Урок-семинар "Генетика и медицина"
Цели и задачи:
- ознакомить учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении;
- развивать представления о биосоциальной сущности человека;
- совершенствовать навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания;
- развивать речь, повышать культуру общения учащихся.
Оборудование: репродукция картины Д.Веласкеса «Портрет шута Себастьяна Моро», диафильм «Генетика человека», музыкальная запись токкаты и фуги ре-минор И.С.Баха, таблица «Метод изучения родословной человека», подготовленная учащимися.
Вопросы для подготовки к семинару:
1. Почему невозможно применить к человеку
основной метод генетики?
2. Какие методы разработаны для изучения
наследственности и изменчивости человека?
3. Наследственные болезни человека, их
хаpaктеристика?
4. Пути профилактики наследственных заболеваний
человека.
5. Евгеника и клонирование. Правомерность и
перспективы.
План семинара:
1. Вводное слово учителя о задачах семинарского
занятия и плане его проведения.
2. Выступления учащихся с сообщениями по заданным
темам.
3. Дискуссия.
4. Подведение итогов и выводы (учитель совместно с
учащимися).
5. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
О, разрешите мне загадку жизни,
Мучительно старинную загадку…
Скажите, что такое человек?
Г.Гeйне
I. Организационный момент
Подготовка учащихся к уроку.
II. Вводное слово учителя
Звучит музыка И.С.Баха.
Учитель. Мы не случайно начинаем наш
урок с музыки И.С.Баха. Более 250 лет музыка
восхищает человечество. В семье Бахов в семи
поколениях было 53 выдающихся музыкантов и
композиторов. Людей всегда волновали вопросы,
связанные с наследственностью. И
наследованием выдающихся способностей. Почему у
гениального человека дети не всегда гениальны?
Почему одни люди рождаются талантливыми, другие
слова, другие едва осваивают школьную программу?
От чего зависит наследственность человека? Чем
обусловлены наследственные болезни?
Почему среди 7 млрд. жителей планеты нет двух
одинаковых людей?
На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.
III. Методы, применяемые к изучению наследственности человека
Учитель. Изучение наследственности человека представляет значительные трудности. Давайте сначала обсудим вопрос о методах генетики, применяемых к изучению наследственности человека.
1-й ученик. Одним из основных
методов экспериментальной генетики является скрещивание.
Однако его нельзя применить к человеку.
Известный советский генетик Н.К.Кольцов
писал: «Мы не можем ставить опытов, мы не можем
заставить Нежданову выйти замуж за Шаляпина
только для того, чтобы посмотреть, каковы у них
будут дети».
«Только» заключаются еще в том, что у человека:
1) медленная смена поколений;
2) потомство немногочисленно;
3) сложный хромосомный набор;
4) невозможно использовать гибридологический
метод.
Однако, несмотря на все эти трудности, генетика человека успешно развивается. Для изучения наследственности человека генетики разработали специальные методы, например близнецовый метод.
2-й ученик. Близнецовый метод был
предложен в 1876г. английским ученым Гальтоном,
однако широкое применение он нашел лишь
середине 1920-х г.г. Согласно статистике, 1% всех
новорожденных являются близнецами. Каков же
механизм появления близнецов? Неидентичные
близнецы, или двойни, рождаются потому, что по
неизвестным пока причинам у женщины созревают не
одна, как обычно, а одновременно две яйцеклетки.
Если произойдет оплодотворение, то из двух
зигот разовьются два зародыша и на свет появятся
два ребенка, похожих друг на друга не более чем
просто родственники. Их генотипы различны,
поэтому они могут быть как одного пола, так и
разнополыми.
Идентичные близнецы появляются вследствие того,
что одна оплодотворенная зигота разделяется, и
ее дочерние клетки начинают развиваться
независимо друг от друга, превращаясь в два
зародыша. В этом случае генотипы зародышей
одинаковы, но наследственные признаки могут
проявляться у близнецов по-разному.
Конкордантность – проявление признаков у обоих идентичных близнецов.
Дискордантность – проявление
признака у одного из идентичных близнецов.
С помощью близнецового метода было установлено,
что развитие любого признака человеческого
организма определяется набором генов. В то же
время действие генов проявляется в конкретных
условиях среды, от которых также зависит
проявление признака. Таким образом, для человека
применима следующая известная формула:
Фенотип = генотип + условия среды.
