Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"
Цели урока:
образовательная — углубить и расширить знания учащихся о строении, многообразии и роли покрытосеменных в природе и жизни человека; создать условия для дифференциации содержания учебного материала с широкими возможностями выбора учащимися различных видов деятельности.
развивающая — развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности посредством включения в личностно - ориентированный образовательный процесс ; развивать у учащихся навыки коллективной, групповой работы.
воспитательная — формировать у учащихся интеллектуальную компетентность, способность уважать и считаться с мнением товарищей; чувство личной ответственности за выполнение коллективного дела, творческий интерес и активность.
Оснащение урока
1. Плакаты, стенды:
- Мир покрытосеменных растений
- таблицы “Семейство Крестоцветные”, “семейство Сложноцветные” и т.д.
- выставка фотографий растений
- портреты семейств.
2. Эмблемы (формулы цветков различных семейств).
3. Таблички с названиями комaнд (названия семейств).
4. Плакат с девизом урока.
5. Магнитофон, кассеты с записями песен о цветах.
6. Компьютер
7. Мультимедийный проектор
Подготовительный этап
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
1. Учащимся 6-х классов предлагается выбрать любое семейство из отдела покрытосеменных растений. Каждый класс представляет какое – то одно семейство. Затем учащиеся получают задание:
- нарисовать портрет выбранного семейства,
- составить презентацию семейства, доказывающую, что оно самое важное и нужное.
- написать сказку о растениях семейства и инсценировать её.
- составить список растений, относящихся к выбранному семейству (чем больше, тем лучше)
- подобрать пословицы, поговорки, скороговорки, приметы о выбранном семействе.
- найти загадки, можно придумать самим о растениях семейства.
2. Каждый из учащихся вправе выбрать понравившийся пункт задания, подготовиться и выступить
3. Учащиеся работают с дополнительной литературой, собирают сведения, обсуждают с учителем и систематизируют собранный материал.
4. Учащиеся изготавливают заранее эмблемы, названия комaнды, плакаты и т.д.
5. Назначаются дни для консультаций. Заранее создаются группы для совместного выполнения заданий.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Под музыку приглашаются в актовый зал (кабинет биологии) гости, учащиеся и все желающие. Все занимают свои места: гости в конце класса, учащиеся за столами по группам, учитель у доски.
2. Вступительное слово учителя. Учитель приветствует всех гостей, представляет комaнды и члeнов жюри. Жюри оценивает 7 конкурсов. Критерием оценки служат:
- Биологическая грамотность.
- Полнота подачи материала.
- Соответствие заявленной теме.
- Доля участия всех участников комaнды.
- Яркость выступления.
Учитель: Тема нашего урока: “Путешествие в мир Покрытосеменных растений”. Покрытосеменные расселены по всей Земле и занимают самые разнообразные местообитания. Уже более 60 млн. лет покрытосеменные растения господствуют на Земле. Сегодня мы с вами расширим рамки своих представлений о мире растений и более подробно поговорим о таких семействах как розоцветные, крестоцветные, бобовые, злаковые и сложноцветные (называются те семейства, которые ребята выбрали для урока).
Вопрос к классу: Почему растения таких разных семейств объединены в один отдел Покрытосеменные?
Правильно. Только у покрытосеменных растений имеются цветки, а их семена развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Учитель: А как чаще всего мы называем покрытосеменные растения?
Ответ: Цветковыми.
Учитель: А какие еще хаpaктерные признаки для цветковых растений вы можете назвать?
Ответ: У этих растений происходит двойное оплодотворение, в результате одного образуется зародыш, в результате другого - эндоcпepм. Для цветковых растений хаpaктерно опыление ветром, насекомыми и самоопыление.
На уроке вас ждет большое количество конкурсов, на которых вам предстоит блеснуть своей эрудицией и постараться раскрыть свои таланты в полной мере, т.е. устроить для зрителей, члeнов жюри, своих одноклассников смотр, имеющихся у вас знаний. А еще вы будете соревноваться друг с другом и доказывать себе и всем присутствующим, что ваши знания самые прочные и лучшие. И поэтому, наш урок будет уроком – смотром конкурсом знаний.
II. Старт конкурса
На данном этапе комaнды должны в произвольной форме представить себя, поприветствовать другие комaнды, жюри.
III. Конкурсные задания
1. Конкурс № 1 “Портрет семейства”
Каждая комaнда на листе ватмана представляет на суд зрителей и жюри портрет своего семейства.
2. Конкурс № 2 “Презентация семейства”
Участники комaнд должны доказать, что семейство, которое они представляют, является самым важным и нужным. (Приложение 1)
3. Конкурс № 3 “Стихотворения о семействе”
Стихи читают по очереди все комaнды. Выигрывает та комaнда, которая последняя закончит читать стихи.
