Урок-семинар "Генетика и медицина" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок-семинар "Генетика и медицина"


    Урок-семинар "Генетика и медицина"

Цели и задачи:

  • ознакомить учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении;
  • развивать представления о биосоциальной сущности человека;
  • совершенствовать навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
  • развивать речь, повышать культуру общения учащихся.

Оборудование: репродукция картины Д.Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», диафильм «Генетика человека», музыкальная запись токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, таблица «Метод изучения родословной человека», подготовленная учащимися.

Вопросы для подготовки к семинару:

1. Почему невозможно применить к человеку основной метод генетики?
2. Какие методы разработаны для изучения наследственности и изменчивости человека?
3. Наследственные болезни человека, их хаpaктеристика?
4. Пути профилактики наследственных заболеваний человека.
5. Евгеника  и клонирование. Правомерность и перспективы.

План семинара:

1. Вводное слово учителя о задачах семинарского занятия и плане его проведения.
2. Выступления учащихся с сообщениями по заданным темам.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов и выводы (учитель совместно с учащимися).
5. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку…
Скажите, что такое человек?

Г.Гeйне

I. Организационный момент

Подготовка учащихся к уроку.

II. Вводное слово учителя

Звучит музыка И.С.Баха.

Учитель. Мы не случайно начинаем наш урок с музыки И.С.Баха. Более 250 лет музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи  поколениях было 53 выдающихся музыкантов и композиторов. Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью.  И  наследованием выдающихся способностей. Почему у гениального человека дети не всегда гениальны? Почему одни люди рождаются талантливыми, другие слова, другие едва осваивают школьную программу? От чего зависит наследственность человека? Чем обусловлены наследственные  болезни? Почему  среди 7 млрд. жителей планеты нет двух одинаковых людей?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

III. Методы, применяемые к изучению наследственности человека

Учитель. Изучение наследственности человека  представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос  о методах генетики, применяемых к  изучению наследственности человека.

1-й ученик. Одним из основных  методов  экспериментальной генетики является скрещивание.
Однако его нельзя применить к человеку. Известный  советский генетик Н.К.Кольцов писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем заставить Нежданову выйти замуж за  Шаляпина только для того, чтобы посмотреть, каковы у них будут дети».

«Только» заключаются еще в том, что у человека:

1) медленная смена поколений;
2) потомство немногочисленно;
3) сложный хромосомный набор;
4) невозможно использовать  гибридологический метод.

Однако, несмотря на все эти  трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы, например близнецовый  метод.

2-й ученик. Близнецовый метод был предложен в 1876г. английским ученым Гальтоном, однако  широкое применение он нашел лишь  середине 1920-х г.г. Согласно статистике, 1% всех новорожденных являются близнецами. Каков же механизм появления близнецов? Неидентичные  близнецы, или двойни, рождаются потому, что по неизвестным пока причинам у женщины созревают не одна, как обычно, а одновременно две яйцеклетки. Если произойдет  оплодотворение, то из двух зигот разовьются два зародыша и на свет появятся два ребенка, похожих друг на друга не более чем просто родственники. Их генотипы различны, поэтому  они могут быть как одного пола, так и разнополыми.
Идентичные близнецы появляются вследствие того, что одна оплодотворенная зигота разделяется, и ее дочерние клетки начинают развиваться  независимо  друг от друга, превращаясь в два зародыша. В этом  случае генотипы зародышей одинаковы, но наследственные признаки могут проявляться у близнецов по-разному.

Конкордантность – проявление признаков у обоих идентичных близнецов.

Дискордантность – проявление признака у одного из идентичных близнецов.
С помощью близнецового метода было установлено, что развитие любого признака человеческого организма определяется набором генов. В то же время действие генов проявляется в конкретных условиях среды, от которых также зависит проявление признака. Таким образом, для человека применима следующая известная формула:

Фенотип = генотип + условия среды.

3-й ученик. Помимо близнецового метода в изучении наследственности человека применяется генеалогический метод. Это метод так же, как и близнецовый, введен в науку в XIXв. Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова – родословная человека, таким образом, генеалогический  метод – этот метод, основанный на изучении родословных и выявлении особенностей наследования  каких-либо хаpaктерных признаков  или болезней в ряду поколений данного рода или семьи.  Так, например, для представителей известного австрийского рода Габсбургов в XIV-XIX вв. были хаpaктерны узкая выступающая челюсть  и отвисающая нижняя губа, что легко прослеживается по их портретам, выставленным в картинной галерее в Вене. С помощью генеалогического метода выявлены и изучены многие наследственные заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти сращение фаланг первого и второго пальцев, то есть  Джон Тальбот страдал  симфалангией. Этот признак, унаследованный от прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его потомков. Так и было установлено, что симфалангия наследуется как доминантный признак, так как проявляется в каждом поколении.
Еще один пример  наследственного заболевания – гемофилия. Английская королева Виктория передала ген гемофилии королевским семьям западной Европы и царствующей семье России (царевич Алексей, сын Николай II, страдал гемофилией).