3-й ученик. Помимо близнецового метода
в изучении наследственности человека
применяется генеалогический метод. Это
метод так же, как и близнецовый, введен в науку в
XIXв. Гальтоном. Генеалогия в широком смысле слова
– родословная человека, таким образом,
генеалогический метод – этот метод,
основанный на изучении родословных и выявлении
особенностей наследования каких-либо
хаpaктерных признаков или болезней в ряду
поколений данного рода или семьи. Так,
например, для представителей известного
австрийского рода Габсбургов в XIV-XIX вв. были
хаpaктерны узкая выступающая челюсть и
отвисающая нижняя губа, что легко прослеживается
по их портретам, выставленным в картинной
галерее в Вене. С помощью генеалогического
метода выявлены и изучены многие наследственные
заболевания. Когда в Шрюберийском соборе открыли
гробницу рыцаря Джона Тальбота, много лет назад
погибшего на поле битвы, то обнаружили на кисти
сращение фаланг первого и второго пальцев, то
есть Джон Тальбот страдал симфалангией.
Этот признак, унаследованный от
прародителя, наблюдался во всех 14 поколениях его
потомков. Так и было установлено, что симфалангия
наследуется как доминантный признак, так как
проявляется в каждом поколении.
Еще один пример наследственного заболевания
– гемофилия. Английская королева Виктория
передала ген гемофилии королевским семьям
западной Европы и царствующей семье России
(царевич Алексей, сын Николай II, страдал
гемофилией).
Демонстрация таблицы «Родословная семья Романовых».
4-й ученик. Распространение отдельных
генов в человеческих популяциях изучают с
помощью популяционно-статистического
метода, который позволил установить
следующее.
Большинство генов распространены повсеместно и
относительно легко выявляются. К ним относятся,
например, гены, дефекты в которых приводят к
заболеванию фенилкетонурией, некоторыми
формами слабоумия.
В то же время есть гены, встречающиеся локально,
то есть преимущественно в определенных районах.
Например, ген, определяющий серповидную
анемию, распространен в Южной и
экваториальной Африке и Средиземноморье.
Популяционно-статистический метод позволяет
определить генетическую структуру популяции
человека, а это необходимо для профилактической
медицины.
5-й ученик. Впервые хромосомы человека
были описаны немецким ученым Вальтером
Флемингом в 1872г., наблюдавшим их образование и
движение пи деление клеток. Название хромосомы
в 1888г. предложил В.Вальтер. В 1902г американский
ученый У.С.Саттон отметил соответствие между
активностью хромосом в мейозе и
наследственностью.
Долгое время ученые считали, что в ядре клетки
человека имеется 48 хромосом. С начала 1940-х г.г.
вопрос о кариотипе человека считается решенным.
И вдруг появилось сенсационное сообщение
молодого ученого Тио и известного ученого Левана
о том, что у человека не 48, а 46 хромосом. Это
открытие коренным образом меняло представление
о генетике человека.
В 1960г. на Денверской конференции была
разработана классификация хромосом человека.
В ее основу положены особенности величины
хромосом и расположение первичной перетяжки. Все
хромосомы имеют порядковые номера. Наиболее
крупная пара гомологичных хромосом имеет №1,
следующая – №2. Самые маленькие из хромосомного
набора человека – №21, 22. Еще две пoлoвые
хромосомы выделяются отдельно.
Через три года после открытия Тио-Левана
французские ученые Лежен, Терпен и Готье удивили
мир, обнаружив у детей с болезнью Дayна лишнюю
хромосому, то есть их набор содержал 47 хромосом
вместе 46. Так появилось понятие наследственные
болезни.
Сейчас изучение хромосом человека не
представляет особых трудностей. Для этого
лейкоциты или фибропласты помещают в
питательную среду при температуре 37оС, где они
делятся, – так получают культуру клеток. Из них
готовят препараты, в которых легко определяется
число и строение хромосом. Определение числа и
структуры хромосом у людей легло в основу цитогенетического
метода изучения наследственности
человека, в частности наследственных
болезней.
Наследственные болезни человека –
это болезни, связанные с нарушением
генетического аппарата человека.
Среди наследственных заболеваний выделяют
хромосомные и генные болезни.
Хромосомные болезни вызываются изменением числа и формы хромосом. К ним относятся синдромы Дayна, Шершевского – Тернера (женщина с 45-ю хромосомами), Кляйнфельтера (мужчина с 47-ю хромосомами).
Генные болезни обусловлены
изменениями, возникающими внутри гена (на
молекулярном уровне). К таким заболеваниям
относятся фенилкетонурия, серповидная анемия.
