"Светик, пушистое солнышко" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


"Светик, пушистое солнышко"


    "Светик, пушистое солнышко"

Учитель

В настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой в городе необходимо знать степень загрязнения почв и это является актуальностью нашего мероприятия.

Задачи:

  1. произвести анализ модификационной изменчивости растений;
  2. определить факторы в развитии мощности растений;
  3. определить норму реакции одуванчика лекарственного;
  4. собрать растения для изготовления гербариев и лечебных препаратов согласно правилам сбора лекарственных растений.

Цели данной работы:

  1. построить модификационную кривую согласно полученных результатов;
  2. выявить фенотипические признаки изучаемого растения;
  3. определить частоту произрастания одуванчиков в городе на исследуемых площадках.

Методы исследования:

  1. сбор природного материала для анализа и изготовления гербариев и лекарственных препаратов;
  2. наблюдения за растениями на выбранных площадках;
  3. анализ почв и светового режима на развитие растений;
  4. прогнозирование полученных результатов.

Новизной нашей работы является то, что мы впервые попытались доказать, что в нашем городе неплохая экологическая обстановка, т.к. одуванчик распространен повсеместно.

Ученик

Общая хаpaктеристика одуванчика

Одуванчик относится к роду многолетних растений семейства сложноцветных (по новой систематике - астровых). Это розеточное растение со стержневой корневой системой. У розеточных растений листья сильно сближены из-за недоразвития междоузлий, поэтому более старые листья находятся ближе к поверхности почвы, а более молодые – сверху. Соцветие – одиночная корзинка, плод – семянка.

Род - одуванчик сложный. Считается, что в роде около 70 крупных и несколько тысяч мелких видов. В России насчитывается около 200 видов этих дикорастущих травянистых растений. Родиной одуванчика считается Малая Азия, Центральная Азия и Кавказ. Одуванчики обитают в холодном умеренном и субтропическом поясах. Растут они на лугах, каменистых и травянистых склонах, на галечниках. Широко распространены и в больших городах, где в условиях сильной антропогенной нагрузки произрастает ограниченное количество видов дикорастущих травянистых растений.

В средней полосе России распространен в основном один вид – одуванчик лекарственный. Это растение имеет розетку простых изрезанных или рассеченных листьев и безлистный цветоносный стебель с единственной корзинкой. Обертка корзинки состоит из двух рядов листочков, наружные отклонены в сторону или отогнуты вниз. Все цветки язычковые, желтые, плоды – цилиндрические или веретеновидные семянки размером 3-4 мм, бороздчатые с длинным носиком и хохолком. Все части растения содержат млечный сок. Одуванчик лекарственный может жить более 10 лет, однако, его средний возраст 1-2 года.

Одуванчик – светолюбивое и влаголюбивое растение. Оно плохо переносит засуху, но устойчиво к вытаптыванию благодаря тому, что его розетка может быть частично погружена в почву. С давних времен одуванчик используют как лекарственное растение, кроме того, он прекрасный медонос.

Одуванчик – одно из самых ранних весенних растений. В его зелени содержится витамин С (до 55 мг %) и каратиноиды (до 6,1 мг %), а также витамины В1 ,В2 ,никотиновая кислота, органические кислоты, микроэлементы. Корни содержат инулин (до 40%) , каучук (3 %), сахара, жирное масло, белки, соли кальция и калия. Все части растения имеют горький вкус, что объясняется наличием гликозида таpaксацина.

Во Франции, Англии, Италии одуванчик культивируют как овощное растение на салат, а также применяют в качестве заменителя кофе и цикория. В тоже время в больших количествах он ядовит для ягнят и может вызвать болезнь почек у кроликов.

Интересны особенности одуванчика, связанные с размножением. Это биceкcуальное растение: каждый язычковый цветок имеет пестик и тычинки, причем тычинки срастаются пыльниками со столбиком пестика.

