Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

Пояснительная записка
Направленность программы: эколого-биологическая.
Одной из самых привлекательных профессий для
нынешних выпускников школ является профессия
«дизайнер», так как ее деятельность направлена
на создание комфортной, эстетически оформленной
среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный
дизайн» направлен на изучение основных
закономерностей дизайна, технологию создания
культурного, эстетически оформленного по
правилам ландшафтного дизайна цветника,
приусадебного участка.
Актуальность данной программы в ее прикладной
значимости. Знания, полученные учащимися, могут
быть применены ими в своей повседневной жизни и
для облагораживания территории вокруг школы.
Цели:
- Познакомить учащихся с основами ландшафтного творчества и проектирования;
- Создать условия осознанного выбора профессии;
- Расширить знания учащихся об окружающем мире.
Задачи:
- формирование умений учащихся создавать композицию оформления ландшафта с учетом закономерностей дизайна;
- развитие способностей учащихся к художественно-эстетическому творчеству;
- совершенствовать умение учащихся в работе с дополнительным материалом;
- развивать навыки исследовательской работы, самостоятельного анализа.
Отличительная особенность данной программы в том, что учащиеся получают начальные профессиональные знания и навыки.
Данная программа разработана для учащихся 15-16 лет.
Срок реализации программы: 1 год.
Количество часов в неделю: 2
Количество часов по плану: 68
Формы проведения занятий: лекции, дискуссии, пpaктические работы, защита творческих проектов.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
- оформлять различные виды ландшафта с учетом закономерностей дизайна;
- применять различные растения и декоративные элементы в оформлении ландшафта.
Перечисленные умения формируются на основе следующих знаний:
- понятий «дизайн», композиция, цвет, фон, форма, ландшафт, цветочно-декоративные растения, газон, paбатка, клумба, бордюр, рокарий, альпийская горка;
- правил размещения и выращивания различных растений на участке;
- основных составных частей оформления различных видов ландшафта.
Образовательные результаты изучения данной программы могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:
- текущий контроль (беседа с учащимися по изучаемым темам);
- тематический контроль (тестовые задания).
Форма подведения итогов: защита творческого проекта.
Учебно-тематический план
Наименование разделов, тем | Количество часов | |
лекции | пpaктика | |
Раздел I. Дизайн вашего сада Что такое ландшафтный дизайн Планирование сада История садово-паркового искусства |
4 | |
Раздел II. Проектирование Технологии общения с заказчиком (анкетирование, проектное задание) |
2 |
|
Анализ территории. Составление ситуационного плана | 1 | 2 |
Функциональное зонирование территории | 1 | |
Раздел III. Законы и приемы построения
ландшафтной композиции. Симметрия и асимметрия. Пропорциональность и масштабность. |
1 | |
Динамика и статика. Фигуры и линии, применяемые в ландшафтном дизайне. Цвет. | 1 | |
Раздел IV. Декоративно-лиственные растения
в саду Растения и окружающая среда. Особенности микроклимата. |
1 | |
Параметры, определяющие подбор растений: рельеф, освещенность, тип почв, виды удобрений. | 1 | |
Дендрология. | 2 | |
Листопадные деревья и кустарники | 2 | |
Розарий (планировка, современная классификация, подбор сортов, агротехника) | 2 | |
Декоративные и плодовые деревья | 2 | |
Вечнозеленые растения, используемые в оформлении участка. | 1 | 2 |
Раздел V. Цветочно-декоративные растения Однолетние, двулетние и многолетние растения (классификация, жизненные формы) |
2 | 2 |
Вьющиеся и ампельные растения, их агротехника. Применение этих растений в оформлении участка | 2 | 2 |
Значение ковровых и почвопокровных культур в оформлении участка | 1 | |
Раздел VI. Дизайн цветников. Устройство газонов. Место газонов, видовой состав трав. |
2 | |
Оформление paбаток. Применение paбаток в оформлении участка | 2 | 2 |
Оформление клумб. Размещение клумб на участке, форма и размер клумбы. Размещение цветов на клумбе | 2 | 2 |
Оформление бордюров. Применение бордюров на приусадебном участке. Видовой состав бордюра | 2 | 2 |
Устройство альпийских горок. Размер, внешний вид горок. Видовой состав растений, используемых в оформлении горок. | 2 | |
Защита проекта «Цветник около школы» | 2 | |
Раздел VII. Вода в вашем саду Декоративные бассейны и пруды |
1 | |
Фонтаны, водопады, ручьи | 1 | |
Раздел VIII. Разработка, оформление и защита
проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный
сад» Пакет документов |
2 |
|
Генеральный план | 4 | |
Посадочный чертеж. Разбивочный чертеж | 2 | |
Ассортиментная ведомость | 2 | |
Сметная документация. Пояснительная записка к проекту | 4 | |
Защита проекта | ||
Всего часов | 38 | 30 |
Содержание программы
Раздел I. Дизайн вашего сада
Цели, задачи, объекты ландшафтного дизайна. Связь ландшафтного искусства с другими науками. Сады и парки Древнего мира и стран Востока. Садово-парковое искусство античного периода в Греции и Риме, в Европе и России.
