Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

В педагогическом плане личностно ориентированное обучение – это, прежде всего, его ориентация на развитие личности ребёнка, его познавательных начал и созидательных способностей. Разделяя эти позиции рассматриваю личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в своей работе отвожу формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. Обобщая личный педагогический опыт, рассматриваю возможности авторской технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС), (автор - И.Д.Лушников, д.п.н., профессор кафедры педагогики ВИРО) в организации целенаправленной работы по развитию творческих способностей учащихся в школе. Важным компонентом учебно–воспитательной работы является учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, поэтому в качестве ведущего подхода выбран личностно ориентированный. Тема самообобщения личного опыта “Развитие индивидуальных творческих способностей учащихся на уроках биологии”
Актуальность темы: В обществе растёт востребованность в творчески мыслящих людей, способных самостоятельно видеть и решать проблемы. В этих условиях особое значение приобретает развитие индивидуальных творческих способностей детей. Возникает противоречие между обостряющейся личностной и социальной потребностью развития индивидуальных творческих способностей ребёнка в условиях массовой общеобразовательной школе и отсутствием апробированных педагогических технологий такого процесса в курсе биологии.
Встаёт проблема: определить совокупность педагогических условий, обеспечивающих развитие творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой общеобразовательной школе.
Цель: технологии РИТС: управлять проявлением и развитием индивидуальных творческих способностей учащихся.
Задачи:
- Создать условия для проявления учащимися творческих способностей;
- Обеспечить условия для проявления самостоятельности учащихся в освоении знаний, умений;
- Способствовать развитию познавательных и умственных умений учащихся;
- Обеспечить усвоение всеми учащимися обязательного минимума программного материала;
- Обеспечить каждому учащемуся возможность усвоения адекватного его индивидуальным способностям уровня сложности учебного материала.
Содержательная основа технологии РИТС базируется на:
- фактах неодинаковой логической сложности учебного материала;
- освоение разноуровневых способах познавательной деятельности;
- наращивании систем умений в процессе познавательных и мыслительных действий;
- самостоятельном проявлении интеллектуальных умений в творческой деятельности.
В логическом плане технология представляет собой преемственное развитие семи этапов:
I этап: первичное освоение репродуктивного способа деятельности при выполнении стандартных заданий;
II этап: освоение частично-поискового способа деятельности при выполнении нестандартных заданий;
III этап: освоение эвристического способа деятельности при выполнении усложнённых заданий.
IV этап: комплексное освоение разноуровневых способов познавательной деятельности с выходом на исследовательский при выполнении внепрограммных заданий.
V этап: распознавание уровня сложности и соотнесение способа познавательной деятельности;
VI этап: рефлексия и свободный выбор уровня сложности задания и способа его выполнения в самостоятельной работе;
VII этап: диагностика индивидуального развития творческих способностей учащихся (по результатам изучения темы).
Развитие уровней творческого проявления личности происходит от этапа к этапу: от умения владеть репродуктивным, частично-поисковым, эвристическим и исследовательским способами. Внутри этапа ученик проходит через цепочку “ознакомления” с умениями – “отработка” умений – “освоение” умений”
Трудности для учителя: дидактическая переработка исходного программного материала в соответствии уровням сложности материала и способа деятельности.
Технология РИТС способствует усилению самостоятельности, индивидуализации в проявлении творчества. Технология содержит рефлексию как средство самоактивации личности в отношении творчества. Технология позволяет “обнаружить” сильных в творческом плане учащихся. предоставляя им возможность для дальнейшего развития и усвоение всеми учащимися обязательного минимума знаний программного материала. Вариант применения данной технологии на уроках биологии (см приложение №1).
Диагностика развития творческих способностей на уроках биологии в 6 классе.
Структура творческих способностей складывается из следующих компонентов: познавательные действия; мыслительные действия; самостоятельность в проявлении творческой деятельности.
А. Диагностика познавательных действий:
1. Наблюдение за классом показало, что дети стали охотнее заниматься биологией, отмечают, что на уроках стало интересно, всё, что разбираем становится понятнее, нравится, что можно выбирать задания по сложности, не бояться трудных для тебя заданий.
