Урок-семинар "Генетика и медицина" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок-семинар "Генетика и медицина"


Цели и задачи:

  • ознакомить учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении;
  • развивать представления о биосоциальной сущности человека;
  • совершенствовать навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
  • развивать речь, повышать культуру общения учащихся.

Оборудование: репродукция картины Д.Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», диафильм «Генетика человека», музыкальная запись токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, таблица «Метод изучения родословной человека», подготовленная учащимися.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Почему невозможно применить к человеку основной метод генетики?
2. Какие методы разработаны для изучения наследственности и изменчивости человека?
3. Наследственные болезни человека, их хаpaктеристика?
4. Пути профилактики наследственных заболеваний человека.
5. Евгеника  и клонирование. Правомерность и перспективы.

План семинара:

1. Вводное слово учителя о задачах семинарского занятия и плане его проведения.
2. Выступления учащихся с сообщениями по заданным темам.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов и выводы (учитель совместно с учащимися).
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку…
Скажите, что такое человек?

Г.Гeйне

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку.

II. Вводное слово учителя

Звучит музыка И.С.Баха.

Учитель. Мы не случайно начинаем наш урок с музыки И.С.Баха. Более 250 лет музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи  поколениях было 53 выдающихся музыкантов и композиторов. Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью.  И  наследованием выдающихся способностей. Почему у гениального человека дети не всегда гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие слова, другие едва осваивают школьную программу? От чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные  болезни? Почему  среди 7 млрд. жителей планеты нет двух одинаковых людей?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

III. Методы, применяемые к изучению наследственности человека

Учитель. Изучение наследственности человека  представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос  о методах генетики, применяемых к  изучению наследственности человека.

1-й ученик. Одним из основных  методов  экспериментальной генетики является скрещивание.
Однако его нельзя применить к человеку. Известный  советский генетик Н.К.Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за  Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети».

«Только» заключаются еще в том, что у человека:

1) медленная смена поколений;
2) потомство немногочисленно;
3) сложный хромосомный набор;
4) невозможно использовать  гибридологический метод.

Однако, несмотря на все эти  трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы, например близнецовый  метод.

2-й ученик. Близнецовый метод был предложен в 1876г. английским ученым Гальтоном, однако  широкое применение он нашел лишь  середине 1920-х г.г. Согласно статистике, 1% всех новорожденных являются близнецами. Каков же механизм появления близнецов? Неидентичные  близнецы, или двойни, рождаются потому, что по неизвестным пока причинам у женщины созревают не одна, как обычно, а одновременно две яйцеклетки. Если произойдет  оплодотворение, то из двух зигот разовьются два зародыша и на свет появятся два ребенка, похожих друг на друга не более чем просто родственники. Их генотипы различны, поэтому  они могут быть как одного пола, так и разнополыми.
Идентичные близнецы появляются вследствие того, что одна оплодотворенная зигота разделяется, и ее дочерние клетки начинают развиваться  независимо  друг от друга, превращаясь в два зародыша. В этом  случае генотипы зародышей одинаковы, но наследственные признаки могут проявляться у близнецов по-разному.

Конкордантность – проявление признаков у обоих идентичных близнецов.

Дискордантность – проявление признака у одного из идентичных близнецов.
С помощью близнецового метода было установлено, что развитие любого признака человеческого организма определяется набором генов. В то же время действие генов проявляется в конкретных условиях среды, от которых также зависит проявление признака. Таким образом, для человека применима следующая известная формула:

Фенотип = генотип + условия среды.

3-й ученик. Помимо близнецового метода в изучении наследственности человека применяется генеалогический метод. Это метод так же, как и близнецовый, введен в науку в XIXв. Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова – родословная человека, таким образом, генеалогический  метод – этот метод, основанный на изучении родословных и выявлении особенностей наследования  каких-либо хаpaктерных признаков  или болезней в ряду поколений данного рода или семьи.  Так, например, для представителей известного австрийского рода Габсбургов в XIV-XIX вв. были хаpaктерны узкая выступающая челюсть  и отвисающая нижняя губа, что легко прослеживается по их портретам, выставленным в картинной галерее в Вене. С помощью генеалогического метода выявлены и изучены многие наследственные заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, то есть  Джон Тальбот страдал  симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так и было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример  наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николай II, страдал гемофилией).

