Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение
Цели:
- Добиться усвоения особенностей строения и процессов жизнедеятельности шляпочных грибов.
- Создать условия для определения взаимосвязи и взаимодействия шляпочных грибов и растений, отличие съедобных и ядовитых грибов.
- Создать условия для изучения правил сбора грибов и правил оказания первой помощи при отравлении грибами.
- Организовать ситуацию для развития рефлексивных способностей личности
- Содействовать воспитанию коммуникативной культуры.
Ход урока
Вопрос:
Какие царства существуют?
Какие царства мы изучили?
Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями питания, размножения еще одного царства. А какого? Вы узнаете, отгадав загадку:
С виду он похож на зонтик,
Только меньше во сто крат.
Он бывает очень рад,
Коли дождик и тепло,
Он считает – повезло
Сегодня на уроке мы познакомимся с царством грибов. Узнаем о строении, питании, размножении грибов, научимся отличать грибы
Запись темы урока в тетрадь.
В некотором царстве, в грибном государстве жил был царь грибов- крепкий, с толстой коричневой ножкой
На доске вывешивается аппликация плодового тела
Это часто мы называем грибами неправильно. Ведь не называют люди яблоко - яблоней, а яблоню – яблоком. А вот у грибов так называют, т. к нам видно только плодовое тело, а сам гриб (мицелий, грибница) спрятан. У большинства грибов плодовое тело образовано шляпкой и пеньком, поэтому и называются шляпочные грибы. Если там, где снят гриб, слегка раздвинуть почву, то можно обнаружить тонкие ветвящиеся нити- гифы гриба или грибницу. Грибница – главная часть гриба.
А вот какие удивительные ассоциации вызывает появление плодового тела у тонкого наблюдательного писателя М.М.Пришвина безгранично любящего русскую природу.
“Соберитесь в себе до конца в лесной тишине и тогда, может быть, усмотрите, как напрягаясь лбом своим, белым и мокрым, сыроежка поднимает над собой земляной потолок с мхом, хвоинками, веточками и ягодками брусники. Идите, вглядывайтесь, и вы непременно, глядя в гриб, вспомните, как у нас, у людей, в тяжкое время, когда люди гибли на полях, на горах, в воде и воздухе, женщина незаметно для глаза выходила из-под земли и поднимала над собой крышу тюрьмы своей и брала жизнь в свои руки”.
Вопрос: С чем сравнивается гриб?
Мы замечали, что определенные грибы предпочитают соседство определенных деревьев? Наверное, это не случайно. Какой вопрос в связи с этим мы можем рассмотреть? (Взаимосвязи растений и грибов)
Он (царь) любил больше всего отдыхать среди зеленых мхов под деревьями и раскидистыми кронами, Все грибы относятся к нему с почтением. Неподалеку жили братья; один – под деревьями, у которых листочки дрожали в сухую погоду.
Вопрос: Что это за гриб?
Другой под деревьями, которые все любят называть ”русские красавицы”
Вопрос: Что это за гриб? Назовите его.
По соседу в царстве жил другой царь. Он боялся света, а поэтому прятался в лесной подстилке. Кожа у него была бледная, нежная, хрупкая. Окружала его свита грибов желтых, оранжевых, синих, которые тоже боялись света.
Задание: Назовите их, покажите по таблице.
Вопрос: Чем они отличаются от братьев царя грибов?
Задание: Рассмотрите грибы. Сравните нижнюю сторону шляпки грибов. Одинакова ли она?
Составляется схема:
В царстве жили лекари, которые должны были знать строение грибов, чтобы лечить их болезни. Давайте и мы побудем лекарями, для этого выполним лабораторную работу.
Работа в тетрадях:
Выполнение лабораторной работы: Тема “ Строение плодовых тел шляпочных грибов”
Вопрос: Все ли грибы, которые встречаются вам в лесу, вы собираете в свою корзину? (Значит необходимо выяснить отличные признаки съедобных грибов).
В царстве жили грибы-выскочки, надменные с ядовитым хаpaктером, гордые тем, что их иногда поедали лоси и волки, когда болели, но никто ни белки, ни ежи, ни люди их не рвали, т.к. они были очень ядовиты. Одним из таких грибов является поганка. Послушайте стихотворение:
Где шишки пустышки
Ощерили лапки
Живет под сосною
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне
Заходит поганка
Погодою летней
К соседям попить
Гoлyбую росу
И всюду разносит
Поганые сплетни
Про тех, кто живет
Судачит о белке
О том, что орехи
От всех она прячет
В дупле под листком.