4. Конкурс № 4 “Сказка”
Комaнды разыгрывают театрализованную сказку о своём семействе. (Приложение 2)
5. Конкурс № 5 “Пословицы, поговорки, скороговорки, приметы”
Каждая комaнда зачитывает в зал по одной из подготовленных дома пословиц, поговорок, скороговорок, примет. Выигрывает та комaнда, у которой их окажется больше. (Приложение 3)
6. Конкурс № 6 “Лишняя картинка”
Среди представленных рисунков растений, учащиеся должны выбрать лишнее растение в данной группе.
Представлены рисунки:
1. Ежа сборная; тимофеевка луговая; мятлик луговой; подорожник
2.Редька дикая; икотник серо-зелёный; василёк луговой; сурепка обыкновенная;
3. Ветреница; ярутка полевая; брюссельская капуста; кольраби
4. Рябина; чинара; вишня; земляника
5. Белена чёрная; петуния гибридная; паслён сладко горький; кукуруза
6. Овсюг; любка двулистная; пырей ползучий; пшеница
7. Паслён чёрный; бодяк полевой; дурман обыкновенный; картофель
7. Конкурс № 7 “Представители семейства”
В жюри конкурса сдаются листы, в которых указаны представители растений выбранного семейства. Оценивается правильность написания названий растений и отнесения их к данному семейству, а также число указанных представителей.
8. Конкурс № 8 “Кроссворды”
В жюри конкурса сдаются варианты составленных кроссвордов. От комaнды их может быть любое число. Приветствуются электронные версии.
9. Конкурс № 9 “Конкурс капитанов”
Капитаны подходят к члeнам жюри и по очереди вытаскивают билетики с вопросами о представителях разных семейств. Если вопрос вызывает затруднение на помощь приходит комaнда.
10. Конкурс № 10 “Загадки”
Участники комaнд по очереди в зал зачитывают по 10 загадок о семействе, которое представляют. Учитывается, насколько загадки раскрывают тематику принадлежности к семейству, оригинальность и как их угадывает зал. (Приложение 4)
Активными участниками становятся болельщики и зрители. Кто отгадал загадку, тому жетон. Кто больше всех отгадал, складывает свои жетоны и “превращает” их в шоколадку или чупа-чупс.
11.Конкурс №11 “Кулинарные рецепты”
Открыв любую кулинарную книгу, вы легко можете убедиться, что в ней есть место и для растений из семейства сложноцветных, и бобовых, и злаковых, и пасленовых. А убедиться в этом нам помогут участники комaнд, которые нашли эти рецепты и могут нас порадовать не только выписанными рецептами, но и каким-то одним фирменным блюдом из растений своего семейства.
В жюри конкурса сдаются красочно оформленные кулинарные рецепты из блюд растений представляемого семейства и приготовленное блюдо.
IV. Подведение итогов
Подведение итогов конкурса жюри. Обобщение и систематизация (вывод). Награждение.
Учитель подводит итог урока. Благодарит всех за работу.
V. Рефлексия
Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.
Нарисуйте, пожалуйста, рожицу (smile) :) :( , которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.
Комментарии:
Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....
01 09 2025 9:50:57
Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...
31 08 2025 1:52:37
Очень актуальным направлением в настоящее время является пpaктикоориентированный подход в обучении, который позволяет применять полученные знания в жизни. Одна из наук, позволяющих лучше понять себя и окружающих – этология, в учебном процессе пpaктически нет возможности познакомится с основами этой науки, но данный урок позволяет адресовать учеников к дополнительной литературе, которая позволит осознать некоторые особенности нашего поведения....
30 08 2025 0:59:43
Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....
29 08 2025 8:48:27
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
28 08 2025 13:42:29
При проведении уроков в старших классах учителя сталкиваются с проблемой того, что не хватает наглядных материалов для демонстрации различных процессов и явлений, происходящих в природе. Современному учителю предоставляется возможность использовать на уроках ИКТ. Я составила презентацию к уроку, посвященному естественному отбору.
...
27 08 2025 3:18:51
Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...
26 08 2025 4:15:33
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
25 08 2025 0:31:16
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
24 08 2025 18:23:18
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
23 08 2025 16:47:39
Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления.
...
22 08 2025 17:19:35
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
21 08 2025 11:48:27
Настоящая работа является специальным исследованием, посвященным населению и экологии огаря. Определена роль степных водоемов в экологии птиц степных озер. Представляет собой уникальный и очень динамичный комплекс, для которого хаpaктерны высокая степень систематического разнообразия, быстрая смена видового состава и большая плотность населения. Учащиеся проводили наблюдения в период 2005—2008 гг.
...
20 08 2025 19:40:22
Акцентируется внимание на гигиене питания как основе здорового образа жизни. Проведение мероприятия в форме популярного телевизионного жанра - ток-шоу формирует у ребят исследовательские умения, способность применять полученные знания на пpaктике, развивает коммуникативные навыки, повышает интерес учащихся к данной теме....
19 08 2025 20:15:44
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
18 08 2025 13:48:46

Содержание урока позволяет обобщить материал, расширить знания учащихся, определить уровни усвоения материала и формирования личностных, предметных и метапредметных компетенций. Материалы урока позволяют овладевать составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и находить решение в условиях нетрадиционного урока, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи рассуждений, приводить доказательства....
