Лаборатория фитоинвазий    

Урок-семинар "Генетика и медицина"

корножицкая елена григорьевна гинеколог

Цели и задачи:

  • ознакомить учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении;
  • развивать представления о биосоциальной сущности человека;
  • совершенствовать навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
  • развивать речь, повышать культуру общения учащихся.

Оборудование: репродукция картины Д.Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», диафильм «Генетика человека», музыкальная запись токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, таблица «Метод изучения родословной человека», подготовленная учащимися.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Почему невозможно применить к человеку основной метод генетики?
2. Какие методы разработаны для изучения наследственности и изменчивости человека?
3. Наследственные болезни человека, их характеристика?
4. Пути профилактики наследственных заболеваний человека.
5. Евгеника  и клонирование. Правомерность и перспективы.

План семинара:

1. Вводное слово учителя о задачах семинарского занятия и плане его проведения.
2. Выступления учащихся с сообщениями по заданным темам.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов и выводы (учитель совместно с учащимися).
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку…
Скажите, что такое человек?

Г.Гейне

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку.

II. Вводное слово учителя

Звучит музыка И.С.Баха.

Учитель. Мы не случайно начинаем наш урок с музыки И.С.Баха. Более 250 лет музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи  поколениях было 53 выдающихся музыкантов и композиторов. Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью.  И  наследованием выдающихся способностей. Почему у гениального человека дети не всегда гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие слова, другие едва осваивают школьную программу? От чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные  болезни? Почему  среди 7 млрд. жителей планеты нет двух одинаковых людей?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

III. Методы, применяемые к изучению наследственности человека

Учитель. Изучение наследственности человека  представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос  о методах генетики, применяемых к  изучению наследственности человека.

1-й ученик. Одним из основных  методов  экспериментальной генетики является скрещивание.
Однако его нельзя применить к человеку. Известный  советский генетик Н.К.Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за  Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети».

«Только» заключаются еще в том, что у человека:

1) медленная смена поколений;
2) потомство немногочисленно;
3) сложный хромосомный набор;
4) невозможно использовать  гибридологический метод.

Однако, несмотря на все эти  трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы, например близнецовый  метод.

2-й ученик. Близнецовый метод был предложен в 1876г. английским ученым Гальтоном, однако  широкое применение он нашел лишь  середине 1920-х г.г. Согласно статистике, 1% всех новорожденных являются близнецами. Каков же механизм появления близнецов? Неидентичные  близнецы, или двойни, рождаются потому, что по неизвестным пока причинам у женщины созревают не одна, как обычно, а одновременно две яйцеклетки. Если произойдет  оплодотворение, то из двух зигот разовьются два зародыша и на свет появятся два ребенка, похожих друг на друга не более чем просто родственники. Их генотипы различны, поэтому  они могут быть как одного пола, так и разнополыми.
Идентичные близнецы появляются вследствие того, что одна оплодотворенная зигота разделяется, и ее дочерние клетки начинают развиваться  независимо  друг от друга, превращаясь в два зародыша. В этом  случае генотипы зародышей одинаковы, но наследственные признаки могут проявляться у близнецов по-разному.

Конкордантность – проявление признаков у обоих идентичных близнецов.

Дискордантность – проявление признака у одного из идентичных близнецов.
С помощью близнецового метода было установлено, что развитие любого признака человеческого организма определяется набором генов. В то же время действие генов проявляется в конкретных условиях среды, от которых также зависит проявление признака. Таким образом, для человека применима следующая известная формула:

Фенотип = генотип + условия среды.

3-й ученик. Помимо близнецового метода в изучении наследственности человека применяется генеалогический метод. Это метод так же, как и близнецовый, введен в науку в XIXв. Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова – родословная человека, таким образом, генеалогический  метод – этот метод, основанный на изучении родословных и выявлении особенностей наследования  каких-либо характерных признаков  или болезней в ряду поколений данного рода или семьи.  Так, например, для представителей известного австрийского рода Габсбургов в XIV-XIX вв. были характерны узкая выступающая челюсть  и отвисающая нижняя губа, что легко прослеживается по их портретам, выставленным в картинной галерее в Вене. С помощью генеалогического метода выявлены и изучены многие наследственные заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, то есть  Джон Тальбот страдал  симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так и было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример  наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николай II, страдал гемофилией).

Демонстрация таблицы «Родословная семья Романовых».

