Животные как источник возможной опасности. Меры защиты
Цели урока:
- Образовательная – формирование понятия опасные животные, особенности строения ядовитого аппарата, среди обитания ядовитых животных.
- Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.
- Воспитательная – воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.
Оборудование:
- Мультимедийный комплекс: компьютер, телевизор.
- Карта Саратовской области.
- Влажные препараты животных.
- Проекционный экран.
- Аппликации животных.
- Электронный учебник.
Способы действия учащихся
- индивидуальная работа у доски
- изучение дополнительной литературы
- решение проблемных задач
- приобретение навыков оказания первой медицинской помощи (ПМП)
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
ТДЗ
- Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке
- Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания
СУМ
- Организация начала занятия
- Объявление целей и задач урока
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
Продолжаем знакомиться с многообразием животного мира. Около 5 тыс. животных наряду с положительными свойствами для человека могут иметь и опасные.
В чем их опасность?
Как человек может сохранить свое здоровье, свою жизнь?
Это нам необходимо выяснить на сегодняшнем уроке.
(Сообщается тема урока)
Учитель:
Какие это животные? Чтобы ответить на этот вопрос мы познакомимся с некоторыми представителями Типа члeнистоногих класса Пресмыкающихся, которые встречаются в Саратовской области.
Чтобы лучше запомнить, ядовитых животных заполняем таблицу, используя страницы электронного учебника.
Итак, войдите в папку “Мои документы” и “Биология”, найдите браузер 00 и откройте его.
Представители | Среда обитания | Строение ядовитого аппарата |
Учитель:
Первая страница знакомит нас с Типом Члeнистоногих классом Паукообразных отрядом Скорпионы.
Ученик:
Дает хаpaктеристику вида – пестрый скорпион (модель скорпиона помещает на карте Саратовской обл. – граница с Казахстаном, степные и полустепные зоны). Строение ядовитого аппарата.
На основе рассказа заполняется таблица, /см. приложение/
Учитель:
Какова картина отравления ядом скорпиона?
Как оказать первую медицинскую помощь?
Послушаем врача скорой помощи (ученик выступает в роли врача скорой помощи)
Ученик:
Говорит о картине отравления и оказания ПМП, инструктивные карточки по оказанию ПМП – проецируются на экране при помощи мультимедийного комплекса.
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Паукообразные отряд пауки.
В фауне Саратовской области опасными являются 2 вида: черный каpaкурт и южнорусский тарантул.
Ученик:
Каpaкурт – довольно крупный 1,5–2 см в длину крупными являются самки (аппликация помещается в район обитания на карте Саратовской области), самцы гораздо мельче и опасности для человека не представляют, черного цвета с красноватыми полосками на верхней поверхности брюшка, наземный паук.
Местами обитания служат пустыри, берега оврагов и т.д.
Строение ядовитого аппарата, /см. приложение/
Заполнение таблицы.
Учитель:
- Какова картина отравления?
- Как помочь пострадавшему?
Ученик:
Тяжелых последствий можно избежать, если в течение 2 – 3 минут после укуса прижечь место укуса головкой спички
Веление противокаpaкуртовой сыворотки.
Подводим итоги, используя инструктивную карточку на экране, /см. приложение/
Учитель:
Мы продолжаем нашу работу и следующая страница: класс Насекомые отряд перепончатокрылые.
В нашей местности встречаются такие представители как наездники, осы, шмели, шершни. (Показ фотографий животных на экране).
Ученик:
Знакомит с особенностями внешнего строения медоносной пчелы.
Средой обитания.
Строением ядовитого аппарата.
Аллергические реакции на пчелиный яд наблюдаются у 0,5 – 2% людей. Пчелиный яд – сильный аллерген, что в еще большей степени осложняет картину отравления.
Заполняем таблицу.
Учитель:
- Какова же картина отравления? Как оказать первую медицинскую помощь?
Ученик:
В роли врача скорой помощи говорит о картине отравления и правильной помощи пострадавшему. (Правила видим на экране)
Учитель:
На следующей странице вы должны познакомиться с представителями класса Пресмыкающихся. В нашей области встречаются ядовитые змеи (степная гадюка и обыкновенная гадюка).
Для сравнения используем влажные препараты. Находим черты сходства и отличия.
Учитель:
Просмотрев видео сюжет, ответьте на вопрос: как вести себя при встречи с гадюкой?
Ученик:
При угрозе занимает активную оборону, шипит, совершает угрожающие броски – укусы, которые легче всего провоцируются движущимся объектом. Поэтому резкие движения при непосредственной встрече с гадюкой лучше не совершать. Не рекомендуется брать змею за хвост, не исключена возможность укуса.
Учитель:
- Как оказать ПМП пострадавшему?
Ученик:
Знакомит с правилами оказания ПМП.
Ребята закрепляют материал по инструктивной карточке, которая высвечивается на экране.
Учитель:
Почему животные получили название опасные?
Это животные, в организме которых содержатся вещества, ядовитые для человека и особей других видов.
При объяснении используем схему на экране. Мультимедиа.
Ученик:
Опасные потому, что эти животные способны выpaбатывать яд. Многие ядовитые животные являются источником повышенной опасности для человека.
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Включаем Страницу электронного учебника. Начинаем нашу рубрику “Я и природа”. Внимательно слушаем проблемные ситуации и даем правильные ответы.
- С какими ядовитыми животными Саратовской области мы с вами познакомились?
- Какие опасные животные для человека вам еще известны?
- Как отличить в природе обыкновенную гадюку от ужа? (Используем влажные препараты).
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Изучить инструктивные карточки по оказанию первой медицинской помощи и познакомить с ними члeнов своей семьи.
Комментарии:

