Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

Задачи:

  • Повторить, обобщить и систематизировать знания по теме: “Кровь”.
  • Совершенствовать умения учащихся применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека.
  • Выработать меры профилактики, способствующие сохранению и укреплению здоровья человека.
  • Способствовать развитию общеучебных умений и навыков учащихся.

Тип урока: обобщения знаний.

Оборудование:  таблица “Ткани”, рисунки клеток крови, портрет И. И. Мечникова, тонометр и фонендоскоп, задания для групп.

Форма работы: групповая,  ролевая игра.

Методы и приемы: частично-поисковый, проблемный, эвристическая беседа.

ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! В начале нашего урока я хотела бы обратить ваше внимание на доску (на доске эпиграф урока):

Настоящий ученик учится открывать неизвестное с помощью известного и тем самым приближается к учителю

Гёте

Эти слова великого немецкого поэта и естествоиспытателя Гёте могут стать эпиграфом нашего урока, потому что сегодня  вам предстоит, используя уже накопленные вами знания, применять для получения новых знаний. И не только я сегодня на уроке буду учителем, в роли учителей выступите и вы сами.
Обращаю ваше внимание на тему урока: “Кровь – зеркало здоровья”. Давайте подумаем, какие же знания, полученные вами ранее, смогут раскрыть новые для вас тайны, сделать новые открытия.

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Значение крови
  • Состав крови
  • Строение клеток крови и их функции
  • Переливание крови
  • Иммунитет
  • Кровяное давление

Учитель. Скажите, а где эти знания человек применяет? Для людей какой профессии они очень важны? (В медицинской пpaктике. Врачам.)

Учитель. Так вот, сегодня на уроке вы выступите еще и в роли врачей. Но одни из вас будут настоящими профессионалами – профессорами, а другие – студентами медицинской академии, а урок наш проводится в виде медицинского консилиума.
Профессора – знатные талантливые люди. Они много знают и хотят передать свои знания ученикам. Хотелось бы представить профессорский состав (представляются профессора).
Студенты – будущие российской медицины – очень умные и трудолюбивые люди, с удовольствием будут постигать новое, перенимать опыт, но не будут бояться и поспорить с профессионалами, потому что всем известно, что истина порой рождается в споре. Но помните, для того чтобы победить в споре, нужны веские аргументы, научные факты.
Уважаемые профессора, сначала вы должны убедиться, что студенты хорошо знают теоретический материал, поэтому я, как заведующая медицинской кафедрой, прошу, получит  задание.
Вам предлагается вспомнить важнейшие понятия и термины по темам: “Состав и функции крови”, “Переливание крови”, “Иммунитет”, “Пульс. Кровяное давление”

ЗАДАНИЕ № 1

Биологический диктант
“Состав и функции крови. Переливание крови. Иммунитет. Пульс. Кровяное давление”

1. Красные клетки крови ...
2. Форма эритроцитов ...
3. Белок эритроцитов, содержащий железо, ...
4. Функция эритроцитов ...
5. Заболевание, связанное либо с уменьшением в крови эритроцитов, либо с уменьшением содержания в них гемоглобина ...
6. Белые клетки крови ...
7. Способ поглощения бактерий лейкоцитами ...
8. Открыл это явление ...
9. Защитные белки, выpaбатываемые некоторыми лейкоцитами ...
10. Защитная реакция организма на инфекции, сопровождаемая повышением температуры, увеличением количества лейкоцитов ...
11. Способность организма защищать себя от болезнетворных микроорганизмов, инородных тел, веществ – ...
12. Иммунитет обеспечивают ...
13. Виды иммунитета ....
14. Препарат антител – ...
15. Культура ослабленных микроорганизмов – ...
16. Существующие группы крови – ...
17. Человек с I группой крови – ...
18. Человек с IV группой крови – ...
19. При переливании важно учитывать группу крови и ...
20. При несовместимости белков эритроцитов донора и белков плазмы реципиента происходит ...
21. Ритмичные колебания стенок артерий ...
22. Пульс в норме у здорового человека ...
23. Повышенное кровяное давление ...
24. Пониженное кровяное давление ...
25. В норме у человека давление ...

