"Светик, пушистое солнышко" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

"Светик, пушистое солнышко"

Учитель

В настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой в городе необходимо знать степень загрязнения почв и это является актуальностью нашего мероприятия.

Задачи:

  1. произвести анализ модификационной изменчивости растений;
  2. определить факторы в развитии мощности растений;
  3. определить норму реакции одуванчика лекарственного;
  4. собрать растения для изготовления гербариев и лечебных препаратов согласно правилам сбора лекарственных растений.

Цели данной работы:

  1. построить модификационную кривую согласно полученных результатов;
  2. выявить фенотипические признаки изучаемого растения;
  3. определить частоту произрастания одуванчиков в городе на исследуемых площадках.

Методы исследования:

  1. сбор природного материала для анализа и изготовления гербариев и лекарственных препаратов;
  2. наблюдения за растениями на выбранных площадках;
  3. анализ почв и светового режима на развитие растений;
  4. прогнозирование полученных результатов.

Новизной нашей работы является то, что мы впервые попытались доказать, что в нашем городе неплохая экологическая обстановка, т.к. одуванчик распространен повсеместно.

Ученик

Общая характеристика одуванчика

Одуванчик относится к роду многолетних растений семейства сложноцветных (по новой систематике - астровых). Это розеточное растение со стержневой корневой системой. У розеточных растений листья сильно сближены из-за недоразвития междоузлий, поэтому более старые листья находятся ближе к поверхности почвы, а более молодые – сверху. Соцветие – одиночная корзинка, плод – семянка.

Род - одуванчик сложный. Считается, что в роде около 70 крупных и несколько тысяч мелких видов. В России насчитывается около 200 видов этих дикорастущих травянистых растений. Родиной одуванчика считается Малая Азия, Центральная Азия и Кавказ. Одуванчики обитают в холодном умеренном и субтропическом поясах. Растут они на лугах, каменистых и травянистых склонах, на галечниках. Широко распространены и в больших городах, где в условиях сильной антропогенной нагрузки произрастает ограниченное количество видов дикорастущих травянистых растений.

В средней полосе России распространен в основном один вид – одуванчик лекарственный. Это растение имеет розетку простых изрезанных или рассеченных листьев и безлистный цветоносный стебель с единственной корзинкой. Обертка корзинки состоит из двух рядов листочков, наружные отклонены в сторону или отогнуты вниз. Все цветки язычковые, желтые, плоды – цилиндрические или веретеновидные семянки размером 3-4 мм, бороздчатые с длинным носиком и хохолком. Все части растения содержат млечный сок. Одуванчик лекарственный может жить более 10 лет, однако, его средний возраст 1-2 года.

Одуванчик – светолюбивое и влаголюбивое растение. Оно плохо переносит засуху, но устойчиво к вытаптыванию благодаря тому, что его розетка может быть частично погружена в почву. С давних времен одуванчик используют как лекарственное растение, кроме того, он прекрасный медонос.

Одуванчик – одно из самых ранних весенних растений. В его зелени содержится витамин С (до 55 мг %) и каратиноиды (до 6,1 мг %), а также витамины В1 ,В2 ,никотиновая кислота, органические кислоты, микроэлементы. Корни содержат инулин (до 40%) , каучук (3 %), сахара, жирное масло, белки, соли кальция и калия. Все части растения имеют горький вкус, что объясняется наличием гликозида тараксацина.

Во Франции, Англии, Италии одуванчик культивируют как овощное растение на салат, а также применяют в качестве заменителя кофе и цикория. В тоже время в больших количествах он ядовит для ягнят и может вызвать болезнь почек у кроликов.

Интересны особенности одуванчика, связанные с размножением. Это бисексуальное растение: каждый язычковый цветок имеет пестик и тычинки, причем тычинки срастаются пыльниками со столбиком пестика.

