Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс) > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)


    Развитие общеучебных умений и навыков на уроках биологии (10-й класс)

Современное общество требует от выпускника не столько умений выполнять указания, сколько решать проблемы жизни самостоятельно: быстро ориентироваться в ситуации, часто нестандартной, находить наиболее верные решения, адаптироваться в новых условиях, а для этого мыслительные операции должны быть быстрыми, многовариантными, с видением нескольких аспектов проблемы, анализом гипотез и обоснованием выводов. Таким образом, важная общепедагогическая проблема - изменившийся социальный заказ школе (от человека узнающего к человеку умеющему). В последние годы возрождается интерес к общеучебным умениям как универсальным для многих школьных предметов способам получения и применения знаний. Так, в \"Концепции структуры и содержания общего образования\" развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы. В частности, была названа следующая хаpaктерная черта: \"личностно-ориентированный образовательный процесс, учитывающий и развивающий индивидуальные способности учеников, формирующий у них общеучебные умения. Концепция модернизации российского образования ставит главную задачу на период до 2010 года - обеспечить новое качество образования, сохранив его фундаментальность и соответствие актуальным потребностям личности, общества. В настоящее время каждому ребенку доступен огромный объем информации. Но обилие информации не воспитывает в нем потребности к расширению и углублению своих знаний: надо - услышу по телевизору, скажут сверстники, расскажет учитель. Школьник чаще принимает роль пассивного слушателя. Исходя из этого я стремлюсь создать условия для самореализации каждого ребенка, используя при этом различные формы и методы работы.

В системе школьного образовании курс биологии играет большую роль в развитии и воспитании обучающихся. Биологическая грамотность обучающихся становиться социально необходимой, поскольку основной объект биологии - жизнь, а сейчас остро стоят вопросы как выжить, как общаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу не только о самом себе, но и об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на среду обитания.

Исходя из достижений биологической науки необходимо, чтобы ученик овладел системой знаний о структурно- функциональных основах жизни и стремился применять биологические знания на пpaктике в области медицины, сельского хозяйства и рационального природопользования.

Целью моей педагогической деятельности является развитие надпредметных способов деятельности (умений и навыков) на уроках биологии.

Основным направлением моей работы является развитие общеучебных умений и навыков. Существует две категории учебных умений: общие, необходимые при изучении любой учебной дисциплины, и специальные, которые необходимы при изучении данной, конкретной дисциплины. Общеучебные умения являются \"фундаментом\", на котором выpaбатываются специальные умения. При формировании общеучебных умений и навыков необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

В научной литературе нет однозначного определения содержания и структуры общеучебных умений и навыков. Я принимаю за основу классификацию Н.А. Лошкаревой, которая выделила четыре группы общеучебных умений и навыков:

  • учебно-организационные;
  • учебно-коммуникативные;
  • учебно-интеллектуальные;
  • учебно-информационные.

В рамках урока я использую различные формы и методы работы, необходимые для развития общеучебных умений и навыков.

Цели: создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа; сформировать знания о строении и функциях главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки.

Задачи:

  • образовательные - создать общее представление о строении эукариотической клетки на основе раскрытия мембранного принципа, опираясь на знания, полученные обучающимися ранее; сформировать знания о строении и функция главных частей клетки; объяснить особенности строения мембранных органоидов клетки;
  • воспитательные - продолжить формирование научного мировоззрения; способствовать воспитанию толерантности; развитию умений взаимодействовать в группе для достижения общей цели;
  • развивающие - продолжить развитие учебно-организационных (умений самостоятельной работы и самоконтроля, анализа и синтеза полученных знаний), учебно-коммуникативных (общение в группе) и учебно-информационных умений (работа с текстом).

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: методы организации учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный), методы проблемного обучения (частично-поисковый), методы самостоятельной познавательной деятельности обучающихся (самостоятельная работа по заданному образцу), методы стимулирования и мотивации интереса (игровые моменты).

Оборудование: макет \"Растительная клетка\", тетради, раздаточный материал, мультимедийная установка, презентация PowerPoint

Ход урока

Организационный момент.

