"Светик, пушистое солнышко"
Учитель
В настоящее время в связи со сложной экологической обстановкой в городе необходимо знать степень загрязнения почв и это является актуальностью нашего мероприятия.
Задачи:
- произвести анализ модификационной изменчивости растений;
- определить факторы в развитии мощности растений;
- определить норму реакции одуванчика лекарственного;
- собрать растения для изготовления гербариев и лечебных препаратов согласно правилам сбора лекарственных растений.
Цели данной работы:
- построить модификационную кривую согласно полученных результатов;
- выявить фенотипические признаки изучаемого растения;
- определить частоту произрастания одуванчиков в городе на исследуемых площадках.
Методы исследования:
- сбор природного материала для анализа и изготовления гербариев и лекарственных препаратов;
- наблюдения за растениями на выбранных площадках;
- анализ почв и светового режима на развитие растений;
- прогнозирование полученных результатов.
Новизной нашей работы является то, что мы впервые попытались доказать, что в нашем городе неплохая экологическая обстановка, т.к. одуванчик распространен повсеместно.
Ученик
Общая хаpaктеристика одуванчика
Одуванчик относится к роду многолетних растений семейства сложноцветных (по новой систематике - астровых). Это розеточное растение со стержневой корневой системой. У розеточных растений листья сильно сближены из-за недоразвития междоузлий, поэтому более старые листья находятся ближе к поверхности почвы, а более молодые – сверху. Соцветие – одиночная корзинка, плод – семянка.
Род - одуванчик сложный. Считается, что в роде около 70 крупных и несколько тысяч мелких видов. В России насчитывается около 200 видов этих дикорастущих травянистых растений. Родиной одуванчика считается Малая Азия, Центральная Азия и Кавказ. Одуванчики обитают в холодном умеренном и субтропическом поясах. Растут они на лугах, каменистых и травянистых склонах, на галечниках. Широко распространены и в больших городах, где в условиях сильной антропогенной нагрузки произрастает ограниченное количество видов дикорастущих травянистых растений.
В средней полосе России распространен в основном один вид – одуванчик лекарственный. Это растение имеет розетку простых изрезанных или рассеченных листьев и безлистный цветоносный стебель с единственной корзинкой. Обертка корзинки состоит из двух рядов листочков, наружные отклонены в сторону или отогнуты вниз. Все цветки язычковые, желтые, плоды – цилиндрические или веретеновидные семянки размером 3-4 мм, бороздчатые с длинным носиком и хохолком. Все части растения содержат млечный сок. Одуванчик лекарственный может жить более 10 лет, однако, его средний возраст 1-2 года.
Одуванчик – светолюбивое и влаголюбивое растение. Оно плохо переносит засуху, но устойчиво к вытаптыванию благодаря тому, что его розетка может быть частично погружена в почву. С давних времен одуванчик используют как лекарственное растение, кроме того, он прекрасный медонос.
Одуванчик – одно из самых ранних весенних растений. В его зелени содержится витамин С (до 55 мг %) и каратиноиды (до 6,1 мг %), а также витамины В1 ,В2 ,никотиновая кислота, органические кислоты, микроэлементы. Корни содержат инулин (до 40%) , каучук (3 %), сахара, жирное масло, белки, соли кальция и калия. Все части растения имеют горький вкус, что объясняется наличием гликозида таpaксацина.
Во Франции, Англии, Италии одуванчик культивируют как овощное растение на салат, а также применяют в качестве заменителя кофе и цикория. В тоже время в больших количествах он ядовит для ягнят и может вызвать болезнь почек у кроликов.
Интересны особенности одуванчика, связанные с размножением. Это биceкcуальное растение: каждый язычковый цветок имеет пестик и тычинки, причем тычинки срастаются пыльниками со столбиком пестика.
