Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению


    Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.

Китайская народная пословица

Личностно-ориентированное образование предполагает обучение, ставящее во главу угла личность школьника, его интересы, склонности, познавательные возможности и потребности, его отношение к знаниям.

Работая по соответствующей такому подходу образовательной технологии необходимо уточнить, на кого именно мы ориентируемся, и моделировать учебный процесс так, чтобы он был приближён к конкретному ученику.

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Самое важное – признание самобытности, уникальности ученика. Но как осуществить это, если в классе 25 учеников, и каждый индивидуален по-своему?

Педагогическая наука давно установила “Обучать надо не всех, а каждого”. Но говорить об этом возможно только в том случае, когда при обучении акцент делается на развивающую функцию. Для формирования и развития знаний и интеллектуальных умений, учащихся необходимо организовать их работу по самостоятельному добыванию знаний в процессе творческого поиска с любым источником информации: учебной, научно-популярной литературой, наглядными пособиями, натуральными объектами, цифровыми образовательными ресурсами.

Возникает проблема: как организовать самостоятельную работу ученика на протяжении всего урока, как сделать эту работу интересной, насыщенной, полезной, как проконтролировать уровень его знаний, умений, навыков, как обеспечить коррекцию. Интуитивно наблюдая за детьми на уроке, я стала понимать, что перечисленные проблемы могут быть решены в процессе организации учебной деятельности, основанной на индивидуальном подходе к обучению в условиях сотрудничества. В своей работе я всегда ищу средства повышения качества образования. Качество – это тот нормативный уровень, которому должен соответствовать продукт просвещения. Принято считать, что в этой категории воплощается социальный заказ общества к учебно-воспитательной деятельности. С этим нельзя не согласиться, однако в условиях личностно-ориентированной философии образования на первый план выдвигается эмоциональное и социальное развитие ученика, сформированность у него ценностно-ориентированной среды.

В своей педагогической пpaктике я поддерживаю взгляды И.С.Якиманской, которая считает, что цель личностно-ориентированного обучения – не воспитать человека, а найти, поддержать, развить человека в человеке. И главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учетом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребенку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно-ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся. Только системные биологические знания обеспечивают понимание и усвоение учащимися закономерностей развития и существования живой природы, глубокое осознание роли и места в ней человека, формирование правильных, научнообоснованных принципов отношения к природе, своему здоровью и здоровью всех людей, выработку соответствующих этим принципам норм и правил поведения.

Под качеством знаний следует понимать целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, хаpaктеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников.

Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность.

I. В целях развития системности мышления я использую различные способы обучения. Это:

1. Заполнение таблиц. Например, после изучения темы “Пищеварение” 8 кл. учащиеся заполняют таблицу “Хаpaктеристика пищеварения”:

Орган пищеварения

Фермент

Где выpaбатывается фермент

Компонент пищи

Конечный продукт расщепления

В ходе урока “Органы дыхания. Газообмен” в 7кл заполняется таблица “Особенности газообмена у позвоночных животных”:

Органы дыхания и газообмен

Рыбы

Земноводные

Пресмыкающиеся

Птицы

Млекопитающие

1. Орган дыхания

2. Особенности органов дыхания

3. Расположение органов дыхания

         

2. Разработка плана, по которому надо отвечать, чтобы дать полную хаpaктеристику явления или процесса, объекта изучения или теории.

3. Решение биологических проблем прослеживается пpaктически на каждом занятии, что заставляет думать, анализировать, увязывать с жизненной пpaктикой изучаемый материал, повышает активность учащихся. Это может быть или крупная проблема или постановка одного вопроса. Например: почему при недостатке жиров и углеводов организм развивается сравнительно нормально, а при недостатке белков – нет?

4. Решение биологических задач чаще всего использую при рассмотрении вопросов генетики, селекции, цитологии, размножения и развития организмов, что способствует осознанию основных идей и закономерностей этих разделов биологии. Но не мало важным является решение биологических задач и в других курсах, например, при изучении раздела “Животные”:

“Класс Птицы”. Опыление крон деревьев ядохимикатами с целью уничтожения вредных насекомых, питающихся листьями, может привести к тому, что на обработанном участке исчезнет почти ? особей дроздов и других птиц. Какова взаимосвязь этих факторов, если основной корм этих птиц – дождевые черви?

