Животные как источник возможной опасности. Меры защиты
Цели урока:
- Образовательная – формирование понятия опасные животные, особенности строения ядовитого аппарата, среди обитания ядовитых животных.
- Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.
- Воспитательная – воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.
Оборудование:
- Мультимедийный комплекс: компьютер, телевизор.
- Карта Саратовской области.
- Влажные препараты животных.
- Проекционный экран.
- Аппликации животных.
- Электронный учебник.
Способы действия учащихся
- индивидуальная работа у доски
- изучение дополнительной литературы
- решение проблемных задач
- приобретение навыков оказания первой медицинской помощи (ПМП)
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
ТДЗ
- Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке
- Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания
СУМ
- Организация начала занятия
- Объявление целей и задач урока
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Продолжаем знакомиться с многообразием животного мира. Около 5 тыс. животных наряду с положительными свойствами для человека могут иметь и опасные.
В чем их опасность?
Как человек может сохранить свое здоровье, свою жизнь?
Это нам необходимо выяснить на сегодняшнем уроке.
(Сообщается тема урока)
Учитель:
Какие это животные? Чтобы ответить на этот вопрос мы познакомимся с некоторыми представителями Типа члeнистоногих класса Пресмыкающихся, которые встречаются в Саратовской области.
Чтобы лучше запомнить, ядовитых животных заполняем таблицу, используя страницы электронного учебника.
Итак, войдите в папку “Мои документы” и “Биология”, найдите браузер 00 и откройте его.
Представители | Среда обитания | Строение ядовитого аппарата |
Учитель:
Первая страница знакомит нас с Типом Члeнистоногих классом Паукообразных отрядом Скорпионы.
Ученик:
Дает хаpaктеристику вида – пестрый скорпион (модель скорпиона помещает на карте Саратовской обл. – граница с Казахстаном, степные и полустепные зоны). Строение ядовитого аппарата.
На основе рассказа заполняется таблица, /см. приложение/
Учитель:
Какова картина отравления ядом скорпиона?
Как оказать первую медицинскую помощь?
Послушаем врача скорой помощи (ученик выступает в роли врача скорой помощи)
Ученик:
Говорит о картине отравления и оказания ПМП, инструктивные карточки по оказанию ПМП – проецируются на экране при помощи мультимедийного комплекса.
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Паукообразные отряд пауки.
В фауне Саратовской области опасными являются 2 вида: черный каpaкурт и южнорусский тарантул.
Ученик:
Каpaкурт – довольно крупный 1,5–2 см в длину крупными являются самки (аппликация помещается в район обитания на карте Саратовской области), самцы гораздо мельче и опасности для человека не представляют, черного цвета с красноватыми полосками на верхней поверхности брюшка, наземный паук.
Местами обитания служат пустыри, берега оврагов и т.д.
Строение ядовитого аппарата, /см. приложение/
Заполнение таблицы.
Учитель:
- Какова картина отравления?
- Как помочь пострадавшему?
Ученик:
Тяжелых последствий можно избежать, если в течение 2 – 3 минут после укуса прижечь место укуса головкой спички
Веление противокаpaкуртовой сыворотки.
Подводим итоги, используя инструктивную карточку на экране, /см. приложение/
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Насекомые отряд перепончатокрылые.
В нашей местности встречаются такие представители как наездники, осы, шмели, шершни. (Показ фотографий животных на экране).
Ученик:
Знакомит с особенностями внешнего строения медоносной пчелы.
Средой обитания.
Строением ядовитого аппарата.
Аллергические реакции на пчелиный яд наблюдаются у 0,5 – 2% людей. Пчелиный яд – сильный аллерген, что в еще большей степени осложняет картину отравления.
Заполняем таблицу.
Учитель:
- Какова же картина отравления? Как оказать первую медицинскую помощь?
Ученик:
В роли врача скорой помощи говорит о картине отравления и правильной помощи пострадавшему. (Правила видим на экране)
Учитель:
На следующей странице вы должны познакомиться с представителями класса Пресмыкающихся. В нашей области встречаются ядовитые змеи (степная гадюка и обыкновенная гадюка).
