Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

Современное общество требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно: быстро ориентироваться в ситуации, часто нестандартной, находить наиболее верные решения, адаптироваться в новых условиях, а для этого мыслительные операции должны быть быстрыми, многовариантными, с видением нескольких аспектов проблемы, анализом гипотез и обоснованием выводов. Таким образом, важная общепедагогическая проблема - изменившийся социальный заказ школе (от человека узнающего к человеку умеющему). В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Так, в \"Концепции структуры и содержания общего образования\" развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы. В частности, была названа следующая хаpaктерная черта: \"личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения. Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период до 2010 года - обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества. В настоящее время каждому ребенку доступен огромный объем информации. Но обилие информации не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо - услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Исходя из этого я стремлюсь создать условия для самореализации каждого ребенка, используя при этом различные формы и методы работы.

В системе школьного образовании курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании обучающихся. Биологическая грамотность обучающихся становиться социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы как выжить, как общаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о самом себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания.

Исходя из достижений биологической науки необходимо, чтобы ученик овладел системой знаний о структурно- функциональных основах жизни и стремился применять биологические знания на пpaктике в области медицины, сельского хозяйства и рационального природопользования.

Целью моей педагогической деятельности является развитие надпредметных способов деятельности (умений и навыков) на уроках биологии.

Основным направлением моей работы является развитие общеучебных умений и навыков. Существует две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины. Общеучебные умения являются \"фундаментом\", на котором выpaбатываются специальные умения. При формировании общеучебных умений и навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я принимаю за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:

  • учебно-организационные;
  • учебно-коммуникативные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-информационные.

В рамках урока я использую различные формы и методы работы, необходимые для развития общеучебных умений и навыков.

Цели: создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки.

Задачи:

  • образовательные - создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа, опираясь на знания, полученные обучающимися ранее; сформировать знания о строении и функция главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки;
  • воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать воспитанию толерантности; развитию умений взаимодействовать в группе для достижения общей цели;
  • развивающие - продолжить развитие учебно-организационных (умений самостоятельной работы и самоконтроля, анализа и синтеза полученных знаний), учебно-коммуникативных (общение в группе) и учебно-информационных умений (работа с текстом).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный), методы проблемного обучения (частично-поисковый), методы самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (самостоятельная работа по заданному образцу), методы стимулирования и мотивации интереса (игровые моменты).

Оборудование: макет \"Растительная клетка\", тетради, раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация PowerPoint

Ход урока

Организационный момент.

В истории каждой науки бывают события, открывающие широкий путь для ее дальнейшего развития. Посмотрите на слайды (Приложение 1): перед вами портреты Галилео Галилея, Р. Гука, Антони Ван Левенгука, М. Шлейдона и Т.Шванна. Как вы считаете, что объединяет этих ученых? В науке о жизни таким событием стало открытие изучение клеточного строения организмов и создание клеточной теории. Давайте вспомним основные положения клеточной теории:

Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов.

Клеткам присуще мембранное строение.

Ядро-главная составляющая часть клетки.

Клетки размножаются только делением.

Клеточное строение организма свидетельствует о единстве происхождения живого.

Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами поговорим об удивительной и загадочной структуре, которая существует в каждом организме, будь то растение или животное. Это клетка. Иногда организм состоит из одной клетки, их называют одноклеточными (например, обыкновенная амеба, эвглена зеленая). Но чаще они состоят из миллионов клеток - это многоклеточные организмы (примеры). Так тело человека состоит из 3 миллиардов клеток, а тело слона из 6,5 квадралионов клеток.

На уроках ботаники, зоологии и анатомии вы уже познакомились со строением клетки. Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания.

Изучение нового материала.

А) На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, но все многообразие можно разделить на 2 надцарства: прокариоты и эукариоты. Чем они отличаются? (Прокариоты - доядерные организмы. Клетки которых лишены ядра и большинства органоидов, за исключением рибосом. Эукариоты - ядерные организмы.)

Сегодня на уроке мы с вами изучим строение эукариотической клетки. Клетка любого организма представляет собой систему. Она состоит из 3 взаимосвязанных частей: цитоплазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Давайте сравним клетку с нашим государством. Какая структура клетки соответствует пограничным войскам и таможенным службам нашего государства? Мембрана. Какие функции она выполняет? Функции правительства, СМИ и интернета выполняет :. ядро. Граждане, проживающие на территории государства по своим функциям соответствуют: цитоплазме и органоидам.

Б) Для того, чтобы понять принцип функционирования органоидов, нам необходимо вспомнить принцип строения биологической мембраны. Появление жизни на Земле стало возможным только с возникновением мембраны. В основе ее строения лежит двойной слой липидов. Липиды - это водонерастворимые органические молекулы, имеющие полярные \"головки\" и неполярные \"хвосты\". В наибольшем количестве в мембранах присутствуют фосфолипиды. В их \"головках\" содержится остаток фосфорной кислоты. В двойном слое \"хвосты\" липидных молекул обращены друг к другу, а полярные \"головки\" остаются снаружи, соединяясь с белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов или пронизывать его насквозь.

