Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

Цели урока (учитель):

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о предках человека.
  2. Продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Мобилизующий этап:

I-й вариант (упрощенный):

На доске – прямоугольник с заданием и подсказка к разгадыванию темы урока.

К Б С Б Ф Е Х И Г
О Р О Т Щ Ч Н В Е

II-й вариант (усложненный): Если вы правильно угадаете, какое математическое действие нужно произвести с цифрами квадрата, то прочтете тему урока.

4 5 6 7 8 9
1 С П Ж Е Л А
2 Р Х Ф Н В Г
3 О И Д Ч К Я

Шифр:

  1. 5, 8, 12, 15, 4, 10, 12, 6, 18, 7, 14, 15, 7
  2. 21, 7, 8, 12, 16, 7, 24, 9

Учитель: Рассмотрите запись на доске. Прочтите тему урока, воспользовавшись шифром.

Дети: Тема нашего урока: Обобщение.

Учитель: Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели урока, вставляя пропущенные слова.

Запись на доске:

Цель урока (дети): Обобщить знания о … (предках) человека.

Дети: Цель урока: обобщить знания о предках человека.

Оборудование:

  1. Инструкция для руководителя группы;
  2. Карточка для руководителя группы;
  3. Конверты с “Лентой времени”;

Предварительная подготовка к уроку:

На группы следует разделить учащихся до начала урока. Во время подготовки к уроку знания руководителей групп были проверены и оценены учителем. В каждой группе есть руководитель (эксперт), который перед началом урока получил от учителя инструкцию (ключ) по оцениванию знаний учащихся. Работа каждого ученика оценивается баллами, которые они получают за правильно выполненные задания. В конце урока руководитель группы подсчитывает баллы и выставляет оценку за работу на уроке.

Инструкция для руководителя группы:

Задания № 1 № 3 № 4 № 5 № 6 Итого
Число баллов за задание 7 7 3 10 6  
Дополнительное количество баллов 3          

Критерии оценок: 30 и более баллов – “5”, 23–29 – “4”, 15–22 – “3”, менее 15 – “2”.

Карточка для руководителя группы:

№ п/п Фамилия, имя № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Итого
1.
2.
3.
4.

Ход урока

Каждому ученику надо было выполнить в ходе урока семь заданий.

Задание 1: Проверяем термины. Перепишите термины, вставьте пропущенные буквы. Поясните значение терминов.
1) дри…питек, 2) ч…ловек ум…лый, 3) чел…век раз…мный, 4) кр…маньонец, 5) австрал…питек, 6) ч…ловек прямох…дящий, 7) н…андерталец.
Ответ: 1) дриопитек, 2) человек умелый, 3) человек разумный, 4) кроманьонец, 5) австралопитек, 6) человек прямоходящий, 7) неандерталец.

Задание 2: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку. Докажите правильность своего ответа:
а) человек, динозавр, растения;
б) шимпанзе, горилла, дриопитек;
в) неандерталец, дриопитек, австралопитек.
Ответ: а) динозавр – вымершее животное, а человек и растения существуют на нашей планете по сей день; б) дриопитек – предок человека, а шимпанзе и горилла – обезьяны; в) неандерталец – человек разумный, ныне вымерший, а дриопитек и австралопитек – древние предки человека.

Задание 3: Соотнесите термины:

1. австралопитек
2. дриопитек
3. человек умелый
4. человек прямоходящий
5. неандерталец
6. человек разумный
7. романьонец
А) древесные обезьяны
Б) изготовляющие орудия труда
В) южные обезьяны
Г) жили в пещерах, строили хижины
Д) произошли от человека умелого
Е) изготовляли орудия труда из рогов и костей
Ж) членораздельная речь, развитое мышление

Ответ: 1– В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г, 6 – Ж, 7 – Е.

Задание 4: Найди пару. Вам предлагаются 3 слова. Между 1-м и 2-м словами существует определенная связь. Между 3-м и одним из предложенных 4-х слов существует аналогичная, такая же связь. Выберите это слово.

  1. дриопитек : деревья = неандерталец : ? ;
    а) степь, б) лес, в) дом, г) пещера
  2. человек умелый : каменные орудия = австралопитек : ? ;
    а) палки, б) кости, в) рога, г) камни
  3. кроманьонец ; Европа = австралопитек : ? ;
    а) Азия, б) Европа, в) Африка, г) Австралия.