Демонстрация таблицы «Родословная семья Романовых».

4-й ученик. Распространение отдельных генов в человеческих популяциях изучают с помощью популяционно-статистического метода, который позволил установить следующее.
Большинство генов распространены повсеместно и относительно легко выявляются. К ним относятся, например, гены, дефекты в которых приводят к заболеванию фенилкетонурией, некоторыми формами слабоумия.
В то же время есть гены, встречающиеся локально, то есть преимущественно в определенных районах. Например, ген, определяющий  серповидную анемию, распространен в Южной и экваториальной Африке и Средиземноморье.
Популяционно-статистический метод позволяет определить генетическую структуру популяции человека, а это необходимо для профилактической медицины.

5-й ученик. Впервые хромосомы человека были описаны немецким ученым Вальтером Флемингом в 1872г., наблюдавшим их образование и движение пи деление клеток. Название хромосомы в 1888г. предложил В.Вальтер. В 1902г американский ученый У.С.Саттон отметил соответствие между активностью хромосом в мейозе и наследственностью.
Долгое время  ученые считали, что в ядре клетки человека имеется 48 хромосом. С начала 1940-х г.г. вопрос о кариотипе человека считается решенным. И вдруг появилось сенсационное сообщение молодого ученого Тио и известного ученого Левана о том, что у человека не 48, а 46 хромосом. Это открытие коренным образом меняло представление о генетике человека.
В 1960г. на Денверской  конференции была разработана классификация хромосом человека. В  ее основу положены  особенности величины хромосом и расположение первичной перетяжки. Все хромосомы имеют порядковые номера. Наиболее крупная пара гомологичных хромосом имеет №1, следующая – №2. Самые маленькие из хромосомного набора человека – №21, 22. Еще две пoлoвые хромосомы выделяются отдельно.
Через три года после открытия Тио-Левана французские ученые Лежен, Терпен и Готье удивили мир, обнаружив у детей с болезнью Дayна лишнюю хромосому, то есть их набор содержал 47 хромосом вместе 46. Так появилось понятие наследственные болезни.
Сейчас изучение хромосом человека не представляет особых трудностей. Для этого лейкоциты или фибропласты помещают в питательную среду при температуре 37оС, где они делятся, – так получают культуру клеток. Из них готовят препараты, в которых легко определяется число и строение хромосом. Определение числа и структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического метода изучения наследственности человека,  в частности наследственных болезней.

Наследственные болезни человека – это болезни, связанные с нарушением генетического аппарата человека.
Среди наследственных заболеваний выделяют хромосомные и генные болезни.

Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дayна, Шершевского – Тернера (женщина с 45-ю хромосомами), Кляйнфельтера (мужчина с 47-ю хромосомами).

Генные болезни обусловлены изменениями, возникающими внутри гена (на молекулярном уровне). К таким  заболеваниям относятся фенилкетонурия, серповидная анемия. Существовали ли наследственные болезни человека в прежние времена? Посмотрите на репродукцию картины знаменитого испанского художника Диего Веласкеса (1599-1660). На нас смотрят умные глаза королевского шута, у которого хорошо заметны признаки наследственного заболевания ахондроплазии: нормальное тело и сильно укороченные руки и ноги.
Наследственные болезни у человека – лишь часть его наследственной изменчивости. Ученые постоянно работают над проблемами их лечения. Наиболее актуальным является  предупреждение этих болезней.

Учитель. Какова профилактика наследственных  болезней человека?

7-й ученик. Пути профилактики наследственных болезней определяется причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры.

Запрет на близкородственные бpaки. Издавна замечено, что у супругов – родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. Поэтому у многих народов  сложилось отрицательное  отношение к таким бpaкам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются.  У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе – по II закону Менделя, величина этой вероятности составляет 25%.

