Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"


    Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

Цели урока (учитель):

  1. Обобщить и систематизировать имеющиеся знания о предках человека.
  2. Продолжить развитие мышления, памяти, внимания, речи учащихся.
  3. Воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Мобилизующий этап:

I-й вариант (упрощенный):

На доске – прямоугольник с заданием и подсказка к разгадыванию темы урока.

К Б С Б Ф Е Х И Г
О Р О Т Щ Ч Н В Е

II-й вариант (усложненный): Если вы правильно угадаете, какое математическое действие нужно произвести с цифрами квадрата, то прочтете тему урока.

4 5 6 7 8 9
1 С П Ж Е Л А
2 Р Х Ф Н В Г
3 О И Д Ч К Я

Шифр:

  1. 5, 8, 12, 15, 4, 10, 12, 6, 18, 7, 14, 15, 7
  2. 21, 7, 8, 12, 16, 7, 24, 9

Учитель: Рассмотрите запись на доске. Прочтите тему урока, воспользовавшись шифром.

Дети: Тема нашего урока: Обобщение.

Учитель: Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте цели урока, вставляя пропущенные слова.

Запись на доске:

Цель урока (дети): Обобщить знания о … (предках) человека.

Дети: Цель урока: обобщить знания о предках человека.

Оборудование:

  1. Инструкция для руководителя группы;
  2. Карточка для руководителя группы;
  3. Конверты с “Лентой времени”;

Предварительная подготовка к уроку:

На группы следует разделить учащихся до начала урока. Во время подготовки к уроку знания руководителей групп были проверены и оценены учителем. В каждой группе есть руководитель (эксперт), который перед началом урока получил от учителя инструкцию (ключ) по оцениванию знаний учащихся. Работа каждого ученика оценивается баллами, которые они получают за правильно выполненные задания. В конце урока руководитель группы подсчитывает баллы и выставляет оценку за работу на уроке.

Инструкция для руководителя группы:

Задания № 1 № 3 № 4 № 5 № 6 Итого
Число баллов за задание 7 7 3 10 6  
Дополнительное количество баллов 3          

Критерии оценок: 30 и более баллов – “5”, 23–29 – “4”, 15–22 – “3”, менее 15 – “2”.

Карточка для руководителя группы:

№ п/п Фамилия, имя № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 Итого
1.
2.
3.
4.

Ход урока

Каждому ученику надо было выполнить в ходе урока семь заданий.

Задание 1: Проверяем термины. Перепишите термины, вставьте пропущенные буквы. Поясните значение терминов.
1) дри…питек, 2) ч…ловек ум…лый, 3) чел…век раз…мный, 4) кр…маньонец, 5) австрал…питек, 6) ч…ловек прямох…дящий, 7) н…андерталец.
Ответ: 1) дриопитек, 2) человек умелый, 3) человек разумный, 4) кроманьонец, 5) австралопитек, 6) человек прямоходящий, 7) неандерталец.

Задание 2: Исключите лишнее слово по какому-либо признаку. Докажите правильность своего ответа:
а) человек, динозавр, растения;
б) шимпанзе, горилла, дриопитек;
в) неандерталец, дриопитек, австралопитек.
Ответ: а) динозавр – вымершее животное, а человек и растения существуют на нашей планете по сей день; б) дриопитек – предок человека, а шимпанзе и горилла – обезьяны; в) неандерталец – человек разумный, ныне вымерший, а дриопитек и австралопитек – древние предки человека.

Задание 3: Соотнесите термины:

1. австралопитек
2. дриопитек
3. человек умелый
4. человек прямоходящий
5. неандерталец
6. человек разумный
7. романьонец
А) древесные обезьяны
Б) изготовляющие орудия труда
В) южные обезьяны
Г) жили в пещерах, строили хижины
Д) произошли от человека умелого
Е) изготовляли орудия труда из рогов и костей
Ж) члeнораздельная речь, развитое мышление

Ответ: 1– В, 2 – А, 3 – Б, 4 – Д, 5 – Г, 6 – Ж, 7 – Е.

