Лекарственные растения Мурманской области
Цель: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях Мурманской области; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.
Ход урока
I. Организационный момент:
приветствие, постановка целей.
II. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа о растениях:
- Чем растения отличаются от других живых организмов?
- Какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.
- Какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.
- Какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?
2. Учащиеся определяют тему урока после прочтения учителем стихотворения (приложение 1)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает нам, ребята!
Вопрос учителя: «О каком значении растений говорится в этом стихотворении?».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
3. Выступление учащихся об использовании растений в качестве лекарственных средств.
До сих пор многие из нас не относятся к лекарственным растениям серьезно. Действительно, трудно совместить наш космический век и пучок сушеных трав, от которых в прошлом человечество с верой ждало чудесных исцелений.
Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры за 3 тыс. лет до нашей эры. Несомненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появления письменности. Знания лечениями травами очень долго передавались из поколения в поколение устно. И в дальнейшем почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
Вавилоняне широко применяли в лечебных целях растения – корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в тени, а такие травы, как белену, белладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарственные растения, обязательно выходили на север (в современных руководствах по сбору и сушке лекарственных растений учитывается это обстоятельство). У вавилонян сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам греческая литература.
Как и многие другие народы, греки связывали целебное действие растений с различными магическими представлениями. Недаром корень слова «фармакон», обозначавшего в древнегреческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в большинстве современных языков в словах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древних греков фигурировало множество богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными травами, – Асклепий, латинизированное имя которого Эскулап. По преданию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эскулап», которым полушутя-полусерьезно иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам знакомо как символ средства от любых болезней.
Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гиппократ (469–377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые врачи, приступая к врачебной пpaктике, дают профессиональную клятву, известную всему миру под названием «Клятвы Гиппократа». Гиппократ считал, что лекарственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффективны. Это его убеждение, став достоянием и других народов, сохранялось в Европе свыше 1500 лет.
Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основную часть которой составляли описания лекарственных растений и способов их употрeбления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневековья, насчитывал около 1000 видов, достаточно хорошо проверенных и действительно обладавших ценными терапевтическими свойствами.
У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия христианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 г. в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекарственных растений, были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было несколько – у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слободе. По приказу Петра I «аптекарские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербурге, на Аптекарском острове.
4. Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, произрастающими у нас, на территории Мурманской области».
Сообщения учащихся о лекарственных растениях (приложение 2). Количество лекарственных растений определяет учитель.
- Рябина обыкновенная
- Брусника обыкновенная
- Лапчатка прямостоячая
- Зверобой четырехгранный
- Родиола розовая
- Черника миртолистная
- Толокнянка обыкновенная
- Вех ядовитый
- Багульник болотный
- Клюква мелкоплодная
- Гoлyбика
- Подорожник большой
- Пижма обыкновенная
5. Ученики во время сообщений заполняют таблицу (первые два растения вместе с учителем, затем три самостоятельно).
Перед заполнением таблицы – запись в тетрадь.
Все лекарственные растения применяют только по назначению врача.
Лекарственные растения Мурманской области
Растение | Какую часть используют | Значение | |
1. | Рябина обыкновенная | Кора, ветви, плоды, цветы | Общеукрепляющее средство, заболеваниях пищеварительного тpaкта, витаминное средство |
2. | Брусника обыкновенная | Плоды, листья | Бактерицидное и противовоспалительное действие |
3. | Лапчатка прямостоячая | Корневище | Трещины кожи, воспаление десен |
4. | Зверобой четырехгранный | Надземная часть | Восстанавливает ткани, противомикробное действие |
5. | Родиола розовая | Корневище | Нервное и физическое истощение |
6. | Черника миртолистная | Плоды | Малокровие, острота зрения |
7. | Толокнянка обыкновенная | Листья, цветки | Болеутоляющее средство, нормализация сна |
8. | Вех ядовитый | Надземная часть, корень | Болеутоляющее при головных болях |
9. | Багульник болотный | Листья | Бактерицидное и успокаивающее средство, нормализация работы органов дыхания |
10. | Клюква мелкоплодная | Листья, плоды | Простудные заболевания, лечение повышенного артериального давления |
11. | Гoлyбика | Плоды | Анемия, улучшение обмена веществ |
12. | Подорожник большой | Листья | Заживляет раны, помогает при ушибах |
13. | Пижма обыкновенная | Цветки | Паразиты человеческого организма, лечение гнойных ран |
6. Работа с презентацией – ученики объясняют каждый пункт:
Памятка сборщику лекарственных растений
- Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стeбли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
- Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
- В природе встречаются ядовитые растения, которые нельзя нюхать, пробовать на вкус, рвать. Они ядовиты! Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!
- Рвать
- Нюхать
- Пробовать на вкус
III. Рефлексия.
Учитель задает вопросы.
Перечень вопросов.
- Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (подорожник большой)
- Эфирные масла какого растения облегчают процесс дыхания? (багульник болотный)
- Плоды какого растения позволят нам сохранить зрение? (черника мелкоплодная)
- Какое растение используют для быстрого восстановления сил после физического и нервного истощения? (родиола розовая)
- Какое растение поможет избавиться от паразитов (аскарид)? (пижма обыкновенная)
- Листья какого растения обладают бактерицидным свойством и способствуют регенерации кожи? (зверобой четырехлистный)
- Какое растение является ядовитым? (вех ядовитый)
Учитель: «Но не всегда нам приходится идти так далеко в лес за лекарственными растениями. Целебными свойствами обладают растения, которые растут у нас на огороде и в саду».
Ученики разгадывают загадки. Работа с презентацией.
-
Эти разные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
(ПЕТРУШКА) -
Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки – деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо!
(ТЫКВА) -
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы!
(ЛУК) -
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает,
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья
А сок от воспаленья.
(СВЁКЛА) -
Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления.
(УКРОП)
Беседа с учениками о том, что они нового узнали на уроке – ученики по очереди поднимаются и называют по одному предложению из того, что они узнали на уроке.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу –
Ты к себе скорей зови!
Д/З. Продолжить заполнение таблицы – записать ещё три лекарственных растения.
Источники:
- voop51.narod.ru/natgeo.htm
- www.kola-nature.org/node/727
- www.barenz.ru/informatika/plants/text/flora.htm
Комментарии:

