Урок-семинар "Генетика и медицина"
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении;
- развивать представления о биосоциальной сущности человека;
- совершенствовать навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
- развивать речь, повышать культуру общения учащихся.
Оборудование: репродукция картины Д.Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», диафильм «Генетика человека», музыкальная запись токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, таблица «Метод изучения родословной человека», подготовленная учащимися.
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Почему невозможно применить к человеку
основной метод генетики?
2. Какие методы разработаны для изучения
наследственности и изменчивости человека?
3. Наследственные болезни человека, их
хаpaктеристика?
4. Пути профилактики наследственных заболеваний
человека.
5. Евгеника и клонирование. Правомерность и
перспективы.
План семинара:
1. Вводное слово учителя о задачах семинарского
занятия и плане его проведения.
2. Выступления учащихся с сообщениями по заданным
темам.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов и выводы (учитель совместно с
учащимися).
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку…
Скажите, что такое человек?
Г.Гeйне
I. Организационный момент
Подготовка учащихся к уроку.
II. Вводное слово учителя
Звучит музыка И.С.Баха.
Учитель. Мы не случайно начинаем наш
урок с музыки И.С.Баха. Более 250 лет музыка
восхищает человечество. В семье Бахов в семи
поколениях было 53 выдающихся музыкантов и
композиторов. Людей всегда волновали вопросы,
связанные с наследственностью. И
наследованием выдающихся способностей. Почему у
гениального человека дети не всегда гениальны?
Почему одни люди рождаются талантливыми, другие
слова, другие едва осваивают школьную программу?
От чего зависит наследственность человека? Чем
обусловлены наследственные болезни?
Почему среди 7 млрд. жителей планеты нет двух
одинаковых людей?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.
III. Методы, применяемые к изучению наследственности человека
Учитель. Изучение наследственности человека представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос о методах генетики, применяемых к изучению наследственности человека.
1-й ученик. Одним из основных
методов экспериментальной генетики является скрещивание.
Однако его нельзя применить к человеку.
Известный советский генетик Н.К.Кольцов
писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем
заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина
только для того, чтобы посмотреть, каковы у них
будут дети».
«Только» заключаются еще в том, что у человека:
1) медленная смена поколений;
2) потомство немногочисленно;
3) сложный хромосомный набор;
4) невозможно использовать гибридологический
метод.
Однако, несмотря на все эти трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы, например близнецовый метод.
2-й ученик. Близнецовый метод был
предложен в 1876г. английским ученым Гальтоном,
однако широкое применение он нашел лишь
середине 1920-х г.г. Согласно статистике, 1% всех
новорожденных являются близнецами. Каков же
механизм появления близнецов? Неидентичные
близнецы, или двойни, рождаются потому, что по
неизвестным пока причинам у женщины созревают не
одна, как обычно, а одновременно две яйцеклетки.
Если произойдет оплодотворение, то из двух
зигот разовьются два зародыша и на свет появятся
два ребенка, похожих друг на друга не более чем
просто родственники. Их генотипы различны,
поэтому они могут быть как одного пола, так и
разнополыми.
Идентичные близнецы появляются вследствие того,
что одна оплодотворенная зигота разделяется, и
ее дочерние клетки начинают развиваться
независимо друг от друга, превращаясь в два
зародыша. В этом случае генотипы зародышей
одинаковы, но наследственные признаки могут
проявляться у близнецов по-разному.
Конкордантность – проявление признаков у обоих идентичных близнецов.
Дискордантность – проявление
признака у одного из идентичных близнецов.
С помощью близнецового метода было установлено,
что развитие любого признака человеческого
организма определяется набором генов. В то же
время действие генов проявляется в конкретных
условиях среды, от которых также зависит
проявление признака. Таким образом, для человека
применима следующая известная формула:
Фенотип = генотип + условия среды.
