Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

Цель:

  1. Выявить умение учащихся наблюдать во время экскурсии в природу, научить обращать внимание на необычное, устанавливая связи между явлениями. Продолжить развитие общебиологических понятий.
  2. Научить учащихся составлять письменный отчет и красочно оформлять коллекции.

Оборудование:

  • компьютер,
  • экран,
  • проектор,
  • авторская работа-презентация,
  • коллекции прошлых лет,
  • блокноты учащихся с записями во время экскурсии,
  • раздаточный материал.

Наглядность:

  • таблица “Листопад”,
  • календарь природы “Осень”.

Общебиологические понятия:

  • ритмичность,
  • биологические циклы,
  • обмен веществ,
  • приспособленность организмов к экологическим факторам,
  • взаимосвязь организма и среды,
  • размножение и развитие.

Частные биологические понятия:

  • пигменты,
  • хлорофилл,
  • фотосинтез,
  • передвижение веществ,
  • испарение,
  • выделение,
  • листопад.
  • функции организмов, их взаимосвязь.
  • жизненные формы,
  • продолжительность жизни,
  • озимые,
  • способы распространения плодов и семян.
  • закладка почек.
  • подземные побеги.
  • покой глубокий.
  • фенология.

План урока

I. Краткая вступительная беседа.

На дворе царица-осень
Уж завершает листопад;
Ковёр листвы на землю сброшен,
Теперь он снегу будет рад.
Как преобразилось всё вокруг двора:
Кроны у деревьев, травы все сжелта,
Листья опадают, дождик моросит,
Осень золотая о себе гласит.

Учитель: Эти два четверостишья написаны вашими сверстниками, учениками прошлых лет. Пусть они не совсем совершенны, но искренни, а главное - правдивы.

А какой вы увидели осень во время экскурсии? Насколько были наблюдательными и внимательными, это выяснится в ходе урока, поскольку мы сегодня подытожим результаты экскурсии “Осенние явления в жизни растений”.

На экране вопросы к уроку (слайд №2):

  1. Почему осенью листья изменяют свою окраску?
  2. Как происходит листопад?
  3. Зачем деревья и кустарники сбрасывают листья:

а) роль листопада в жизни растения;

б) значение листопада в природе.

  1. Какие ещё явления в жизни растений можно наблюдать осенью?

А теперь вспомним, какие изменения в природе мы могли наблюдать до наступления недавних сильных заморозков, которые всё преобразили вокруг (слайд №3).

 II. На экране видеофильм, снятый во время экскурсии, сопровождаемый выдержками из стихотворений. Содержание стихов соответствует изображению на экране.

Мой школьный сад во власти красок
Лучами Осени объят,
Он душу раскрывает как бы
И щедро дарит листопад.
(Из стихотворения ученика)

Срок пришел
Краснеть кленовым лапам.
Ясень желт
И вяз при самом слабом
Вздохе ветерка
Роняет листья.
Осень, засверкав
Плащом огнистым,
В старый парк
И в лес густой вошла
И пожар
Бездымный свой зажгла.
Ясным днем
Отправлюсь в путь заветный,
А кругом
Просторы многоцветны.
Яркость позолоты
У дороги…
(Н. Уросов)

Как разгулялся ветер листопада!
Сегодня он не просто рвёт листву,
А гонит по реке барашков стадо,
Дает волнам морскую синеву.
И слышно, как река шуршит листвою,
А листья пеной бьются о песок.
И рядом с этой страшной синевою
Летучим дымом кажется лесок.
(В. Берестов)

Сколько листвы намело. Это лёгкие наших деревьев,
Опустошенные, сплющенные пузыри кислорода
(А. Тарковский)

Осень над парком тенистым. Ложится
Золото клёнов на воды пруда.
Кружатся листья. Умолкнули птицы,
В похолодевшее небо глядится
Астра, лучистая астра- звезда.

Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат.
В лужах лед прозрачно-синий,
На листочках белый иней.
(Е. Головин)

Потом внезапно побелеет тьма,
И всё, что раньше радовало взоры,
Согнёт, причешет, упростит зима,
Покрыв геометрическим узором.
( Беличенко)

Беседа: А что не смог увидеть объектив камеры?

