Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии


    Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Самая большая ценность каждого человека - его здоровье.

Здоровье - индивидуальное и общественное - необходимо беречь и приумножать.

Темпы современной жизни, социальные проблемы, нервные перегрузки, нeблагополучная экологическая среда, природные катаклизмы, гиподинамия, вредные привычки (табакокурение, наркомания, алкоголизм) - все эти факторы ухудшают состояние здоровья взрослых и детей.

Уроки биологии в школе являются благоприятной почвой для формирования у учащихся полезных привычек. Материал по здоровье-сберегающей тематике должен органически встраиваться в содержание урока, не противоречить его целям и задачам. Вносимые содержательные элементы, дополнительная информация должна быть компактной по объему и подчиняться в смысловом отношении основному содержанию урока, темы, раздела, предмета в целом.

Сумму знаний о здоровье, позволяющих освоить навыки здорового образа жизни, можно получить на уроках биологии в школе. В этом и заключается творческая задача педагога.

СУД НАД ТАБАКОМ

Оборудование: столы, кафедра, таблицы по анатомии \"Дыхательная система\", \"Кровеносная система\", \"Нервная система\", \"Влияние никотина на организм\".

Подготовка к уроку.

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме.

- Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок - театрализованный. Тема нашего урока: \"Ядовитые представители семейства пасленовые. Табак. (Nicotiana) \".

Мы уже знаем о съедобных пищевых культурах этого семейства: томате, перце, баклажанах, картофеле. Но есть и другие – белладонна (А1хора beladonna), дурман (Datura stramonium), белена (Hyoscyamus niger), табак настоящий (Nicotiana tabacum), табак мaxopкa (Nicotiana rustica). Вот им-то, Nicotiana\\\'м мы посвятим свой урок.

Табак - это однолетнее растение с прямым стeблем, цельными, часто очень крупными листьями. Цветки в двойных завитках, собранных в метельчатые соцветия. Цветок правильный
Ч5 Л5 Т5 П1. Плод - двухгнездная коробочка. Растение содержит алкалоид никотин - сильно действующий яд, к которому человек привыкает довольно быстро и часто не может отучиться.

На нашем уроке мы поговорим об этой пагубной привычке, о курении табака.

Представляем вам суд над табаком.

Встать, суд идет!

Прошу садиться.

Сегодня на заседании суда слушается дело № 384: \"Организм против табака\".

Состав суда:

Судья – фамилия, имя, отчество ученика

Прокурор - фамилия, имя, отчество ученика

Адвокат - фамилия, имя, отчество ученика

Свидетели: 1-й врач - фамилия, имя, отчество ученика, 2-й врач - фамилия, имя, отчество ученика.

Статистики: фамилия, имя отчество ученика, фамилия, имя отчество ученика

Потерпевший - Организм, фамилия, имя, отчество ученика

Обвиняемый – Табак, фамилия, имя, отчество ученика Подсудимый Табак, Вы обвиняетесь в краже в особо крупных размерах, Вы украли у Организма его здоровье.Слово предоставляется господину Прокурору.

Прокурор. Для дачи показаний приглашается потерпевший. (Входит Организм)

Расскажите суду, как все произошло.

Организм. Куплеты:

Я раньше был здоровым,
Ходил с друзьями в школу,
Учился на \"отлично\" и вел себя прилично.
Скажу вам по секрету,
Курю я сигареты,
Табак меня замучил,
И больше нету сил.

Мое знакомство с обвиняемым произошло, когда мне было 12 лет.

(Организм вспоминает. Выходят три мальчика - Том, Гек и Джо. Эти герои произведения Марка Твена \"Том Сойер\". Они разыгрывают сценку \"Первые трубки\" из этой книги.

Отрывок берется в сокращении. Вместо сигарет можно использовать в этом эпизоде жевательные резинки в виде сигарет.)

Том (обращаясь к друзьям). А не научится ли нам курить? Те сигары из виноградных листьев, которые мы курили, только щиплют язык, и они не достойны настоящих мужчин. (Рассаживаются за столом, берут по сигарете и начинают очень осторожно, с опаской втягивать в себя дым.)

Да это совсем легко! Знай, я это раньше, я уж давно бы научился.

Джо. И я тоже, плевое дело!

Том. Сколько раз я, бывало, смотрю, как курят другие, и думаю: \"Вот и мне бы научиться! Да нет, думаю, это мне не под силу\".

