Генетика и проблемы здоровья человека

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная и групповая.
Методы обучения: словесно-наглядный, частично-поисковый, взаимное обучение через сверстников (проектная деятельность)
Цель урока: содействовать формированию навыков проектной деятельности в раскрытии методов изучения генетики человека у учащихся.
Задачи:
- Образовательные: показать специфику изучения генетики человека как существа социального; раскрыть основные методы изучения генетики человека, не затрагивающие здоровья и естественных прав человека.
- Воспитательные: раскрыть значение науки, могущество и силу человеческого познания; продолжить профессиональную ориентацию учащихся.
- Развивающие: развивать основные коммуникативные умения, навыки поиска информации в различных источниках; проверить умение учащихся делать теоретические обобщения на основе анализа хаpaктеристики методов исследования генетики человека.
Оборудование: проектор для показа презентаций, таблицы, дидактический материал на каждую парту, на доске плакат:
Опopные точки урока
Ход урока
1 этап: Организационная часть. Слово учителя
Эпиграф урока:
Детство мое постой,
Погоди, не спеши.
Дай мне ответ простой,
Что там впереди?
А впереди окончание школы, выбор профессии, учеба, создание семьи. В кабинет врача вошли двое. Он и Она. В нерешительности остановились на пороге. На вопрос о цели визита молодые люди начали рассказывать. Знакомы они со школьной скамьи и любят друг друга, хотят пожениться. Молодые люди считают себя здоровыми. Но у родственников молодого человека ребенок плохо ходит, отстает в умственном и физическом развитии. И их волнует вопрос: \"Если они вступят в бpaк, не родится ли у них такой ребенок?\"
Серьезность проблемы очевидна, поскольку вся ответственность за здоровье будущего ребенка зависит от родителей, а желание видеть его здоровым естественно и понятно.
Человек - часть природы, высшая ступень в развитии органического мира, поэтому нельзя отрицать роль биологических факторов в жизни человека. Можно изменить идеи человека, но нельзя его лишить свойств, выработанных в процессе эволюции. Следовательно, законы генетики, которые являются общебиологическими, относятся к человеку.
Сейчас успешно развивается генетика человека. Каждый человеческий генотип своеобразен и неповторим. По программе \"Геном человека\" расшифрованы все гены человека. Но человек - существо социальное, живет в обществе, и к человеку не применимы методы экспериментальной генетики. Нельзя, например, заставить людей вступить в бpaк с целью изучения какого-нибудь признака. Генетика человека имеет свою специфику и ее изучение представляет собой известные трудности: человек размножается медленно, каждая супружеская пара имеет небольшое число детей, генотипы людей преимущественно гетерозиготны.
Наука располагает особыми методами изучения генетики человека, которые не нарушают здоровья и естественных прав человека.
Для знакомства с этими методами были созданы творческие группы, которым было дано задание: используя различные источники информации, создать мини-проект, в котором на конкретных примерах раскрыть сущность одного из методов генетики человека. Для этого были розданы инструкции для работы в группах
| Цель работы: формирование навыка
работы - с новой информацией, используя различные источники; - работы в группе; - проектной деятельности. Задание: 1) найти информацию по соответствующему вопросу (понятия, доказательства, примеры) ; 2) сформулировать тезисы, раскрывающие суть вопроса; 3) создание мини - проекта, который оформляется в виде презентации и сопровождается защитой. Этапы работы: 1) Распределение обязанностей внутри группы 2) Поиск информации 3) Подготовка к защите 4) Защита проекта |
Распределение обязанностей внутри
группы Ф.И. Координатор корректирует работу группы, следит за выполнением обязанностей всех ее участников Секретарь - записывает все версии, мнения, предложения, тезисы Лаборант-программист отвечает за техническое обеспечение работы группы, поиск информации, оформление результатов в виде презентации Спикер - защищает проект |
2 этап: Презентация учащимися материала по обоснованию проблемы, поставленной учителем.
Задание для учащихся: по ходу урока кратко заполнить таблицу и тетради сдать в конце урока. Выполняя работу, помните Козьму Пруткова \"Зри в корень\"
| Название метода | Сущность метода | Примеры |
| 1.Генеалогический | ||
| 2.Близнецовый | ||
| 3.Цитогенетический | ||
| 4.Биохимический |
Защита мини - проектов.
Генеалогический метод - это метод составления родословных с последующим их анализом.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 1)
Б) Закрепление (решение задачи -Приложение 2 стр.- 1)
В) Выводы: в настоящее время врачи, которые проводят медико-генетические консультации, считают, что всем родителям, желающим избежать наследственных болезней у детей, следует изучать свою родословную и анализировать ее.