4-й ученик. Распространение отдельных генов в человеческих популяциях изучают с помощью популяционно-статистического метода, который позволил установить следующее.
Большинство генов распространены повсеместно и относительно легко выявляются. К ним относятся, например, гены, дефекты в которых приводят к заболеванию фенилкетонурией, некоторыми формами слабоумия.
В то же время есть гены, встречающиеся локально, то есть преимущественно в определенных районах. Например, ген, определяющий  серповидную анемию, распространен в Южной и экваториальной Африке и Средиземноморье.
Популяционно-статистический метод позволяет определить генетическую структуру популяции человека, а это необходимо для профилактической медицины.

5-й ученик. Впервые хромосомы человека были описаны немецким ученым Вальтером Флемингом в 1872г., наблюдавшим их образование и движение пи деление клеток. Название хромосомы в 1888г. предложил В.Вальтер. В 1902г американский ученый У.С.Саттон отметил соответствие между активностью хромосом в мейозе и наследственностью.
Долгое время  ученые считали, что в ядре клетки человека имеется 48 хромосом. С начала 1940-х г.г. вопрос о кариотипе человека считается решенным. И вдруг появилось сенсационное сообщение молодого ученого Тио и известного ученого Левана о том, что у человека не 48, а 46 хромосом. Это открытие коренным образом меняло представление о генетике человека.
В 1960г. на Денверской  конференции была разработана классификация хромосом человека. В  ее основу положены  особенности величины хромосом и расположение первичной перетяжки. Все хромосомы имеют порядковые номера. Наиболее крупная пара гомологичных хромосом имеет №1, следующая – №2. Самые маленькие из хромосомного набора человека – №21, 22. Еще две половые хромосомы выделяются отдельно.
Через три года после открытия Тио-Левана французские ученые Лежен, Терпен и Готье удивили мир, обнаружив у детей с болезнью Дауна лишнюю хромосому, то есть их набор содержал 47 хромосом вместе 46. Так появилось понятие наследственные болезни.
Сейчас изучение хромосом человека не представляет особых трудностей. Для этого лейкоциты или фибропласты помещают в питательную среду при температуре 37оС, где они делятся, – так получают культуру клеток. Из них готовят препараты, в которых легко определяется число и строение хромосом. Определение числа и структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического метода изучения наследственности человека,  в частности наследственных болезней.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека.
Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни.

Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дауна, Шершевского – Тернера (женщина с 45-ю хромосомами), Кляйнфельтера (мужчина с 47-ю хромосомами).

Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена (на молекулярном уровне). К таким  заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидная анемия. Существовали ли наследственные болезни человека в прежние времена? Посмотрите на репродукцию картины знаменитого испанского художника Диего Веласкеса (1599-1660). На нас смотрят умные глаза королевского шута, у которого хорошо заметны признаки наследственного заболевания ахондроплазии: нормальное тело и сильно укороченные руки и ноги.
Наследственные болезни у человека – лишь часть его наследственной изменчивости. Ученые постоянно работают над проблемами их лечения. Наиболее актуальным является  предупреждение этих болезней.

Учитель. Какова профилактика наследственных  болезней человека?

7-й ученик. Пути профилактики наследственных болезней определяется причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры.

Запрет на близкородственные браки. Издавна замечено, что у супругов – родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. Поэтому у многих народов  сложилось отрицательное  отношение к таким бракам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный характер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются.  У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе – по II закону Менделя, величина этой вероятности составляет 25%.

Запрет на употребление алкоголя и наркотических веществ. Их употребление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе (половом делении), так как алкоголь – это яд для любой  клетки, в том числе и половой. В результате  в некоторых  половых клетках могут возникнуть изменении структуры и числа хромосом, что может принести к тяжелым уродствам и умственной отсталости.

Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды мутагенами – веществами, способными вызвать изменения в генах и хромосомах человека. К 1969г. убедительно подтверждено  мутагенное действие на живой организм  некоторых физических, химических и биологических факторов. Не вызывает никаких сомнений  мутагенный эффект курения и жевание табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием. Ученые работают  над созданием антимутагенов – соединений, нейтрализующих действие мутагенов или сам мутаген до его вступления в реакцию с молекулой ДНК (таким действием обладают некоторые витамины, цистеин, гистамин).

Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929г. невропатологом Давыденковым. Это был первый  шаг врача-генетика  на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность медико-генетического консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (в семье  уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).

Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Она предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило риск рождения детей с тяжелыми пороками. Лабораторная   дородовая диагностика, то есть исследование околоплодных  вод или клеток ворсинчатой оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель),  нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже  родились  дети с врожденным пороками. Если установлено наличие  наследственных пороков у плода, то женщине рекомендуется прервать беременность. Врач-генетик – не юридическое лицо. Словом, он не может запретить или разрешить консультированием иметь детей, его задача – помочь семье реально оценить степень опасности.

Учитель. Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой.

8-й ученик. Слово «евгеника» происходит от греческого «eugenus», что означает истинная порода. У истоков евгеники стоял крупный биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. В 1883г. он заявил  миру о науке, которая, по глубокому  убеждению ученого, должна  улучшить человеческий род. Евгенике, по его мнению, предстояло пройти три этапа:

– изучение наследственности человека;
– распространение  полученных знаний и применение их на практике, включая введение специальных  ограничений в  институте брака, направленных на то, чтобы оградить человеческую природу от дурной наследственности;
– на третьем этапе, считал основатель евгеники, надобность в каких-либо законах уже опадает, ибо «хорошо образованные и сознательные члены общества сами будут регулировать свое воспроизводство».

Рекомендации Гальтона были просты  и по-своему заманчивы: следует не только избавляться от патологических генов, сколько повышать в человеческих популяциях количество здоровых  генов, генов талантливости и гениальности. Как же добиться этого? Путь  один – преимущественное размножение более одаренных людей (что должно быть закреплено  законом). Эти идеи вскоре нашли широкое распространение. Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия XXв. и вызвал странные последствия. В  Германии  она была  оправданием уничтожения миллионов «неполноценных» людей и целых рас.
Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918г в Петроградском университете  была организована первая кафедра генетики, а через 3 года при ней было создано бюро евгеники. Ученые верили в возможность улучшения природы человека за счет улучшения груза наследственной патологии.
Однако генетик Н.К.Кольцов 1923г. писал: «Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы – права выбирать супруга по собственному выбору, и даже там,  где существовала крепостная зависимость человека, эта свобода была возвращена  рабам ранее отмены всех других нарушений  личной свободы»

Учитель. В  последнее  время можно часто услышать сообщения о клонировании растений, животных и человека.

Клоном называется генетически однородное потомство одной клетки, поученное путем бесполого размножения.

Клоны высших  организмов, у которых нет бесполого размножения, – явление редкое. Клоном у  человека можно назвать однояйцовых близнецов (клоны одной зиготы).
В настоящее время для некоторых животных (например, амфибий) освоен метод пересадки клеточных ядер из  позднего зародыша в яйцеклетки, из которых удалено собственное ядро.
Эту манипуляцию можно повторять несколько раз. Так возникает возможность получить клон животных  и даже  человека – ведь все они происходят из одного яйца и, следовательно, похожи друг на друга как однояйцовые близнецы.

III. Дискуссия о клонировании

Учитель. Насколько правомерным вы считаете клонирование человека?

В дискуссии принимает  участие весь класс.

Учитель. Академик Баев на вопрос о перспективах генетического экспериментирования и готовности человечества к подобным экспериментам ответил: Комитет по генетическому экспериментированию при Международном совете научных союзов постоянно занимается оценкой предполагаемых опасностей научных разработок с учетом перспектив  генетической информации. Мы призываем к разумной осторожности, необходимой в  любых научных исследованиях. Сдерживающая  осторожность и высокая ответственность – ценные и нужные человеческие качества, что. На мой взгляд, справедливо  всегда: и для атомного века, и для грядущего века генетического…»

IV. Итог урока

 Выводы и обобщения. Население  Земли  составляет более 5 млрд. человек, но невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку  число хромосом у человека равно 46 (то есть 23 пары), то число возможных комбинаций равно 2/23. На самом деле количество комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности  распространяется и  на человека. Человек – не только биологическое, но и социальное существо. Томас Морган, американский генетик, лауреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У  человека, таким образом, два процесса наследственности: один – вследствие материальной непрерывности (половые клетки) и другой – путем передачи опыта одного поколения следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека общаться   себе подобными и воспитывать свое потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции человека».

Заполнение таблицы.

