Значение дыхания. Органы дыхания
Цели урока:
Образовательные. Формирование у учащихся:
- новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях органов дыхания.
- продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями.
- показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.
Развивающие.
- развивать умение у учащихся планировать учебную деятельность;
- работая с текстом учебника и дополнительной литературой уметь проводить сравнения, анализ, обобщения с выводами;
- для развития монологической речи учащихся применять проблемные вопросы.
Воспитательные.
- развитие коммуникативных способностей;
- расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.
Оборудование и материалы:
- презентация;
- таблица “Органы дыхания”;
- дидактические карточки для актуализации опopных знаний, закрепления и первичного контроля.
Базовые понятия и термины: дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, воздухоносные пути, легкие.
Ход урока
“Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что - дыхание, как не ритм души?”
М.И. Цветаева
I. Организационный момент
Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.
II. Актуализация опopных знаний и мотивация учебной деятельности
С целью актуализации опopных знаний проводим проверку изученного материала.
1. Индивидуальная работа.
2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).
3. Обсуждение устных ответов.
III. Изучение нового материала
Учитель биологии.
Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем изучать сегодня на уроке?”
Дыхание.
Лепет сонный еле слышен:
Дочка дышит.
Шорох шторы еле слышен:
Ветер дышит.
Шелест слева еле слышен:
Роща дышит.
Шепот сверху еле слышен...
Космос дышит.
Димир Стро.
Ответ учащихся: дыхательную систему.
Учитель: Совершенно правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “ Значение дыхательной системы и органы дыхания”
Поговорка “Это нам нужно, как воздух!” - выражает особую потребность организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен наблюдал за дыханием животных и человека. Он считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.
Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, иногда и чуть дольше.
Проблемный вопрос: Почему человек может не употрeбллять пищу несколько недель, не пить воду больше пяти дней, а без воздуха не может прожить и 6-ти минут?
Длительное кислородное голодание неминуемо приведет к летальному исходу.
В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.
Органы дыхания – воздушные ворота в организм. Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.
Дыхание - свойство и признак всех живых организмов.
Итак, что же такое дыхание?
Учащиеся записывают формулировку под диктовку учителя в тетрадь.
Дыхание - совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение наружу углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, используемой в процессе жизнедеятельности (внутреннее дыхание).
Проблемный вопрос: Взаимосвязаны ли кровеносная и дыхательная системы?
Работая с текстом, обучающиеся находят, что обе системы осуществляют обмен газов между организмом и средой.
Органы дыхания обеспечивают газообмен между наружным воздухом и воздухом легких (легочное дыхание).
Органы кровеносной системы доставляют кислород воздуха к тканям и уносят газообразные продукты распада (тканевое дыхание).
Прежде чем перейти конкретно к изучению органов дыхания учитель дает задание.
Задание №1
Пользуясь, учебником анатомии и справочной литературой заполните схему: “Эволюция органов дыхания”
- Ланцетник-
- Рыбы –
- Земноводные-
- Рептилии –
- Птицы –
- Млекопитающие –
Учитель обращает внимание на развитие дыхательной системы от простого к сложному, а также на разные способы снабжения тканей организма кислородом : кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.
Учитель: Какое строение имеет дыхательная система человека?
Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких (Презентация).
Задание №2.
Изучить особенности строения и функций органов дыхания – работа с учебником.
По мере изучения заполнить таблицу: “Органы дыхательной системы и их функции” и выделить:
- знакомую информацию;
- новую информацию;
- “хочу спросить”
После обсуждения работы подводятся общие выводы урока:
1. Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, в результате протекающих биохимических реакций выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма. Выделяется углекислый газ в атмосферу.
2. Различают разные способы снабжения тканей организма кислородом: кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.
3. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.
4. Строение каждого органа дыхания тесно связано с выполняемыми им функциями. (см. приложение).
IV. Закрепление изученного материала
Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:
1. Слизистая оболочка | 6. Надгортанник |
2. Легочные пузырьки | 7. Гортань |
3. Легкие | 8. Хрящевые полукольца |
4. Бронхи | 9. Плевра |
5. Трахея | 10. Носовая полость |
I. Не пропускает пищу в гортань
II. Не дают трахее сужаться
III. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает
IV. Поверхностный слой воздухоносных путей
V. Начальная часть воздухоносного пути
VI. Выстилает наружную поверхность легких
VII. Покрывает стенку грудной полости изнутри
VIII. Внутри содержит голосовые связки
IX. Самая длинная часть воздухоносного пути
X. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до легочных капилляров (последовательно)
XI. Место газообмена между легкими и кровью
XII. Место диффузии газов
Ответы: I-6, II-8,III-10,IV-1,V-10,VI-9,VII-9,VIII-7,IX-5,X-5,4,3,2XI-2,XII-2.