Что ходит лисица
В искусственном мехе
И дразнит волчицу
Пушистым хвостом.
Про дятла пускает
Недобрые слухи
О том, что, мол портит
Деревья в лесу.
Болтает про зайца
Что трус длинноухий
Взобрался на ель,
Увидав стрекозу.
Бездельем ее
Возмущаются грузди,
Опенки ее
Попрекают враньем.
Волнушки, волнуясь
Заводят с ней споры,
И лишь ядовиты
Грибы мухоморы
Поганке поддакивать
Любят во всем.
А если придут
Грибники спозаранку,
То сев на виду под сосновым стволом,
Ненужная людям гражданка-поганка
Прикинуться метит хорошим грибом.
Цвет шляпки меняет
Обманщица в спешке,
Чтоб стал он на шляпки другие похож,
И делает вид, что она сыроежка,
А может опенок, а может волнушка,
А может лисичка, никак не поймешь.
А нынче в лесу
Под густою осинкой
Гражданка – поганка
Нашла себе кров.
И к мальчику Пете
Попала в корзинку
В компанию честных сьедобных грибов.
Уселась меж ними,
Но старшие дети
Поганку со всех оглядели сторон,
И дружно сказали смущенному Пете:
А ну-ка поганку выбрасывай вон!
И так и осталась одна на полянке
Под ливнем осенним
В лесной тишине
Гражданка поганка
В коричневой юбке
И модном кашне
Вопрос: Какие еще ядовитые грибы? Найдите их на таблице, муляжах и назовите отличие съедобных и ядовитых грибов.
Запись в тетрадь:
Отличие ядовитых и съедобных:
- Пленочное кольцо (кроме опенка)
- Цвет нижней стороны шляпки
- Изменение цвета мякоти
- Бородавки и лоскутки на шляпке
- Ярко окрашенные пластинки, запах
А так как грибы все жители грибного царства были не зеленые, то они имели тайную кухню под лесной подстилкой, которая находилась под деревьями в тени.
Вопрос: А как грибы питаются? Грибы зеленые или нет? Образуются ли в них органические вещества?
Чтобы ответить на эти вопросы обратимся к учебнику и составим схему, на какие группы делятся грибы по способу питания
Жизнь царства короткая. В процессе развития под шляпкой появляются черные споры – их будущие детки Когда они попадут в землю, из них прорастут новые грибница, а на ней образуются маленькие бугорки - плодовые тела. Детки растут медленно, но они не любят ,когда разрывают вокруг них подстилку, от этого они умирают.
Вопрос: Давайте подумаем, как правильно собирать грибы?
Чтобы не отравиться будьте внимательны при сборе грибов. А если все-таки случилось отравление грибами, что нужно предпринять? (Вызвать врача). До приезда доктора, чем мы можем помочь больному? Давайте выясним и такой вопрос: Первая помощь при отравлении грибами. (сообщение учащегося)
Запись в тетрадь:
Первая помощь при отравлении грибами :
- Вызвать врача
- Очистить желудок (раствор марганцовки)
- Очистить кишечник (клизма)
- Обильное питье
2. Закрепление изученного:
Ребята, мы сегодня узнали достаточно много о шляпочных грибах, давайте проверим, сможем ли мы найти биологические ошибки у взрослых людей поэтов:
Землю пробуравил, корешок оставил.
Сам на свет явился, шапочкой прикрылся
(Корешка у грибов нет. Функция корней выполняет грибница)
Сморчками полно лукошко,
А опенков некуда деть.
У камня большого черника
Раскинула листьев сеть.
(Сморчки и опята созревают в разное время)
Выполнение теста:
1. Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев?
А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду
2. Какие вещества получают корни деревьев от грибов?
А) минеральные вещества
Б) органические вещества
В) воду
3. Какие способы питания хаpaктерны для грибов7
А) сапрофитный
Б) паразитный
В) гетеротрофный
Итог урока.
Домашнее задание:
- Сделать рекламу белого гриба
- Сделать рекламу мухомора
- Написать письмо шампиньона, выращенного в теплице, своим лесным сородичам.
Комментарии:
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
30 06 2025 6:38:50
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
29 06 2025 7:34:25
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
28 06 2025 8:41:24
Урок продолжает формирование знаний о размножении, хаpaктеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул ДНК и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....