2.Исследование поведения учащихся на уроке (совокупность признаков, хаpaктеризующих когнитивное поведение: креативное поведение и интуитивное мышление).Наблюдается позитивная динамика в поведении учащихся: повышается активность на уроках, воображение, интуитивное мышление.
3 Изучение формирования мотивов обучения. Устойчивый познавательный интерес школьников, их мотивация – один из критериев эффективности учебного процесса, развития индивидуальных творческих способностей.
Вывод: у учащихся возрастает личностный смысл учения, преобладающим мотивом обучения становится учебный мотив, учащиеся стремятся к достижению успеха, активны на уроках, осуществляют самостоятельный поиск в приобретении новых знаний.
Б. Диагностика мыслительных действий.
Возрастает число учащихся овладевших приёмами мыслительных действий таких как сравнение, обобщение, установление причинно-следственной связи. Положительная динамика в развитии мыслительных действий доказывает эффективность технологии РИТС.
В. Исследования в проявлении творческих способностей учащихся 6 класса (в количестве 30 человек) в течение учебного года.
Уровни творческих способностей |
Сентябрь(входной контроль),число уч-ся. |
Декабрь (промежуточный тест), число уч-ся. |
Май (контрольный тест), число уч-ся. |
| 0 | 2 (6,6%) | - | - |
| 1 | 18 (60%) | 11(36,6%) | 4 (13,3%) |
| 2 | 8 (26,6%) | 10 (33,3%) | 13 (43,3%) |
| 3 | 2 (6,6) | 7 (23,3%) | 9 (30%) |
| 4 | - | 2 (6,6%) | 4 (13,3%) |
Уровень “0” означает, что учащиеся не осваивают обязательный минимум учебного материала и не могут овладеть алгоритмами и репродуктивным способом деятельности.
Уровень “1” - репродуктивный; Уровень”2” - частично-поисковый;
Уровень “3” - эвристический; Уровень “4”- исследовательский;
Вывод: Технология РИТС обеспечивает усвоение обязательного минимума знаний и умений, выделяет сильных учащихся для развития их творческих способностей, способствует формированию творчески развитой, социально-ориентированной личности, способной к самореализации, что соответствует нашему времени.
Библиография.
- Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся.- Вологда, 2005.
- 2.Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план.- Москва: Дрофа, 2004.
- Учебно-методический комплект “Биология” //Под редакцией Н.И.Сонина // - М.,2007.
Презентация
Комментарии:
Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности.
...
28 11 2025 0:23:50
Цель урока: сформировать у учащихся понятия организм и познакомить со свойствами живого организма....
27 11 2025 13:30:48
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
26 11 2025 2:51:30
Учиться – значит исследовать мир. Но мир бесконечен, он не вмещается в рамки урока. В клубе ребята расширяют и закрепляют знания в тесном сотрудничестве и коллективном взаимодействии; это способ подготовки к итоговой аттестации....
25 11 2025 19:14:52
Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....
24 11 2025 13:48:10
Урок построен по методике критического мышления. Имеет межпредметную тематику (физика, биология, экология). Работа с текстами способствует развитию системного и творческого мышления учащихся, расширяет кругозор учащихся. На уроке используется классическая музыка в современной обработке.
...
23 11 2025 7:41:42
Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....
22 11 2025 12:42:45
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
21 11 2025 5:53:14
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
20 11 2025 8:50:30
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
19 11 2025 9:23:58
Целью классного часа является формирование желания у подростков вести здоровый образ жизни. Подобранный материал заставляет задуматься о вреде курения....
18 11 2025 1:58:26
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
17 11 2025 14:23:26
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
16 11 2025 20:19:36
Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....
15 11 2025 5:49:23
Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....
14 11 2025 3:39:18
Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....
13 11 2025 0:35:38
При изучении материала урока предлагается сформировать следующие виды универсальных учебных действий: учебно-организационные, учебно-информационные, учебно-интеллектуальные, учебно-коммуникативные. Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется согласно нормативно-возрастному развитию личностной и познавательной сфер ребенка....
