Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

Современное общество требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно: быстро ориентироваться в ситуации, часто нестандартной, находить наиболее верные решения, адаптироваться в новых условиях, а для этого мыслительные операции должны быть быстрыми, многовариантными, с видением нескольких аспектов проблемы, анализом гипотез и обоснованием выводов. Таким образом, важная общепедагогическая проблема - изменившийся социальный заказ школе (от человека узнающего к человеку умеющему). В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Так, в \"Концепции структуры и содержания общего образования\" развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы. В частности, была названа следующая хаpaктерная черта: \"личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения. Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период до 2010 года - обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества. В настоящее время каждому ребенку доступен огромный объем информации. Но обилие информации не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо - услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Исходя из этого я стремлюсь создать условия для самореализации каждого ребенка, используя при этом различные формы и методы работы.
В системе школьного образовании курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании обучающихся. Биологическая грамотность обучающихся становиться социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы как выжить, как общаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о самом себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания.
Исходя из достижений биологической науки необходимо, чтобы ученик овладел системой знаний о структурно- функциональных основах жизни и стремился применять биологические знания на пpaктике в области медицины, сельского хозяйства и рационального природопользования.
Целью моей педагогической деятельности является развитие надпредметных способов деятельности (умений и навыков) на уроках биологии.
Основным направлением моей работы является развитие общеучебных умений и навыков. Существует две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины. Общеучебные умения являются \"фундаментом\", на котором выpaбатываются специальные умения. При формировании общеучебных умений и навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я принимаю за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:
- учебно-организационные;
- учебно-коммуникативные;
- учебно-интеллектуальные;
- учебно-информационные.
В рамках урока я использую различные формы и методы работы, необходимые для развития общеучебных умений и навыков.
Цели: создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные - создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа, опираясь на знания, полученные обучающимися ранее; сформировать знания о строении и функция главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки;
- воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать воспитанию толерантности; развитию умений взаимодействовать в группе для достижения общей цели;
- развивающие - продолжить развитие учебно-организационных (умений самостоятельной работы и самоконтроля, анализа и синтеза полученных знаний), учебно-коммуникативных (общение в группе) и учебно-информационных умений (работа с текстом).
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный), методы проблемного обучения (частично-поисковый), методы самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (самостоятельная работа по заданному образцу), методы стимулирования и мотивации интереса (игровые моменты).
Оборудование: макет \"Растительная клетка\", тетради, раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация PowerPoint
Ход урока
Организационный момент.
В истории каждой науки бывают события, открывающие широкий путь для ее дальнейшего развития. Посмотрите на слайды (Приложение 1): перед вами портреты Галилео Галилея, Р. Гука, Антони Ван Левенгука, М. Шлейдона и Т.Шванна. Как вы считаете, что объединяет этих ученых? В науке о жизни таким событием стало открытие изучение клеточного строения организмов и создание клеточной теории. Давайте вспомним основные положения клеточной теории:
Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов.
Клеткам присуще мембранное строение.
Ядро-главная составляющая часть клетки.
Клетки размножаются только делением.
Клеточное строение организма свидетельствует о единстве происхождения живого.
Актуализация знаний.
Сегодня мы с вами поговорим об удивительной и загадочной структуре, которая существует в каждом организме, будь то растение или животное. Это клетка. Иногда организм состоит из одной клетки, их называют одноклеточными (например, обыкновенная амеба, эвглена зеленая). Но чаще они состоят из миллионов клеток - это многоклеточные организмы (примеры). Так тело человека состоит из 3 миллиардов клеток, а тело слона из 6,5 квадралионов клеток.
На уроках ботаники, зоологии и анатомии вы уже познакомились со строением клетки. Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания.
Изучение нового материала.
А) На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, но все многообразие можно разделить на 2 надцарства: прокариоты и эукариоты. Чем они отличаются? (Прокариоты - доядерные организмы. Клетки которых лишены ядра и большинства органоидов, за исключением рибосом. Эукариоты - ядерные организмы.)
Сегодня на уроке мы с вами изучим строение эукариотической клетки. Клетка любого организма представляет собой систему. Она состоит из 3 взаимосвязанных частей: цитоплазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Давайте сравним клетку с нашим государством. Какая структура клетки соответствует пограничным войскам и таможенным службам нашего государства? Мембрана. Какие функции она выполняет? Функции правительства, СМИ и интернета выполняет :. ядро. Граждане, проживающие на территории государства по своим функциям соответствуют: цитоплазме и органоидам.