Для сравнения используем влажные препараты. Находим черты сходства и отличия.
Учитель:
Просмотрев видео сюжет, ответьте на вопрос: как вести себя при встречи с гадюкой?
Ученик:
При угрозе занимает активную оборону, шипит, совершает угрожающие броски – укусы, которые легче всего провоцируются движущимся объектом. Поэтому резкие движения при непосредственной встрече с гадюкой лучше не совершать. Не рекомендуется брать змею за хвост, не исключена возможность укуса.
Учитель:
- Как оказать ПМП пострадавшему?
Ученик:
Знакомит с правилами оказания ПМП.
Ребята закрепляют материал по инструктивной карточке, которая высвечивается на экране.
Учитель:
Почему животные получили название опасные?
Это животные, в организме которых содержатся вещества, ядовитые для человека и особей других видов.
При объяснении используем схему на экране. Мультимедиа.
Ученик:
Опасные потому, что эти животные способны выpaбатывать яд. Многие ядовитые животные являются источником повышенной опасности для человека.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Включаем Страницу электронного учебника. Начинаем нашу рубрику “Я и природа”. Внимательно слушаем проблемные ситуации и даем правильные ответы.
- С какими ядовитыми животными Саратовской области мы с вами познакомились?
- Какие опасные животные для человека вам еще известны?
- Как отличить в природе обыкновенную гадюку от ужа? (Используем влажные препараты).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить инструктивные карточки по оказанию первой медицинской помощи и познакомить с ними члeнов своей семьи.
Комментарии:
Этот курс является продолжением элективного курса "Как мозг учился думать", вошедшего в сборник Фестиваля педагогических идей 2005/2006 г.
Он служит для пpaктического подтверждения теории Павлова И.П. о рефлекторном механизме приспособительного поведения и теории функциональных систем Анохина П.К., а также для компенсации недостаточности знаний об индивидуальных особенностях видовых зрительных сенсоров животных.
...
31 05 2025 15:47:27
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
30 05 2025 14:15:19
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
29 05 2025 0:29:23
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
28 05 2025 21:32:23
В ходе реализации проекта учащиеся узнают правила работы разгадывания и способы составления и оформления кроссворда, учатся ориентироваться в учебном и дополнительном материале, правильно и точно формулировать вопросы, определять тип кроссворда, создавать его в печатном и электронном варианте.
...
27 05 2025 9:37:47
Урок направлен на изучение наиболее распространенных видов соцветий. Прививает навыки в определении простых и сложных соцветий и в записи их схем. Раскрывает биологическое значение соцветий, формирует эстетическое отношение к окружающему миру....
26 05 2025 4:56:46
Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
25 05 2025 19:52:49
Урок направлен на ознакомление учащихся со строением и функцией частей кровеносной и лимфатической систем. Закрепляются знания об основных элементах крови и внутренней среде организма, рассматривается передвижение крови и лимфы по сосудам, биофизические процессы в природе. Акцентируется внимание учащихся на необходимости здорового образа жизни для нормального функционирования сердечно-сосудистой системы....
24 05 2025 12:35:38
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
23 05 2025 23:12:24
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
22 05 2025 18:39:15
Исследование предполагает межпредметную интеграцию, что позволяет учитывать при работе с детьми их интересы к различным дисциплинам....
21 05 2025 18:19:20
В уроке применены технология развития критического мышления, работа в группах и парах, индивидуальная работа с тестами, самопроверка. В конце урока в качестве закрепления проводится лабораторная работа "Рассмотрение митоза в корешке лука".
...
20 05 2025 0:45:23
Урок способствует формированию у учащихся ответственного, экологически грамотного отношения к окружающему миру, изложение нового материала базируется на уже имеющиеся у учащихся знания....
