Животные как источник возможной опасности. Меры защиты
Цели урока:
- Образовательная – формирование понятия опасные животные, особенности строения ядовитого аппарата, среди обитания ядовитых животных.
- Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.
- Воспитательная – воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.
Оборудование:
- Мультимедийный комплекс: компьютер, телевизор.
- Карта Саратовской области.
- Влажные препараты животных.
- Проекционный экран.
- Аппликации животных.
- Электронный учебник.
Способы действия учащихся
- индивидуальная работа у доски
- изучение дополнительной литературы
- решение проблемных задач
- приобретение навыков оказания первой медицинской помощи (ПМП)
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
ТДЗ
- Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке
- Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания
СУМ
- Организация начала занятия
- Объявление целей и задач урока
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Продолжаем знакомиться с многообразием животного мира. Около 5 тыс. животных наряду с положительными свойствами для человека могут иметь и опасные.
В чем их опасность?
Как человек может сохранить свое здоровье, свою жизнь?
Это нам необходимо выяснить на сегодняшнем уроке.
(Сообщается тема урока)
Учитель:
Какие это животные? Чтобы ответить на этот вопрос мы познакомимся с некоторыми представителями Типа члeнистоногих класса Пресмыкающихся, которые встречаются в Саратовской области.
Чтобы лучше запомнить, ядовитых животных заполняем таблицу, используя страницы электронного учебника.
Итак, войдите в папку “Мои документы” и “Биология”, найдите браузер 00 и откройте его.
Представители | Среда обитания | Строение ядовитого аппарата |
Учитель:
Первая страница знакомит нас с Типом Члeнистоногих классом Паукообразных отрядом Скорпионы.
Ученик:
Дает хаpaктеристику вида – пестрый скорпион (модель скорпиона помещает на карте Саратовской обл. – граница с Казахстаном, степные и полустепные зоны). Строение ядовитого аппарата.
На основе рассказа заполняется таблица, /см. приложение/
Учитель:
Какова картина отравления ядом скорпиона?
Как оказать первую медицинскую помощь?
Послушаем врача скорой помощи (ученик выступает в роли врача скорой помощи)
Ученик:
Говорит о картине отравления и оказания ПМП, инструктивные карточки по оказанию ПМП – проецируются на экране при помощи мультимедийного комплекса.
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Паукообразные отряд пауки.
В фауне Саратовской области опасными являются 2 вида: черный каpaкурт и южнорусский тарантул.
Ученик:
Каpaкурт – довольно крупный 1,5–2 см в длину крупными являются самки (аппликация помещается в район обитания на карте Саратовской области), самцы гораздо мельче и опасности для человека не представляют, черного цвета с красноватыми полосками на верхней поверхности брюшка, наземный паук.
Местами обитания служат пустыри, берега оврагов и т.д.
Строение ядовитого аппарата, /см. приложение/
Заполнение таблицы.
Учитель:
- Какова картина отравления?
- Как помочь пострадавшему?
Ученик:
Тяжелых последствий можно избежать, если в течение 2 – 3 минут после укуса прижечь место укуса головкой спички
Веление противокаpaкуртовой сыворотки.
Подводим итоги, используя инструктивную карточку на экране, /см. приложение/
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Насекомые отряд перепончатокрылые.
В нашей местности встречаются такие представители как наездники, осы, шмели, шершни. (Показ фотографий животных на экране).
Ученик:
Знакомит с особенностями внешнего строения медоносной пчелы.
Средой обитания.
Строением ядовитого аппарата.
Аллергические реакции на пчелиный яд наблюдаются у 0,5 – 2% людей. Пчелиный яд – сильный аллерген, что в еще большей степени осложняет картину отравления.
Заполняем таблицу.
Учитель:
- Какова же картина отравления? Как оказать первую медицинскую помощь?
Ученик:
В роли врача скорой помощи говорит о картине отравления и правильной помощи пострадавшему. (Правила видим на экране)
Учитель:
На следующей странице вы должны познакомиться с представителями класса Пресмыкающихся. В нашей области встречаются ядовитые змеи (степная гадюка и обыкновенная гадюка).
Для сравнения используем влажные препараты. Находим черты сходства и отличия.
Учитель:
Просмотрев видео сюжет, ответьте на вопрос: как вести себя при встречи с гадюкой?
Ученик:
При угрозе занимает активную оборону, шипит, совершает угрожающие броски – укусы, которые легче всего провоцируются движущимся объектом. Поэтому резкие движения при непосредственной встрече с гадюкой лучше не совершать. Не рекомендуется брать змею за хвост, не исключена возможность укуса.
Учитель:
- Как оказать ПМП пострадавшему?
Ученик:
Знакомит с правилами оказания ПМП.
Ребята закрепляют материал по инструктивной карточке, которая высвечивается на экране.
Учитель:
Почему животные получили название опасные?
Это животные, в организме которых содержатся вещества, ядовитые для человека и особей других видов.
При объяснении используем схему на экране. Мультимедиа.
Ученик:
Опасные потому, что эти животные способны выpaбатывать яд. Многие ядовитые животные являются источником повышенной опасности для человека.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Включаем Страницу электронного учебника. Начинаем нашу рубрику “Я и природа”. Внимательно слушаем проблемные ситуации и даем правильные ответы.
- С какими ядовитыми животными Саратовской области мы с вами познакомились?
- Какие опасные животные для человека вам еще известны?