5. Анализ основных идей, понятий, знаний обязательно проводится после изучения каждой темы и раздела. Например, после изучения каждого класса простейших, обязательно нужно выделить главное, свойственное только этому классу.

II. При развитии логического мышления предлагаю детям составить схему по рассказу учителя или товарища, определить, “Кто лишний?” выполнить тесты на последовательность, соответствие, на выбор главных, основных признаков из предложенных. Например: при объяснении темы “Строение и многообразие покрытосеменных растений” на уроке при изучении плодов и семян демонстрирую схему:

 

Обращаю внимание на логику построения этой схемы вопросами:

  1. Почему костянку вишни и коробочку мака не объединили в одну группу?
  2. В чем их различие? и т.п.

Затем предлагаю ученикам отгадать загадки и назвать плоды растений, о которых идет речь; используя схему, определить к какой группе плодов они относятся:

  1. Одноусый дед в соломину одет. (Зерновка овса)
  2. Стоит дуб, полон круп, пяточком прикрыт. (Коробочка мака)
  3. Дом без окон и дверей, как зелёный сундучок, в нём 6 кругленьких детей, называется … (стручок).

III. При осуществлении индивидуализации обучения стараюсь помочь детям в познании и развитии своих природных задатков. На экскурсиях даю задание: “Почувствуй природу”. Дети исследуют окружающий мир с помощью глаз, ушей, носа, рук. Они могут потрогать землю, Увидеть кузнечика, облака, растения, прислушаться к звукам – услышать птиц, ощутить запах цветов. Через некоторое время ребята делятся впечатлениями, описывая свои ощущения.

Другим направлением моей работы при индивидуализации обучения является “Индивидуальный способ учения школьников /ИСУ/”, который рассматривается как комплексная хаpaктеристика, включающая значимые для развития личности и усвоения знаний индивидуальные особенности детей, что позволяет строить процесс обучения более эффективным. ИСУ складывается из особенности учебной деятельности, предпочитаемых видах учебных занятий, способов работы с учебным материалом, особенности усвоения, особенности взаимодействия в учебной группе, места ученика в ней. ИСУ я 5 год использую в 9а классе. Составила определенную карту, где степень предпочтения тех или иных видов деятельности оценивается в баллах от 1 до 5, которая позволяет проектировать урок, из её анализа видно, для кого из учеников предполагаемая работа может оказаться сложной, кто может выступить в роли консультанта, помощника учителя. Возможно, следует организовать работу в парах, а некоторых детей объединить в проблемные группы. Вариантов много и это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого (Приложение № 1). Накопление банка данных об ученике, в основе которых лежит знание тех способов, которыми он пользуется при проработке учебного материала, даёт мне возможность более оптимально корректировать учебные достижения каждого школьника в рамках овладения им программного материала.

На своих уроках я стараюсь раскрыть субъектный опыт ученика, и в дальнейшем опираюсь на него в преподавании, подчёркиваю: максимально использую его, а не игнорирую. Стараюсь стимулировать ученика к свободному согласованию “своего” и “чужого” опыта, поощряю наиболее богатый по содержанию и формам выражения субъективный опыт. Одни дети лучше воспринимают учебный материал на слух, другие зрительно, третьи – в ходе манипулирования учебными объектами. Одни с удовольствием работают с красочной наглядностью, другие для выражения своей мысли используют условно символические изображения (схемы, графики), третьи – предпочитают применять “свою” наглядность – модели, поделки, макеты, конструкции. Я стараюсь учитывать эти индивидуальные особенности детей и создать условия для их раннего проявления. В моей методической копилке имеются наборы учебных заданий, отличающиеся разным уровнем сложности по содержанию так и по форме.

IV. В поддержку развития “Я – личность. Я-концепция” упор делаю на рефлексивную деятельность. Предлагаю детям такие направления работы, которые помогут определить своё мнение, выразить и попытаться отстоять его: например, в чем причины вымирания динозавров, что произойдет при разрушении озонового экрана и т.д. В целях формированиях у учащихся представлении о целостности мира, единстве человека и природы стремлюсь сделать акцент на личностном восприятии человеком природы. Например, прошу детей разыграть поведение животных в разных жизненных ситуациях /отдых, бегство, наслаждение от пищи/. Или предлагаю детям модифицированный тест: нарисуйте несуществующее животное пустыни, назовите его и объясните какие у него имеются приспособления для выживания в данных природных условиях.

