Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"
Цели урока:
образовательная — углубить и расширить знания учащихся о строении, многообразии и роли покрытосеменных в природе и жизни человека; создать условия для дифференциации содержания учебного материала с широкими возможностями выбора учащимися различных видов деятельности.
развивающая — развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности посредством включения в личностно - ориентированный образовательный процесс ; развивать у учащихся навыки коллективной, групповой работы.
воспитательная — формировать у учащихся интеллектуальную компетентность, способность уважать и считаться с мнением товарищей; чувство личной ответственности за выполнение коллективного дела, творческий интерес и активность.
Оснащение урока
1. Плакаты, стенды:
- Мир покрытосеменных растений
- таблицы “Семейство Крестоцветные”, “семейство Сложноцветные” и т.д.
- выставка фотографий растений
- портреты семейств.
2. Эмблемы (формулы цветков различных семейств).
3. Таблички с названиями комaнд (названия семейств).
4. Плакат с девизом урока.
5. Магнитофон, кассеты с записями песен о цветах.
6. Компьютер
7. Мультимедийный проектор
Подготовительный этап
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
1. Учащимся 6-х классов предлагается выбрать любое семейство из отдела покрытосеменных растений. Каждый класс представляет какое – то одно семейство. Затем учащиеся получают задание:
- нарисовать портрет выбранного семейства,
- составить презентацию семейства, доказывающую, что оно самое важное и нужное.
- написать сказку о растениях семейства и инсценировать её.
- составить список растений, относящихся к выбранному семейству (чем больше, тем лучше)
- подобрать пословицы, поговорки, скороговорки, приметы о выбранном семействе.
- найти загадки, можно придумать самим о растениях семейства.
2. Каждый из учащихся вправе выбрать понравившийся пункт задания, подготовиться и выступить
3. Учащиеся работают с дополнительной литературой, собирают сведения, обсуждают с учителем и систематизируют собранный материал.
4. Учащиеся изготавливают заранее эмблемы, названия комaнды, плакаты и т.д.
5. Назначаются дни для консультаций. Заранее создаются группы для совместного выполнения заданий.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Под музыку приглашаются в актовый зал (кабинет биологии) гости, учащиеся и все желающие. Все занимают свои места: гости в конце класса, учащиеся за столами по группам, учитель у доски.
2. Вступительное слово учителя. Учитель приветствует всех гостей, представляет комaнды и члeнов жюри. Жюри оценивает 7 конкурсов. Критерием оценки служат:
- Биологическая грамотность.
- Полнота подачи материала.
- Соответствие заявленной теме.
- Доля участия всех участников комaнды.
- Яркость выступления.
Учитель: Тема нашего урока: “Путешествие в мир Покрытосеменных растений”. Покрытосеменные расселены по всей Земле и занимают самые разнообразные местообитания. Уже более 60 млн. лет покрытосеменные растения господствуют на Земле. Сегодня мы с вами расширим рамки своих представлений о мире растений и более подробно поговорим о таких семействах как розоцветные, крестоцветные, бобовые, злаковые и сложноцветные (называются те семейства, которые ребята выбрали для урока).
Вопрос к классу: Почему растения таких разных семейств объединены в один отдел Покрытосеменные?
Правильно. Только у покрытосеменных растений имеются цветки, а их семена развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Учитель: А как чаще всего мы называем покрытосеменные растения?
Ответ: Цветковыми.
Учитель: А какие еще хаpaктерные признаки для цветковых растений вы можете назвать?
Ответ: У этих растений происходит двойное оплодотворение, в результате одного образуется зародыш, в результате другого - эндоcпepм. Для цветковых растений хаpaктерно опыление ветром, насекомыми и самоопыление.
На уроке вас ждет большое количество конкурсов, на которых вам предстоит блеснуть своей эрудицией и постараться раскрыть свои таланты в полной мере, т.е. устроить для зрителей, члeнов жюри, своих одноклассников смотр, имеющихся у вас знаний. А еще вы будете соревноваться друг с другом и доказывать себе и всем присутствующим, что ваши знания самые прочные и лучшие. И поэтому, наш урок будет уроком – смотром конкурсом знаний.
II. Старт конкурса
На данном этапе комaнды должны в произвольной форме представить себя, поприветствовать другие комaнды, жюри.
III. Конкурсные задания
1. Конкурс № 1 “Портрет семейства”
Каждая комaнда на листе ватмана представляет на суд зрителей и жюри портрет своего семейства.
2. Конкурс № 2 “Презентация семейства”
Участники комaнд должны доказать, что семейство, которое они представляют, является самым важным и нужным. (Приложение 1)
3. Конкурс № 3 “Стихотворения о семействе”
Стихи читают по очереди все комaнды. Выигрывает та комaнда, которая последняя закончит читать стихи.