- Как отличить в природе обыкновенную гадюку от ужа? (Используем влажные препараты).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить инструктивные карточки по оказанию первой медицинской помощи и познакомить с ними члeнов своей семьи.
Комментарии:
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...
18 03 2024 5:45:10
Биосфера это совокупность всего живого. Рассмотрим где проходят верхняя и нижняя границы биосферы, какой ее состав, свойства и функции....
17 03 2024 23:18:58
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
16 03 2024 22:13:32
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
15 03 2024 5:38:56
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...
14 03 2024 5:58:15
Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...
13 03 2024 20:10:59
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
12 03 2024 3:32:24
Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....
11 03 2024 21:14:54
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...
10 03 2024 3:51:23
Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....
09 03 2024 7:25:54
На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....
08 03 2024 14:51:42
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
07 03 2024 6:31:51
Урок усвоения новых знаний с использованием технологии проблемного обучения помогает раскрыть связь строения сердца с его функциями; дать понятие о сердечном цикле, видах регуляции сердечной деятельности....
06 03 2024 3:46:17
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
05 03 2024 9:19:57
Цель урока: познакомить учащихся с методами изучения наследственности; расширить знания о законах генетики, пpaктическое применение знаний; развивать интерес к предмету; показать влияние среды на формирование признака....
04 03 2024 22:44:23
Многие современные мыслители и политики считают нашу эпоху постиндустриальной, а нашу цивилизацию информационной. В этих условиях возникает необходимость формирования информационно культурной личности. С этой целью я активно применяю ИКТ своей работе. Я представляю урок по теме: "Биосинтез белка" в 9-м классе, как пример моего опыта по использованию ИКТ на уроках биологии....
03 03 2024 9:23:48
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
02 03 2024 21:26:53
Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...
01 03 2024 8:10:38
На данном уроке учащиеся узнают анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. ...
29 02 2024 8:46:22
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
28 02 2024 19:10:58
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия. Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами. ...
27 02 2024 0:37:23
Тема урока благоприятна для организации различных видов деятельности, что способствует саморазвитию, самообразованию, самовыражению учащихся в ходе овладения новыми знаниями и умениями. Работа в группе позволяет вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем – на уровень партнерства и сотрудничества....
26 02 2024 0:40:48
В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...
25 02 2024 20:34:28
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
24 02 2024 6:35:16
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
23 02 2024 14:37:30
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
22 02 2024 3:45:50
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
21 02 2024 13:35:38
Презентация «Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий хаpaктер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы «Движение»....
20 02 2024 6:38:27
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
19 02 2024 8:43:55
В статье описан опыт формирования культуры здоровья обучающихся посредством проектной деятельности на примере сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования....
18 02 2024 22:34:15
Автор знакомит учащихся с гигиеническими правилами ухода за полостью рта, профилактикой зубных болезней, вредным влиянием алкоголя и никотина на пищеварение в ротовой полости. Умения применять полученные знания в собственной жизни....
17 02 2024 21:40:10
Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...
16 02 2024 13:21:49
Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя в класс. Каждый решает эту проблему по-своему. Что же можно сделать в этой ситуации? Автор на уроках использует различные современные технологии, одной из которых является применение ИКТ....
15 02 2024 13:54:52
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
14 02 2024 15:55:48
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
13 02 2024 17:58:49
Личность любого человека представляет собой относительно устойчивую психологическую систему высшего интегративного уровня. Современные психологи считают, что ядром личности является потребностно-мотивационная сфера и самосознание, определяющие движущие силы развития личности как таковой и направленность поведения субъекта. ...
12 02 2024 14:43:33
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
11 02 2024 21:21:25
Для успешной активной жизни в обществе в век информационных и коммуникационных технологий молодым людям необходимы навыки критического мышления, конструктивный подход к решению задач, умение использовать необходимую информацию для достижения конкретных целей. Эти навыки не будут лишними в различных сферах деятельности, а их выработке и формированию во многом способствует использование на уроках и во внеурочной деятельности интеллектуальной игры "Дебаты". ...
10 02 2024 13:34:55
Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....
09 02 2024 9:49:26
Элективный курс "Основы медицинской генетики" предназначен для учащихся 11-го класса, желающих углубить свои знания по генетике человека. ...
08 02 2024 7:26:25
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
07 02 2024 9:55:12
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
06 02 2024 9:38:39
Игра-путешествие "Биологический поезд" проводится в качестве обобщении изученного материала. Пpaктическая ценность этой формы игры велика, так как решаются проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения. Задания содержат вопросы, составленные на эвристическом и творческом уровне. Применение игры повышает качество обучения, развивает творческий потенциал учащихся, расширяет и углубляет знания по предмету, способствует формированию ключевых компетенций современного образования. ...
05 02 2024 18:17:47
Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические хаpaктеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...
04 02 2024 18:21:29
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
03 02 2024 12:12:18
Контрольно-обобщающий урок для 6-го класса с целью закрепить и обобщить материал темы; проконтролировать уровень учебных компетенций учащихся с помощью КИМ....
02 02 2024 10:27:31
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
01 02 2024 6:24:20
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
31 01 2024 15:40:25
Цель урока: показать основные признаки типа "Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....
30 01 2024 7:44:43
Урок завершает изучение темы "Опopно-двигательная система". Позволяет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме. Проводится урок в форме викторины с использованием компьютерных технологий. Методы и приемы, используемые на уроке, способствуют развитию творческого и критического мышления, активизируют мыслительную деятельность учащихся. ...
29 01 2024 12:24:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::