В истории каждой науки бывают события, открывающие широкий путь для ее дальнейшего развития. Посмотрите на слайды (Приложение 1): перед вами портреты Галилео Галилея, Р. Гука, Антони Ван Левенгука, М. Шлейдона и Т.Шванна. Как вы считаете, что объединяет этих ученых? В науке о жизни таким событием стало открытие изучение клеточного строения организмов и создание клеточной теории. Давайте вспомним основные положения клеточной теории:

Клетка - структурная и функциональная единица живых организмов.

Клеткам присуще мембранное строение.

Ядро-главная составляющая часть клетки.

Клетки размножаются только делением.

Клеточное строение организма свидетельствует о единстве происхождения живого.

Актуализация знаний.

Сегодня мы с вами поговорим об удивительной и загадочной структуре, которая существует в каждом организме, будь то растение или животное. Это клетка. Иногда организм состоит из одной клетки, их называют одноклеточными (например, обыкновенная амеба, эвглена зеленая). Но чаще они состоят из миллионов клеток - это многоклеточные организмы (примеры). Так тело человека состоит из 3 миллиардов клеток, а тело слона из 6,5 квадралионов клеток.

На уроках ботаники, зоологии и анатомии вы уже познакомились со строением клетки. Сегодня мы обобщим и систематизируем полученные ранее знания.

Изучение нового материала.

А) На нашей планете обитает великое множество самых различных организмов, но все многообразие можно разделить на 2 надцарства: прокариоты и эукариоты. Чем они отличаются? (Прокариоты - доядерные организмы. Клетки которых лишены ядра и большинства органоидов, за исключением рибосом. Эукариоты - ядерные организмы.)

Сегодня на уроке мы с вами изучим строение эукариотической клетки. Клетка любого организма представляет собой систему. Она состоит из 3 взаимосвязанных частей: цитоплазматической мембраны, цитоплазмы, ядра. Давайте сравним клетку с нашим государством. Какая структура клетки соответствует пограничным войскам и таможенным службам нашего государства? Мембрана. Какие функции она выполняет? Функции правительства, СМИ и интернета выполняет :. ядро. Граждане, проживающие на территории государства по своим функциям соответствуют: цитоплазме и органоидам.

Б) Для того, чтобы понять принцип функционирования органоидов, нам необходимо вспомнить принцип строения биологической мембраны. Появление жизни на Земле стало возможным только с возникновением мембраны. В основе ее строения лежит двойной слой липидов. Липиды - это водонерастворимые органические молекулы, имеющие полярные \"головки\" и неполярные \"хвосты\". В наибольшем количестве в мембранах присутствуют фосфолипиды. В их \"головках\" содержится остаток фосфорной кислоты. В двойном слое \"хвосты\" липидных молекул обращены друг к другу, а полярные \"головки\" остаются снаружи, соединяясь с белками. Другие белковые молекулы могут быть погружены в слой липидов или пронизывать его насквозь.

В) Цитоплазма -это полужидкое основное вещество клетки. Она состоит из гиалоплазмы, в которую погружены органоиды. Посмотрите на клетку. На слайде цифрами обозначены органоиды. Какие? Цифрой 1 обозначена митохондрия, 2-ЭПС, 3-аппарат Гольджи, 4-лизосомы. Как вы думаете, почему эти органоиды объединены в одну группу? (на основе мембранного принципа строения)

Г) Давайте рассмотрим строение и функции митохондрии. По ходу изучения органоида необходимо заполнить строки таблицы.

Название органоида Особенности строения Функции

Их называют энергетическими станциями клетки. Это палочковидные, нитевидные или шаровидные органоиды, диаметром около 1 мкм и длиной 7 мкм. Они имеют наружную гладкую мембрану и внутреннюю мембрану, образующую складки- кристы. В кристы встроены ферменты. Участвующие в преобразовании энергии питательных веществ, поступающих в клетку, в энергию молекул АТФ. АТФ - \"универсальная валюта\", которой клетки расплачиваются за свои энергетические расходы. Складчатость внутренней мембраны увеличивает рабочую поверхность органоида. Внутреннее прострaнcтво митохондрии заполнено гомогенным веществом, называемым матриксом. В матриксе выделяются тонкие нити ДНК и РНК, а также митондриальные рибосомы, на которых синтезируются митохондриальные белки. Количество крист в митохондрии и количество самих митохондрий тем больше, чем больше энергетических трат осуществляет данная клетка.