Но, несмотря на имеющиеся для пoлoвoго размножения все структуры, оплодотворения часто не происходит. Подобное явление связано с нарушением мейоза при образовании мегаспор в семязачатке пестика. Обычно мейоз начинается нормально. В профазе первого мейотического деления из хроматина возникают нитевидные хромосомы. Однако гомологичные хромосомы не находят друг друга и не сливаются с образованием бивалентов, отсутствием кроссинговер, не образуется правильная метафазная пластинка, деления ядра не происходит. Иначе говоря, первое мейотическое деление как бы отсутствует. Второе деление мейоза протекает нормально. Хроматиды каждой хромосомы расходятся к противоположным полюсам, в результате образуются клетки с диплоидным набором хромосом. Они дадут начало зародышевому мешку, яйцеклетка в котором будет диплоидна, и развитие зародыша пpaктически пройдет по типу партеногенеза. Считается, что чем дальше на север продвигается одуванчик лекарственный, тем чаще образование зародышевого мешка происходит таким образом.
Описан хромосомный набор одуванчика лекарственного, его кариотип. Оказалось, что разные авторы находят различное число хромосом у этого вида – от 8 до 37. Возможно, диплоидный набор хромосом равен 8 , а кратные количества хромосом – 16, 24, 32 – встречаются у полиплоидов. Кроме того, в кариотипе могут присутствовать и добавочные хромосомы (под световым микроскопом видны в форме небольших точек). Их роль во многом остается загадочной.
Учитель
Модификационная изменчивость
Анализ модификационной изменчивости, особенно количественный в виде модификационных кривых, имеет большое значение для понимания эволюционной теории. Изучение размера цветка одуванчика мы осуществляли во дворе училища.
В норме размер цветка одуванчика составляет 20-30 мм в диаметре, но в зависимости от условий произрастания может изменяться от 15 до 50 мм
Ученик
Определяющие факторы в развитии мощности растения — освещенность, влажность и хаpaктер почвы. Для сравнения размеров цветков в двух популяция одуванчиков, произрастающих в разных условиях, но имеющих примерно одинаковый генофонд, выбрали две лужайки одуванчиков, которые удалены друг от друга не более чем на 0,5 км. На такое расстояние свободно распространяются ветром семена одуванчика, следовательно, популяции не изолированы. Лужайки отличались по условиям произрастания. Одна находилась в освещенном месте во дворе, другая рядом со спортивной площадкой — освещенность та же, но почва плотная, утрамбованная. На 30 растениях учащиеся линейкой измеряли диаметр цветков одуванчика с точностью до 1 мм (естественно, цветки не срывали). Для каждой лужайки получаем свой ряд измерений, например 25, 18. 20, 33, 29, 26, 27,24, 25. 22, 26, 35,27, 28, 21, 30, 26, 34, 35, 29, 31, 23,32, 28, 29, 30, 31, 32, 40, 28 (мм). Всего измерено 30 цветков.
Чтобы построить кривую, нужно, по крайней мере, пять точек. Для этого разобьем наш ряд цифр на пять классов. В каждом классе объединяются близкие по значению величины. Самое маленькое значение в ряду равно 18, самое большое — 40. Это пределы модификационной изменчивости диаметра цветков одуванчика на данной лужайке. Размах изменчивости, или норма реакции — 22 мм (40 —18).
Норма реакции — это то, что наследуется одуванчиками данной популяции. Размер цветка изменяется не бесконечно, а в строго определенных пределах — от 18 до 40 мм.
Величину 22 мм разбили на пять интервалов, т.е. определим цену каждого из пяти классов: 22/5=4,5 (мм). Округляем в большую сторону до целого числа — цена каждого класса составит 5 мм. Разбили интервал 22 мм на пять классов, начиная с самого маленького числа — 18 мм. Размах каждого класса 5 мм. Первый класс составят величины 18, 19, 20, 21, 22 (мм). Во второй класс по такому же принципу войдут величины от 23 до 27 мм. Третий класс начинается с 28. Он объединяет значения от 28 до 32. Четвертый класс — с 33 и заканчивается 37. Пятый — с 38, в него войдут диаметры цветков 38, 39, 40 (мм). Больших значений в последнем ряду нет, следовательно, этот класс неполный.