Название метода Сущность
1. Генеалогический метод  (метод составления родословных) Выяснение родословных  связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников  на основе составления родословной.
2. Популяционный Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции.
3. Близнецовый Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.
4. Цитогенетический Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей.
5. Биохимический Определение места и характера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков.

Приложение 1



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок биологии в 11-м классе по теме "Вид — эволюционная единица. Его критерии и структура"

Урок позволяет сформировать понятие о виде, структуре вида, его критериях; определить понятие о популяции как о структурной единице вида. Занятие поможет детям приобрести навыки работы с лабораторным оборудованием, развивать умения наблюдать, делать выводы, описывать особей видов по морфологическому критерию. ...

10 08 2020 3:32:56

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

09 08 2020 23:35:12

Внеклассные мероприятия по биологии

Внеклассная работа позволяет учесть разносторонние интересы учащихся, расширить и углубить знания по биологии. Она позволяет глубже осуществить связь теории с практикой и развивать чувство коллективизма. Во внеклассной работе легко осуществить индивидуализацию обучения и применить дифференцированный подход....

08 08 2020 3:29:44

Экзаменационная работа по биологии для 10-го класса (химико-биологический профиль)

Работа выполнена в формате Е Г Э, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс « Общей биологии» 10-го класса, их практических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....

07 08 2020 7:52:16

Путешествие в страну динозавров. 7-й класс

Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....

06 08 2020 10:23:25

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

05 08 2020 0:33:27

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

04 08 2020 4:53:13

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

03 08 2020 19:31:42

Класс Двудольные, семейство Пасленовые

Цель урока: формирование у учащихся понятия о семействе Пасленовые....

02 08 2020 8:35:21

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

01 08 2020 9:51:26

Сценарий экологического мероприятия, посвященного Всемирному дню воды

Сценарий посвящен Всемирному дню воды, содержит много интересной и познавательной информации. Может быть использован как внеклассное мероприятие на неделе биологии и экологии....

31 07 2020 4:41:19

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....

30 07 2020 5:22:30

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

29 07 2020 16:15:17

Интегрированный урок по теме "Природа в лирике русских поэтов". 6-й класс

Цель урока – показать разнообразие и выразительность образов родной природы в лирике русских поэтов. « Творческая мастерская», включенная в урок, предполагает развитие творческих и интеллектуальных способностей обучающихся, формирование читательской культуры, воспитание уважительного отношения к родной природе. Представленные задания направлены на воспитание и раскрытие новых способностей и талантов детей....

28 07 2020 18:56:11

Урок-практикум "Определение различных видов растений и животных Среднего Урала"

Данная разработка представляет собой урок-практикум по биологии для учащихся 10-х классов ( У М К И. Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых практик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint). ...

27 07 2020 16:38:13

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

26 07 2020 23:30:47

Урок биологии по теме "Биосфера. Среды жизни. Круговорот веществ в природе"

Урок проводится в форме изучения нового материала, на котором учащимся отводится активная роль: они готовят сообщение о биографии В. И. Вернадского, выполняют самостоятельную работу, тест. Урок должен проводиться в кабинете, имеющем компьютер с мультимедийным проектором и интерактивной доской. Контроль на уроке предлагается в форме тестирования....

25 07 2020 21:30:19

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

24 07 2020 7:49:47

Урок "Обмен веществ и условия его протекания"

Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на практике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....

23 07 2020 2:37:31

Урок по теме "Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон", 9-й класс

Знание этапов онтогенеза позволяет не только говорить об общности происхождения живого мира, но и имеет важное значение в определении систематической принадлежности видов, в медицине. Урок проводится с целью сформировать представление о процессе онтогенеза и факторах окружающей среды, влияющих на изменение развития зародыша....

22 07 2020 11:11:39

Царство грибов

Цель урока: формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, развивать знания о многообразии, жизнедеятельности и значении грибов....

21 07 2020 17:54:34

Изучение видовой структуры биоценоза

Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

20 07 2020 0:18:11

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

19 07 2020 6:49:54

Авторская программа факультативного курса по биологии "Животные" с использованием информационного интегрированного продукта "КМ-Школа"

Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта " К М- Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету " Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....

18 07 2020 8:37:10

Методическая разработка обобщающего урока "Класс Млекопитающие"

В рамках данного урока хорошо прослеживается междисциплинарная связь: экология, география, калмыцкий язык, литература. Разработка насыщена приемами здоровьесберегающих технологий. Используются дидактическая игра, методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя, методы контроля и самоконтроля....

