Лаборатория фитоинвазий    

"Кто мы?" Размышления о человеческих привычках

Кто из нас не задумывался о человеческих странностях? Почему мы делаем так, а не иначе? Наши поступки осознанны или в них больше дикого, природного, инстинктивного?

Оказывается, от природы мы ушли не так далеко, как нам кажется. Наследство наших далеких предков (в виде разнообразных и неожиданных программ поведения) мы можем обнаружить почти на каждом шагу.

Кто мы?

Размышления о человеческих привычках

(Сырцева Н.Н. учитель биологии, г. Киров, школа №21)

Тип урока: изучение нового.

Цели урока.

Образовательная:

  • продолжить формирование представлений о поведенческих программах человека, проанализировать некоторые особенности поведения человека с точки зрения врожденных поведенческих программ,
  • подвести к пониманию биосоциальной природы человека.

Развивающая: продолжить развитие:

  • логического мышления и речевой деятельности при работе с рабочим листом и ответах на вопросы,
  • памяти, воображения, эмоций, внимания при выполнении заданий, опирающихся на жизненный опыт.

Воспитательная:

  • продолжить воспитание интереса к знаниям и самопознанию через использование жизненного опыта учащихся.

Место урока в курсе биологии: этот урок можно проводить при изучении темы “Класс Млекопитающие, или Звери” в 7 классе в качестве пропедевтики для изучения темы “Нервная система и высшая нервная деятельность” в курсе “Человек и его здоровье” (8 класс). Можно провести этот урок и в 8 классе, при изучении биосоциальной природы человека или при изучении высшей нервной деятельности. Так же этот урок может быть проведен при изучении темы “Антропогенез” в курсе “Общей биологии”, что позволит обратить внимание на родство человека и животных и биологические и социальные аспекты личности человека.

Оборудование:

  • рабочие листы;
  • мягкие и пластмассовые игрушки, изображающие детенышей животных (желательно на каждого ученика);
  • несколько крупных ярких иллюстраций кошачьих и обезьян,
  • кусочки ткани с леопардовой окраской,
  • книга В. Дольника “Непослушное дитя биосферы”.

Кто мы?

Размышления о человеческих привычках

Мы странные животные.
Нас унесло в сторону,
и в своей наивности мы уверены
что понимаем себя правильно.
К. Кастанеда

-Мы – странные животные, как много в нас всего переплетено: доброе и злое, иррациональное и рациональное, высокое человеческое и низменное животное.

- Цель нашего урока: поразмышлять о некоторых человеческих привычках и попытаться объяснить причины этого странного сплетения.

- Перед вами рабочий лист. Выполните первое задание. (Приложение. Задание №1).

Учащиеся отмечают знаком “+”, какие привычки им свойственны. После подведения итогов становится ясно, что у всех плюсов больше, чем минусов. Этот факт позволяет сделать вывод о том, что у людей очень много сходных привычек и наталкивает на вопрос почему существует такое сходство. После обсуждения результатов выполнения первого задания продолжаем работать с листом. Еще раз уточняем, о чем шла речь в первом задании.

- Мы только что вспомнили некоторые поведенческие особенности человека, его привычки. Существует наука, которая изучает поведение человека и животных. Она называется этология. Давайте дадим определение этой науке, выполнив второе задание на рабочем листе. (Приложение. Задание №2).

Итогом работы является следующее определение:

Этология - ( от греч. ehtos – нрав, характер) наука, изучающая поведение организмов в естественной среде обитания, занимающаяся анализом врожденных поведенческих программ (инстинктов).

После обсуждения этого определения уточним, что в зоологии врожденные поведенческие программы обычно называют инстинктами и в основе их лежат безусловные рефлексы.

После этого переходим к следующему этапу. На столах учащихся находится по одной мягкой и одной пластмассовой игрушке (желательно для каждого ученика), учащимся предлагается взять одну на выбор и показать, что они выбрали. Подавляющее большинство выбирает мягкую игрушку.