Демонстрация таблицы «Родословная семья Романовых».

4-й ученик. Распространение отдельных генов в человеческих популяциях изучают с помощью популяционно-статистического метода, который позволил установить следующее.
Большинство генов распространены повсеместно и относительно легко выявляются. К ним относятся, например, гены, дефекты в которых приводят к заболеванию фенилкетонурией, некоторыми формами слабоумия.
В то же время есть гены, встречающиеся локально, то есть преимущественно в определенных районах. Например, ген, определяющий  серповидную анемию, распространен в Южной и экваториальной Африке и Средиземноморье.
Популяционно-статистический метод позволяет определить генетическую структуру популяции человека, а это необходимо для профилактической медицины.

5-й ученик. Впервые хромосомы человека были описаны немецким ученым Вальтером Флемингом в 1872г., наблюдавшим их образование и движение пи деление клеток. Название хромосомы в 1888г. предложил В.Вальтер. В 1902г американский ученый У.С.Саттон отметил соответствие между активностью хромосом в мейозе и наследственностью.
Долгое время  ученые считали, что в ядре клетки человека имеется 48 хромосом. С начала 1940-х г.г. вопрос о кариотипе человека считается решенным. И вдруг появилось сенсационное сообщение молодого ученого Тио и известного ученого Левана о том, что у человека не 48, а 46 хромосом. Это открытие коренным образом меняло представление о генетике человека.
В 1960г. на Денверской  конференции была разработана классификация хромосом человека. В  ее основу положены  особенности величины хромосом и расположение первичной перетяжки. Все хромосомы имеют порядковые номера. Наиболее крупная пара гомологичных хромосом имеет №1, следующая – №2. Самые маленькие из хромосомного набора человека – №21, 22. Еще две пoлoвые хромосомы выделяются отдельно.
Через три года после открытия Тио-Левана французские ученые Лежен, Терпен и Готье удивили мир, обнаружив у детей с болезнью Дayна лишнюю хромосому, то есть их набор содержал 47 хромосом вместе 46. Так появилось понятие наследственные болезни.
Сейчас изучение хромосом человека не представляет особых трудностей. Для этого лейкоциты или фибропласты помещают в питательную среду при температуре 37оС, где они делятся, – так получают культуру клеток. Из них готовят препараты, в которых легко определяется число и строение хромосом. Определение числа и структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического метода изучения наследственности человека,  в частности наследственных болезней.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека.
Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни.

Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дayна, Шершевского – Тернера (женщина с 45-ю хромосомами), Кляйнфельтера (мужчина с 47-ю хромосомами).

Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена (на молекулярном уровне). К таким  заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидная анемия. Существовали ли наследственные болезни человека в прежние времена? Посмотрите на репродукцию картины знаменитого испанского художника Диего Веласкеса (1599-1660). На нас смотрят умные глаза королевского шута, у которого хорошо заметны признаки наследственного заболевания ахондроплазии: нормальное тело и сильно укороченные руки и ноги.
Наследственные болезни у человека – лишь часть его наследственной изменчивости. Ученые постоянно работают над проблемами их лечения. Наиболее актуальным является  предупреждение этих болезней.

Учитель. Какова профилактика наследственных  болезней человека?

7-й ученик. Пути профилактики наследственных болезней определяется причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры.

Запрет на близкородственные бpaки. Издавна замечено, что у супругов – родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. Поэтому у многих народов  сложилось отрицательное  отношение к таким бpaкам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются.  У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе – по II закону Менделя, величина этой вероятности составляет 25%.

Запрет на употрeбление алкоголя и наркотических веществ. Их употрeбление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе (пoлoвoм делении), так как алкоголь – это яд для любой  клетки, в том числе и пoлoвoй. В результате  в некоторых  пoлoвых клетках могут возникнуть изменении структуры и числа хромосом, что может принести к тяжелым уpoдствам и умственной отсталости.

Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды мутагенами – веществами, способными вызвать изменения в генах и хромосомах человека. К 1969г. убедительно подтверждено  мутагенное действие на живой организм  некоторых физических, химических и биологических факторов. Не вызывает никаких сомнений  мутагенный эффект курения и жевание табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием. Ученые работают  над созданием антимутагенов – соединений, нейтрализующих действие мутагенов или сам мутаген до его вступления в реакцию с молекулой ДНК (таким действием обладают некоторые витамины, цистеин, гистамин).

Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929г. невропатологом Давыденковым. Это был первый  шаг врача-генетика  на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность медико-генетического консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (в семье  уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).

Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Она предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило риск рождения детей с тяжелыми пороками. Лабораторная   дородовая диагностика, то есть исследование околоплодных  вод или клеток ворсинчатой оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель),  нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже  родились  дети с врожденным пороками. Если установлено наличие  наследственных пороков у плода, то женщине рекомендуется прервать беременность. Врач-генетик – не юридическое лицо. Словом, он не может запретить или разрешить консультированием иметь детей, его задача – помочь семье реально оценить степень опасности.

Учитель. Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой.

8-й ученик. Слово «евгеника» происходит от греческого «eugenus», что означает истинная порода. У истоков евгеники стоял крупный биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. В 1883г. он заявил  миру о науке, которая, по глубокому  убеждению ученого, должна  улучшить человеческий род. Евгенике, по его мнению, предстояло пройти три этапа:

– изучение наследственности человека;
– распространение  полученных знаний и применение их на пpaктике, включая введение специальных  ограничений в  институте бpaка, направленных на то, чтобы оградить человеческую природу от дурной наследственности;
– на третьем этапе, считал основатель евгеники, надобность в каких-либо законах уже опадает, ибо «хорошо образованные и сознательные члeны общества сами будут регулировать свое воспроизводство».

Рекомендации Гальтона были просты  и по-своему заманчивы: следует не только избавляться от патологических генов, сколько повышать в человеческих популяциях количество здоровых  генов, генов талантливости и гениальности. Как же добиться этого? Путь  один – преимущественное размножение более одаренных людей (что должно быть закреплено  законом). Эти идеи вскоре нашли широкое распространение. Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия XXв. и вызвал странные последствия. В  Германии  она была  оправданием уничтожения миллионов «неполноценных» людей и целых рас.
Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918г в Петроградском университете  была организована первая кафедра генетики, а через 3 года при ней было создано бюро евгеники. Ученые верили в возможность улучшения природы человека за счет улучшения груза наследственной патологии.
Однако генетик Н.К.Кольцов 1923г. писал: «Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы – права выбирать супруга по собственному выбору, и даже там,  где существовала крепостная зависимость человека, эта свобода была возвращена  paбам ранее отмены всех других нарушений  личной свободы»

Учитель. В  последнее  время можно часто услышать сообщения о клонировании растений, животных и человека.

Клоном называется генетически однородное потомство одной клетки, поученное путем бесполого размножения.

Клоны высших  организмов, у которых нет бесполого размножения, – явление редкое. Клоном у  человека можно назвать однояйцовых близнецов (клоны одной зиготы).
В настоящее время для некоторых животных (например, амфибий) освоен метод пересадки клеточных ядер из  позднего зародыша в яйцеклетки, из которых удалено собственное ядро.
Эту манипуляцию можно повторять несколько раз. Так возникает возможность получить клон животных  и даже  человека – ведь все они происходят из одного яйца и, следовательно, похожи друг на друга как однояйцовые близнецы.

III. Дискуссия о клонировании

Учитель. Насколько правомерным вы считаете клонирование человека?

В дискуссии принимает  участие весь класс.

Учитель. Академик Баев на вопрос о перспективах генетического экспериментирования и готовности человечества к подобным экспериментам ответил: Комитет по генетическому экспериментированию при Международном совете научных союзов постоянно занимается оценкой предполагаемых опасностей научных разработок с учетом перспектив  генетической информации. Мы призываем к разумной осторожности, необходимой в  любых научных исследованиях. Сдерживающая  осторожность и высокая ответственность – ценные и нужные человеческие качества, что. На мой взгляд, справедливо  всегда: и для атомного века, и для грядущего века генетического…»

IV. Итог урока

 Выводы и обобщения. Население  Земли  составляет более 5 млрд. человек, но невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку  число хромосом у человека равно 46 (то есть 23 пары), то число возможных комбинаций равно 2/23. На самом деле количество комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности  распространяется и  на человека. Человек – не только биологическое, но и социальное существо. Томас Морган, американский генетик, лауреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У  человека, таким образом, два процесса наследственности: один – вследствие материальной непрерывности (пoлoвые клетки) и другой – путем передачи опыта одного поколения следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека общаться   себе подобными и воспитывать свое потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции человека».