17 07 2020 6:50:54

Конкурс "Путешествие в страну Знаний"

Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....

16 07 2020 17:52:45

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

15 07 2020 7:24:29

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

Урок является итоговым по теме « Опорно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

14 07 2020 7:32:48

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

13 07 2020 18:11:25

Интеллектуальная игра по биологии и экологии "Растения леса"

Интеллектуальная игра по биологии и экологии " Растения леса" проводится в форме биологического турнира, экологического К В Н или брейн-ринга в рамках предметной декады с целью повышения познавательного интереса к предметам естественно-научного цикла, расширения кругозора и развития логического мышления учащихся, привлечения подрастающего поколения к изучению и охране леса, воспитания любви к родной природе. ...

12 07 2020 10:20:50

Урок "Многообразие живых организмов и их роль в биосфере"

Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы « Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о практическом использовании живых организмов....

11 07 2020 4:51:32

Урок-путешествие по биологии "Метаболизм клетки"

Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трансляции, синтезе белков в рибосоме....

10 07 2020 9:41:24

Класс Ресничные черви. Особенности строения и системы органов

Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....

09 07 2020 18:53:54

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

08 07 2020 10:59:23

Передвижение веществ в организме животных

Урок для учащихся 6-го класса по программе Н. И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

07 07 2020 3:54:47

Урок биологии в 9-м классе по теме "Биосинтез белка" в условиях мобильного компьютерного класса

Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....

06 07 2020 5:31:41

Общая характеристика грибов, их строение, жизнедеятельность и многообразие

Предлагаемый урок-путешествие построен по принципу динамичности. На каждом из этапов урока предусмотрены различные виды деятельности обучающихся: игра, лабораторная, самостоятельная работа, словарная работа, работа с учебником и наглядностями, фронтальная работа (приём " Цифры"). Используется метод графического представления материала. Информационным сопровождением урока является мультимедийная презентация....

05 07 2020 5:30:35

Класс Ланцетники: характеристика, строение и системы органов

Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....

04 07 2020 4:26:45

Покрытосеменные растения

На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются характерные признаки растений разных семейств....

03 07 2020 21:56:23

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

02 07 2020 21:24:33

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отрабатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и практически доказуема. Отрабатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

01 07 2020 23:47:15

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

30 06 2020 9:28:55

Адаптация учащихся в предметной учебной деятельности формированием понятийного аппарата, или Как овладеть языком предмета

Как в условиях интенсификации У В П овладеть понятийным аппаратом? Авторская « Матрица» – эффективный способ развития понятийного аппарата. Учебная тема, представленная в виде печатных матриц и компьютерной презентации на их основе, помогает интенсифицировать учебный процесс. Даны методические рекомендации по применению педагогического приема « Матрица» на разных этапах урока....

29 06 2020 12:36:33

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В половозрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

28 06 2020 12:31:21

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

27 06 2020 19:59:53

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

26 06 2020 3:18:55

Урок в 7-м классе по теме "Класс пресмыкающихся. Их многообразие и общие черты"

Цель урока - проследить эволюцию пресмыкающихся; выяснить, какие отряды, кроме ранее изученных, входят в состав класса; определить основные черты представителей класса. На уроке обобщаются знания по особенностям внешнего строения пресмыкающихся, выясняется, от каких животных произошли древние пресмыкающиеся и какие изменения произошли в их организме....

25 06 2020 2:11:57

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

24 06 2020 1:35:23

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

23 06 2020 4:36:47

"Как люди открывали свою Землю". Природоведение, 5-й класс

Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...

22 06 2020 4:59:55

Выделительная система человека. Строение и функции почек

Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, пространство между которыми заполнено соединительной тканью....

21 06 2020 6:34:35

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

20 06 2020 21:39:55

Интегрированный урок (биология + ОБЖ) по теме "Гигиена дыхания"

Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме " Дыхание" в курсе " Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы практических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....

19 06 2020 8:24:20

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

18 06 2020 10:33:42

Органы и системы органов животных Биология

Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опорно-двигательная система...

17 06 2020 1:56:22

"Методы изучения наследственности человека". 10-й класс

Данный урок - результат мини-проекта " Методы изучения наследственности человека". В ходе этого проекта учащиеся должны были изучить соответствующую литературу, провести мини-исследование по популяционному методу, создать компьютерную презентацию. Итогом проекта является урок, на котором каждый учащийся представляет свой метод изучения наследственности человека. ...

