работа заключалась в изучении зависимости состояния здоровья учащихся от организации правильного и рационального питания. Для исследования взяты были две группы учащихся: воспитанники школы – интерната и приходящие дети.

Изучаемые группы учащихся отличаются не только режимом питания, но главное – эти группы принадлежат к различным группам этноса, которые генетически отличаются целым рядом пищеварительных ферментов, эволюционно отобранных в процессе истории развития питания предков. Первая группа – дети коренных жителей Ямала. Рацион питания предков в основном содержал продукты животного происхождения (оленина, рыба). Современное питание в условиях проживания в интернате предоставляет возможность употрeбллять продукты растительного и животного происхождения.

Вторая группа – поселковые дети в преобладающем большинстве относятся к группе славянских народов. Национальная кухня славян исторически состояла из натуральных продуктов растительного происхождения и молочных продуктов. В современных условиях в рационе питания приходящих детей преобладающими стали мясные продукты иностранного производства и рафинированные продукты с различными видами добавок.

Результативность исследований.

1. Уровень состояния здоровья детей интерната выше по сравнению с уровнем здоровья приходящих детей.

Хронические заболевания детей по результатам медицинского осмотра:

Наименование заболеваний

Интернат

Поселок

Ожирение

-

4

Хронический гастрит

2

6

Гастрит

-

15

Хронический гастродоуденит

-

4

Синдром раздражения кишечника

1

10

Гастродоуденит

-

7

ДЖВП

1

1

Всего хронических заболеваний

4

47

Сравнение количества пропусков по болезни группы учащихся интерната и поселковых детей

Число пропусков учебных дней

Интернат

Поселок

1 четверть

23

65

2 четверть

30

78

3 четверть

25

80

4 четверть

50

55

Учебный год

128

288

  • Продукты питания, употрeбляемые воспитанниками интерната, содержат правильно сбалансированные питательные вещества. Ассортимент продуктов содержит вещества в основном натуральные белки, жиры, углеводы, которые делают питание более разнообразным, адекватным и экологически неопасным.
  • Продукты питания, предпочитаемые исследованной группой поселковых детей, включает в себя продукты, которые содержат в себе большое количество добавок, состав ингредиентов которых не отвечает основным правилам питания: адекватность наследственности, экологическая чистота, разнообразие и сбалансированность питательных веществ.

Несмотря на разные названия исследовательских работ, их объединяет общая тематика: здоровье человека и окружающая среда. Все исследовательские работы связаны с местным материалом, особенностями пребывания человека в суровых условиях Заполярья.

Выбранная тематика исследований, а особенно полученные результаты, являются мощным побудительным средством к изменению собственного образа жизни, приближенного его к здоровому. Полученные знания позволяют выработать более зрелое отношение к здоровью.

При проведении исследовательских работ и участия в научном обществе формируется молодежная интеллектуальная среда. Школьники – исследователи, по мере укрепления уверенности в своей правоте становятся влиятельным ядром в своем классе, значимой в группе. Своими убеждениями, поведением и деятельностью они оказывают позитивное влияние на сверстников, облегчая педагогам воспитательный процесс по формированию культуры здоровья. Эти и другие особенности учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в сфере здоровья позволяют считать ее высокопродуктивной формой воспитания культуры здоровья в молодежной среде. Более того, исследования в образовании убирают идею ведущей роли “заучивания по указке” и приводят к позиции совместного поиска неизвестного. А это принципиально изменяет особенности взаимоотношений между учителем и учеником, делает их все более продуктивными как для одной, так и для другой стороны.



Комментарии:

Воля, эмоции, внимание (8-й класс)


    Воля, эмоции, внимание (8-й класс)

      Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...

27 04 2024 20:22:32

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

26 04 2024 21:14:17

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      Средство модульного обучения – модуль – это целевой функциональный узел, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Это инструкция по достижению цели учебно-познавательной деятельности, индивидуальная программа, содержащая целевой план действий, банк информации, указания по осуществлению самоконтроля, самооценки, самоанализа....

25 04 2024 15:37:23

Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс


    Урок по теме "Фотосинтез". 6-й класс

      На уроке учащиеся проводят эксперименты, доказывающие, какие условия необходимы для фотосинтеза, из каких веществ образуются органические вещества и какие вещества выделяются и поглощаются. ...

24 04 2024 14:15:28

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

23 04 2024 13:28:34

План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе


    План-конспект "четырехтактного" урока по биологии в 6-м классе

      Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....

22 04 2024 9:11:44

Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс


    Лабораторная работа №3 "Знакомство с внешним строением растения". 5-й класс

      Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....

21 04 2024 3:51:38

Проектные технологии на уроках биологии


    Проектные технологии на уроках биологии

      Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

20 04 2024 19:32:51

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

19 04 2024 1:26:55

Урок-исследование "Основы рационального питания"


    Урок-исследование "Основы рационального питания"

      Урок-исследование разработан для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ, в программу которых включена новая дисциплина «валеология». В процессе учащиеся знакомятся с принципами рационального питания, рассчитывают количество затраченной энергии в сутки, составляют буклет-меню «Суточный рацион питания», который является продуктом урока. ...

18 04 2024 0:16:44

Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"


    Урок-пpaктикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

      Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

17 04 2024 4:24:39

Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"


    Урок с использованием ИКТ "Общие сведения о животном мире"

      В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....

16 04 2024 7:36:53

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс


    Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

      Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....

15 04 2024 6:59:12

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

14 04 2024 0:35:42

Виртуальная мини-экскурсия в тропики


    Виртуальная мини-экскурсия в тропики

      Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...