Автор знакомит учащихся с гигиенической культурой, социальной адаптацией подростков и формированием навыков здорового образа жизни. В процессе урока учитель рассказывает детям о процессах, происходящих в женском организме в подростковый период, что не нужно бояться мeнcтpуаций и что это нормальный процесс в их организме, рассказывает об истории гигиены с древних веков до нашего времени....
31 08 2025 13:26:22

Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
30 08 2025 2:15:15
Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике.
...
29 08 2025 15:40:46
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
28 08 2025 21:24:19
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
27 08 2025 16:55:11
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
26 08 2025 14:36:16
В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под ЗОЖ они понимают только отсутствие вредных привычек. ...
25 08 2025 15:55:31
В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....
24 08 2025 4:20:30
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
23 08 2025 0:18:30
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
22 08 2025 19:56:51
Цели урока: провести вводное ознакомление с корнем как функциональной структурой, дать описание устройства корня и показать, что оно соответствует его значению, а также показать, что питание растений происходит в основном через корни, неотделимо от водоснабжения и состоит в поглощении неорганических веществ....
21 08 2025 3:55:39
Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме «Соцветия». Урок сопровождается презентацией....
20 08 2025 15:56:30
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета.
...
19 08 2025 4:27:31

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
18 08 2025 4:36:45
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
17 08 2025 0:34:48
На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....
16 08 2025 11:43:24
План-конспект открытого урока в 11-м классе, целью которого является выяснение сущности процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии....
15 08 2025 8:44:14
Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....
14 08 2025 11:29:59
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
13 08 2025 20:32:24
Урок проводится в форме путешествия по заповедным местам Оренбургской области. Помимо знакомства с уникальными уголками природы области, учащиеся осознают свою ответственность за их дальнейшую судьбу. Материал можно использовать как в преподавании уроков, так и во внеклассной работе....
12 08 2025 14:26:29
Урок с использованием информационных технологий позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению животного мира, вызывает интерес к самостоятельному созданию презентаций к урокам, к подбору информации из дополнительных источников. Урок разработан так, что учащиеся видят свои результаты на уроке....
11 08 2025 11:52:58
Одиннадцать лет обучения в школе зачастую пролетают для ребенка, как слайды с картинками. На мой взгляд, используя на уроках новые современные методы (в т.ч. и информационные), мы должны постоянно доказывать нашим детям, что живое слово было, есть и будет основным источником передачи информации от человека к человеку. На своих уроках биологии, говоря о здоровом образе жизни, я давно уже применяю всем известную форму работы "Лекторская группа", но в обновленном варианте.
...
10 08 2025 15:21:50
Основной задачей является формирование знаний об особенностях строения и образа жизни эвглены зеленой. На уроке используются различные методы активизации познавательной активности учащихся. На основном этапе урока изучение нового материала применяется исследовательский метод. Учащиеся работают в парах, выполняя пpaктическую работу с микроскопом. В конце работы учащиеся самостоятельно приходят к выводу о необычности систематического положения эвглены зеленой и единстве всего живого на Земле....
09 08 2025 14:34:35
Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....
08 08 2025 20:27:51
Организация лабораторных работ с использованием методических пособий для учащихся дает возможность преподавателю реализовывать цели изучения курса биологии, включенные в стандарт. Таковыми являются: освоение знаний; овладение умениями; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей; воспитание; использование приобретенных знаний, умений в повседневной жизни.
Освоение материала учащимися при выполнении лабораторной работы направляется инструкциями, в которых указана последовательность выполнения действий, предусматриваются ответы на вопросы, заполнение схем, таблиц и т.д.
Подбор заданий и вопросов преподаватель осуществляет, ориентируясь на наклонности, способности и интересы учащихся, тем самым реализуется индивидуальный подход.
...
07 08 2025 6:43:33
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
06 08 2025 16:12:21
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
05 08 2025 7:28:33
Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе.
...
04 08 2025 22:51:38
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
03 08 2025 4:12:27
Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....
02 08 2025 6:12:37
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
01 08 2025 3:18:50
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
31 07 2025 11:53:46
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
30 07 2025 7:48:55
На уроке обобщаются знания основ генетики через загадки, игры, театрализацию. В генетическую консультацию обращаются посетители: мать красавца Прошеньки для выбора невесты; работник таможни, через которую контpaбандист везет лис, цветовод, выписавший семена цветов по почте. Консультанты дают объяснения посетителям после решения генетических задач.
...
29 07 2025 11:21:16
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
28 07 2025 5:14:13
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
27 07 2025 0:37:33
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
26 07 2025 0:55:50
Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема "Эмоции" в курсе "Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе "Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами пpaктической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....
25 07 2025 0:15:53
Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....
24 07 2025 16:26:11
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
23 07 2025 9:23:30
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
22 07 2025 10:36:36
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
21 07 2025 1:40:25
В ходе урока задания представлены в виде конкурсов в игровой форме, что позволяет развивать творческое мышление, логику, интеллектуальный потенциал, интерес к предмету....
20 07 2025 3:15:23
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
19 07 2025 15:14:53
Цели урока: раскрыть сущность и роль закаливания организма, его формы, условия и физиологические механизмы; изучить гигиенические требования к коже, одежде, обуви; показать связь с процессами, происходящими во всем организме; рассмотреть болезни кожи: грибковые, паразитарные; влияние закаливания на здоровье человека, соблюдение гигиенических требований к коже, одежде, обуви....
18 07 2025 19:49:54
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
17 07 2025 17:15:15
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока.
Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
16 07 2025 6:26:50
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
15 07 2025 14:29:12
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
14 07 2025 13:48:53
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
13 07 2025 8:21:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::