(Похолодание, влияние северного ветра, сокращение долготы дня, уменьшение освещённости, заморозки)

Как эти изменения влияют на жизнь живого?

Вывод: жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

III.Почему листья изменяют свою окраску.

Проверка домашнего задания. Какие краски осени (как живописца) вы нашли в стихах?

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Изменение окраски листьев.

А) Листья пожелтели у … (липы, берёзы, лиственницы) (слайд №4).

Б) Листья покраснели у …(рябины, шиповника, аронии) (слайд №5).

В) Листья остались зелеными у …(ели, сирени, ивы) - в зависимости от даты про ведения экскурсии (слайд №6).

Демонстрация опыта. Учитель объясняет, что осенью от недостатка света и холода хлорофилл разрушается и зеленая окраска листьев пропадает, листья становятся желтыми. Но у некоторых растений листья с наступлением осени краснеют. Красная и фиолетовая окраска листьев зависит от особого красящего вещества – антоциана. В этом можно убедиться в результате опыта, приготовив отвар краснокочанной капусты. Профильтрованный раствор, слабо окрашенный в синий цвет, разлить в пробирки (на 1/3 их объема), в одни из них прилить кислоту (1, 2, 4, 8 капель), в другие – щелочь в том же количестве). С помощью стеклянной палочки перемешать жидкости в пробирках. В результате смешения красящего вещества краснокочанной капусты с кислотой получается красивая гамма красных расцветок, с щелочью – синих.

IV.Листопад. Как он происходит у разных растений (слайд №7).

Оно не может улететь на юг
И отменить не в силах опаданья.
Оно для листьев замыкает круг
Рожденья, шелестенья, увяданья.

Работа в тетради. Ребята записывают свои примеры.

Листопад.

А) Листопад закончился у … (липы, клена остролистного, груши).

Б) Продолжается у … (тополя, березы, яблони).

В) Листья не опадают у … (ели, сосны, клюквы).

Как происходит листопад, веткопад (у кипариса)?

Как падают листья?

Дополнение к ответам учащихся (слайд №8).

“Медленно, неохотно и в то же время торжественно падал он, цепляясь за ветки, за изветренную кожу, за отломанные сучки, братски приникая ко встречным листьям – чудилось: дрожью охвачена тайга, которой касался падающий лист, и голосами всех живых деревьев она шептала: “Прощай! Прощай!.. Скоро и мы… Скоро и мы… скоро…скоро…”

Чем ниже опускался лист, было ему падать все тягостней и тягостней; встреча с большой, почти уже охладевшей землею страшила его, и потому миг падения листа все растягивался, время как бы замедлилось на размытом далью обрыве, удерживало себя, но могильная темь земли, на которую предстояло лечь листу, погаснуть, истлеть и самому стать землею, неумолимо втягивала его желтое свечение…”

Виктор Астафьев “Падение листа”

Закон природы.

Листик серебристый, листик золотистый,
Падает, качается, словно парашют.
Медлит, опускаясь, в воздухе кружится,
Будто бы не хочет прервать он свой маршрут.
Но вот уж не кружится,
Вот уже ложится
На траву холодную
Листик золотой,
И другие листья падают с березы,
Заполняют воздух золотым дождем.
Хочешь иль не хочешь, но закон природы
Все твои желания ставит на своем.
Стихотворение ученицы 5 кл.

V.Значение листопада в жизни растения (слайд №9).

  1. Приспособленность к уменьшению испарения влаги в зимнее время.
  2. Выделение из растения вместе с листьями ненужных веществ.
  3. Защита дерева от механического повреждения под тяжестью снега.

Значение листопада в природе.

  1. Создание листовой подстилки, задерживающей влагу, тепло, способствующей зимовке многих животных, в т. ч. полезных.
  2. Участие в почвообразовании и круговороте веществ в природе (перегной – минеральные соли).
  3. Опавшие листья служат пищей для дождевых червей, бактерий и др. организмов.

Зачитывается отрывок из рассказа А. Шевченко “Безответные”.