Д) А теперь я предлагаю вам выполнить исследовательскую работу. Используя раздаточный материал, полученные ранее знания дайте хаpaктеристику органоидов. Результаты вашей деятельности занесите в таблицу на доске.

1 группа- ЭПС (Приложение 2)

2 группа - аппарат Гольджи (Приложение 3)

3 группа - лизосома (Приложение 4)

4 группа - пластиды (Приложение 5)

Е) Анализ самостоятельной работы, заполнение всех строк таблицы.

Закрепление изученного материала.

У вас на партах лежат кроссворды (Приложение 6). Я предлагаю вам их заполнить. Обратите внимание на выделенные клеточки. Из этих букв вам нужно составить ключевое слово.

Проверьте себя и поставьте отметки, используя критерии отметок.

Задание на дом.

Создать макет клетки из различных материалов.

Рефлексия.

С помощью представленных на слайде символов оцените свое отношение к уроку и свою деятельность на уроке.



Комментарии:

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс


    Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Члeнистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

      Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

24 08 2025 14:27:34

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

23 08 2025 13:36:54

Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство пасленовые". 6-й класс

      В статье изучаются признаки растений семейства пасленовых; показывается их значение для человека....

22 08 2025 22:33:57

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

21 08 2025 9:57:14

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"


    Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех члeнистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

20 08 2025 5:14:13

Урок по теме: "Значение эволюционного учения для охраны природы"

Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...

19 08 2025 22:44:59

Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"


    Биология. 6-й класс. Обобщающий урок по теме "Корень"

      В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме. ...

18 08 2025 22:43:50

Учебный спектакль "Иммунитет"


    Учебный спектакль "Иммунитет"

      Материал об иммунитете изложен в игровой форме. Данный спектакль активизирует познавательную деятельность посредством нестандартных форм. Особо интересен этот материал для учащихся медицинских классов....

17 08 2025 11:10:45

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

16 08 2025 3:24:29

Урок-обобщение "Большие гонки"


    Урок-обобщение "Большие гонки"

      Появившаяся недавно телевизионная игра «Большие гонки» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

15 08 2025 5:48:28

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

14 08 2025 21:51:57

Осевой скелет


    Осевой скелет

      Урок биологии разработан для учащихся 8-го класса, (учебник Сонина К.И., Сапина М.Р. Биология 8 кл. М., Дрофа, 2005). Для повышения мотивации при изучении нового материала и успешного его усвоения на уроке создаются проблемные ситуации, в ходе которых дети получают информацию не в готовом виде, а самостоятельно....

13 08 2025 5:21:55

Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс


    Урок-игра по биологии "Класс насекомые". 7-й класс

      Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал. ...

12 08 2025 16:12:57

Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"


    Программа научного общества естествознания по работе с одаренными детьми "Натуралист"

      Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....

11 08 2025 6:27:50

Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"


    Урок "Биологические особенности желудочно-кишечного тpaкта крупного рогатого скота"

      Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные. ...

10 08 2025 19:38:40

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

09 08 2025 4:46:16

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

08 08 2025 21:38:14

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

07 08 2025 0:41:50

Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс


    Открытый урок по теме "Органические вещества семени". 6-й класс

      Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....

06 08 2025 22:48:55

Использование информационных технологий на уроках биологии.


    Использование информационных технологий на уроках биологии.

      Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....

05 08 2025 19:59:17

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

04 08 2025 20:58:26

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

03 08 2025 1:40:56

Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"


    Урок–пpaктикум по биологии в 9-м классе на тему "Решение геометрических задач и составление родословной"

      Использование презентации, мультимедийного проектора, учебного электронного пособия, опopных схем, условных знаков, алгоритмов действия при решении генетических задач, игры на уроке позволяет быстро вовлечь учащихся в работу, оптимально организовать их деятельность, обеспечивая обратную связь. ...

02 08 2025 18:50:54

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

01 08 2025 21:14:57

Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс


    Сценарий "Осенний КВН". 5-й класс

      КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....