V. Домашнее задание. Параграф 23, проработать таблицу в тетради.
Список используемой литературы.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология Человек. 8-й класс. - М. Вентана-Граф, 2005.
- Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии. М. “Просвещение” 1989.
Комментарии:
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
01 04 2025 8:24:56
Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....
31 03 2025 3:20:11
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
30 03 2025 8:56:44
Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....
29 03 2025 2:51:17
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
28 03 2025 22:39:10
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
27 03 2025 2:22:48
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
26 03 2025 9:49:15
За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....
25 03 2025 9:10:48
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 03 2025 17:31:17
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
23 03 2025 4:31:23
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
22 03 2025 7:39:21
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
21 03 2025 13:56:43
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
20 03 2025 16:57:37
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
19 03 2025 13:17:58
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
18 03 2025 12:58:20
Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме.
...
17 03 2025 22:14:37
Обобщающий урок по биология в 8-м классе с количеством учащихся - 6 человек. Цель урока: расширить знания учащихся о свойствах анализаторов, об их взаимодействии и взаимозаменяемости; показать роль нервной системы в приспособлении организма человека к условиям среды и способности реагировать на их изменения; обобщить знания об органах чувств.
...
16 03 2025 3:25:37
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....
15 03 2025 5:30:39
Урок позволяет сформировать у учащихся понятие о многообразии одноклеточных, особенностях строения и жизнедеятельности представителей типов Споровики, Инфузории, о роли одноклеточных в биосфере. Развивает умения пользоваться различными источниками информации, выделять главное, сравнивать и делать выводы.
...
14 03 2025 0:43:12
Урок частично-поисковый с элементами проблемных задач и исследовательской лабораторной работой "Строение семени". Элементы урока: эвристическая беседа, проверка знаний, материал для любознательных.
...
13 03 2025 4:24:29
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
12 03 2025 8:52:54
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
11 03 2025 19:45:49
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
10 03 2025 21:41:43
Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему
происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения
жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь
возникла естественным путем из неорганической материи.
...
09 03 2025 3:23:27
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
08 03 2025 0:11:53
На уроке показано многообразие химических элементов и соединений, входящих в состав живых организмов, значение их в процессе жизнедеятельности. Формируются умения и навыки самостоятельной работы с учебником, с цифровыми источниками информации, умение выделять главное, формулировать выводы....
07 03 2025 19:11:45
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
06 03 2025 20:14:19
Задачи курса - сформировать знания учащихся об условиях прорастания семян; конкретизировать условия прорастания семян; отметить влияние изменения условий на прорастание семян; показать пpaктическое значение знаний об условиях прорастания семян; формировать ОУУ.
...
05 03 2025 16:18:50
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
04 03 2025 14:22:11
Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....
03 03 2025 0:44:49
Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....
02 03 2025 8:40:21
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
01 03 2025 4:34:43
Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе.
...
28 02 2025 3:48:19
Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....
27 02 2025 9:36:45
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее.
...
26 02 2025 21:42:52
План-конспект урока биологии. На уроке используются проблемные ситуации, фронтальная поисковая беседа по решению проблемных задач и вопросов. Фронтальное объяснение нового материала с использованием самостоятельной работы с помощью учебника. Закрепление материала....
25 02 2025 6:43:24
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
24 02 2025 6:53:31
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
23 02 2025 6:44:32
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
22 02 2025 11:47:57
Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....
21 02 2025 0:46:18
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
20 02 2025 5:21:54
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
19 02 2025 11:40:15
Учащиеся разделены на 5 групп, учитель играет роль заведующего кафедрой «Строение и функции клеточных структур эукариотической клетки». В ходе виртуальной экскурсии «учащиеся» посещаю все лаборатории, где «ученые» выполняют лабораторные работы, компьютерное и механическое моделирование и рассказывают и презентуют свои исследования в области изучения строения и функций эукариотической клетки, используя при этом дидактические материалы – таблицы, электронные фотографии, муляжи, делает рабочие зарисовки. Творчески освещают деятельность Антони Левенгука (сценка). Отвечают на вопросы друг друга и «заведующего кафедрой»....
18 02 2025 1:19:39
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
17 02 2025 7:23:10
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
16 02 2025 11:28:18
Представлен урок изучения нового материала с использованием исследовательского, проблемного методов обучения, ИКТ по программе Н.Н. Сонина....
15 02 2025 2:23:31
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
14 02 2025 16:48:25
Урок является подготовительным этапом для написания контрольной работы по теме "Земля", построен в игровой форме. Это способствует активации полученных учениками знаний на уроках природоведения и формированию интереса к предмету.
...
13 02 2025 16:46:39
Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах.
...
12 02 2025 15:36:33
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
11 02 2025 6:10:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::