3-й ученик. Помимо близнецового метода
в изучении наследственности человека
применяется генеалогический метод. Это
метод так же, как и близнецовый, введен в науку в
XIXв. Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова
– родословная человека, таким образом,
генеалогический метод – этот метод,
основанный на изучении родословных и выявлении
особенностей наследования каких-либо
хаpaктерных признаков или болезней в ряду
поколений данного рода или семьи. Так,
например, для представителей известного
австрийского рода Габсбургов в XIV-XIX вв. были
хаpaктерны узкая выступающая челюсть и
отвисающая нижняя губа, что легко прослеживается
по их портретам, выставленным в картинной
галерее в Вене. С помощью генеалогического
метода выявлены и изучены многие наследственные
заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли
гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад
погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти
сращение фаланг первого и второго пальцев, то
есть Джон Тальбот страдал симфалангией.
Этот признак, унаследованный от
прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его
потомков. Так и было установлено, что симфалангия
наследуется как доминантный признак, так как
проявляется в каждом поколении.
Еще один пример наследственного заболевания
– гемофилия. Английская королева Виктория
передала ген гемофилии королевским семьям
западной Европы и царствующей семье России
(царевич Алексей, сын Николай II, страдал
гемофилией).
Демонстрация таблицы «Родословная семья Романовых».
4-й ученик. Распространение отдельных
генов в человеческих популяциях изучают с
помощью популяционно-статистического
метода, который позволил установить
следующее.
Большинство генов распространены повсеместно и
относительно легко выявляются. К ним относятся,
например, гены, дефекты в которых приводят к
заболеванию фенилкетонурией, некоторыми
формами слабоумия.
В то же время есть гены, встречающиеся локально,
то есть преимущественно в определенных районах.
Например, ген, определяющий серповидную
анемию, распространен в Южной и
экваториальной Африке и Средиземноморье.
Популяционно-статистический метод позволяет
определить генетическую структуру популяции
человека, а это необходимо для профилактической
медицины.
5-й ученик. Впервые хромосомы человека
были описаны немецким ученым Вальтером
Флемингом в 1872г., наблюдавшим их образование и
движение пи деление клеток. Название хромосомы
в 1888г. предложил В.Вальтер. В 1902г американский
ученый У.С.Саттон отметил соответствие между
активностью хромосом в мейозе и
наследственностью.
Долгое время ученые считали, что в ядре клетки
человека имеется 48 хромосом. С начала 1940-х г.г.
вопрос о кариотипе человека считается решенным.
И вдруг появилось сенсационное сообщение
молодого ученого Тио и известного ученого Левана
о том, что у человека не 48, а 46 хромосом. Это
открытие коренным образом меняло представление
о генетике человека.
В 1960г. на Денверской конференции была
разработана классификация хромосом человека.
В ее основу положены особенности величины
хромосом и расположение первичной перетяжки. Все
хромосомы имеют порядковые номера. Наиболее
крупная пара гомологичных хромосом имеет №1,
следующая – №2. Самые маленькие из хромосомного
набора человека – №21, 22. Еще две пoлoвые
хромосомы выделяются отдельно.
Через три года после открытия Тио-Левана
французские ученые Лежен, Терпен и Готье удивили
мир, обнаружив у детей с болезнью Дayна лишнюю
хромосому, то есть их набор содержал 47 хромосом
вместе 46. Так появилось понятие наследственные
болезни.
Сейчас изучение хромосом человека не
представляет особых трудностей. Для этого
лейкоциты или фибропласты помещают в
питательную среду при температуре 37оС, где они
делятся, – так получают культуру клеток. Из них
готовят препараты, в которых легко определяется
число и строение хромосом. Определение числа и
структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического
метода изучения наследственности
человека, в частности наследственных
болезней.
Наследственные болезни человека –
это болезни, связанные с нарушением
генетического аппарата человека.
Среди наследственных заболеваний выделяют
хромосомные и генные болезни.
Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дayна, Шершевского – Тернера (женщина с 45-ю хромосомами), Кляйнфельтера (мужчина с 47-ю хромосомами).
Генные болезни обусловлены
изменениями, возникающими внутри гена (на
молекулярном уровне). К таким заболеваниям
относятся фенилкетонурия, серповидная анемия.
Существовали ли наследственные болезни человека
в прежние времена? Посмотрите на репродукцию
картины знаменитого испанского художника Диего
Веласкеса (1599-1660). На нас смотрят умные глаза
королевского шута, у которого хорошо заметны
признаки наследственного заболевания
ахондроплазии: нормальное тело и сильно
укороченные руки и ноги.