16 06 2020 4:29:43

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

" Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: " Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра " Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

15 06 2020 8:24:54

Фагоцитоз: стадии и пути фагоцитоза. В чем смысл процесса

Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....

14 06 2020 19:48:52

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: « Животные разных континентов», « Кошачьи», « Холоднокровные животные», « Членистоногие», « Птицы», « Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

13 06 2020 3:40:15

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы « Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

12 06 2020 23:34:24

Урок биологии в 6-м классе по теме "Среда обитания организмов. Экологические факторы"

При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...

11 06 2020 1:31:54

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

Элективный курс " Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н. И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

10 06 2020 4:38:34

Строение, красота и многообразие цветов в природе и в творчестве русских поэтов

Урок носит мировоззренческий аспект, позволяет учащимся соединить воедино знания, полученные на уроках естественно-гуманитарного цикла. Синтез информации позволяет учащимся на более доступном уровне понять сущность природных явлений и явлений языка. Использование различных форм работы позволяет поддерживать на высоком уровне познавательную деятельность учащихся. Использование личностно ориентированного подхода позволяет добиться более высокого качества обучения....

09 06 2020 7:11:16

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

08 06 2020 20:58:28

Размножение и развитие водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение

Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на практике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....

07 06 2020 4:51:34

Открытый урок по биологии с использованием ИКТ "История и методы изучения клетки. Клеточная теория" (9-й класс)

Урок в 9-м классе знакомит учащихся с историей открытия и изучения клетки, основными положениями клеточной теории и методами изучения клетки....

06 06 2020 21:31:31

Игра "Магический квадрат" по теме "Наши соседи по планете". 7-й класс

Интеллектуально-познавательная игра обобщает знания по зоологии с основами экологии и прививает интерес к предмету. Вопросы и задания, используемые в игре, соответствуют уровню развития учащихся 7-го класса. Игра может быть проведена на уроке в качестве закрепления материала школьного курса зоологии по окончании первого полугодия, или как внеклассное мероприятие, например, во время проведения предметной недели по биологии....

05 06 2020 5:36:20

Тренажер для решения задач по генетике

Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома. ...

04 06 2020 8:44:34

Обобщающий урок по теме "Класс Пресмыкающиеся"

В ходе урока обобщаются и систематизируются знания обучающихся о строении и жизнедеятельности пресмыкающихся. На уроке использованы сообщения обучающихся с мультимедиапрезентациями, игра « Крестики-нолики» и творческие работы учеников: кроссворды, ребусы, опорно-схематические конспекты....

03 06 2020 21:59:25

Мультимедийная поддержка уроков биологии

Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

02 06 2020 16:44:36

Авторская программа "Человек и природа"

Программа предпрофильного образования « Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

01 06 2020 22:52:34

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

31 05 2020 0:12:19

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

30 05 2020 12:12:32

Тип кольчатые черви. Класс малощетинковые. Внешнее строение и поведение дождевого червя

Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать характеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....

29 05 2020 22:12:57

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

28 05 2020 3:27:42

Урок на тему "Происхождение человека"

Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

27 05 2020 12:56:53

Урок на тему: "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Данный урок проводится по У М К под редакцией В. В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы. Урок " Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме " Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки. ...

26 05 2020 14:13:10

Урок на тему "Алкоголь – беда"

Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности. Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....

25 05 2020 7:30:10

Научно-методическая разработка биологического вечера "Мир зеленого безмолвия"

Используя естественный детский интерес к мистическому и загадочному, в сценарии расширяются представления учащихся о болотах, вносится определенный вклад в поэтизацию природы, ведется разговор о разнообразии болот с целью формирования природоохранных убеждений, а также о безопасности детей на болотах....

24 05 2020 8:22:55

Лептоспироз у собак: первые симптомы, лечение и профилактика

Заражение лептоспрозом происходит при контакте с разносчиком болезни. Инкубационный период лептоспир составляет от 2 дней до 2 недель....

23 05 2020 6:54:29

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

22 05 2020 8:45:16

Познавательная игра "Полезные растения"

Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

21 05 2020 10:47:48

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

Завершающий урок " Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса « Выявление основных характеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

20 05 2020 6:56:26

Влияние алкоголя и курения на организм и наследственность

Влияние алкоголя и курения на наследственность человека, несомненно, отрицательное. Изучение этой проблемы и проведение многих исследований показало негативное действие вредных привычек на человека и его потомство....