Б) Для того, чтобы понять принцип функционирования органоидов, нам необходимо вспомнить принцип строения биологической мембраны. Появление жизни на Земле стало возможным только с возникновением мембраны. В основе ее строения лежит двойной слой липидов. Липиды - это водонерастворимые органические молекулы, имеющие полярные \"головки\" и неполярные \"хвосты\". В наибольшем количестве в мембранах присутствуют фосфолипиды. В их \"головках\" содержится остаток фосфорной кислоты. В двойном слое \"хвосты\" липидных молекул обращены друг к другу, а полярные \"головки\" остаются снаружи, соединяясь с белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов или пронизывать его насквозь.
В) Цитоплазма -это полужидкое основное вещество клетки. Она состоит из гиалоплазмы, в которую погружены органоиды. Посмотрите на клетку. На слайде цифрами обозначены органоиды. Какие? Цифрой 1 обозначена митохондрия, 2-ЭПС, 3-аппарат Гольджи, 4-лизосомы. Как вы думаете, почему эти органоиды объединены в одну группу? (на основе мембранного принципа строения)
Г) Давайте рассмотрим строение и функции митохондрии. По ходу изучения органоида необходимо заполнить строки таблицы.
| Название органоида | Особенности строения | Функции |
Их называют энергетическими станциями клетки. Это палочковидные, нитевидные или шаровидные органоиды, диаметром около 1 мкм и длиной 7 мкм. Они имеют наружную гладкую мембрану и внутреннюю мембрану, образующую складки- кристы. В кристы встроены ферменты. Участвующие в преобразовании энергии питательных веществ, поступающих в клетку, в энергию молекул АТФ. АТФ - \"универсальная валюта\", которой клетки расплачиваются за свои энергетические расходы. Складчатость внутренней мембраны увеличивает рабочую поверхность органоида. Внутреннее прострaнcтво митохондрии заполнено гомогенным веществом, называемым матриксом. В матриксе выделяются тонкие нити ДНК и РНК, а также митондриальные рибосомы, на которых синтезируются митохондриальные белки. Количество крист в митохондрии и количество самих митохондрий тем больше, чем больше энергетических трат осуществляет данная клетка.
Д) А теперь я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу. Используя раздаточный материал, полученные ранее знания дайте хаpaктеристику органоидов. Результаты вашей деятельности занесите в таблицу на доске.
1 группа- ЭПС (Приложение 2)
2 группа - аппарат Гольджи (Приложение 3)
3 группа - лизосома (Приложение 4)
4 группа - пластиды (Приложение 5)
Е) Анализ самостоятельной работы, заполнение всех строк таблицы.
Закрепление изученного материала.
У вас на партах лежат кроссворды (Приложение 6). Я предлагаю вам их заполнить. Обратите внимание на выделенные клеточки. Из этих букв вам нужно составить ключевое слово.
Проверьте себя и поставьте отметки, используя критерии отметок.
Задание на дом.
Создать макет клетки из различных материалов.
Рефлексия.
С помощью представленных на слайде символов оцените свое отношение к уроку и свою деятельность на уроке.
Комментарии:
Задачи исследования: выявить споры грибов в хлебобулочных изделиях; оценить возможные последствия загрязнения хлеба спорами грибов; определить, какие способы хранения в большей степени пpeдoxpaняют хлебные продукты от поражения плесенью; разработать рекомендации правильного хранения хлебных продуктов....
07 11 2025 9:15:52
Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр.
Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения.
Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....
06 11 2025 22:59:50
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
05 11 2025 10:14:21
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
04 11 2025 3:28:15
Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии.
...
03 11 2025 0:45:23
Урок разработан в рамках личностно-ориентированного подхода к обучению биологии. На уроке используются различные приёмы для сохранения здоровья учащихся: психологический настрой на урок путём включения в ролевую игру, которая способствует повышению учебной мотивации. Приём дифференциации заданий позволяет каждому выбрать учебные задания в соответствии с индивидуальными способностями....
02 11 2025 5:55:45
Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению.
На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....
01 11 2025 12:11:47
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
31 10 2025 8:32:14
Скаты – одни из древнейших рыб. Среда обитания – пресные и соленые воды. Скаты встречаются по всей планете: в тропических районах, субтропических, а также у берегов Антарктиды....