Номер класса | Параметры класса, мм | Среднее значение, мм | Количество растений с соответствующим диаметром цветков |
1 | 18 – 22 | 20 | 5 |
2 | 23 – 27 | 28 | 8 |
3 | 28 – 32 | 30 | 12 |
4 | 33 – 37 | 35 | 4 |
5 | 38 – 40 | 39 | 1 |
Для построения модификационной кривой заполнили таблицу. Среднее значение каждого класса находим как среднее арифметическое.
Для первого класса (18 + 22): 2 = 20 (мм). Количество растений в соответствующем классе подсчитываем, пользуясь тем рядом измерений, для которого строим модификационную кривую. Так, в первый класс входят цветки, диаметр которых изменяется от 18 до 22 мм. В нашем ряду значения 18, 20, 22, 21, 20.
Количество растений с такими цветками равно 5.
Учитель
Заполнив таблицу, построили модификационную кривую. По горизонтальной оси отложим средние значения классов, по вертикальной – количество растений в соответствующем классе. Точки кривой соединим плавной линией.
Рассмотрим полученную кривую. Максимальное значение кривой примерно должно соответствовать среднему диаметру цветков в изучаемой популяции – 30 мм. Таким образом, средний диаметр цветков одуванчика на солнечной лужайке составляет около 30 мм.
Теперь обратим внимание на форму модификационной кривой. Она может быть узкая, с хорошо выраженной вершиной, как наша кривая. А может быть широкая и пологая или смещенная в одну сторону.
Форма модификационной кривой показывает состояние изучаемого объекта в природной популяции. Если кривая узкая и высокая, значит, большое количество растений имеет цветки, размер которых близок к среднему. В нашем примере это цветки диаметром от 23 до 32 мм – 8 +12 = 20 (см. рис.).
Двадцать растений из тридцати проанализированных имеют цветки размером, близким к среднему. Значительно меньшее количество растений (10) сформировали цветки намного меньшего или большего диаметра. Таким образом, на солнечной лужайке по размеру цветков популяция одуванчиков достаточно однородна.
Такая форма кривой хаpaктерна для популяций, хорошо приспособившихся к месту обитания, где отсутствует давление естественного отбора. Стоит только измениться условиям обитания, изменится и форма модификационной кривой. Построим модификационную кривую для диаметра цветков одуванчика, выросших на вытоптанной площадке с хорошим освещением, кривая получалась более пологая и широкая, а среднее значение сместилось к меньшим величинам. Форма пологой кривой показывает, что значительная часть растений имеет диаметр цветка больше или меньше среднего, т.е. популяция по размеру цветков неоднородна – гетерогенна.
Учитель
Выявление фенотипических признаков
Мы изучали фенотипические признаки в природных популяциях одуванчика на примере листовой пластинки. В одной и той же популяции можно обнаружить одуванчики с разной формой листовой пластинки: округлой, лопастной или изрезанной (глубина надрезов достигает 2/3 полуширины листовой пластинки), и рассеченной, когда расчлeнение лопастей достигает главной жилки. Часто лопасти рассеченной пластинки имеют треугольную форму.
Большой изменчивости подвержены и другие параметры листовой пластинки одуванчика. Так, верхушка может быть притупленная или заостренная, а край листовой пластинки зубчатый или в форме выемки. Форма листовой пластинки в целом, ее верхушки и края – все это генетически обусловленные признаки.
В настоящее время до конца не изучено, по каким генетическим законам наследуются параметры листовой пластинки у одуванчиков. Это может быть простое моногенное наследование по Менделю, неполное доминирование, сложное взаимодействие генов или просто модификационная изменчивость. Сейчас известно, что у одуванчика форма листовой пластинки в значительной степени подвержена модификационной изменчивости. Она может изменяться под действием освещенности и с возрастом растения.
