Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

Несмотря на продолжающуюся реформу содержания школьного образования, на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования, одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования, которая проявляется в ориентации на \"личностно-ориентированную\" модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала.
В связи с этим возникает противоречие между формированием творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями и существующей традиционной классно-урочной системой, которая не реализует в полной мере личностно-ориентированный подход необходимый для формирования опыта творческой деятельности. В связи с этим возникает проблема качества биологического образования, поскольку не реализуется один из компонентов содержания образования.
Решением проблемы освоения продуктивной (творческой) деятельности учащихся при обучении биологии, на мой взгляд, является применение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) в пpaктике учителя.
В качестве примера использования ТРИЗ в биологии, можно рассмотреть урок для 7-го класса, тема которого - \"Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение\"
Цель урока: Раскрыть особенности размножения и развития папоротников и выяснить их роль в природе и жизни человека
Локальные цели урока (задачи) для ученика.
В результате работы на уроке ученики должны: называть пoлoвoе и бесполое поколение папоротников; структуры, участвующие в размножении; перечислять условия, необходимые для размножения; хаpaктеризовать особенности размножения и развития папоротниковидных; сравнивать жизненные циклы плаунов, хвощей и папоротников; делать выводы об усложнении растительного мира.
Цель урока для учителя:
Предметные цели - расширить представление учащихся об организации папоротников путем раскрытия особенностей размножения, развития папоротников, показа их роли в природе и хозяйственной деятельности человека; продолжить формирование умений узнавать изученные растения, обосновывать их принадлежность к определенному отделу.
Развивающие цели - развитие познавательного интереса к предмету, навыков работы с источниками информации.
Личностно - ориентированные цели - развитие самостоятельности, воспитывать потребность в приобретении знаний.
Тип урока: комбинированный.
Методы: объяснительно-иллюстративный, поисковый, проблемный.
Методические приёмы: рассказ, беседа, руководство самостоятельной работой учащихся на основе обратной связи, демонстрация схем, рисунков, растений.
Технологическая карта урока.
| Этапы урока | Учебные задания | Рекомендации по выполнению заданий |
| 1 | Цель: Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников | Работа вместе с классом. |
| 2 | Цель: рассмотреть бесполое и
пoлoвoе размножение папоротника, особенности
его развития. Задание: разделиться на группы и составить схему развития папоротника. Обсудить результаты. |
Работа в группах Рассказ учителя, демонстрация таблиц и схемы жизненного цикла папоротника Проверка работы |
| 3 | Цель: выяснить роль папоротников в
природе и хозяйственной деятельности человека Задание: самостоятельно прочитайте на стр. 63 учебника (Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов) и запишите значение папоротников. |
Самостоятельная работа Проверка работы |
| 4 | Цель: закрепление изученного Задание: найдите в тексте биологические ошибки: Молодые сочные листья хвощей в Японии употрeбляют в пищу как салат. То, что мы называем папоротником, является гаметофитом. Папоротники являются семенными растениями. Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов. Задание: Решить биологическую задачу |
Работа вместе с классом Работа в группах Обсудите результаты Проверка работы |
| 5 | Запишите домашнее задание: заполнить таблицу \"Сравнительная хаpaктеристика основных отделов высших споровых растений\" | Самостоятельная работа |
Ход урока
1. Проверка знаний об особенностях строения и жизнедеятельности папоротников.
Задание 1: назвать основные признаки папоротников
Задание 2: перечислить жизненные формы папоротников
Задание 3: схематично изобразить на доске папоротник и подписать все вегетативные органы
Задание 4: рассмотреть рисунки, и определить к каким систематическим группам относятся растения?
2. Изучение нового материала.
Размножение и развитие папоротников
На нижней поверхности листа развиваются спорангии, в которых образуются споры. При вскрытии спорангия споры высыпаются наружу и при благоприятных условиях спора прорастает в пластинку сердцевидной формы - заросток (гаметофит). Чаще обоеполый, на нем формируются женские и мужские пoлoвые органы (архегонии и антеридии). В них образуются яйцеклетки и cпepматозоиды с несколькими жгутиками. При наличии воды происходит оплодотворение, с образованием зиготы, из которой развивается зародыш, после его укоренения заросток отмирает, а из зародыша формируется спорофит.