В процессе беседы мы пытаемся выяснить, почему так происходит:

  1. Почему вы предпочли мягкую игрушку?
  2. Какие чувства вызывают у вас мягкие игрушки?
  3. Игрушки изображают взрослых животных или детенышей? Почему?
  4. По каким признакам вы определили, что это детеныши?
  5. Почему игрушкам, изображающим животных, стараются придать вид детенышей?
  6. Пластмассовые или мягкие игрушки более приятны на ощупь?
  7. Это действие одной из поведенческих программ. Давайте постараемся объяснить, как она сформировалась?
  8. Как действует на нас прикосновение к мягкому и пушистому?
  9. В каких случаях мы стремимся прикоснуться к пушистым предметам?

В результате беседы мы приходим к выводу о том, что мягкие игрушки на ощупь более приятны, они вызывают чувство тепла, уюта, защищенности. Пытаясь объяснить возникновение этой программы, мы вспоминаем, что предки человека когда-то были покрыты шерстью, детеныши постоянно прикасались к шерсти матери, которая обеспечивала им тепло и защиту. Вот почему, прикосновение к любому меху нам всегда приятно, оно вызывает у нас положительные эмоции, мы бессознательно делаем это, чтобы успокоиться. Далее мы возвращаемся к первому заданию и находим примеры, подтверждающие эту программу. (2,3,4) .

Далее обращаем внимание на иллюстрации кошачьих и обезьян, подбираем по 3 прилагательных для тех и других. Наверное, обезьян назовут смешными и забавными, а кошек охарактеризуют, как красивых, грациозных, изящных.

В процессе беседы выясняем, почему мы видим этих животных такими.

- Почему обезьяны нас смешат? Они совершают те же действия, что и люди, но делают их иначе, это выглядит смешной пародией на людей. Вспоминаем про этологическую изоляцию видов в природе и ее значение.

- Если мы хотим сделать комплимент, то с каким животным будем сравнивать человека? Почему?

- Почему кошки кажутся нам красивыми? Главным врагом предков человека в саванне был леопард, а повадки врагов, в целях собственной безопасности, нужно было очень хорошо знать. Для этого было необходимо часами наблюдать за ним. Долгое наблюдение возможно только за тем, что нам очень нравиться, что мы считаем красивым, поэтому в процессе эволюции сформировалась программа, которая позволяет нам видеть кошек красивыми животными.

- На ваших столах лежат кусочки ткани, что вам напоминает эта окраска? Окраску шкуры леопарда.

- Почему периодически возникает мода на ткань с леопардовой окраской? Кроме того, что сочетание желтого с коричневым непроизвольно привлекает внимание в силу уже объясненной причины, есть и еще одна. Надеть на себя шкуру леопарда, мог только очень сильный и смелый человек, победивший этого зверя, а статус такого человека в обществе очень высок. Используя “подделку”, люди пытаются привлечь внимание, утвердится, добиться большего уважения. Кстати, у многих племен вожди должны были до вступления в должность собственноручно убить леопарда или, за не имением оного, другого крупного хищника.

Далее в первом задании мы находим те поведенческие особенности, которые еще не объяснили. Находим объяснение, выполняя третьеI задание (Приложение. Задание №3). Устанавливаем соответствие между привычками и объяснениями. (А-10; Б-7,8,9; В- 6; Г- 1).

Подводя итог нашему уроку, мы проводим рефлексию (Рабочий лист) и обсуждаем полученные результаты. Далее обращаем внимание на книгу В. Дольника “Непослушное дитя биосферы”, реклама которой, содержится в информационном листе.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Открытый урок по теме "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю И К Т своей работе. Я представляю урок по теме: " Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

25 11 2020 11:57:52

Клетка – структурная единица всего живого

Открытый урок по теме « Клетка – структурная единица всего живого» разработан для учащихся 9-го класса медицинского профиля с использованием компьютерных технологий и с выполнением тестовых работ на компьютерах. У учащихся формируется целостное представление о клетке как сложнейшей системе, которая является началом всего живого....