Джо. Я думаю, что я мог бы курить сигареты весь день. Меня ничуть не тошнит.

Том. И меня тоже! Я мог бы курить весь день, но держу пари, что Джефф Тэтчер не мог бы. Он от двух затяжек свалится. Пусть только попробует! Увидит что это такое!

Гек. Само собой не сумеет, и Джонни Миллер тоже. Он, бедняга, ни на что не способен. Одна затяжка - и он свалится с ног.

Джо. Если бы наши ребята могли увидеть нас теперь! Вот было бы здорово!

Том. Но, чур, никому ни слова! А когда-нибудь, когда все будут в сборе, я подойду к тебе и скажу: \" Джо, есть у тебя трубка? Покурить охота\". А ты ответишь, как ни в чем не бывало: \"Да, есть моя старая трубка и другая есть, только табак у меня не очень хорош\". А я скажу: \"Ну, это все равно, был бы крепок\". И тогда ты вытащишь трубки, и мы оба преспокойно закурим. Пускай полюбуются!

Гек. Вот здорово, Том! Если бы это было прямо сейчас. То-то они завидовать вам.

Куплеты Тома, Джо, Гека:

Эх, давайте, закурим сигаретки,
Мы не детки, нам не нужны конфетки,
Пусть ребята, завидуют всем нам,
Ой, что-то стало плохо,
Хотим признаться вам.

(Разговор становится все более вялым. Оба сильно побледнели, и вид у них очень жалкий. У Джо выпала сигарета из ослабевших пальцев, у Тома тоже.)

Джо. Я потерял ножик.... Пойду, поищу...

Том (дрожащими губами, запинаясь). Я помогу тебе. Ты иди в эту сторону, а я туда... к ручью... Нет, Гек, ты не ходи за нами, мы сами найдем.

Организм. С тех пор много воды утекло, и все эти годы Табак отравлял мою жизнь, а теперь украл самое дорогое, что у меня было, - здоровье.

Судья. Господин Адвокат, у вас есть вопросы к потерпевшему?

Адвокат. Значит, обвиняемый не принуждал вас к знакомству? Вы это сделали добровольно?

Организм. Да. Но потом я уже не мог без него обходиться.

Судья. Пострадавший, займите свое место в зале заседания. Господин Прокурор, у вас есть свидетели по данному делу?

Прокурор. Прошу пригласить врача. (Входит Врач.) Расскажите, какой вред нанес обвиняемый пострадавшему.

Врач. Наука стала заниматься изучением проблем, связанных с курением сравнительно недавно. Выяснилось:

Нет такой системы органов в теле человека, которые бы не страдали от курения.

Степень вреда зависит от возраста, в котором человек впервые приобщается к курению, а также о того количества сигарет, которое он выкуривает за сутки.

Страдают чаще те, кто начал курить в раннем возрасте. Рассмотрим влияние курения на три основные системы органов в нашем организме: дыхательную, кровеносную и нервную.

Органы дыхания первыми подвергаются табачной атаке. Разрушается слизистая оболочка носовой полости, трахеи, бронхов. Легочные пузырьки, образующие легкие, теряют свою эластичность и не могут участвовать в газообмене. Организм страдает от недостатка кислорода, появляется кашель, усиливается слюноотделение. Восемьдесят процентов курящих страдают заболеваниями органов дыхания в той или иной степени. У многих развиваются paковые опухоли на губе, в горле, в легких.

После каждой выкуренной сигареты происходит спазм кровеносных сосудов, который продолжается 25-30 минут. Поэтому у курящего человека сердце все время работает с повышенной нагрузкой, быстрее изнашивается, скорее, выходит из строя. Это также приводит к тому, что нарушается снабжение кислородом и питательными веществами самой сердечной мышцы.

Возникает омертвение сердечного участка - инфаркт. Особенно страдает от курения нервная система подростков. Врачи установили, что курящие ученики более нервны, рассеяны, ленивы, у них ухудшается память, частые головные боли. Почему это происходит?

Никотин и содержащиеся в табачном дыме ядовитые вещества отравляют организм.

Угарный газ вызывает кислородное голодание нервной ткани, снижает интенсивность нервных процессов.

Изменяется поведение курящих, почти каждую перемену они проводят в облаках табачного дыма. Те, кто стоят с ними рядом, даже если они сами не курят, превращаются в пассивных курильщиков, что тоже очень вредно для организма.

Адвокат. Ваши утверждения голословны, нет доказательств тому, что вы говорите.

