Мастерская: "Сны в облаках"
Цель мастерской: попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов.
Этапы мастерской:
Способ входного деления участников мастерской на группы заключается в выполнении присутствующими шутливого теста о сновидениях, в котором школьникам предлагается 6 вопросов и варианты ответа на них, за выбор каждого из вариантов начисляется определённое количество баллов /Приложение 1/. После выполнения теста баллы суммируются. Баллы необходимы для деления учащихся на 3 или 4 группы. Например, от 1 до 5 баллов - 1 группа, от 6 до 10 - 2 группа и от 11 до 15 - 3 группа. Участники просто получают сумму баллов, выполнив этот тест, её значение остаётся скрытым и используется в дальнейших заданиях для разделения всех школьников на группы.
Когда мы смотрим на небо, то нас поражают облака, они такие разные, такие изменчивые, подвижные. И жизнь их мимолётна, как мимолётна жизнь наших снов. Каждому участнику предлагается вырезать из бумаги облако любого размера и формы из двух альбомных листов, сложенных вместе. Таким образом, у каждого получится два одинаковых облака, они послужат предварительной заготовкой для дальнейшей работы и пока откладываются в сторону.
Мастер предлагает каждому участнику, погрузившись в воспоминания, записать свой наиболее яркий, удивительный, запоминающийся сон или несколько снов. Желающие поделятся с присутствующими своими воспоминаниями, если аудитория небольшая, то желательно, чтобы высказались все. Мастер сам тоже может рассказать о своем сне.
Следующее задание - заказ сна. Задание выполняется строго индивидуально, без социализации. Учитель начинает его такими словами: \"Представьте, что существует \"Бюро Заказа Сновидений\". Вы решили позвонить в это бюро. Приятный голос на другом конце провода спрашивает вас:
Ваше эмоциональное состояние?
Место действия?
Время действия?
Ваше присутствие?
Действующие лица?
Крупный план? (что выделить особо)
Основные цвета?
Звуки, музыка?
Другие органы чувств?
Как будете оплачивать свой заказ?
Ответы на эти 10 вопросов ребята записывают на своих листочках. Некоторые элементы этого задания будут использованы в дальнейшем.
Мастер предлагает каждому составить ассоциативный ряд, первое слово этого ряда: \"Сон -: -:.- и т.д.\" . На выполнение задания отводится одна минута, после чего в ассоциативном ряду необходимо выделить одно ключевое слово.
Участникам выдаются небольшие листы бумаги, на которых они должны попытаться дать определение: \"Сновидение - это :\" Причём, необходимо в определение сновидения включить ключевое слово из ассоциативного ряда, выбранное в предыдущем задании. Предлагается подчеркнуть это слово в определении. После выполнения ребята вывешивают свои определения на доску. Участники имеют возможность сопоставить собственное определение, с определениями других участников мастерской. После сравнения мастер добавляет к определениям ребят 5-10 определений того, что такое \"сновидение\" различных авторов /Приложение 2/. Предлагается выбрать одно, наиболее понравившееся определение и записать его себе на листок.
Вслух зачитывается цитата из книги Доминик Бона \"Гала\" о фантастическом бале, куда приглашённых просили явиться одетыми в костюмы из своих снов. Участникам предлагается представить, что они тоже получили приглашение на этот бал. \"Сделайте эскиз костюма из своих снов\" - таковы слова мастера. Ребята выполняют задание, рисуя на отдельных листочках костюм, в котором они бы отправились на этот бал. Затем следует афиширование работ с комментариями.