19 05 2025 8:10:27

Урок изучения нового материала, целями которого является формирование у учащихся знаний о строении и значении анализаторов и зрительного анализатора в частности; углубление знаний о строении глаза и его частей; изучение правил гигиены зрения; применять полученные знания и умения в повседневной жизни. Применение мультимедийной презентации при подаче нового материала дает возможность учащимся прочно усвоить знания. При подготовке презентации предусматривалась смена видов деятельности....
18 05 2025 8:59:46
Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
...
17 05 2025 23:15:50
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина.
...
16 05 2025 8:17:43
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
15 05 2025 0:35:59
Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....
14 05 2025 5:19:59
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
13 05 2025 14:39:12
В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении.
...
12 05 2025 5:47:27
В обучении биологии, помимо традиционных форм и методов проверки знаний и умений применяются и нетрадиционные. Нетрадиционные формы проверки знаний и умений имеют ряд преимуществ. В качестве нетрадиционного метода контроля знаний используются кроссворды. Решение кроссвордов – полезное занятие для развития логического мышления. Они позволяют одновременно вспомнить забытую информацию и приобрести новую. С помощью такого метода можно установить уровень предметной терминологической грамотности....
11 05 2025 20:12:49
Урок разработан по программе Сонина Н.И. для 7-го класса. Данная разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями царства Грибы, их многообразием, значением в природе и жизни человека. Урок способствует развитию умения сравнивать, обобщать, выделять общие признаки царства, формирует интерес к предмету и бережное отношение к природе....
10 05 2025 7:29:37
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
09 05 2025 9:25:18
Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....
08 05 2025 17:57:54
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
07 05 2025 11:43:52
Урок для 7-го класса с целью показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека, обосновать необходимость их охраны....
06 05 2025 2:34:29
Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....
05 05 2025 16:18:47
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
04 05 2025 7:16:40
Урок «Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы «Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....
03 05 2025 14:19:18
Данный урок проводится с целью обобщения и закрепления знаний учащихся по метаболизму клетки....
02 05 2025 7:53:42
Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
...
01 05 2025 6:41:16
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
30 04 2025 2:55:46
Одно из наиболее важных достоинств логических задач заключается в том, что решение любой, даже очень простой логической задачи способствует формированию гибкости ума, преодолению основного препятствия на пути нового - освобождению мышления от шаблонов....
29 04 2025 8:32:54
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
28 04 2025 4:31:42
Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....
27 04 2025 6:39:33
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
26 04 2025 9:38:25
Одно из важнейших свойств всех живых организмов —способность к движению. Особенно сложными и разнообразными движениями отличаются многоклеточные животные....
25 04 2025 16:43:40
Элективный курс – «Здоровым быть здорово» информирует учащихся об ответственном отношении к своему здоровью. Учит формировать конкретные привычки здорового образа жизни. Доводит до учащихся информацию о профилактике пoлoвoй распущенности у подростков. Элективный курс направлен на формирование стиля жизни, способствует сохранению и укреплению здоровья....
24 04 2025 19:10:31
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
23 04 2025 19:34:50
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии.
...
22 04 2025 0:51:19
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
21 04 2025 16:14:43
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
20 04 2025 18:27:19
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
19 04 2025 0:57:30
Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....
18 04 2025 4:12:43
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
17 04 2025 9:19:46

В статье предлагается разработка урока по биологии в 8-м классе с использованием технологии развития критического мышления. Применение данной технологии способствует развитию умений у школьников выдвигать гипотезы; создаёт условия для конструктивного взаимодействия между учащимися в процессе решения проблемных вопросов....
16 04 2025 11:27:52
Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники
"растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли).
Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не
выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит.
...
15 04 2025 13:21:16
В игре проверяются знания пройденного материала: строение скелета животных, особенности процессов жизнедеятельности систем внутренних органов. Урок интегрирован с литературой, повторяются произведения о животных, поговорки. Эмоциональность обусловлена особенностью его построения — это игра двух комaнд....
14 04 2025 0:39:22
Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....
13 04 2025 2:51:51
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
12 04 2025 2:42:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::