Раздел II. Проектирование
Состав проекта: генеральный план, разбивочный
чертеж, план дорожной сети, дендроплан.
Составление сметы. Обзор компьютерных программ
по проектированию.
Анкета клиента. Зонирование территории.
Пpaктическая работа: Составление ситуационного плана.
Раздел III. Законы и приемы построения ландшафтной композиции.
Композиция. Перспектива линейная и воздушная. Симметрия, ассиметрия. Свет. Цвет. Контраст. Нюанс. Акцент. Ритм. Пропорциональность.
Раздел IV. Декоративно-лиственные растения в саду
Основы дендрологии. Использование древесных
насаждений. Ассортимент деревьев и кустарников.
Декоративные признаки древесных растений. Форма
кроны. Декоративнолиственные и
красивоцветущие кустарники. Сад непрерывного
цветения. Способы посадки и сроки посадочных
работ.
Розарий (планировка, современная классификация,
подбор сортов, агротехника)
Вечнозеленые растения, используемые в
оформлении участка, их классификация,
биологические особенности и агротехника их
выращивания. Применение в оформлении участка.
Пpaктическая работа: Разработка эскиза оформления участка вечнозелеными растениями.
Раздел V. Цветочно-декоративные растения
Цветочно-декоративные растения, их классификация, особенности размещения и выращивания на приусадебном участке.
Пpaктическая работа: Разработка проекта
размещения цветочно-декоративных культур.
Вьющиеся и ампельные растения, их агротехника.
Применение этих растений в оформлении участка.
Значение ковровых и почвопокровных культур в
оформлении участка.
Пpaктическая работа: Разработка эскиза размещения вьющихся и ампельных растений на участке с ковровыми и почвопокровными культурами
Раздел VI. Дизайн цветников.
Виды газонов, их назначение, способы
устройства. Уход за газонами. Ассортимент
газонных трав.
Оформление paбаток. Применение paбаток в
оформлении участка. Форма и размер paбаток.
Цветовой состав paбаток.
Пpaктическая работа: Разработка эскиза
оформления paбатки.
Оформление клумб. Размещение клумб на участке,
форма и размер клумбы. Размещение цветов на
клумбе.
Пpaктическая работа: Разработка эскиза
оформления клумбы.
Оформление бордюров. Использование цветов в
оформлении бордюров.
Пpaктическая работа: Разработка проекта
дизайна цветника.
Устройство альпийских горок. Место и время
устройства альпийских горок. Видовой состав
растений для альпийских горок.
Пpaктическая работа: защита проекта «Цветник около школы»
Раздел VII. Вода в вашем саду
Устройство декоративных бассейнов, водоемов. Составные части бассейна. Форма, размер бассейна. Оборудование для водоемов, бассейнов и фонтанов. Уход за водоемами. Видовой состав растений при оформлении водоемов.
Раздел VIII. Разработка, оформление и защита проекта ландшафтного дизайна «Мой прекрасный сад»
Вычерчивание плана участка. Анализ участка. Разработка дизайна. Генеральный план участка. Подготовка проекта к защите.
Методическое обеспечение
Тест по дендрологии
1. Что относится к пирамидальным тополям?
- Тополь поздний
- Тополь лавролистный
- Тополь китайский
- Тополь Яблокова
2. Для какого типа ландшафта более всего подходят следующие определения: легкость, сквозистость, четкость, архитектурность, радостность.
- Тип кедровых сосен
- Еловый тип
- Сосновый тип
- Лиственничный тип
3. Какому виду Березы присуща медная окраска бересты
- Желтая
- Японская
- Вишневая
4. Какие виды растений требуют плодородные почвы?
- Жимолость Ольги
- Чубушник Лемуана
- Миндаль низкий
- Ясень обыкновенный
5. Какое из перечисленных растений хаpaктеризуется наибольшим размером соцветий?