Врач. Есть. Когда было открыто, что в состав табака кроме никотина входят еще около 80 вредных веществ (бензопропилен, синильная кислота, сажа, сероводород, радиоактивные элементы...), два молодых доктора приняли по 2 мг никотина, чтобы испытать его воздействие на себе. Есть описание этого опыта: \" Возникло жжение в горле, затем появилось ощущение, будто в желудке скрeбyт железной щеткой. Через 10 минут наступила слабость и вялость, руки и ноги стали холодными, как лед. В начале второго часа начались судороги во всем теле. Врачи с трудом могли дышать. Последствия эксперимента ощущались даже спустя неделю спустя\".

Прокурор. Прошу пригласить Статистика. (Входит Статистик.) Что вам известно о взаимоотношениях между Организмом и Табаком?

Статистик. Никотин подстегивает сердце, заставляя его учащенно работать: сердце курильщиков сокращается в сутки лишних 20-25 тысяч раз. Каждая сигарета сокращает жизнь человека в среднем на 12 минут! У курящих paк легких возникает в 20 раз чаще, чем у некурящих. В Ницце (курорт во Франции) проводилось соревнование среди отдыхающих - кто больше выкурит сигарет. Победитель - он выкурил 52 сигареты - похоронен на местном кладбище, второй и третий призеры оказались в клинике, где врачи долго хлопотали над их здоровьем.

Статистик. По данным ученых курящие в возрасте от 40 до 49 лет умирают в три раза чаще некурящих. Люди, начавшие курить до 15 летнего возраста, умирают впоследствии от paка легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Никотин способствует образованию мягких и твердых камней на зубах, разрушая их. Курение способствует ухудшению зрения. У многих дeвyшек быстро \"садится голос\", приобретая сипловатый оттенок курильщицы, цвет лица приобретает хаpaктерный сероватый оттенок. Восемьдесят пять из ста человек, страдающих туберкулезом, к моменту начала заболевания курили.

Судья. Господин Адвокат, у вас есть свидетели? Адвокат. Господа, давайте выясним, каким образом Табак попал к нам в страну. Как прошли его детство и юность. Кто его родственники. Приглашаются свидетели. (Непринужденно беседуя, входят Русский, Англичанин и Француз.) Англичанин. Джентльмены, а знаете ли вы, как противоречивы мнения о табаке? У нас в Англии был издан указ, в котором говорилось:
\" Уличенных в курении водить по улицам с петлей на шее, а злостным курильщикам отрубать головы и выставлять на площади для всеобщего обозрения\".

Француз. Ужас! Казнить! Из-за чего! Из-за табака! Мой друг из Швейцарии прислал великолепный табак и присовокупил к нему рецепт: \"Это зелье очищает голову, рассеивает боль и усталость, успокаивает зубные страдания, оберегает людей от чумы, лечит застарелые раны и нарывы\".

Русский. У нас считали, что это богомерзкое зелье губительно для здоровья. Известный пожар в Москве в 1634г. произошел по вине курильщиков. После этого случая царь Михаил романов учинил запрет. Нигде табак у себя не держать и табаком не торговать под страхом cмepтной казни. А царь Петр Алексеевич именно в Европе пристрастился к курению и специальным указом отменил этот запрет. Откуда же табак появился в Европе?

Француз. Табак в Европе пришелец. Знаменитый Колумб привез его в Испанию в 1496 г. В Испании табак сначала выращивали как декоративное растение, а потом как лекарственное.

Англичанин. В Европе в то время свирепствовала чума, лекарств было мало, и люди поверили в заморское чудо, они хотели найти в нем исцеление. Но в последнее время стали говорить, что табак вреден для организма.

Француз. Я думаю, что это мнение ошибочно. Вот я курю всю жизнь и, как видите весел и здоров.

Русский. Курите, курите! Недолго уже осталось. Табак - очень вредная штука, привыкнуть легко, а вот бросить курить очень трудно.

Адвокат. Детство обвиняемого прошло в тропической Америке. Всю свою юность он провел, путешествуя по Европе. Одинокий скиталец, которого то принимали с распростертыми объятиями, то гнали прочь. А кто же его родственники? Почему никто не позаботился о нем? Семейство пасленовые, к которому он принадлежит, отличается повышенной ядовитостью. Достаточно назвать его родных - Белена черная, Дурман вонючий - и становится понятным, что ничему хорошему от них не научишься. Картофель - тоже родственник - сам скитался по Европе, нигде не мог ужиться. Не до племянника ему было. Но, несмотря на это, табак может и пользу приносить. Настой из его листьев используется для борьбы с сельскохозяйственными вредителями, отвар из листьев применяют при чесотке.

