Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"
Цели урока:
- Ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые.
- Выяснить причины распространения или запрета растений в России.
- Провести связь между бытом, жизнью людей и природы.
- Расширить знания о свойствах и многообразии семейства.
- Побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
Оборудование: изображение растений семейства пасленовых (на столах), инструктивные карточки (на столах), портреты царей Петра 1, Екатерины 2, Михаила Федоровича, политическая карта мира.. фото –“paбатки из петуний”, живые образцы петуний, блюда из картофеля.
Межпредметные связи: история, медицина, география.
Методы обучения: 1.Словесный – беседа, объяснение; 2 – демонстрационный; 3 – пpaктический.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Природа России необыкновенно богата, это связано с разнообразием природных зон, условий, большой протяженностью территории. Обогащение флоры происходило с введением теплолюбивых “гостей”.
Сегодня мы будем прослеживать причины появления растений семейства пасленовые в России.
II. Новая тема.
1) Древняя Русь.
Эпиграф: “ Репа – брюху не укрепа”.
Славяне тесно связаны с природой и широко пользовались удивительными пищевыми и лекарственными свойствами местных растений.
С развитием земледелия в быт вошли зерновые культуры. Наши предки мололи зерно на муку, делали из него разные крупы, для изготовления различных каш. Зерно также шло на изготовление пива и кваса. Бедняки часто довольствовались “тюрей” – квасом с покрошенным в него луком и хлебом посоленным и сдобренным растительным маслом. Позже появились яблоки и груши, а так же овощи: капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурцы, тыква, и особенно, репа. Репа была неизменным продуктом в постные дни.
“Белены объелся” – этой старинной поговоркой русский народ обозначил своё отношение к дикорастущим представителям данного семейства: белена, дурман, черный паслён. Не редко случались отравления детей и взрослых ими. Признаки отравления были следующие: сухость во рту и учащенное сердцебиение, расстройство речи, глотания и одышка, головная боль, покраснение кожи, припадки, расширение зрачка, галлюцинации, коматозное состояние у детей. Причинами являются алкалоиды (атропин, гиосциамин) содержащиеся в стeблях, листьях, плодах. Издревле использовали в качестве болеутоляющего средства.
Лабораторная работа: “Хаpaктеристика семейства пасленовые”.
Выполнение работы:
По инструктивной карточке (приложение)
- Цветок правильный чашечка состоит из 5
чашелистиков. Венчик из 5 лепестков срастающихся
в нижней части, так что образуются короткая или
длинная трубка. Тычинок -5 пестиков - 1.
Ч -5 Л- (5) Т- 5 П-1 - Соцветие разнообразные,
- Плод – коробочка или ягода.
- Жизненные формы – травы большинство, но много и кустарников есть и лианы.
- Листья простые, цельные или рассеченные.
- 2300 видов.
- Родина Южная, Центральная Америка, тропики.
2) Табак.
Эпиграф: “Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережёт”
Табак использовался для религиозных ритуалов у индейцев. В Европу табак в качестве декоративного растения завёз 1496 году испанский монах. В начале он использовался в качестве нюхательного средства для лечения головных болей. В конце 16 столетия английские торговцы привезли табак в Россию. Однако, в начале он не получил широкого распространения так как из-за не осторожности курящих в Москве и других городах случались пожары. Царь Михаил Федорович не только запретил курить табак, но и ввёл различные наказания: курильщиков ссылали в Сибирь, отлучали от церкви, вырывали клещами ноздри. Частных торговцев табаком повелевал “пороть, ссылать дальние города”. Но при Петре 1 табак ради выгоды государства распространился. ( Михаил Федорович Романов – племянник Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Вступил на престол в 16 летнем возрасте в 1613 году. )
3) Пищевые культуры.