19 05 2020 3:29:12

Строение ядра эукариот

Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

18 05 2020 1:30:18

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....

17 05 2020 14:35:10

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

16 05 2020 11:49:18

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

15 05 2020 11:14:16

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме " Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

14 05 2020 17:22:27

Урок-игра "Прощание с ботаникой"

Цель урока: систематизировать и углубить знания по изученному предмету, развивать познавательный интерес к предмету, логическое мышление; прививать навыки коллективного общения. Урок проводится в игровой форме. ...

13 05 2020 3:22:15

Урок-экскурсия «Знакомство с птицами парка». 7-й класс

Интерактивная экскурсия по биологии знакомит с разнообразием птиц городского парка. Ученики отмечают видовой состав фоновых птиц и особенности их жизни весной; проводя наблюдения за весенним поведением птиц, обращают внимание на приспособления птиц к определенным условиям жизни. Цель: развивать у учащихся понимание экологических взаимосвязей в природе, единства и целостности естественных биогеоценозов; рассмотреть вопросы охраны птиц....

12 05 2020 8:59:41

Урок биологии в 7-м классе "Общая характеристика насекомых"

Данный урок является вводным к изучению насекомых в теме « Членистоногие»....

11 05 2020 15:32:38

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

Обобщение знаний по теме « Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

10 05 2020 13:49:44

Что такое зоология и что она изучает? Этапы и развитие зоологии

Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....

09 05 2020 16:51:42

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы " Пищеварительная система человека"....

08 05 2020 11:26:27

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

07 05 2020 17:51:46

Интерактивный образовательный проект "Растения"

Представлен интерактивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в Д О У, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы « Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

06 05 2020 10:46:56

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки практической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

05 05 2020 0:48:25

Урок на тему "Роль млекопитающих в природе и в жизни человека, их охрана"

Урок биологии в 7-м классе " Роль млекопитающих в природе и жизни человека, их охрана" - это один из заключительных уроков по теме " Млекопитающие". Урок содержит элементы проблемного обучения. Основная цель урока - сформировать экологическую культуру учащихся с элементами краеведения. Использование разнообразных активных методов обучения, проблемное построение урока способствуют развитию познавательного интереса....

04 05 2020 2:41:47

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

03 05 2020 4:48:54

Развитие познавательного интереса учащихся средствами биологии

Статья посвящена проблеме развития познавательного интереса учащихся на уроках биологии и во внеурочное время. Новизна данного опыта заключается, в первую очередь, в самом подходе к проблеме развития познавательного интереса учащихся. Основу этого подхода составляет организация учебного процесса, на основе субъек-субъектных отношений, выраженных в различных проявлениях....

02 05 2020 6:17:29

Урок по теме "Грибы, строение"

Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

01 05 2020 3:55:27

"Можно ли вырастить гения? Евгеника. Современные проблемы генетики". 10-й класс

Цель урока: обсуждение генетических проблем. Сопровождается презентацией....

30 04 2020 20:22:22

Статья "Алгоритмы учебных действий"

Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы « Эволюционное учение» (9-й класс)....

29 04 2020 4:31:36

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме " Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

28 04 2020 6:24:20

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

27 04 2020 17:29:48

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление команд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две команды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

26 04 2020 8:27:47

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание У М К по биологии под редакцией Н. И. Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

25 04 2020 16:47:59

Урок по теме "Строение и функции белков"

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....

24 04 2020 20:38:13

Основные понятия генетики. 9-й класс

Данный урок является первым и основным при изучении большой темы " Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

23 04 2020 9:45:35

Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы " Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....

22 04 2020 20:36:21

Иммунология на службе здоровья

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой форме. С одной стороны, это создает атмосферу соперничества, что активизирует познавательную деятельность учащихся, а с другой ‒ идею сотрудничества между ребятами в группе. Урок проходит легко и доброжелательно, так как не похож на обычную, часто пугающую ребят контрольную работу....

21 04 2020 2:26:53

Интернет-ресурсы на уроках биологии

Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

20 04 2020 17:49:49

Тема урока "Дыхание и обмен веществ у растений", 6-й класс

В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. ...