В) Цитоплазма -это полужидкое основное вещество клетки. Она состоит из гиалоплазмы, в которую погружены органоиды. Посмотрите на клетку. На слайде цифрами обозначены органоиды. Какие? Цифрой 1 обозначена митохондрия, 2-ЭПС, 3-аппарат Гольджи, 4-лизосомы. Как вы думаете, почему эти органоиды объединены в одну группу? (на основе мембранного принципа строения)

Г) Давайте рассмотрим строение и функции митохондрии. По ходу изучения органоида необходимо заполнить строки таблицы.

Название органоида Особенности строения Функции

Их называют энергетическими станциями клетки. Это палочковидные, нитевидные или шаровидные органоиды, диаметром около 1 мкм и длиной 7 мкм. Они имеют наружную гладкую мембрану и внутреннюю мембрану, образующую складки- кристы. В кристы встроены ферменты. Участвующие в преобразовании энергии питательных веществ, поступающих в клетку, в энергию молекул АТФ. АТФ - \"универсальная валюта\", которой клетки расплачиваются за свои энергетические расходы. Складчатость внутренней мембраны увеличивает рабочую поверхность органоида. Внутреннее прострaнcтво митохондрии заполнено гомогенным веществом, называемым матриксом. В матриксе выделяются тонкие нити ДНК и РНК, а также митондриальные рибосомы, на которых синтезируются митохондриальные белки. Количество крист в митохондрии и количество самих митохондрий тем больше, чем больше энергетических трат осуществляет данная клетка.

Д) А теперь я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу. Используя раздаточный материал, полученные ранее знания дайте хаpaктеристику органоидов. Результаты вашей деятельности занесите в таблицу на доске.

1 группа- ЭПС (Приложение 2)

2 группа - аппарат Гольджи (Приложение 3)

3 группа - лизосома (Приложение 4)

4 группа - пластиды (Приложение 5)

Е) Анализ самостоятельной работы, заполнение всех строк таблицы.

Закрепление изученного материала.

У вас на партах лежат кроссворды (Приложение 6). Я предлагаю вам их заполнить. Обратите внимание на выделенные клеточки. Из этих букв вам нужно составить ключевое слово.

Проверьте себя и поставьте отметки, используя критерии отметок.

Задание на дом.

Создать макет клетки из различных материалов.

Рефлексия.

С помощью представленных на слайде символов оцените свое отношение к уроку и свою деятельность на уроке.



Комментарии:

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

10 02 2025 21:47:29

Пpaктикум по общей экологии


    Пpaктикум по общей экологии

      Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....

09 02 2025 18:30:20

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

08 02 2025 19:37:40

Урок на тему "Органы дыхания"

В статье описана методика работы с новой формой тестовых заданий по различным разделам и темам курса биологии. Эти тестовые задания интересны тем, что и проверяют и развивают навыки логического мышления учащихся, что соотносится с задачей формирования универсальных учебных действий. Методика работы с этими заданиями позволяет организовать как контроль, так и обучение школьников, организовать дискуссию, научить учащихся аргументированию собственных идей и критическому отношению к другим высказываниям....

07 02 2025 18:31:26

Обобщающий урок "Корень". 6-й класс


    Обобщающий урок "Корень". 6-й класс

      Урок проводится как заседание клуба знатоков "Что? Где? Когда?". Для соревнующихся комaнд подобраны вопросы проблемного хаpaктера, а также представлены карточки с индивидуальными заданиями. По итогам урока каждый ребенок получает две оценки: за комaндную работу, а также за выполнение карточки с индивидуальными заданиями....

06 02 2025 17:59:36

Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии в 7-м классе. Тема: "Лишайники"

      Урок в 7-м классе представлен в виде технологической карты, составленной с учетом новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов. Учтены познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные универсальные учебные действия учеников....

05 02 2025 15:28:44

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

04 02 2025 6:49:16

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Экологическая тропа - это учебно-просветительный "кабинет" в природных условиях. Это отличный урок с применением самой лучшей наглядности, где ребята вдумчиво наблюдают и изучают природу, приобретая глубокие и прочные знания о ней. Проводить экскурсии и походы по экологическим тропам можно как в дополнительном образовании, так и в общеобразовательной школе....

03 02 2025 2:38:19

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

02 02 2025 10:19:35

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

01 02 2025 14:30:13

Экологическая тропа


    Экологическая тропа

      Учебная Экологическая тропа – одно из средств приобщения детей к природе, - имеет большое значение для образования и воспитания детей. Экологическая тропа – это познание окружающей природы и взаимосвязи её с человеком, определение местных экологических проблем, поиск и пpaктическая реализация доступных для ребят путей их решения....

31 01 2025 4:58:44

Значение и разнообразие плодов


    Значение и разнообразие плодов

      Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

30 01 2025 12:12:17

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

29 01 2025 12:11:29

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

28 01 2025 11:55:23

Миниатюры о природе


    Миниатюры о природе

      При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....