12 11 2025 3:34:24
Основными задачами данного урока являются ознакомление учащихся с методами и достижениями медецинской генетики и продолжение работы по формированию здорового образа жизни. ...
11 11 2025 1:41:28
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
10 11 2025 4:16:59
Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....
09 11 2025 13:51:32
Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....
08 11 2025 6:57:14
Урок – пpaктическая работа с использованием технологии критического мышления. Можно использовать как заключительный урок в теме «Цитология».
...
07 11 2025 14:44:54
Целью урока является продолжение формирования эволюционного понимания развития органического мира, закрепление логических цепочек причинно-следственных связей между изменениями условий окружающей среды и формированием адаптационных приспособлений организмов определенных систематических групп....
06 11 2025 0:32:29
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
05 11 2025 20:24:20
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
04 11 2025 6:32:58
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы;
познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
03 11 2025 0:46:18
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
02 11 2025 10:48:34
Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....
01 11 2025 1:38:26
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
31 10 2025 16:49:44
Одной из форм внеклассной работы по биологии является проведение интегрированной декады. Предметная декада помогает учащимся проявлять себя, раскрывать свои способности с неожиданных сторон. Интеграция детей, разных по возможностям, связана с приёмами и формами деятельности. В статье представлен конспект интеллектуальной игры для учащихся 10-х классов....
30 10 2025 15:21:30
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
29 10 2025 0:56:44
Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....
28 10 2025 8:36:10
Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....
27 10 2025 11:14:49
Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....
26 10 2025 9:46:39
Урок-лекция, на котором дается общее понятие вирусов в природе и жизни человека; объясняется строение и жизненный цикл вируса СПИДа; рассмотрены этапы заражения клетки вирусом СПИДа; выявляются статистические данные о вирусе. В ходе урока перед учащимися ставится вопрос о препаратах, противостоящих вирусу СПИДа с целью попытаться найти ответ, а также говорится о проблеме СПИДа в России....
25 10 2025 5:38:37
Научные исследования и школьная пpaктика показывают, что интеграция содержания учебного материала возможна между разными, порой несопоставимыми на первый взгляд предметами, например биологией и МХК. Но при этом использование различных творческих приёмов - рисования, лепки, музыки, фотографии, кинофильмов, книг, актёрского мастерства – является одним из методов психофизиологического воздействия - арттерапии.
...
24 10 2025 18:42:51
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
23 10 2025 2:49:21
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
22 10 2025 16:57:55
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
21 10 2025 11:41:49
Урок разработан к учебно-методическому комплексу Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. "Биология. Человек" (8-й класс). На уроке предполагается проведение лабораторных опытов....
20 10 2025 23:39:17
На данном уроке используются методы как внешней мотивации (рисование, исследовательская работа), так и внутренней мотивации — ориентация ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Связь темы урока с повседневной жизнью, развитие у детей чувства прекрасного.
...
19 10 2025 15:26:48
Идею игры можно использовать по любому предмету в любом классе, так как участие в подобных играх развивает интерес и познавательную активность ребят, а также способствует актуализации и закреплению полученных знаний, приобретению новых.
...
18 10 2025 10:57:36
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
17 10 2025 22:33:49
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
16 10 2025 9:12:34
Задачи урока: раскрыть значение пищи и культуры питания; объяснить отличие пищевых продуктов от питательных веществ; познакомить с чужеродными примесями в пище человека и их влиянием на здоровье; рассказать о культуре питания и ее правилах....
15 10 2025 18:51:49
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
14 10 2025 15:33:53
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
13 10 2025 4:35:50
Краеведческий принцип в преподавании географии может быть достигнут разнообразными методами учебной работы, выбор которых зависит от дидактической цели, содержания и структуры урока. Урок формирует целостную картину природы с уяснением взаимосвязи общих закономерностей и их проявлений в фактах....
12 10 2025 9:36:40
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
11 10 2025 12:32:57
Групповые задания взяты из учебной литературы, материалов периодической печати (журналов по биологии). Руководители групп и их состав подбираются по принципу объединения школьников разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Эта форма позволяет реализовать основные условия коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль....
10 10 2025 12:15:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