Ученик
Изменение условий выживания приводит к разнообразию в проявлении фенотипических признаков, прежде всего благодаря модификационной изменчивости. Каждая особь может варьировать признаком в строго определенных пределах. Если измененные условия сохраняются на протяжении значительной череды поколений, то естественный отбор как вектор, помогающий выжить наиболее приспособленным, изменит генетическую структуру данной популяции. Широкая и пологая кривая со временем может преобразиться, на пример: в более узкую с другим средним значением диаметра цветка. Такой отбор будет стабилизирующим.
Диаметр цветков одуванчика не единственный параметр, который можно использовать для хаpaктеристики популяций. Наглядный показатель жизнеспособности растений – количество листьев в розетке. Обычно цветущие одно-двулетние особи имеют 5-10 листьев в розетке. Однако встречаются растения, имеющие всего 2-3 листа, а также массивные розетки многолетних одуванчиков, в которых 30-40 листьев. В тех местах, где одуванчик – доминирующий вид по отношению к другим видам растений, среднее число листьев в розетке составляет 5-10. Если одуванчик вытесняется другими видами растений, то в популяции начинают преобладать особи с небольшим числом листьев в розетке. Например: во дворах, на пришкольном участке, опушке леса, возле дорог могут встречаться особи с различным количеством листьев, в том числе и гигантские многолетние растения. На лугу с высоким травостоем, где преобладают злаковые, среднее количество листьев в розетке не будет превышать трех, а особей с большим количеством листьев не будет совсем.
На лугу с высоким травостоем естественный отбор направлен против одуванчика. В итоге это приведет к тому, что одуванчик вытиснится из данной экологической ниши. Какие факторы в таком случае влияют на жизнеспособность одуванчика? Прежде всего освещенность: одуванчик – светолюбивое растение, в высоком травостое оно не получает достаточного количества света. Кроме того, у злаков, преобладающих на лугу, мочковатая корневая система, их корни, разрастаясь, создают своеобразную структуру в верхних слоях почвы, напоминающую войлок, что отрицательно сказывается на развитии корневой системы одуванчиков.
Наконец у одуванчиков есть враги среди злаков. Развитие одуванчиков подавляет, частности овсяница луговая.
Учитель
В результате проделанной исследовательской работы был дан анализ модификационной изменчивости одуванчика лекарственного, построены модификационные кривые, выявлены фенотипические признаки растения. Одуванчик широко распространен в нашем городе и это говорит о неплохой экологической обстановке в нашей местности. Пользуясь правилами сбора пищевых растений, были отобраны лучшие экземпляры для изготовления гербариев и лекарственных препаратов. Одуванчик - раннее весеннее растение, поэтому нами были разработаны рецепты весенних салатов, содержащих большое количество витаминов, которые необходимы для организма человека.
Из всего вышеизложенного мы можем сделать следующий вывод: цели, поставленные в нашей работе, достигнуты, задачи – решены.
Наша работа нацелена на перспективу определения экологической обстановки около промышленных предприятий города.
Он увидел утром деву,
Деву с гибким, стройным станом,
Одинокую в равнинах.
Был на ней наряд зеленый,
И как солнце были косы.
К милой он пойти все медлил,
Он сидел, вздыхая страстно,
И все только любовался
Златокудрой девой прерий.
Наконец однажды утром
Увидал он, что поблекли
Кудри русые у милой –
Словно первый снег белеют.
И наполнился весь воздух,
Словно снегом, белым пухом:
Погубили вздохи ветра
Деву с русыми кудрями.
Г. Лонгфелло
Литература
- Артамонов В. Одуванчик – спутник человека. // Наука и жизнь. – 1995. – №5.
- Ермакова И. М. Одуванчик лекарственный. // Биологическая флора Московской области. – М.: Издательство МГУ, вып. 8, 1990.
- Мошкович А. М. Добавочные хромосомы покрытосеменных растений. – Кишинев: Штиинца, 1979.
- Петров Д. Ф. Генетические основы апомиксиса. – Новосибирск: Наука, 1979.
- Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. – М.: Мир, 1990.
- Жоголев Д. Т. Дикорастущие растения и грибы в медицине и кулинарии. – М.: Военное издательство, 1994.
Комментарии:
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
30 09 2023 5:36:13
Это один из уроков раздела "Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме "Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....
29 09 2023 6:56:32
В ходе занятие школьники расширяют свои знания о представителях типа «моллюски», об их значении в природе и для человека, об их уникальности. Также учащиеся отpaбатывают навыки узнавания представителей моллюсков по фотографиям, рисункам и paковинам....
28 09 2023 0:30:10
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
27 09 2023 22:56:24
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
26 09 2023 20:48:33
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
25 09 2023 14:41:37
В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....
24 09 2023 1:17:19
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
23 09 2023 11:32:11
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
22 09 2023 22:42:55
Предложенный урок, проводимый в курсе изучения анатомии и физиологии человека, – "Память", где учащиеся систематизируют имеющиеся у них знания о памяти, знакомятся с некоторыми методиками определения объема кратковременной памяти, своими ведущими видами памяти и сами дают рекомендации по способам улучшения работы своей памяти, основываясь на результатах экспериментов, – соответствует вышеперечисленным требованиям.
...
21 09 2023 1:24:29
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
20 09 2023 6:59:57
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
19 09 2023 7:27:17
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
18 09 2023 10:15:19
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
17 09 2023 15:21:30
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
16 09 2023 0:32:37
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
15 09 2023 22:41:37
В статье рассказывается о том, как учителю создать и использовать в работе такие Интернет-ресурсы, как собственный сайт, блог, веб-портфолио, wiki-страницы, кабинет сетевого сообщества. Также описываются различные программы, которые могут помочь учителю в работе с Интернет-ресурсами....
14 09 2023 9:50:22
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
13 09 2023 21:30:34
Современное образование обеспечивает понимание мира и принятие ответственности за свою жизнь, за жизнь на Земле. В настоящее время система образования не всегда решает столь значимые задачи.
Выходом в решении этих задач, является гуманитаризация образования. Ядром гуманитаризации образования является включение в его содержание человеческого компонента для изучения и понимания сущности изучаемого....
12 09 2023 17:20:48
Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....
11 09 2023 13:32:40
Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....
10 09 2023 0:39:32
Тренажер предназначен для выработки устойчивых навыков решения генетических задач основных типов. Он состоит из варианта для учащегося (таблицы, в результате работы с которыми формируется условие задачи) и варианта для учителя (таблицы для формирования ндивидуальных заданий и ответы к задачам). Большое количество задач позволяет организовать индивидуальную работу в классах с любой наполняемостью, а компактность дает возможность использовать тренажер в качестве раздаточного материала для работы в классе и дома.
...
09 09 2023 11:59:57
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме.
...
08 09 2023 6:44:31
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
07 09 2023 16:24:37
Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество.
...
06 09 2023 11:13:54
Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания.
...
05 09 2023 7:20:28
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель.
...
04 09 2023 12:36:21
В последнее время в СМИ все чаще стали появляться публикации на тему правильного питания. Много говорят как об ожирении, так и об анорексии и булимии. Необходимо знакомить учащихся с основными нормами питания, принципами расчета суточного рациона питания, учить рассчитывать сбалансированный суточный рацион, объяснять необходимость выполнения режима питания.
...
03 09 2023 11:38:42
Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....
02 09 2023 0:57:36
Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....
01 09 2023 21:22:28
Программа разработана для учащихся 7-х классов с использованием элементов информационного интегрированного продукта "КМ-Школа". Курс факультатива служит для дополнения и углубления базового образования по предмету "Биология". Предлагаемая программа удовлетворяет познавательные интересы, развивает творческие способности, расширяет знания о животном мире....
