Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене
«Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин.»
Федор Достоевский
«Природа… будит в нас потребность любви.»
Иван Тургенев
«Человек не может воздействовать на природу, не может завладеть никакой из ее сил,
если не знает законов природы, не умеет измерять и вычислять их.
Знание и изучение
суть радость и право человечества; они суть части народного богатства
и нередко замена благ, слишком скудно распределенных природой.»
Александр Гумбольдт
«Все стремления и усилия природы завершаются человеком;
к нему они стремятся, в него впадают, как в океан.»
Александр Герцен
Наша природа погибает. Причина этого: неправильное использование человеком природных ресурсов, непонимание уязвимости природы, желание обогатиться и многое другое. Без природы, человечество не выживет. Ведь только она является нашей прародительницей. Она же дает нам пищу и кров. Она же помогает человеку справляться с душевными переживаниями. Она же дарит нам чувство гармонии. Все это можно перечислять до бесконечности. Ясно только одно, без природы – мы никто!
Изучение природы является важнейшим процессом в познании мира для школьников и для формирования целостной картины мира. Как замечательно, что в школе есть такой предмет, как биология, на котором дети изучают природу и то, как она устроена.
Учителем биологии я работаю уже седьмой год. За это время накопился опыт проведения уроков, направленных на изучение природы. Изучать природу можно на уроке в классе и на уроках–экскурсиях. Эта форма работы наиболее предпочтительна, так как позволяет школьникам непосредственно прикоснуться к природе, изучать растительный и животный мир на пpaктике посредством методов наблюдения, измерения, описания, эксперимента.
Наша школа находится за пределами Российской Федерации в Киргизии. Природа Киргизии уникальна и красива. Чем-то она похожа на природу Алтайского края. Российские школьники имеют уникальную возможность познакомиться с растительным и животным миром другой страны и сравнить его с природой России.
В нашей школе биология преподается по линии учебников Сонина Н.И. Изучение биологии начинается с 5 класса. Учебник называется «Введение в биологию», в 6 классе учебник называется «Биология. Живой организм», в 7 классе учебник называется «Многообразие живых организмов». Рабочая программа составлена так, что уроки-экскурсии по ознакомлению с растительным и животным миром проводятся в 5,6,7 классах.
Особенности поведения уроков-экскурсий
Рабочая программа в 5,6,7 классах составлена так, что сначала школьники знакомятся с теорией, а потом применяют ее на пpaктике. Это помогает прочно усвоить материал. А уроки-экскурсии максимально реализуют метапредметные и предметные результаты.
Учащиеся среднего звена очень любознательны, активны, инициативны. Для них уроки-экскурсии по изучению растительного и животного мира представляются большим приключением. Они с удовольствием фотографируют, делают зарисовки, наблюдают за нашей природой. Для себя я составила определенную методику работы по проведению уроков-экскурсий, с целью максимального достижения поставленных задач и как следствие увеличение познавательного интереса у школьников и мотивации к обучению. Вся моя методика работы состоит из трех этапов. Первый этап – это подготовительная работа. Второй этап – это сама экскурсия. Третий этап – это рефлексия после проведения экскурсии и домашнее задание. Предлагаю познакомиться со всеми этапами методики подробнее.
Первый этап - подготовительная работа
- Предварительно составляю маршрут экскурсии;
- Знакомлюсь с растительным и животным миром на предполагаемой территории проведения экскурсии;
- Составляю памятки по технике безопасности во время проведения экскурсии;
- Уведомляю родителей учащихся о времени и месте проведения экскурсии. Прошу их обеспечить своего ребенка головным убором и непромокаемой обувью;
- Рассказываю учащимся о том, где будет проходить экскурсия, с какими группами растительного и животного мира я их буду знакомить;
- Прошу учащихся приготовить необходимое на их взгляд оборудование за наблюдением за природой.
Второй этап - урок-экскурсия
Учащиеся среднего звена на первых уроках узнали, какое бывает оборудование для наблюдения за природой, какие есть методы изучения природы, закрепили все эта на уроках-пpaктикумах и лабораторных работах. И вот в конце года, весной, проводя уроки-экскурсии, мы возвращаемся к этим темам, тем самым еще более упрочиваем знания школьников. Я прошу ребят принести из дома то оборудование, которое на их взгляд поможет им наблюдать за природой. Это может быть: увеличительное стекло, бинокль, фотоаппарат, диктофон, простой карандаш, блокнот или тетрадь для записи.
За один урок-экскурсию сразу показывать и рассказывать о многих представителях флоры и фауны не рекомендую. Конечно, детям будет интересно, но от обилия информации они просто запутаются. И ожидаемого эффекта не будет. Лучше провести 2,3 экскурсии.
Например:
1 урок - экскурсия – ознакомление с травянистой растительностью пришкольной территории. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды трав, просто объяснив, что все они относятся к отделу покрытосеменных растений. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения - однодольным или двудольным.
Обычно я показываю детям лекарственные растения, такие как: подорожник средний, подорожник ланцетолистный, зверобой продырявленный, клевер луговой, пастушья сумка. И дикорастущие, такие как: мятлик луговой, ежа сборная, осот полевой, пырей ползучий, костер безостый. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды трав, просто объяснив, что все они относятся к отделу покрытосеменных растений. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения – однодольным или двудольным.
2 урок - экскурсия – ознакомление с древесной растительностью пришкольной территории. Учащимся 5,6 классов можно показать разнообразные виды деревьев, просто объяснив, к какому отделу растений они относятся – голосеменным или покрытосеменным растениям. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, к каким семействам относятся данные растения – хвойным, однодольным или двудольным.
Обычно я показываю детям следующие виды хвойных деревьев: сосна обыкновенная, туя (плосковеточник восточный), можжевельник обыкновенный, ель обыкновенная, гoлyбая ель. И следующие виды широколиственных деревьев: ива белая, карагач (вяз мелколистный, вяз приземистый), береза повислая, катальпа великолепная (обезьяньи хвосты).
3 урок – экскурсия – знакомство с животным миром пришкольной территории. Учащимся 5, 6 классов можно показать разнообразные виды животных, просто объяснив, к какому классу они относятся. А учащимся 7 класса необходимо помимо этого еще напомнить, какими признаками обладают данные животные.
Обычно я показываю детям следующие виды животных: насекомые (муравьи, бабочка капустница, бабочка бражник, пчела медоносная), птицы (синица малая, воробей домовой, ворона серая, гoлyбь сизый, сорока обыкновенная, дрозд рябинник, дрозд черный).
Третий этап – это рефлексия
После экскурсии провожу рефлексию, в которой ученики рассказывают о том, какими методами изучения природы они пользовались. По итогам экскурсии у них есть материал – это фото, аудио файлы, зарисовки, краткие записи. Теперь до следующего урока им нужно оформить дневник наблюдений и подготовиться к опросу. Найти краткую хаpaктеристику изученных объектов, всевозможные интересные факты.
Вывод
Уроки – экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы.
На таких уроках значительно повышается мотивация учащихся к обучению. Они учатся работать с различными источниками информации, учатся взаимодействовать друг с другом. Учатся понимать, слышать, видеть и чувствовать окружающий их мир. И, конечно же, нельзя не сказать, о такой важной задаче уроков – экскурсий, как привитие экологического самосознания, понимание бережного отношения к природе, воспитание нравственности, культуры поведения, осознания себя частью живого мира, гордости за уникальность и самобытность природы родного края.
Комментарии:
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
01 04 2025 7:42:12
В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....
31 03 2025 2:13:12
Органеллы цитоплазмы делятся на мембранные и немембранные, последние в свою очередь могут быть двухмембранные и одномембранные....
30 03 2025 3:37:19
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
29 03 2025 21:58:57
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
28 03 2025 0:12:16
Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....
27 03 2025 9:52:43
Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....
26 03 2025 14:35:18
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
25 03 2025 20:26:17
Предлагается разработка урока по теме «Рыбы – водные позвоночные животные» с применением элементов технологии ТРИЗ – теории решения изобретательских задач. Учащиеся учатся работать с текстом, решать биологические задачи, находя в них проблему, противоречие, выдвигая свои гипотезы для решения данной проблемы.
...
24 03 2025 2:18:57
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
23 03 2025 8:45:23
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
22 03 2025 16:41:41
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
21 03 2025 21:31:53
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
20 03 2025 10:20:21
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
19 03 2025 15:32:11
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
18 03 2025 19:50:22

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....
17 03 2025 21:26:22
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
16 03 2025 9:46:33
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
15 03 2025 19:56:24
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
14 03 2025 9:18:47
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
13 03 2025 16:31:57
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
12 03 2025 9:55:32
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
11 03 2025 18:31:54
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
10 03 2025 18:26:22

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
09 03 2025 13:16:35

Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
08 03 2025 19:18:51

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
07 03 2025 5:46:59
Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
06 03 2025 18:39:10
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы".
На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
05 03 2025 0:29:58
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
04 03 2025 13:28:24
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
03 03 2025 12:38:40
Урок на тему "Энерготраты человека и пищевой рацион" является частью темы "Обмен веществ и энергии". Данная тема имеет обобщающий хаpaктер. В ней учащиеся закрепляют имеющиеся у них знания об основных жизненных функциях человеческого организма. Неполные знания учащихся о внутриклеточных изменениях веществ в этой теме расширяются и углубляются, у учащихся формируется понятия об обмене веществ и энергии как совокупности жизненных функций человеческого организма.
...
02 03 2025 21:48:11
Этот урок поможет систематизировать, углубить знания по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". Занимательные задания, задания в стихотворной форме, элементы игры, поисковая деятельность, задания с использованием информационных технологий помогают ученикам повторить материал темы и проверить свои знания....
01 03 2025 6:18:48
Знакомство учащихся с новыми фактами; углубление понимания процессов, происходящих в организме человека.
Формирование умений: анализировать, устанавливать связи, подбирать аргументы, обобщать, выдвигать и доказывать свои гипотезы, переносить имеющиеся знания в новую ситуацию, планировать свою деятельность, умение позитивно оценить работу других, помочь товарищу; навыков: коммуникативной, когнитивной, конструктивной личности.
Воспитание ответственности к учебному труду, познавательного интереса к биологии, анатомии человека.
Способствовать профориентационному выбору учащихся.
...
28 02 2025 14:52:53
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
27 02 2025 0:31:19
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
26 02 2025 8:22:20
Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа.
...
25 02 2025 19:19:49
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
24 02 2025 5:19:43
В конспекте представлена организация групповой и индивидуальной формы работы учащихся по изучению нового материала с использованием текстового материала учебника биологии 5-й класс под редакцией проф. И.Н. Пономарёвой и электронных образовательных ресурсов ЕК ЦОР. Структура урока изложена в соответствии с требованиями ФГОС....
23 02 2025 15:42:12
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
22 02 2025 18:12:28
Урок по теме "Класс млекопитающие" рассказывает о прогрессивных чертах организации животных, позволивших им занять все основные среды обитания; знакомит с общей хаpaктеристикой отрядов однопроходных и сумчатых; доказывает необходимость охраны млекопитающих.
...
21 02 2025 10:10:13
Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения.
...
20 02 2025 1:55:22
Деятельность учителя стимулирует познавательную активность школьников, учитывает возрастные и физиологические особенности учащихся. Урок содержит материал для свободной беседы и поисковой работы с дополнительными источниками информации. В урок включены межпредметные связи, позволяющие на уроке биологии осознанно сделать выводы о физиологических функциях человеческого организма. Каждый урок должен быть интересен....
19 02 2025 20:29:12
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
18 02 2025 14:52:41
Данная работа позволяет ознакомить учащихся с трутовыми грибами, поможет им овладеть методикой изучения трутовых грибов в природных сообществах, а также оценить роль трутовых грибов в изучаемых сообществах. Данные, собранные в ходе исследования, являются основой для написания исследовательских работ, позволяют преподавателю использовать их в своей работе....
17 02 2025 14:38:42
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
16 02 2025 22:47:49
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
15 02 2025 22:50:18
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
14 02 2025 22:39:21
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
13 02 2025 22:15:58
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
12 02 2025 10:24:56
Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией.
...
11 02 2025 6:54:39
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::