После выполнения заданий право ответа предоставляется одному из студентов каждой группы.

Учитель. Уважаемые профессора, хорошо ли студенты знают теоретический материал?
Ну, а теперь, раз наши студенты хорошо знают теоретический материал, мы с вами можем отправляться на медицинскую пpaктику в поликлинику, где вам предстоит вести прием больных в терапевтическом отделении или работать в биологической лаборатории.
Скажите мне, пожалуйста, когда человек приходит на прием к врачу, что, прежде, всего, делает врач?

Предполагаемые ответы учащихся и их объяснение:

  • Слушает внимательно пациента (чтобы правильно поставить диагноз)
  • Измеряет пульс, кровяное давление, температуру (важнейшие показатели здоровья)
  • Прощупывает лимфоузлы (выясняет, есть ли воспаление)
  • Отправляет сдавать анализы крови, мочи (важнейшие показатели здоровья)
  • Ставит диагноз (чтоб назначить лечение)
  • Назначает лечение (помогает человеку справиться с болезнью)
  • Узнает, нет ли аллергии на некоторые лекарства (чтобы не было осложнений у человека при лечении)

Учитель. Какие же признаки нездоровья человека вы можете назвать? (Затем эти признаки появляются перед глазами учащихся на доске)

Признаки нездоровья:

  • Температура тела выше 36,6° С
  • Учащенный  пульс
  • Пониженное или повышенное кровяное давление
  • Увеличенные лимфоузлы
  • Анализ крови: показатели по составу крови не соответствуют средним показателям (концентрация глюкозы, количество эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов, содержание гемоглобина, скорость оседания эритроцитов)

Если все это соответствует норме, то возможно, пациент вовсе не болен, а  “симулянт”, не желающий учиться или работать.
Какая же перед вами будет стоять задача?

Предполагаемые ответы учащихся:

  • Очень внимательно выслушать пациента
  • Измерить температуру, пульс, кровяное давление
  • Изучить результаты анализов
  • Правильно поставить диагноз
  • Назначить лечение

Учитель. Но вам прекрасно известно, что болезнь проще предупредить, чем лечить. Поэтому вы должны составить такие рекомендации, которые будут препятствовать развитию болезни, а значит разработать профилактические меры по предотвращению этого заболевания.
Уважаемые профессора получите задания для групп.

ЗАДАНИЕ № 2

Задания для исследования
(рассматриваются на медицинском консилиуме)

ГРУППА № 1

Пациент жалуется на сильную головную боль, одышку, повышенное потоотделение. Результаты анализа у него в норме. Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни.

ГРУППА № 2

Три человека попали в аварию. Им срочно требуется переливание крови. Что должны в данном случае предпринять врачи?

ГРУППА № 3

Пациент жалуется на жажду, выделение большого количества мочи, слабость, головокружение. Анализ крови данного больного выглядит следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,3 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

6 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,5%

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни.

ГРУППА № 4

После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

3,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

5,5 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

1,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

7 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни – меры профилактики.

ГРУППА № 5

Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови

Показатели

Количество эритроцитов (1 мм )

4,5 млн

Содержание гемоглобина (1 ммоль/л)

7,0 ммоль/л

Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч

2,5 мм/ч

Количество лейкоцитов (1 мм )

11 тыс

Концентрация глюкозы (%)

0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни – меры профилактики.

Для работы групп предлагается “Памятка для студентов”, дополнительные источники литературы.

ПАМЯТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  • Температура тела = 36,6° С
  • Пульс = 60–80 уд/мин.
  • Кровяное давление (16–45 лет):
    • максимальное – 110–126 мм рт ст
    • минимальное  – 60–85 мм рт ст
  • Анализ крови:
    • эритроциты – 4,5 – 5 млн в мл
    • лейкоциты – 4 – 9 тыс в мл
    • скорость оседания эритроцитов  (СОЭ) – 1 – 1,5 мм/ч
    • содержание гемоглобина – 7–8 ммоль/л
    • концентрация глюкозы – 0,10 %

После 10 минут обсуждения, группа студентов-медиков под руководством профессоров готовится к выступлению на медицинском консилиуме.

