Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

Цели:

  1. Добиться усвоения особенностей строения и процессов жизнедеятельности шляпочных грибов.
  2. Создать условия для определения взаимосвязи и взаимодействия шляпочных грибов и растений, отличие съедобных и ядовитых грибов.
  3. Создать условия для изучения правил сбора грибов и правил оказания первой помощи при отравлении грибами.
  4. Организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей личности
  5. Содействовать воспитанию коммуникативной культуры.

Ход урока

Вопрос:

Какие царства существуют?

Какие царства мы изучили?

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями питания, размножения еще одного царства. А какого? Вы узнаете, отгадав загадку:

С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Он бывает очень рад,
Коли дождик и тепло,
Он считает – повезло

Сегодня на уроке мы познакомимся с царством грибов. Узнаем о строении, питании, размножении грибов, научимся отличать грибы

Запись темы урока в тетрадь.

В некотором царстве, в грибном государстве жил был царь грибов- крепкий, с толстой коричневой ножкой

На доске вывешивается аппликация плодового тела

Это часто мы называем грибами неправильно. Ведь не называют люди яблоко - яблоней, а яблоню – яблоком. А вот у грибов так называют, т. к нам видно только плодовое тело, а сам гриб (мицелий, грибница) спрятан. У большинства грибов плодовое тело образовано шляпкой и пеньком, поэтому и называются шляпочные грибы. Если там, где снят гриб, слегка раздвинуть почву, то можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити- гифы гриба или грибницу. Грибница – главная часть гриба.

А вот какие удивительные ассоциации вызывает появление плодового тела у тонкого наблюдательного писателя М.М.Пришвина безгранично любящего русскую природу.

“Соберитесь в себе до конца в лесной тишине и тогда, может быть, усмотрите, как напрягаясь лбом своим, белым и мокрым, сыроежка поднимает над собой земляной потолок с мхом, хвоинками, веточками и ягодками брусники. Идите, вглядывайтесь, и вы непременно, глядя в гриб, вспомните, как у нас, у людей, в тяжкое время, когда люди гибли на полях, на горах, в воде и воздухе, женщина незаметно для глаза выходила из-под земли и поднимала над собой крышу тюрьмы своей и брала жизнь в свои руки”.

Вопрос: С чем сравнивается гриб?

Мы замечали, что определенные грибы предпочитают соседство определенных деревьев? Наверное, это не случайно. Какой вопрос в связи   с этим мы можем рассмотреть? (Взаимосвязи растений и грибов)

Он (царь) любил больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями и раскидистыми кронами, Все грибы относятся к нему с почтением. Неподалеку жили братья; один – под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую погоду.

Вопрос: Что это за гриб?

Другой под деревьями, которые все любят называть ”русские красавицы”

Вопрос: Что это за гриб? Назовите его.

По соседу в царстве жил другой царь. Он боялся света, а поэтому прятался в лесной подстилке. Кожа у него была бледная, нежная, хрупкая. Окружала его свита грибов желтых, оранжевых, синих, которые тоже боялись света.

Задание: Назовите их, покажите по таблице.

Вопрос: Чем они отличаются от братьев царя грибов?

Задание: Рассмотрите грибы. Сравните нижнюю сторону шляпки грибов. Одинакова ли она?

Составляется схема:

img1.gif (1470 bytes)

В царстве жили лекари, которые должны были знать строение грибов, чтобы лечить их болезни. Давайте и мы побудем лекарями, для этого выполним лабораторную работу.

Работа в тетрадях:

Выполнение лабораторной работы: Тема “ Строение плодовых тел шляпочных грибов”

Вопрос: Все ли грибы, которые встречаются вам в лесу, вы собираете в  свою корзину? (Значит необходимо выяснить отличные признаки съедобных грибов).