Задание 4: Найди пару. Вам предлагаются 3 слова. Между 1-м и 2-м словами существует определенная связь. Между 3-м и одним из предложенных 4-х слов существует аналогичная, такая же связь. Выберите это слово.

  1. дриопитек : деревья = неандерталец : ? ;
    а) степь, б) лес, в) дом, г) пещера
  2. человек умелый : каменные орудия = австралопитек : ? ;
    а) палки, б) кости, в) рога, г) камни
  3. кроманьонец ; Европа = австралопитек : ? ;
    а) Азия, б) Европа, в) Африка, г) Австралия.

Ответ: 1) пещера; 2) палки; 3) Африка.

Задание 5: Заполните таблицу.

Перед заполнением таблицы учитель проводит беседу по вопросам: 1) Есть ли у человека черты сходства с животными? 2) Если есть, то, с какими? 3) Можно ли сказать, что человек произошёл от обезьяны? 4) Чем отличается человек от животных?

Чтобы подтвердить черты сходства и различия, учащимся предлагается заполнение таблицы, причем черты сходства человека и обезьян ученики заполняют под руководством учителя. Для заполнения таблицы используйте слова для справок.

Слова для справок: больше, меньше, значительное, незначительное, есть, нет, да, развиты.

Черты сходства и различия человека и человекообразных обезьян

Признаки сравнения Обезьяна Человек

Сходство:

1) крупный головной мозг
2) пятипалая хватательная кисть с плоскими ногтями и противопоставленным большим пальцем
3) сходные группы крови и инфекционные болезни
4) размеры тела: короткое туловище и длинные ноги
5) расположение внутренних органов
6) внешний облик лица

Различие:

1. Развитие:
а) волосяного покрова
б) мозгового отдела
в) лицевого отдела
г) челюстей

По всему телу
Меньше
Больше
Значительное

Больше на голове
Больше
Меньше
Незначительное
2. Способ передвижения На 4-х конечностях На 2-х конечностях
3. Сводчатая стопа Нет Есть
4. Гибкая кисть Нет Есть
5. Подвижные пальцы Нет Есть
6. Мимика и жесты Развиты Развиты
7. Речь, мышление Нет Есть

Задание 6:Лента времени”. Возьмите конверт. Рассмотрите его содержимое. Разложите карточки с рисунками по мере развития человека на Земле.

Вставка: Лента времени

Ответ: 3, 1, 5, 6, 2, 4.

Задание 7: Задача-шутка: Древний человек пригласил к себе в пещеру в гости динозавра к 10 часам утра. Известно, что длина динозавра 200 метров, а передвигается он со скоростью 50 м/мин. Во сколько динозавр должен подойти к пещере, чтобы прийти к завтpaку без опозданий.

Ответ: Время = путь : скорость = 200 м : 50 м/ мин. = 4 мин.; динозавр должен подойти к пещере в 9 час. 56 мин.

Проверка знаний учащихся: (Если осталось время на уроке, то учащимся можно предложить решение теста по теме урока на дополнительную оценку).

Приложение.

Решите тест. (В приложении есть тест в системе Айрен).

I. Тесты с одним правильным ответом.

  1. Сколько лет назад появились первые люди?
    1. 2 млн. лет 2. 65 млн. лет 3. 500 млн. лет 4. 225 млн. лет
  2. Общими предками человека и человекообразных обезьян были:
    1. Шимпанзе 2. Гориллы 3. Австралопитеки 4. Дриопитеки.
  3. Первые люди относились к виду:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Неандерталец.
    4. Кроманьонец.
  4. Все живущие сейчас на Земле люди относятся к одному виду:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Человек разумный.
    4. Австралопитек.
  5. Первые домашние животные появились у:
    1. Человека умелого.
    2. Человека прямоходящего.
    3. Неандертальца.
    4. Кроманьонца.
  6. Орудия труда из рогов и костей стал изготавливать:
    1. Человек умелый.
    2. Человек прямоходящий.
    3. Неандерталец.
    4. Кроманьонец.

II. Тестовые задания на соотношение объектов.

1. Установите соответствие.