Но, несмотря на имеющиеся для пoлoвoго размножения все структуры, оплодотворения часто не происходит. Подобное явление связано с нарушением мейоза при образовании мегаспор в семязачатке пестика. Обычно мейоз начинается нормально. В профазе первого мейотического деления из хроматина возникают нитевидные хромосомы. Однако гомологичные хромосомы не находят друг друга и не сливаются с образованием бивалентов, отсутствием кроссинговер, не образуется правильная метафазная пластинка, деления ядра не происходит. Иначе говоря, первое мейотическое деление как бы отсутствует. Второе деление мейоза протекает нормально. Хроматиды каждой хромосомы расходятся к противоположным полюсам, в результате образуются клетки с диплоидным набором хромосом. Они дадут начало зародышевому мешку, яйцеклетка в котором будет диплоидна, и развитие зародыша пpaктически пройдет по типу партеногенеза. Считается, что чем дальше на север продвигается одуванчик лекарственный, тем чаще образование зародышевого мешка происходит таким образом.

Описан хромосомный набор одуванчика лекарственного, его кариотип. Оказалось, что разные авторы находят различное число хромосом у этого вида – от 8 до 37. Возможно, диплоидный набор хромосом равен 8 , а кратные количества хромосом – 16, 24, 32 – встречаются у полиплоидов. Кроме того, в кариотипе могут присутствовать и добавочные хромосомы (под световым микроскопом видны в форме небольших точек). Их роль во многом остается загадочной.

Учитель

Модификационная изменчивость

Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Изучение размера цветка одуванчика мы осуществляли во дворе училища.

В норме размер цветка одуванчика составляет 20-30 мм в диаметре, но в зависимости от условий произрастания может изменяться от 15 до 50 мм

Ученик

Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и хаpaктер почвы. Для сравнения размеров цветков в двух популяция одуванчиков, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одинаковый генофонд, выбрали две лужайки одуванчиков, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распространяются ветром семена одуванчика, следовательно, популяции не изолированы. Лужайки отличались по условиям произрастания. Одна находилась в освещенном месте во дворе, другая рядом со спортивной площадкой — освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 30 растениях учащиеся линейкой измеряли диаметр цветков одуванчика с точностью до 1 мм (естественно, цветки не срывали). Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений, например 25, 18. 20, 33, 29, 26, 27,24, 25. 22, 26, 35,27, 28, 21, 30, 26, 34, 35, 29, 31, 23,32, 28, 29, 30, 31, 32, 40, 28 (мм). Всего измерено 30 цветков.

Чтобы построить кривую, нужно, по крайней мере, пять точек. Для этого разобьем наш ряд цифр на пять классов. В каждом классе объединяются близкие по значению величины. Самое маленькое значение в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчивости диаметра цветков одуванчика на данной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции — 22 мм (40 —18).

Норма реакции — это то, что наследуется одуванчиками данной популяции. Размер цветка изменяется не бесконечно, а в строго определенных пределах — от 18 до 40 мм.

Величину 22 мм разбили на пять интервалов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22/5=4,5 (мм). Округляем в большую сторону до целого числа — цена каждого класса составит 5 мм. Разбили интервал 22 мм на пять классов, начиная с самого маленького числа — 18 мм. Размах каждого класса 5 мм. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (мм). Во второй класс по такому же принципу войдут величины от 23 до 27 мм. Третий класс начинается с 28. Он объединяет значения от 28 до 32. Четвертый класс — с 33 и заканчивается 37. Пятый — с 38, в него войдут диаметры цветков 38, 39, 40 (мм). Больших значений в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный.

Номер класса Параметры класса, мм Среднее значение, мм Количество растений с соответствующим диаметром цветков
1 18 – 22 20 5
2 23 – 27 28 8
3 28 – 32 30 12
4 33 – 37 35 4
5 38 – 40 39 1

Для построения модификационной кривой заполнили таблицу. Среднее значение каждого класса находим как среднее арифметическое.