Наследственные болезни у человека – лишь часть
его наследственной изменчивости. Ученые
постоянно работают над проблемами их лечения.
Наиболее актуальным является предупреждение
этих болезней.
Учитель. Какова профилактика наследственных болезней человека?
7-й ученик. Пути профилактики наследственных болезней определяется причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры.
Запрет на близкородственные бpaки. Издавна замечено, что у супругов – родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. Поэтому у многих народов сложилось отрицательное отношение к таким бpaкам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе – по II закону Менделя, величина этой вероятности составляет 25%.
Запрет на употрeбление алкоголя и наркотических веществ. Их употрeбление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе (пoлoвoм делении), так как алкоголь – это яд для любой клетки, в том числе и пoлoвoй. В результате в некоторых пoлoвых клетках могут возникнуть изменении структуры и числа хромосом, что может принести к тяжелым уpoдствам и умственной отсталости.
Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды мутагенами – веществами, способными вызвать изменения в генах и хромосомах человека. К 1969г. убедительно подтверждено мутагенное действие на живой организм некоторых физических, химических и биологических факторов. Не вызывает никаких сомнений мутагенный эффект курения и жевание табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием. Ученые работают над созданием антимутагенов – соединений, нейтрализующих действие мутагенов или сам мутаген до его вступления в реакцию с молекулой ДНК (таким действием обладают некоторые витамины, цистеин, гистамин).
Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929г. невропатологом Давыденковым. Это был первый шаг врача-генетика на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность медико-генетического консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (в семье уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).
Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Она предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило риск рождения детей с тяжелыми пороками. Лабораторная дородовая диагностика, то есть исследование околоплодных вод или клеток ворсинчатой оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель), нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже родились дети с врожденным пороками. Если установлено наличие наследственных пороков у плода, то женщине рекомендуется прервать беременность. Врач-генетик – не юридическое лицо. Словом, он не может запретить или разрешить консультированием иметь детей, его задача – помочь семье реально оценить степень опасности.
Учитель. Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой.
8-й ученик. Слово «евгеника» происходит от греческого «eugenus», что означает истинная порода. У истоков евгеники стоял крупный биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. В 1883г. он заявил миру о науке, которая, по глубокому убеждению ученого, должна улучшить человеческий род. Евгенике, по его мнению, предстояло пройти три этапа:
– изучение наследственности человека;
– распространение полученных знаний и
применение их на пpaктике, включая введение
специальных ограничений в институте
бpaка, направленных на то, чтобы оградить
человеческую природу от дурной
наследственности;
– на третьем этапе, считал основатель евгеники,
надобность в каких-либо законах уже опадает, ибо
«хорошо образованные и сознательные члeны
общества сами будут регулировать свое
воспроизводство».
Рекомендации Гальтона были просты и
по-своему заманчивы: следует не только
избавляться от патологических генов, сколько
повышать в человеческих популяциях количество
здоровых генов, генов талантливости и
гениальности. Как же добиться этого? Путь один
– преимущественное размножение более одаренных
людей (что должно быть закреплено законом).
Эти идеи вскоре нашли широкое распространение.
Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия
XXв. и вызвал странные последствия. В
Германии она была оправданием уничтожения
миллионов «неполноценных» людей и целых рас.
Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918г
в Петроградском университете была
организована первая кафедра генетики, а через 3
года при ней было создано бюро евгеники. Ученые
верили в возможность улучшения природы человека
за счет улучшения груза наследственной
патологии.
Однако генетик Н.К.Кольцов 1923г. писал:
«Современный человек не откажется от самой
драгоценной свободы – права выбирать супруга по
собственному выбору, и даже там, где
существовала крепостная зависимость человека,
эта свобода была возвращена paбам ранее
отмены всех других нарушений личной свободы»
Учитель. В последнее время можно часто услышать сообщения о клонировании растений, животных и человека.
Клоном называется генетически однородное потомство одной клетки, поученное путем бесполого размножения.
Клоны высших организмов, у которых нет
бесполого размножения, – явление редкое. Клоном
у человека можно назвать однояйцовых
близнецов (клоны одной зиготы).
