Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые.
- Выяснить причины распространения или запрета растений в России.
- Провести связь между бытом, жизнью людей и природы.
- Расширить знания о свойствах и многообразии семейства.
- Побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
Оборудование: изображение растений семейства пасленовых (на столах), инструктивные карточки (на столах), портреты царей Петра 1, Екатерины 2, Михаила Федоровича, политическая карта мира.. фото –“paбатки из петуний”, живые образцы петуний, блюда из картофеля.
Межпредметные связи: история, медицина, география.
Методы обучения: 1.Словесный – беседа, объяснение; 2 – демонстрационный; 3 – пpaктический.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Природа России необыкновенно богата, это связано с разнообразием природных зон, условий, большой протяженностью территории. Обогащение флоры происходило с введением теплолюбивых “гостей”.
Сегодня мы будем прослеживать причины появления растений семейства пасленовые в России.
II. Новая тема.
1) Древняя Русь.
Эпиграф: “ Репа – брюху не укрепа”.
Славяне тесно связаны с природой и широко пользовались удивительными пищевыми и лекарственными свойствами местных растений.
С развитием земледелия в быт вошли зерновые культуры. Наши предки мололи зерно на муку, делали из него разные крупы, для изготовления различных каш. Зерно также шло на изготовление пива и кваса. Бедняки часто довольствовались “тюрей” – квасом с покрошенным в него луком и хлебом посоленным и сдобренным растительным маслом. Позже появились яблоки и груши, а так же овощи: капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурцы, тыква, и особенно, репа. Репа была неизменным продуктом в постные дни.
“Белены объелся” – этой старинной поговоркой русский народ обозначил своё отношение к дикорастущим представителям данного семейства: белена, дурман, черный паслён. Не редко случались отравления детей и взрослых ими. Признаки отравления были следующие: сухость во рту и учащенное сердцебиение, расстройство речи, глотания и одышка, головная боль, покраснение кожи, припадки, расширение зрачка, галлюцинации, коматозное состояние у детей. Причинами являются алкалоиды (атропин, гиосциамин) содержащиеся в стeблях, листьях, плодах. Издревле использовали в качестве болеутоляющего средства.
Лабораторная работа: “Хаpaктеристика семейства пасленовые”.
Выполнение работы:
По инструктивной карточке (приложение)
- Цветок правильный чашечка состоит из 5
чашелистиков. Венчик из 5 лепестков срастающихся
в нижней части, так что образуются короткая или
длинная трубка. Тычинок -5 пестиков - 1.
Ч -5 Л- (5) Т- 5 П-1 - Соцветие разнообразные,
- Плод – коробочка или ягода.
- Жизненные формы – травы большинство, но много и кустарников есть и лианы.
- Листья простые, цельные или рассеченные.
- 2300 видов.
- Родина Южная, Центральная Америка, тропики.
2) Табак.
Эпиграф: “Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережёт”
Табак использовался для религиозных ритуалов у индейцев. В Европу табак в качестве декоративного растения завёз 1496 году испанский монах. В начале он использовался в качестве нюхательного средства для лечения головных болей. В конце 16 столетия английские торговцы привезли табак в Россию. Однако, в начале он не получил широкого распространения так как из-за не осторожности курящих в Москве и других городах случались пожары. Царь Михаил Федорович не только запретил курить табак, но и ввёл различные наказания: курильщиков ссылали в Сибирь, отлучали от церкви, вырывали клещами ноздри. Частных торговцев табаком повелевал “пороть, ссылать дальние города”. Но при Петре 1 табак ради выгоды государства распространился. ( Михаил Федорович Романов – племянник Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Вступил на престол в 16 летнем возрасте в 1613 году. )
3) Пищевые культуры.
Эпиграф: “Что копали из земли,
жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили”
Сообщение “Петр I”
Имя Петра великого прочно связанна с изменением традиционного русского уклада жизни. Формально Петр стал царем в 1682г. Петр был решителен, энергичен, умен, дальновиден. Крут и прост в общении был мастер на все руки. В годы правления Петра начались реформы широко охватившие экономику и государственное устройство. Главной особенностью стало активное вмешательство в промышленность и торговлю: произошел скачек в развитие мануфактурной промышленности, была произведена перепись крестьянских душ. Русский царь посещает заграницу. По возвращение из-за границы Петр начинает проводить реформы касающиеся самых разных сторон жизни; борьба с бородами, указы о ношение одежды европейского покроя, попытка разведения картофеля в России. Будучи в Голландии в 1700 году он попробовал картофель, вкус понравился. Царь велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом Шереметьеву высадить его в разных местах для “развода”. Он по разным причинам из этой благой затеи ничего не вышло.
