Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

Цели урока:
- Ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые.
- Выяснить причины распространения или запрета растений в России.
- Провести связь между бытом, жизнью людей и природы.
- Расширить знания о свойствах и многообразии семейства.
- Побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
Оборудование: изображение растений семейства пасленовых (на столах), инструктивные карточки (на столах), портреты царей Петра 1, Екатерины 2, Михаила Федоровича, политическая карта мира.. фото –“paбатки из петуний”, живые образцы петуний, блюда из картофеля.
Межпредметные связи: история, медицина, география.
Методы обучения: 1.Словесный – беседа, объяснение; 2 – демонстрационный; 3 – пpaктический.
Ход урока
I. Актуализация знаний.
Природа России необыкновенно богата, это связано с разнообразием природных зон, условий, большой протяженностью территории. Обогащение флоры происходило с введением теплолюбивых “гостей”.
Сегодня мы будем прослеживать причины появления растений семейства пасленовые в России.
II. Новая тема.
1) Древняя Русь.
Эпиграф: “ Репа – брюху не укрепа”.
Славяне тесно связаны с природой и широко пользовались удивительными пищевыми и лекарственными свойствами местных растений.
С развитием земледелия в быт вошли зерновые культуры. Наши предки мололи зерно на муку, делали из него разные крупы, для изготовления различных каш. Зерно также шло на изготовление пива и кваса. Бедняки часто довольствовались “тюрей” – квасом с покрошенным в него луком и хлебом посоленным и сдобренным растительным маслом. Позже появились яблоки и груши, а так же овощи: капуста, свекла, морковь, горох, лук, чеснок, огурцы, тыква, и особенно, репа. Репа была неизменным продуктом в постные дни.
“Белены объелся” – этой старинной поговоркой русский народ обозначил своё отношение к дикорастущим представителям данного семейства: белена, дурман, черный паслён. Не редко случались отравления детей и взрослых ими. Признаки отравления были следующие: сухость во рту и учащенное сердцебиение, расстройство речи, глотания и одышка, головная боль, покраснение кожи, припадки, расширение зрачка, галлюцинации, коматозное состояние у детей. Причинами являются алкалоиды (атропин, гиосциамин) содержащиеся в стeблях, листьях, плодах. Издревле использовали в качестве болеутоляющего средства.
Лабораторная работа: “Хаpaктеристика семейства пасленовые”.
Выполнение работы:
По инструктивной карточке (приложение)
- Цветок правильный чашечка состоит из 5
чашелистиков. Венчик из 5 лепестков срастающихся
в нижней части, так что образуются короткая или
длинная трубка. Тычинок -5 пестиков - 1.
Ч -5 Л- (5) Т- 5 П-1 - Соцветие разнообразные,
- Плод – коробочка или ягода.
- Жизненные формы – травы большинство, но много и кустарников есть и лианы.
- Листья простые, цельные или рассеченные.
- 2300 видов.
- Родина Южная, Центральная Америка, тропики.
2) Табак.
Эпиграф: “Кто не курит и не пьёт, тот здоровье бережёт”
Табак использовался для религиозных ритуалов у индейцев. В Европу табак в качестве декоративного растения завёз 1496 году испанский монах. В начале он использовался в качестве нюхательного средства для лечения головных болей. В конце 16 столетия английские торговцы привезли табак в Россию. Однако, в начале он не получил широкого распространения так как из-за не осторожности курящих в Москве и других городах случались пожары. Царь Михаил Федорович не только запретил курить табак, но и ввёл различные наказания: курильщиков ссылали в Сибирь, отлучали от церкви, вырывали клещами ноздри. Частных торговцев табаком повелевал “пороть, ссылать дальние города”. Но при Петре 1 табак ради выгоды государства распространился. ( Михаил Федорович Романов – племянник Фёдора Ивановича, сына Ивана Грозного. Вступил на престол в 16 летнем возрасте в 1613 году. )
3) Пищевые культуры.
Эпиграф: “Что копали из земли,
жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили”
Сообщение “Петр I”
Имя Петра великого прочно связанна с изменением традиционного русского уклада жизни. Формально Петр стал царем в 1682г. Петр был решителен, энергичен, умен, дальновиден. Крут и прост в общении был мастер на все руки. В годы правления Петра начались реформы широко охватившие экономику и государственное устройство. Главной особенностью стало активное вмешательство в промышленность и торговлю: произошел скачек в развитие мануфактурной промышленности, была произведена перепись крестьянских душ. Русский царь посещает заграницу. По возвращение из-за границы Петр начинает проводить реформы касающиеся самых разных сторон жизни; борьба с бородами, указы о ношение одежды европейского покроя, попытка разведения картофеля в России. Будучи в Голландии в 1700 году он попробовал картофель, вкус понравился. Царь велел отправить в Россию мешок картофеля с наказом Шереметьеву высадить его в разных местах для “развода”. Он по разным причинам из этой благой затеи ничего не вышло.