Запрет на употрeбление алкоголя и наркотических веществ. Их употрeбление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе (пoлoвoм делении), так как алкоголь – это яд для любой  клетки, в том числе и пoлoвoй. В результате  в некоторых  пoлoвых клетках могут возникнуть изменении структуры и числа хромосом, что может принести к тяжелым уpoдствам и умственной отсталости.

Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды мутагенами – веществами, способными вызвать изменения в генах и хромосомах человека. К 1969г. убедительно подтверждено  мутагенное действие на живой организм  некоторых физических, химических и биологических факторов. Не вызывает никаких сомнений  мутагенный эффект курения и жевание табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием. Ученые работают  над созданием антимутагенов – соединений, нейтрализующих действие мутагенов или сам мутаген до его вступления в реакцию с молекулой ДНК (таким действием обладают некоторые витамины, цистеин, гистамин).

Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929г. невропатологом Давыденковым. Это был первый  шаг врача-генетика  на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность медико-генетического консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (в семье  уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).

Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Она предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило риск рождения детей с тяжелыми пороками. Лабораторная   дородовая диагностика, то есть исследование околоплодных  вод или клеток ворсинчатой оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель),  нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже  родились  дети с врожденным пороками. Если установлено наличие  наследственных пороков у плода, то женщине рекомендуется прервать беременность. Врач-генетик – не юридическое лицо. Словом, он не может запретить или разрешить консультированием иметь детей, его задача – помочь семье реально оценить степень опасности.

Учитель. Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой.

8-й ученик. Слово «евгеника» происходит от греческого «eugenus», что означает истинная порода. У истоков евгеники стоял крупный биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. В 1883г. он заявил  миру о науке, которая, по глубокому  убеждению ученого, должна  улучшить человеческий род. Евгенике, по его мнению, предстояло пройти три этапа:

– изучение наследственности человека;
– распространение  полученных знаний и применение их на пpaктике, включая введение специальных  ограничений в  институте бpaка, направленных на то, чтобы оградить человеческую природу от дурной наследственности;
– на третьем этапе, считал основатель евгеники, надобность в каких-либо законах уже опадает, ибо «хорошо образованные и сознательные члeны общества сами будут регулировать свое воспроизводство».

Рекомендации Гальтона были просты  и по-своему заманчивы: следует не только избавляться от патологических генов, сколько повышать в человеческих популяциях количество здоровых  генов, генов талантливости и гениальности. Как же добиться этого? Путь  один – преимущественное размножение более одаренных людей (что должно быть закреплено  законом). Эти идеи вскоре нашли широкое распространение. Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия XXв. и вызвал странные последствия. В  Германии  она была  оправданием уничтожения миллионов «неполноценных» людей и целых рас.
Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918г в Петроградском университете  была организована первая кафедра генетики, а через 3 года при ней было создано бюро евгеники. Ученые верили в возможность улучшения природы человека за счет улучшения груза наследственной патологии.
Однако генетик Н.К.Кольцов 1923г. писал: «Современный человек не откажется от самой драгоценной свободы – права выбирать супруга по собственному выбору, и даже там,  где существовала крепостная зависимость человека, эта свобода была возвращена  paбам ранее отмены всех других нарушений  личной свободы»

Учитель. В  последнее  время можно часто услышать сообщения о клонировании растений, животных и человека.

Клоном называется генетически однородное потомство одной клетки, поученное путем бесполого размножения.

Клоны высших  организмов, у которых нет бесполого размножения, – явление редкое. Клоном у  человека можно назвать однояйцовых близнецов (клоны одной зиготы).
В настоящее время для некоторых животных (например, амфибий) освоен метод пересадки клеточных ядер из  позднего зародыша в яйцеклетки, из которых удалено собственное ядро.
Эту манипуляцию можно повторять несколько раз. Так возникает возможность получить клон животных  и даже  человека – ведь все они происходят из одного яйца и, следовательно, похожи друг на друга как однояйцовые близнецы.

III. Дискуссия о клонировании

Учитель. Насколько правомерным вы считаете клонирование человека?

В дискуссии принимает  участие весь класс.