Следующее задание предполагает групповую работу. Деление на группы определяется по шутливому тесту, который школьники выполняли в начале занятия. В зависимости о количества набранных суммарных баллов участники делятся на 4 группы. Каждой группе выдаются одинаковые литературные тексты. Это подборки из различных художественных произведений, в которых есть описание сновидений. /Приложение3
/. Группы получают задание: ознакомившись с текстами, выписать знакомые состояния, предметы, действия, символы, которые встречаются и в ваших снах. Можно выписывать всё, что \"зацепило\" вас в текстах. Выписываемое предлагается поделить на две колонки - \"приятное\" и \"неприятное\". После выполнения этого задания , на которое отводится 10-15 минут, учащимся необходимо выбрать из каждой колонки по одному ключевому слову и составить с ними два предложения - \"приятное\" и \"неприятное\". Затем предлагается объединить эти два предложения в одно - новое. Эти вновь созданные предложения зачитываются участниками вслух, а слушатели пытаются угадать ключевые слова и записывают чужие, понравившиеся предложения. Так как мастерская достаточно длительная после этого задания разумно сделать перерыв на 5-10 минут.Каждая группа жребием получает одну из четырёх картин: Ф.Гойя \"Сон разума рождает чудовищ\", С.Дали \"Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения\", О. Булгакова \"Сон художника\" и А.Кошкин \"Сон в летнюю ночь\". Мастер рассказывает всем такую историю: \"Представьте, что вы, сидящие в одной группе все братья и сёстры, живущие летом в деревне у своего деда. Однажды вы залезли на чердак своего дома и там, в старом сундуке вашего дедушки среди прочих вещей нашли картину вашего деда. Каковы ваши мысли и чувства по поводу этой картины? Что имел в виду ваш дед, когда рисовал такую картину?\" Следует групповое обсуждение и социализация. Затем мастер продолжает: \"В этом же сундуке вы нашли листок, на котором дедушка записал свой сон. Этот текст не имеет названия /Приложение 4/. Задание группе - выпишите некоторые важные компоненты этого текста, имеющие на ваш взгляд символическое значение. Поставьте тире напротив каждого из символов и объясните, что может означать данный символ. Предложите общее заглавие тексту. После этой работы проводится социализация названий, а также мастер на доске выписывает все найденные символы и варианты их значений.
Заключительное задание в мастерской. Учитель говорит: \"А теперь представьте, что под впечатлением всего увиденного в течение дня, вы отправляетесь спать и видите СОН. Сочините свой СОН, но с небольшой хитростью. Действующие лица вашего сна возьмите из задания \"Заказ сновидений\", а Время и Место вашего сна определяют ваши соседи справа и слева соответственно, также взяв их из своего заказа сновидения. При сочинении вашего сна можно использовать всё, с чем вы работали на мастерской. СОН свой записываем на одном облаке, которое мы вырезали в начале занятия, а на втором облаке рисуем иллюстрацию к вашему сну, отражающую содержание текста. Рисунок может быть выполнен фломастерами, карандашами, ручками, но лучше воспользоваться красками. На эту работу отводится до 20 минут. После выполнения заключительного задания проводится афиширование, обсуждение, рефлексия, ответы на вопросы.
Комментарии:
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
01 04 2025 5:42:48
Урок раскрывает сущность взглядов на разнообразие живых организмов в разных периодах развития человеческой мысли, закрепляет умения учащихся делать обобщения и анализировать различные взгляды на живую природу, развивает умение систематизировать материал....
31 03 2025 3:18:34
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
30 03 2025 6:21:38
Урок в 7-м классе углубляет знания об отличительных чертах организации водорослей, показывает их разнообразие, знакомит с основными отделами, на которые подразделяют водоросли в зависимости от особенностей их строения, рассматривает приспособленность основных представителей к жизни в различных условиях среды, значение водорослей в природе и народном хозяйстве; продолжает формирование умений узнавать изученные водоросли, обосновывать их принадлежность к тому или иному отделу.
...
29 03 2025 12:14:14
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
28 03 2025 18:21:21
Учащиеся знакомятся со строением кожи и функциями кожи, волос и ногтей. Выpaбатываются навыки установления связи между строением и функциями кожи....
27 03 2025 14:53:20
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
26 03 2025 11:13:59
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
25 03 2025 0:54:17
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
24 03 2025 10:58:27
На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе.
...