Заполнение таблицы.

Название метода Сущность
1. Генеалогический метод  (метод составления родословных) Выяснение родословных  связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников  на основе составления родословной.
2. Популяционный Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции.
3. Близнецовый Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.
4. Цитогенетический Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей.
5. Биохимический Определение места и хаpaктера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков.

Приложение 1


Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"


    Урок "Закономерности изменчивости. Генотипическая изменчивость"

      В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества". ...

16 08 2022 7:33:11

Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"


    Урок по зоологии в 7-м классе "Многообразие пресмыкающихся"

      Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....

15 08 2022 17:46:12

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

14 08 2022 1:21:41

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

13 08 2022 18:35:20

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

12 08 2022 15:34:29

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

11 08 2022 8:58:56

Модель урока "Улицы нашего города"


    Модель урока "Улицы нашего города"

      Данная работа представляет собой методическую разработку урока развития речи для учащихся 6–8-х классов. Он направлен на формирование интереса к своему родному краю, землякам. Это должно стать стимулом для изучения истории Нижнего Новгорода, а вместе с ней и истории нижегородской науки, так как многие имена выдающихся ученых, творческих деятелей увековечены в названиях улиц....

10 08 2022 1:28:45

Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"


    Урок с использованием технологии критического мышления по теме "Многообразие и значение моллюсков"

      На уроке использовалась технология критического мышления с учетом личностно ориентированного подхода к учащимся. Используются различные методы: словесные, наглядные, пpaктические, устного и письменного контроля и самоконтроля. Различные формы организации познавательной деятельности активизируют позицию ученика....

09 08 2022 8:40:20

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

08 08 2022 20:59:44

Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"


    Урок-путешествие по Оренбургской области "Места заповедные"

      Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....

07 08 2022 1:10:43

"Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ


    "Продлись, продлись, очарованье". Интегрированный урок (технология + биология + литература) в 7-м классе с применением ИКТ

      На уроке семиклассницы учатся новому виду рукоделия - вышивке лентами розы. Одновременно повторяются темы строения цветка (биология), описание цветка (русский язык и литература), а также даются интересные сведения о розе....

06 08 2022 2:24:27

Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Проблемно-блоковый урок по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....

05 08 2022 7:52:41

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"


    Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

      Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

04 08 2022 2:23:35

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"


    Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

      Урок биологии в 7-м классе "Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме "Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

03 08 2022 15:21:24

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"


    Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

      Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов. ...

02 08 2022 19:43:47

Критерии вида. 11-й класс


    Критерии вида. 11-й класс

      Цели и задачи урока: сформировать понятия "вид", "критерии вида", "популяция"; продолжить формирование умений работы с текстами, таблицами; умения анализировать, делать выводы....

01 08 2022 9:25:55

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс


    Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

      Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

31 07 2022 9:47:44

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

30 07 2022 9:37:35

«Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс


    «Путешествие в волшебную страну зеленого листа». 6-й класс

      Внеклассное мероприятие в игровой форме обобщает и систематизирует знания учащихся о процессе фотосинтезе. Знакомит с ролью отечественных ученых в изучении фотосинтеза....

29 07 2022 1:17:45

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

28 07 2022 21:41:11

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

27 07 2022 0:36:59

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе

Класс жгутиковые. Классификация, строение, значение в природе Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....

26 07 2022 9:28:36

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

25 07 2022 17:33:55

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

24 07 2022 2:33:24

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

23 07 2022 2:32:38

Познавательная игра "Жить в согласии с природой"


    Познавательная игра "Жить в согласии с природой"

      Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....

22 07 2022 15:59:27

Урок-конференция "Многообразие голосеменных"


    Урок-конференция "Многообразие голосеменных"

      Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....