Листопад. Сойка ли прячет желуди – прячет про зимний запас, а вырастают дубки,- иль рябчик пробежит по опавшей листве – и уже шорох. Далеко слышно, как проскачет по сухим листьям лесной заяц-беляк. Ой, как боязно косому, все чудится ему, что, беспрерывно шурша, кто-то крадется к нему.

И в толк не возьмешь, кто кого тут опасается, говорят же: “Заяц от листья, а лягушка от зайца бежит”.

Лиса тоже обходит шуршащий покров, не нравится он ей: тут даже легким шагом вмиг выдашь себя соглядатаям. И разве к настороженной шелестом дичи подкрадешься мягко и тихо?

Вот подземному зверю – есть у нас такой, речь о нем впереди, - ему листопад даже на руку: готовая подстилка для логова.

…собирая грибы, шурша опавшими листьями, я приближался к подземному городку этого когтистого зверя.

Куда это еще он направляется? Степенно, с перевальцем заковылял серовато-темной спиной. Ага, к кучам листвы! Заготовил и подгребает к себе, в логово.

Тут и случилась препотешная история. Горка листьев, которых еще не касался барсук, вдруг покатила. Опешил мой зверь: листья еще никогда от него не удирали! Торопливо догнал убегающую кучку, попридержал лапой и ткнул в нее мордой – в чем , мол, тут дело? А кучка – “фук, фук”, так сердито, да как поддаст прямо в нос барсуку. Подпрыгнул толстяк, ощетинился, шипит. Трясет мордой, трет ее лапами. А горка покатила дальше.

То был еж. Он тоже собирал подстилку для логова, набрел на готовое и поживился чужим: покатался в листьях, нанизал их на иглы и потащил…

У замечательного поэта С. Наровчатого есть стихотворение “Листопад” Я осень давно не встречал в лесу

И, удивленный, глазею в оба,
Как в тихих ладонях ветры несут
Кленовое золото высшей пробы.
Как на юру, выгорая дотла,
Спеша на тщеславье богатство выменять,
Сыплют червонцами вяз и ветла
И другие, которых не знаю по имени.

Задание: А сможете ли вы по листьям определить названия растений? (слайд №10)

Раздаточный материал: коллекции листьев с номерами, соответствующими названиям растений, которые надо вписать в клетки кроссворда. Если задание выполнено правильно, в первых вертикальных столбцах должны прочитаться слова “листопад” в “сентябре”.

Для 1 варианта: липа, ива, сирень, тополь, осина, подорожник, акация, дуб.

Для 2 варианта: смородина, ель, ноготки, терн, яблоня, береза, рябина, ежевика.

Для предлога “в” можно взять вяз или вишню.

Дополнительное задание: в каждом варианте есть одно лишнее растение, какое и почему? (в 1 варианте - подорожник, во 2 – ноготки, т. к. травянистые растения) (слайд №11)

 Какие еще изменения в жизни растений происходят осенью? (слайды №12, №13)

Закладка зимующих почек.

Завершение образования годичного кольца.

Созревание плодов и семян.

Распространение плодов и семян.

Изменения в жизни травянистых растений.

Цветение поздноцветущих растений (слайд №14).

Увядшие растения.
Снежинка пролетела.
Но что там за цветение
На грядке помертвелой?

Ах, розовые неженки,
Промокшие до нитки,
Осенние подснежники…
Прощайте, маргаритки!

Вывод по уроку.

В природе постоянно происходят сезонные изменения, которые обязательно следуют друг за другом в определенной последовательности.

Жизнь растений зависит от условий окружающей среды.

Осенью растения готовятся к зиме.

А еще мы убедились, что знания можно получать в результате наблюдений за живой природой, знакомства не только с учебником, но и с художественной литературой.

Домашнее задание.

Стр. 90 и 91 §18 учебника “Природа” Т.С.Суховой, В.И.Строганова, стр. 9-11 учебника “Окружающий мир” З.И. Тюмасевой, Е.В. Гуськовой.

Написать в тетради о пользе и вреде сжигания листьев.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры " Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

23 07 2021 7:42:38

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на практике....

23 07 2021 23:51:41

Урок "Человек в ответе за природу" (5–7-е классы)

Урок по теме " Человек в ответе за природу" учит бережно относиться к окружающему миру....