23 03 2025 22:56:48
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
22 03 2025 23:13:50
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
21 03 2025 4:48:54
Представлен заключительный урок по курсу 8-го класса "Влияние курения на организм человека".
...
20 03 2025 18:18:29
Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....
19 03 2025 11:44:20
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
18 03 2025 22:32:28
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
17 03 2025 15:31:34
Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей.
...
16 03 2025 19:44:32
Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала.
Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....
15 03 2025 0:18:42
Областная экологическая акция «Живи, лес!» была проведена с целью привлечения внимания учащихся к проблемам сохранения, восстановления и преумножения российских лесов и активизации природоохранной деятельности школьников Кемеровской области....
14 03 2025 0:25:36

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
13 03 2025 4:39:27
Урок "Гигиена сердечно-сосудистой системы", проводимый в форме конференции, позволяет ученикам побывать в ролях врачей, лаборантов, тренеров, проявить творчество, самостоятельность в поиске решений проблемных ситуаций. Знания, которые получают школьники на уроке, актуальны не только с точки зрения приобретения ЗУН, но создают условия для формирования у подрастающего поколении потребности в укреплении и сохранении своего здоровья.
...
12 03 2025 8:26:46
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
11 03 2025 19:10:59
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
10 03 2025 0:44:51
Разработка урока позволяет в игровой форме и на научной основе сформировать у учащихся понятие о воздушном питании растений, раскрыть роль зеленых насаждений для биосферы, расширить кругозор. Ученики с удовольствием играют роль ученых, проводят опыты, делают выводы и эксперименты для доказательства воздушного питания у растений. Материалы урока позволяют научить детей сравнению, обобщению и помогают развитию интереса к предмету....
09 03 2025 9:57:52
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
08 03 2025 7:55:21
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
07 03 2025 22:56:54
Урок проводится с использованием презентации и электронного учебника «Биология. Человек», 8-й класс. Использование данных материалов разнообразит учебный процесс, повышает интерес к изучаемой теме и помогает учащимся разобраться в сложных биологических понятиях.
...
06 03 2025 21:55:17
Интересно и увлекательно проходил урок состязаний в 8-м классе по теме "Рыбы" – "Особенности рыбной ловли", разработку которого я предлагаю вашему вниманию.
Целью урока были не только закрепление, углубление и систематизация знаний учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности рыб как водных позвоночных животных, но и приобщение учащихся к активному обучению, развитие их учебно-познавательных умений и навыков.
Разнообразие конкурсных заданий вносит оживление и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, чувство соревнования, взаимопомощь. Уроки по игровой методике существенно повышают интерес учащихся к предмету, позволяют им лучше запоминать формулировки, определения, "раскрепощают" ученика, его мышление. Кроме того, урок, проведенный в игровой форме, может служить отправной точкой в возникновении у ребят интереса к изучаемому предмету.
...
05 03 2025 12:51:18
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
04 03 2025 21:59:18
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
03 03 2025 11:19:20
Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока.
...
02 03 2025 19:15:56
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
01 03 2025 12:26:44
Урок проводится в форме презентации. Для достижения целей используются информационные технологии, позволяющие получить знания в интересном, доступном виде. Урок строится на творческой деятельности учащихся, самостоятельном добывании знаний и представлении на публике.
...
28 02 2025 19:15:14
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
27 02 2025 2:21:54
Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....
26 02 2025 22:52:22
В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....
25 02 2025 3:12:27
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
24 02 2025 3:50:24
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся.
...
23 02 2025 2:31:21
Представленная статья содержит сведения о том, как творчески подойти к проведению заключительного урока по биологии у выпускников школы....
22 02 2025 15:58:27
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
21 02 2025 21:15:31
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
20 02 2025 6:52:39
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
19 02 2025 16:41:15

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
18 02 2025 7:11:16
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
17 02 2025 6:26:16
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
16 02 2025 17:10:10
Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....
15 02 2025 2:19:39
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
14 02 2025 4:16:32
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
13 02 2025 14:15:20
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
12 02 2025 11:30:47
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
11 02 2025 8:42:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::