Существовали ли наследственные болезни человека
в прежние времена? Посмотрите на репродукцию
картины знаменитого испанского художника Диего
Веласкеса (1599-1660). На нас смотрят умные глаза
королевского шута, у которого хорошо заметны
признаки наследственного заболевания
ахондроплазии: нормальное тело и сильно
укороченные руки и ноги.
Наследственные болезни у человека – лишь часть
его наследственной изменчивости. Ученые
постоянно работают над проблемами их лечения.
Наиболее актуальным является предупреждение
этих болезней.
Учитель. Какова профилактика наследственных болезней человека?
7-й ученик. Пути профилактики наследственных болезней определяется причинами, способствующими их развитию. К основам профилактики относятся следующие меры.
Запрет на близкородственные бpaки. Издавна замечено, что у супругов – родственников часто рождаются больные и ослабленные дети. Поэтому у многих народов сложилось отрицательное отношение к таким бpaкам. Как правило, мутации в генах носят рецессивный хаpaктер, поэтому в гетерозиготе они не проявляются. У двух родственников, имеющих одинаковые мутации, больше вероятность проявления рецессивного гена в гомозиготе – по II закону Менделя, величина этой вероятности составляет 25%.
Запрет на употрeбление алкоголя и наркотических веществ. Их употрeбление ведет к нарушению процесса коньюгации хромосом в мейозе (пoлoвoм делении), так как алкоголь – это яд для любой клетки, в том числе и пoлoвoй. В результате в некоторых пoлoвых клетках могут возникнуть изменении структуры и числа хромосом, что может принести к тяжелым уpoдствам и умственной отсталости.
Борьба за чистоту окружающей среды, особенно против загрязнения среды мутагенами – веществами, способными вызвать изменения в генах и хромосомах человека. К 1969г. убедительно подтверждено мутагенное действие на живой организм некоторых физических, химических и биологических факторов. Не вызывает никаких сомнений мутагенный эффект курения и жевание табака, радиоактивного излучения, выхлопных газов, химических красителей, лаков. Постоянно пополняется список лекарств, обладающих мутагенным действием. Ученые работают над созданием антимутагенов – соединений, нейтрализующих действие мутагенов или сам мутаген до его вступления в реакцию с молекулой ДНК (таким действием обладают некоторые витамины, цистеин, гистамин).
Медико-генетическое консультирование. Впервые в мире оно было организовано в 1929г. невропатологом Давыденковым. Это был первый шаг врача-генетика на пути пропаганды медико-генетических знаний среди пациентов. Результативность медико-генетического консультирования зависит от того, в какие сроки родители обратились за помощью. Различают ретроспективное консультирование (в семье уже есть больной ребенок) и перспективное (до рождения первого ребенка).
Дородовая диагностика наследственных заболеваний. Она предусматривает их своевременное выявление. Так, обязательное ультразвуковое исследование (УЗИ) всех беременных женщин на 30% снизило риск рождения детей с тяжелыми пороками. Лабораторная дородовая диагностика, то есть исследование околоплодных вод или клеток ворсинчатой оболочки плода на ранних сроках (6-11 недель), нужна женщинам старше 35 лет и тем женщинам, у которых уже родились дети с врожденным пороками. Если установлено наличие наследственных пороков у плода, то женщине рекомендуется прервать беременность. Врач-генетик – не юридическое лицо. Словом, он не может запретить или разрешить консультированием иметь детей, его задача – помочь семье реально оценить степень опасности.
Учитель. Человечество всегда стремилось к совершенству. С открытием законов генетики эта цель стала казаться еще более достижимой.
8-й ученик. Слово «евгеника» происходит от греческого «eugenus», что означает истинная порода. У истоков евгеники стоял крупный биолог Френсис Гальтон, двоюродный брат Ч.Дарвина. В 1883г. он заявил миру о науке, которая, по глубокому убеждению ученого, должна улучшить человеческий род. Евгенике, по его мнению, предстояло пройти три этапа:
– изучение наследственности человека;
– распространение полученных знаний и
применение их на пpaктике, включая введение
специальных ограничений в институте
бpaка, направленных на то, чтобы оградить
человеческую природу от дурной
наследственности;
– на третьем этапе, считал основатель евгеники,
надобность в каких-либо законах уже опадает, ибо
«хорошо образованные и сознательные члeны
общества сами будут регулировать свое
воспроизводство».