4. Конкурс № 4 “Сказка”
Комaнды разыгрывают театрализованную сказку о своём семействе. (Приложение 2)
5. Конкурс № 5 “Пословицы, поговорки, скороговорки, приметы”
Каждая комaнда зачитывает в зал по одной из подготовленных дома пословиц, поговорок, скороговорок, примет. Выигрывает та комaнда, у которой их окажется больше. (Приложение 3)
6. Конкурс № 6 “Лишняя картинка”
Среди представленных рисунков растений, учащиеся должны выбрать лишнее растение в данной группе.
Представлены рисунки:
1. Ежа сборная; тимофеевка луговая; мятлик луговой; подорожник
2.Редька дикая; икотник серо-зелёный; василёк луговой; сурепка обыкновенная;
3. Ветреница; ярутка полевая; брюссельская капуста; кольраби
4. Рябина; чинара; вишня; земляника
5. Белена чёрная; петуния гибридная; паслён сладко горький; кукуруза
6. Овсюг; любка двулистная; пырей ползучий; пшеница
7. Паслён чёрный; бодяк полевой; дурман обыкновенный; картофель
7. Конкурс № 7 “Представители семейства”
В жюри конкурса сдаются листы, в которых указаны представители растений выбранного семейства. Оценивается правильность написания названий растений и отнесения их к данному семейству, а также число указанных представителей.
8. Конкурс № 8 “Кроссворды”
В жюри конкурса сдаются варианты составленных кроссвордов. От комaнды их может быть любое число. Приветствуются электронные версии.
9. Конкурс № 9 “Конкурс капитанов”
Капитаны подходят к члeнам жюри и по очереди вытаскивают билетики с вопросами о представителях разных семейств. Если вопрос вызывает затруднение на помощь приходит комaнда.
10. Конкурс № 10 “Загадки”
Участники комaнд по очереди в зал зачитывают по 10 загадок о семействе, которое представляют. Учитывается, насколько загадки раскрывают тематику принадлежности к семейству, оригинальность и как их угадывает зал. (Приложение 4)
Активными участниками становятся болельщики и зрители. Кто отгадал загадку, тому жетон. Кто больше всех отгадал, складывает свои жетоны и “превращает” их в шоколадку или чупа-чупс.
11.Конкурс №11 “Кулинарные рецепты”
Открыв любую кулинарную книгу, вы легко можете убедиться, что в ней есть место и для растений из семейства сложноцветных, и бобовых, и злаковых, и пасленовых. А убедиться в этом нам помогут участники комaнд, которые нашли эти рецепты и могут нас порадовать не только выписанными рецептами, но и каким-то одним фирменным блюдом из растений своего семейства.
В жюри конкурса сдаются красочно оформленные кулинарные рецепты из блюд растений представляемого семейства и приготовленное блюдо.
IV. Подведение итогов
Подведение итогов конкурса жюри. Обобщение и систематизация (вывод). Награждение.
Учитель подводит итог урока. Благодарит всех за работу.
V. Рефлексия
Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.
Нарисуйте, пожалуйста, рожицу (smile) :) :( , которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.
Комментарии:
Методическая разработка является примером реализации деятельностного подхода в обучении биологии при изучении сущности и причин наследственной изменчивости. Использованы: метод проектов как способ достижения дидактической цели путем выделения и разработки проблемы, использования предметных знаний в качестве средства обучения действиям при создании реального пpaктического результата; элементы модульной технологии для осуществления руководства проектной деятельностью....
16 10 2025 1:41:47
Представлен опыт использования технологии педагогических мастерских на уроке биологии в 10-м классе. Мастерская "Вирусы"....
15 10 2025 3:46:53
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
14 10 2025 9:30:50
Целью данной игры является обобщение знаний по биологии и экологии, которую учащиеся накопили за курс основной школы. Для игры создается две комaнды из учащихся 7–9-х классов.
Игра состоит из нескольких гeймов, где учащимся предлагаются различные задания, которые требуют и конкретных знаний от ребят, а также задания-угадайки, которые проверяют догадливость учащихся.
...
13 10 2025 21:25:55
На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках.
...
12 10 2025 6:14:57
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
11 10 2025 19:25:16
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
10 10 2025 14:13:39
Цель урока – рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов....
09 10 2025 8:58:16
Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....
08 10 2025 11:30:26
Данный урок является универсальным в том плане, что подходит к любому учебнику по анатомии, физиологии и гигиене для средней школы. Урок сочетает в себе теоретический и пpaктический материал, опыты, которые показывают функции отделов головного мозга. Новый материал повторяется несколько раз, что помогает лучше усвоить и запомнить тему....
07 10 2025 11:20:22
Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....
06 10 2025 14:51:31
Цель урока: активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. В уроке отражена групповая работа (метод «мозгового штурма») по заданной схеме с заданиями, позволяющими применять учащимися знания, приобретенные ранее, а также обобщить тему «Грибы». В уроке представлен опыт работы по формированию поисковых, информационных умений, развивающих навыки самостоятельной деятельности....
05 10 2025 20:34:23
Цель урока: сформировать у учащихся представление о паразитических плоских червях, особенностях их строения, мерах борьбы с ними....