Сценка “Картофель в России”
Горожанин, горожанка, поп. Расталкивая их, идёт офицер, следом за ним солдаты с мешком картофеля.
Офицер. Дорогу, дорогу!
Поп. Что сын мой несёте?
Офицер. Графу Шереметеву из Голландии царь Пётр прислал мешок картофеля, чтобы разводить в России.
Горожанка. Не откажите посмотреть солдатики, что за диковинка этот картофель?
Солдат. Посмотреть можно “даёт попу одну картошку”
Горожанка. Круглый, как яблоко, хотя, говорят, он в земле растёт!
Поп. Потому в земле растёт, что не простое это яблоко, а чертово! Запрещенный плод…. Запрещённый! А будете сажать – будете черта веселить! Богом проклятая, в землю загнанная (бросает картошку на землю, все пятятся и уходят).
Сообщение “Екатерина II”
Императрица Екатерина II происходило из немецкого рода. Екатерина долгое время провела при дворе императрицы Елизаветы и научилась быть осторожной и хитрой. В 1762 году она стала на престол и была намерена превратить Россию в страну “всеобщего блага”, с мудрыми законами, просвещенными гражданами, и управляющим ими абсолютным монархом. Во времена царствования Екатерины 2 медицинская коллегия, изыскивая способ, как “большего иждивения” помочь голодающему населению России, пришла к выводу что лучшие средства “состоит в тех земляных яблоках кои в Англии называются потетес, а в иных местах земляными грушами тартуфелями и картуфелями”. О чем и было доложено Сенату 1765 году. Сенат издал указ, как распространять, разводить и собирать.
В результате войн Турции и России южные крепости многократно переходили из рук в руки многие турецкие традиции оседали в южных районах России. Например, возделывание помидора, перца, баклажана. Сравнительно поздно, но они завоевали столы России.
Групповая работа. 5 групп. Работа с текстом. “Приложение”
Выясните благодаря каким свойствам, картофель и другие овощные культуры из семейства пасленовые завоевали себе добрую славу.
4) Декоративные растения.
Петуния гибридная- однолетнее растение в условиях умеренных зон. Светолюбивое, засухоустойчиваое, выращивается через рассаду. Выведены многочисленные сорта ампельных, махровых петуний. Любима цветоводами своей неприхотливостью, продолжительным цветением, способностью цвести в комнатных условиях
III. Закрепление
.Проверь себя – реши кроссворд
Кроссворд “Семейство пасленовые”
П о г о р и з о н т а л и:
- Вещество, определяющее пищевую ценность картофеля.
- Растение с темно-фиолетовыми плодами. В нашей республике выращивается в теплицах.
- Главная продовольственная культура, “второй хлеб”.
- Царь, который завез картофель в Россию.
П о в е р т и к а л и:
- Культурное растение, содержащее никотин.
- Овощ с красными, черными или желтыми круглыми сочными плодами.
- Род, давший названию семейству.
- Часть картофеля, которая используется в пищу.
- Аптекарь, способствовавший распространению картофеля во Франции.
- Овощ с зелеными или красными (реже желтыми ) сочными плодами конической формы.
- Великий русский агроном, много сделавший для распространения картофеля в России.
IV. Подведение итогов.
Итак, сегодня мы с вами выяснили хаpaктерные особенности семейства пасленовые, причины их появления на территории России, проблемы распространения. А также, какую роль сыграли в освоении культур царствующие персоны государства, полезные свойства растений.
V. Домашнее задание.
Попробуйте выяснить какими свойствами обладают другие представители этого семейства лало и физалис.
Приложение
Комментарии:
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
06 12 2025 5:47:47
Представлен конспект урока "Биосинтез белка" с использованием презентации. В презентации демонстрируются различные этапы биосинтеза белка: построение информационной РНК, доставка ее в рибосому, связывание аминокислот с трaнcпортной РНК, попадании аминокислот в рибосому, рост полипептидной цепи, изменение взаимного расположения рибосомы и РНК, завершение процесса биосинтеза. Использование компьютерных технологий делает урок гибким, обеспечивает активный процесс обучения....
