Интегрированный урок биологии по теме "Дыхание". 8-й класс
Источник:
|
Учитель: Добрый день!
Сегодня у нас необычный урок и начать его хочется необычно. Например, со стихов. (Слово представляется одному из учащихся, хорошо декламирующему стихотворения.)
Ученик читает, выделяя голосом определенные слова:
- Много дум я в тишине продумал,
Много песен про себя сложил,
И на этой на земле угрюмой
Счастлив тем, что я дышал и жил. - Пел и я когда-то далеко
И теперь пою про то же снова
Потому и дышит глубоко
Нежностью пропитанное слово. - Несказанное, синее, нежное…
Тих мой край после бурь, после гроз,
И душа моя – поле безбрежное –
Дышит запахом меда и роз.
Учитель: Вы, конечно, узнали автора этих отрывков – знаменитого поэта Сергея Есенина. Те, кто слушал внимательно, обратил внимание, на то, что некоторые слова особенно выделялись. Какие это были слова?
Ученики: дышит, дышал.
Учитель: Правильно. Определив эти слова, вы назвали тему нашего занятия – “Дыхание”. (работа со слайдом 1 в Презентации, текст слайда открывается по ходу беседы.)
Какова цель нашего урока, исходя из этой темы?
Ученики: познакомиться с процессом дыхания.
Учитель: Правильно. Но на одном уроке узнать все о дыхании у нас не получится. Давайте попробуем ограничить круг вопросов, которые мы сегодня рассмотрим, определим план нашего занятия и сформулируем задачи урока. Итак, о чем мы всегда начинаем говорить на первом уроке по любой теме?
Ученики: Зачем нужна человеку эта система органов, каково ее значение?
Учитель: Итак, первый пункт плана урока: “Значение дыхания”. А о чем нам нужно узнать в первую очередь, говоря о системе органов?
Ученики: Какие органы входят в эту систему.
Учитель: Второй пункт нашего плана: “Органы дыхательной системы”. Третий вопрос, с которым мы сегодня познакомимся: “Газообмен в легких и тканях”. Мы определили вопросы урока и приступаем к первому. Скажите, а зачем человеку дышать? Организуется беседа на основе ответов учащихся, приходят к выводу, что дыхание необходимо, чтобы окислять органические вещества пищи и выpaбатывать энергию для процессов жизнедеятельности.
Учитель: Процесс дыхания в организме человека идет в три этапа: внимание на слайд. (работа со слайдом 2, запись в тетради этапов дыхания). Мы приступаем к рассмотрению второго вопроса нашего плана. Чтобы познакомиться с органами дыхательной системы, я предлагаю вам воспользоваться “подсказками” – слайд 3 или раздаточным материалом – и разгадать кроссворд:
Вопросы к кроссворду читает учитель, обучающиеся работают в парах, заполняя ответы на листочках:
- Главный процесс дыхания. (Газообмен.)
- Легочные пузырьки. (Альвеолы.)
- Орган голосообразования. (Гортань.)
- Дыхательная трубка, состоящая из хрящевых полуколец. (Трахея.)
- Воспаление гайморовых пазух. (Гайморит.)
- Оболочка легких. (Плевра.)
- Орган, в котором происходит разделение дыхательной системы и пищеварительного тpaкта. (Носоглотка.)
- Ветвящиеся дыхательные трубки из хрящевых колец. (Бронхи.)
- Главный орган дыхательной системы. (Легкие.)
- Дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полость. (Диафрагма.)
После выполнения задания организуется фронтальная проверка работы.
Учитель: Мы хорошо поработали, а теперь пора отдохнуть. И наша физкультминутка тоже будет связана с темой занятия. Прошу всех встать. (Один из учеников помогает учителю, показывая движения зарядки.)
Физкультминутка.
Глубоко вдохнули
Руки вверх
Потянулись за руками
Левая – вдох
Правая – выдохРуки на пояс
Повернулись влево – вдох
Вправо – выдохПоложили правую руку на грудную клетку
Глубоко вдохнули
ВыдохнулиПоложили правую руку на область диафрагмы
Глубоко вдохнули
Выдохнули
Руку опустилиГлубоко вдохнули
Наклон вперед – выдох
Поднялись. Присаживаемся.
Учитель: Продолжаем нашу работу. Итак, какое слово, зашифровано в выделенном столбике?
Учащиеся: математика!