19 04 2020 5:19:50

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

18 04 2020 16:38:13

Урок биологии "Разнообразие стеблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

17 04 2020 10:26:49

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

16 04 2020 13:53:22

Сказка "Зайчонок Прошка"

В сказке в доступной и запоминающейся форме представлено удивительное свойство краснокочанной капусты – способность менять цвет настоя в зависимости от среды, которая в него попадает. Объяснено значение понятия «индикатор». Предложены варианты демонстрационных опытов с краснокочанной капустой и бытовой химией для проведения их в домашних условиях....

15 04 2020 4:50:11

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

14 04 2020 18:37:32

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

13 04 2020 18:35:21

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

12 04 2020 2:23:29

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

11 04 2020 17:22:51

Урок-игра в 8-м классе "Взаимосвязь кровеносной, дыхательной и пищеварительной систем организма"

Обобщающий урок – закрепления полученных знаний в ходе изученных разделов по темам: « Кровообращение», « Дыхание» и « Пищеварение». Урок построен с оптимальным чередованием различных видов деятельности, неодинаковых по продолжительности, трудности и утомительности, учтена динамика работоспособности обучающихся. ...

10 04 2020 2:53:22

Урок по теме "Направления органической эволюции"

Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории Н И И эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке. ...

09 04 2020 17:19:31

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

08 04 2020 14:32:44

Урок биологии по теме "Развитие представлений о возникновении жизни на Земле. Гипотеза Опарина-Холдейна"

Первый урок при изучении раздела « Возникновение и развитие жизни на Земле», по программе В. В. Пасечника в 9-м классе по курсу « Введение в общую биологию и экологию». В презентации представлено большое разнообразие наглядного материала. Наглядный материал – фотографии натуральных объектов, схемы, рисунки, иллюстрирующие суть опытов, экспериментов и гипотез о возникновении и развитии жизни, а также кроссворд и синквейны на закрепление материала....

07 04 2020 7:40:20

Комбинированный урок по теме "Фотосинтез. Значение фотосинтеза в природе и жизни человека"

Сложившийся шаблон в проведении уроков вызывает у школьников равнодушие к учёбе и откровенную скуку. Поэтому на своих занятиях я импровизирую, использую нетрадиционные уроки. Конечно, такие занятия, имеющие нестандартную структуру, необычные по замыслу, организации, методике проведения, в большей степени нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия....

06 04 2020 4:18:58

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

05 04 2020 8:41:34

Программа по биологии. 10-й класс

На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

04 04 2020 5:26:19

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

03 04 2020 1:17:40

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

02 04 2020 8:38:42

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

01 04 2020 1:57:26

Урок биологии на тему "Генетика человека"

Цель урока: сформировать представление о генетике человека. ...

31 03 2020 12:17:44

Папоротники, хвощи, плауны. Строение, размножение и развитие

Папоротники распространены фактически по всему земному шару, начиная с пустынь и кончая болотами, рисовыми полями и солоноватыми водоемами. Наиболее разнообразны — в тропических влажных лесах....

30 03 2020 13:41:57

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры « Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

29 03 2020 18:43:10

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему " Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употребления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

28 03 2020 21:27:44

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

27 03 2020 7:52:17

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

26 03 2020 20:53:39

Урок — смотр знаний в 7-м классе по теме "Птицы"

Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы « Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, Ц О Ры). ...

25 03 2020 5:48:51

Проведение школьной биологической олимпиады

В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....

24 03 2020 21:12:37

Лечение энтероколита у собак: причины, заболевания и симптомы

Лечение хронического энтероколита у собак сводится к предотвращению фазы обострения. Основу лечения при хронической форме составляет правильная диета....

23 03 2020 2:32:54

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде " Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

22 03 2020 8:36:14

Царство насекомых

Урок-обобщение по теме " Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и практическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между командами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

21 03 2020 2:48:35

Открытый урок биологии по теме "Многообразие пресмыкающихся и их роль в окружающей среде". 7-й класс

В этой работе под проблемным обучением мною понимается система научно обоснованных методов и средств, применяемая в процессе развивающего обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся с целью, в первую очередь, интеллектуального и творческого развития учащихся, а также овладения ими знаниями, навыками, умениями и способами познания....

20 03 2020 4:20:49

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы « Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

19 03 2020 2:56:36

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный « Тематический круглый стол». ...

18 03 2020 0:26:43

Вирусы - неклеточные формы жизни

Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения В И Ч. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

17 03 2020 19:44:37

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме " Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки " Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни " Маленький принц", практическая работа: посадка детьми семян цветов....

16 03 2020 2:38:29

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

14 03 2020 17:59:16

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)