Эпиграф: “Что копали из земли,
жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили”
Сообщение “Петр I”
Имя Петра великого прочно связанна с изменением традиционного русского уклада жизни. Формально Петр стал царем в 1682г. Петр был решителен, энергичен, умен, дальновиден. Крут и прост в общении был мастер на все руки. В годы правления Петра начались реформы широко охватившие экономику и государственное устройство. Главной особенностью стало активное вмешательство в промышленность и торговлю: произошел скачек в развитие мануфактурной промышленности, была произведена перепись крестьянских душ. Русский царь посещает заграницу. По возвращение из-за границы Петр начинает проводить реформы касающиеся самых разных сторон жизни; борьба с бородами, указы о ношение одежды европейского покроя, попытка разведения картофеля в России. Будучи в Голландии в 1700 году он попробовал картофель, вкус понравился. Царь велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом Шереметьеву высадить его в разных местах для “развода”. Он по разным причинам из этой благой затеи ничего не вышло.
Сценка “Картофель в России”
Горожанин, горожанка, поп. Расталкивая их, идёт офицер, следом за ним солдаты с мешком картофеля.
Офицер. Дорогу, дорогу!
Поп. Что сын мой несёте?
Офицер. Графу Шереметеву из Голландии царь Пётр прислал мешок картофеля, чтобы разводить в России.
Горожанка. Не откажите посмотреть солдатики, что за диковинка этот картофель?
Солдат. Посмотреть можно “даёт попу одну картошку”
Горожанка. Круглый, как яблоко, хотя, говорят, он в земле растёт!
Поп. Потому в земле растёт, что не простое это яблоко, а чертово! Запрещенный плод…. Запрещённый! А будете сажать – будете черта веселить! Богом проклятая, в землю загнанная (бросает картошку на землю, все пятятся и уходят).
Сообщение “Екатерина II”
Императрица Екатерина II происходило из немецкого рода. Екатерина долгое время провела при дворе императрицы Елизаветы и научилась быть осторожной и хитрой. В 1762 году она стала на престол и была намерена превратить Россию в страну “всеобщего блага”, с мудрыми законами, просвещенными гражданами, и управляющим ими абсолютным монархом. Во времена царствования Екатерины 2 медицинская коллегия, изыскивая способ, как “большего иждивения” помочь голодающему населению России, пришла к выводу что лучшие средства “состоит в тех земляных яблоках кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами тартуфелями и картуфелями”. О чем и было доложено Сенату 1765 году. Сенат издал указ, как распространять, разводить и собирать.
В результате войн Турции и России южные крепости многократно переходили из рук в руки многие турецкие традиции оседали в южных районах России. Например, возделывание помидора, перца, баклажана. Сравнительно поздно, но они завоевали столы России.
Групповая работа. 5 групп. Работа с текстом. “Приложение”
Выясните благодаря каким свойствам, картофель и другие овощные культуры из семейства пасленовые завоевали себе добрую славу.
4) Декоративные растения.
Петуния гибридная- однолетнее растение в условиях умеренных зон. Светолюбивое, засухоустойчиваое, выращивается через рассаду. Выведены многочисленные сорта ампельных, махровых петуний. Любима цветоводами своей неприхотливостью, продолжительным цветением, способностью цвести в комнатных условиях
III. Закрепление
.Проверь себя – реши кроссворд
Кроссворд “Семейство пасленовые”
П о г о р и з о н т а л и:
- Вещество, определяющее пищевую ценность картофеля.
- Растение с темно-фиолетовыми плодами. В нашей республике выращивается в теплицах.
- Главная продовольственная культура, “второй хлеб”.
- Царь, который завез картофель в Россию.
П о в е р т и к а л и:
- Культурное растение, содержащее никотин.
- Овощ с красными, черными или желтыми круглыми сочными плодами.
- Род, давший названию семейству.
- Часть картофеля, которая используется в пищу.
- Аптекарь, способствовавший распространению картофеля во Франции.
- Овощ с зелеными или красными (реже желтыми ) сочными плодами конической формы.
- Великий русский агроном, много сделавший для распространения картофеля в России.