Учитель. Академик Баев на вопрос о перспективах генетического экспериментирования и готовности человечества к подобным экспериментам ответил: Комитет по генетическому экспериментированию при Международном совете научных союзов постоянно занимается оценкой предполагаемых опасностей научных разработок с учетом перспектив  генетической информации. Мы призываем к разумной осторожности, необходимой в  любых научных исследованиях. Сдерживающая  осторожность и высокая ответственность – ценные и нужные человеческие качества, что. На мой взгляд, справедливо  всегда: и для атомного века, и для грядущего века генетического…»

IV. Итог урока

 Выводы и обобщения. Население  Земли  составляет более 5 млрд. человек, но невозможно найти двух абсолютно одинаковых людей. Поскольку  число хромосом у человека равно 46 (то есть 23 пары), то число возможных комбинаций равно 2/23. На самом деле количество комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности  распространяется и  на человека. Человек – не только биологическое, но и социальное существо. Томас Морган, американский генетик, лауреат Нобелевской премии, писал об этом так: «У  человека, таким образом, два процесса наследственности: один – вследствие материальной непрерывности (пoлoвые клетки) и другой – путем передачи опыта одного поколения следующему поколению посредством примера, речи, письма. Способность человека общаться   себе подобными и воспитывать свое потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции человека».

Заполнение таблицы.

Название метода Сущность
1. Генеалогический метод  (метод составления родословных) Выяснение родословных  связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников  на основе составления родословной.
2. Популяционный Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции.
3. Близнецовый Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип.
4. Цитогенетический Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей.
5. Биохимический Определение места и хаpaктера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков.

Приложение 1



Комментарии:

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

01 04 2025 19:21:49

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

31 03 2025 8:32:31

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение

Тип Члeнистоногие: общая хаpaктеристика, признаки и строение Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....

30 03 2025 6:44:33

Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"


    Сценарий игрового урока-представления "Хоровод цветов"

      Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его. А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования! ...

29 03 2025 4:14:34

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены

Гигиена кожи, одежды и обуви человека. Правила личной гигиены Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....

28 03 2025 6:39:52

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения

Охрана биосферы: проблемы, задачи и их способы решения В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....

27 03 2025 7:39:23

Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс


    Обмен веществ в клетке (метаболизм). 10-й класс

      Цели урока: сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи; вспомнить особенности строения хлоропластов; развивать логическое мышление, память, устную и письменную речь....

26 03 2025 9:47:11

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре

Белки и ДНК — основа хромосом, постоянство количества ДНК в ядре Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....

25 03 2025 17:36:31

Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения


    Организация учебной деятельности на начальном этапе изучения

      Одна из сложностей учительского труда - освоение требований программы неуспевающими учащимися. Вариантом решений этой проблемы является включение в учебный процесс знаковой системы свертки/развертки потоков информации. В результате применения этого приема изменяется роль учителя. Он становится консультантом....

24 03 2025 20:20:32

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы


    Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

      Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

23 03 2025 4:50:17

Урок природоведения на тему «Здоровье человека». 5-й класс

Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....

22 03 2025 18:35:53

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

21 03 2025 10:27:23

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

20 03 2025 18:18:32

Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии


    Как пробудить у школьников желание учиться, или Применение творческих задач на уроках биологии

      Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....

19 03 2025 5:49:46

Внеклассное мероприятие по биологии. Своя игра "Все о птицах". 7-й класс

Предлагаемая интеллектуальная игра является прообразом игры «Своя игра». Разработка содержит презентацию, на которой находится игровое поле, состоящее из пяти секторов с различного рода заданиями. Каждый сектор содержит вопросы различной стоимости. Чем выше цена вопроса, тем он, как правило, сложнее. Данное мероприятие может с успехом быть проведено в рамках недели биологии....

18 03 2025 11:57:21

Симфония по рецепту


    Симфония по рецепту

      Как научиться «правильно» слушать музыку, получая при этом массу положительных эмоций? Могут ли музыкальные инструменты оказывать лечебное влияние на организм? Так наука и искусство идут рука об руку, углубляя фундаментальные знания об анализаторах, раскрывая роль ощущений и восприятия в жизни человека. Интегрированный урок биологии и музыки помогает пробудить у учащихся познавательный интерес, расширить и углубить знания об анализаторах и их взаимодействии....

17 03 2025 15:44:53

Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок-пpaктикум "Решение генетических задач. Анализ и составление родословной"

      Основная цель решения задач по генетике состоит в освоении новых приёмов логического анализа ситуаций, в исследовании того, как меняется проявление общих законов в зависимости от тех или иных конкретных условий. Тема заключает в себе широкие возможности для организации пpaктических работ (составление родословной по сказке А.С. Пушкина, роль врача в медико-генетической консультации составляющего родословную пробанда). ...

