Урок окружающего мира по теме "Что такое почва?"
Цель: продолжить работу по углублению представлений учащихся о почве как верхнем плодородном слое земли, выяснить основные свойства почвы; в процессе опытов установить состав почвы, узнать о преобладающих почвах родного края.
Задачи:
- Актуализировать имеющиеся знания, сопоставлять изученный материал с известными знаниями.
- Развивать критическое мышление учащихся. Формировать навык самооценки.
- Воспитывать умение выслушивать мнения других, умение проводить рефлексию своей работы.
- Научить детей самостоятельно получать новую информацию, оперировать ею.
Оборудование: коллекция почв, прозрачные стаканы, палочки, фильтр, стекло, спиртовка, штатив, держатель. Тексты, таблица, словарь С. И. Ожегова, индивидуальные карточки-сигналы.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Я очень рада новой встрече с вами.
- Надеюсь, что работа на уроке будет творческая и интересная.
2. Мотивация.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-гoлyбое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы воздух и листва.
Птицы звери и леса,
Гром туманы и роса.
Человек и время года-
Это всё вокруг (природа).
- Как нужно относиться к природе?
-Мы сегодня продолжим путешествие в природу. Желаю всем на уроке подняться на следующую ступеньку в познании окружающего мира.
3. Постановка проблемы и актуализация знаний.
1) Стадия вызова.
- Определите тему урока, прослушав рассказ. (Читает ученик.)
Есть чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь - вместо одного мешка в кладовой - двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горстка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок.
Сказка это или нет судить вам. Да только чудесная кладовая есть на самом деле.
- А как она называется?
- Какова тема урока?
2) Тема урока. Почва. (Карточка на доске.)
3) Программа-опровержение. (Доказать или опровергнуть утверждение.)
-А что такое почва? - Просигнализируйте, согласны ли вы с моим суждением. (Синий - согласен, красный - нет.)
- Я считаю, что почва - это камни, скалы, горы.
-Почему не согласны?
-А как разрушаются камни? Что остается после их разрушения?
-Как вы считаете, что такое почва? (Карточки на доске закрыты.)
4) Приём \"Корзина идей\".
- Обсудите в группах и выдвиньте своё предположение за 1 минуту.
-Почва - это:.
- В конце урока вернёмся к вашим предположениям.
5) Постановка У.З.
- Какую учебную задачу поставите?
-На уроке постараемся узнать об основных свойствах почвы, ее составе и дадим определение, то есть раскроем секреты этой кладовой.
4. Изучение нового материала.
1) Стадия осмысления. Пpaктическая работа в группах.
- Я предлагаю вам вспомнить, что знаете о почве и записать в левую часть таблицы в графу \"До\". Время 2 мин. (Приложение 1)
-Есть ли в ваших записях информация, в которой сомневаетесь?
-А как можно её проверить?
Представьте, что вы находитесь в лаборатории. Ведь многие тайны природы помогают раскрыть человеку опыты.
Работать предстоит в группах. Выберите доцента, который будет докладывать о результатах опыта. Старший научный сотрудник обобщает результаты. Младший сотрудник выполняет опыт. Аспирант читает описание опыта. Студенты являются помощниками.
Перед вами на столах коллекция почв, описание опыта и оборудование. (Приложение 2.)
Проделайте опыты и выясните основные свойства и состав почвы.
Полученные знания, в ходе исследований, записывайте в графе \"После\". Начинайте работу.
1 группа (цвет и воздух)
2 группа (цвет и вода)
3 группа (цвет, песок и глина)
- Расскажите о результатах опытов. (Создаётся кластер на доске.) (Приложение 3.)
-Что ещё входит в состав почвы? Продолжим опыты.
Опыт. Буду нагревать почву над спиртовкой.
- Что увидели, почувствовали? Почему?
Это сгорают остатки растений и животных: корешки, листья, стебельки, части насекомых, червей.
-Что остаётся после их перегнивания?
Да. Это перегной. Он придаёт почве тёмный цвет.
-А какого цвета почвы в ваших огородах?
Региональный компонент.