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....
01 04 2025 22:40:50
Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....
31 03 2025 9:25:37
Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....
30 03 2025 2:26:26
Цели урока: сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека....
29 03 2025 15:17:14
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
28 03 2025 5:31:40

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме «Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 «Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....
27 03 2025 7:47:36
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
26 03 2025 17:19:28
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
25 03 2025 15:44:14
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
24 03 2025 14:33:38
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
23 03 2025 19:18:12
Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....
22 03 2025 18:26:43
Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке.
...
21 03 2025 7:38:23
На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....
20 03 2025 22:48:22
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
19 03 2025 14:42:28
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
18 03 2025 2:10:16
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....
17 03 2025 14:23:26
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
16 03 2025 14:14:41
Данная статья представляет собой сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие Незнайки по страницам Красной книги", посвященного проблемам экологии. Мероприятие проводится в форме сказки, где роли исполняют сами ученики. Такая форма является наиболее доступной и интересной для учащихся 1–5-х классов.
...
15 03 2025 1:19:40
Открытый урок по биологии в 6-м классе знакомит учащихся с органическими веществами семян пшеницы, подсолнечника и малины, с демонстрационным показом их в лабораторной работе....
14 03 2025 11:50:52
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
13 03 2025 11:36:31
Вопрос о происхождении Человека разумного на Земле остаётся одним из самых спopных и в наши дни. Уроки по данной теме должны быть построены так, чтобы, не ущемляя собственное воззрение ребёнка, способствовать расширению знаний в данной области. Содержание же ответа на данный вопрос должно остаться лично за каждым, главное чтобы оно было аргументировано....
12 03 2025 19:33:24
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
11 03 2025 6:27:59
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
10 03 2025 19:53:46
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
09 03 2025 13:41:28
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
08 03 2025 9:47:20
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
07 03 2025 8:23:35
На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...
06 03 2025 17:57:23
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность.
...
05 03 2025 19:23:38
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
04 03 2025 10:15:49
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
03 03 2025 1:44:22
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина.
...
02 03 2025 4:44:58
Урок предполагает формирование умения рационального использования природных ресурсов, которое представляет собой выработку системы действий учащихся, направленных на изучение, охрану, бережное использование природных богатств.
...
01 03 2025 7:34:25
Применение технологии личностно-ориентированного обучения позволяет ученику быть субъектом учения, что соответствует требованиям к современному уроку. Это возможно из-за того, что учащиеся самостоятельно могут определять свои действия на уроке; форму работы на различных этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление, обобщение, актуализация знаний и другие.
...
28 02 2025 16:41:53
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
27 02 2025 4:13:43
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
26 02 2025 17:34:19
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
25 02 2025 8:43:34
Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями.
...
24 02 2025 23:37:54
В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....
23 02 2025 20:10:21
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
22 02 2025 5:44:32
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
21 02 2025 14:16:45
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
20 02 2025 10:44:59
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
19 02 2025 8:30:29

Экскурсия, выполненная по методу исследовательского проекта, знакомит учащихся с экосистемой Пионерского озера и прибрежных территорий как единого природно-антропогенного комплекса. Работа в малых группах способствует развитию коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников. Урок в целом прививает любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
18 02 2025 2:54:11
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
17 02 2025 9:40:38
Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....
16 02 2025 22:32:42
Изучение флоры и фауны родного края дополняет учебный материал конкретными фактами, способствующими пониманию природы в целом. Одним из средств, вызывающих интерес учеников к предмету, являются коллекции животных. Алгоритм работы с коллекциями включает в себя методику работы с коллекцией, работу с источниками информации, непосредственные наблюдения учащихся.
...
15 02 2025 4:13:54
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
14 02 2025 2:20:46
Урок разработан применительно к учебнику Колесова Д.В., Маш Р.Д., Беляева И.Н. «Биология. Человек. 8 класс». Урок открытия нового знания, на котором формируется представление о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Подобраны задания, развивающие умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, выбирать главное, работать с натуральными объектами. Применяются интеpaктивные технологии, технологии развивающего обучения....
13 02 2025 17:31:37
Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....
12 02 2025 12:29:26
Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....
11 02 2025 8:25:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::