Ответ: 1) пещера; 2) палки; 3) Африка.

Задание 5: Заполните таблицу.

Перед заполнением таблицы учитель проводит беседу по вопросам: 1) Есть ли у человека черты сходства с животными? 2) Если есть, то, с какими? 3) Можно ли сказать, что человек произошёл от обезьяны? 4) Чем отличается человек от животных?

Чтобы подтвердить черты сходства и различия, учащимся предлагается заполнение таблицы, причем черты сходства человека и обезьян ученики заполняют под руководством учителя. Для заполнения таблицы используйте слова для справок.

Слова для справок: больше, меньше, значительное, незначительное, есть, нет, да, развиты.

Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян

Признаки сравнения Обезьяна Человек

Сходство:

1) крупный головной мозг
2) пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем
3) сходные группы крови и инфекционные болезни
4) размеры тела: короткое туловище и длинные ноги
5) расположение внутренних органов
6) внешний облик лица

Различие:

1. Развитие:
а) волосяного покрова
б) мозгового отдела
в) лицевого отдела
г) челюстей

По всему телу
Меньше
Больше
Значительное

Больше на голове
Больше
Меньше
Незначительное
2. Способ передвижения На 4-х конечностях На 2-х конечностях
3. Сводчатая стопа Нет Есть
4. Гибкая кисть Нет Есть
5. Подвижные пальцы Нет Есть
6. Мимика и жесты Развиты Развиты
7. Речь, мышление Нет Есть

Задание 6:Лента времени”. Возьмите конверт. Рассмотрите его содержимое. Разложите карточки с рисунками по мере развития человека на Земле.

Вставка: Лента времени

Ответ: 3, 1, 5, 6, 2, 4.

Задание 7: Задача-шутка: Древний человек пригласил к себе в пещеру в гости динозавра к 10 часам утра. Известно, что длина динозавра 200 метров, а передвигается он со скоростью 50 м/мин. Во сколько динозавр должен подойти к пещере, чтобы прийти к завтраку без опозданий.

Ответ: Время = путь : скорость = 200 м : 50 м/ мин. = 4 мин.; динозавр должен подойти к пещере в 9 час. 56 мин.

Проверка знаний учащихся: (Если осталось время на уроке, то учащимся можно предложить решение теста по теме урока на дополнительную оценку).

Приложение.

Решите тест. (В приложении есть тест в системе Айрен).

I. Тесты с одним правильным ответом.

  1. Сколько лет назад появились первые люди?
    1. 2 млн. лет 2. 65 млн. лет 3. 500 млн. лет 4. 225 млн. лет
  2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
    1. Шимпанзе 2. Гориллы 3. Австралопитеки 4. Дриопитеки.
  3. Первые люди относились к виду:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Неандерталец.
    4. Кроманьонец.
  4. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Человек разумный.
    4. Австралопитек.
  5. Первые домашние животные появились у:
    1. Человека умелого.
    2. Человека прямоходящего.
    3. Неандертальца.
    4. Кроманьонца.
  6. Орудия труда из рогов и костей стал изготавливать:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Неандерталец.
    4. Кроманьонец.

II. Тестовые задания на соотношение объектов.

1. Установите соответствие.

1. Использовали природные орудия.
2. Изготавливали каменные орудия.
3. Изготавливали орудия из рога, камня и кости.
а) Человек разумный.
б) Человек умелый.
в) Австралопитек.

2. Установите соответствие.

1. Боялись огня.
2. Умели поддерживать добытый огонь.
3. Умели сами разводить огонь.
а) Человек разумный.
б) Человек умелый.
в) Австралопитек.

III. Выберите правильные утверждения.

  1. Дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян.
  2. Неандертальцы относились к виду – человек умелый.
  3. Первые люди появились на Земле более 10 млн. лет назад.
  4. Неандерталец, кроманьонец и современный человек – это разные формы одного виды – человек разумный.
  5. Человек прямоходящий мог пользоваться только природными орудиями труда и боялся огня.

Ответ: I. 1 – 1, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4. II. 1. 1в, 2б, 3а; 2. 1в, 2б, 3а. III. 1, 4.

