Зачетный урок "Отделы растений"
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по отделам растений.
Оборудование: таблицы.
Ход урока1. Учитель: Сегодня у нас зачетный урок по теме: “Отделы растений”. Растения играют огромную роль в природе: выделяют кислород, являются начальным звеном в цепи питания, компонентами биогеоценозов. Кроме того, растения для человека – это источник здоровья, красоты, вдохновения. Большую роль играют растения и в хозяйственной деятельности человека.
На Земле насчитывается около 500 тысяч видов растений, из них покрытосеменных – 200–250 тысяч. Остальные 250 тысяч приходятся на другие отделы растений.
Целью урока является анализ общей картины растительного мира, хаpaктеристика всех основных отделов низших и высших растений. Доказать, какое огромное значение для человека играют зеленые растения.
Класс делится на 6 групп (по 4 человека).
Задания для групп следующие:
- карточка с заданием
- билет с 4 вопросами, 5-й вопрос – загадка.
2. Учащиеся выполняют задания по карточкам (Приложение 1).
Выполнив задание, учащиеся называют получившееся слово, комментируя его.
1-я группа – ЛАМИНАРИЯ (“морская капуста”, бурая водоросль, растет в дальневосточных морях и морях Северного Ледовитого океана. Натриевая соль альгиновой кислоты (сырьем служит ламинария) дает превосходный клей, который используется для проклеивания бумаги, скрепления цемента).
2-я группа – СПИРОГИРА (многоклеточная нитчатая зеленая водоросль с хроматофором в виде спирально закрученных лент).
3-я группа – РОДИМЕНИЯ (красная водоросль, применяется в пищу).
4-я группа – АНФЕЛЬЦИЯ (красная водоросль, из которой получают агар-агар).
5-я группа – ФИЛЛОФОРА (Красная водоросль, дающая клей. Пленки из этого клея наносятся на различные бетонные сооружения, металлы, древесину. Они пpeдoxpaняют от разрушения, гниения, коррозии).
6-я группа – МАРШАНЦИЯ (печеночный мох, двудомное растение; широко распространен в сырых и тенистых местах лесной зоны России).
3. Учащиеся работают по группам с билетами.
Каждая группа дает ответы на вопросы, используя таблицы, учащиеся других групп при необходимости дополняют.
Учитель: Отдел водоросли – низшие растения. Рассмотрим особенности одноклеточных зеленых водорослей, самых древних растений на Земле.
(Ответы учащихся.)
Вопросы 1-й группы:
- Строение одноклеточных зеленых водорослей и их питание на примере хламидомонады.
- Размножение хламидомонады.
- Особенности строения и питания хлореллы. Роль хроматофора.
- Многообразие, пpaктическое значение зеленых водорослей.
- На плечах Игнашки
Сорок три рубашки –
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (Кочан капусты.)
Учитель: Отдел водоросли. Многоклеточные водоросли.
Вопросы 2-й группы:
- Строение многоклеточных зеленых водорослей на примере улотрикса.
- Размножение улотрикса.
- Хаpaктеристика морских водорослей. Многообразие их.
- Значение водорослей и их пpaктическое применение.
- Цветок – напрасный,
Плод – опасный,
А поле все засажено. (Картофель.).
Дополнения учителя:
Водоросли служат сырьем для получения иода, брома, калийных солей. При сухой перегонке из них извлекают метиловый спирт, ацетон, смолу, фенол. Отмершие водоросли образуют отложения ила – сапропеля, который используется в грязелечении и как удобрение на полях.
Учитель: Высшие споровые растения. Мхи.
Вопросы 3-й группы:
- Строение зеленого мха.
- Особенности размножения мха.
- Строение сфагнума, особенности строения листьев.
- Многообразие мхов, их роль в природе.
- Почему мох сфагнум используется при необходимости как вата?
(Благодаря впитывающей способности и содержанию антисептического вещества сфагнола этот мох имел широкое применение в полевых госпиталях в годы гражданской войны и в партизанских отрядах в период Великой Отечественной войны.)
Учитель дополняет:
На кочке средь морошки
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки
Куда ни глянь, растет.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей.
Коль нужно будет ваты,
Нарви его скорей.
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной.
И лучшим санитаром был на сраженьях он.
Высшие споровые растения. Папоротникообразные.
Вопросы 4-й группы:
- Строение папоротника.
- Особенности размножения.
- Многообразие папоротниковидных.
- Условия образования каменного угля.
- Что такое “огонь гномов”? (“Огонь гномов” – это произрастающий в темных пещерах мох шизостега, молодые побеги которого светятся во мpaке пещер, создавая впечатление маленьких огоньков).