В настоящее время для некоторых животных
(например, амфибий) освоен метод пересадки
клеточных ядер из позднего зародыша в
яйцеклетки, из которых удалено собственное ядро.
Эту манипуляцию можно повторять несколько раз.
Так возникает возможность получить клон
животных и даже человека – ведь все они
происходят из одного яйца и, следовательно,
похожи друг на друга как однояйцовые близнецы.
III. Дискуссия о клонировании
Учитель. Насколько правомерным вы считаете клонирование человека?
В дискуссии принимает участие весь класс.
Учитель. Академик Баев на вопрос о перспективах генетического экспериментирования и готовности человечества к подобным экспериментам ответил: Комитет по генетическому экспериментированию при Международном совете научных союзов постоянно занимается оценкой предполагаемых опасностей научных разработок с учетом перспектив генетической информации. Мы призываем к разумной осторожности, необходимой в любых научных исследованиях. Сдерживающая осторожность и высокая ответственность – ценные и нужные человеческие качества, что. На мой взгляд, справедливо всегда: и для атомного века, и для грядущего века генетического…»
IV. Итог урока
Выводы и обобщения. Население
Земли составляет более 5 млрд. человек, но
невозможно найти двух абсолютно одинаковых
людей. Поскольку число хромосом у человека
равно 46 (то есть 23 пары), то число возможных
комбинаций равно 2/23. На самом деле количество
комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности
распространяется и на человека. Человек – не
только биологическое, но и социальное существо.
Томас Морган, американский генетик, лауреат
Нобелевской премии, писал об этом так: «У
человека, таким образом, два процесса
наследственности: один – вследствие
материальной непрерывности (пoлoвые клетки) и
другой – путем передачи опыта одного поколения
следующему поколению посредством примера, речи,
письма. Способность человека общаться
себе подобными и воспитывать свое потомство
является, вероятно, основным фактором быстрой
социальной эволюции человека».
Заполнение таблицы.
№ | Название метода | Сущность |
1. | Генеалогический метод (метод составления родословных) | Выяснение родословных связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников на основе составления родословной. |
2. | Популяционный | Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции. |
3. | Близнецовый | Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип. |
4. | Цитогенетический | Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей. |
5. | Биохимический | Определение места и хаpaктера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков. |
Приложение 1
Комментарии:
Основная цель занятия — формирование представлений об опopных системах живых организмов и их значении в жизни организмов. В начале урока на доске записана тема урока и перед учащимися ставится проблема: «Почему человек сидит, лежит, листья на ветру не ломаются, а лиса на бегу не складывается пополам?»...
16 03 2025 18:53:25
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
15 03 2025 9:48:52
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
14 03 2025 9:46:16
Представлен урок биологии, на котором учащиеся получают новые знания о генетике человека.
...
13 03 2025 6:53:11
Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word.
...
12 03 2025 1:29:49
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
11 03 2025 9:29:42
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
10 03 2025 12:33:54

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
09 03 2025 4:25:43
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
08 03 2025 22:37:33
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
07 03 2025 14:17:30
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
06 03 2025 10:15:37
Школьные учебники содержат минимум информации о закономерностях наследования и решению генетических задач. Не всегда эта информация в полной степени усваивается обучающимися на должном уровне. Поэтому был создан блок уроков, посвященный решению генетических задач с использованием мультимедийных презентаций. ...
05 03 2025 4:44:29
КВН для учащихся 5-х классов обобщает и закрепляет знания об осенних явлениях, развивает творческие способности детей, воспитывает бережное отношение к природе. Данное мероприятие может использоваться в рамках декады естественно-научного цикла....
04 03 2025 2:44:43
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
03 03 2025 11:35:11
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
02 03 2025 22:31:12
Автор статьи представляет технологию развития критического мышления, где развивает у учащихся информационную и коммуникативную компетентность....
01 03 2025 16:57:27
Решающим фактором роста ориентации школьников на саморазвитие в учебном процессе является психологический климат класса и психологический климат урока. Поэтому учитываются этапы развития психологического климата: от чувства безопасности–к чувству принадлежности; от чувства принадлежности–к признанию достижений; от признания достижений–к стремлению выразить себя в учебной деятельности.