Для первого класса (18 + 22): 2 = 20 (мм). Количество растений в соответствующем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого строим модификационную кривую. Так, в первый класс входят цветки, диаметр которых изменяется от 18 до 22 мм. В нашем ряду значения 18, 20, 22, 21, 20.

Количество растений с такими цветками равно 5.

Учитель

Заполнив таблицу, построили модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной – количество растений в соответствующем классе. Точки кривой соединим плавной линией.

Рассмотрим полученную кривую. Максимальное значение кривой примерно должно соответствовать среднему диаметру цветков в изучаемой популяции – 30 мм. Таким образом, средний диаметр цветков одуванчика на солнечной лужайке составляет около 30 мм.

Теперь обратим внимание на форму модификационной кривой. Она может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной, как наша кривая. А может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону.

Форма модификационной кривой показывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет цветки, размер которых близок к среднему. В нашем примере это цветки диаметром от 23 до 32 мм – 8 +12 = 20 (см. рис.).

Двадцать растений из тридцати проанализированных имеют цветки размером, близким к среднему. Значительно меньшее количество растений (10) сформировали цветки намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по размеру цветков популяция одуванчиков достаточно однородна.

Такая форма кривой хаpaктерна для популяций, хорошо приспособившихся к месту обитания, где отсутствует давление естественного отбора. Стоит только измениться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Построим модификационную кривую для диаметра цветков одуванчика, выросших на вытоптанной площадке с хорошим освещением, кривая получалась более пологая и широкая, а среднее значение сместилось к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет диаметр цветка больше или меньше среднего, т.е. популяция по размеру цветков неоднородна – гетерогенна.

Учитель

Выявление фенотипических признаков

Мы изучали фенотипические признаки в природных популяциях одуванчика на примере листовой пластинки. В одной и той же популяции можно обнаружить одуванчики с разной формой листовой пластинки: округлой, лопастной или изрезанной (глубина надрезов достигает 2/3 полуширины листовой пластинки), и рассеченной, когда расчлeнение лопастей достигает главной жилки. Часто лопасти рассеченной пластинки имеют треугольную форму.

Большой изменчивости подвержены и другие параметры листовой пластинки одуванчика. Так, верхушка может быть притупленная или заостренная, а край листовой пластинки зубчатый или в форме выемки. Форма листовой пластинки в целом, ее верхушки и края – все это генетически обусловленные признаки.

В настоящее время до конца не изучено, по каким генетическим законам наследуются параметры листовой пластинки у одуванчиков. Это может быть простое моногенное наследование по Менделю, неполное доминирование, сложное взаимодействие генов или просто модификационная изменчивость. Сейчас известно, что у одуванчика форма листовой пластинки в значительной степени подвержена модификационной изменчивости. Она может изменяться под действием освещенности и с возрастом растения.

Ученик

Изменение условий выживания приводит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благодаря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать признаком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на протяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помогающий выжить наиболее приспособленным, изменит генетическую структуру данной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразиться, на пример: в более узкую с другим средним значением диаметра цветка. Такой отбор будет стабилизирующим.

Диаметр цветков одуванчика не единственный параметр, который можно использовать для хаpaктеристики популяций. Наглядный показатель жизнеспособности растений – количество листьев в розетке. Обычно цветущие одно-двулетние особи имеют 5-10 листьев в розетке. Однако встречаются растения, имеющие всего 2-3 листа, а также массивные розетки многолетних одуванчиков, в которых 30-40 листьев. В тех местах, где одуванчик – доминирующий вид по отношению к другим видам растений, среднее число листьев в розетке составляет 5-10. Если одуванчик вытесняется другими видами растений, то в популяции начинают преобладать особи с небольшим числом листьев в розетке. Например: во дворах, на пришкольном участке, опушке леса, возле дорог могут встречаться особи с различным количеством листьев, в том числе и гигантские многолетние растения. На лугу с высоким травостоем, где преобладают злаковые, среднее количество листьев в розетке не будет превышать трех, а особей с большим количеством листьев не будет совсем.