Судья. Слово предоставляется подсудимому. Подсудимый, признаете ли вы себя виновным?

Табак. Нет. Не признаю. Да, есть во мне много яда, что же делать, вся семья у меня такая. Но я свою дружбу никому не навязываю. Спросите у Организма, почему он начал курить? Молчит. А я отвечу. Причин несколько, я укажу только основные три.

Стремление к взрослости. Курение, по мнению подростков - символ независимости. Они не просто курят, а курят \"шикарно\".

Курить в школьном возрасте начинают те ученики, которые ничем себя не проявили себя ни в учебе, ни в труде. В голове нет интересных мыслей, и ты не занят интересным делом, а выделиться чем-нибудь хочется. Вот и начинают курить.

Если ученик попал в компанию, где все курят, он тоже начинает курить, чтобы не быть белой вороной. Хотя мне совсем не понятно, почему курить, как все, - это проявить хаpaктер, а не курить - значит быть \"слабаком\". По-моему, все как раз наоборот.

Прокурор. Если послушать обвиняемого, то может показаться, что он и вправду ни в чем не виноват. Но преступление налицо - украдено здоровье и 15 лет жизни. Да, дружбу с ним заводят добровольно, но расстаться с ним потом очень тяжело. В приобщении к табаку каждый курильщик обычно проходит три стадии. Первое знакомство с сигаретой оставляет, как правило, неприятное впечатление, дело может кончиться легким отравлением. Но Табак - наркотик, и постепенно отвращение к нему пропадает, курильщик может даже испытывать удовольствие. Это - вторая стадия и длится она обычно недолго. И третья стадия - курильщик начинает осознавать, что кроме удовольствия Табак приносит много неприятностей. Какой же вывод? ВИНОВЕН.

Судья. Слушание дела закончено. Суд удаляется на совещание.

Учитель. Суд закончился, а приговор выносить вам. Виновен или нет - решать вашему организму.

О вине табака уже много сказали
Только так ли виновен табак?
Может то, что сейчас
Мы вам здесь показали,
Не пройдет мимо вас
Просто так.
И подумаешь ты,
Сигарету, взяв в руку,
Что важнее сейчас для тебя:
Показаться взрослей
И значительней \"другу\",
Погубив, может, этим себя?
Или разум сильней,
Чем пустая бравада,
И тогда говори, не робей:
\"Мы не будем курить,
Нам, ведь, это не надо
Будем мы здоровей и умней\".

ПЕСНЯ

1 куплет:

Мы вам, друзья, сказать хотим
Забудьте вы про никотин,
Здоровью сигареты вред несут
И доктора вас не спасут,
А если будешь ты курить,
То сможешь астму получить
Болезни сердца язва и бронхит,
Исчезнет даже аппетит.

Припев:

Лучше спортом заниматься
И, конечно, закаляться,
Ты сигареты не кури,
Свое здоровье береги
Кто со спортом крепко дружит
О здоровье тот не тужит
Минздрав заботится о нас
Не забывай его наказ.

2-й куплет:

Табачный дым - ужасный яд
Он разрушает мозг ребят
Притупит обоняние и вкус
Ты намотай себе на ус
Не нужно взрослым подражать,
Их надо тоже убеждать
Чтоб не курили больше сигарет,
Вредней привычки в жизни нет.

Припев: тот же.

Учитель. Ребята, пока суд совещается, подумаем и мы:

  1. Какой вред наносит табак организму?
  2. Почему дети начинают курить?
  3. Почему детям нельзя курить, ведь взрослые курят?

Домашнее задание:

Написать морфолого-биологическую хаpaктеристику Taбaкa (Nicotiana tabacum).

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Анастасова Л.П., Кучменко B.C., ЦехмистренкоТ.А. “Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии”.
  2. Балабанов В.В., Максимцева Т.А. “Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни”.
  3. Парфилова Л.Д. “Тематические игры по ботанике”.
  4. Сорокина Л.В. “Тематические игры и праздники по биологии”.