В нашей местности почвы бедны перегноем, поэтому цвет её более светлый. Жителям Устьянского района нужно удобрять почву, чтобы вырастить хороший урожай.
Опыт. Профильтрую воду, в которой находилась почва. Беру одну капельку воды. Помещаю на стекло. Держу над огнём. Посмотрите на стекло.
- Что видите? Что произошло с водой?
Соли это питательные вещества, необходимые для роста и развития растений. Они растворяются в воде. Образуются благодаря перегною под действием микробов.
- Вернёмся к определению.
-Как вы думаете сейчас у вас достаточно знаний, чтобы дописать определение почвы? Отдохнём и продолжим работу.
Физкультминутка. (Приложение 4)
5. Закрепление учебного материала и самостоятельная работа с дополнительной литературой.
- Перед вами учебник (с. 67), словарь С. И. Ожегова и дополнительная литература.
Продолжите заполнять графу \"После\", записывая кратко новые сведения о почве.
Словарь поможет вам объяснить значение непонятных слов.
1 группа. Образование почвы началось только с появлением на земле живых существ.
С тех пор в течение миллионов лет идёт непрерывный процесс образования почвы. Но! 1см почвы образуется в природе за 300 лет. Поэтому нельзя допускать разрушения почвы.
По вине людей почва быстро разрушается. Там, где люди уничтожили растения, почву размывает вода, выдувает ветер.
Этот процесс называют эрозией почвы.
2 группа. Почва многого \"боится\". Например - воды. Почвы, в которых избыток воды, называют болотные. И там растут те растения, у которых корни неглубоко проникают в почву. Чтобы улучшить их рост, на почве производят мелиорацию - отводят лишнюю воду. А ещё почва \" боится\" - ядохимикатов.
Если их берут больше нормы, то гибнут черви, личинки, насекомые, микробы, без которых почва теряет плодородие.
3 группа. - Запомни! Нельзя сжигать опавшие листья и отмершие части растений. Это ведёт к обеднению почвы питательными веществами. А вот черви играют полезную роль в почве. Они затаскивают в свои норки листья, съедают их. Таким образом, ускоряют процесс разложения. Бактерии и грибки окончательно разрушают остатки растений и животных. Так образуются минеральные вещества, которые всасываются корнями растений. Растения же служат пищей животным. Так в природе происходит круговорот.
- Почему всё - таки камни, скалы и горы не могут быть почвой?
-В чём же секрет \" чудесной кладовой\"?
Плодородие - главное свойство почвы.
-Что такое почва? Дайте теперь определение.
- Предположение какой группы было точнее?
-Запишите определение.
Почва- это верхний плодородный слой земли. (Открываются все карточки на доске.)
-Почему же почва плодородна?
Посмотрите на кластер и расскажите. (Приложение 3)
- Какую новую информацию вы получили из литературы?
- О чём вы думали иначе? Что вас поразило или удивило?
- Значение каких слов пришлось искать в словаре? Расскажите, по мере необходимости запишите в таблицу.
Мелиорация - отведение лишней воды.
Ядохимикаты - ядовитые вещества, применяемые для борьбы с вредными насекомыми и бактериями.
Эрозия - полное или частичное разрушение поверхности.
6. Применение знаний и умений, полученных на уроке.
- Приготовьте сигналы. Согласны ли вы с моим суждением?
Я считаю, что почву нельзя отнести только к неживой или только к живой природе. Неживая и живая природа в ней как бы соединяются.
- Докажите это, используя свои знания о почве.
7. Домашнее задание.
- Выберите задание и запишите.
Приготовить рассказ о почве, используя свою таблицу.
Узнать, кто создал науку о почвах.
Разгадать кроссворд. (Приложение 5)
8. Рефлексия.
- Чтобы доказать, что секрет \"чудесной кладовой\" открыт, проведём тест (Приложение 6).
-Проверьте.
1. в.
2. в.
3. б.
4. а.
5. в.
9. Самооценка.
- Кто доволен своим результатом?
- Кому нужно повторить изученный материал на уроке?
Комментарии:
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации. ...
28 03 2024 7:51:57
В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...