На лугу с высоким травостоем естественный отбор направлен против одуванчика. В итоге это приведет к тому, что одуванчик вытиснится из данной экологической ниши. Какие факторы в таком случае влияют на жизнеспособность одуванчика? Прежде всего освещенность: одуванчик – светолюбивое растение, в высоком травостое оно не получает достаточного количества света. Кроме того, у злаков, преобладающих на лугу, мочковатая корневая система, их корни, разрастаясь, создают своеобразную структуру в верхних слоях почвы, напоминающую войлок, что отрицательно сказывается на развитии корневой системы одуванчиков.

Наконец у одуванчиков есть враги среди злаков. Развитие одуванчиков подавляет, частности овсяница луговая.

Учитель

В результате проделанной исследовательской работы был дан анализ модификационной изменчивости одуванчика лекарственного, построены модификационные кривые, выявлены фенотипические признаки растения. Одуванчик широко распространен в нашем городе и это говорит о неплохой экологической обстановке в нашей местности. Пользуясь правилами сбора пищевых растений, были отобраны лучшие экземпляры для изготовления гербариев и лекарственных препаратов. Одуванчик - раннее весеннее растение, поэтому нами были разработаны рецепты весенних салатов, содержащих большое количество витаминов, которые необходимы для организма человека.

Из всего вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод: цели, поставленные в нашей работе, достигнуты, задачи – решены.

Наша работа нацелена на перспективу определения экологической обстановки около промышленных предприятий города.

Он увидел утром деву,
Деву с гибким, стройным станом,
Одинокую в равнинах.
Был на ней наряд зеленый,
И как солнце были косы.

К милой он пойти все медлил,
Он сидел, вздыхая страстно,
И все только любовался
Златокудрой девой прерий.

Наконец однажды утром
Увидал он, что поблекли
Кудри русые у милой –
Словно первый снег белеют.

И наполнился весь воздух,
Словно снегом, белым пухом:
Погубили вздохи ветра
Деву с русыми кудрями.

Г. Лонгфелло

Литература

  1. Артамонов В. Одуванчик – спутник человека. // Наука и жизнь. – 1995. – №5.
  2. Ермакова И. М. Одуванчик лекарственный. // Биологическая флора Московской области. – М.: Издательство МГУ, вып. 8, 1990.
  3. Мошкович А. М. Добавочные хромосомы покрытосеменных растений. – Кишинев: Штиинца, 1979.
  4. Петров Д. Ф. Генетические основы апомиксиса. – Новосибирск: Наука, 1979.
  5. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1990.
  6. Жоголев Д. Т. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии. – М.: Военное издательство, 1994.



Комментарии:

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение. Обмен веществ  Биология Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

30 04 2024 16:30:51

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"


    Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

      Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

29 04 2024 18:32:17

План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"


    План-конспект урока биологии и английского языка по теме "Животные в жизни человека", "Animals in Our Life"

      Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...

28 04 2024 0:49:16

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу

Палеозойская эра: развитие жизни и флоры, выход животных на сушу Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....

27 04 2024 10:17:13

Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс


    Внутреннее строение стeбля. Передвижение веществ по стeблю. 6-й класс

      Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – ТРИЗ. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стeбля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стeблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

26 04 2024 20:27:35

Мероприятие "Суд над табаком"


    Мероприятие "Суд над табаком"

      Цель мероприятия: показать на материале ролевой игры, какое пагубное действие оказывает никотин на здоровье человека и как можно избавиться от этого дурмана. ...

25 04 2024 18:48:27

Урок по теме "Грибы, строение"


    Урок по теме "Грибы, строение"

      Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....

