Лекарственные растения Мурманской области

Цель: продолжить формирование знаний у учащихся о значении растений в жизни человека; углубить знания о лекарственных растениях Мурманской области; сформировать навыки по сбору лекарственных растений, воспитывать бережное отношение школьников к собственному здоровью.
Ход урока
I. Организационный момент:
приветствие, постановка целей.
II. Изучение нового материала.
1. Вводная беседа о растениях:
- Чем растения отличаются от других живых организмов?
- Какие растения называют цветковыми? Нецветковыми? Приведите примеры.
- Какие растения называют дикорастущими? Культурными? Приведите примеры.
- Какое значение имеют растения в природе? В жизни человека?
2. Учащиеся определяют тему урока после прочтения учителем стихотворения (приложение 1)
Если кто-то простудился,
Голова болит, живот.
Значит, надо подлечиться,
Значит в путь – на огород.
С грядки мы возьмём микстуру,
За таблеткой сходим в сад.
Быстро вылечим простуду.
Снова будешь жизни рад.
Одуванчик, подорожник,
Василёк, шалфей и мята.
Вот «зелёная аптека»
Помогает нам, ребята!
Вопрос учителя: «О каком значении растений говорится в этом стихотворении?».
Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.
3. Выступление учащихся об использовании растений в качестве лекарственных средств.
До сих пор многие из нас не относятся к лекарственным растениям серьезно. Действительно, трудно совместить наш космический век и пучок сушеных трав, от которых в прошлом человечество с верой ждало чудесных исцелений.
Сведения об использовании человеком целебных свойств растений были обнаружены в самых древних письменных памятниках человеческой культуры за 3 тыс. лет до нашей эры. Несомненно, что растения использовались в лечебных целях и задолго до появления письменности. Знания лечениями травами очень долго передавались из поколения в поколение устно. И в дальнейшем почти у всех народов целебные свойства трав считались сверхъестественными и открывались только посвященным. По этой причине у многих народов врачевание стало привилегией жрецов.
Вавилоняне широко применяли в лечебных целях растения – корень солодки, дурман, белену, льняное семя и др. Ими было отмечено, что солнечный свет отрицательно действует на целебные свойства некоторых растений, поэтому они сушили их только в тени, а такие травы, как белену, белладонну и дурман даже собирали ночью. Двери и окна помещений, где вавилоняне хранили лекарственные растения, обязательно выходили на север (в современных руководствах по сбору и сушке лекарственных растений учитывается это обстоятельство). У вавилонян сведения о целебных свойствах растений заимствовали египтяне.
Очень много информации о лекарственных растениях дает нам греческая литература.
Как и многие другие народы, греки связывали целебное действие растений с различными магическими представлениями. Недаром корень слова «фармакон», обозначавшего в древнегреческом языке «лекарство», «яд», «колдовство», сохранилось в большинстве современных языков в словах «фармация», «фармацевт», «фармакогнозия», «фармакопея». В религиозных представлениях древних греков фигурировало множество богов. Был среди них также бог, ведавший лекарственными травами, – Асклепий, латинизированное имя которого Эскулап. По преданию, у Эскулапа была дочь по имени Панацея. В обиходе до сих пор бытует нарицательное имя «эскулап», которым полушутя-полусерьезно иногда называют врачей, а слово «панацея» больше нам знакомо как символ средства от любых болезней.
Крупнейший мыслитель своего времени, врач Древней Греции Гиппократ (469–377 гг. до н. э.) дал научное обоснование применению лекарственных растений, упомянув в своем сочинении 236 видов, которые тогда применялись в медицине. Его считают основоположником современной научной медицины, и все молодые врачи, приступая к врачебной пpaктике, дают профессиональную клятву, известную всему миру под названием «Клятвы Гиппократа». Гиппократ считал, что лекарственные вещества в сыром виде или в виде соков наиболее эффективны. Это его убеждение, став достоянием и других народов, сохранялось в Европе свыше 1500 лет.