24 11 2020 23:51:37

Урок биологии по теме "Органы дыхания: строение и функции". 8-й класс

Урок формулирует значение дыхания в жизни человека, определить особенности строения воздухоносных путей и их функцию. На уроке активно используются возможности информационного центра в индивидуальном разноуровневом тестировании на компьютерах, а также возможности интерактивной доски. Урок пронизан метапредметными связями, в нем есть элемент фантастики....

23 11 2020 0:34:35

Урок на тему "Вирусы. Клеточные формы жизни"

У учащихся формируется представление о вирусах, как неклеточных формах жизни. Изучаются особенности жизнедеятельности и классификация вирусов; гипотезы происхождения вирусов....

22 11 2020 2:49:11

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

21 11 2020 6:52:52

Тьюторский проект

Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

20 11 2020 0:53:31

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В. В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

19 11 2020 5:47:54

Урок по теме "Транспортные системы организма. Круги корвообращения"

Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....

18 11 2020 0:35:37

Внеклассное мероприятие по биологии для 8-го класса "Знатоки"

Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: " Опорно-двигательная система", " Пищеварение", " Кровь и кровообращение", " Дыхание", " Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи « Своя игра»....

17 11 2020 19:15:56

Урок обобщающего повторения по теме "Класс Птицы". Биомарафон

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы « Класс Птицы» как повторение пройденного....

16 11 2020 21:24:21

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

15 11 2020 16:20:32

Урок биологии "Строение и функции головного мозга" в 8-м классе

Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и практический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....

14 11 2020 17:32:41

Анализирующее скрещивание - что это?

Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....

13 11 2020 20:36:30

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

12 11 2020 23:57:37

Методическая разработка биологической экскурсии "Жизнь растений весной, или Экспедиция в мир первоцветов"

Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах С Н Г, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....

11 11 2020 17:42:26

Использование проектного метода в преподавании биологии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов

Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....

10 11 2020 16:20:18

Минералы и горные породы

Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

09 11 2020 4:34:43

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

08 11 2020 9:57:12

Решение генетических задач с использованием мультимединых презентаций

Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...

07 11 2020 9:37:35

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

06 11 2020 18:47:16

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

05 11 2020 18:20:31

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

04 11 2020 19:51:45

Обобщающий урок по теме "Эволюция". 9-й класс

На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...

03 11 2020 4:12:31

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

02 11 2020 9:59:18

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией Ц О Р....

01 11 2020 12:52:21

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме....

31 10 2020 4:36:28

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч. Айтматов « Тавро Кассандры», роман М, Булгакова « Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н. Кольцова, А. Богданова, И. Иванова, И. Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

30 10 2020 21:24:58

Интегрированный урок по теме "Физкультура и биология"

Интегрированный урок-конкурс в 5-м классе. Ученики по разделу « Физкультура» совершенствуют технику ведения мяча, развивают координационные способности. По разделу « Природоведение» дети углубляют знания о телах живой и неживой природы....

29 10 2020 12:19:20

Грибы в биосфере и жизни человека

Урок биологии решает задачи формирования у учащихся понятий "микориза", "антибиотики", показывает роль грибов в системе живых организмов, раскрывает влияние и значение грибов в жизни человека а также воспитывает бережное отношение к природе....

28 10 2020 5:30:44

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях « Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

27 10 2020 23:53:24

"Вирусы". Урок в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП

Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии Р К М Ч П, " Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом " Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, вырабатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....

26 10 2020 9:43:20

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

25 10 2020 17:22:31

Программа кружка "Мир растений"

Кружок « Мир растений» предназначен для учащихся начальных классов. Программа составлена как дополнение к предмету « Природоведение» и рассчитана на 2 часа в неделю. Она даёт возможность обобщить, систематизировать, расширить имеющиеся у детей представления о многообразии, строении и значении растений, служит введением в курс биологии....