21 07 2022 10:21:59

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

20 07 2022 12:12:33

Биологическая игра "Путешествие в царство растений"


    Биологическая игра "Путешествие в царство растений"

      Биологическая игра предлагается школьникам 6-х классов как обобщающий урок по теме «Ботаника» в конце года. Содержание игры позволяет обобщить и углубить знания учащихся по основным темам школьного курса о растениях. Игра развивает интерес учащихся к предмету, их познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия. ...

19 07 2022 3:47:34

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

18 07 2022 17:29:49

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

17 07 2022 0:25:24

Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"


    Урок по биологии "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные"

      Урок по теме "Особенности строения и жизнедеятельности члeнистоногих. Класс Paкообразные" построен с использованием технологии личностно-ориентированного обучения. Цель урока не только познакомить с программным материалом, но и способствовать развитию интеллекта учащихся....

16 07 2022 17:24:35

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

15 07 2022 3:19:58

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

14 07 2022 5:16:20

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

13 07 2022 19:39:29

Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"


    Урок-заседание Государственной думы "Законы питания"

      Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....

12 07 2022 15:39:20

Индивидуальное развитие растений Биология

Индивидуальное развитие растений  Биология Жизнь любого организма начинается от образования зиготы и продолжается до cмepти. В это время живой организм растет, развивается, стареет. Начало...

11 07 2022 1:57:13

Межпредметные связи в обучении химии и биологии


    Межпредметные связи в обучении химии и биологии

      В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....

10 07 2022 1:56:56

Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)


    Урок-путешествие по организму человека (8-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о движении крови в организме, о физико-химических основах работы внутренних органов и взаимодействии их с кровью; установить причинно-следственные связи с курсами химии и физики. ...

09 07 2022 7:39:16

Строение плода растений. Распространение семян и их значение

Строение плода растений. Распространение семян и их значение Плод формируется из завязи пестика после оплодотворения и является хаpaктернейшим органом цветкового растения. Функции плода - защита нежных тканей развивающегося семени от воздействия различных нeблагоприятных условий....

08 07 2022 18:56:34

Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)


    Методическая разработка темы "Гумopaльная регуляция" по программе Н.И. Сонина, В.Б. Захарова (8-й класс)

      Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....

07 07 2022 11:31:17

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

06 07 2022 2:21:41

Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс


    Урок биологии. Тема: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

      В ходе урока под руководством учителя учащиеся закрепляют знания по теме, развивают умения сравнивать, обобщать и делать выводы....

05 07 2022 21:15:51

Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"


    Урок биологии в 11-м классе на тему: "Происхождение человека"

      Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....

04 07 2022 9:32:20

Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"


    Интегрированный урок (биология + информатика). Тема: "Модификационная изменчивость. Статистические закономерности модификационной изменчивости"

      Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса. ...

03 07 2022 23:11:17

Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"


    Интегрированный урок (развитие речи + экология + биология). Тема "Люби и охраняй природу"

      Цель урока: углубить знания учащихся об особенностях воздействия человека на окружающую среду. Особый акцент делается на определении значения природы в нашей жизни, развитии у школьников мотивации и стремления оберегать ее. Содержание и особенности проведения урока позволяют подготовить учеников к домашнему сочинению, работа над которым должна активизировать рефлексивные и ценностные личностные психологические механизмы обучающихся, способствовать формированию их экологического сознания....

02 07 2022 15:47:21

Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Здоровый человек – человек будущего"

      Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни. ...

01 07 2022 16:28:54

Дыхание и кровообращение животных Биология

Дыхание и кровообращение животных  Биология Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

30 06 2022 22:12:36

Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс


    Интегрированный урок (география + биология). Викторина "Знаете ли вы Байкал?". 8-й класс

      География Иркутской области – обязательный предмет в средних школах Иркутской области в 8-9-х классах. На уроке дается хаpaктеристика природы, населения, экономики, экологии как единого целого. Изучение природы своей области необходимо школьникам, так как они должны хорошо представлять себе, каковы естественные богатства родного края, как они используются в народном хозяйстве. Это помогает не только расширить кругозор, но и поможет правильно выбрать профессию в будущем....

29 06 2022 15:15:54

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

28 06 2022 5:13:14

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::