13 04 2024 20:27:48

Анализирующее скрещивание и неполное доминирование


    Анализирующее скрещивание и неполное доминирование

      Цель урока - сформировать у школьников понятие "анализирующее скрещивание", познакомить их с сущностью и причинами неполного доминирования (промежуточного наследования)....

12 04 2024 19:36:15

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"


    Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

      Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

11 04 2024 3:35:20

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

10 04 2024 23:25:29

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

09 04 2024 14:10:14

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

08 04 2024 2:33:21

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

07 04 2024 23:29:47

Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс


    Открытый урок по теме: "Энергетический обмен". 10-й класс

      На уроке вместе с учащимися выясняем, что является источником энергии для всех живых организмов? В результате каких процессов осуществляется образование энергии и ее аккумулирование в клетках? Сколько этапов выделяют в этом процессе? По каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии? В заключение урока - решение авторских задач на тему "Энергетический обмен". ...

06 04 2024 14:17:13

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

05 04 2024 3:54:37

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

04 04 2024 19:16:48

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение

Хвойные растения: хаpaктеристика, представители и значение Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....

03 04 2024 5:14:39

Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы. 9-й класс

Урок общей биологии с доской SMART Вoard. Цель: изучение нового материала, закрепление и систематизация материал по теме, формирование общебиологических понятий – основные свойства живых организмов, химический состав клетки, наука цитология; формирование навыков работы в паре и группе по закреплению и систематизации материала....

02 04 2024 23:32:24

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

01 04 2024 21:45:34

Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Свойства воды" (6-й класс)

      Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....

31 03 2024 12:42:52

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок разработан по программе В.В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

30 03 2024 5:10:52

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

29 03 2024 18:39:56

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

28 03 2024 11:24:57

Урок-исследование по биологии на тем "Исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление своих родословных". 9-й класс

Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....

27 03 2024 17:59:13

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

26 03 2024 19:13:33

Тема урока: "Шляпочные грибы – Базидиомицеты"

Предложенный урок развивает понятия о многообразии живых организмов, изучает особенности строения, питания, размножения шляпочных грибов. ...

25 03 2024 3:27:48

Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"


    Урок-презентация по теме "Класс Брюхоногие моллюски"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Тип Моллюски». На уроке раскрываются особенности брюхоногих моллюсков в связи со средой обитания и образом жизни. Особенностью урока является использование мультимедийной презентации. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной, самостоятельной работ, а также элементов проблемного обучения. ...

24 03 2024 4:41:38

Оплодотворение у растений. Семена и плоды. Биология

Оплодотворение у растений. Семена и плоды.  Биология После опыления происходит оплодотворение —процесс, в ходе которого цветок превращается в плод. Плоды, как и цветки, очень разнообразны. Оплодотворение Пыльцевое...

23 03 2024 18:14:42

Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"


    Программа элективного курса по биологии "Загадки живой клетки"

      Предлагаемый элективный курс содержит сведения о клетке - единице живой природы, предназначен для учащихся профильных классов, проявляющих интерес к цитологии и биохимии. Изучение курса поможет в выборе дальнейшего обучения и профессиональной деятельности. Курс опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении биологии. В процессе занятий предполагается приобретение учащимися опыта поиска информации по предлагаемым вопросам. Учащиеся совершенствуют умения подготовки рефератов, докладов, сообщений по избранной теме, отpaбатывают технику эксперимента. Элективный курс рассчитан на 35 часов. ...

22 03 2024 1:55:26

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

21 03 2024 22:47:15

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

20 03 2024 15:31:47

Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"


    Внеклассное мероприятие по биологии с элементами экологии "Счастливый случай"

      Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов. Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся. ...

19 03 2024 23:49:29

Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"


    Урок по курсу "Введение в природопользование" в 9-м классе на тему: "Влияние человека на ландшафт"

      Введение в природоведение, 9-й класс. Урок-занятие "Влияние человека на ландшафт" будет интересен не только с позиции выбора профиля обучения, но и с точки зрения экологической грамотности и формирования экологической ответственности каждого гражданина России. Урок проводится с использованием элементов урока "критического мышления". На заключительном этапе урока ученики выполняют проектную работу по улучшению и благоустройству своего села. ...

18 03 2024 19:35:19

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

17 03 2024 7:37:45

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

16 03 2024 6:24:54

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

15 03 2024 0:32:46

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

14 03 2024 5:54:13

Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"


    Программа элективного курса для учащихся 9 классов "Экология моего города"

      В настоящее время, когда человек испытывает множественное влияние умеренных и экстремальных факторов среды, строение организма, его жизнедеятельность и гигиену необходимо изучить в неразрывной связи с экологическими сведениями. Курс призван научить школьников освоить методику проведения исследований в городской экосистеме и развить оценочное суждения по результатам этих исследований....

13 03 2024 13:20:31

"Птицы - наши друзья"


    "Птицы - наши друзья"

      Обучение и воспитание учеников не должно ограничиваться рамками урока. Нужна внеклассная работа, необходимо учить ребят правильному образу жизни, милосердию, ощущению себя частичкой природы. Предлагаемая работа направлена на решение триединой задачи обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе. ...

12 03 2024 4:36:50

Использование ТРИЗ на уроках биологии


    Использование ТРИЗ на уроках биологии

      Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....

11 03 2024 5:55:47

Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс


    Урок-модуль "Взаимоотношения между организмами", общая биология, 11-й класс

      В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения. ...

10 03 2024 10:44:59

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

09 03 2024 19:42:49

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::