Сценка “Картофель в России”
Горожанин, горожанка, поп. Расталкивая их, идёт офицер, следом за ним солдаты с мешком картофеля.
Офицер. Дорогу, дорогу!
Поп. Что сын мой несёте?
Офицер. Графу Шереметеву из Голландии царь Пётр прислал мешок картофеля, чтобы разводить в России.
Горожанка. Не откажите посмотреть солдатики, что за диковинка этот картофель?
Солдат. Посмотреть можно “даёт попу одну картошку”
Горожанка. Круглый, как яблоко, хотя, говорят, он в земле растёт!
Поп. Потому в земле растёт, что не простое это яблоко, а чертово! Запрещенный плод…. Запрещённый! А будете сажать – будете черта веселить! Богом проклятая, в землю загнанная (бросает картошку на землю, все пятятся и уходят).
Сообщение “Екатерина II”
Императрица Екатерина II происходило из немецкого рода. Екатерина долгое время провела при дворе императрицы Елизаветы и научилась быть осторожной и хитрой. В 1762 году она стала на престол и была намерена превратить Россию в страну “всеобщего блага”, с мудрыми законами, просвещенными гражданами, и управляющим ими абсолютным монархом. Во времена царствования Екатерины 2 медицинская коллегия, изыскивая способ, как “большего иждивения” помочь голодающему населению России, пришла к выводу что лучшие средства “состоит в тех земляных яблоках кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами тартуфелями и картуфелями”. О чем и было доложено Сенату 1765 году. Сенат издал указ, как распространять, разводить и собирать.
В результате войн Турции и России южные крепости многократно переходили из рук в руки многие турецкие традиции оседали в южных районах России. Например, возделывание помидора, перца, баклажана. Сравнительно поздно, но они завоевали столы России.
Групповая работа. 5 групп. Работа с текстом. “Приложение”
Выясните благодаря каким свойствам, картофель и другие овощные культуры из семейства пасленовые завоевали себе добрую славу.
4) Декоративные растения.
Петуния гибридная- однолетнее растение в условиях умеренных зон. Светолюбивое, засухоустойчиваое, выращивается через рассаду. Выведены многочисленные сорта ампельных, махровых петуний. Любима цветоводами своей неприхотливостью, продолжительным цветением, способностью цвести в комнатных условиях
III. Закрепление
.Проверь себя – реши кроссворд
Кроссворд “Семейство пасленовые”
П о г о р и з о н т а л и:
- Вещество, определяющее пищевую ценность картофеля.
- Растение с темно-фиолетовыми плодами. В нашей республике выращивается в теплицах.
- Главная продовольственная культура, “второй хлеб”.
- Царь, который завез картофель в Россию.
П о в е р т и к а л и:
- Культурное растение, содержащее никотин.
- Овощ с красными, черными или желтыми круглыми сочными плодами.
- Род, давший названию семейству.
- Часть картофеля, которая используется в пищу.
- Аптекарь, способствовавший распространению картофеля во Франции.
- Овощ с зелеными или красными (реже желтыми ) сочными плодами конической формы.
- Великий русский агроном, много сделавший для распространения картофеля в России.
IV. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами выяснили хаpaктерные особенности семейства пасленовые, причины их появления на территории России, проблемы распространения. А также, какую роль сыграли в освоении культур царствующие персоны государства, полезные свойства растений.
V. Домашнее задание.
Попробуйте выяснить какими свойствами обладают другие представители этого семейства лало и физалис.
Приложение
Комментарии:
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
27 11 2024 21:26:14
Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...
26 11 2024 5:43:39
Активизация познавательной деятельности на уроках предполагает применение методов и приемов ТРИЗ. Целью технологии развития творческих способностей учащихся на уроках биологии с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является формирование навыков работы с информацией, умение её получать, преобразовывать и творчески использовать для исследовательской или пpaктической деятельности....
25 11 2024 20:55:38
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
24 11 2024 0:46:32
Урок включен в раздел «Земля», в котором дети рассматривали строение Земли и горные породы. В этой теме учащиеся знакомятся с веществами и явлениями природы, основываясь на знаниях, которые получили на прошлых уроках. Узнают, что есть тело, а что вещество. Какие бывают вещества и из чего состоят. Осуществляется первичное знакомство с предметом "химия". Дети знакомятся с видами явлений. Выделяют признаки явлений через видеоопыты....