30 10 2025 0:53:45
Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....
29 10 2025 21:48:53
Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы «Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....
28 10 2025 10:49:30
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
27 10 2025 23:58:59
Автор знакомит учащихся с информацией о курении, влиянии никотина на организм. Развивает критическое отношение к курению....
26 10 2025 16:32:33
Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....
25 10 2025 21:29:27
На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и выpaбатывает внимательность при изучении новой информации....
24 10 2025 1:19:43
На уроке учащиеся раскрывают особенности внутреннего строения кишечнополостных животных на примере гидры пресноводной; обеспечиваются знаниями об особенностях внешнего строения кишечнополостных; рассматривают их классификацию; формируются умения сравнивать животных между собой; выделять общие хаpaктерные признаки; показывается пpaктическая значимость знаний; прививается любовь к природе, всему живому, что нас окружает....
23 10 2025 2:33:33
На этом уроке учащимся даются четкие представление о хаpaктерных признаках трех этапов зимы. Знакомятся с зимними явлениями в неживой природе с учетом особенностей каждого этапа зимы. Урок богат не только наглядными материалами, но и стихами, загадками, пословицами и поговорками о зиме. На оставшееся время предлагается творческая работа....
22 10 2025 7:51:15
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
21 10 2025 21:17:20
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
20 10 2025 10:54:31
Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....
19 10 2025 17:45:34
Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....
18 10 2025 15:30:11
В разработке урока описываются все этапы урока и прикладывается приложение, в котором имеется весь необходимый дидактический материал для проведения занятия....
17 10 2025 2:59:15
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
16 10 2025 20:41:38
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
15 10 2025 10:23:42
Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....
14 10 2025 23:17:39
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
13 10 2025 7:31:53
Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....
12 10 2025 20:18:51
Цель урока: познакомить учащихся с многообразием листьев, особенностями их внешнего и внутреннего строения, знать значение листа для растения....
11 10 2025 13:43:22
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
10 10 2025 13:46:38
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
09 10 2025 0:10:38
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
08 10 2025 23:46:17
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
07 10 2025 19:51:50
Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....
06 10 2025 0:13:17
Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....
05 10 2025 22:29:24
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
04 10 2025 15:56:42
На базе программного материала по биологии, географии, истории, литературы продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека, понимания ложности расизма и социального дарвинизма....
03 10 2025 16:12:46
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
02 10 2025 7:57:44
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
01 10 2025 13:26:45
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
30 09 2025 19:56:17
Урок биологии в 8-м классе посвящен центральной нервной системе.
...
29 09 2025 18:26:40
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
28 09 2025 22:11:48
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
27 09 2025 8:35:19
В 5-м классе уроки изучения материала темы «Отличие живого от неживого» направлены на формирование понятия о свойствах живой материи, о взаимосвязи живой и неживой природы, о веществах, входящих в состав живых организмов. Данные понятия, являясь общими для цикла естественнонаучных дисциплин, развиваются на протяжении всего периода изучения физики, химии, биологии и географии в школе. Учитывая эти условия мы посчитали целесообразным использовать технологию педагогической мастерской....
26 09 2025 13:29:14
Цель урока: сформировать общее представление о бактериях, их строении, жизнедеятельности, основных отличиях про- и эукариотических клеток. Урок развивает коммуникативные, регулятивные, общепознавательные, личностные УУД: самостоятельное формулирование темы и цели урока, осознанное построение фраз, умение сличать свою работу с эталоном, обнаружение отклонений, коррекция, самооценка, взаимооценка, умение находить эффективные способы решения заданий....
25 09 2025 17:11:19
Программа предназначена для учителей биологии, преподающих в 10–11-х классах естественнонаучного профиля (химико-биологическая или биолого-географическая специализация), в качестве элективного курса. Необходимость в разработке программы возникла в связи с тем, что существует вполне определенный «разрыв» в усвоении знаний по цитологии и генетике на основе школьной программы и требованиями со стороны программ для поступления в вузы....
24 09 2025 19:11:15
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
23 09 2025 7:19:36
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым.
...
22 09 2025 15:21:32
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
21 09 2025 1:39:21
Урок с использованием технологии деятельностного подхода к обучению.
...
20 09 2025 2:38:38
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
19 09 2025 12:34:15
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны