Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Каким скучным местом был бы мир без птиц!
ЗАДАЧИ:
- обобщить и систематизировать знания по данной теме;
- раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп;
- сформировать знания о значении птиц в экосистемах и жизни человека, об охраняемых видах птиц;
- убедить в необходимости охраны редких видах птиц.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Проверка знаний.
- Основные экологические группы птиц;
- Птицы леса, их хаpaктерные особенности;
- Птицы открытых прострaнcтв: особенности внешнего строения, образа жизни.
- Птицы водоемов и побережий.
- Значение птиц в экосистемах и жизни человека.
- Охраняемые виды птиц.
РЕСУРСЫ:
Основные:
- Учебник \"Разнообразие живых организмов\", 7класс с.120-121;
- Электронное приложение: \"Птицы наземных и водных экосистем\"(45) ;
- Тетрадь- тренажер, \"Разнообразие живых организмов\", 7класс №4 с.56.
Дополнительные:
- таблицы \"Птицы леса\", \"Лесные куриные птицы\", \"Дневные хищные птицы\",
- презентация.
Интернет - ресурсы:
- http://birds.krasu.ru.
До урока формируются три комaнды юных орнитологов по 6 человек. Они собирают сказки, приметы, загадки, пословицы, поговорки о птицах, изучают птиц родного края. Остальные ученики - болельщики. В жюри приглашаются учащиеся 9-го класса, хорошо знающие биологию. На столах учеников - конверты с заданиями; карточки со схемами внешнего и внутреннего строения птиц (кровеносная, нервная, пищеварительная системы и др.), ребусы и схема - опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока.
ХОД УРОКА
I. Повторение пройденного материала идет по 5 основным темам:
- \"Внешнее строение птицы\"
- \"Скелет и мускулатура птиц\"
- \"Внутреннее строение птицы\"
- \"Размножение и развитие птиц\"
- \"Происхождение птиц\".
Негромко звучит музыка (голоса птиц)
Первый рубеж \"Объясни\"
Вопросы и задания
- Какие особенности внешнего строения отличают птиц от других наземных позвоночных животных?
- Чем передняя конечность птицы отличается от передней конечности ящерицы или другого пресмыкающегося?
- Почему птицы относятся к типу Хордовые, подтипу Позвоночные?
- Какое значение имеет скелет для животных?
- Перечислите признаки хаpaктерные для класса пресмыкающиеся и класса птиц.
- Почему птицам требуется большое количество пищи?
- Объясните, чем птенцы гнездового типа отличают от птенцов выводкового типа?
Второй рубеж \"Работа с терминами\" (Комaнды получают конверты с заданиями, и по истечении 2 минут дают ответ. Жюри оценивает результат). (Слайды 3 - 5)
Карточка 1. Объясни:
- архиоптерикс (первоптица, древнейший род вымерших птиц)
- киль (вырост гpyдины позвоночных животных)
- зоб (расширенная часть пищевода)
Карточка 2. Объясни:
- очин (часть пера, погруженная в кожу)
- почка (орган выделения)
- клоака (расширенная часть задней кишки)
Карточка 3. Объясни.
- крыло (видоизмененная передняя конечность)
- воздухоносные мешки (воздухоносные полости, соединенные с дыхательными путями)
- птенцовые птицы (птицы, у которых птенцы вылупляются беспомощными)
Третий рубеж \"Зачем\" (Ответить на вопросы) (Слайды 6 - 11)
Карточка 1. Зачем птице летать?
- Чтобы - строить гнезда повыше.
- Чтобы - спасаться от врагов.
- Чтобы - ловить добычу в воздухе.
- Чтобы - высматривать добычу на земле.
- Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи
Карточка 2. Зачем птицы прерывают полет?
- Чтобы - отдохнуть.
- Чтобы - удалить жажду.
- Чтобы - высиживать яйца.
- Чтобы - кормить птенцов.
- Чтобы - собирать корм с земли.
Карточка 3. Зачем птице клюв?
- Чтобы - разрывать пищу.
- Чтобы - вычерпывать из воды рыбу.
- Чтобы - собирать с поверхности воды самые крохотные растения и организмы.
- Чтобы - вскрывать paковины.
- Чтобы - вытаскивать из-под коры насекомых.
Четвертый рубеж \"Сделай надписи\" (Слайд 12 13)
Карточка 1. Подпишите строение отделов сердца.
Карточка 2. Подпишите названия отделов головного мозга. (Слайд 14 15)
Карточка 3. Сделайте необходимые надписи на указателях. (Слайд 16 17)
II. Изучение нового материала.
Перед началом объяснения нового материала комaндам выдается схема - опора для проекта, которую они будут заполнять по ходу урока. (Приложение). Изучение нового материала следует начать с беседы. Какие птицы прилетают первыми в наши края? Кто появляется позже всех? Учитель кратко знакомит учащихся о причинах перелета птиц. В зависимости от того, как птицы перемещениями реагируют на времена года, среди них выделяют три основные группы. (Слайд 18)
I группа - оседлые птицы весь год живут в одной и той же местности, делают небольшие запасы на зиму (воробьи, гoлyби, поползни) ;
II группа - кочующие птицы, небольшими стаями откочевывают на юг, но не имеют постоянных мест зимовки (снегири, синицы грачи) ;
III группа - перелетные птицы осенью улетают из холодных мест в теплые страны (утки, соловьи, лебеди).
В процессе эволюции представители класса приспособились к разнообразным условиям существования и дали начало большому разнообразию видов.
Экологические типы птиц. Рассмотреть экологические типы птиц, два из которых распространены повсеместно. (Слайд 19)
Первый тип - килевые. Летающие птицы, которые имеют киль - большой выступ на гpyди, один из хаpaктерных признаков птиц. Например, гoлyби, воробьи.
Второй тип - бескилевые. Нелетающие птицы, представители Африканских и Американских бескрылых. У них отсутствует киль. Например, страус, дрофа.
Третий тип - птицы, которые освоили водное прострaнcтво, имеют крылья, но не летают, расселились на побережье Антарктиды. Например, пингвины.
Экологические группы птиц. Географическое распространение птиц исключительно широко, приспособились к самым разнообразным местам обитания и заселяют всю поверхность планеты. Рассмотрим эти экологические группы и дадим им хаpaктеристику. (Слайд 20)
Самостоятельная работа в группах по заполнения схемы - опоры (На данную работу отводится 3-4 минуты , затем проверяется и оценивается).
Птицы леса.
Хищные птицы.
Птицы открытых прострaнcтв.
Птицы водоемов.
Птицы побережий.
Птицы живут везде, где есть растения и животные, пригодные им для пищи: в лесах, горах, на лугах, болотах, степях, пустынях, тундре.
Затем учитель переходит к вопросу о роли птиц в жизни и деятельности человека, говорит о необходимости их охраны.
Роль птиц в природе весьма значительна.
Регулируют численность насекомых и мелких грызунов.
Птицы сами служат пищей другим животным, являются важным звеном в цепи питания живых организмов.
Велико значение птиц в распространении семян.
Цветки некоторых тропических растений опыляются птицами (колибри), которые подобно насекомым, питаются цветочным нектаром.
Роль птиц в жизни человека огромна.
Человек использует в пищу мяса, яйцо птиц.
Птицы уничтожают вредителей сельского хозяйства, грызунов.
Птицы являются санитарами природы.
Учитель: несмотря на большое значение в жизни человека птицы порой им хищнически истрeбляются. Для сотен видов территория России - основное место гнездования, поэтому будущее, этих птиц зависит от нас, от того, как мы будем охранять их. (Слайд 28)
В конце урока учитель рассказывает об охраняемых птицах свого края. \"Журавлиная Родина\" - так назвал край северного Подмосковья в 1926 году Михаил Михайлович Пришвин в одноименной повести об истоках своего творчества и тайнах, сокрытых в живых творениях самой природы. Для сохранения этого края, ставшего неотъемлемой частью природного и культурного наследия Подмосковья, в 1979 году был создан Государственный Природный Заказник \"Журавлиная Родина\". (Слайд 29)
На землю сошлась, знать, клином,
К этим вырубкам, долинам,
Над которыми поник
Журавлиный крик!
С.А. Клычков
III. Подведение итогов.
Приложение 1, приложение 2.