Учитель: Раз математика, пожалуйста – задача! (Слайд 4)
Учащиеся совместно, с помощью калькулятора решают задачу и называют ответ: 150 м2.
Учитель: Кто скажет, с чем можно сравнить такую площадь? (Ответ на вопрос вспомнят ребята, занимающиеся футболом.) Но, оказывается, футбольное поле может иметь разную площадь, в зависимости от матчей. Организуется работа с раздаточным материалом:
Длина футбольного поля: минимум – 90 метров, максимум – 120 метров;
Ширина футбольного поля: минимум – 45 метров, максимум – 90 метров;
Требования к размерам футбольных полей, претендуемых на проведение международных матчей, более жесткие:
Длина футбольного поля: минимум – 100 метров, максимум – 110 метров;
Ширина футбольного поля: минимум – 64 метра, максимум – 75 метров;
Размеры футбольного поля, рекомендуемые международными футбольными организациями следующие:
Длина футбольного поля – 105 метров;
Ширина футбольного поля – 68 метров.
В результате беседы делается вывод о большой поверхности легких, которая необходима для выполнения основной функции – газообмена между воздухом атмосферы и кровью нашего организма.
Учитель: А ответить на третий вопрос плана урока нам поможет задание из тестов ЕГЭ. (Слайд 5)
Учащиеся: Газообмен в альвеолах; кровь отдает углекислый газ и забирает кислород, из венозной превращается в артериальную.
Учитель: Помочь ответить на последний вопрос задания нам поможет опыт. Ученик показывает опыт растворения в воде марганцевокислого калия. Организуется беседа по объяснению увиденного. В ходе беседы учитель обращает внимание на концентрацию вещества в стакане, на понятие молекулы, давление молекул и подводит учащихся к термину “диффузия”. В наших легких и тканях идет подобный процесс: кислород и углекислый газ стремятся туда, где меньше давление, по принципу диффузии. (Слайд 6)
Учитель: А теперь подошло время вспомнить, о чем мы говорили на занятии и закрепить полученные знания. Организуется самостоятельная работа с тестовыми заданиями в формате ЕГЭ Слайдов 7 и 8. После выполнения проводится самопроверка и самооценка.
Комментарии:
Одной из целей преподавания биологии является развитие творческого воображения (РТВ) у учащихся, т.к. творческие способности позволяют: расширить, углубить и переосмыслить уже имеющиеся знания; повысить познавательный интерес к предмету; реализовать творческие способности; обеспечить детям максимальную возможность активной деятельности. Творческое воображение можно и нужно развивать, особенно у детей. Чем меньше возраст, с которого начинаются занятия, тем выше результаты в будущем. Во многих школах города вводятся курсы ТРИЗ и РТВ, но эти предметы зачастую не связаны с теми дисциплинами, которые изучают учащиеся в школе. Происходит разрыв теории и пpaктики. В своей работе я попыталась совместить методики ТРИЗ и РТВ и уроки биологии и предлагаю некоторые варианты использования ТРИЗ и РТВ на уроках биологии....
01 04 2025 21:19:58
В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....
31 03 2025 20:32:29
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
30 03 2025 16:57:13
Цели урока: познакомить детей с малоизвестными интересными животными, способствовать развитию у детей любви к животным, бережному отношению к природе, к животному миру....
29 03 2025 12:56:23
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
28 03 2025 17:48:45
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
27 03 2025 1:14:16
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
26 03 2025 2:51:16
Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к ЗОЖ....
25 03 2025 1:11:52
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
24 03 2025 12:15:20
При изучении темы "Многообразие земноводных, их значение, охрана, общие черты" избрана одна из нетрадиционных форм – урок-сказка. При подготовке к уроку учащиеся пишут сказки, участвует в конкурсе рисунков, плакатов. При этом они имеют возможность поработать с энциклопедиями и дополнительной литературой. Это позволяет сделать урок ярким и запоминающимся, расширить представления учащихся о многообразии земноводных, формировать устойчивый интерес к предмету.
...
23 03 2025 7:32:58
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
22 03 2025 18:11:37
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
21 03 2025 23:57:26
Урок в 8-м классе проводится в виде небольшого спектакля, где участники спектакля – сами витамины, рассказывающие о себе. Раскрывается значение витаминов, рассказывается, кем они были открыты, какие заболевания возникают при авитаминозах. Предлагается тестовая работа по определению обеспечения организма человека различными витаминами. Данный урок можно использовать как внеклассное мероприятие. ...