1. Использовали природные орудия.
2. Изготавливали каменные орудия.
3. Изготавливали орудия из рога, камня и кости.
а) Человек разумный.
б) Человек умелый.
в) Австралопитек.

2. Установите соответствие.

1. Боялись огня.
2. Умели поддерживать добытый огонь.
3. Умели сами разводить огонь.
а) Человек разумный.
б) Человек умелый.
в) Австралопитек.

III. Выберите правильные утверждения.

  1. Дриопитеки – общие предки человека и человекообразных обезьян.
  2. Неандертальцы относились к виду – человек умелый.
  3. Первые люди появились на Земле более 10 млн. лет назад.
  4. Неандерталец, кроманьонец и современный человек – это разные формы одного виды – человек разумный.
  5. Человек прямоходящий мог пользоваться только природными орудиями труда и боялся огня.

Ответ: I. 1 – 1, 2 – 4, 3 – 1, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 4. II. 1. 1в, 2б, 3а; 2. 1в, 2б, 3а. III. 1, 4.

Подведение итогов урока.

Руководители групп сдают учителю карточки и листочки с заданиями (учитель еще раз проверяет работы).

Литература:

  1. Бакулина Г. А. Комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. Ч. 1, 2, 3. Киров, 1998.
  2. Козачек Т. В. Природоведение. 5класс. Волгоград, Учитель, 2010.
  3. Парфилова Л. Д. Тесты по природоведению М., Экзамен, 2006.
  4. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Твои открытия. Альбом-задачник к учебнику “Природоведение. 5 класс”. М., Дрофа, 1997.
  5. Плешаков А. А., Сонин Н. И. “Природоведение. 5 класс”. Рабочая тетрадь. М., Дрофа, 1998.
  6. Плешаков А. А., Сонин Н. И. Природоведение. 5 класс. М., Дрофа, 2008.
  7. Рогов Е. И. Настольная книга пpaктического психолога. М., Владос, 1999.



Комментарии:

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

25 04 2025 21:44:30

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

24 04 2025 1:16:42

Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"


    Интеpaктивный плакат "Шляпочные грибы"

      Интеpaктивный плакат "Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интеpaктивном режиме с данными объектами....

23 04 2025 7:31:20

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

22 04 2025 8:55:54

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение


    Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и пpaктическое значение

      Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

21 04 2025 8:11:48

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

20 04 2025 0:19:40

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

19 04 2025 16:50:21

Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"


    Внеклассное мероприятие по естествознанию "Ломоносовский комaндный турнир"

      Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....

18 04 2025 18:26:54

Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"


    Внеклассное мероприятие по теме "День птиц"

      Цель мероприятия: воспитание у детей чувства ответственности за судьбу птиц. Учащиеся знакомятся с перелетными птицами; учатся заботиться о них, делают для них гнездовья, защищают от хищников и xyлиганов....

17 04 2025 22:13:56

Фауна моего дома


    Фауна моего дома

      В статье описана роль животных в жизни человека. Хаpaктеризуются все обитатели жилища человека; выявляется влияние живых организмов на здоровье человека, взаимосвязь состояния здоровья человека и экологического состояния квартиры как среды его обитания....

16 04 2025 3:55:17

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе

Круглые черви - общая хаpaктеристика, строение, значение в природе Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

15 04 2025 12:41:11

Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"


    Интегрированный урок по биологии и информатике на тему: "Роль человека в биосфере. Экологические проблемы озера Байкал"

      Существует большое количество самых разнообразных программно-педагогических средств, но не все их можно использовать для сопровождения урока в компьютерном классе по различным причинам. У каждого учителя, исходя из его педагогического опыта, есть свое собственное видение урока, и в применение компьютерных технологий появляется возможность сделать его более наглядным, продуктивным и интересным. Выбор программной среды пал на Microsoft PowerPoint в силу широкого его распространения, быстроты освоения учителями-предметниками при достаточно больших возможностях анимации представляемого материала, импорта различных графических приложений, видео- и звуковых файлов. ...