Дополнения учителя:
Хвощ полевой используется как лекарственное растение, летние побеги применяют в качестве мочегонного средства.
Плаун булавовидный – его споры используют как детскую присыпку, для обволакивания пилюль.
Из корневища папоротника щитовника мужского готовят экстpaкт для изгнания некоторых ленточных гельминтов.
– Особая группа высших растений – семенных растений – голосеменные.
Их появление на Земле связано с поднятием суши, начавшимися колебаниями температуры и влажности. Победить в борьбе за существование им помогло семя. Свое название они получили потому, что их семена лежат открыто на поверхности чешуи шишек.
Вопросы 5-й группы:
- Многообразие голосеменных, их хаpaктеристика.
- Отличительные признаки голосеменных от других высших растений.
- Размножение голосеменных.
- Значение голосеменных.
- Какова связь между елью и музыкой? (Древесина ели используется для изготовления скрипок, виолончелей, роялей.)
Дополнения учителя:
Хвоя сосны служит сырьем для получения “сосновой шерсти”, из которой вяжут белье, рекомендуемое при ревматизме.
Из хвои сосны готовят: скипидap, душистое сосновое масло, применяемое в медицине.
– Отдел покрытосеменные растения.
В настоящее время господствуют на Земле покрытосеменные – самые молодые и многочисленные растения. В Красную книгу занесено 600 видов покрытосеменных.
Вопросы 6 группы:
- Многообразие покрытосеменных, их хаpaктеристика.
- Отличительные признаки покрытосеменных от других высших растений.
- Размножение цветковых.
- Значение в природе и жизни человека. Пpaктическое применение цветковых.
- Какое лекарственное растение коренные жители Америки называют “след белого человека”? (Подорожник).
Учитель читает стихотворение о подорожнике.
Вдоль дороги на тропинке луговой
Поздней осенью и летнею порой
По каким бы я дорогам не бродил,
Подорожник свой везде я находил.
Если горло у кого-то заболит
Или осы покусали, все горит,
Иль порезался, мой друг,
Ему невмочь,
Всем старался подорожник мой помочь.
А однажды…
Я узнал секрет такой –
Почему мой подорожник был со мной.
По каким бы я дорогам не бродил,
Почему его везде я находил?
На подошвах я таскал его детей
Вместе с грязью, ослизневших от дождей,
И не ведая, не зная ничего,
По дорогам рассеял детей его.
С той поры сдружилися навек
Подорожник и бывалый человек.
Дополнения учителя:
Среди однодольных растений лечебными свойствами обладают: ландыщ, алоэ, черемша, чеснок, лук.
Среди двудольных:
Семейство крестоцветных: пастушья сумка используется в медицине как кровоостанавливающее средство.
Семейство бобовые: солодка, донник, астрагал, термопсис.
Семейство пасленовые: ядовитые растения – белена, дурман, белладонна, табак – являются сырьем в медицине для получения атропина.
Семейство сложноцветные: лекарственные растения – ромашка, календула, тысячелистник, пижма, череда. Семя из цитварной полыни содержит сантонин, используемый как противоглистное средство.
Семейство розоцветные: их плоды богаты витаминами и сахарами, органическими кислотами. Особенно много витамина С в шиповнике. Малина используется как потогонное средство.
4. Вывод.
Итак, в заключение урока следует сделать вывод о том, что весь растительный мир Земли создает среду обитания человека. Это и “зеленые легкие” планеты, это и целостность нашей природы, ее красота, неповторимость, это пища и здоровье людей как в духовном, так и в физическом смысле.
Все люди Земли должны помнить об этом. Ведь будущее зависит от отношения каждого человека к природе.
Земля – наш Дом.
И летом, и зимой, и осенью, весной
Земля – наш Дом.
Задумайся о том!
А то, как в том кино,
Пошлет нас звездный странник
За новою Землей,
А если не найдем???
Комментарии:
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
08 10 2024 21:49:21
Разработка может быть использована как по предмету биологии, так и по экологии. Данный урок содержит блок проверочной работы в виде кроссворда и игры в «горячий стул» по теме «Основные типы экологических взаимодействий». Урок направлен на развитие интеллектуальной сферы: внимание, память, речь, мышление; развивать умение применять общебиологические закономерности для решения нестандартных задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы....
07 10 2024 17:37:15
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
06 10 2024 21:26:23
Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой для базового уровня обучения биологии в полной средней школе. Тема 4. "Популяционно-видовой уровень организации жизни". Занятие поможет учащимся ознакомиться с понятием популяция, рассмотреть популяцию с точки зрения формы существования вида, компонента биогеоценоза, генетической системы....
05 10 2024 10:41:58
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...