...
28 02 2025 15:35:41
Разработка урока предназначена для учащихся, изучающих предмет биологии на базовом уровне. На данном уроке на основе общего, особенного и единичного повторяются, обобщаются и систематизируются знания учащихся об эволюции органического мира и ее результатах. Урок позволяет учащимся постигать многообразие и взаимосвязь явлений природы. ...
27 02 2025 22:32:13
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
26 02 2025 0:17:38
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
25 02 2025 19:40:35
Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....
24 02 2025 3:45:49
Второй урок по классам паукообразных. Заранее распределяется работа в группах по количеству отрядов: скорпионы, клещи, сенокосцы и пауки. Учащиеся готовят презентации по плану и выступают с сообщениями перед одноклассниками. Базовые технологии на уроке: личностно-деятельностная; развитие критического мышления; формирование коммуникативных действий; активная рефлексивная деятельность. ....
23 02 2025 12:28:14
Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....
22 02 2025 9:28:47

Урок проводится в виде беседы, в ходе которой учитель подводит учеников к знанию основ рационального питания. В ходе объяснения нового материала ученикам приходится обращаться к знаниям по теме "Пищеварение", полученным ранее, что позволяет лучше закрепить их. Урок рассчитан на 90 минут, состоит из 4 этапов....
21 02 2025 4:35:25
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
20 02 2025 17:38:40
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
19 02 2025 2:36:20
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков.
Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами.
...
18 02 2025 19:13:17
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
17 02 2025 21:52:40
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
16 02 2025 19:38:49
Ток воздуха по дыхательным путям осуществляется посредством ритмичных дыхательных движений — вдоха и выдоха. Частота дыхательных движений в норме у новорожденных до 60 в минуту, а у взрослых людей — 16-18 раз....
15 02 2025 20:46:39
Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный хаpaктер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...
14 02 2025 9:39:31
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
13 02 2025 21:50:10
Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....
12 02 2025 20:51:43

В ходе урока дается обобщенное представление о процессе оплодотворения в живой природе. Рассмотрены различные типы оплодотворения, а также факторы, влияющие на этот процесс. Презентация содержит видеофрагменты, смонтированные мной специально для урока, а также анимацию из банка ЦОР....
11 02 2025 14:50:44
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
10 02 2025 13:20:19
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
09 02 2025 14:37:33
Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....
08 02 2025 15:54:32
Загрязнение окружающей среды, изменение ее человеком — одна из глобальных проблем. Лучше почувствовать эту проблему помогают примеры своей местности. Вопросы экологии чаще поднимаются на уроках географии и биологии. Поэтому мы решили объединиться и ежегодно проводить двухчасовую экскурсию....
07 02 2025 0:11:20
Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....
06 02 2025 9:21:23
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
05 02 2025 16:51:12
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
04 02 2025 10:15:55
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
03 02 2025 17:29:47
Здоровье – состояние физического, душевного и социального благополучия. Преподаватели технологии, биологии и музыки в рамках интегрированного внеклассного мероприятия показывают важность этой темы и вместе с учащимися обобщают и систематизируют знания о здоровом образе жизни.
...
02 02 2025 16:22:44

Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
01 02 2025 18:24:17
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире.
...
31 01 2025 16:42:32
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
30 01 2025 4:32:11
Урок для учащихся 9-го класса общеобразовательной школы (учебник Мамонтова С.Г., Захарова В.Б., Сонина Н.И. "Биология. Общие закономерности"). Цель урока: изучить особенности строения эукариотической клетки, выявить признаки сходства и различия животной и растительной клетки. Задания, предлагаемые на уроке, направлены на систематизацию знаний, совершенствование навыков самостоятельной учебной деятельности, умению устанавливать причинно-следственные связи. На уроке используется презентация.
...
29 01 2025 19:28:29
Для того чтобы дети сфокусировали внимание на теме, использовала кластер. В качестве закрепления использовала синквейн. Это помогает использовать зрительную и механическую память.
...
28 01 2025 19:24:17
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
27 01 2025 2:37:11
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
26 01 2025 20:24:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::