24 10 2020 19:14:42

Интегрированный урок по биологии и психологии: "Как действуют органы чувств и анализаторы"

Интегрированный урок (биология + психология), 8-й класс: " Как действуют органы чувств и анализаторы". На данном уроке с точки зрения двух наук (биологии и психологии) рассматривается работа органов чувств; впервые вводится понятие анализатор; изучается строение анализатора; учащиеся узнают, что такое зрительные иллюзии. Основная идея урока заключается в том, чтобы опытным путём, вместе с учащимися выяснить, как работают органы чувств; как создаётся целостное восприятие мира. ...

23 10 2020 19:59:28

Урок-семинар по теме "Иммунитет"

Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас вырабатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

22 10 2020 11:51:40

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

21 10 2020 5:37:47

Шляпочные грибы: строение, питание и размножение

Организм шляпочного гриба всегда имеет грибницу и плодовую часть.  Плодовое тело делится на пенёк и шляпку.  Так и образовалось их название — шляпочные грибы....

20 10 2020 13:19:30

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотребление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

19 10 2020 6:33:43

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

Урок на тему « Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

18 10 2020 11:57:38

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

17 10 2020 16:22:53

Подготовка к ЕГЭ по биологии с учетом особенностей составления заданий

В статье представлен анализ основных принципов составления тестов достижений: противоположности, противоречия, классификации, кумуляции, сочетательный принцип. Приведены примеры заданий из контрольно-измерительных материалов по биологии. Знание принципов составления заданий помогает учащимся анализировать ответы....

16 10 2020 19:57:57

Урок биологии "Заболевания опорно-двигательного аппарата и их профилактика"

Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя практические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

15 10 2020 7:13:42

Урок: "Воздушное питание растений. Фотосинтез" (6-й класс)

С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....

14 10 2020 16:56:33

Урок на тему: "Сон и бодрствование, как взаимосвязанные процессы ВНД. Предупреждение нарушений сна"

На уроке учитель рассказывает учащимся о биологическом значении сна и бодрствования и их чередования; знакомит с природой и фазами сна; показывает, что любая деятельность человека носит циклический характер, а циклы определяются как внешними, так и внутренними причинами. А также речь идет о гигиенических требованих организации режима дня человека, обеспечивающие полноценный сон и активное бодрствование....

13 10 2020 2:55:50

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

12 10 2020 23:13:20

Популяция как форма существования вида и как особая генетическая система. Популяция – структурная единица вида. 10-й класс

Урок разработан по программе И. Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. " Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....

11 10 2020 9:41:58

Инновационные технологии на уроках биологии: "Использование инструктивных карт на обобщающих уроках природоведения в 5-м классе"

Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя. ...

10 10 2020 10:24:38

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

09 10 2020 16:37:13

Дидактические игры на уроках биологии

Нетрадиционная форма организации учебного процесса позволяет обобщить, закрепить изученный материал, а также исправить ошибочные представления и оценить степень усвоения изученного материала. Учебный материал дает возможность использовать полученные знания в повседневной жизни. Витамины – вещества, без которых нормальный обмен веществ невозможен. Недостаток витаминов приводит к гипо- и авитаминозам. Гипервитаминозы могут приводить к смерти. ...

08 10 2020 16:20:26

Особенности строения голосеменных растений (6-й класс)

На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...

07 10 2020 21:57:39

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: " Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

06 10 2020 21:54:38

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

05 10 2020 7:13:55

Сценарий урока-семинара "Онтогенез". 11-й класс

С ключевыми вопросами семинара (эмбриональная индукция, регуляция экспрессии генов в ходе онтогенеза) учащиеся знакомились в ходе вводной лекции в начале изучения темы « Размножение и индивидуальное развитие организмов». Проведению семинара предшествует обязательная домашняя проработка учебного материала, поиск дополнительной информации. ...