Но, несмотря на имеющиеся для полового размножения все структуры, оплодотворения часто не происходит. Подобное явление связано с нарушением мейоза при образовании мегаспор в семязачатке пестика. Обычно мейоз начинается нормально. В профазе первого мейотического деления из хроматина возникают нитевидные хромосомы. Однако гомологичные хромосомы не находят друг друга и не сливаются с образованием бивалентов, отсутствием кроссинговер, не образуется правильная метафазная пластинка, деления ядра не происходит. Иначе говоря, первое мейотическое деление как бы отсутствует. Второе деление мейоза протекает нормально. Хроматиды каждой хромосомы расходятся к противоположным полюсам, в результате образуются клетки с диплоидным набором хромосом. Они дадут начало зародышевому мешку, яйцеклетка в котором будет диплоидна, и развитие зародыша практически пройдет по типу партеногенеза. Считается, что чем дальше на север продвигается одуванчик лекарственный, тем чаще образование зародышевого мешка происходит таким образом.

Описан хромосомный набор одуванчика лекарственного, его кариотип. Оказалось, что разные авторы находят различное число хромосом у этого вида – от 8 до 37. Возможно, диплоидный набор хромосом равен 8 , а кратные количества хромосом – 16, 24, 32 – встречаются у полиплоидов. Кроме того, в кариотипе могут присутствовать и добавочные хромосомы (под световым микроскопом видны в форме небольших точек). Их роль во многом остается загадочной.

Учитель

Модификационная изменчивость

Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Изучение размера цветка одуванчика мы осуществляли во дворе училища.

В норме размер цветка одуванчика составляет 20-30 мм в диаметре, но в зависимости от условий произрастания может изменяться от 15 до 50 мм

Ученик

Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и характер почвы. Для сравнения размеров цветков в двух популяция одуванчиков, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одинаковый генофонд, выбрали две лужайки одуванчиков, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распространяются ветром семена одуванчика, следовательно, популяции не изолированы. Лужайки отличались по условиям произрастания. Одна находилась в освещенном месте во дворе, другая рядом со спортивной площадкой — освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 30 растениях учащиеся линейкой измеряли диаметр цветков одуванчика с точностью до 1 мм (естественно, цветки не срывали). Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений, например 25, 18. 20, 33, 29, 26, 27,24, 25. 22, 26, 35,27, 28, 21, 30, 26, 34, 35, 29, 31, 23,32, 28, 29, 30, 31, 32, 40, 28 (мм). Всего измерено 30 цветков.

Чтобы построить кривую, нужно, по крайней мере, пять точек. Для этого разобьем наш ряд цифр на пять классов. В каждом классе объединяются близкие по значению величины. Самое маленькое значение в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчивости диаметра цветков одуванчика на данной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции — 22 мм (40 —18).

Норма реакции — это то, что наследуется одуванчиками данной популяции. Размер цветка изменяется не бесконечно, а в строго определенных пределах — от 18 до 40 мм.

Величину 22 мм разбили на пять интервалов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22/5=4,5 (мм). Округляем в большую сторону до целого числа — цена каждого класса составит 5 мм. Разбили интервал 22 мм на пять классов, начиная с самого маленького числа — 18 мм. Размах каждого класса 5 мм. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (мм). Во второй класс по такому же принципу войдут величины от 23 до 27 мм. Третий класс начинается с 28. Он объединяет значения от 28 до 32. Четвертый класс — с 33 и заканчивается 37. Пятый — с 38, в него войдут диаметры цветков 38, 39, 40 (мм). Больших значений в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный.

Номер класса Параметры класса, мм Среднее значение, мм Количество растений с соответствующим диаметром цветков
1 18 – 22 20 5
2 23 – 27 28 8
3 28 – 32 30 12
4 33 – 37 35 4
5 38 – 40 39 1

Для построения модификационной кривой заполнили таблицу. Среднее значение каждого класса находим как среднее арифметическое.

Для первого класса (18 + 22): 2 = 20 (мм). Количество растений в соответствующем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого строим модификационную кривую. Так, в первый класс входят цветки, диаметр которых изменяется от 18 до 22 мм. В нашем ряду значения 18, 20, 22, 21, 20.

Количество растений с такими цветками равно 5.

Учитель

Заполнив таблицу, построили модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной – количество растений в соответствующем классе. Точки кривой соединим плавной линией.

Рассмотрим полученную кривую. Максимальное значение кривой примерно должно соответствовать среднему диаметру цветков в изучаемой популяции – 30 мм. Таким образом, средний диаметр цветков одуванчика на солнечной лужайке составляет около 30 мм.

Теперь обратим внимание на форму модификационной кривой. Она может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной, как наша кривая. А может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону.