2. Близнецовый метод - это метод, при помощи которого выясняют значение влияния наследственных факторов и факторов среды на формирование нормальных и патологических признаков человека.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 2, Приложение 3)
Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.1)
В) Выводы: проанализировав данные таблицы, следует сказать, что на формирование признаков организма влияют наследственные факторы и факторы окружающей среды. Образование, условия жизни, увлечения, работа - все это накладывает на человека отпечаток. В течение жизни одни способности развиваются, другие затухают, не найдя нужных условий.
3. Цитогенетический метод - это метод, при помощи которого изучают структуру количество хромосом.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)
Б) Закрепление (решение задачи - Приложение 2 стр.- 2)
В) Выводы: известно около 100 аномалий, связанных с нарушением формы и числа хромосом.
4. Биохимический метод - это метод, который позволяет обнаружить в биохимических параметрах изменения, связанные с изменением генотипа.
А) Выступление спикера (Приложение 1 стр.- 3)
Б) Закрепление (Приложение 2 стр.- 2)
В) Выводы: определитесь, по какой специальности вы хотели бы учиться в Ульяновском фармацевтическом колледже. В этом вам поможет \"Справочник для абитуриентов УФК\"
Вопрос учащихся: А лечат ли врачи наследственные болезни или человек навсегда обречен?
Ответ учителя: Да, лечат.
При заболевании обмена веществ (фенилкетонурия) назначают специальную диету.
При сахарном диабете проводят заместительную терапию (введение в организм недостающих веществ).
Медикаментозная терапия - больным создают условия, не влияющие на психику.
Дородовая диагностика - диспансеризация беременных женщин.
Хирургия - операционное вмешательство (заячья губа, дефекты зрения, гемофилия)
Вернемся к молодым людям, беспокойство которых за свое потомство привело в медико-генетическую консультацию. После генетического обследования, которое включало: уточнение диагноза, по поводу которого консультируется семья; расчет риска рождения больного ребенка; объяснение прогноза результаты показали, что заболевание ребенка не носит наследственного хаpaктера. Молодые люди, узнав об этом, успокоились, и их жизнь вернулась в обычное русло.
3 этап: Заключительная часть.
Мы все сегодня убедились в ваших познаниях, в успехах генетики и медицины. Хочется сказать самые добрые и теплые слова в адрес ученых и врачей - людей самой гуманной и удивительной профессии.
Организация работы по завершению заполнения таблицы \"Методы генетики человека\" и решения задач из Приложения 2 \"Дидактические материалы\".
Заполнение бланка \"Самооценка\"
Ф,И______________________________________
Я принимал (а) участие :
1. В подготовке презентации________________ балл
2. В работе с дидактическим материалом______балл
3 В заполнении таблицы___________________ балл
4. В обсуждении проблем урока_____________ балл
5. Моя оценка урока_______________________балл
Мой балл_________
Комментарии:
Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....
04 12 2025 21:39:44
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
03 12 2025 10:18:29
Дана комплексная хаpaктеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....
02 12 2025 14:28:12
Представленный урок "Видообразование. Результаты микроэволюции", проведённый в 11-х классе, направлен на комплексное повторение и закрепление знаний учащихся об эволюционных процессах популяций, повторение генетики (полиплоидия, гибридизация, хромосомные мутации). Учащиеся получают представление о путях, типах и скорости видообразования. Постоянно ставятся проблемные вопросы, проводится связь нового материала с ранее изученным, его сравнение, обобщение. На основе наводящих вопросов ребята самостоятельно формируют выводы, умело связывают теоретический материал с пpaктикой жизни....
01 12 2025 2:22:58
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки, развитием научных идей, и формированием систем наук....
30 11 2025 5:13:43
Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам "Происхождение человека" и "Строение организма"....
29 11 2025 4:22:14
Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....
28 11 2025 22:17:28
Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....
27 11 2025 0:55:26
Мастер-класс показывает методические приемы для восприятия учебного материала через различные каналы, что сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей, развивает зрительную память, акцентирует внимание на важных объектах за счет фрагментарной подачи материала....
26 11 2025 15:39:13
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
25 11 2025 17:32:15
В представленной разработке главный принцип - максимальная самостоятельность учащихся в познавательном процессе при организации разнообразия видов деятельности. Используя данную методику, можно проектировать индивидуальную образовательную траекторию учащегося, позволяющую осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.
...