04 10 2020 14:28:59

Биология. Человек и его здоровье. Тема урока: "Строение и работа сердца"

Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации. ...

03 10 2020 15:53:46

Многообразие цветковых растений

На уроке создаются условия для проверки знаний и умений учащихся по изученным темам. Выявляется уровень усвоения учащимися знаний о признаках классов и семейств цветковых растений, их разнообразие и значение. Формируется мотивация для изучения биологии. Развивается внимание, память, речь, мышление, уверенность в себе, а также стремление добиться успеха....

02 10 2020 23:58:34

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

01 10 2020 11:24:59

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе " Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

30 09 2020 12:23:40

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

29 09 2020 19:52:15

Игра "Клуб знатоков" на тему "Бионика"

Игра позволяет расширить и углубить знания учащихся о природе как гениальном конструкторе, инженере, художнике и великом строителе, покажет умения учащихся создавать приборы (сейсмограф, барометр) и эмблемы науки бионики. Игра будет способствовать развитию умения работать с информацией. ...

28 09 2020 20:28:10

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

Урок по теме « Происхождение и многообразие земноводных» применяет И К Т. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

27 09 2020 15:49:38

Урок-семинар "Обмен веществ и энергии в клетке — метаболизм. Реализация генетической информации". 10-й класс

Содержание семинара позволит углубить и обобщить знания школьников, предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника....

26 09 2020 0:50:26

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

В разработке представлены практические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

25 09 2020 1:54:32

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации « Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры « Кот в мешке»....

24 09 2020 7:24:35

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

23 09 2020 11:59:35

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

22 09 2020 6:34:37

Интегрированный урок (география + биология) по теме: "Байкал – жемчужина Сибири"

Интегрированный урок по географии и биологии знакомит учащихся 8-го класса с природой озера Байкал. В нестандартной форме учащиеся получают представление об уникальной природе озера, взаимосвязях компонентов природы. Предусматривается самостоятельная подготовка к уроку: ребята могут выбрать представителей эндемичных животных и составить свой рассказ или презентацию по этой теме....

21 09 2020 6:38:55

Наследственные болезни

Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела « Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа. ...

20 09 2020 22:55:28

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

19 09 2020 11:33:29

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

Использование информационных технологий на уроке позволяет расширить и разнообразить его содержание, сделать более наглядным и интересным, повысить качество образования, способствует развитию интереса к предмету....

18 09 2020 13:40:25

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

17 09 2020 9:56:24

Мендель и основные закономерности генетики

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....

16 09 2020 16:31:40

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

15 09 2020 9:13:33

Слайды к уроку "Биоценозы". 7-й класс

Урок проводится с использованием И К Т и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....

14 09 2020 11:23:50

Разработка и реализация проекта по теме "Грядут ли генетические войны?"

Данный проект может быть с успехом реализован на занятиях клуба любителей биологии, на уроках при изучении темы « Хранение и реализация наследственной информации». В проекте предусмотрена групповая исследовательская работа над решением проблемных вопросов в рамках решения основополагающего вопроса....

13 09 2020 17:20:51

Осанка. Предупреждение плоскостопия

Урок призван дать понятие учащимся об осанке как правильном положении тела, способах предупреждения искривления позвоночника, сформировать понятие «плоскостопие», рассказать о способах предупреждения и лечения плоскостопия....

12 09 2020 4:13:34

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии

В данной статье рассматриваются варианты критериев оценивания различных видов работ учащихся на уроке и дома, которые наиболее часто используют учителя биологии. ...

11 09 2020 5:27:52

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

10 09 2020 22:28:24

Брейн-ринг "Знатоки естествознания"

Мероприятие направлено на развитие познавательного интереса к биологии и географии через решения нестандартных заданий и вопросов. Форма мероприятия развивает коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся, чувство коллективизма....