27 01 2025 15:15:51

Проблемы формирования положительного отношения к насекомым


    Проблемы формирования положительного отношения к насекомым

      Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....

26 01 2025 19:35:11

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

      Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

25 01 2025 5:25:40

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

24 01 2025 4:22:27

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

23 01 2025 9:24:17

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

22 01 2025 17:27:36

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

21 01 2025 10:29:36

Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"


    Разработка урока "Кто и как влияет на наш наследственный материал"

      Урок разработан в технологии "педагогическая мастерская". В данной технологии для привлечения к процессу познания необходимы личностные мотивации (слово, музыка, действие), важен сам процесс поиска, свобода выбора материала и вида деятельности, ответственность каждого....

20 01 2025 8:28:18

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

19 01 2025 0:18:15

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

18 01 2025 13:44:55

Наследственные болезни человека

Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....

17 01 2025 15:35:59

"Пчелы и муравьи ‒ общественные насекомые. Полезные насекомые". 7-й класс

Урок биологии по теме «Тип Члeнистоногие» (рассчитан на 2 академических часа) подробно изучает поведение и образ жизни общественных насекомых, их значение в природе и жизни человека. Учитывает требования подготовки учащихся, использует элементы ИКТ-технологии и проблемного обучения....

16 01 2025 8:53:18

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

15 01 2025 5:44:32

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе


    Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

      В работе рассказывается о свойствах УМК «Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интеpaктивность и интеграция. Используются примеры из своей пpaктики, рассказывается об особенностях УМК «Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

14 01 2025 19:24:21

Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)


    Цикл уроков по теме "Химическая организация клетки" (З урока)

      Представлена система уроков по учебнику Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. Биология. Общие закономерности. 9-й класс. Используется одна презентация на все уроки. Имеются гиперссылки на схемы, таблицы, флэш-анимации. Урок сопровождается системой контроля знаний учащихся в виде интеpaктивных тестов. Приводится полный конспект вводного урока "Неорганические вещества, входящие в состав клетки". ...

13 01 2025 20:49:21

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

12 01 2025 4:50:16

Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"


    Методическая разработка урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Строение и функция органов дыхания человека"

      Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций. ...

11 01 2025 1:39:37

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      К наиболее эффективным формам представления материала по биологии следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. ...

10 01 2025 17:54:44

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

09 01 2025 21:59:55

Урок биологии по теме "Анализаторы. Зрительный анализатор"

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....

08 01 2025 23:35:13

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

      Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

07 01 2025 10:36:53

Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Экологический эрудицион"

      Урок проводится в форме комaндного состязания для школьников 7-х классов в конце изучения темы «Класс птицы». В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный ответ, за которые при желании может получить оценку. Содержание игры обобщает знания школьников в области биологии птиц России. Цель игры: воспитать у учащихся любовь к пернатому миру, желание знать и охранять его....

06 01 2025 11:32:40

Генетика пола. Наследственные заболевания

На уроке рассматривается механизм определения пола человека и наследования признаков, сцепленных с полом; продолжается формирование навыков решения генетических задач; развиваются умения учащихся анализировать, делать выводы, объяснять выявленные закономерности. Используется метод проблемного обучения....

05 01 2025 5:15:10

"Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"


    "Опopные системы организмов и их значение". Разработка урока в 6-м классе "Живой организм"

      Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...

04 01 2025 12:27:56

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)


    Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

      С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

03 01 2025 3:29:34

Урок-зачет по теме "Пищеварение"


    Урок-зачет по теме "Пищеварение"

      Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме "Пищеварение". ...

02 01 2025 1:33:47

Естественные и искусственные биоценозы


    Естественные и искусственные биоценозы

      <p>Те, кто ведет биологию в 7 классе, думаю, согласятся со мной, что тема «Биоценозы» не самая интересная и легкая в курсе зоологии. Материал достаточно сложный, к тому же, затрудняют изучение термины. Мне хотелось по возможности разнообразить материал, сделать его более интересным и доступным для понимания. </p> ...

01 01 2025 23:55:10

Строение и работа сердца


    Строение и работа сердца

      Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....

31 12 2024 9:16:23

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

30 12 2024 23:50:24

Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая


    Принципы работы мозга и "Наваждение" Леонида Гайдая

      Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....

29 12 2024 9:50:26

Программа кружка "Мир растений"


    Программа кружка "Мир растений"

      Кружок «Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету «Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

28 12 2024 20:50:25

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

27 12 2024 11:58:28

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

26 12 2024 13:38:46

Воспитание школьников при обучении биологии

В процессе усвоения биологии учащиеся овладевают учебными знаниями, умениями и навыками, что способствует повышению уровня их познавательной самостоятельности. Усвоение учащимися системы биологических знаний – необходимое условие формирования их мировоззрения, гигиенического, пoлoвoго, экологического, трудового и нравственного воспитания....

25 12 2024 19:46:38

Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"


    Школьный вечер "Путешествие с комнатными растениями". Презентация проекта "Экология и фитодизайн школьного кабинета биологии"

      Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....

24 12 2024 10:41:53

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

23 12 2024 21:50:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::