23 11 2024 14:32:28
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
22 11 2024 10:40:55
Проведенное внеклассное мероприятие способствует активизации учебно-воспитательного процесса, а также повышает мотивацию к изучению предметов. Авторы считают, что цель и задачи мероприятия достигнуты: активность учащихся подтверждает правильность выбора — формы, методов работы и педагогических приемов....
21 11 2024 7:40:59
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
20 11 2024 4:14:34
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
19 11 2024 1:28:20
Учащиеся формируют знания об особенностях строения и жизнедеятельности водорослей, роли в природе и жизни человека. Развивают умения анализировать и систематизировать информацию; формируют эмоциональное отношение к водорослям....
18 11 2024 21:39:17
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
17 11 2024 7:17:24
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли. ...
16 11 2024 13:27:29
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
15 11 2024 13:23:10
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
14 11 2024 21:51:13
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
13 11 2024 4:45:59
Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....
12 11 2024 17:48:59
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
11 11 2024 23:20:41
Предлагаемая методическая разработка урока биологии построена с использованием технологии проблемного обучения. В качестве модели обучения выбрана поисковая модель. На уроке используются такие познавательные методы, как моделирование, аналогия, выведение следствий из фактов. Тема урока позволяет, опираясь на самостоятельную работу учащихся, определить содержание основных учебных единиц, сформулировать ведущие понятия. ...
10 11 2024 9:39:12
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
09 11 2024 20:23:27
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
08 11 2024 0:29:21
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
07 11 2024 17:23:17
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
06 11 2024 20:43:37
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...
05 11 2024 17:13:42
Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....
04 11 2024 6:23:17
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
03 11 2024 4:27:47
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
02 11 2024 13:23:29
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
01 11 2024 11:29:44
Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...
31 10 2024 3:41:23
Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...
30 10 2024 12:45:51
Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...
29 10 2024 1:56:35
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...
28 10 2024 15:33:46
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
27 10 2024 12:42:45
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
26 10 2024 3:30:20
Представлен материал, способствующий активации творческого самовыражения учащихся. На предлагаемом уроке используются активные методы – ученики в роли учителя и ученик как исследователь. Данные методы направлены на самопознание и развитие (интеллекта, общения, самооценки). По ходу урока применены элементы здоровьесберегающей технологии. ...
25 10 2024 17:10:40
Проект способствует развитию интереса, расширению и актуализации знаний по предметам школьной программы, развитию представлений о межпредметных связях. Создает предпосылки для развития научного образа мышления....
24 10 2024 23:48:36
Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....
23 10 2024 14:11:25
Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
22 10 2024 5:58:20
Урок расширяет знания учащихся о процессе оплодотворения и формирует знания о процессе зародышевого развития организмов....
21 10 2024 4:47:39
Урок поможет учащимся углубить и расширить знания об особенностях строения земноводных животных, многообразии и приспособленности для жизни в различных средах обитания....
20 10 2024 20:24:42
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
19 10 2024 16:58:28
На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....
18 10 2024 20:41:55
У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до cмepти и подразделяется на периоды....
17 10 2024 16:24:16
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
16 10 2024 17:42:23
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
15 10 2024 11:52:41
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...
14 10 2024 2:41:44
Метод проектов при изучении данной темы позволяет, опираясь на имеющиеся у учащихся знания, проследить возникновение и развитие эволюционных представлений, становление систематики, т.е. изучить историю биологии дедуктивно, выполняя пpaктические задания, оформляя свою работу в виде презентации и докладов....
13 10 2024 8:11:19
При проведении летней полевой пpaктики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения пpaктических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....
12 10 2024 2:48:15
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
11 10 2024 6:55:44
Содержание внеклассного мероприятия позволяет раскрывать те или иные негативные проявления образа жизни современного общества, может быть использовано на уроках биологии, основ безопасности жизнедеятельности как в повествовательной форме, так и в виде инсценировок к отдельным темам изучаемых курсов, может быть дополнено презентациями обучающихся. При этом идет формирование валеологической культуры, ответственности за последствия своей жизнедеятельности по отношению к своему здоровью....
10 10 2024 19:26:53
Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
09 10 2024 15:50:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::