Западноевропейские государства пользовались обширной античной медицинской литературой, основную часть которой составляли описания лекарственных растений и способов их употрeбления. Общий список таких растений, известных врачам и фармацевтам средневековья, насчитывал около 1000 видов, достаточно хорошо проверенных и действительно обладавших ценными терапевтическими свойствами.
У славянских народов лечение травами известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX в. после принятия христианства в Россию стали проникать и иноземные сведения. Использование лекарственных трав в России приняло особо широкий размах в середине XVII в., когда царем Алексеем Михайловичем был создан специальный «Аптекарский приказ», ведавший снабжением лекарственными травами не только царского двора, но и армии. В 1654 г. в Москве была организована первая в России медицинская школа, где готовили и аптекарей. Начались довольно значительные государственные заготовки лекарственных растений, были созданы «аптекарские огороды» – сады, где разводили лекарственные растения. В Москве, например, их было несколько – у Кремля, за Мясницкими воротами и в Немецкой слободе. По приказу Петра I «аптекарские огороды» были созданы во всех крупных городах при военных госпиталях. Образцовый аптекарский огород появился в Санкт-Петербурге, на Аптекарском острове.
4. Учитель: «Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с лекарственными растениями, произрастающими у нас, на территории Мурманской области».
Сообщения учащихся о лекарственных растениях (приложение 2). Количество лекарственных растений определяет учитель.
- Рябина обыкновенная
- Брусника обыкновенная
- Лапчатка прямостоячая
- Зверобой четырехгранный
- Родиола розовая
- Черника миртолистная
- Толокнянка обыкновенная
- Вех ядовитый
- Багульник болотный
- Клюква мелкоплодная
- Гoлyбика
- Подорожник большой
- Пижма обыкновенная
5. Ученики во время сообщений заполняют таблицу (первые два растения вместе с учителем, затем три самостоятельно).
Перед заполнением таблицы – запись в тетрадь.
Все лекарственные растения применяют только по назначению врача.
Лекарственные растения Мурманской области
| Растение | Какую часть используют | Значение | |
| 1. | Рябина обыкновенная | Кора, ветви, плоды, цветы | Общеукрепляющее средство, заболеваниях пищеварительного тpaкта, витаминное средство |
| 2. | Брусника обыкновенная | Плоды, листья | Бактерицидное и противовоспалительное действие |
| 3. | Лапчатка прямостоячая | Корневище | Трещины кожи, воспаление десен |
| 4. | Зверобой четырехгранный | Надземная часть | Восстанавливает ткани, противомикробное действие |
| 5. | Родиола розовая | Корневище | Нервное и физическое истощение |
| 6. | Черника миртолистная | Плоды | Малокровие, острота зрения |
| 7. | Толокнянка обыкновенная | Листья, цветки | Болеутоляющее средство, нормализация сна |
| 8. | Вех ядовитый | Надземная часть, корень | Болеутоляющее при головных болях |
| 9. | Багульник болотный | Листья | Бактерицидное и успокаивающее средство, нормализация работы органов дыхания |
| 10. | Клюква мелкоплодная | Листья, плоды | Простудные заболевания, лечение повышенного артериального давления |
| 11. | Гoлyбика | Плоды | Анемия, улучшение обмена веществ |
| 12. | Подорожник большой | Листья | Заживляет раны, помогает при ушибах |
| 13. | Пижма обыкновенная | Цветки | Паразиты человеческого организма, лечение гнойных ран |
6. Работа с презентацией – ученики объясняют каждый пункт:
Памятка сборщику лекарственных растений
- Лекарственные растения собирают в солнечную, сухую погоду: листья и стeбли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.
- Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.
- Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.
- Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать.
- Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте
- В природе встречаются ядовитые растения, которые нельзя нюхать, пробовать на вкус, рвать. Они ядовиты! Растительные яды в малых дозах используются как лекарство.
Незнакомые растения НЕЛЬЗЯ!!!
- Рвать
- Нюхать
- Пробовать на вкус
III. Рефлексия.
Учитель задает вопросы.