04 10 2025 4:31:35

Задачи урока: обобщение и систематизация знаний законов Менделя, закрепление навыков и умений по решению генетических задач; развивать самостоятельность, воспитывать интерес к предмету и потребность в приобретении знаний; развивать умение выделять главное, сравнивать, делать правильные выводы, логически мыслить, решать проблемные задачи....
03 10 2025 10:45:39
Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением.
...
02 10 2025 7:56:11
Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...
01 10 2025 1:57:57
Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....
30 09 2025 6:52:30
С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....
29 09 2025 20:12:33
Урок проводится в форме игры «Крестики – нолики». На уроке осуществляется закрепление и проверка знаний по данной теме, развивается мыслительная деятельность учащихся, сообразительность, смекалка....
28 09 2025 22:14:31
Цель урока: обобщить полученные знания на уроках биологии, химии, физики и географии по теме «Вода»; активизировать и закрепить знания учащихся; способствовать развитию познавательного интереса; формировать навыки сотрудничества, коллективного взаимодействия.
...
27 09 2025 17:23:19
Биография Ломоносова – это биография «молодой науки российской». Его идеи послужили становлению биологии. В связи с этим мной организована игра, показывающая учащимся Ломоносова как биолога и просветителя. Игра предназначена для учащихся 8–9-х классов....
26 09 2025 23:49:12
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
25 09 2025 2:28:30
Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных.
...
24 09 2025 3:10:30
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
23 09 2025 5:16:12
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
22 09 2025 17:50:15
«Omne ex owo» - «все из яйца» - так переводится это название. Данное занятие проводится при изучении в курсе зоологии строения яйца птиц. Цель мастерской — посредством творческого поиска обеспечить понимание учащимися уникальности устройства яйца птиц и развёртывания программы формирования цыплёнка.
...
21 09 2025 6:28:22
Урок проводится в форме ролевой игры. Роли распределяются заранее, еще на первом уроке по данной теме. Урок проходит в театрализованном виде, где каждый ученик играет свою роль.
Подробно объясняется, как табак воздействует на организм, какие органы человека
наиболее страдают от воздействия табака. Приводится историческая справка, как табак появился в Европе и в России.
В результате каждый учащийся должен выработать собственный здоровый стиль жизни с учетом знаний о человеке как биологическом и социальном существе, о факторах, благоприятных и нeблагоприятных для окружающей среды, с учетом знаний своего организма и своей личности. Конечная цель обучения здоровому образу жизни - добиться необходимых благоприятных для здоровья отношений в сложившейся схеме поведения человека.
...
20 09 2025 20:37:45

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
19 09 2025 8:26:52
Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....
18 09 2025 15:22:41
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
17 09 2025 16:35:50
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
16 09 2025 19:55:43
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
15 09 2025 5:50:31
Известно, что учащиеся, достаточно качественно освоившие теоретическое содержание школьной программы, не всегда оказываются способны к самостоятельному, творческому мышлению. Даже хорошо успевающие ученики нередко имеют нейтральное и даже резко негативное отношение к самому процессу познавательной деятельности. Обучение, концентрирующее внимание только на запоминании фактов, тормозит развитие творческой личности. Одним из важных условий развития творческого мышлению является постепенное увеличение степени самостоятельности учащихся в выполнении заданий.
...
14 09 2025 23:44:37
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
13 09 2025 0:25:15
Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....
12 09 2025 13:33:48

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....
11 09 2025 20:28:24
Цели урока: повторить и обобщить знания о грозных природных явлениях - землетрясениях и вулканах....
10 09 2025 9:24:32
На уроке-семинаре идет ознакомление учащихся с основами медицинской генетики и ее ролью в здравоохранении; развиваютя представления учащихся о биосоциальной сущности человека. В ходе урока учащиеся совершенствуют навыки обобщения материала, умения выделять главное и систематизировать знания; развивают речь, повышают культуру общения....
09 09 2025 0:58:56
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
08 09 2025 0:10:10
Изучение новой темы проходит в форме путешествия. Эффективность урока повышается за счёт применения информационно-коммуникативной и проектной технологий.
...
07 09 2025 10:37:56
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
06 09 2025 18:46:28
На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....
05 09 2025 10:48:42
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
04 09 2025 16:40:25

Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
03 09 2025 16:11:33
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
02 09 2025 9:37:28
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
01 09 2025 11:49:52
Тема происхождения жизни на Земле является одной из самых интересных и в тоже время трудных для изложения педагогов и восприятия учащихся. Предлагаемая разработка содержит богатый иллюстративный и научный материал, которые будут полезны учителям при изучении данной темы....
31 08 2025 12:37:27
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
30 08 2025 12:32:49
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
29 08 2025 21:14:35
Разработка урока природоведения в 5-м классе (учебник А.А. Плешакова, Н.И. Сонина). Занятие проводится с целью познакомить учащихся со строением и многообразием клеток; раскрыть значение органоидов клетки; сформировать понятия об оболочке, цитоплазме, ядре и пластидах; познакомить с историей увеличительных приборов.
...
28 08 2025 16:29:58
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::