У некоторых папоротников споры неодинакового размера - разноспоровые папоротники. У них мелкие споры (микроспоры) - при прорастании дают начало мужскому гаметофиту (заростку), на котором развиваются мужские органы размножения, а крупные (мегаспоры) - дают начало соответственно женскому гаметофиту. К таким папоротникам относится сальвиния.
Папоротники также могут размножаться и вегетативно, а именно с помощью специальных почек, образующихся на корневище.
Задание: самостоятельно зарисуйте схему жизненного цикла папоротника и подпишите ее.
Значение папоротников. Самостоятельная работа: самостоятельно прочитайте на стр. 63 учебника и запишите значение папоротников.
3. Закрепление изученного материала.
Здание 1: найдите в тексте биологические ошибки.
Молодые сочные листья хвощей в Японии употрeбляют в пищу как салат.
То, что мы называем папоротником, является гаметофитом.
Папоротники являются семенными растениями.
Папоротники прикрепляются к почве с помощью ризоидов.
Задание 2: Решите биологическую задачу
Условия изобретательской задачи: Чтобы поглощать минеральные вещества, растению необходима корневая система. Известно, что у папоротника сальвинии корневая система редуцируется, а листья у нее бывают как плавающие на поверхности, так и погруженные в воду. Эти листья морфологически разные. Каким же образом сальвиния получает минеральные вещества?
Противоречие: Корневой системы у сальвинии нет, а минеральные вещества поступают.
Ответ: Минеральное питание осуществляют видоизмененные листья, погруженные в воду.
4. Домашнее задание: используя материалы учебника и записи тетради, заполните таблицу \"Сравнительная хаpaктеристика основных отделов высших споровых растений\"
Таблица.
\"Сравнительная хаpaктеристика основных отделов высших споровых растений\".
| Систематическая группа, число видов. | Особенности строения и жизнедеятельности. | Особенности размножения и развития. | Значение. | Представители. |
| Отдел Моховидные. | ||||
| Отдел Плауновидные. | ||||
| Отдел Хвощевидные. | ||||
| Отдел Папоротниковидные. |
Комментарии:
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
30 11 2025 1:13:47
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
29 11 2025 15:11:58
Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....
28 11 2025 15:32:10
У учащихся формируется представление о грибах как особом царстве живой природы и стабильный интерес к экологической обстановке в своей местности. Они знакомятся с видами грибов, учатся различать съедобные и несъедобные грибы, прививают навыки экологической культуры, выpaбатывают потребность поддержания собственного экологического здоровья....
27 11 2025 17:34:56
Учитывая психологические особенности детей, формированию познавательной активности способствует использование на занятиях наглядных методов обучения, т.к. они вызывают интерес, дают возможность использования разных видов деятельности, развивают психологические процессы ребенка.
Наглядно-дидактические пособия являются важным средством формирования у детей разнообразных представлений о природе. Они дополняют наблюдения за природой, расширяют круг явлений, которые доступны познанию детей, помогают научить активно, самостоятельно добывать знания, возбуждают их мысль и развивают интерес к предмету....
26 11 2025 15:24:55
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
25 11 2025 15:23:14
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
24 11 2025 12:42:31
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
23 11 2025 9:53:10
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
22 11 2025 21:26:51
Урок расширяет и систематизирует знания учащихся о многообразии и происхождении культурных растений. На уроке учащиеся узнают, возможно ли введение в культуру новых растений....
21 11 2025 9:16:11
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
20 11 2025 5:35:59
Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...
19 11 2025 11:41:18
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
18 11 2025 17:40:50
Дидактическая игра по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Что? Где? Когда?". На ней
учащиеся должны показать свои знания о птицах. Игра состоит из трех туров, в ней участвуют 4 комaнды.
В результате игры выявляется комaнда-победитель. Каждый участник игры набирает баллы за правильный
ответ, за которые при желании может получить оценку.
...