Форма модификационной кривой показывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет цветки, размер которых близок к среднему. В нашем примере это цветки диаметром от 23 до 32 мм – 8 +12 = 20 (см. рис.).

Двадцать растений из тридцати проанализированных имеют цветки размером, близким к среднему. Значительно меньшее количество растений (10) сформировали цветки намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по размеру цветков популяция одуванчиков достаточно однородна.

Такая форма кривой характерна для популяций, хорошо приспособившихся к месту обитания, где отсутствует давление естественного отбора. Стоит только измениться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Построим модификационную кривую для диаметра цветков одуванчика, выросших на вытоптанной площадке с хорошим освещением, кривая получалась более пологая и широкая, а среднее значение сместилось к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет диаметр цветка больше или меньше среднего, т.е. популяция по размеру цветков неоднородна – гетерогенна.

Учитель

Выявление фенотипических признаков

Мы изучали фенотипические признаки в природных популяциях одуванчика на примере листовой пластинки. В одной и той же популяции можно обнаружить одуванчики с разной формой листовой пластинки: округлой, лопастной или изрезанной (глубина надрезов достигает 2/3 полуширины листовой пластинки), и рассеченной, когда расчленение лопастей достигает главной жилки. Часто лопасти рассеченной пластинки имеют треугольную форму.

Большой изменчивости подвержены и другие параметры листовой пластинки одуванчика. Так, верхушка может быть притупленная или заостренная, а край листовой пластинки зубчатый или в форме выемки. Форма листовой пластинки в целом, ее верхушки и края – все это генетически обусловленные признаки.

В настоящее время до конца не изучено, по каким генетическим законам наследуются параметры листовой пластинки у одуванчиков. Это может быть простое моногенное наследование по Менделю, неполное доминирование, сложное взаимодействие генов или просто модификационная изменчивость. Сейчас известно, что у одуванчика форма листовой пластинки в значительной степени подвержена модификационной изменчивости. Она может изменяться под действием освещенности и с возрастом растения.

Ученик

Изменение условий выживания приводит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благодаря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать признаком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на протяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помогающий выжить наиболее приспособленным, изменит генетическую структуру данной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразиться, на пример: в более узкую с другим средним значением диаметра цветка. Такой отбор будет стабилизирующим.

Диаметр цветков одуванчика не единственный параметр, который можно использовать для характеристики популяций. Наглядный показатель жизнеспособности растений – количество листьев в розетке. Обычно цветущие одно-двулетние особи имеют 5-10 листьев в розетке. Однако встречаются растения, имеющие всего 2-3 листа, а также массивные розетки многолетних одуванчиков, в которых 30-40 листьев. В тех местах, где одуванчик – доминирующий вид по отношению к другим видам растений, среднее число листьев в розетке составляет 5-10. Если одуванчик вытесняется другими видами растений, то в популяции начинают преобладать особи с небольшим числом листьев в розетке. Например: во дворах, на пришкольном участке, опушке леса, возле дорог могут встречаться особи с различным количеством листьев, в том числе и гигантские многолетние растения. На лугу с высоким травостоем, где преобладают злаковые, среднее количество листьев в розетке не будет превышать трех, а особей с большим количеством листьев не будет совсем.

На лугу с высоким травостоем естественный отбор направлен против одуванчика. В итоге это приведет к тому, что одуванчик вытиснится из данной экологической ниши. Какие факторы в таком случае влияют на жизнеспособность одуванчика? Прежде всего освещенность: одуванчик – светолюбивое растение, в высоком травостое оно не получает достаточного количества света. Кроме того, у злаков, преобладающих на лугу, мочковатая корневая система, их корни, разрастаясь, создают своеобразную структуру в верхних слоях почвы, напоминающую войлок, что отрицательно сказывается на развитии корневой системы одуванчиков.

Наконец у одуванчиков есть враги среди злаков. Развитие одуванчиков подавляет, частности овсяница луговая.

Учитель

В результате проделанной исследовательской работы был дан анализ модификационной изменчивости одуванчика лекарственного, построены модификационные кривые, выявлены фенотипические признаки растения. Одуванчик широко распространен в нашем городе и это говорит о неплохой экологической обстановке в нашей местности. Пользуясь правилами сбора пищевых растений, были отобраны лучшие экземпляры для изготовления гербариев и лекарственных препаратов. Одуванчик - раннее весеннее растение, поэтому нами были разработаны рецепты весенних салатов, содержащих большое количество витаминов, которые необходимы для организма человека.