Подведение итогов урока.

Руководители групп сдают учителю карточки и листочки с заданиями (учитель еще раз проверяет работы).

Литература:

  1. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 1, 2, 3. Киров, 1998.
  2. Козачек Т. В. Природоведение. 5класс. Волгоград, Учитель, 2010.
  3. Парфилова Л. Д. Тесты по природоведению М., Экзамен, 2006.
  4. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику “Природоведение. 5 класс”. М., Дрофа, 1997.
  5. Плешаков А. А., Сонин Н. И. “Природоведение. 5 класс”. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 1998.
  6. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс. М., Дрофа, 2008.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. М., Владос, 1999.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

23 07 2021 21:40:12

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии « Авиация и медицина XXI века» (разработано Л. А. Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

23 07 2021 5:40:28

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

23 07 2021 22:50:23

Урок биологии в 7-м классе "Тип Иглокожие"

На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают характерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме « Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....

23 07 2021 14:36:58

Урок-конференция "Генетика и медицина"

Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

23 07 2021 10:10:22

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

23 07 2021 10:14:59

Формирование функциональной грамотности учащихся на уроках биологии

Предлагаемая работа содержит материал, в котором рассматривается разноуровневый подход к анализу функциональной грамотности школьника. Это помогает увидеть в каждый отрезок времени уровень сформированности функциональной грамотности, на котором совершается деятельность школьника, и перспективы его развития. К работе прилагается список литературы, в которой можно найти более подробное описание интересующих вопросов формирования функциональной грамотности, конспект урока по теме " Особенности организации одноклеточных", 7-й класс. Понимая функциональную грамотность школьника как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, нами определена деятельность учителя и ученика. ...

23 07 2021 3:49:44

Внешнее строение, скелет и мускулатура земноводных

Цели и задачи урока: формирование и совершенствование знаний по теме " Земноводные"....

23 07 2021 11:11:51

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

23 07 2021 2:24:46

Эволюция в вопросах и ответах

Урок-игра « Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интерактивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов « Развитие эволюционного учения», « Адаптации», « Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интерактивной доске....

23 07 2021 4:32:27

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

23 07 2021 9:30:14

Интегрированный урок биологии и физкультуры по теме: "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы". 8-й класс

Совместно с учителем физической культуры Ермолаевой Н. Д. мы разработали систему интегрированных уроков биологии и физкультуры, которые включены в тематические планы по обоим предметам. Урок рассчитан на 80 минут и проводится в спортивном зале при активном участии обоих учителей. Форма интегрированного урока позволяет сформировать положительную мотивацию при обучении как биологии, так и физкультуре, так как учащиеся имеют возможность на практике применить полученные знания, объективно оценить физическое состояние организма, грамотно выбрать для себя уровень нагрузки, способствующей гармоничному развитию. Кроме того, появляется возможность высвободить резервы учебного времени, устранить дублирование учебного материала. ...

23 07 2021 22:20:14

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

23 07 2021 11:54:14

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

23 07 2021 18:15:29

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

23 07 2021 20:29:28

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

23 07 2021 10:42:12

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

На уроке учащиеся отправляются на родину В. М. Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

23 07 2021 1:51:24

Урок по теме "Типы взаимодействия организмов" в 10–11-м классе

В ходе урока раскрывается сложность проявления биотических связей в природе (прямые, косвенные, односторонние, двусторонние); их результаты для жизни видов. Дается определение и раскрывается сущность основных понятий: «комменсализм», «мутуализм», «симбиоз», «аменсализм», «протокооперация»....

23 07 2021 3:13:13

Зрительный анализатор и его гигиена

Урок биологии по теме « Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....

23 07 2021 1:59:55

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

23 07 2021 23:15:38

Общий обзор организма человека: органы и ткани

Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....

23 07 2021 18:47:43

Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные

Данный урок проводится после изучения типа « Простейшие» по программе В. В. Пасечника (учебник: В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. М.: Дрофа). На тип « Губки» отводится один урок, поэтому сложность заключается в том, чтобы познакомить детей с особенностями строения, жизненными процессами и привлечь внимание школьников к животным этого типа. К уроку подготовлена презентация, хорошо иллюстрирующая животных этого типа...