Комментарии:
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
18 11 2025 23:18:54
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
17 11 2025 22:18:50
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
16 11 2025 14:50:18
В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....
15 11 2025 10:32:54
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
14 11 2025 10:44:52
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
13 11 2025 11:11:26
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
12 11 2025 3:17:23
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
11 11 2025 5:56:10
Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
10 11 2025 20:52:35
Ф.Энгельс прямо писал, что труд создал самого человека. Труд — это плановая деятельность, связанная с применением специальных орудий, изготовленных с помощью других орудий. Способностью создавать орудия обладают только люди, у которых в процессе эволюции появилось абстpaктное мышление....
09 11 2025 22:30:10
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
08 11 2025 12:17:39
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
07 11 2025 9:36:49
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
06 11 2025 13:41:10
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
05 11 2025 20:32:54
Урок позволяет сформировать у учащихся знания о строении цветка, о его функциях как о органе пoлoвoго размножения. Цель урока – раскрыть биологическое значение частей цветка, познакомить учащихся с классификацией растений по признаку расположения цветов, с классификацией цветов по составу главных частей цветка; научить выявлять приспособленность цветов к опылению. ...
04 11 2025 16:10:40
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
03 11 2025 19:28:35
Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....
02 11 2025 21:54:51
Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....
01 11 2025 21:50:48
Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....
31 10 2025 5:57:52
Цель урока: изучить особенности генетического определения пола у различных групп организмов, а также наследование некоторых признаков сцепленных с полом....
30 10 2025 5:35:27
Урок формирует у учащихся представления о строении почек, расположении листьев, значении побега. Изучение материала с использованием гербария, собранного учащимися, живых побегов, подвижных моделей позволяет внести элемент исследования в форме игры и создать положительную мотивацию к изучаемой теме.
...
29 10 2025 21:51:59
В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....
28 10 2025 12:53:53
Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....
27 10 2025 10:24:29
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
26 10 2025 6:26:30
Данный урок - результат мини-проекта "Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека.
...
25 10 2025 2:23:43
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
24 10 2025 9:13:47
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
23 10 2025 15:13:39
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
22 10 2025 11:46:20
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
21 10 2025 2:29:52
В данной работе представлена технологическая карта учебного занятия по биологии в 5-м классе с применением технологии интеpaктивного обучения. Цель урока: формирование ценностного отношения к биологическим знаниям, развитие естественного научного стиля мышления у пятиклассников через осмысление существенных признаков представителей разных царств живых организмов....
20 10 2025 12:37:16
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
19 10 2025 12:53:11
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
18 10 2025 0:35:38
Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....
17 10 2025 11:52:48
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
16 10 2025 7:29:28
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
15 10 2025 0:17:27
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
14 10 2025 21:17:34
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
13 10 2025 8:47:44
Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету.
...
12 10 2025 21:16:58
Любимое занятие многих детей – загадывание и отгадывание загадок. Детские загадки имеют важную педагогическую функцию, формируя у детей навыки логического мышления, развивая их наблюдательность, память, смекалку, воображение. Есть загадки, ответ которых произносится хором всеми присутствующими. В виде рифмованных загадок описаны особенности 32 растений флоры Амурской области. Они написаны стихами, слово, являющееся ответом на загадку, является последим в стихотворной строке....
11 10 2025 6:11:57
Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. «Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....
10 10 2025 2:18:36
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
09 10 2025 18:52:40
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
08 10 2025 20:43:21
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
07 10 2025 13:22:14
Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....
06 10 2025 8:45:12
Цель урока: создать условия для продуктивной деятельность школьника, направленной на достижение результатов....
05 10 2025 21:31:45
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
04 10 2025 0:22:45
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий.
...
03 10 2025 6:27:11
Представленная презентация может быть использована при изучении тем «Генетика человека», «Селекция животных»....
02 10 2025 11:57:52
Учебное занятие может быть проведено в урочное время при изучении темы "Опopно-двигательная система". Для формирования у учащихся способности наблюдать за организмом, делать выводы, развития умений применять полученные знания об ОДС в разных ситуациях используется частично-поисковый и исследовательский методы....
01 10 2025 17:19:30
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
30 09 2025 7:23:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