Из всего вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод: цели, поставленные в нашей работе, достигнуты, задачи – решены.

Наша работа нацелена на перспективу определения экологической обстановки около промышленных предприятий города.

Он увидел утром деву,
Деву с гибким, стройным станом,
Одинокую в равнинах.
Был на ней наряд зеленый,
И как солнце были косы.

К милой он пойти все медлил,
Он сидел, вздыхая страстно,
И все только любовался
Златокудрой девой прерий.

Наконец однажды утром
Увидал он, что поблекли
Кудри русые у милой –
Словно первый снег белеют.

И наполнился весь воздух,
Словно снегом, белым пухом:
Погубили вздохи ветра
Деву с русыми кудрями.

Г. Лонгфелло

Литература

  1. Артамонов В. Одуванчик – спутник человека. // Наука и жизнь. – 1995. – №5.
  2. Ермакова И. М. Одуванчик лекарственный. // Биологическая флора Московской области. – М.: Издательство МГУ, вып. 8, 1990.
  3. Мошкович А. М. Добавочные хромосомы покрытосеменных растений. – Кишинев: Штиинца, 1979.
  4. Петров Д. Ф. Генетические основы апомиксиса. – Новосибирск: Наука, 1979.
  5. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1990.
  6. Жоголев Д. Т. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии. – М.: Военное издательство, 1994.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии

В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А. С. Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А. С. Пушкина. ...

19 10 2021 9:38:26

Активизация познавательной деятельности посредством нестандартных форм на уроках биологии. Аукцион знаний

Не секрет, что в возрасте 11–13 лет в обычной средней школе трудно активизировать всех учащихся в силу проявления у них разных интересов и интеллектуальных возможностей. Другое дело, когда образование происходит в процессе общения, соревнования и взаимопомощи: тогда активность обучаемых значительно возрастает. " Аукцион знаний" особенно нравится детям. Почему? На аукционе они могут свободно и сколько угодно излагать свои знания (при этом пользоваться записями нельзя), не боясь получить плохую оценку, но зато можно получить две, а то и три "пятёрки"....

19 10 2021 12:50:15

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

19 10 2021 11:42:10

Структура биосферы

Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

19 10 2021 2:38:22

Урок "Экологические группы птиц"

Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы " Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из " Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

19 10 2021 14:58:45

Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме " Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....

19 10 2021 19:42:22

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

19 10 2021 23:50:11

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

19 10 2021 18:22:17

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

19 10 2021 23:34:45

Органы и системы органов растений. Побег. Строение и функции стебля (УМК "Сферы"). 6-й класс

Урок демонстрирует возможность объединения двух тем в одном уроке, используя приемы проведения лабораторных работ, создания ситуаций интеллектуального затруднения, решения проблемных задач, способствующие развитию творческого мышления....

19 10 2021 4:49:13

Урок-семинар "Генетика и медицина"

На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....

19 10 2021 10:25:39

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

19 10 2021 10:46:27

Исследовательская деятельность и экологическое образование в курсе биологии

В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....

19 10 2021 10:17:22

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

19 10 2021 10:41:25

Основные этапы эволюции человека. Архантропы, палеоантропы, неоантропы

Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....

19 10 2021 19:23:57

Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

Данная работа проводится при завершении изучения темы « Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....

19 10 2021 16:10:34

Разновозрастной интегрированный урок "Берегите, люди, эту красоту!". 5–6-е классы

Проводится в конце учебного года за счет резервного времени. Он позволяет совершить путешествие по временам года, где учащиеся знакомятся с состоянием растений, с произведениями поэтов, художников, композиторов, писавших о природе. Большое внимание уделено охране растительного мира своего региона, а также формированию активности, самостоятельности и развитию интереса к предмету....

19 10 2021 4:34:36

Популяция как структурная единица вида, ее свойства и характеристика

Популяция (populus с латинского - народ) объединяет особей, которые принадлежат к одному виду, занимают отдельный ареал, скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Они имеют одних предков, геном, и находятся в некой изоляции от иных популяций вида....