31 08 2023 22:17:28
Всем нам надо задуматься о земле, на которую опирается наша стопа, о дереве, в тени которого мы ищем прохлады в жаркий день, о красоте разноцветного луга, над которым весело и беззаботно порхают яркие бабочки. Задуматься о нашем зеленом доме, о мире, который окружает нас с первых и до последних дней и стал настолько привычен, что мы уже и не замечаем его.
А воспитывать это надо с детства. Так пусть же такие праздники позволят привить детям любовь к природе, как к родному дому, понять необходимость совместного мирного существования!
...
30 08 2023 15:36:29
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
29 08 2023 4:58:23
Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....
28 08 2023 6:47:21
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
27 08 2023 10:46:12
В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....
26 08 2023 22:12:20
Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....
25 08 2023 14:42:21
В работе представлен тест для тематического контроля по теме «Тип Члeнистоногие», ориентированный на использование по УМК Сонина Н.И. Он выполнен с учетом требований, предъявляемым к составлению тестов, содержит спецификацию, план и ответы, варианты заданий....
24 08 2023 17:57:38
Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов.
...
23 08 2023 20:25:58
Урок помогает сформировать у учащихся понятие о плоде как важном генеративном органе растения, познакомить с разнообразием плодов и семян, их строением и функциями. На уроке получают знания об образовании, значении плодов и семян. На уроке учащиеся учатся самостоятельно распознавать и определять типы плодов. Знания о разнообразии плодов, их строении, приспособлении плодов и семян к распространению необходимы учащимся для выращивания и охраны растений.
...
22 08 2023 8:35:17
Интеграция учебных предметов – новация, получившая широкое распространение. Под интегрированным обучением понимается процесс создания новых дидактических эквивалентов, отражающих тенденции интеграции современной науки. Интегрированное знание является информационно более емким и направлено на интеллектуальное развитие личности. В интегрированном содержании заключено больше возможностей для формирования альтернативного мышления учащихся. Развитию учащихся способствует интегрированный урок биологии и литературы «Судьбы генетики в нашем Отечестве. Роман В.Дудинцева «Белые одежды»....
21 08 2023 23:12:19
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
20 08 2023 21:52:17
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
19 08 2023 20:30:43
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
18 08 2023 2:39:34
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
17 08 2023 18:42:48
Обобщающий урок проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. Для победы в игре учащиеся должны целенаправленно наблюдать, выделять существенные признаки, делать умозаключения, анализировать. Такая форма способствует повышению интереса к предмету, позволяет осмыслить пройденный материал. В работе представлен иллюстративный материал.
...
16 08 2023 10:35:55
В основу урока биологии в 6-м классе по теме "Лишайники" положен деятельностный метод. Учащиеся используют полученные знания при выполнении конкретных заданий, самостоятельно разбираются с материалом темы, используя учебник для поиска ответов на вопросы. В ходе урока идет овладение наиболее употребительными понятиями, законами курса биологии и их использование в пpaктической жизни. ...
15 08 2023 6:44:16
Автор ставит задачи на этапе изучения вопросов компьютеризации и информатизации, связанные с преподаванием биологии. В статье рассматриваются: медицинские и психолого-педагогические проблемы использования компьютерных программ в пpaктике обучения; рекомендации преподавателям и учащимся, которые нужно учитывать при организации работы с компьютером; опыт использования компьютера в пpaктике преподавания биологии; критерии анализа российских электронных изданий; возможности использования отдельных электронных изданий на разных этапах учебного процесса; авторские программы, помогающие в преподавании школьного курса биологии. ...
14 08 2023 0:22:24
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
13 08 2023 2:29:10
Экологическая сценка для школьного кукольного театра способствует воспитанию у дошкольников и младших школьников интереса, чуткости, любви, бережного отношения к родной природе. Дети приобретают навыки правильного поведения на природе, умение заботиться о растениях, которые являются частью природы планеты Земля. Декорации, музыкальное сопровождение вызывают интерес к выступлению, а школьным артистам приносят радость и удовлетворение, возможность проявить свои творческие способности....
12 08 2023 15:55:57
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::