Перечень вопросов.
- Если вас укусила пчела, или вы поранили ногу, лист какого растения вы используете? (подорожник большой)
- Эфирные масла какого растения облегчают процесс дыхания? (багульник болотный)
- Плоды какого растения позволят нам сохранить зрение? (черника мелкоплодная)
- Какое растение используют для быстрого восстановления сил после физического и нервного истощения? (родиола розовая)
- Какое растение поможет избавиться от паразитов (аскарид)? (пижма обыкновенная)
- Листья какого растения обладают бактерицидным свойством и способствуют регенерации кожи? (зверобой четырехлистный)
- Какое растение является ядовитым? (вех ядовитый)
Учитель: «Но не всегда нам приходится идти так далеко в лес за лекарственными растениями. Целебными свойствами обладают растения, которые растут у нас на огороде и в саду».
Ученики разгадывают загадки. Работа с презентацией.
-
Эти разные листочки
Лечат сердечко и почки.
Улучшают аппетит,
Боль прогонят, где болит.
Быстро смывают веснушки,
И лысины нет на макушке.
(ПЕТРУШКА) -
Этот плод – аптека наша,
Из него полезна каша,
Семечки – деликатес,
И глистам – противовес.
Диетическое блюдо –
От болезней всех, как чудо!
(ТЫКВА) -
Овощ этот очень крут!
Убивает всех вокруг.
Помогут фитонциды
От оспы и чумы.
И вылечить простуду
Им тоже сможем мы!
(ЛУК) -
В бордовых корнеплодах
Лекарство от запоров.
Давление понижает,
И кровь оздоровляет.
Салат от ожиренья
А сок от воспаленья.
(СВЁКЛА) -
Листья – будто кружева,
Украшенье для стола.
Повышают аппетит,
Придают здоровый вид.
Круглый год лечение,
И всё от воспаления.
(УКРОП)
Беседа с учениками о том, что они нового узнали на уроке – ученики по очереди поднимаются и называют по одному предложению из того, что они узнали на уроке.
Если хочешь быть здоров,
Обойтись без докторов
Ешь почаще лук, чеснок,
Ведь от них большущий прок!
Если ты поранил ногу,
Не тревожься, не реви,
Подорожник на подмогу –
Ты к себе скорей зови!
Д/З. Продолжить заполнение таблицы – записать ещё три лекарственных растения.
Источники:
- voop51.narod.ru/natgeo.htm
- www.kola-nature.org/node/727
- www.barenz.ru/informatika/plants/text/flora.htm
Комментарии:
Занятие-путешествие проводится в «Зимнем саду», «Зооцентре», «Аквацентре» станции юных натуралистов №2, где созданы условия как для виртуального путешествия по Китаю, знакомства с его историей, традициями, изучения вклада Китая в мировую культуру, так и пpaктического общения с его живыми обитателями....
04 12 2025 9:46:15
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
03 12 2025 10:23:25
Урок формирует у учащихся прочные знания о строении сердца, кровеносных сосудов, кругов кровообращения и работе сердца. Активизирует мышление....
02 12 2025 12:42:17
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
01 12 2025 14:32:39
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
30 11 2025 4:48:48
Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды
обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к
жизни в воде....
29 11 2025 23:10:44
Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...
28 11 2025 0:56:10
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
27 11 2025 12:52:40
Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....
26 11 2025 18:30:55
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
25 11 2025 14:43:21
Конспект урока разработан в рамках образовательной системы «Школа 2100» А.А. Леонтьева. Урок направлен на формирование логического мышления учащихся на основе развития умений сравнивать, анализировать различные биологические объекты и на основе этих действий составлять хаpaктеристику изучаемого типа животных....
24 11 2025 12:38:28
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
23 11 2025 9:53:46
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
22 11 2025 2:42:55
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
21 11 2025 21:35:19
В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....