19 10 2021 13:53:43

Формирование здорового образа жизни подростков на уроках биологии

Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль. Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России. В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и неблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека. ...

19 10 2021 11:30:43

Использование инновационных компьютерных технологий в обучении биологии

На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры « Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....

19 10 2021 19:27:10

Программа кружка "Юные цветоводы"

Учебно-воспитательные задачи кружка биологии решаются в процессе усвоения учащимися основных вопросов и понятий биологии, научных фактов, законов, теорий и ведущих идей, составляющих основу для подготовки школьников к трудовой деятельности и формирования их научного мировоззрения....

19 10 2021 3:49:11

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние характеристики, геологическое время происхождения....

19 10 2021 15:36:26

Урок-ток-шоу "Гигиена сердечно-сосудистой деятельности"

Представлен конспект урока ток-шоу по теме " Гигиена сердечно-сосудистой системы"....

19 10 2021 7:10:48

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его практической деятельности....

19 10 2021 3:40:33

Урок-сказка по теме: "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты"

При изучении темы " Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету. ...

19 10 2021 3:49:33

Насекомые Магаданской области

Урок способствует развитию познавательного интереса к окружающему миру и природе Севера Дальнего Востока. Учащиеся овладевают эколого-биологическими дополнительными знаниями, которые станут для них в настоящем и будущем основами для разумного отношения к природе....

19 10 2021 5:14:39

Урок обобщения и систематизации знаний с использованием мультимедийных ресурсов в 10-м классе по теме "Селекция"

Урок является обобщающим по теме « Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче Е Г Э по биологии....

19 10 2021 2:42:54

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. " Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате Е Г Э. ...

19 10 2021 23:10:51

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме « Историческое развитие растительного мира на Земле»....

19 10 2021 15:15:29

Экологическая и потребительская грамотность

Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

19 10 2021 13:40:27

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса по теме "Основные процессы жизнедеятельности растений"

Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью К И М....

19 10 2021 11:40:56

ИПМ "Развитие навыков самостоятельной работы обучающихся в рамках модульной организации обучения"

Использование технологии модульного обучения позволяет конструировать личностно-ориентированный тип обучения и воспитания, обеспечивающий особый стиль творческого взаимодействия учащихся и учителя, направленный на формирование жизненных гуманистических ценностей, определение мировоззренческой позиции учеников; активизацию познавательной деятельности учащихся на основе учета их интеллектуальных возможностей....

19 10 2021 14:12:41

Внутренняя среда. Кровь. 8-й класс

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....

19 10 2021 9:40:40

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

19 10 2021 7:14:14

Комнатные растения – защитники или энергетические вампиры?

В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....

19 10 2021 3:28:40

Урок "Моделирование естественного отбора"

Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

19 10 2021 20:32:26

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации З О Ж. ...

19 10 2021 0:19:31

История, которую рассказал Старичок-Лесовичок

Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....

19 10 2021 5:32:16

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

19 10 2021 10:23:35

Многообразие водорослей. 8-й класс

Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

19 10 2021 3:23:48

Разработка урока по теме "Эволюция живого мира на Земле"

Это заключительный урок по разделу « Эволюция живого мира на Земле» с применением разноуровневых тестов и групповых заданий с использованием мультимедиа. Организованы индивидуальные и групповые работы, самостоятельный поиск дополнительного материала, обратная связь «ученик - учитель» (рефлексия). Использовались разные виды проверок: самооценивание, взаимопроверка. Использование личностно-ориентированного подхода способствует реализации цели урока....

19 10 2021 0:27:52

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

19 10 2021 6:54:47

Класс Птицы. Внутреннее строение. 7-й класс

На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....

19 10 2021 17:59:24

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Скелетные мышцы, являясь активной частью опорно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

19 10 2021 18:34:35

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

19 10 2021 3:11:35

Групповая работа по теме "Командный пункт организма". 8-й класс

В статье автор рассказывает об опыте применения групповой работы на уроках, которая повышает интерес учащихся к предмету....

19 10 2021 8:48:35

Стратегия работы с одаренными детьми

Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

19 10 2021 16:52:12

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

19 10 2021 2:21:30

Открытый урок по биологии по теме "Черные металлы. Их свойства и получение ".

Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки. ...

19 10 2021 8:31:22

Урок-практикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют практические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

19 10 2021 3:52:34

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)