31 07 2025 20:22:10

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

30 07 2025 19:27:20

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

29 07 2025 17:29:50

Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)


    Тип: члeнистоногие. Класс: paкообразные, паукообразные (7-й класс)

      Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...

28 07 2025 2:45:19

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

27 07 2025 10:10:33

Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"


    Урок биологии по теме: "Зрительные ощущения"

      Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....

26 07 2025 12:59:55

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

25 07 2025 15:11:17

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

24 07 2025 17:11:46

"Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля


    "Полиморфный тест. Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система". Тест для 8-го класса, текущего или тематического контроля

      Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....

23 07 2025 10:23:45

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс


    Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

      Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

22 07 2025 4:19:36

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

21 07 2025 14:20:34

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл

Высшие растения: признаки, происхождение и жизненный цикл Высшие растения имеют сложную тканевую структуру. Она представлена проводящими и механическими тканями. Также отличительным признаком является наличие трахей, трахеид и ситовидных трубок, которые быстро доставляют питательные вещества от корня к листьям, соцветиям, стeблям....

20 07 2025 18:50:55

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

19 07 2025 12:22:49

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

18 07 2025 20:49:49

Озеро Байкал


    Озеро Байкал

      Урок ставит целью продолжить формирование у учеников представлений и знаний о природных объектах на примере особенностей и отличительных черт природы Байкала, рассмотрев его геофизические, морфологические особенности, проанализировав основные экологические проблемы и пути их решения, а также научить школьников работать с различными источниками информации. ...

17 07 2025 18:22:22

Игра "Биологическое кaзинo. В мире животных"

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....

16 07 2025 19:39:10

"Класс однодольные. Сравнительная хаpaктеристика семейств класса однодольные". 6-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и входит в тему "Многообразие покрытосеменных растений. Классификация", на которую отводится 4 часа. На уроке используются следующие методы: словесные – беседа, рассказ, объяснение; наглядные – демонстрация наглядных пособий, рисунки, ТСО, гербарных образцов, таблиц, опopные конспекты; пpaктические: лабораторная работа «Строение пшеницы (ржи, ячменя)»....

15 07 2025 22:42:53

Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса


    Урок-исследование по теме "Плоды". Раздел биологии 6-го класса

      Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....

14 07 2025 7:32:20

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"


    Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

      В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

13 07 2025 6:32:52

Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека"

      Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....

12 07 2025 0:39:41

Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся


    Использование приемов мотивации для активизации познавательной деятельности учащихся

      Главной задачей учителя на современном этапе становится мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Он должен организовать самостоятельную деятельность учащихся, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически учитель создает "развивающую среду", в которой становится возможной выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных компетенций, в процессе реализации им своих интересов и желаний....

11 07 2025 12:24:47

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»


    Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

      На уроке 11-классники изучат основные хаpaктеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат пpaктические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

10 07 2025 16:23:45

Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»


    Экскурсия «Разнообразие цветковых растений. Растительность у дорог, домов и на пустырях»

      Усвоение биологических знаний наиболее эффективно при непосредственном знакомстве учащихся с многообразием окружающего мира в природе. Самая близкая к нам растительность около домов, по дорогам, на ближайших пустырях представляет большой биологический интерес. Цель экскурсии: познакомить учащихся с особенностями растений, произрастающих вдоль дорог, на пустырях, у дорог в непосредственном знакомстве с растениями в природе....

09 07 2025 6:21:40

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс


    Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

      Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

08 07 2025 21:11:59

План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"


    План-конспект открытого занятия факультатива "Основы научной деятельности в биологии" по теме "Технология выполнения экологического проекта «Мой экодом»"

      Научить наших учеников действовать – одна из важнейших задач современного образования. Поэтому конкретные знания должны выступать как средства познания и преобразования действительности, а не как конечная цель обучения. В последние годы широкое распространение получила такая форма организации деятельности школьников, как проекты. Эта форма стала применяться во внеклассной работе с учащимися и на факультативных занятиях. Статья содержит планы двух факультативных занятий по теме "Технология выполнения экологического проекта "Мой экодом"....

07 07 2025 5:42:38

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

06 07 2025 17:51:17

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::