04 10 2024 11:29:34
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
03 10 2024 12:44:56
На занятии формируется представление о побеге как сложном органе растения. Учащиеся знакомятся со строением побега, раскрывают функции частей побега....
02 10 2024 14:40:10
Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....
01 10 2024 8:25:19
Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....
30 09 2024 4:39:29
Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....
29 09 2024 1:21:35
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя. ...
28 09 2024 15:48:47
Дарвин вскрыл научные основы движущих сил органической эволюции и этим утвердил исторический метод в биологии и во всем естествознании....
27 09 2024 1:46:15
В статье описаны положительные аспекты использования интеpaктивного комплекса на уроках. В качестве примера в статью включена разработка урока биологии с показом презентации....
26 09 2024 10:43:11
Интегрированный урок направлен на формирование компетенции обучающихся по истории шоколада. Любимая сладость миллионов может похвастать не только вкусовыми качествами, но и многими полезными свойствами. Знания о шоколаде позволят нашим студентам использовать этот продукт с максимальной пользой. Через интеграцию предметов создается целостное представление о взаимосвязи учебных дисциплин, необходимости их глубокого изучения и применения в их профессиональной деятельности....
25 09 2024 22:23:13
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
24 09 2024 14:23:25
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
23 09 2024 8:13:25
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
22 09 2024 11:23:39
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду. ...
21 09 2024 17:14:47
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...
20 09 2024 16:26:47
Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитывать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждают интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, наблюдательность....
19 09 2024 16:23:50
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
18 09 2024 17:19:22
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д. ...
17 09 2024 10:58:29
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
16 09 2024 15:53:35
Наследование признаков осуществляется с помощью элементарных единиц наследования – генов. Совокупность генов определяет генотип организма....
15 09 2024 2:25:29
Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....
14 09 2024 21:48:50
В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотрeбление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....
13 09 2024 0:11:59
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
12 09 2024 14:58:42
Большой интерес учащихся вызывают занятия, на которых они могут не только приобрести новые знания, но и сами могут выступить в роли учителя, в данном случае - «экскурсовода». В разновозрастной группе кружка всегда есть учащиеся старшего возраста, интересующиеся наукой и овладевшие первичными навыками научного поиска. В процессе занятия они делятся своими знаниями с младшими товарищами. ...
11 09 2024 12:12:24
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
10 09 2024 5:18:41
Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...
09 09 2024 14:32:30
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
08 09 2024 3:10:40
Урок знакомит учащихся со строением и функциями желез внутренней секреции, учит распознавать симптомы эндокринных заболеваний....
07 09 2024 1:59:18
Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....
06 09 2024 0:56:56
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
05 09 2024 8:29:18
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
04 09 2024 22:36:44
Урок направлен на обобщение и закрепление знаний об эволюции растительного и животного мира на нашей планете. Совершенствуется умение работать с текстом, развивается логическое мышление, расширяется биологический кругозор....
03 09 2024 1:31:28
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
02 09 2024 5:44:29
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
01 09 2024 8:16:14
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...
31 08 2024 23:34:31
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
30 08 2024 11:22:36
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
29 08 2024 14:50:41
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
28 08 2024 0:14:17
В работе представлены результаты применения УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003–медиатека" в процессе обучения для ученика и учителя. Дается описание, систематизация, методическое обоснование деятельности творческой группы учителей школы, возглавляемых координатором – учителем информатики – по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе, а также анализ возможностей реализации творческой инициативы учителя при использовании современных мультимедийных технологий. Показана система использования ИКТ на различных этапах урока. ...
27 08 2024 4:41:20
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
26 08 2024 10:43:32
К насекомым с неполным превращением относятся представители отряда прямокрылых: перелетная саранча, кобылки, кузнечики, сверчки. К полным превращением - представители отряда чешуекрылых (бабочек), обладающие двумя парами крыльев...
25 08 2024 0:33:29
Через реализацию данной программы обеспечивается пoлoвoе воспитание девочек-подростков. Пoлoвoе воспитание является трудной и сложной задачей, поскольку сочетает в себе элементы мopaльного, этического и гигиенического воспитания. Программа разработана с учетом физиологических и психологических особенностей развития подростков и возрастных особенностей восприятия знаний....
24 08 2024 14:57:21
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
23 08 2024 12:46:13
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения. ...
22 08 2024 7:49:30
Изучая данную тему, обучающиеся узнают об особенностях пластического и энергетического обмена в клетке, однако изучению условий протекания данных процессов уделяется недостаточное внимание. Данный урок позволяет ученикам на пpaктике познакомиться с некоторыми условиями, необходимыми для протекания обмена веществ в клетке....
21 08 2024 18:28:10
Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....
20 08 2024 23:42:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::