В царстве жили грибы-выскочки, надменные с ядовитым характером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели, но никто ни белки, ни ежи, ни люди их не рвали, т.к. они были очень ядовиты. Одним из таких грибов является поганка. Послушайте стихотворение:

Где шишки пустышки
Ощерили лапки
Живет под сосною
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне
Заходит поганка
Погодою летней
К соседям попить
Голубую росу
И всюду разносит
Поганые сплетни
Про тех, кто живет
Судачит о белке
О том, что орехи
От всех она прячет
В дупле под листком.
Что ходит лисица
В искусственном мехе
И дразнит волчицу
Пушистым хвостом.
Про дятла пускает
Недобрые слухи
О том, что, мол портит
Деревья в лесу.
Болтает про зайца
Что трус длинноухий
Взобрался на ель,
Увидав стрекозу.
Бездельем ее
Возмущаются грузди,
Опенки ее
Попрекают враньем.
Волнушки, волнуясь
Заводят с ней споры,
И лишь ядовиты
Грибы мухоморы
Поганке поддакивать
Любят во всем.
А если придут
Грибники спозаранку,
То сев на виду под сосновым стволом,
Ненужная людям гражданка-поганка
Прикинуться метит хорошим грибом.
Цвет шляпки меняет
Обманщица в спешке,
Чтоб стал он на шляпки другие похож,
И делает вид, что она сыроежка,
А может опенок, а может волнушка,
А может лисичка, никак не поймешь.
А нынче в лесу
Под густою осинкой
Гражданка – поганка
Нашла себе кров.
И к мальчику Пете
Попала в корзинку
В компанию честных сьедобных грибов.
Уселась меж ними,
Но старшие дети
Поганку со всех оглядели сторон,
И дружно сказали смущенному Пете:
А ну-ка поганку выбрасывай вон!
И так и осталась одна на полянке
Под ливнем осенним
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне

Вопрос: Какие еще ядовитые грибы? Найдите их на таблице, муляжах и назовите отличие съедобных и ядовитых грибов.

Запись в тетрадь:

Отличие ядовитых и съедобных:

  1. Пленочное кольцо (кроме опенка)
  2. Цвет нижней стороны шляпки
  3. Изменение цвета мякоти
  4. Бородавки и лоскутки на шляпке
  5. Ярко окрашенные пластинки, запах

А так как грибы все жители грибного царства были не зеленые, то они имели тайную кухню под лесной подстилкой, которая находилась под деревьями в тени.

Вопрос: А как грибы питаются? Грибы зеленые или нет? Образуются ли в них органические вещества?

Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к учебнику и составим схему, на какие группы делятся грибы по способу питания

 

Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой появляются черные споры – их будущие детки Когда они попадут в землю, из них прорастут новые грибница, а на ней образуются маленькие бугорки - плодовые тела. Детки растут медленно, но они не любят ,когда разрывают вокруг них подстилку, от этого они умирают.

Вопрос: Давайте подумаем, как правильно собирать грибы?

Чтобы не отравиться будьте внимательны при сборе грибов. А если все-таки случилось отравление грибами, что нужно предпринять? (Вызвать врача).  До приезда доктора, чем  мы можем  помочь больному? Давайте выясним  и такой вопрос: Первая помощь при отравлении грибами. (сообщение учащегося)

Запись в тетрадь:

Первая помощь при отравлении грибами :

  1. Вызвать врача
  2. Очистить желудок (раствор марганцовки)
  3. Очистить кишечник (клизма)
  4. Обильное питье

2. Закрепление изученного:

Ребята, мы сегодня узнали достаточно много о шляпочных грибах, давайте проверим, сможем ли мы найти биологические ошибки у взрослых людей поэтов:

Землю пробуравил, корешок оставил.

Сам на свет явился, шапочкой прикрылся

(Корешка у грибов нет. Функция корней выполняет грибница)

Сморчками полно лукошко,
А опенков некуда деть.
У камня большого черника
Раскинула листьев сеть.

(Сморчки и опята созревают в разное время)

Выполнение теста:

1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?

А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду

2. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?

А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду

3. Какие способы питания характерны для грибов7

А) сапрофитный
Б) паразитный
В) гетеротрофный

Итог урока.