20 03 2025 11:15:10
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
19 03 2025 16:28:54
Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....
18 03 2025 14:53:35
На уроке используются различные виды деятельности учащихся: изучение нового материала в виде лекции, пpaктическое закрепление нового материала на лабораторной работе. Материал достаточно широко охватывает спектр знаний о биохимии ферментов и их роли в организме, имеет пpaктическую направленность при обучении спортсменов училища.
...
17 03 2025 13:30:38
Урок биологии в форме пресс-конференции поможет расширить и углубить представление о вирусах, познакомит с их строением и составом, механизмом взаимодействия с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ, значением вирусов.
...
16 03 2025 20:44:39
Урок-конференция проводится с участием старшеклассников научного общества (НОСТ) с использованием результатов проведенных опытов. Ослабление средств защиты организма приводит к обострению инфекционных заболеваний. Вывод: здоровье дается нам бесплатно, но когда его теряешь, платишь большие деньги.
...
15 03 2025 21:46:44
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
14 03 2025 4:39:17
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
13 03 2025 1:32:59
Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....
12 03 2025 18:53:24
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
11 03 2025 21:13:24
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании.
Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению.
...
10 03 2025 22:13:30
Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....
09 03 2025 8:53:46
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
08 03 2025 7:30:12
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
07 03 2025 13:55:27
Более подробное изложение материала о науке систематике позволяет понять ее значение для эволюции органического мира. Знакомство с биографией К. Линнея раскрывает перед учащимся его жизнь, упорство в поставленной цели и заслуги перед наукой....
06 03 2025 19:34:53
Бактерии, трудясь с другими организмами, делают важную химическую работу. Рассмотрим, что же такое бактерия и какая её роль в круговороте веществ в природе....
05 03 2025 17:36:10
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
04 03 2025 18:31:35
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
03 03 2025 7:34:29
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний.
...
02 03 2025 0:37:41
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
01 03 2025 9:37:21
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
28 02 2025 13:23:23
На уроке автор знакомит учащихся с изменениями во внутреннем строении птиц, связанными с полетом. Учит сравнивать между собой птиц и пресмыкающихся. На уроке используются групповые и индивидуальные методы работы, с помощью которых у учащихся формируются умения работать с различными источниками информации, вести монолог и диалог, слушать, анализировать и делать выводы....
27 02 2025 4:24:38
В статье представлены материалы, содержащие комментарии некоторых литературных произведений великого русского поэта А.С.Пушкина, где есть значимые ссылки на его родословную, подтверждающие интерес самого поэта к этой теме. Кроме того, рассмотрены принципы составления родословных, даны основные термины, особенности генетического анализа родословной А.С. Пушкина. ...
26 02 2025 12:21:35
На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....
25 02 2025 5:23:33
Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока.
На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...
24 02 2025 5:15:17
Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача.
...
23 02 2025 14:50:19
На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....
22 02 2025 12:51:36
Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....
21 02 2025 23:25:56
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
20 02 2025 17:44:25
В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....
19 02 2025 2:50:46
Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....
18 02 2025 2:13:38
Организация такого урока предполагает:
– большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний;
– наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой;
– достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке;
– наличие четкого плана действий для каждой группы.
...
17 02 2025 4:41:10
В современных условиях обеспечить учение с интересом, сохранить здоровье школьников и достигнуть высоких результатов обучения и воспитания позволяет использование в учебном процессе новых образовательных технологий. Урок спланирован по элементам здоровьесберегающей, модульной, информационно-коммуникационной технологий, дальтон-технологии, технологиям критического, проблемного и проектного обучения.
...
16 02 2025 20:33:38
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
15 02 2025 0:21:36
Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....
14 02 2025 9:29:35
Урок раскрывает особенности внешнего строения пресноводной гидры в связи со средой обитания, размножения и индивидуального развития, показывает родство многоклеточных с одноклеточными животными. На уроке учащиеся обучаются распознавать на таблицах и рисунках различные клетки тела гидры, в работе с учебником находить главные мысли в тексте параграфа, составлять рассказ....
13 02 2025 16:54:23
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
12 02 2025 19:17:38
Растения при всей своей красоте все же могут быть опасными для их владельца. Всем известны положительные качества, которые им свойственны, они улучшают и наполняют помещение кислородом, дарят нам эстетическую красоту. Но есть такие растения, которые лучше не держать в квартире, особенно если у вас есть дети и домашние питомцы....
11 02 2025 8:27:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::