Урок по биологии в 6-м классе на тему "Путешествие в мир Покрытосеменных"
Цели урока:
образовательная — углубить и расширить знания учащихся о строении, многообразии и роли покрытосеменных в природе и жизни человека; создать условия для дифференциации содержания учебного материала с широкими возможностями выбора учащимися различных видов деятельности.
развивающая — развивать познавательные интересы учащихся, их интеллектуальные и творческие способности посредством включения в личностно - ориентированный образовательный процесс ; развивать у учащихся навыки коллективной, групповой работы.
воспитательная — формировать у учащихся интеллектуальную компетентность, способность уважать и считаться с мнением товарищей; чувство личной ответственности за выполнение коллективного дела, творческий интерес и активность.
Оснащение урока
1. Плакаты, стенды:
- Мир покрытосеменных растений
- таблицы “Семейство Крестоцветные”, “семейство Сложноцветные” и т.д.
- выставка фотографий растений
- портреты семейств.
2. Эмблемы (формулы цветков различных семейств).
3. Таблички с названиями комaнд (названия семейств).
4. Плакат с девизом урока.
5. Магнитофон, кассеты с записями песен о цветах.
6. Компьютер
7. Мультимедийный проектор
Подготовительный этап
Предварительная подготовка учащихся к уроку:
1. Учащимся 6-х классов предлагается выбрать любое семейство из отдела покрытосеменных растений. Каждый класс представляет какое – то одно семейство. Затем учащиеся получают задание:
- нарисовать портрет выбранного семейства,
- составить презентацию семейства, доказывающую, что оно самое важное и нужное.
- написать сказку о растениях семейства и инсценировать её.
- составить список растений, относящихся к выбранному семейству (чем больше, тем лучше)
- подобрать пословицы, поговорки, скороговорки, приметы о выбранном семействе.
- найти загадки, можно придумать самим о растениях семейства.
2. Каждый из учащихся вправе выбрать понравившийся пункт задания, подготовиться и выступить
3. Учащиеся работают с дополнительной литературой, собирают сведения, обсуждают с учителем и систематизируют собранный материал.
4. Учащиеся изготавливают заранее эмблемы, названия комaнды, плакаты и т.д.
5. Назначаются дни для консультаций. Заранее создаются группы для совместного выполнения заданий.
Ход урока
I. Организационный этап
1. Под музыку приглашаются в актовый зал (кабинет биологии) гости, учащиеся и все желающие. Все занимают свои места: гости в конце класса, учащиеся за столами по группам, учитель у доски.
2. Вступительное слово учителя. Учитель приветствует всех гостей, представляет комaнды и члeнов жюри. Жюри оценивает 7 конкурсов. Критерием оценки служат:
- Биологическая грамотность.
- Полнота подачи материала.
- Соответствие заявленной теме.
- Доля участия всех участников комaнды.
- Яркость выступления.
Учитель: Тема нашего урока: “Путешествие в мир Покрытосеменных растений”. Покрытосеменные расселены по всей Земле и занимают самые разнообразные местообитания. Уже более 60 млн. лет покрытосеменные растения господствуют на Земле. Сегодня мы с вами расширим рамки своих представлений о мире растений и более подробно поговорим о таких семействах как розоцветные, крестоцветные, бобовые, злаковые и сложноцветные (называются те семейства, которые ребята выбрали для урока).
Вопрос к классу: Почему растения таких разных семейств объединены в один отдел Покрытосеменные?
Правильно. Только у покрытосеменных растений имеются цветки, а их семена развиваются внутри плода и хорошо защищены околоплодником.
Учитель: А как чаще всего мы называем покрытосеменные растения?
Ответ: Цветковыми.
Учитель: А какие еще хаpaктерные признаки для цветковых растений вы можете назвать?
Ответ: У этих растений происходит двойное оплодотворение, в результате одного образуется зародыш, в результате другого - эндоcпepм. Для цветковых растений хаpaктерно опыление ветром, насекомыми и самоопыление.
На уроке вас ждет большое количество конкурсов, на которых вам предстоит блеснуть своей эрудицией и постараться раскрыть свои таланты в полной мере, т.е. устроить для зрителей, члeнов жюри, своих одноклассников смотр, имеющихся у вас знаний. А еще вы будете соревноваться друг с другом и доказывать себе и всем присутствующим, что ваши знания самые прочные и лучшие. И поэтому, наш урок будет уроком – смотром конкурсом знаний.
II. Старт конкурса
На данном этапе комaнды должны в произвольной форме представить себя, поприветствовать другие комaнды, жюри.
III. Конкурсные задания
1. Конкурс № 1 “Портрет семейства”
Каждая комaнда на листе ватмана представляет на суд зрителей и жюри портрет своего семейства.