IV. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами выяснили хаpaктерные особенности семейства пасленовые, причины их появления на территории России, проблемы распространения. А также, какую роль сыграли в освоении культур царствующие персоны государства, полезные свойства растений.
V. Домашнее задание.
Попробуйте выяснить какими свойствами обладают другие представители этого семейства лало и физалис.
Приложение
Комментарии:
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
01 04 2025 7:48:51
Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме "Земноводные"....
31 03 2025 21:38:40
Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...
30 03 2025 7:42:23
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
29 03 2025 22:48:17
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
28 03 2025 14:40:59
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
27 03 2025 10:41:55
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
26 03 2025 2:19:56
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
25 03 2025 15:29:44
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
24 03 2025 21:58:19
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
23 03 2025 15:42:31
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
22 03 2025 11:29:19
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
21 03 2025 16:36:21
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
20 03 2025 19:48:50
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
19 03 2025 5:20:37
Методическая разработка темы урока предполагает использовать исследовательский метод как средство формирования компетенций на уроке интегративного плана (интеграция биологии и математики). Мотив, определяющий деятельность учителя и учащихся на данном уроке, соответствует древней китайской мудрости "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму"....
18 03 2025 19:15:57
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
17 03 2025 6:55:56
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
16 03 2025 6:54:18

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
15 03 2025 9:43:31
В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....
14 03 2025 2:23:17
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
13 03 2025 0:10:57
Проводящая система являет собой совокупность клеток с межклеточными порами, а также паренхиматозных и передаточных клетки, которые вместе обеспечивают внутренний трaнcпорт жидкости....
12 03 2025 13:30:30
В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности.
...
11 03 2025 9:39:14
Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....
10 03 2025 20:19:45
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
09 03 2025 12:15:21
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
08 03 2025 17:37:36
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
07 03 2025 12:34:36
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
06 03 2025 10:11:12
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
05 03 2025 19:18:33

Игра предназначена для учащихся 6-х классов и проводится как обобщающий урок в конце учебного года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам курса ботаники, а также применить знания, полученные в 3–5-х классах при изучении курса «Окружающий мир». Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения и коллективного взаимодействия....
04 03 2025 21:11:18
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
03 03 2025 21:32:21
Одна из самых сложных загадок природы – создание генетического кода. Этапы синтеза белка рассматриваются на примере решения задачи. Презентация с видеофильмом, анимацией, задачами позволяет понять и закрепить материал. А электронные тесты на этом же уроке выявят пробелы в знаниях. Урок рассчитан на пару, но при желании его можно разделить на 2 урока....
02 03 2025 8:47:32
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
01 03 2025 23:33:34
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
28 02 2025 13:25:41
Урок проводится в 5-м классе в соответствии с современными требованиями ФГОС по программе В.В.Пасечника «Линия жизни», Просвещение. Урок освоения новых знаний с опорой на уже имеющиеся знания из курса «Окружающий мир», что позволяет расширить рамки изучаемого на уроке. Используется технология проблемного обучения, работа в группах и современные информационные технологии. Учащиеся используют в работе мобильный класс, цифровой и световой микроскопы....
27 02 2025 13:26:43
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
26 02 2025 20:40:59
Одной из задач изучения раздела биологии "Многообразие живых организмов" является воспитание убежденности в бережном отношении к окружающей природе. Эта задача является сквозной при изучении курса. Урок изучения нового материала. Форма проведения: устный журнал....
25 02 2025 5:27:10
Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья.
...
24 02 2025 20:49:15
Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....
23 02 2025 16:22:58
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
22 02 2025 4:53:46
Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....
21 02 2025 16:58:23
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
20 02 2025 17:21:45
Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...
19 02 2025 20:51:53
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
18 02 2025 3:17:33
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
17 02 2025 6:20:40
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
16 02 2025 17:48:20
У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....
15 02 2025 21:50:13
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
14 02 2025 6:53:57
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
13 02 2025 23:48:34
Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....
12 02 2025 2:58:20
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
11 02 2025 4:27:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::