14 04 2025 5:14:37

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

13 04 2025 8:28:13

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

12 04 2025 15:53:48

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

11 04 2025 23:19:16

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

10 04 2025 18:31:23

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

09 04 2025 20:17:14

Отдел Моховидные. Общая хаpaктеристика и значение

Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

08 04 2025 3:12:55

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

07 04 2025 4:55:31

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

06 04 2025 15:40:24

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"


    Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

      Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

05 04 2025 19:57:46

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

04 04 2025 11:14:40

Игра-соревнование "Окажи помощь…"


    Игра-соревнование "Окажи помощь…"

      Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование пpaктических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

03 04 2025 15:49:11

Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"


    Проблемный урок по биологии. Тема: "Отчего люди не летают?"

      Информационно-коммуникационные технологии, микроисследования и работы с дополнительными источниками информации, межпредметные связи с физикой и литературой позволяют глубоко изучить учебный материал, развивают мышления воспитанников, навыки работы с информацией и помогают расширить воспитательные возможности урока....

02 04 2025 5:11:52

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

01 04 2025 15:39:59

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

31 03 2025 6:40:15

Урок-исследование «Скелет человека»


    Урок-исследование «Скелет человека»

      Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

30 03 2025 1:56:17

Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе


    Обобщающий урок по теме "Кровь и кровообращение" в 8-м классе

      Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения. ...

29 03 2025 14:42:56

Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)


    Урок биологии по теме "Вирусы в технологии развития критического мышления" (10-й класс)

      В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....

28 03 2025 21:19:40

Биологическая игра "Мир растений"


    Биологическая игра "Мир растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-го класса как обобщающий урок по программе регионального компонента в биологическом образовании. Содержание игры позволит углубить и обобщить знания школьников в области биологии растений Хабаровского края. В процессе игры развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. Воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу - цель игры. ...

27 03 2025 11:51:28

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

26 03 2025 22:52:35

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

25 03 2025 8:53:10

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

24 03 2025 18:46:52

Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"


    Урок-игра "Экспедиция в затеренный мир динозавров"

      Цель данного урока — расширить кругозор о многообразии древних рептилий (динозавров) и их образе жизни, опираясь на ранее полученные знания. ...

23 03 2025 21:10:51

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

22 03 2025 1:27:34

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека

Бактерии паразиты: питание, среда обитания, значение для человека Бактерии паразиты – это живые организмы, микроскопических размеров (от 0,1–30 мкм), которые проникая внутрь, поселяются в организме хозяина, питаются там, живут, размножаются. При этом оказывают негативное влияние на макроорганизм....

21 03 2025 8:20:32

Использование проектной деятельности на уроках биологии


    Использование проектной деятельности на уроках биологии

      В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

20 03 2025 23:15:24

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах


    Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

      Данный урок разработан по учебнику И.Н. Пономаревой и др. "Общая биология" (10-й класс), издательства "Вентана-Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, пpaктически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

19 03 2025 23:20:19

Урок по биологии по теме "Плоды" для 6-х классов

Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....

18 03 2025 15:23:34

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"


    Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

      Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

17 03 2025 0:28:23

Тип члeнистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

16 03 2025 3:16:28

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

15 03 2025 17:50:42

Использование модульных технологий на уроках биологии


    Использование модульных технологий на уроках биологии

      Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....

14 03 2025 2:56:19

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"


    Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

      Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

13 03 2025 14:45:16

Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".


    Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе: "Среда обитания. Факторы среды".

      Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....

12 03 2025 6:17:40

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

11 03 2025 20:35:19

Парк развлечений Юрского периода

Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....

10 03 2025 7:16:57

Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"


    Урок биологии. 7-й класс, УМК под редакцией Сонина Н.И. Тема: "Пoлoвoе размножение растений"

      Комбинированный по типу урок, в котором сочетаются объяснительно-иллюстративные методы традиционной технологии, элементы проблемного обучения и информационно-коммуникационные технологии. Через включение в ход урока стихов, загадок - усилить эмоционально-образное восприятие учебного материала. Кроме того, применяя тестовые задания на разных этапах урока, осуществить контроль как ранее изученного, так и нового материала. ...

09 03 2025 23:44:16

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

08 03 2025 4:14:39

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

07 03 2025 11:37:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::