20 11 2025 5:37:54
Одной из главных задач школы является развитие в процессе обучения самостоятельного творческого мышления учащихся. Курс школьной биологии представляет большие возможности для такого развития. Осознанное усвоение учащимися курса биологии невозможно без проведения специальной работы по целенаправленному развитию мышления. Цель данного урока: развитие в процессе обучения курса зоологии аналитического мышления учащихся....
19 11 2025 23:45:12
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
18 11 2025 13:34:53
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
17 11 2025 22:58:10
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
16 11 2025 19:18:15
Задачи курса – сформировать у учащихся убеждение, что физическое, психическое и духовное здоровье человека находится в прямой зависимости от образа жизни, окружающей социальной и природной среды, выработать активную жизненную позицию в области здоровьесбережения. Программа рассчитана на 34 часа. ...
15 11 2025 14:20:10
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
14 11 2025 7:58:54
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
13 11 2025 6:52:24
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
12 11 2025 9:55:13
Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....
11 11 2025 10:24:44
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
10 11 2025 0:48:35
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
09 11 2025 11:34:41
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека.
...
08 11 2025 0:11:35
Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....
07 11 2025 13:41:11
Цели урока: изучить механизм вдоха и выдоха, раскрыть значение дыхательных движений, рассказать о роли дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания, сформировать понятия – жизненная емкость легких, изучить, как влияет на дыхание высокое и низкое атмосферном давлении....
06 11 2025 20:14:54
Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....
05 11 2025 16:16:39
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
04 11 2025 14:19:22
Урок комбинированный, с применением элементов проектной технологии обучения. Использованы разные типы и виды источников информации, дидактических и технических средств обучения. Содержание урока значимо, полезно в пpaктике, формирует ключевые компетенции ученика через использование знаний в новых ситуациях....
03 11 2025 11:27:34
На уроке показывается необходимость соответствия калорийности пищи энергетическим затратам человека. Учащиеся знакомятся с суточными затратами энергии людьми различных профессий. Занятие проводится с активным использованием компьютерных технологий....
02 11 2025 18:33:13
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
01 11 2025 6:51:33
<p>Цели данного урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайника; продолжить работу с учебником, гербарием и тетрадью; прививать детям чувство прекрасного через художественную литературу. ...
31 10 2025 4:10:59
Урок проводится после изучения тем "Внешнее строение корня" и "Внутреннее строение корня". Урок комбинированный, с демонстрацией опытов. На уроке используется цифровой измерительный комплекс "Архимед" с датчиком кислорода.
...
30 10 2025 1:45:37
Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1.
...
29 10 2025 1:20:26
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
28 10 2025 12:14:18
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
27 10 2025 12:23:12
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы.
...
26 10 2025 2:38:53
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
25 10 2025 16:56:18
Данный урок изучается в теме «Происхождение человека» в курсе «Биология» 11-го класса, носит межпредметный хаpaктер (обществознание, литература), посвящен 65-летию Великой Победы советского народа над фашистской Германией, построен по технологии развития критического мышления через чтение и письмо с использованием методики «Шляпы мышления»....
24 10 2025 4:57:47
Обоняние — процесс восприятия запахов веществ. Элементы, воспринимающие запахи веществ, расположены в слизистой оболочке верхней и отчасти средней носовых paковин. Эти элементы представлены обонятельными клетками, рецепторами....
23 10 2025 19:47:41
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
22 10 2025 10:44:22
Все группы животных интересны. Но чаще всего интерес у учащихся вызывают птицы. Они привлекают причудливым оперением, пением, движениями, полетом и, конечно, загадочным образом жизни. Нужно всегда помнить, что птицы – наши лучшие друзья, защитники урожая, защитники зеленых насаждений — наше богатство. По программе В.В. Пасечника данный урок можно проводить в 7-м классе как обобщающий в теме "Позвоночные. Класс птицы" или в теме "Животный мир и хозяйственная деятельность человека"....
21 10 2025 1:29:59
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
20 10 2025 23:15:59
Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу «Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу «Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....
19 10 2025 8:57:11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
18 10 2025 1:11:45
Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....
17 10 2025 5:19:49
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
16 10 2025 20:41:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