24 04 2024 21:57:51

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

23 04 2024 9:32:55

Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему: "Систематика растений"

      Модульная технология позволяет улучшить качество преподавания биологии в период перехода на одночасовую программу преподавания. Она помогает учащимся ориентироваться в обилии учебного материала. При использовании модульной технологии учащиеся работают самостоятельно, общаются, помогают друг другу, оценивают себя и своих товарищей. Учитель управляет процессом обучения, консультирует и поддерживает учеников. В ходе урока дети получают много оценок, которые выставляются только в лист контроля. Двойка перестает быть "приговором" для ученика, он может самостоятельно доработать материал и исправить ее. В журнале выставляю оценки "выходного контроля".</p> ...

22 04 2024 11:59:15

Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"


    Интегрированный урок "биология +математика" Тема: "Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области"

      Интегрированный урок «Математическое путешествие в мир растений Ульяновской области» расширяет знания о растениях своего края. Учитель проводит с детьми биолого-математический диктант....

21 04 2024 15:27:41

Царство насекомых


    Царство насекомых

      Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся. ...

20 04 2024 9:29:14

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

19 04 2024 22:41:53

Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"


    Конспект урока по биологии раздела анатомии "Каждому нужен и обед, и ужин"

      Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...

18 04 2024 8:43:54

Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся


    Лабораторный пpaктикум по ботанике как средство развития самостоятельности учащихся

      Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....

17 04 2024 23:27:17

Урок биологии "Вирусы"


    Урок биологии "Вирусы"

      Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....

16 04 2024 2:30:57

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

15 04 2024 21:24:18

Интеллектуальная игра (7-й класс)


    Интеллектуальная игра (7-й класс)

      Интеллектуальная игра для учащихся 7-х классов в рамках интеграции биологии и географии. Игру можно провести как мероприятие предметной недели естественного цикла в школе или в рамках внеклассной деятельности. Игра интересна тем, что затрагивает разносторонние знания учащихся, развивает логическое мышление, прививает интерес к предметам, развивает здоровый дух соперничества....

14 04 2024 22:56:42

Искусственный отбор: методологический и бессознательный

Искусственный отбор: методологический и бессознательный Многообразие пород домашних животных и растений было создано по воле человека и в соответствии с его пожеланиями. Это и есть искусственный отбор....

13 04 2024 16:22:20

Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"


    Урок предпрофильной подготовки в 9-м классе "Я здоровье сберегу…"

      Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....

12 04 2024 17:30:48

Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников


    Урок-конференция "В защиту здоровья" (Влияние алкоголя, никотина, токсических веществ на органы дыхания). По итогам научно-исследовательской деятельности старшеклассников

      Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги. ...

11 04 2024 11:48:57

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

10 04 2024 13:28:41

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

09 04 2024 1:53:34

Устный журнал "Будьте здоровы!"


    Устный журнал "Будьте здоровы!"

      При встрече люди обычно говорят "Здравствуйте", желая друг другу здоровья. А что такое здоровье, как его измерить? Классный час посвящен сохранению здоровья человека. ...

08 04 2024 7:25:55

Мультимедийная поддержка уроков биологии


    Мультимедийная поддержка уроков биологии

      Использование информационно-коммуникативных технологий в современном обществе приводит к изменению приоритетов важности отдельных технологических умений. Такое изменение приоритетов, приводящее к отмеченному выше изменению понятия грамотности, сказывается и на изменении содержания образования. Использование информационных технологий может обеспечить существенную экономию учебного времени....

07 04 2024 22:17:52

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

06 04 2024 18:21:57

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

05 04 2024 5:17:21

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"


    Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

      В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

04 04 2024 5:35:29

Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"


    Урок по теме "Питание растений. Особенности воздушного питания растений"

      Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....