V. Одной из основных форм работы при личностно-ориентированной направленности является – групповая. Работу по групповой методике я часто использую в своей пpaктике. Ведущей деятельностью школьников является иHTиMно-личностное обучение, которое лучше реализуется через группу от 2 до 7 человек. В ситуации совместного обучения ученики:

  • Отмечают успехи друг друга.
  • Поддерживают друг друга в стремлении завершить предложенную работу.
  • Обсуждают изучаемый совместно материал.
  • Помогают друг другу анализировать задачи и определять их виды.
  • Преобразовывать информацию в другие формы.
  • Отыскивать связь изучаемого материала с ранее изученным.
  • Стимулируются доставляющим радость опытом совместной работы.
  • Учатся сотрудничать, невзирая на индивидуальные различия.

Группы учащихся я формирую различным образом. Например, на основании уровня развития учащихся. В таких случаях более сильной группе предоставляю более сложные вопросы, а более слабой задания полегче. Иногда формирую группу на основе пожеланий самих учащихся. В таком случае работают ученики со сходными интересами, связанные дружескими отношениями. Работа в такой группе создаёт особо благоприятные условия для проявления личностных качеств. Здесь можно предложить группам задания по выбору. Хаpaктерная особенность таких групп – присутствие в них некомпетентных учеников. Назначение таких составов состоит в том, чтобы подтянуть слабых учеников на минимальный уровень, выровнять стартовые условия для дифференцированного обучения, обеспечить достижение ими образовательного стандарта (группы выравнивания). Гомогенным группам я также отвожу место в учебном процессе. После проведения контрольного среза я увидела, что определённая группа детей не справилась с работой, а несколько человек достигли минимального уровня, и этим школьникам я предлагаю более сложные задания, а сама работаю с оставшимися – это группы выравнивания. Группы развития, где ученики креативного и конструктивного уровня служат локомотивом в зоне ближайшего развития учеников репродуктивного уровня, я стараюсь создавать в ходе учебного процесса как можно чаще. Можно организовывать группы-двойки, это особенно удобно при выполнении лабораторных работ, пpaктических занятий, повторении, закреплении материала. Работу в группах я организую на обобщающих уроках, экскурсиях, при использовании модульной и проектной технологии обучения. Для создания ситуации “успеха” применяю рейтинговую оценку знаний. В конце урока мы выявляем самую рейтинговую группу и ученика набравшего самый высокий рейтинг на уроке. Для этого используются рейтинговые листы активности группы примерно такого содержания:

Фамилия, имя ученика Этапы урока Рейтинг ученика Рейтинг группы
№ 1 № 2 № 3 № 4
1. Сусина Маша

4

5

3

4

16

77

2. Лебедева Настя

3

4

4

3

14

3. Ефимов Дима

5

4

4

4

17

4. Долгих Саша

5

5

4

5

19

5. Городилов Денис

3

2

3

3

11

VI. Одним из методов личностно-ориентированного обучения является метод проектов, который я часто использую при обучении биологии. Проект может быть индивидуальным, но обычно каждый проект есть результат скоординированных совместных действий группы учащихся. В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий, где:

  • учитель помогает ученикам в поиске источников информации;
  • сам является источником информации;
  • координирует весь процесс;
  • поддерживает и поощряет учеников;
  • поддерживает непрерывную обратную связь.

(Приложение № 2)

Я предлагаю детям информационно-поисковые проекты – это написание творческих работ: “Жизнь моей собаки”, “О чём поют птицы”, “Монолог упавшего листа”, “Портрет курильщика” и т.д. Отчёты об экскурсиях, рефераты.

Исследовательские проекты: “Сон и сновидения”, “Оценка состояния здоровья учащихся класса по объективным и субъективным показателям”, “Влияние загрязнения окружающей среды на состояние здоровья человека”. Исследовательские проекты нацеливают на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей её решения, выдвижение гипотез. Тематика зависит от многих факторов, но, прежде всего от интересов детей, профессиональных навыков и личных интересов руководителя, имеющейся материальной базы. Данные проекты дети защищают на научно-пpaктических конференциях, которые проходят на уровне школы.