09 09 2020 10:32:30

Конспект урока "Деление клетки"

Изучение основных этапов деления клетки....

08 09 2020 21:49:59

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

07 09 2020 17:46:52

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Неизвестный цветок"

Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....

06 09 2020 7:17:45

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями полового размножения человека, со строением его половых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

05 09 2020 21:48:36

Открытый урок по теме: "Биосинтез белка", 9-й класс

Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию – информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. Поэтому учитель обязан использовать средства информатизации и информационные технологии в обучении, воспитании и развитии учащихся. С этой целью я активно применяю И К Т в своей работе. Я представляю урок по теме " Биосинтез белка" в 9-м классе как пример моего опыта по использованию И К Т на уроках биологии....

04 09 2020 14:41:11

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

03 09 2020 8:32:16

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

02 09 2020 5:42:44

Биотехнология. Селекция микроорганизмов

Комбинированный урок обобщения и систематизации материала о селекции растений и животных. Урок знакомит учащихся с основными направлениями биотехнологии и ее значением в развитии сельского хозяйства. Цель урока: сформировать у учащихся представление об основных методах селекционной работы с микроорганизмами. Научить школьников обосновывать значение метода генной инженерии для процесса выведения новых штаммов микроорганизмов и др....

01 09 2020 7:20:12

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

31 08 2020 7:50:30

Обобщающий урок по теме "Кровь. Кровообращение"

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме " Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему " Кровь. Кровообращение"....

30 08 2020 0:14:17

Урок биологии "Видообразование. Результаты микроэволюции"

Представленный урок " Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с практикой жизни....

29 08 2020 8:59:33

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии " Путешествие в страну Кишечнополостных"....

28 08 2020 2:46:29

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

Будучи составной частью образовательной программы О У, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

27 08 2020 20:59:22

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

26 08 2020 6:58:10

Тема урока: "Видоизменения листьев и корней растений", 6-й класс

Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....

25 08 2020 6:37:39

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится практическая работа " Оценка микроклимата классной комнаты". ...

24 08 2020 21:43:42

Урок в 10-м классе по теме "Генетика и здоровье человека"

Урок представлен в форме медико-генетической консультации. В ходе урока рассматриваются методы изучения генетики человека, на примере задачи составляется родословная семьи, обратившейся в консультацию, вероятность рождения в этой семье здоровых детей. Исследовательская работа представлена мультимедиапрезентацией. ...

23 08 2020 1:32:36

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

22 08 2020 15:24:58

300-летию со дня рождения М.В. Ломоносова посвящается "М.В.Ломоносов. The way he is"

Предложенная форма изложения известных (и не очень) фактов о жизни и труде М. В. Ломоносова воспитывает патриотизм учащихся, а также подает пример нестандартного подхода к изучению проблемы. Материалы статьи предназначены для классного часа, а также рекомендованы всем любителям «живой» истории....

21 08 2020 18:49:36

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

20 08 2020 17:15:48

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панспермия, биохимическая эволюция....

19 08 2020 9:52:58

Методические рекомендации к уроку биологии в 7-м классе по теме "Индивидуальное разитие животных"

Методические рекомендации к уроку биологии разработаны в соответствии с программой по биологии для 7-го класса общеобразовательных школ (авторы В. В. Пасечник, В. М. Пакулова, В. В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена презентация к уроку. Использование анимаций, интерактивных схем, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

18 08 2020 9:47:23

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

17 08 2020 7:20:45

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

16 08 2020 11:51:19

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Класс двудомные. Семейство пасленовые"

Представлен конспект урока биологии по теме " Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....

15 08 2020 22:43:32

Выделительная система организма человека

Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

14 08 2020 3:11:21

Лабораторная работа по биологии по теме "Портрет нашего ребенка". 11-й класс

Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к практическому применению генетики....