Комментарии:

Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"


    Комплекс интегрированных уроков по теме "Антропогенное воздействие на биосферу"

      Тип уроков – интегрированный; в ходе уроков устанавливаются межпредметнын связи: биология – химия – физика – география – экология – домоводство. Основные методы (лекция, сообщения учащихся, исследования, пpaктическая работа) позволяют: а) проверить способности к творческому мышлению и к самостоятельной деятельности учащихся, б) развить познавательный интерес к предметам, в) формировать экологическую культуру личности. ...

06 11 2025 5:34:19

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

05 11 2025 9:54:12

Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс


    Технологическая карта урока биологии на тему "Жизнь на планете Земля". 5-й класс

      В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....

04 11 2025 14:34:26

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

03 11 2025 7:19:17

Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"


    Урок на тему "Бактерии. Строение, Жизнедеятельность, значение"

      Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....

02 11 2025 23:24:55

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир

Развитие жизни в кайнозойскую эру. Животный и растительный мир В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....

01 11 2025 21:39:48

Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс


    Урок биологии по теме: "Строение и работа сердца". 8-й класс

      На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...

31 10 2025 16:46:57

Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"


    Урок природоведения в 5-м классе "Вода на Земле"

      Ежедневно мы слышим предостережения и призывы: "Будущее Земли в опасности!" Необходимо изучить и понять эту сложную систему, которую представляет собой планета Земля. И здесь велика роль биологической науки. Нашу планету часто сравнивают с гигантским космическим кораблём, летящим по просторам Вселенной. А человечество - экипаж этого корабля. Красивое сравнение. В чём-то даже мудрое. Но все мы должны осознать, что у нашего корабля Земля нет аварийного выхода!...

30 10 2025 21:19:16

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

29 10 2025 19:58:22

Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"


    Внеклассное мероприятие по литературе и биологии для 5–6-х классов "Живая книга"

      Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....

28 10 2025 12:16:35

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

27 10 2025 14:23:14

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

26 10 2025 15:24:30

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

25 10 2025 12:52:14

Центры происхождения культурных растений

Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....

24 10 2025 9:39:35

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

23 10 2025 18:55:49

Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"


    Внеклассное мероприятие по биологии "В некотором царстве, в некотором государстве…"

      Мероприятие рассчитано на учащихся средней ступени (5–8-е классы). В игровой форме учащиеся знакомятся с основными пищевыми добавками, ароматизаторами, заменителями сахара. Вскрываются положительные, а главное, отрицательные стороны наиболее популярных у детей продуктов: жевательной резинки, чипсов, напитков: кока-колы, спрайта, фанты. В доступной форме приводятся правила использования данных продуктов питания....

22 10 2025 5:19:27

Корневое питание растений

Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....

21 10 2025 6:59:39

Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс


    Антропогенез. Урок биологии в профильном естественно-научном классе. 11-й класс

      Одновременно повторяются знания о строении ЦНС человека и функциях отделов головного мозга, изученные в курсе «Биология–8. Человек». Применяется мозговой штурм. В ходе критического анализа идей формулируется вывод: эволюция человека шла в направлении цефализации, в результате действия биологических, социальных факторов и отбора сформировалась уникальная структура головного мозга....

20 10 2025 19:11:14

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

19 10 2025 3:55:10

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

18 10 2025 10:17:59

"Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс


    "Тайна цветковых растений". Использование ИКТ на уроке биологии. 6-й класс

      Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов деятельности с использованием ИКТ с целью развития личности каждого ученика через активную деятельность на уроке. Ожидаемые результаты: дети сами должны сформулировать тему и задачи урока; сами проверить и оценить свои знания, используя навыки работы на компьютере; сами открыть тайну цветковых растений; сами сделать выводы по уроку. Учитель выступает как координатор урока. ...

17 10 2025 13:57:25

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов


    Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

      Раздел "Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела "Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

16 10 2025 22:21:35

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

15 10 2025 8:27:39

Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море


    Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море

      На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря, ученики знакомятся с представителями водорослей, произрастающих в Черном море. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На уроке вводятся понятия «бентоз» – растения и животные, обитающие на дне, «планктон» – растения и животные, обитающие в толще воды, «нектон» – активно плавающие существа – рыбы, дельфины....

14 10 2025 23:40:48

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....

13 10 2025 23:30:15

Творческие задачи по биологии и методы их решения


    Творческие задачи по биологии и методы их решения

      Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества. ...