16 03 2025 22:11:52

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

15 03 2025 22:54:28

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

14 03 2025 5:58:12

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

13 03 2025 15:29:59

Зачетный урок "Отделы растений"


    Зачетный урок "Отделы растений"

      Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

12 03 2025 14:45:48

Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Орган зрения — глаз"

      Особенности методики: использование опopной схемы-конспекта, компьютерной программы, включающей интеpaктивные упражнения, пpaктикума (микроисследования), решение биологических задач как средства повышения познавательной активности учащихся и полной реализации образовательных целей урока. ...

11 03 2025 10:40:22

Презентация "Еловый лес как экосистема" к блоку уроков биологии "Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы"

Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....

10 03 2025 12:58:27

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

09 03 2025 8:44:47

Дидактический материал "Клетки представителей царств органического мира"

Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....

08 03 2025 12:29:46

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

07 03 2025 2:43:39

Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"


    Урок по теме "Экология как наука. Экологические факторы"

      Урок представляет собой беседу о предмете экологии, её задачах, классификации экологических факторов с использованием презентации. Фронтальная работа с изображениями. В ходе урока идет просмотр анимации «Абиотические факторы», выполнение письменных заданий с использованием дополнительного материала. Закрепление материала проводится в форме игры «Кот в мешке»....

06 03 2025 1:46:47

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений


    Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

      Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

05 03 2025 6:26:55

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

04 03 2025 9:59:41

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

03 03 2025 13:53:22

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

02 03 2025 9:24:32

Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии


    Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроке биологии

      Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....

01 03 2025 22:16:20

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения


    Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 8-м классе по теме "Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения

      Содержание урока опирается на жизненный опыт учащихся. Знания, полученные ребятами при изучении других наук, обобщаются и приводятся к общему выводу....

28 02 2025 21:39:42

Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"


    Урок биологии в 7-м классе по УМК "Сферы":" Отдел Голосеменные"

      Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....

27 02 2025 20:54:14

Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"


    Природоведение в 5-м классе. Урок-игра "Через тернии – к звездам"

      Представлен конспект урока-игры в 5-м классе: "Через тернии - к Звездам". Эта игра проводится после изучения главы "Вселенная". Игра - одна из форм проведения обобщающего урока в моей педагогической пpaктике. Пpaктически каждая пройденная глава в 5-х и 6-х классах обобщается именно в игровой форме. Игра побуждает учащихся к знаниям, к победе, учит коллективной форме работы, определенным правилам и нормам поведения, а главное - прививает интерес к предмету....

26 02 2025 7:43:38

Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся


    Применение теории компетентности при формировании нравственно-экологических качеств личности учащихся

      Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....

25 02 2025 18:26:18

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

24 02 2025 13:57:47

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

23 02 2025 0:57:51

Макроэволюция, ее доказательства. 11-й класс

Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....

22 02 2025 14:26:21

Удивительный мир клетки


    Удивительный мир клетки

      Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация. ...

21 02 2025 9:12:43

Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"


    Интегрированный урок на тему "Что же между ними общего?.. (кровь и деньги)"

      На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...

20 02 2025 2:13:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

19 02 2025 11:25:26

Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс


    Урок биологии "Мои миллионы…". 9-й класс

      Урок направлен на актуализацию знаний о строении клетки, полученных в 6-м классе, и на построение новых знаний в курсе цитологии. На уроке учащиеся работают в группах, что позволяет развивать коммуникативные навыки; предложенные задания направлены на развитие креативных умений, развитие критического мышления, умения анализировать, обобщать, делать выводы, презентовать свою работу. ...

18 02 2025 12:12:37

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

17 02 2025 1:52:58

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"


    Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

      Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся ККО с использованием элементов технологии полного усвоения....

16 02 2025 9:25:15

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

15 02 2025 16:59:46

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

14 02 2025 3:44:43

Урок по теме: "Члeнистоногие". "Этот удивительный, многогранный мир члeнистоногих". 7-8-й классы

Урок для 7—8-х классов — заключительный урок обобщения и проверки знаний по теме «Тип члeнистоногие». Предлагается разработка урока с элементами игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к предмету....

13 02 2025 19:45:53

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

12 02 2025 10:53:17

Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов


    Предметные олимпиады по анатомии и физиологии как фактор активизации познавательной деятельности студентов

      Предметные олимпиады представляют собой один из нетрадиционных способов проверки и контроля знаний студентов. Как и любая олимпиада, предметная олимпиада - это соревнование студентов за возможность показать наилучшие знания, найти выход из ситуационных задач. Она концентрирует внимание студентов, способствует формированию познавательного интереса, развивает навыки самостоятельной работы, ставит дисциплину на новый уровень изучения....

11 02 2025 20:41:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::