17 08 2025 22:20:49
Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание.
...
16 08 2025 4:13:56
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация.
...
15 08 2025 11:22:42
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
14 08 2025 21:30:54
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
13 08 2025 21:20:34
Раскрытие особенности строения жизнедеятельности простейших как целостных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, дать представление об основных типах простейших; дать представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности, продолжить формирование умений сравнивать, обосновать отличительные черты строения одноклеточных.
...
12 08 2025 19:26:14
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
11 08 2025 3:23:54
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
10 08 2025 0:55:38
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
09 08 2025 1:50:59
Урок изучения нового материала с использованием компьютерной презентации, что делает его насыщенным, содержательным и красочным. На уроке дети развивают умение делать выводы на основе полученной информации.
...
08 08 2025 10:25:21
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
07 08 2025 22:18:16
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
06 08 2025 15:54:58
Урок "Экологические группы птиц" проводится для учащихся 7-го класса обучающихся по программе Н.И. Сонина. Раскрываются такие вопросы, как: основные группы птиц, экологические типы птиц, экологические группы птиц, значение птиц в природе и жизни человека....
05 08 2025 1:27:23
Урок биологии в 6-м классе знакомит учащихся со строением и составом семян, используя субъективный опыт учащихся....
04 08 2025 23:44:57
Урок помогает сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и на основе вполне определенных биологических закономерностей....
03 08 2025 4:43:30
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
02 08 2025 22:24:46
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
01 08 2025 18:25:23
Изучение учебного предмета "Природа и экология Красноярского края" на ступени начального общего образования предполагает знакомство обучающихся с географическим положением Красноярского края, его природой, взаимодействием человека и природы и направлено на формирование общих представлений о своеобразии природы, природных ресурсах, воде, атмосфере, почвах, растительном и животном мире Красноярского края.
...
31 07 2025 2:49:14
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
30 07 2025 15:45:43
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье.
Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
29 07 2025 16:50:56
С помощью проблемных вопросов и задач учащиеся самостоятельно находят ответы на вопросы о сути процесса фотосинтеза и его значении. Опыты Ван Гельмонта, Д. Пристли и высказывания Тимирязева позволяют учащимся лучше понять, что такое воздушное питание растений....
28 07 2025 12:56:41
Урок биологии в 10-м классе проходит в форме конференции, на котором выясняются факторы, влияющие на снижение продолжительности жизни людей.
...
27 07 2025 11:15:14
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
26 07 2025 6:58:43
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
25 07 2025 11:16:17
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
24 07 2025 14:44:49
Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....
23 07 2025 16:53:23
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
22 07 2025 0:11:35
Данный элективный курс реализует личностно-деятельный подход в обучении биологии на основе проектной деятельности учащихся, базируется на интеграции и экологизации знаний, требует обращения учащихся к их субъективному опыту и в полной мере углубляет знания и совершенствует умения по теме «Зрительный анализатор».
...
21 07 2025 15:51:14
Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....
20 07 2025 8:54:29
На уроке учащиеся получают знания о многообразии грибов, их роли в природе и жизни человека. Урок помогает решить триединую задачу обучения биологии: развитие интереса к предмету, изучение и понимание признаков и свойств живого, понимание места и роли человека в природе....
19 07 2025 15:24:50
Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы «Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....
18 07 2025 0:24:21
Разработка урока-экскурсии представляет собой урок-конструктор и может использоваться для учащихся разного возраста. Для оформления отчета по экскурсии можно использовать еще один урок, на котором предлагаю провести также викторину с использованием интеpaктивной доски. Задания для викторины представлены в приложении.
...
17 07 2025 11:55:23
Смотреть на мир и видеть его красоту – большое счастье. И это счастье дают человеку глаза. С помощью глаз человек видит предметы, их перемещение и цвет. Глаза помогают ему ориентироваться в обстановке и передвигаться в нужном направлении. Все это делает глаза ценнейшим органом в системе органов чувств.
Наша жизнь сложна и многообразна, и не всегда мы испытываем только радость – бывают и огорчения. А связаны они с травмами, полученными по халатности и при неправильном обращении с предметами, которые могут причинить боль и страдания. И мы должны знать, как правильно и своевременно оказать помощь пострадавшему. При повреждении глаза резко снижается зрение.
...
16 07 2025 22:44:37
Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока идет обобщение знаний после изучения темы "Птицы". Именно на таких уроках завершается развитие биологических понятий, служащих основой усвоения нового учебного материала. На уроке проверяются сразу несколько компонентов: теоретические знания, умение работать с таблицами, проводить сравнительный анализ....
15 07 2025 4:34:13
Урок по одночасовой программе для общеобразовательных школ разработан по технологии РКМЧП. Модель урока включает три этапа: вызов, осмысление, размышление. Основные приемы, используемые на данном уроке: работа с ключевыми словами, верными-неверными суждениями, текстом учебника, электронным носителем, составление кластеров, синквейнов.
...
14 07 2025 0:33:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::