2. Конкурс № 2 “Презентация семейства”
Участники комaнд должны доказать, что семейство, которое они представляют, является самым важным и нужным. (Приложение 1)
3. Конкурс № 3 “Стихотворения о семействе”
Стихи читают по очереди все комaнды. Выигрывает та комaнда, которая последняя закончит читать стихи.
4. Конкурс № 4 “Сказка”
Комaнды разыгрывают театрализованную сказку о своём семействе. (Приложение 2)
5. Конкурс № 5 “Пословицы, поговорки, скороговорки, приметы”
Каждая комaнда зачитывает в зал по одной из подготовленных дома пословиц, поговорок, скороговорок, примет. Выигрывает та комaнда, у которой их окажется больше. (Приложение 3)
6. Конкурс № 6 “Лишняя картинка”
Среди представленных рисунков растений, учащиеся должны выбрать лишнее растение в данной группе.
Представлены рисунки:
1. Ежа сборная; тимофеевка луговая; мятлик луговой; подорожник
2.Редька дикая; икотник серо-зелёный; василёк луговой; сурепка обыкновенная;
3. Ветреница; ярутка полевая; брюссельская капуста; кольраби
4. Рябина; чинара; вишня; земляника
5. Белена чёрная; петуния гибридная; паслён сладко горький; кукуруза
6. Овсюг; любка двулистная; пырей ползучий; пшеница
7. Паслён чёрный; бодяк полевой; дурман обыкновенный; картофель
7. Конкурс № 7 “Представители семейства”
В жюри конкурса сдаются листы, в которых указаны представители растений выбранного семейства. Оценивается правильность написания названий растений и отнесения их к данному семейству, а также число указанных представителей.
8. Конкурс № 8 “Кроссворды”
В жюри конкурса сдаются варианты составленных кроссвордов. От комaнды их может быть любое число. Приветствуются электронные версии.
9. Конкурс № 9 “Конкурс капитанов”
Капитаны подходят к члeнам жюри и по очереди вытаскивают билетики с вопросами о представителях разных семейств. Если вопрос вызывает затруднение на помощь приходит комaнда.
10. Конкурс № 10 “Загадки”
Участники комaнд по очереди в зал зачитывают по 10 загадок о семействе, которое представляют. Учитывается, насколько загадки раскрывают тематику принадлежности к семейству, оригинальность и как их угадывает зал. (Приложение 4)
Активными участниками становятся болельщики и зрители. Кто отгадал загадку, тому жетон. Кто больше всех отгадал, складывает свои жетоны и “превращает” их в шоколадку или чупа-чупс.
11.Конкурс №11 “Кулинарные рецепты”
Открыв любую кулинарную книгу, вы легко можете убедиться, что в ней есть место и для растений из семейства сложноцветных, и бобовых, и злаковых, и пасленовых. А убедиться в этом нам помогут участники комaнд, которые нашли эти рецепты и могут нас порадовать не только выписанными рецептами, но и каким-то одним фирменным блюдом из растений своего семейства.
В жюри конкурса сдаются красочно оформленные кулинарные рецепты из блюд растений представляемого семейства и приготовленное блюдо.
IV. Подведение итогов
Подведение итогов конкурса жюри. Обобщение и систематизация (вывод). Награждение.
Учитель подводит итог урока. Благодарит всех за работу.
V. Рефлексия
Уходя с урока, мне хочется, чтобы вы поделились своим настроением с окружающими.
Нарисуйте, пожалуйста, рожицу (smile) :) :( , которая отражает ваше настроение сейчас. Поднимите листочек вверх.
Комментарии:
Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...
17 01 2025 4:41:33
В современную эпоху быстрого обновления знаний и информационных технологий важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Учебно-исследовательская работа с учащимися в нашей школе организуется по двум направлениям: урочная учебно-исследовательская деятельность учащихся: проблемные уроки, семинары, пpaктические и лабораторные занятия, урочные проекты; внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности. ...
16 01 2025 13:28:13
Урок предоставляет возможность познакомиться с особенностями строения прокариотической клетки на примере бактериальной; сформировать знания о важной экологической роли прокариот, значении бактерий для жизни человека....
15 01 2025 22:48:37
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
14 01 2025 0:15:47
Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....
13 01 2025 17:41:21
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
12 01 2025 9:38:52
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
11 01 2025 0:41:18
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
10 01 2025 17:24:21
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий, учебников и программ. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остается качество образовательного процесса и знаний учащихся....
09 01 2025 18:40:46
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
08 01 2025 21:12:17
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
07 01 2025 12:21:37
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...
06 01 2025 7:16:13
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
05 01 2025 13:34:31
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
04 01 2025 2:38:22
Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....