13 08 2020 19:31:46

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

Цель урока: показать основные признаки типа " Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

12 08 2020 0:47:57

Семейство Розоцветные

В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

11 08 2020 9:31:51

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

С болью В. П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение " Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

10 08 2020 22:33:55

Урок по теме "Органы цветкового растения. Семя и его строение"

Комбинированный урок сочетает в себе лабораторную работу по теме « Внешнее и внутреннее строение семени фасоли» и Строение зерновки пшеницы», заполнение схем № 1» Строение семени фасоли» и № 2 « Строение зерновки пшеницы» и тестовый опрос....

09 08 2020 20:32:10

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

08 08 2020 12:38:47

Урок-игра по биологии по теме "Многообразие паразитических червей и меры борьбы с ними"

Занятие с целью изучения многообразия червей–паразитов, их вреда, способов их выявления и профилактики....

07 08 2020 4:42:40

Изучение школьниками природы края на уроках биологии в среднем звене

Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....

06 08 2020 5:26:43

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

05 08 2020 20:24:52

Конференция школьного научного общества "Сохраним свое здоровье!"

Сценарий мероприятия, посвященного формированию здорового образа жизни. Проводится в форме конференции школьного научного общества. Целью этого мероприятия является профилактика вредных привычек у школьников. Сценарий включает интересные факты, способствующие повышению интереса к данной проблеме....

04 08 2020 22:16:48

Урок-обощение "Своя игра"

Телевизионная игра на программе Н Т В « Своя игра» быстро завоевала огромную аудиторию и стала любимой передачей многих детей и взрослых. Элементы данной игры можно с успехом использовать на уроках биологии в классах среднего и старшего звена. Игровые формы повышают познавательный интерес учащихся к предмету, способствуют более продуктивному усвоению знаний по теме. ...

03 08 2020 1:13:14

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

02 08 2020 8:46:15

Урок биологии по теме "Особенности организации простейших, их классификация". 7-й класс

Учащиеся получают представление о многообразии одноклеточных, их роли в биосфере; в сравнении узнают особенности строения и жизнедеятельности типов "споровики", "инфузории", заполняют таблицу, работают с микроскопом....

01 08 2020 23:43:31

Использование проектной деятельности на уроках биологии

В своей работе я часто использую межмпредметные информационные проекты (биология + информатика). Учащиеся, получив задание на уроке биологии, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на уроке биологии в соответствии с программой изучения предмета....

31 07 2020 14:48:47

Генетика: история развития, основные понятия и законы генетики

Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....

30 07 2020 18:26:48

Игра "Умники и умницы" по теме "Цитология"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме " Клетка - функциональная и структурная единица живого"....

29 07 2020 6:18:10

Многообразие пресмыкающихся

Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интерактивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....

28 07 2020 10:11:21

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н. И. Пономарева « Биология» Вентана- Граф ( Ф Г О С). Данный методический материал содержит индивидуальный опорный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

27 07 2020 12:14:18

Урок биологии в 6-м классе "Путешествие по реке Урке. Растения окрестностей поселка Ерофей Павлович"

Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint. ...

26 07 2020 18:45:11

Урок-конкурс "Класс Рыбы"

Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя командами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

25 07 2020 14:15:49

Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

Игра начинается с проверки домашнего задания каждой команды. В первом туре командам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме « Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две команды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы. ...

24 07 2020 14:10:29

Методическая разработка урока биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюции"

Замысел урока заключается в создании условий для развития интеллектуальных способностей учащихся и максимального влияния образовательного процесса на личность ученика. ...

23 07 2020 18:41:33

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее характерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

22 07 2020 14:34:40

Урок по теме: "Абиотические факторы среды". 9-й класс

Предлагается разработка урока для 9-го класса, проводимого в рамках ежегодного экологического месячника. На уроке учащиеся знакомятся не только с учебным программным материалом о таких факторах, как температура, свет, влажность, но и с дополнительным – проблемой исчезновения озонового слоя планеты. Они узнают об основных причинах разрушения озонового слоя о том, что делается для того, чтобы уменьшить влияние этих факторов о том, что ежегодно 16 сентября в мире проводится Международный день борьбы за защиту озонового слоя; осознают необходимость личного вклада каждого человека в сохранение окружающей среды, своего здоровья и здоровья окружающих его людей....