Домашнее задание:

  1. Сделать рекламу белого гриба
  2. Сделать рекламу мухомора
  3. Написать письмо шампиньона, выращенного в теплице, своим лесным сородичам.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Статья "Календарно-тематическое планирование и модель урока по теме: Природные сообщества"

В статье приводится календарно-тематическое планирование по теме « Природные сообщества» (6-й класс) в режиме технологии проектов и модель первого занятия « Понятие о природном сообществе, биогеоценозе и экосистеме». Эта тема позволяет обобщить знания, полученные за курс биологии 6-го класса, показать практическое применение полученных знаний. ...

05 08 2021 8:14:29

Методические подходы к проведению летних практических занятий учащихся по изучению энтомофауны

При проведении летней полевой практики насекомые – самый доступный, многочисленный объект наблюдений и проведения практических занятий. Учащиеся с большим интересом начинают интересоваться многими насекомыми. Целью работы является развитие у учащихся интереса к изучению живой природы и умению вести исследовательскую работу в области энтомологии....

05 08 2021 2:34:36

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом " Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интерактивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

05 08 2021 15:41:23

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

05 08 2021 6:48:26

Формирование экологического сознания средствами урока биологии

Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....

05 08 2021 4:54:36

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

05 08 2021 19:44:26

Устный журнал "Берегите свое здоровье"

Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употреблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения. ...

05 08 2021 20:31:10

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Транспорт веществ"

Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить транспорт веществ через нее. ...

05 08 2021 11:49:46

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-практических конференций в гимназии № 1. ...

05 08 2021 6:32:20

Урок биологии по теме "Генетическая информация". 10-й класс

Цели урока: актуализация познавательного интереса к теме: " Наследственная информация и её реализация в клетке", создание условий обучающимся для изучения механизмов реализации наследственной информации и закладка базовых знаний для темы: " Основные закономерности явлений наследственности"....

05 08 2021 16:48:58

Функции желез внутренней секреции. Гормоны

Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, половых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гуморальной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

05 08 2021 16:19:50

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

05 08 2021 22:59:23

Игровые технологии на уроках биологии

Мы все любим играть. " Что наша жизнь - игра", а дети очень азартные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: " Бросайка", " Знаток биологии", " Прощание с ботаникой", " Прощание с зоологией"....

05 08 2021 16:32:35

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме " Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

05 08 2021 20:48:42

Решение задач по молекулярной биологии

Типовые задачи знакомят с основными приемами рассуждений в генетике, а "сюжетные" – полнее раскрывают и иллюстрируют особенности этой науки, делая ее интересной для учащихся. Подобранные задачи характеризуют генетику как точную науку, использующую математические методы анализа. Для закрепления теоретического материала по способам и приемам решения задач предлагаются задачи для самостоятельного решения, а также вопросы для самоконтроля....

05 08 2021 7:29:54

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по У М К линии Н. И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

05 08 2021 12:17:56

"Свойства и функции белков". 10-й класс

Урок изучения нового материала использует различные методические и логические приемы, активизирующие мыслительную деятельность учащихся. Новый материал изучается учащимися самостоятельно, в поисковой беседе, решении познавательных задач, лабораторном эксперименте в группах, развивает коммуникативные действия учащихся. На уроке наблюдается интеграция химии и биологии....

05 08 2021 23:40:17

Кровеносная система

В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

05 08 2021 16:59:45

Урок биологии по теме "Видоизменённые подземные органы картофеля и лука". 6-й класс

Урок демонстрирует проблемный и исследовательский метод при проведении лабораторных работ по биологии. Исследовательский метод рассматривается как метод умозаключения фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Исследовательский метод дает общее представление о технике, этапах....

05 08 2021 23:11:41

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

05 08 2021 17:54:28

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

05 08 2021 22:28:58

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

05 08 2021 17:21:30

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: « Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

05 08 2021 20:32:50

Витамины. 8-й класс

Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

05 08 2021 11:48:16

Педагогические условия формирования исследовательской компетентности учащихся

В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....

