Видоизмененные листья. Листопад.
Задачи урока:
- продолжить развивать знания учащихся об основных функциях листа,
- познакомить с различными видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания.
- познакомить учащихся с причиной осенней раскраски листьев, о сезонных изменениях в жизни растений.
Оборудование:
- комнатные растения,
- таблица “Видоизменения листьев”,
- гербарий приготовленный учениками,
- материалы тестов.
Ход урока
I. Домашнее задание § 29, 34
II. Актуализация знаний
Фронтальный опрос
- Что такое побег?
- Что такое лист?
- Какие бывают листья? (простые и сложные), приведите примеры
- Перечислите функции листа
- Что такое фотосинтез?
- Дуб, пихта, береза, клен, тополь. Какое растение в этом “компании” лишнее?
III. Изучение нового материала
Сегодня на уроке мы познакомимся с видоизмененными листьями, в связи с тем, что они выполняют совершенно другие функции и второй вопрос нашего урока: почему в природе происходит листопад, какое значение он имеет в жизни растений.
O В процессе приспособления к условиям окружающей среды листья у некоторых растений видоизменились потому, что стали играть роль не свойственную типичным листьям.
Помимо настоящих листьев, хотя и имеющих самые разнообразные формы, но выполняющих обычные для них функции – фотосинтез, испарение воды (трaнcпирацию), газообмен, на растениях часто можно видеть различные их видоизменения. Эти видоизмененные листья чаще всего бывают, не похожи на обычные.
Загадки:
- Сидит дед в сто шуб одет, кто его раздевает, тот слезы проливает. (лук).
- Хотя, ребята, я не ёж, меня так просто не возьмешь! (кактус).
- Без рук, без ног – ползет на батог. (горох).
- Мушка на траву села, а трава ту мушку съела. (росянка)
Чешуи – листья, лишенные хлорофилла – выполняют защитную функцию.(тонкие чешуи, покрывающие луковицы, например, обычного репчатого лука. Но основная масса луковицы состоит из сочных чешуй, богатых сахаром и другими питательными веществами, здесь сочные чешуи служат органами запаса.
Также в природе можно наблюдать различную степень превращения листа в колючки. У барбариса рядом с нормальными листьями находятся колючки. Они играют защитную роль, пpeдoxpaняя растения от поедания животными. (Хотя как видно из названия “верблюжья колючка”, не во всех случаях это приспособление действует). У других растений превращение листьев в колючки связано с жарким и сухим климатом. Такое сокращение листовой поверхности выгодно для растений, так как уменьшает испарение (кактус).
Превращение листьев в усики широко распространено в семействе бобовых: у видов гороха, вики, чины и других в усики превращены центральные жилки только верхних листочков (простые усики) или несколько листочков (ветвистые усики). И выполняют они одинаковую функцию. Клетки усиков чувствительны к прикосновениям. В том месте, где усик, соприкасается с какой – либо преградой, его клетки начинают удлиняться. Причем удлиняются не все клетки, а лишь те, которые расположены со стороны опоры. Это приводит к тому, что усик плотно закручивается вокруг стeбля другого растения.
Удивительное видоизменение листьев можно наблюдать у насекомоядных растений, например, росянки, венериной мухоловки, непентеса. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых.
Всего на Земном шаре насчитывается более 500 видов насекомоядных растений. Их листья видоизменились в различные приспособления для ловли насекомых и других мелких животных. Растения эти чаще всего живут на почвах бедных азотом и минеральных веществ, в связи, с чем такие растения приспособились пользоваться дополнительным питанием за счет улавливаемых насекомых.
Строение улавливающих аппаратов и способы ловли насекомых очень разнообразны. В одних случаях насекомое садится на листок, прилипает и затем крепко удерживается специальными ворсинками растения, выделяющими липкую жидкость; в других – растение активно ловит насекомое с помощью специальной хлопушки, в которую превратилась листовая пластинка; в-третьих случаях насекомое попадает в специальный кувшинчик, пузырек, из которого уже не может выбраться. Когда пластинка и волоски листа вновь развернутся, от насекомого останутся лишь его покровы. Все живые ткани насекомого лист растения “переварит ” и всосет.
Сообщения учащихся на темы: “Росянка”, “Непентес”, “Венерина мухоловка”.
По ходу урока мы заполним таблицу
Видоизменения листьев
Видоизменение листьев | Функции видоизмененных листьев | примеры |
Усики | Закрепление лазающего стeбля | Горох, вика, чина |
Чешуи тонкие | Защитная функция | Репчатый лук |
Чешуи сочные | Запасание питательных веществ | Репчатый лук |
Колючки | Уменьшение испарение влаги, защита от поедания животными | Кактус, верблюжья колючка, барбарис |
Ловчие аппараты насекомоядных | Улавливание и переваривание насекомых | Росянка, непентес, венерина мухоловка |
O “Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной
Завороженный тишиной.”