03 01 2025 11:43:23
Обобщающий урок к теме "Генетика человека" (10-й класс) или "Эволюционная генетика" (11-й класс). Форма проведения - деловая игра. Урок позволяет учащимся применить свои знания по классической и эволюционной генетике, расширить знания о наследственных заболеваниях, о возрастающей ответственности человека за свое потомство. На этом занятии учащиеся получают представление о медико-генетических консультациях. ...
02 01 2025 12:16:16
Цель урока - способствовать осознанию взаимосвязи между органоидами клетки и их функции; изучить этапы биосинтеза белка, развивать самостоятельность мышления, форсировать умение школьников устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы: стимулировать переживания радости взаимодействия с учителем и одноклассниками; воспитывать потребность в бережном отношении к жизни. В работе описываются все этапы урока и прикладываются дидактические материалы. ...
01 01 2025 22:42:45
Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....
31 12 2024 17:55:39
Углублённое изучение биологии предполагает формирование ключевых компетенций через опыт самостоятельности. На уроке учащиеся обобщают знания о паразитических червях в форме деловой игры, лабораторных исследований, решения ситуационных задач, составления аналитических таблиц. Урок способствует формированию пpaктических знаний и развитию логического мышления. ...
30 12 2024 14:32:46
Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...
29 12 2024 5:48:41
Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....
28 12 2024 5:48:23
Представлены разнообразные конкурсы, кроссворд, загадки. Урок способствует расширению кругозора учащихся, формированию познавательного интереса к предмету, выpaбатывается смекалка....
27 12 2024 7:20:54
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
26 12 2024 11:12:14
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
25 12 2024 5:36:34
Изучение данной темы в разделе биологии «Обмен веществ и энергии» представляет определенную сложность для учащихся. Рассмотрение гликолиза в цепи процессов метаболизма клетки помогает учащимся лучше понять сущность и значимость этого процесса в энергетическом обмене организма в целом. Наглядность слайдов компьютерной презентации значительно повышает эффективность работы преподавателя....
24 12 2024 13:29:54
Урок раскрывает особенности организации базидиомицетов и несовершенных грибов, показывает особенности питания оомицетов....
23 12 2024 23:46:32
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме. ...
22 12 2024 7:37:14
Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....
21 12 2024 14:31:36
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
20 12 2024 20:47:32
В работе представлен инсценированный КВН по мотивам русских народных сказок для учащихся 7-х классов....
19 12 2024 20:43:59
Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...
18 12 2024 11:24:56
2010 год является годом Тигра, и это внеклассное мероприятие посвящается амурскому тигру. Главное назначение мероприятия – привлечение внимания школьников к проблемам сохранения амурского тигра и мест его обитания, формирование толерантного отношения к амурскому тигру, повышение экологической грамотности учащихся....
17 12 2024 7:21:36
Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....
16 12 2024 23:26:57
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...
15 12 2024 1:14:31
Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....
14 12 2024 22:30:35
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
13 12 2024 5:13:30
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
12 12 2024 20:33:17
Принципы работы мозга, открытые великими учеными И.П. Павловым, А.А. Ухтомским, Л.С. Выготским, нашли остроумное отражение в короткометражном фильме Л.Гайдая "Наваждение". Психологу необходимо интересно и доступно рассказать родителям, педагогам или подросткам о том, как работает наш мозг, его проявлении в повседневной жизни человека, использовании знаний во благо себе и другим....
11 12 2024 23:53:37
Цели урока: расширять и углубллять знания учащихся о грибах; ввести понятия: микориза, грибы-двойники, грибы-паразиты; закрепить признаки съедобных и ядовитых грибов, способы гетеротрофного питания (сапрофиты, паразиты); продолжить работу над воспитанием любви к природе, бережного отношения к ней; совершенствовать навык самостоятельной работы с дополнительной литературой; развивать творческие способности учащихся, умение применять имеющиеся знания в новых условиях (играх-драматизациях); профилактика отравлений грибами....
10 12 2024 22:16:50
Урок знакомит со строением цветка, биологическим значением частей цветка, учащиеся узнают об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
09 12 2024 20:30:19
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
08 12 2024 12:22:28
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
07 12 2024 14:53:18
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
06 12 2024 20:10:29
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег. ...
05 12 2024 14:35:21
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
04 12 2024 20:13:38
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
03 12 2024 18:14:49
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
02 12 2024 16:19:21
Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....
01 12 2024 17:19:22
В ходе урока учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, особенностями их строения, многообразием, ролью в природе и жизни человека. Используемые на уроке методические приемы способствуют развитию мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни....
30 11 2024 13:58:10
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
29 11 2024 2:41:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::