- Сирень персидская.
- Черемуха обыкновенная
- Гортензия лазящая.
6. У какого из этих деревьев максимальная скорость роста?
- Тополь черный
- Береза бородавчатая
- Вяз гладкий
- Груша лесная
7. Какого цвета побеги Дерена белого?
- Бурого
- Белого
- Фисташкового
- Ярко красного
8. Какое из перечисленных растений хаpaктеризуется корой зеленого цвета?
- Лох узколистный
- Береза Шмидта
- Дрок красильный
- Яблоня Нездвецкого
9. Какие деревья наиболее влаголюбивы?
- Береза бородавчатая
- Клен татарский
- Груша
- Вяз гладкий
Литература:
- «Сад своими руками» – журнал.
- «Мой прекрасный сад» – журнал.
- «Садовник» – журнал.
- «Вестник цветовода» – журнал.
- Интерьер уютного сада/Алекс Купер; – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
- Современный дизайн участка/Сост. Витвицкая М. Э. – М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2006.
- Юрщенко А. В. Цветы у вашего дома. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.
- Планировщик содового участка 3D/ООО «БИЗНЕССОФТ», Россия, 2006.
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
30 06 2022 22:46:37
Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....
29 06 2022 0:28:16
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
28 06 2022 6:17:28
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
27 06 2022 18:50:44
Цели урока: показать хаpaктерные особенности более сложной организации червей по сравнению с кишечнополостными (во внешнем строении) на примере кольчатого червя; выяснить значение дождевых червей в почвообразовательном процессе.
...
26 06 2022 0:56:15
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
25 06 2022 12:45:41
Современная школа должна формировать глобальное мышление. Механизмы реализации идеи формирования глобального мышления включают комплекс идеологических, нравственно-эстетических, правовых, личностно-мировоззренческих и пpaктических аспектов. Решение этих задач, как мне думается, осуществимо лишь при условии взаимосвязи обучения и воспитания с различными типами и видами внеклассной работы, ориентированными на деятельную жизнь и долголетие....
24 06 2022 0:49:41
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
23 06 2022 15:41:56
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
22 06 2022 16:18:52
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
21 06 2022 11:10:44
Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....
20 06 2022 15:18:43
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
19 06 2022 18:16:32
Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....
18 06 2022 2:29:19
Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
17 06 2022 16:23:19
В ходе урока происходит воспитание навыков работы в комaнде и соблюдения правил поведения во время игры, развитие логического мышления, памяти, умения сравнивать, обобщать, делать выводы, способствовать расширению кругозора по биологии....
16 06 2022 3:36:16
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
15 06 2022 9:49:24
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
14 06 2022 6:46:14
Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....
13 06 2022 4:44:30
Данная программа разработана с целью оказания методической помощи учителям и учащимся для проведения исследовательской работы по экологическому мониторингу окружающей среды.
...
12 06 2022 9:53:17
Проект предназначен для мероприятий или закрепления знаний. Включает в себя информационный блок, с проверочными заданиями и музыкальной подборки для создания благоприятного психологического комфорта....
11 06 2022 21:57:54
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
10 06 2022 0:16:45
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
09 06 2022 14:32:15
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
08 06 2022 17:14:49
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
07 06 2022 1:13:15
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
06 06 2022 4:22:21
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
05 06 2022 1:29:46
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
04 06 2022 10:48:37
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
03 06 2022 15:47:30
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
02 06 2022 21:15:27
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
01 06 2022 17:25:47
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
31 05 2022 20:22:49
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
30 05 2022 11:29:57
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
29 05 2022 21:18:51
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
28 05 2022 3:45:20
Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....
27 05 2022 21:44:35
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
26 05 2022 15:50:58
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
25 05 2022 2:26:15
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
24 05 2022 3:27:44
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
23 05 2022 7:23:36
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
22 05 2022 8:30:50
Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....
21 05 2022 11:30:34
Название дано растениям за игловидные (чешуевидные) листья — хвою, расположенную на укороченных побегах поодиночке или собранную в пучки....
20 05 2022 19:52:29
Это патологическое разрастание ткани, визуально проявляющееся в виде образования плотных узелков в области сосков, подмышечных впадин и паховой области....
19 05 2022 2:35:53
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
18 05 2022 13:47:46
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
17 05 2022 8:26:24
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
16 05 2022 7:19:20
Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля.
Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме.
...
15 05 2022 11:19:35
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
14 05 2022 22:48:18
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
13 05 2022 20:13:30
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
12 05 2022 18:12:13
Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::