27 03 2024 9:29:37
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
26 03 2024 6:54:43
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
25 03 2024 19:45:31
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием связей между живыми организмами и их значением в жизни видов. Урок построен с использованием проблемных заданий и компьютерной презентацией. К уроку прилагаются дифференцированные задания для проверки знаний учащихся. ...
24 03 2024 21:13:52
Целью данного урока является расширение и углубление знания учащихся о генетических особенностях различных способов размножения; определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. ...
23 03 2024 3:56:21
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
22 03 2024 16:22:11
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного». ...
21 03 2024 13:34:10
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...
20 03 2024 8:19:24
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...
19 03 2024 8:33:15
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...
18 03 2024 5:41:27
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
17 03 2024 9:57:57
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
16 03 2024 13:48:57
Урок построен с учетом психофизических возможностей и способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Содержание урока не ограничено учебной программой, можно увидеть применение дополнительной информации по данной теме. Прослеживается связь с жизненным опытом учащихся. К уроку прилагается презентация....
15 03 2024 1:57:12
Традиционное планирование школьного курса общей биологии не предусматривает отдельного урока по генеалогии как одному из методов наследственности человека. Тема эта заслуживает особого внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического, этического, нравственного и патриотического хаpaктера....
14 03 2024 10:19:44
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
13 03 2024 11:33:26
Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...
12 03 2024 0:39:29
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...
11 03 2024 16:45:10
Новизна и значимость предложенной работы заключается в том, что использование цифрового микроскопа дает ощутимый педагогический эффект в формировании мотивации к изучению учебного материала, систематизации и углубления знаний учащихся, развития их способностей к приобретению и усвоению знаний и закрепления навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся....
10 03 2024 4:24:20
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
09 03 2024 12:48:11
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
08 03 2024 5:58:53
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
07 03 2024 9:28:52
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...
06 03 2024 8:39:37
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
05 03 2024 20:12:14
9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....
04 03 2024 9:45:47
Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....
03 03 2024 20:27:13
Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...
02 03 2024 4:39:47
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
01 03 2024 16:55:53
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
29 02 2024 14:19:13
В основу мастерской положен деятельностей подход: именно деятельность помогает подойти к глубокому осмыслению учебного материала, пониманию всех процессов и механизмов, способствует формированию у учащихся самостоятельного мышления, умения аргументированно отвечать на вопросы, в логичной последовательности излагать свои мысли, делать выводы....
28 02 2024 1:59:29
Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....
27 02 2024 9:20:54
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
26 02 2024 22:26:11
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
25 02 2024 1:33:29
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
24 02 2024 7:25:19
Цель урока: формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия о питательных веществах, пищеварении, строении и функциях органов пищеварения, ферментах, пищеварительных железах, всасывании, гигиенических условиях нормального пищеварения. На уроке развивается умение экспериментировать, работать с книгой, обосновывать правила гигиены пищеварения. ...
23 02 2024 19:23:57
Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...
22 02 2024 20:28:32
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
21 02 2024 12:55:52
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
20 02 2024 21:40:13
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
19 02 2024 22:43:54
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
18 02 2024 9:38:51
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...
17 02 2024 22:25:11
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
16 02 2024 20:55:17
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
15 02 2024 21:45:29
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
14 02 2024 6:48:20
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
13 02 2024 18:25:51
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
12 02 2024 9:35:11
Целью урока является ознакомление учащихся с многообразием низших и высших paкообразных, средой обитания, рассматривается их значение в водных биоценозах. Урок формирует умение обосновывать свой ответ. ...
11 02 2024 20:39:26
Цель урока: знакомство с особенностью строения жизнедеятельности бактерий; выяснение значения бактерий в природе и для человека....
10 02 2024 0:27:56
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
09 02 2024 5:58:49
Игровой урок проводится перед летними каникулами. Основная цель - закрепить знания о ядовитых и съедобных растениях и грибах, правилах безопасного поведения в природе, повторить названия растений пришкольного участка Урок проводится в форме комaндной игры, в ходе которой ребята учатся принимать совместные решения, что способствует сплочению детского коллектива. ...
08 02 2024 6:20:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::