05 08 2021 8:33:53

Конспект урока "Тип хордовые, подтип бесчерепные, род ланцетник"

В данной разработке представлен материал, характеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...

05 08 2021 22:56:55

Интегрированное занятие по географии и биологии (углубленное изучетние предметов) в 9-м кл. "Молочная промышленность и значение молочных продуктов для здоровья человека"

Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....

05 08 2021 17:47:48

Применение компьютерных технологий на уроке биологии, тема "Строение эукариотической клетки"

В данной работе предложена методическая разработка урока с применением компьютерных технологий на уроке биологии....

05 08 2021 17:56:15

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

Факультативный курс " Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

05 08 2021 10:56:13

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

В данной статье представлена разработка урока по теме " Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

05 08 2021 8:48:39

Урок "Суд над господином Алкоголем"

Цель урока: заставить задуматься учащихся над проблемами пьянства, отказаться от употребления спиртных напитков. Урок проводится в форме сюжетно-ролевой игры в курсе " Общей биологии" после изучения тем " Основы цитологии" и " Размножение и индивидуальное развитие", когда учащиеся способны оценить вредное действие этилового спирта не только на организменном, но и клеточном, и молекулярном уровнях. ...

05 08 2021 5:37:47

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

« Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

05 08 2021 4:58:28

Культурные и дикорастущие растения, используемые в народной и современной косметике

Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки " Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов. ...

05 08 2021 10:48:59

Урок "Генетика пола"

Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

05 08 2021 7:37:19

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение И К Т формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

05 08 2021 5:30:45

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

05 08 2021 7:10:45

Яйцеклетки и сперматозоиды. Строение и развитие половых клеток

Созревание и развитие половых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в половых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а сперматозоиды — в яичках....

05 08 2021 21:14:25

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

05 08 2021 0:39:58

Основные направления эволюционного процесса

Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

05 08 2021 2:35:58

Палаточный оздоровительный эколого-краеведческий летний лагерь (отчет)

Оздоровительно-образовательный лагерь " Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....

05 08 2021 4:52:47

Мастер-класс "Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии"

И К Т повышают эффективность процесса обучения биологии, обеспечивает наглядность и интерактивность, развиваются интеллектуальные, творческие способности учащихся. Развивается познавательная активность школьников при изучении биологии и повышается качество обучения по предмету. В статье приведены примеры использования И К Т на уроках биологии....

05 08 2021 23:41:56

Процессы жизнедеятельности растений. Урок обобщения

В ходе урока проверяется усвоение основных понятий темы, закрепляются знания об основных процессах жизнедеятельности растений. Предлагаются задания разного уровня сложности. К уроку разработана презентация....

05 08 2021 19:15:26

Программа экологического воспитания. Клуб "ЭКОС"

Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...

05 08 2021 0:29:47

Обобщающий урок "Опорно-двигательная система"

Урок завершает изучение темы " Опорно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...

05 08 2021 15:40:36

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

05 08 2021 3:38:16

Домашний эксперимент по биологии как фактор развития учащихся

Использование домашнего эксперимента в курсе биологии будет способствовать формированию и развитию творческого биологического мышления у учащихся. Основное преимущество домашнего эксперимента перед другими видами экспериментальной работы в классе состоит в том, что при его выполнении учащиеся не ограничены жесткими временными рамками и могут работать и оформлять результаты не спеша. Я останавливаюсь на описании некоторых домашних экспериментов в курсе биологии 7-го класса....

05 08 2021 12:49:57

Человек общественное существо. Развитие мышления, сознания и гигиена труда

На развитие человека влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Решающим условием, позволившим человеку выделиться из животного мира и подняться неизмеримо высоко над ним, был труд....

05 08 2021 20:36:38

Класс Насекомые. Внешнее и внутреннее строение, размножение

Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, грудь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....

05 08 2021 18:38:12

Открытый заключительный урок по теме: "Значение грибов в природе и в жизни человека"

<p> Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений. ...

05 08 2021 15:15:13

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по У М К Н. И. Сонина, М. Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

05 08 2021 9:37:34

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)