Учитель.Итак, мы готовы заслушать ваши выступления. Продолжаем наш медицинский консилиум.

Предполагаемые ответы:

ГРУППА № 1

Диагноз: гипертония

Профилактика и лечение: 

  • препараты, снижающие кровяное давление
  • в питании исключить жареное, жирное, соленое, крепкий чай, кофе
  • чаще бывать на свежем воздухе, активно двигаться
  • исключить курение
  • оберегать себя от нервных стрессов, переутомления

ГРУППА № 2

  • узнать группу крови и резус-фактор пациента
  • подобрать кровь  донора в соответствии с группой крови и резус-фактором реципиента
  • перелить кровь

Дополнительный вопрос:  Чем грозит человеку-донору переливание непроверенной крови?
– Кровь не должна содержать антитела на вирус СПИДа, т. к. ...

ГРУППА № 3

Диагноз: сахарный диабет

Профилактика и лечение:

  • инъекции инсулина, позволяющие усваивать глюкозу клетками
  • исключить из питания сахар, продукта содержащие большое количество углеводов – крахмала
  • следить за уровнем глюкозы в крови

ГРУППА № 4

Диагноз: малокровие – анемия

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание. Витамин В12 улучшает кроветворную функцию костного мозга (овощи, фрукты, мясо)
  • препараты, содержащие железо
  • прогулки на свежем воздухе (в лесу)

ГРУППА № 5

Диагноз: ОРЗ или ОРВ – об этом свидетельствует лейкоцитоз, в организме идет воспаление

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание
  • проветривание помещений
  • прием антибиотиков
  • активный образ жизни – физ. культура
  • профилактические прививки

При выступлении студентов, профессора делают дополнения. Учитель обращается к другим группам, согласны ли они с данным диагнозом, профилактикой, лечением, может быть есть какие-то дополнения, уточнения.

Учитель.Мы заслушали всех вас. Я, как заведующая медицинской кафедрой, осталась очень довольна. Но все же, уважаемые профессора, будущие врачи, основной нашей задачей является в настоящее время профилактическая работа: “Болезнь проще предупредить, чем лечить”. Давайте же выясним, какие профилактические меры должен соблюдать каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, укрепить иммунные силы организма.

Ответы учащихся появляются на доске:

  • Полноценное питание
  • Активный образ жизни
  • Свежий воздух, проветривание помещений
  • Закаливание
  • Предупредительные прививки – вакцинация
  • Оптимистическое настроение

Учитель.Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока (зачитывается эпиграф). Как видите, я вас не обманула. Сегодня на уроке вы приблизились к учителю, с помощью ранее известных фактов смогли получить новые знания.
Что же нового вы узнали на уроке? Какие знания вам помогли приблизиться к учителю?

Ответы учащихся.

– Ну, а самое главное, вы убедились, что биологические знания играют важную роль в жизни человека и его пpaктической деятельности. Знания о строении и физиологии человеческого организма являются определяющими в профессии врача и профилактические меры, предупреждающие заболевания важны для каждого человека, стремящегося сохранить и укрепить свое здоровье.
Теперь я вам предлагаю немного поработать дома и выполнить на выбор творческое задание.

ТВОРЧЕСКОЕ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (на выбор)

1. “Если хочешь быть здоров ...” Продолжите фразу и обоснуйте ответ.

  • Если у вас дурная привычка курить ...
  • Если нетренированный человек пробежит марафон ...
  • Если нерациональное и неполноценное питаться и вести малоподвижный образ жизни ...
  • Если никогда не делать прививки ...

2. Найти взаимосвязь между следующими звеньями цепи:

  • сердце – ожирение – гиподинамия – питание
  • курение – сосуды – инфаркт – гипертония
  • эритроцит – клетка – кислород – анемия – гемоглобин – мясо

Составьте цепочку слов самостоятельно, чтобы другие учащиеся смогли найти логическую связь между ними [1, стр.128–135]



Комментарии:

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

30 04 2024 1:19:16

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

29 04 2024 8:49:27

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

28 04 2024 7:49:19

Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения


    Элективный курс "Сквозь призму науки" в системе профильного обучения

      Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...