Пpaктико-ориентировочные проекты я предлагаю детям при изучении темы “Основы экологии” в 11-м классе, это: “Прогноз возможного развития глобальных экологических проблем”, “Выработка стратегии выживания человечества”, а на одном из уроков мы совместили ролевую игру с проектной методикой. Каждый учащийся выступал в роли руководителя предприятия или учреждения с защитой экологической программы развития. Дети грамотно оформили созданный документ, приготовили в защиту рекламный проспект. Дети защищают на моих уроках модели зимних кормушек для птиц, скворечников, экологический проект школьного двора, меню на день, соответственно своим энергозатратам. Проектная методика способствует личностному самоопределению, формированию профессионально важных качеств личности.

VII. Реализации новой парадигмы обучения “Ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением” способствует модульное обучение учащихся, которое строится в логике процесса усвоения знаний и представляет полный цикл познания. Обучение по модулю я также использую в своей педагогической деятельности. Модуль – это функциональный целевой узел, в котором объединены учебное содержание и способы овладения этим содержанием. Это план учебной деятельности ученика, который составлен учителем. Учитель проектирует индивидуальную образовательную траекторию учащегося. Меня привлекает модульная технология обучения тем, что она ориентирована на активную учебную деятельность детей, освоение приёмов которой способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала и развитию у учащихся всех само: само планирование, самоанализ, самоконтроль и т.д.

VIII. Для осуществления многоуровневости обучения я использую следующие приёмы, способы, методы, средства на различных этапах урока:

  • вопросы разного уровня сложности для устной проверки домашнего задания;
  • разноуровневые карточки-задания, тесты;
  • дифференцированные проверочные и контрольные работы, срезы, зачёты;
  • домашние задания разного уровня сложности и т.д.

Таким образом, я попыталась доказать, что формирование системы качеств знаний учащихся невозможно без личностно- ориентированного подхода к обучению. Ученик- это главная фигура учебно-воспитательного процесса, а задача учителя отыскать средства для реализации учеником внутренней свободы учиться и проявлять инициативу в этом процессе.



Комментарии:

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение

Класс Двустворчатые: хаpaктеристика, системы органов, размножение Двустворчатые молюски обитают в морях, но отдельные виды приспособились к жизни в пресных водоемах (беззубка, перловицы и др.). Paковина моллюсков этого класса состоит из двух симметричных створок, соединенных на спинной стороне особой связкой. Захлопывают paковины мощные мышцы-замыкатели....

18 11 2025 2:43:57

Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"


    Авторская образовательная программа для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки"

      Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....

17 11 2025 7:58:37

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа

Газообмен в легких и тканях. Перенос кислорода и углекислого газа Скорость диффузии углекислого газа из крови в 25 раз выше, чем кислорода, поэтому за счет разности 7 мм рт. ст. углекислый газ успевает выделиться из крови....

16 11 2025 3:37:58

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"


    Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

      Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

15 11 2025 4:56:41

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

14 11 2025 2:16:37

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

13 11 2025 23:32:48

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

12 11 2025 12:26:39

Деление клетки. Митоз


    Деление клетки. Митоз

      На занятии дается понятие митоза как универсального способа сохранения постоянства числа хромосом, формируются знания о механизмах клеточного деления....

11 11 2025 21:17:26

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

10 11 2025 5:40:38

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"


    Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

      На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

09 11 2025 16:36:49

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

08 11 2025 16:23:18

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс


    Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

      В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

07 11 2025 4:35:53

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

06 11 2025 11:25:48

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

05 11 2025 16:55:30

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

04 11 2025 17:35:55

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

      Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

03 11 2025 9:51:49

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

02 11 2025 6:59:39

Питание растений


    Питание растений

      Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интеpaктивного включения их в процесс обучения. ...

01 11 2025 18:23:51

Открытый урок природоведения на тему "Три среды обитания. Приспособленность организмов к разным средам обитания". 5-й класс

Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....