Рекомендации Гальтона были просты и
по-своему заманчивы: следует не только
избавляться от патологических генов, сколько
повышать в человеческих популяциях количество
здоровых генов, генов талантливости и
гениальности. Как же добиться этого? Путь один
– преимущественное размножение более одаренных
людей (что должно быть закреплено законом).
Эти идеи вскоре нашли широкое распространение.
Расцвет евгеники пришелся на первые десятилетия
XXв. и вызвал странные последствия. В
Германии она была оправданием уничтожения
миллионов «неполноценных» людей и целых рас.
Пережила увлечение евгеникой и наша страна. В 1918г
в Петроградском университете была
организована первая кафедра генетики, а через 3
года при ней было создано бюро евгеники. Ученые
верили в возможность улучшения природы человека
за счет улучшения груза наследственной
патологии.
Однако генетик Н.К.Кольцов 1923г. писал:
«Современный человек не откажется от самой
драгоценной свободы – права выбирать супруга по
собственному выбору, и даже там, где
существовала крепостная зависимость человека,
эта свобода была возвращена paбам ранее
отмены всех других нарушений личной свободы»
Учитель. В последнее время можно часто услышать сообщения о клонировании растений, животных и человека.
Клоном называется генетически однородное потомство одной клетки, поученное путем бесполого размножения.
Клоны высших организмов, у которых нет
бесполого размножения, – явление редкое. Клоном
у человека можно назвать однояйцовых
близнецов (клоны одной зиготы).
В настоящее время для некоторых животных
(например, амфибий) освоен метод пересадки
клеточных ядер из позднего зародыша в
яйцеклетки, из которых удалено собственное ядро.
Эту манипуляцию можно повторять несколько раз.
Так возникает возможность получить клон
животных и даже человека – ведь все они
происходят из одного яйца и, следовательно,
похожи друг на друга как однояйцовые близнецы.
III. Дискуссия о клонировании
Учитель. Насколько правомерным вы считаете клонирование человека?
В дискуссии принимает участие весь класс.
Учитель. Академик Баев на вопрос о перспективах генетического экспериментирования и готовности человечества к подобным экспериментам ответил: Комитет по генетическому экспериментированию при Международном совете научных союзов постоянно занимается оценкой предполагаемых опасностей научных разработок с учетом перспектив генетической информации. Мы призываем к разумной осторожности, необходимой в любых научных исследованиях. Сдерживающая осторожность и высокая ответственность – ценные и нужные человеческие качества, что. На мой взгляд, справедливо всегда: и для атомного века, и для грядущего века генетического…»
IV. Итог урока
Выводы и обобщения. Население
Земли составляет более 5 млрд. человек, но
невозможно найти двух абсолютно одинаковых
людей. Поскольку число хромосом у человека
равно 46 (то есть 23 пары), то число возможных
комбинаций равно 2/23. На самом деле количество
комбинаций намного больше.
Действие законов наследственности
распространяется и на человека. Человек – не
только биологическое, но и социальное существо.
Томас Морган, американский генетик, лауреат
Нобелевской премии, писал об этом так: «У
человека, таким образом, два процесса
наследственности: один – вследствие
материальной непрерывности (пoлoвые клетки) и
другой – путем передачи опыта одного поколения
следующему поколению посредством примера, речи,
письма. Способность человека общаться
себе подобными и воспитывать свое потомство
является, вероятно, основным фактором быстрой
социальной эволюции человека».
Заполнение таблицы.
№ | Название метода | Сущность |
1. | Генеалогический метод (метод составления родословных) | Выяснение родословных связей и прослеживание наследования нормальных и патологических признаков среди близких и дальних родственников на основе составления родословной. |
2. | Популяционный | Определение частоты встречаемости генов и генотипов в популяции. |
3. | Близнецовый | Изучение развития признаков у близнецов, определение степени воздействия факторов окружающей среды на генотип. |
4. | Цитогенетический | Микроскопическое исследование структуры хромосом у здоровых и больных людей. |
5. | Биохимический | Определение места и хаpaктера мутаций по изменениям в составе затронутых мутацией белков. |
Приложение 1
Комментарии:
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
31 05 2025 11:50:21
Урок включает элементы технологии критического мышления - кластер, синквейн, ранжирование. Применяется групповая форма работы. На I этапе урока вызывается познавательный интерес, на II – соотнесение старых знаний с новыми, на III – обобщение материала, составление и защита проекта. На уроке осуществляется интеграция предметов (биология, литература, народная культура), что способствует формированию мировоззрения и развитию творческих способностей учащихся.