27 04 2024 18:55:26

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

26 04 2024 0:25:40

Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс


    Урок-зачет "Все о птицах". 7-й класс

      Урок проводится для того, чтобы подвести итог ряда уроков, проведенных ранее, закрепить знания, выяснить пробелы в изученной теме и дать дополнительный материал по теме "Птицы" в 7-м классе....

25 04 2024 4:17:33

Биологический турнир "Класс Млекопитающие"

Биологический турнир для учащихся 7-х классов разработан по программе И.Н. Пономаревой. Мероприятие можно проводить в качестве обобщающего урока после изучения класса млекопитающих либо в качестве внеклассного мероприятия по предмету в предметную неделю....

24 04 2024 11:19:27

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

23 04 2024 0:34:51

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных


    Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

      Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

22 04 2024 3:47:30

Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"


    Урок-путешествие "Давай пройдемся медленно по лугу"

      Уроки изучения нового материала, проведенные в необычной игровой форме, помогают привлечь в работу на уроке максимальное число учащихся. Одним из таких уроков является урок изучения нового материала с необычным названием "Давай пройдемся медленно по лугу ..." (урок-путешествие). В основу положен игровой момент – театрализованное представление, разгадывание кроссворда....

21 04 2024 5:52:31

Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"


    Диспут "Подростковая наркомания - игры со cмepтью"

      Внеклассное мероприятие по биологии, посвященное профилактике наркомании. Проводится в виде диспута "Подростковая наркомания - игры со cмepтью". Главные участники - учащиеся 9—11-х классов. В беседе принимают участие родители, группа экспертов, инспектор по делам несовершеннолетних, медработник, глава сельской администрации. Используется музыкальное сопровождение и отрывки из кинофильмов. Ребятам предлагается сделать свой выбор. ...

20 04 2024 7:29:11

Урок на тему "Цветковые растения"


    Урок на тему "Цветковые растения"

      Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....

19 04 2024 15:27:48

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

18 04 2024 6:54:59

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"


    Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

      Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

17 04 2024 7:52:25

Тема урока: "Медоносная пчела. Пчеловодство"

Предлагается урок об особенностях жизни пчелиной семьи, о значении продуктов пчеловодства в жизни человека, о православных праздниках, связанных с пчеловодством. ...

16 04 2024 8:12:55

Урок "Размножение и развитие организмов"


    Урок "Размножение и развитие организмов"

      Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

15 04 2024 3:15:39

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

14 04 2024 4:48:44

Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"


    Урок биологии в 7-м классе по технологии развития критического мышления "Многообразие птиц. Колибри"

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения птиц, в связи со средой обитания; познакомить с многообразием птиц различных экологических групп....

13 04 2024 19:21:37

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

12 04 2024 9:13:21

Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....

11 04 2024 3:38:43

Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

      Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ. ...

10 04 2024 4:10:54

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

09 04 2024 1:10:26

Формирование валеологической компетентности учащихся в курсе "Общая биология" как условие их успешной самореализации

В статье представлен опыт работы во формированию валеологической компетентности учащихся в процессе преподавания курса биологии в классах химико-биологического и медицинского профиля. Рассмотрен алгоритм изучения тем курса, обеспечивающий понимание пpaктического значения биологических закономерностей для сохранения здоровья, представлены методы и формы работы. Пути совершенствования валеологических знаний и навыков анализирующие на примере изучения темы курса "Формы жизни - вирусы и бактерии", рассмотрены возможности интегративно-дифференцированного подхода....

08 04 2024 9:46:34

Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе


    Разработка дидактической игры на основе компьютерной презентации и ее использование в образовательном процессе

      В статье рассматривается принцип разработки дидактических игр на основе компьютерной презентации на примере игры "Приключения в Королевстве Хлебных злаков", созданной педагогами МОУДОД ЦДОД "Созвездие" г. Воронежа. Рассматривается структура игры, ее образовательный потенциал, особенности использования в учебном процессе. Для создания игр данного типа не требуется знания основ программирования, что предоставляет педагогам значительные возможности для обогащения педагогической среды....