23 07 2021 13:18:55

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых З У Н, а также качеств личности учащегося играет И К Т. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

23 07 2021 3:34:28

Программа курса по выбору в 9-м классе "Взросление и пол"

Программа рассчитана на учащихся девятых классов. Она актуальна для детей, ориентирующихся на естественно-научный профиль обучения. Этот курс предполагает получение школьниками теоретических знаний, самостоятельную работу школьников, игровое задание, анкетирование и тестирование. Составлена как дополнение к курсу биологии....

23 07 2021 21:17:28

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

23 07 2021 20:38:21

Урок биологии. 9-й класс. "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Урок рассматривает статистические данные, способы определения пола и закономерности наследования генов, сцепленных с полом; раскрывает причины возникновения сцепленных с полом генетических болезней, формирует представления о различиях мужского и женского организмов. Рекомендуется соблюдать тактичность изложения материала, в классе могут быть учащиеся с наследственными заболеваниями. Используются оптимистические прогнозы о возможных способах лечения заболеваний....

23 07 2021 23:50:46

Из опыта работы. Система подготовки к Единому государственному экзамену (ЕГЭ) по биологии

В статье рассказывается о том, каким материалом должен владеть учитель и как вести подготовку учащихся к Е Г Э. Составлен примерный тематический план повторения учебного материала. Обращается внимание на практическую направленность курса. Приводится перечень методических пособий для подготовки к экзамену. Предлагается план самостоятельной подготовки учащихся. Даны рекомендации по оформлению стенда " Как готовиться к Е Г Э". Предлагается план работы на уровне районных методических объединений....

23 07 2021 10:19:15

Тип Членистоногие: общая характеристика, признаки и строение

Пищеварительная система членистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося анальным отверстием....

23 07 2021 10:17:32

Факультативный курс по биологии для школы полного дня "Калейдоскоп грибов"

Курс знакомит с особенностями строения грибов, классификацией, их разнообразием по форме, цвету, размерам, способу питания, с мерами предосторожности при их использовании. Изучаемый материал доступен, научен, интересен, связан с химией, медициной, экологией, безопасностью жизнедеятельности, зоологией, экономикой....

23 07 2021 21:56:34

Проектные технологии на уроках биологии

Школа оторвана от жизни во многих отношениях. Применяя проектный метод, можно попытаться в некоторых местах перекинуть "мостики" через эту пропасть....

23 07 2021 21:19:50

Внеклассные мероприятия по биологии

Вашему вниманию предлагается статья на тему алкоголя и его влияния на организм....

23 07 2021 8:55:31

Аскарида человеческая - строение, способы заражения, симптомы

Аскарида человеческая - один из самых крупных гельминтов в природе (до 40 см). Рассмотрим пути заражения, симптомы и профилактику заражения аскаридозом....

23 07 2021 5:19:11

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

23 07 2021 3:21:21

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

23 07 2021 18:14:59

Использование СНИТ в преподавании биологии

В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета " Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. ...

23 07 2021 16:18:53

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

23 07 2021 5:43:23

Интегрированный урок (биология + литература) «Генетика на службе у революции»

Цель урока: определить суть научных экспериментов по созданию нового типа безупречных граждан в годы революции и гражданской войны; дать представление о сложности и многообразии жизни, в которой за всё приходится отвечать самому. Для анализа представлены следующие произведения: Ч. Айтматов « Тавро Кассандры», роман М, Булгакова « Собачье сердце». На уроке проанализированы исследования Н. Кольцова, А. Богданова, И. Иванова, И. Павлова в области евгеники и экспериментальной биологии....

23 07 2021 2:45:37

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Функции сетчатки глаза"

Используя знания об анализаторах и морфологическом строении глаза, сформировать знания о свойствах рецепторов, желтого и слепого пятен, показать сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга, способного воссоздать целостную картину внешнего мира, адекватную действительности. Рассмотреть причины и профилактику нарушений зрения. ...

23 07 2021 3:27:14

Урок с элементами технологии полного усвоения для обучающихся 7-го класса ККО по теме: "Лишайники"

Урок раскрывает особенности строения, образа жизни и многообразия симбиотических организмов – лишайников. Данный урок проводился для обучающихся К К О с использованием элементов технологии полного усвоения....