27 06 2025 1:49:28
Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....
26 06 2025 11:35:28
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
25 06 2025 4:41:11
Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....
24 06 2025 14:52:20
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
23 06 2025 4:46:41

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....
22 06 2025 12:49:28

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
21 06 2025 5:28:12
Урок проводится в 11-м классе с использованием компьютерных технологий. Класс заранее получает задания, разбивается на творческие группы. Каждая группа готовит свою компьютерную презентацию и затем защищает её. В конце урока проходит обсуждение с классом проблемных ситуаций, и предлагаются их решения. В завершение, проводится письменное тестирование по 2-м вариантам....
20 06 2025 21:34:48
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
19 06 2025 15:59:40
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
18 06 2025 12:36:35
Урок способствует воспитанию у учащихся любви к природе родного края и бережного к ней отношения, творческой активности на уроке....
17 06 2025 23:49:23
Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....
16 06 2025 1:14:34
Уже несколько лет учащиеся проектную работу реализовывают через сцену в виде маленьких биологических спектаклей. Сценическая форма подачи материала действует на эмоции, значит, лучше воспринимается и запоминается. Общаясь с залом, «артисты» учатся удерживать внимание аудитории, не боятся вступать в контакт, реализуют свой творческий потенциал, что в подростковом возрасте имеет немаловажное значение. Так называемые трудные подростки, пройдя через десятки репетиций, перестают быть трудными....
15 06 2025 10:31:52
Тема опыта - формирование естественно-научного мировоззрения и интеллектуальных умений учащихся творческой группой учителей биологии и географии.
Источник изменений - интегрирование курсов биологии и географии для целостного восприятия единства неживой и живой природы, использование СНИТ, создание модифицированных программ.
Идея изменений - перестройка мышления ученика от схемы «услышал – запомнил – пересказал» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил»....
14 06 2025 0:19:53
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
13 06 2025 18:22:42
Цель урока: приведение в систему знаний по теме «Кровь и кровообращение», определение их пpaктической значимости.
...
12 06 2025 12:25:52
В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....
11 06 2025 5:40:48
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
10 06 2025 3:53:37
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
09 06 2025 17:54:28
Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....
08 06 2025 7:51:12
Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....
07 06 2025 18:54:17
У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....
06 06 2025 19:45:57
В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы ЕГЭ будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения.
...
05 06 2025 16:54:22
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
04 06 2025 21:44:35
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
03 06 2025 22:29:44
На этом уроке учащиеся закрепляют, обобщают и систематизируют знания по теме, отpaбатывают умения пользоваться микроскопом и выполняют охотно лабораторную работу. Данный урок позволяет развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
Учащимся нравятся такие формы уроков, где они экспериментируют, отгадывают кроссворды, работают с тестом, соревнуясь с другой комaндой. В итоге получают положительный результат.
...
02 06 2025 2:21:24
Человек активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор.
...
01 06 2025 21:27:35
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
31 05 2025 10:25:57
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
30 05 2025 4:29:40
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
29 05 2025 2:14:43

Курс предназначен для учащихся 9-x классов, владеющих знаниями анатомии, физиологии человека. Данный курс является предметно-ориентационным (пробным), он реализует интерес учащихся к учебному предмету, уточняет готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне. Изучение курса направлено на ориентацию учащихся по профессиям медико-биологического профиля. Рассчитан на 14 часов....
28 05 2025 21:45:23
В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....
27 05 2025 23:44:14
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
26 05 2025 4:38:46
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
25 05 2025 20:23:51
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
24 05 2025 11:56:25
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
23 05 2025 4:34:37
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
22 05 2025 20:23:23
Формирование здорового образа жизни учащихся на уроках биологии способствует созданию такого образовательного прострaнcтва, которое формирует здоровую личность с развитым интеллектом, навыками исследовательского труда, высоким уровнем культуры, способную жить и действовать в постоянно меняющимся мире.
...
21 05 2025 6:50:21
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
20 05 2025 2:33:35
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
19 05 2025 20:55:23
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
18 05 2025 11:41:26
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
17 05 2025 8:27:42
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
16 05 2025 5:16:49
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
15 05 2025 7:55:56
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
14 05 2025 23:36:57
Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....
13 05 2025 5:57:54
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
12 05 2025 23:39:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::