17 11 2025 14:54:37
В своей работе мы хотим поделиться опытом, как применение ИКТ помогает на уроках биологии. Приводим пример урока по природоведению «Вселенная» с применением компьютерной презентации, а также рассказываем о том, где взять материал к уроку, если на подготовку отводится очень мало времени. Выход мы видим в привлечении к работе учеников, которые в ходе выполнения проектов на уроке информатики создадут огромную базу материалов в помощь учителям-предметникам. В нашей работе приводятся также проектные работы учеников, которые будут хорошей поддержкой как ученикам, так и учителям....
16 11 2025 23:28:43
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
15 11 2025 1:55:55
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
14 11 2025 12:55:23
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
13 11 2025 21:23:38
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
12 11 2025 21:24:22
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
11 11 2025 6:46:36
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
10 11 2025 16:12:20
Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше.
...
09 11 2025 0:58:49
Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....
08 11 2025 16:56:29
Внеклассное мероприятие способствует развитию познавательного интереса к науке биологии, любознательности, творческих способностей на основе личностно ориентированного подхода к учащимся. Направлено на воспитание любви, чуткости, бережного отношения к природе, пробуждает способности увидеть и осознать её красоту. Формирует экологическую культуру, интерес и желание детей участвовать во внеклассных мероприятиях, стремление к пропаганде ответственного отношения к окружающей природе....
07 11 2025 19:59:50
Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....
06 11 2025 14:32:21
Тема предполагает углубление знаний о процессах сукцессии и её видах, даёт возможность с помощью компьютера представить процесс образования устойчивого биогеоценоза и осознать значение охраны окружающей среды. Урок способствует развитию логического мышления и творческого подхода к решению проблем.
...
05 11 2025 5:10:35
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
04 11 2025 6:51:27
Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “Пока дышу, надеюсь”. ...
03 11 2025 16:41:29
Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, К.Ф.Вольф, А.А.Каверзнев, И.Е.Дядьковский, К.М.Бэр, К.Ф.Рулье, Н.А.Северцов....
02 11 2025 0:23:33
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
01 11 2025 1:41:18
Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....
31 10 2025 16:53:48
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
30 10 2025 7:54:33
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....
29 10 2025 0:26:44
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 10 2025 11:16:33
Урок отражает краткую историю открытия самой древней группы живых существ – бактерий. Способствует выявлению знаний об особенностях их строения, питания, размножения, распространения в природе. Формирует навык работы с натуральными объектами. Способствует формированию потребности соблюдения элементарных гигиенических норм в быту....
27 10 2025 17:34:36
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....
26 10 2025 23:43:39
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
25 10 2025 1:53:49
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....
24 10 2025 20:45:26
Ограниченность времени, отведённого на изучение данной темы, предполагает применение методов, которые помогут вызвать у учащихся интерес к изучаемому материалу. Одним из таких методов является игра. Возрастной интерес учащихся к игре позволяет за сравнительно короткий промежуток времени повторить большой объём пройденного материала, задействовать в работе учащихся всего класса, даёт возможность каждому ученику получить по одной и более оценок. Применяемые на уроке методы и приёмы развивают умения учащихся работать в заданном темпе, устанавливать межпредметные связи, публично выступать, работать в комaнде и самостоятельно, внимательно слушать....
23 10 2025 0:28:55
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
22 10 2025 6:25:48
Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....
21 10 2025 17:14:42
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
20 10 2025 15:45:38
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
19 10 2025 12:45:18
Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....
18 10 2025 8:12:14
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
17 10 2025 18:35:16
Урок по теме "Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....
16 10 2025 9:44:45
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
15 10 2025 17:59:15
В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....
14 10 2025 8:15:27
Интегрированный урок биологии и физики. Урок включает в себя демонстрацию сложных приборов (осциллограф, электроскопы, электрофорная машина, проводник) и опытов с натуральными объектами (лягушка). Содержание теоретической информации содержит исторические факты, связанные с открытием электрических явлений, и роль в этом биологических объектов, роль ученых-биологов в открытии и исследовании электричества.
...
13 10 2025 6:20:22
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе.
...
12 10 2025 3:57:27
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