23 07 2021 21:19:14

Значение и разнообразие плодов

Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....

23 07 2021 23:38:58

Элективный курс "Обжора долго не живет"

Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс " Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...

23 07 2021 1:48:52

Интегрированный урок (биология + литература + русский язык) по теме "Как же вы устроены, господин Тело?". 8-й класс

Урок проводится в форме групповой работы учащихся в трех направлениях: биологическом, лингвистическом, культурологическом и литературном. Целью данного урока является всестороннее развитие учащихся, которому способствует интеграция предметов, повышение их мотивации к овладению знаниями, пробуждение интереса к научной и творческой деятельности....

23 07 2021 9:55:54

Ржавчинные грибы. Характеристика, размножение, особенности жизненного цикла

Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....

23 07 2021 15:56:36

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: « Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

23 07 2021 15:37:17

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

23 07 2021 10:46:13

Урок биологии на тему "Полезные ископаемые. Каменный уголь"

Цель урока: расширение знаний учащихся о полезных ископаемых; обобщить знания учащихся о горючем полезном ископаемом торфе; расширить и углубить знания о каменном угле....

23 07 2021 15:13:16

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

23 07 2021 22:50:40

Многообразие голосеменных растений

Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица " Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

23 07 2021 18:58:28

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте " Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

23 07 2021 14:42:49

Урок в 9–м классе "Методы селекции"

Урок знакомит с традиционными методами селекции - отбором и гибридизацией 0150 и современными методами генной, хромосомной и клеточной инженерии, которые позволяют получать необходимые человеку сорта, породы и штаммы микроорганизмов, устойчивые к болезням и вредителям, с новыми качествами и свойствами. Такие организмы называют геномодифицированными. ...

23 07 2021 0:14:40

Развитие исследовательских навыков учащихся

В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....

23 07 2021 12:55:38

Урок биологии на тему "Круглые черви". 7-й класс

Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме « Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом « Круглые черви». Практически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....

23 07 2021 8:14:49

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

Данный урок стоит в разделе " Основы учения об эволюции" по учебнику " Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

23 07 2021 14:32:44

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме " Экологические факторы"....

23 07 2021 23:47:17

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

23 07 2021 1:41:45

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н. И. Сонина и В. Б. Захарова « Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

23 07 2021 3:53:29

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике " Кологривский лес"....

23 07 2021 18:45:21

Урок по природоведению в 5-м классе на тему "Вселенная"

Цель урока – обобщить, проконтролировать знания учащихся по теме " Вселенная". Урок проводится в форме игры, используются стихи. Для контроля знаний подобраны задания, развивающие образное мышление учащихся. ...

23 07 2021 22:33:37

Тема урока: "Жизненные формы комнатных растений"

Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....

23 07 2021 15:54:47

Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса

Предлагаются приемы, которые может использовать учитель для создания здоровьесберегающей среды на уроке. Современный урок – это урок, на котором учитель реализует не только обучающие, развивающие и воспитательные цели, но и валеологические. Учитель должен построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детям....

23 07 2021 9:41:42

Апитерапия в профилактике вирусных и простудных заболеваний

В работе определяются свойства меда, его качества и разнообразие. Рецепты помогут человеку в выборе народных средств для борьбы с вирусными болезнями. Цель данной работы – изучить особенности меда в профилактике простудных и вирусных болезней....

23 07 2021 10:31:42

Вид. Признаки вида

Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....

23 07 2021 10:26:58

Тип членистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В. П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

23 07 2021 14:43:21

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

23 07 2021 18:13:49

Урок-зачет по теме "Пищеварение"

Предлагаются несколько вариантов заданий с ответами для проведения зачета по биологии по теме " Пищеварение". ...

23 07 2021 21:13:22

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цель урока: определение уровня овладения знаниями по теме. Коррекция знаний, умений и навыков. Сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

23 07 2021 10:26:31

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

Урок является расширением темы " Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

23 07 2021 21:19:59

Урок "Размножение и развитие организмов"

Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

23 07 2021 21:57:55

Урок ботаники "Внешнее строение корня, почки у листа". 6-й класс

У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении практических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....

23 07 2021 6:54:29

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)