05 12 2025 22:19:48
Урок проводится с элементами ТРИЗ. Главный вопрос урока: что такое давление крови, как оно изменяется в сосудах большого круга кровообращения? Почему кровь по сосудам движется непрерывно, хотя сердце выбрасывает кровь в сосуды порциями?
...
04 12 2025 8:17:37
Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....
03 12 2025 21:22:31
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
02 12 2025 13:18:43
Телевизионная игра на программе НТВ « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
01 12 2025 3:55:14
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
30 11 2025 15:36:56
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю ИКТ в своей работе. Я представляю урок по теме "Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
29 11 2025 13:37:54
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
28 11 2025 23:51:48
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
27 11 2025 15:12:26
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
26 11 2025 10:56:34
На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные хаpaктеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма.
...
25 11 2025 12:54:10
Цель урока: развитие умений применять биологические знания на уроках других учебных дисциплин; расширение знаний о мире насекомых, развитие наблюдательности, умения выделить хаpaктерные особенности насекомых; научить анализировать конструктивные особенности природного объекта....
24 11 2025 15:18:19
Макроэволюционные процессы возможны только благодаря микроэволюционным. Макроэволюция в отличие от микроэволюции ведет к образованию новых родов, семейств, классов, всех высших таксонов. Микроэволюция обеспечивает изменения только внутривидовые и популяционные....
23 11 2025 17:42:27
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
22 11 2025 13:41:34
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
21 11 2025 21:17:11
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
20 11 2025 10:47:39
Внеклассное мероприятие из цикла "Живая природа". Расширяет представления о морских обитателях ‒ дельфинах....
19 11 2025 3:33:14
Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из
важнейших отделов растений....
18 11 2025 13:33:42
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
17 11 2025 6:59:42
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
16 11 2025 9:38:51
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов,
правилами сбора, сохранения грибницы и т.д.
...
15 11 2025 5:22:13
Сценарий визитки-представления был посвящён к 200-летию со дня рождения великого учёного-биолога Чарльза Роберта Дарвина. Этот сценарий можно использовать как во внеклассной работе, так и как нестандартный урок в качестве обобщения знаний по теме «Эволюционное учение»....
14 11 2025 1:19:29
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
13 11 2025 13:40:13
Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....
12 11 2025 17:21:31
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
11 11 2025 20:30:39
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
10 11 2025 0:54:53
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
09 11 2025 12:14:26
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
08 11 2025 19:30:13
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
07 11 2025 1:16:15
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
06 11 2025 0:34:28
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....
05 11 2025 1:22:47
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
04 11 2025 4:13:20
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество.
...
03 11 2025 21:51:29
Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой.
В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....
02 11 2025 23:40:24
Внеклассное мероприятие подготовлено к «Международному дню птиц», которое отмечается ежегодно 1 апреля. Проводится в форме викторины. Цели мероприятия: развитие умения применять теоретические знания и пpaктические умения по биологии в решении интеллектуальных задач по орнитологии; развитие мышления, наблюдательности, самостоятельности учащихся в познании живой природы; воспитание культуры общения, потребности в познавательной деятельности и ценностное отношение к знаниям....
01 11 2025 18:13:56
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
31 10 2025 12:12:30
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
30 10 2025 6:57:56
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
29 10 2025 8:48:50
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
28 10 2025 7:30:24
В руки ребят попал старинный мaнycкрипт, некоторые участки которой со временем оказались утерянными. Для их восстановления требуется совершить виртуальное путешествие в сказочную страну Растений-Легенд. Путь туда лежит через четыре "долины" - "Долину Загадок", "Долину Свитков", "Долину Мифов", "Долину Прагматиков"....
27 10 2025 2:33:39
С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....
26 10 2025 14:43:30
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
25 10 2025 14:30:27
Курс "Невидимые" предназначен для учащихся 10 – 11-х классов, желающих углубить свои знания в области биологии, и является предметно-ориентированным. Материал курса значительно расширяет знания учащихся о микроорганизмах. Хотя этот материал и изучается в базовом курсе, но на него отводится небольшое количество часов, причем некоторые темы изучаются в среднем звене на недостаточном информационном и научном уровне.
...
24 10 2025 1:51:52
Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...
23 10 2025 17:19:36
Целью урока является обобщение знаний учащихся по теме. Урок проводится в форме телевизионной передачи «Своя игра». Увлекательная форма, интересные задания, большой иллюстративный материал помогут учащимся в систематизации знаний. Урок проводится с помощью презентации....
22 10 2025 15:48:25
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
21 10 2025 6:39:30
Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....
20 10 2025 19:59:58
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
19 10 2025 8:27:20
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
18 10 2025 14:10:38
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