...
30 05 2025 21:17:13
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
29 05 2025 18:21:30
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
28 05 2025 10:38:56
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
27 05 2025 9:17:58
Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы.
...
26 05 2025 10:49:47
Урок знакомит учащихся с основными особенностями внешнего и внутреннего строения представителей типа Губки, их многообразием, значением в природе и жизни человека; способствует формированию у школьников познавательного интереса к процессу изучения различных типов животных; содействует воспитанию бережного отношения к природе и доброжелательных межличностных отношений....
25 05 2025 3:48:33
Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....
24 05 2025 12:40:27
Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....
23 05 2025 6:47:41
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
22 05 2025 23:57:49
Об использовании на уроках электронного учебника виртуальной школы Кирилла и Мефодия «Уроки биологии» с 6-го по 11-й класс, диска «Открытая биология» версия 2.5 ООО «Физикон», собственных презентаций уроков, цифрового микроскопа, тестов по биологии с использованием программы «Школьный мониторинг» и во внеурочное время – программы Word, Excel, PowerPoint в проектно-исследовательской деятельности....
21 05 2025 11:13:39
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
20 05 2025 9:39:17
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
19 05 2025 12:26:21
Цель урока: раскрытие роли бактерий в природе и жизни человека, введение понятия "бактериальное загрязнение Черного моря"....
18 05 2025 1:20:26
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
17 05 2025 5:39:28
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
16 05 2025 5:39:29
Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....
15 05 2025 3:49:13
В современных условиях очень важно, чтобы учащиеся получали не только сумму знаний, но умели применять их на пpaктике, интеграция химических умений в биологические темы способствует формированию общеучебных компетенций, формированию более целостной картины мира в сознании учащихся. Учащиеся лучше воспринимают и усваивают материал, если им довелось при этом провести, хотя бы небольшое исследование....
14 05 2025 23:24:24
Учащиеся знакомятся с историей происхождения человека; изучают этапы становления человека....
13 05 2025 15:41:35
Разделы данного курса позволяют более подробно рассмотреть важнейшие научные факты, законы и теории в биологии, основные отрасли в биологии и пограничные дисциплины естествознания, объекты и методы их изучения через главные исторические этапы в развитии биологии....
12 05 2025 8:15:12
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
11 05 2025 2:12:40
Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....
10 05 2025 2:19:55
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением.
...
09 05 2025 8:21:44
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
08 05 2025 4:29:14
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
07 05 2025 19:20:40
Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....
06 05 2025 19:30:18
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
05 05 2025 23:25:46
Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....
04 05 2025 21:11:11
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
03 05 2025 20:43:42
В 6-м классе учащиеся начинают изучать биологию. Главная задача первых уроков - вызвать интерес у учащихся к предмету, показать значимость этого предмета в понимании окружающего мира. Первые уроки должны быть яркими, необычными, запоминающимися....
02 05 2025 20:45:29
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
01 05 2025 2:36:29
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
30 04 2025 4:18:56
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
29 04 2025 23:22:54
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
28 04 2025 10:29:41
Целью урока является закрепление изученного материала о свойствах воды. Выбранная форма – игра – призвана вызвать положительные эмоции у школьников, усилить запоминание материала, формировать интерес к предмету. Во время урока используются разнообразные формы проверки знаний: индивидуальная, устная работа, тестирование, отгадывание кроссворда и др....
27 04 2025 2:54:46
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
26 04 2025 1:28:21
В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к ЕГЭ. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на пpaктическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда "Как готовиться к ЕГЭ". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....
25 04 2025 15:35:40
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
24 04 2025 14:29:19
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
23 04 2025 2:18:35
В календарно-тематическом планировании материал данного урока рассматривается после изучения законов сцепленного наследования Томаса Моргана. Структура урока соответствует типу "урок изучения нового материала". Дидактическая цель – добиться осознания и осмысления блока новой учебной информации....
22 04 2025 15:12:59
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
21 04 2025 3:51:50
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
20 04 2025 7:16:18
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
19 04 2025 12:57:28
Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....
18 04 2025 11:53:55
Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе.
...
17 04 2025 22:34:35
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
16 04 2025 4:19:16
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
15 04 2025 20:45:24
Обобщающий урок по теме "Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г.А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....
14 04 2025 18:41:30
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
13 04 2025 7:41:21
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
12 04 2025 17:43:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::