31 10 2025 11:24:36

Формирование экологического сознания средствами урока биологии


    Формирование экологического сознания средствами урока биологии

      Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

30 10 2025 0:19:48

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс


    Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

      Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

29 10 2025 16:49:52

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

28 10 2025 6:39:45

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Решение биологических задач. Генетический код   ЕГЭ biologia's Blog Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

27 10 2025 6:40:54

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

26 10 2025 8:25:23

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

25 10 2025 11:48:37

Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете


    Организация школьного воспитательного прострaнcтва в отдельно взятом кабинете

      Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

24 10 2025 0:31:18

Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах


    Тематическое планирование лабораторных работ по биологии в 6–11-х классах

      В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....

23 10 2025 23:58:25

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

22 10 2025 17:35:31

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

21 10 2025 5:53:28

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

20 10 2025 16:47:31

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

19 10 2025 7:18:10

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"

      Разработка предлагает проведение нестандартного урока в виде смотра конкурса знаний учащихся по ранее изученному разделу «Классификация растений». Урок можно проводить в одном классе, но пройдет он интереснее, если задействовать всю параллель 6-х классов. Разнообразные конкурсы и задания вносят оживление и эмоциональную окраску в учебный процесс и помогают поддерживать интерес к изучению биологии....

18 10 2025 3:11:16

Экология и эстетика школьного двора


    Экология и эстетика школьного двора

      Нас заинтересовал вопрос благоустройства пришкольной территории, ведь создавая красоту там, где мы находимся большую часть времени, где проходят наши годы детства и юности – в нашем втором доме – это ли не самое нужное, что мы можем сделать для нашей школы. Мы решили заняться благоустройством школьного двора, учитывая его экологические и эстетические особенности....

17 10 2025 20:22:11

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

16 10 2025 14:24:21

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

15 10 2025 17:29:55

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"


    Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

      Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

14 10 2025 10:22:47

Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"


    Урок биологии по теме "Обмен веществ и энергии в клетке"

      Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....

13 10 2025 10:30:27

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс


    Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

      С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

12 10 2025 20:42:21

Урок-путешествие по дыхательной системе


    Урок-путешествие по дыхательной системе

      Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

11 10 2025 23:41:31

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

10 10 2025 1:31:44

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

09 10 2025 12:58:52

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

08 10 2025 6:50:36

Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс


    Опopные системы и их значение в жизни организмов. 6-й класс

      Урок биологии в 6-м классе на формирование новых знаний об опopной системе живых организмов и ее значении. Цели урока: развитие мыслительных и информационных умений учащихся, коммуникативной культуры; воспитание интереса к предмету. На уроке используются такие методы, как: организация поисковой работы (работа с учебной книгой), составление и чтение структурно-логической схемы, сравнение, аналогия, осмысление результатов своих действий (рефлексивный анализ)....

07 10 2025 23:18:44

Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия


    Система упражнений для учащихся специальной медицинской группы по предупреждению развития плоскостопия

      Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....

06 10 2025 20:52:56

Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации


    Интегрированный урок – урок интеллектуальной организации

      Урок связан с раскрытием сущностных человеческих сил, сущностной природы человеческого (интеллектуального) потенциала, заключающейся в обретении им универсальных способов деятельности и мышления. Дидактические особенности такого урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся. Урок призван ярче высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности....

05 10 2025 9:15:40

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

04 10 2025 17:19:28

Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"


    Урок по биологии на тему "Решение задач по генетике"

      Генетика - единственная из фундаментальных биологических наук, которая с самого зарождения была точной. Она изучает жизненные процессы и решает жизненно важные проблемы. Решение задач по генетике способствует более глубокому пониманию и прочному усвоению важнейших положений теории....

03 10 2025 0:40:21

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

02 10 2025 13:47:39

Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"


    Урок биологии в 7-м классе "И небо без птиц не небо…"

      Представлен урок обобщения и контроля знаний в форме игры-соревнования с использованием ИКТ (презентации). Познавательная деятельность организована через групповую и индивидуальную работу с использованием сравнительно-аналитического, поисково-репродуктивного методов работы. Представлены задания, требующие умений применять полученные знания в новых условиях, анализировать, сопоставлять, обобщать, логически мыслить. ...

01 10 2025 19:58:42

Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"


    Обобщающий урок по биологии в 8-м классе по теме: "Кровь и кровообращение"

      Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...

30 09 2025 7:53:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::