21 07 2020 7:57:56

Интегрированный урок (биология + английский язык) по теме "Сладкое путешествие"

Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....

20 07 2020 8:49:34

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

19 07 2020 15:50:49

Интегрированный урок-конференция по географии и биологии на тему "Взаимодействие растений, животных и природных условий в природных зонах"

Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....

18 07 2020 6:27:35

Интеллектуальная игра и урок биологии в школе

В статье представлены авторские материалы к внеклассному мероприятию по биологии для 8-го класса (анатомия и физиология человека). Викторина « Знай свой организм» проводится в три тура. Вопросы викторины сопровождаются базовыми элементами ответов. Задания, предложенные в статье, могут быть использованы и на уроках в режиме обобщающего повторения, фронтального опроса, разминки. ...

17 07 2020 7:40:42

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

16 07 2020 14:33:23

Класс Млекопитающие: общая характеристика, строение, роль в природе

В современной фауне насчитывается 4-4,5 тыс. видов млекопитающих, или зверей. Они представляют собой высший класс позвоночных, органы которых, особенно кора большого мозга, достигли на современном этапе их развития наивысшей дифференцировки....

15 07 2020 13:56:57

Нетрадиционные формы уроков по биологии

Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....

14 07 2020 21:45:58

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

13 07 2020 4:41:53

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

12 07 2020 13:32:29

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

11 07 2020 2:21:15

Спирогира. Особенности строения и размножения

Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

10 07 2020 17:10:47

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме « Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом « Круглые черви». Практически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

09 07 2020 15:57:45

Урок по биологии. Тема: "Диагностический центр "Гельминтолог". 7-й класс

Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....

08 07 2020 21:25:14

Урок по теме "Теории возникновения жизни"

Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панспермии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А. И. Опарина. ...

07 07 2020 8:22:36

Использование метода проектов и информационно-коммуникативных технологий на уроках биологии. Урок-презентация "Реализация наследственной информации в клетке"

Урок изучения нового материала проводится в 11-м классе с универсальным профилем. В работе показано, как можно использовать собственные программные продукты – мультимедийные презентации, а также, созданные на основе проектной деятельности учащихся....

06 07 2020 8:57:41

Нуклеиновые кислоты

На уроке рассматривается материал, который лишь частично приоткрывает одну из великих тайн жизни. Что определяет передачу наследственной информации из поколения в поколение? Конечно же - это нуклеиновые кислоты. В ходе урока учащиеся познакомятся с видами нуклеиновых кислот, их структурой и биологической ролью, узнают об истории открытия и изучения этих важных органических веществ....

05 07 2020 16:46:56

Круглые черви - общая характеристика, строение, значение в природе

Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....

04 07 2020 6:45:18

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме " Птицы" в 7-м классе....

03 07 2020 13:10:55

Урок биологии. Тема: "Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения"

Цель комбинированного урока: познакомить учащихся со строением органов кровообращения (сосудами и сердцем), а также изучить закономерности движения крови и лимфы в организме человека....

02 07 2020 6:45:59

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

01 07 2020 5:29:15

Урок "Молекулярная структура живого"

Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

30 06 2020 20:20:36

Школьный реферат как средство повышения эффективности эколого-биологического образования

В течение нескольких лет в О У творческим коллективом учителей разрабатывается методика приобщения учащихся к активному изучению проблем окружающей среды, направленная на реализацию принципа Ю Н Е С К О " Мысли глобально, действуй локально". За это время сформировалась определённая система эколого-биологического воспитания учащихся. Одним из элементов этой системы является подготовка рефератов по эколого-биологической тематике учащимися. ...

29 06 2020 18:34:12

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)