24 11 2025 13:19:18
В работе представлен вариант проведения первого урока биологии в 6-м классе по концентрической программе под редакцией А.И. Никишова. Особое внимание уделяется актуализации опopных знаний обучающихся, что дает возможность определить уровень обученности и сразу же включить детей в активную познавательную деятельность. Использование ИКТ на уроке не только позволяет заинтересовать учащихся, но и дает возможность работать более комфортно детям с особенностями слухового или зрительного восприятия. Проведение рефлексии в разных формах приучает детей анализировать не только свою работу, но и весь урок в целом, что дает возможность всем участникам образовательного процесса проводить корректировку своих задач и способов их реализации....
23 11 2025 11:14:46
Интегрированный урок проводится в 6–8-х классах. К уроку готовятся все: и учителя и учащиеся. Ребята рисуют цветы, пишут стихи о цветах, сочинения, приносят фотографии, в этом и проявляется их творческий потенциал. Обязательно делаем выставку лучших работ, награждаем победителей.
...
22 11 2025 16:59:25
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
21 11 2025 11:47:29
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
20 11 2025 0:43:12
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
19 11 2025 11:37:19
Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека.
...
18 11 2025 8:26:30
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
17 11 2025 14:43:23
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить.
...
16 11 2025 3:25:20
В статьеречь идет о строении, свойствах одуванчика лекарственного....
15 11 2025 8:22:57
Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....
14 11 2025 3:21:14
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
13 11 2025 11:57:21
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
12 11 2025 3:25:59
Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....
11 11 2025 19:29:18
Исторический процесс формирования сознания людей отображается в развитии каждого человека. Каждый человек, несмотря на наличие «человеческих» возможностей развития, должен проявить большую целеустремлённость, настойчивость и трудоспособность в обладании богатым опытом человечества – знаниями и умениями....
10 11 2025 7:41:48
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
09 11 2025 13:27:22
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
08 11 2025 13:30:15
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
07 11 2025 12:12:53
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
06 11 2025 6:50:19
В основе содержания урока - приёмы, направленные на формирование у учащихся критического мышления: "Верные и неверные утверждения", "Сводная таблица", "Инсерт". Специфика технологии заключается в активной позиции учащихся. Приёмы, используемые на уроке, направляют работу обучающихся на самостоятельное и осмысленное получение новой информации....
05 11 2025 4:52:28
Ролевая игра-пресс-конференция по теме "Капуста - ценная овощная культура". Урок или внеклассное мероприятие проводится в форме нестандартного обучения, пресс-конференции. Это даёт возможность рассмотреть данный материал в расширенном объёме информации, используя игровую технологию. Данный тип урока способствует усвоению и закреплению знаний, так как сами учащиеся становятся активными участниками познавательного процесса....
04 11 2025 10:10:35
Урок по теме "Общие признаки хордовых животных. Подтип Бесчерепные", построенный на основе групповой работы, с использованием интеpaктивных схем электронного учебника компании "1С" — "Животные. 7-й класс"....
03 11 2025 16:42:16
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
02 11 2025 13:18:28
На уроке изучаются возможности использования приемов для формирования личности учащихся на уроках биологии, проводится диагностика пpaктического применения приемов, формируется среда личностно ориентированного развития учащихся....
01 11 2025 10:17:23
Порядок ржавчинные включает примерно 4000 видов грибов, которые имеют специальные органы размножения - базидии, они состоят из одноклеточных спор....
31 10 2025 15:39:13
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
30 10 2025 9:54:26
Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....
29 10 2025 2:37:59
Жизнь организмов зависит от многих условий: температуры. освещенности, влажности, других организмов. Безокружающей среды живые организмы не способны дышать,...
28 10 2025 19:38:17
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
27 10 2025 21:19:28
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
26 10 2025 13:27:27
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
25 10 2025 20:33:50
Лабораторный пpaктикум по биологии в 10-м классе с целью пронаблюдать некоторые физические и химические свойства органических веществ в клетке. Пpaктикум рассчитан а 2 урока, сопровождается показом мультимедийной презентацией.
...
24 10 2025 1:52:23
Учащиеся знакомятся с оптимальными условиями всхожести семян (благоприятные условия), изучают методику закладки опыта, учатся ставить опыты при изучении семян....
23 10 2025 16:15:13
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
22 10 2025 16:20:43
В КВН-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки комaнд-участниц. Данный КВН также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...
21 10 2025 16:23:18
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
20 10 2025 19:47:29
В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...
19 10 2025 18:43:34
Цель урока: выявление хаpaктерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....
18 10 2025 9:24:44
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
17 10 2025 11:16:49
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
16 10 2025 11:15:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