(И.Бунин)
О каком времени года говорится в этих строчках?
Какое явление природы в жизни растений происходит осенью?
Осенняя пора изменения окраски листьев и листопада – красивое время года. Отчего же листья теряют свою зеленую окраску ко времени листопада и приобретают багряные и золотисто-желтые тона?
Осенью от холода и недостатка света листья постепенно желтеют и краснеют из-за разрушения хлорофилла, и становятся видны другие пластиды – хромопласты. С наступлением холодов в листьях больше проявляется красящее вещество антоциан, придающее листьям растений красный, фиолетовый цвет.
Работа с учебником. Откройте учебник на с. 100 и найдите ответ на вопрос: какое значение в жизни растения имеет листопад?
К осени в клетках листьев накапливаются ненужные растениям, а иногда и вредные для них вещества. Начинается листопад. Вместе c опадающими листья из растений удаляются и эти вещества.
Зимой корни многих растений не могут всасывать из почвы холодную воду. Если бы наши деревья и кустарники не сбрасывали листья, они погибли бы от недостатка влаги. Но у некоторых цветковых растений листья сохраняются всю зиму. Это вечнозеленые кустарнички брусника, вереск, клюква. Мелкие плотные листья этих растений, слабо испаряющие воду, сохраняются под снегом.
Каков срок жизни листа? У листопадных растений около полугода, но и у вечно зеленых растений срок жизни у листьев не так уж велик. У сосны лист (хвоинка) в среднем живет 2 года, у лавра – 4 года.
Называя некоторые растения вечнозелеными, надо помнить, что листья этих растений не вечны. Они живут несколько лет и постепенно опадают. На новых побегах этих растений вырастают новые листья. Листопад приходится на весну.
Как же опадает лист?
Между черешком листа и стeблем образуется особый отделительный слой, клетки которого начинают отделяться друг от друга за счет ослизнения межклетников. На стeбле в месте прикрепления листа образуется пробковый слой, поэтому после опадения листа на стeбле не остается живой “ранки”.
Запись в сборнике биологических понятий:
Листопад – это приспособление растений к уменьшению испарения осенью и зимой.
Лист – это живая частичка растения, но он имеет свое строго определенное время жизни, после чего он погибает. Но несколько месяцев назад мы с вами совершили маленькое чудо. Мы дали вторую жизнь осенним листьям. В сентябре каждый из вас работал над созданием проекта
“Удивительное рядом”. (Задание было дано в сентябре – собрать осенние листья и составить из них различные композиции и картинки).
Это интересно
- Самое большое число листьев на побегах имеет кипарис -45-50 млн. чешуйчатых листов. На большом дубе растет в среднем около 250 тысяч листьев.
- Самая большая продолжительность жизни у листьев вельвичии удивительной, растущей в пустынях Юго-Западной Африки. Ее два сидячих кожистых листа длиной более трех метров живут около ста лет, нарастая ежегодно у основания и отмирая у верхушки.
- Росянка королевская, обитающая в Южной Африке, способна переваривать улиток и лягушек.
- В 80-е годы ХХ века во Франции были проведены соревнования насекомоядных растений. Первое место получил Эмиль Марсье. Его росянка за 3 часа поймала 51 комара.
- Складывание ловчих листьев у венериной мухоловки при попадании в лист насекомого происходит мгновенно – всего за 0,02-0,05 секунды, и так надежно, что “лист-капкан” невозможно открыть, не повредив его.
IV. Закрепление знаний и умений
Тест
Выберите один правильный ответ
1. Лист, являясь частью побега, в свою очередь состоит из:
а) пластинки в) прилистников б) черешка и основания г) все верно
2. Сложный лист состоит из:
а) одной листовой пластинки и одного черешка
б) одной листовой пластинки и нескольких черешков
в) нескольких листовых пластинок и одного черешка
г) нескольких листовых пластинок и нескольких черешков
3. Функция кожицы листа – это:
а) защита внутренних тканей листа в) образование органических веществ б) проведение питательных веществ г) все верно
4. Усики гороха – это видоизмененные:
а) прилистники в) боковые побеги б) листочки сложного листа г) все верно
5. Любой простой лист имеет:
а) листовую пластинку и основание в) листовую пластинку и черешок б) листовую пластинку, основание и черешок г) все верно
6. Колючки кактуса – это:
а) видоизмененные побеги в) видоизмененные листья б) особые выросты клеток кожицы стeбля г) все верно
7. У водных растений, например, у кувшинки, устьица находятся:
а) на верхней стороне листа в) на нижней стороне листа б) на краях листа, выступающих над водой г) все верно
8. У сидячих листьев отсутствует:
а) листовая пластинка в) черешок б) проводящие ткани г) основание листа
9. Функции листа:
а) испарение в) фотосинтез б) газообмен г) все верно
10. Листья у лука:
а) защищают растение от животных в) запасают питательные вещества б) поднимают побеги ближе к свету г) все верно
Комментарии:
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
31 08 2025 6:47:29
Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....