12 10 2025 0:18:22

Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс


    Урок-путешествие в каменно-угольный период. 6-й класс

      Представлена игровая форма проведения урока. Смысл игры состоит в том, что учащиеся совершают воображаемое путешествие в мир прошедших геологических эпох. При этом они знакомятся 1) с принципом деления истории Земли на эры и периоды; 2) с господством на Земле древовидных папоротников, хвощей и плаунов в каменноугольном периоде древней эры; с процессами образования каменного угля и его использованием в современном мире; 3) с методами, применяемыми ботаниками для изучения растительного мира прошлых эпох....

11 10 2025 21:20:52

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии


    Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

      На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

10 10 2025 16:13:26

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации


    Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

      Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

09 10 2025 21:46:47

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"


    План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

      План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

08 10 2025 6:13:21

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

07 10 2025 14:31:58

Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.


    Программа спецкурса "Биология в вопросах и ответах" для 11-го класса.

      Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности. ...

06 10 2025 12:50:39

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

05 10 2025 15:37:43

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

04 10 2025 8:56:28

Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий


    Методическая разработка урока по биологии с использованием информационно-коммуникационных технологий

      Представляю один урок из системы уроков биологии с применением ИКТ. Для его проведения нужны: компьютерный класс, сеть Интернет, ресурсы школьной медиатеки. Урок можно провести при изучении биологии по различным программам. Представленная презентация (составлена по материалам электронного учебника "Открытая биология 2,6"), экономит время при подготовке к занятиям, дает учителю готовый материал и достаточно иллюстраций для проведения урока в классах с базовым и углублённым изучением курса, развивает у детей интерес к предмету. Её можно демонстрировать на экран или загрузить на компьютеры через локальную сеть, как удобнее учителю и ученикам....

03 10 2025 15:36:28

Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"


    Технологии развивающего обучения на уроках биологии. Тема урока "Соцветие"

      Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....

02 10 2025 19:58:19

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

01 10 2025 12:25:37

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы

Чумка собак (чума плотоядных) — лечение, причины и симптомы Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....

30 09 2025 5:36:21

Программа по биологии. 11-й класс


    Программа по биологии. 11-й класс

      Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....

29 09 2025 13:52:28

Мастерская "Omne ex owo"


    Мастерская "Omne ex owo"

      «Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка. ...

28 09 2025 3:43:21

Организм — единое целое Биология

Организм — единое целое  Биология В живом организме все жизненные процессы взаимосвязаны. Это обеспечивается согласованным действием клеток, тканей, органов и систем органов. Поэтому любой...

27 09 2025 6:15:12

Здоровье человека. Биоритмы жизни


    Здоровье человека. Биоритмы жизни

      Влияние окружающей среды на организм человека огромно. Негативные факторы снижают резервные силы организма, ухудшают здоровье, уменьшают уровень работоспособности. Поэтому помимо соблюдения принципов здорового образа жизни, необходимо ещё учитывать биоритмы нашего организма, чтобы максимально выгодно использовать его резервы. Известны три вида периодических изменений самочувствия и способностей человека: физический, эмоциональный и интеллектуальный. ...

26 09 2025 8:59:59

Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Наше здоровье – в наших руках"

      Величайшим богатством человека является его здоровье. Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье. Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....

25 09 2025 0:11:26

Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"


    Тема урока: "Обобщение знаний по теме "Класс земноводные"

      Урок поможет повторить и закрепить материал об образе жизни, строении и многообразии земноводных, выявить особенности организации и жизнедеятельности земноводных, связанные с их образом жизни; развивает у учащихся познавательный интерес к предмету, ключевые компетентности, умение применять приобретенные знания в новой учебной ситуации....

24 09 2025 15:20:41

Цветение и опыление растений

Основная цель урока: познакомить учащихся с различными способами опыления у цветковых растений, рассмотреть приспособления к различным способам опыления, возникшим в ходе эволюции, сформировать умения выделять главное, сравнивать, систематизировать особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений, продолжить формирование умения работать с учебником, способствовать этическому воспитанию детей, прививать любовь к природе....

23 09 2025 11:28:30

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

22 09 2025 1:39:44

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

21 09 2025 22:54:37

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

20 09 2025 2:29:38

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

19 09 2025 0:43:59

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии (урок-игра "Наши враги, наши друзья – паукообразные"). 7-й класс

      Проблему здоровья понимают во всем мире как глобальную: здоровье – главная составляющая качества жизни. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков в настоящее время – одна из приоритетных задач, стоящих перед педагогами. На уроке раскрываются хаpaктерные признаки класса паукообразных на примере паука-крестовика; показывается роль паукообразных в природе и пpaктической деятельности человека....

18 09 2025 8:48:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::