07 04 2024 9:43:12

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

06 04 2024 14:37:15

Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс


    Урок-праздник "Покормите птиц зимой!". 2-й класс

      Представлен урок-праздник «День птиц». Учащиеся переносятся в сказочную страну птиц Орнитопланию. Цель путешествия – формирование экологического мышления учащихся; привлечение внимания учащихся и взрослых к зимней орнитофауне; повышение уровня экологической культуры....

05 04 2024 20:56:35

Гипотезы возникновения жизни (живого вещества) на Земле

На уроке даются понятия «биогенеза» и «абиогенеза». Выделяются основные положения теории эволюции материи и происхождения жизни А.И. Опарина. Рассматриваются этапы эволюции: физико-химический и биологический, их особенности и прогрессивность....

04 04 2024 11:58:33

Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"


    Урок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"

      Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....

03 04 2024 17:36:17

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. 8-й класс

Цель урока: показать связь кожи с процессами, происходящими в организме; познакомиться с гигиеническими требованиями к одежде и обуви; рассмотреть болезни кожи и их причины....

02 04 2024 16:29:22

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

01 04 2024 0:24:51

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

31 03 2024 18:52:10

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

30 03 2024 13:50:37

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

29 03 2024 17:42:57

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 03 2024 20:20:46

Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности


    Microsoft Access как средство развития умений самоорганизации учебной деятельности

      Приобретение студентами знаний и умений по проектированию структуры баз данных, построению пустых таблиц, созданию связи между ними, вводу данных способствует формированию общеучебной компетенции студентов, развитию умений самоорганизации учебной деятельности при выполнении заданий на свертывание учебной информации, обобщение и установление причинно-следственных связей с использованием современных средств обучения. ...

27 03 2024 0:24:23

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

26 03 2024 14:35:40

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

25 03 2024 10:15:37

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

24 03 2024 7:26:30

Разработка урока по теме "Спинной мозг"


    Разработка урока по теме "Спинной мозг"

      Урок позволяет расширить знания учащихся о строении и функциях нервной системы; сформировать знания об особенностях внешнего и внутреннего строения спинного мозга и о его функциях....

23 03 2024 16:43:31

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

22 03 2024 6:53:55

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

21 03 2024 9:11:24

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

20 03 2024 1:53:28

Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"


    Урок - морское путешествие "По морям, по волнам…"

      Данная работа предлагает проведение нестандартного урока по теме "Вода" (учебник для 5-го кл. "Природа. Неживая и живая": В.М.Пакулова, Н.В.Иванова) с целью активизации познавательной деятельности учащихся. Основа урока – групповая игра. В ходе урока дети узнают много нового материала, преподнесенного в занимательной форме, учатся бережному отношению к воде. Информация, полученная на этом уроке, легко воспринимается учащимися и надолго остается в их памяти....

19 03 2024 12:49:58

Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"


    Урок с использованием мультимедейных ресурсов и ПК "Основной скелет человека"

      В ходе урока проверяются знания учащихся о строении трубчатых костей, устанавливается связь макро- и микроскопического строения; изучаются отделы скелета человека; выявляются различия строения скелета обезьяны и человека, связанные с прямохождением; раскрывается взаимосвязь строения и функций осевого скелета. ...

18 03 2024 17:42:36

Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)


    Зоопланктонное сообщество пруда. "Старая плотина" в Пензенской области (с. Волчий враг)

      Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....

17 03 2024 13:33:13

Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»


    Использование информационно-коммуникационной технологии при изучении темы «Медико-генетическое консультирование»

      Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....

16 03 2024 20:15:32

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

15 03 2024 0:26:33

Урок биологии по теме "Размножение, его виды. Бесполое размножение". 9-й класс

Цель урока -сформировать у школьников научное мировоззрение на способы бесполого размножения. В презентации используются видеофрагменты и анимации, которые усиливают эффект наглядности....

14 03 2024 11:18:43

Урок по теме "Теории возникновения жизни"


    Урок по теме "Теории возникновения жизни"

      Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...

13 03 2024 5:54:34

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

12 03 2024 20:24:36

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::