30 08 2025 19:36:24
Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....
29 08 2025 5:44:59
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
28 08 2025 13:57:54
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
27 08 2025 7:45:50
Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....
26 08 2025 12:33:44
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
25 08 2025 3:30:19
Урок обобщает, углубляет и систематизирует знания учащихся о строении и функциях зрительного анализатора, гигиене зрения. Развивает творческие способности и познавательный интерес, креативное мышление....
24 08 2025 16:43:21
Урок, на котором происходит общее знакомство учащихся с особенностями внешнего строения, приспособления насекомых для жизни в определенной среде обитания, многообразием, значением в природе и жизни человека. На уроке проводится лабораторная работа.
...
23 08 2025 19:25:55
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
22 08 2025 23:55:27
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
21 08 2025 5:10:27
Урок разработан по программе Министерства образования РФ по третьему варианту под редакцией Д.К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....
20 08 2025 19:49:57
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
19 08 2025 22:24:17
Ботаника относится к числу предметов, которые призваны вводить учащихся в курс естественных закономерностей развития живой природы, а также приобщать к пониманию красоты и неповторимости этой природы. Данная разработка может служить основой для организации и проведения подобных экскурсий во всех регионах и областях России и странах СНГ, а также для разработки и проведения экскурсий, и не только летом....
18 08 2025 0:34:18
Программа школьного биологического кружка разработана с целью углубления и расширения знаний школьников, формирования и развития навыков проектно-исследовательской работы и творческих способностей. В течение года школьникам предлагается изучение основных тем полного курса биологии – от микроорганизмов до человека. Красной линией через весь курс проходит тема сохранения здоровья человека и окружающей среды....
17 08 2025 22:45:59
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
16 08 2025 6:14:28
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
15 08 2025 14:29:38
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
14 08 2025 5:19:51
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
13 08 2025 23:34:56
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
12 08 2025 3:43:13
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
11 08 2025 3:49:59
Урок знакомит учащихся с историей создания наиболее известных отечественных сортов культурных растений, основополагающей ролью общебиологических закономерностей для сельскохозяйственной пpaктики. Учащиеся углубляют знания о селекции растений; идет формирование знаний об основных методах селекции растений, раскрытие значения работ русских ученых-селекционеров по выведению новых сортов культурных растений....
10 08 2025 1:15:20
Процесс учебной деятельности таит в себе богатые возможности для умственного развития ребенка и позволяет увлечь его этой деятельностью. Обучение и воспитание должно опираться на любознательность школьников. Задача учителя – увлечь ребенка самим процессом обучения, воспитать внутреннюю потребность учиться. Ребенок, увлеченный процессом учения, не столько озабочен результатом, сколько самим ходом решения....
09 08 2025 17:35:54
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
08 08 2025 15:17:39

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
07 08 2025 7:12:21
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
06 08 2025 14:37:20
Урок составлен по программе Сонина Н.И. Главный акцент урока сделан на то, что человек познает и изучает планету – Земля, заботится о ней, а интеграция дает учащимся возможность представить целостную картину мира, а также способствует нравственному воспитанию. На уроке показана интеграция таких наук, как астрономия, география, биология и экология. ...
05 08 2025 0:56:20
Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений.
...
04 08 2025 9:44:47

Цель проекта: научить учащихся проводить научные биологические и химические эксперименты, обpaбатывать полученную информацию, анализировать и сравнивать полученные результаты, делать прогнозы, проводить социологический опрос, решать задачи с производственным содержанием, работать с компьютером, использовать Интернет....
03 08 2025 6:28:17
Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала.
...
02 08 2025 9:31:27
Устный журнал посвящен факторам укрепляющим и ослабляющим здоровье, а также влиянию на организм человека вредных привычек: употрeблению алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ и курения.
...
01 08 2025 23:38:26
Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....
31 07 2025 18:55:21
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
30 07 2025 7:34:36
Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....
29 07 2025 5:55:25
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
28 07 2025 7:22:24
Урок способствует обобщению знаний учащихся, воспитывает уважение друг к другу, развивает самокритичность и умение оценивать себя и других. Урок мобилен, постоянно идет смена видов деятельности, что способствует здоровьесбережению.
...
27 07 2025 6:40:21
Урок биологии, раскрывающий особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в воде....
26 07 2025 21:25:20
Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....
25 07 2025 16:15:16
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
24 07 2025 12:32:53
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
23 07 2025 11:17:15
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
22 07 2025 15:45:30
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
21 07 2025 7:42:43
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
20 07 2025 15:59:19
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
19 07 2025 23:36:24
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
18 07 2025 16:40:37
Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....
17 07 2025 14:20:31
Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....
16 07 2025 13:20:17
Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....
15 07 2025 10:58:23
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы.
...
14 07 2025 2:56:24
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
13 07 2025 15:27:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::