23 07 2021 13:53:58

Урок-практическая работа в 9-м классе по теме "Сравнение строения бактериальной, грибной, растительной и животной клеток"

Урок – практическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме « Цитология». ...

23 07 2021 18:16:33

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

Интеграция тем: « Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

23 07 2021 2:47:57

Урок по теме "Правильная осанка – залог здоровья и успешности"

Автор формирует у учащихся твердое убеждение о необходимости сохранения здоровья. Урок выявляет причины и разъясняет отрицательные последствия нарушения осанки, знакомит с методами самоконтроля и коррекции осанки. Его можно использовать для подготовки урока биологии в 8-м классе, на занятии элективного курса, как отдельное внеклассное мероприятие. Учитель работает вместе с учащимися-помощниками. В ходе урока звучат стихотворения по теме (стихи автора)....

23 07 2021 4:12:54

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

23 07 2021 16:40:16

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

23 07 2021 11:39:36

Индивидуальное развитие животных Биология

У животных, размножающихся поповым путем, индивидуальное развитие, как и у растений, охватывает время от оплодотворения до смерти и подразделяется на периоды....

23 07 2021 2:22:30

Строение глаза человека. Глазное яблоко и вспомогательный аппарат зрения

Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....

23 07 2021 7:55:28

Личностно-ориентированный урок биологии: Погружение в океан знаний под названием "Лист"

Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....

23 07 2021 20:23:41

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц. Роль птиц в природе и жизни человека". 7-й класс

Одной из ключевых особенностей Ф Г О С является изменение в образовательных технологиях, так как компетентностный подход к образованию ориентируется на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе. К числу инновационных технологий обучения можно отнести Т Р К М Ч П целью, которой является развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

23 07 2021 23:46:13

Повторительно-обобщающий урок "Ярмарка знаний"

Цель работы - обобщить полученные знания по темам: " Бактерии", " Грибы", " Растения", " Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...

23 07 2021 14:10:28

Незатейливая жизнь насекомых

В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....

23 07 2021 23:35:58

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

23 07 2021 4:19:19

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опорно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

23 07 2021 18:50:17

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

23 07 2021 5:12:26

Размножение, рост и развитие организмов. 6-й класс

Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме « Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....

23 07 2021 16:29:51

Праздник «Здравствуйте, птицы!»

Традиция отмечать День птиц в начале апреля в нашей стране отчасти связана с принятием 1 апреля 1906 г. Международной конвенции об охране птиц, отчасти же – с приближающимся праздником Благовещения, когда выпускают птиц из клеток на волю. Массовое празднование Дня птиц постепенно вновь становится повсеместным....

23 07 2021 23:12:46

Использование сайта учителя в преподавании биологии

В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В. В. Пасечника " Биология" ( Бактерии. Грибы. Растения)....

23 07 2021 21:15:55

Первые русские ученые эволюционисты

Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. Ф. Вольф, А. А. Каверзнев, И. Е. Дядьковский, К. М. Бэр, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов....

23 07 2021 22:14:47

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

23 07 2021 10:21:59

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

23 07 2021 13:57:51

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека

Разработка урока имеет целью ознакомление с разнообразием и характерными биологическими особенностями насекомых – вредителей культурных растений, их отрицательной ролью в практической деятельности человека, а также раскрытие отрицательной роли насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных....

23 07 2021 2:51:15

Урок-игра по биологии "Птицы"

Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....

23 07 2021 4:30:30

Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"

Основная цель урока - сформировать научное представлении о клеточном строении организма человека, строении и функциях органоидов клетки. ...

23 07 2021 22:29:42

Программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии"

Работа содержит материал программы элективного курса по биологии. Может использоваться в качестве предпрофильной подготовки для учащихся 9-х классов. Предлагаемый курс направлен на закрепление и расширение знаний изученного материала по курсу 6–8-х классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие культурного уровня учащихся....

23 07 2021 8:51:26

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

23 07 2021 10:31:39

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

23 07 2021 17:15:14

Развитие познавательной деятельности на уроках биологии. Организация лабораторного занятия "Устройство микроскопа"

Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни. Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д. Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход. ...

23 07 2021 23:25:57

Урок биологии по теме "Цветок и его строение"

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....

23 07 2021 6:57:48

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)