03 04 2024 12:45:45

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

02 04 2024 8:10:48

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

01 04 2024 18:26:48

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

31 03 2024 20:30:46

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

30 03 2024 19:48:17

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

29 03 2024 9:32:40

Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Вирусы". 10-й класс

      Вирусы имеют особое место в системе живой природы, занимая пограничное положение между живым и неживым. Задача учителя состоит в том, чтобы, использовав личный опыт учащихся, расширить их представления о вирусах, придать знаниям учащихся научный хаpaктер. Урок построен в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и направлен на формирование у учащихся сознательного отношения к себе и миру, подразумевающего самостоятельную, осмысленную позицию, повышение коммуникативного потенциала личности....

28 03 2024 20:50:44

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

27 03 2024 9:57:48

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших

Тип простейшие. Общая хаpaктеристика и строение простейших В морфологическом отношении простейшее равноценно клетке, но в физиологическом представляет собой целый самостоятельный организм....

26 03 2024 23:27:51

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

25 03 2024 11:48:18

Генетика и здоровье человека. 10-й класс


    Генетика и здоровье человека. 10-й класс

      В ходе урока происходит знакомство с некоторыми наследственными болезнями и причинами их возникновения, далее организуется работа в группах по первичной экспертизе «продуктов нового поколения», формулируются правила сохранения здоровья человека, а также ученики знакомятся с современными достижениями в области генетики, связанных с репродуктивным здоровьем человека....

24 03 2024 23:50:31

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

23 03 2024 1:28:25

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

22 03 2024 2:21:33

Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Грибы". 5-й класс

      В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....

21 03 2024 23:16:18

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей

Мышцы человека: головы, шеи, туловища, верхних и нижних конечностей Мышцы живота участвуют в образовании передней и боковых стенок брюшной полости. Прямые мышцы живота участвуют в сгибании туловища вперед....

20 03 2024 1:54:17

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

19 03 2024 10:43:46

Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"


    Конспект урока биологии в 10-м (11-м) классе по теме "Способы деления клеток"

      Семинар по биологии для 10-го класса. Лекционно-семинарская система, на основе которой строится обучение биологии в средней (полной) школе, позволяет сформировать у обучающихся умения самостоятельно работать с различными источниками информации, моделировать ответ, подбирать аргументы для обоснования теоретических положений. ...

18 03 2024 18:14:52

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение

Строение инфузории-туфельки. Питание, размножение, значение Инфузория имеет постоянную форму тела, эктоплазма снаружи уплотнена и образует пелликулу. Тело покрыто ресничками. Их насчитывается около 10-15 тыс....

17 03 2024 19:57:52

"Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)


    "Молодежь и наркотики" (пресс-конференция) "Влияние наркотических веществ на организм человека" (тезисы)

      Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....

16 03 2024 16:27:50

Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе


    Урок здоровья "Осанка. Предупреждение плоскостопия" в 8-м классе

      Урок здоровья в 8-м классе, основная цель которого – развитие умений и навыков здорового образа жизни. Урок является примером использования в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий как совокупности приемов, методов, технологий, построенных на единой методологической основе и направленных на создание и укрепление физического и психологического здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья, а так же на охрану здоровья учащихся....

15 03 2024 2:20:53

"Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе


    "Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем". Урок биологии в 8-м классе

      Урок обобщения и систематизации знаний по темам "Кровообращение " и "Дыхание" в 8-м классе в виде проектной деятельности. Учащиеся, изучив эти темы, обязаны знать особенности строения и функции систем и их взаимосвязь. На уроке проверяются знания по теме в виде тестирования и выполнения задания группой. В ходе деятельности происходит развитие ряда важных психологических хаpaктеристик личности учащихся: психических свойств, таких как память, вербальная и образная, произвольное внимание, сочувствие, эмпатия, коммуникативность, воображение, ясность речи....

14 03 2024 11:51:57

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

13 03 2024 15:11:28

Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор


    Урок биологии в 8-м классе. Зрительный анализатор

      Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....

12 03 2024 4:53:58

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::