Многообразие и значение насекомых > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Многообразие и значение насекомых


    Многообразие и значение насекомых

Цель: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека.

Форма урока: комбинированная.

Задачи:

  • Образовательная: познакомится с многообразием насекомых, изучить основные особенности строения, жизнедеятельности и развития насекомых; рассмотреть значение насекомых в природе и жизни человека;
  • Развивающая: продолжить развитие логического и образно-чувственного мышления, творческих способностей учащихся;
  • Воспитательная: продолжить воспитание у школьников любви и бережного отношения к природе.

В пятой книге И.Акимушкина из цикла “Мир животных” есть такие слова: “Приходит лето, и они в великом изобилии наполняют наши леса, сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете? Где тот всемогущий компьютер, способный выразить в цифрах это население Земли? Как предполагают, их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем звезд в нашей Галактике!” О ком написаны эти строки?
Для каждого любителя природы насекомые - это праздник души. Богатство красок и полет- то стремительный, то неторопливый - вот что замечают большинство из нас. Малыш, начинающий делать первые шаги, и седой “юный натуралист” с одинаковым душевным трепетом относятся к этим замечательным произведениям природы, интуитивно желая быть чище, добрее, совершеннее.

Вот и мы с вами сегодня на уроке продолжим знакомство с этими удивительными созданиями, населяющими пpaктически все уголки нашей планеты.

Проверка и закрепление ранее изученного материала: (Выполнение 1 задания информационного листа):

  • Сколько конечностей у насекомых?____________
  • Какое строение имеют конечности?___________
  • На какие отделы разделено тело насекомых?_______
  • Какой скелет, покров тела?____________
  • Какому типу относятся насекомые?____________
  • Какое дыхание хаpaктерно для насекомых?__________
  • Какие типы развития у насекомых?___________)

Справиться с выполнением этого задания вам помогут стихи:

У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это хаpaктерные особенности многих животных,
Относящихся к типу Члeнистоногих.
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют.
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много, нам все не перечесть,
Но всё-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит их трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри.
Три пары ног еще у них отходят от гpyди,
Так быстро бегают, к примеру, муравьи.
Вот что еще хотела бы сказать я в заключение -
Дыхание - трахейное, развитие - с превращением.

Процветание класса насекомых, совершенно несравнимо ни с какой другой группой животного мира по обилию и многообразию его форм. Это обилие свидетельствует о господствующем положении насекомых. Многие особенности организации делают их приспособленными к жизни в самых различных средах, условиях существования.

Учитель ставит перед классом проблемный вопрос: Ребята, давайте вспомним, какие особенности организации насекомых позволили этому классу приспособиться к жизни в самых различных условиях существования?

Учащиеся:

1. Сочетание прочности и лёгкости наружного хитинового покрова;

2. Способность к полёту и передвижение по различным поверхностям;

3. Возможность использования самой разнообразной пищи;

4. Возможность осуществления сложных инстинктивных действий;

5. Возможность заполнения мест обитания, недоступных для других животных;

6. Усложнение многих систем организма (трахеи, ротовой аппарат и др.)

Сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми отрядами насекомых. Важным признаком, положенным в основу систематики насекомых, является строение и количество крыльев, а также строение ротового аппарата. Ребята, какие отряды насекомых вы знаете? (учащиеся называют отряды насекомых)

Давайте познакомимся некоторыми представителями отрядов насекомых.

1. Отряд Перепончатокрылые (пчелы, осы, шмели, муравьи, наездники, пилильщики) насчитывает 300 тыс. видов. Отличительные признаки две пары прозрачных, перепончатых  крыльев, из-за чего отряд получил свое название. Задние крылья значительно меньше передних.  Вдоль их переднего края располагаются небольшие крючки, при помощи которых оба крыла плотно сцепляются вместе и работают как одно целое. Но могут разъединяться и скользить одно по другому. Это облегчает движение пчел внутри цветка во время сбора пыльцы, а также в ячейках сот, куда они приносят пыльцу. Пчелы и осы способны совершать до 200 взмахов в секунду, поэтому их полет сопровождается звуками высокой частоты. У шмелей частота взмахов значительно меньше, поэтому у них низкое гудение. На голове располагаются усики, пара сложных глаз и 3 простых глазка, а также ротовой аппарат – грызущий или лижущий.

У самок перепончатокрылых на конце брюшка располагается яйцеклад, с помощью которого откладывают яйца. У наездников он в 2 раза длиннее тела. У жалящих  яйцеклад превратился в жало,   которое играет защитную роль.

Развитие перепончатокрылых с полным превращением. Они откладывают неоплодотворенные или оплодотворенные яйца. Из неоплодотворенных развиваются только самцы, из оплодотворенных – самки или рабочие пчелы. Личинки похожи на гусениц.

Учитель задает детям вопрос: Какая ассоциация у вас возникает при слове пчела?

( ответы детей) Чаще всего пчелы ассоциируются у нас  с их способностью производить мед и жалить. Такое представление вполне обоснованно. Уже несколько тысяч лет назад человек начал разводить этих насекомых   для получения меда, а их укусы, действительно, болезненны.  Однако гораздо важнее для всех еще одно свойство пчел – перенос пыльцы с одного цветка на другой.   Урожай гречихи повышается на 41%, подсолнечника – на 40%.  Пчелы живут семьями. Пчелина семья может включать до 80 тыс. пчел. Для пчелиной семьи хаpaктерен полиморфизм (многообразие) - наличие в пределах одного вида резко отличающих по внешнему облику особей. Полиморфизм у общественных насекомых связан   с разделением функций в семье.

Признаки сравнения Полиморфизм пчел
матка трутень Рабочая пчела
Кол-во особей в семье 1 Несколько сотен 70 000
Из каких яиц развиваются (оплодотворенных) неоплодотворенных оплодотворенных
Кормление в личиночной стадии Зобным молочком Молочком, затем пергой Молочком, затем пергой
Особенности строения Крупная пчела, длинное заостренное брюшко связано с ее воспроизводительной функцией Пчела средней величины с очень крупными глазами, брюшко округлое, связано с поиском матки во время брачного полета На задних ногах корзиночки, на конце брюшка жало
Выполняемые функции Спаривание и откладывание яиц Оплодотворение самки Чистка ячеек, кормление матки и личинок, строительство сот, разведка, сбор пищи, защита улья

Трудиться пчелы начинают сразу после появления на свет. Самые молодые пчелы – чистильщицы ячеек (санитары). На 6-14 день происходит развитие железы, выpaбатывающая молочко, которым кормят матку. Далее начинает функционировать восковая железа, и пчелы начинают строить соты и заделывать ячейки. На 20-21 день формируется жалоносный аппарат, пчела приступает к охране улья, а затем становится фуражиром и вылетает из улья за кормом. Среди фуражиров имеются разведчицы, которые заняты поиском новых, источников корма.

Продукты жизнедеятельности пчелиной семьи:

  • Мед
  • Прополис
  • Маточное молочко
  • Воск пчелиный
  • Пчелиный яд

Знаете ли вы, что:

Сильно развитые, мощные челюсти муравьев-амaзoнок не позволяют им строить гнездо и ухаживать за личинками. Для того, чтобы не погибнуть они нападают на чужие муравейники, захватывают куколок и переносят их к себе. Вышедшие из них рабочие муравьи выполняют за амaзoнок всю необходимую работу.

2. Отряд Прямокрылые (кузнечик, саранча, сверчок, медведка)

С ветки на тропинку,
С травинки на травинку
Прыгает пружинка —
Зелёненькая спинка.

Во фpaке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.

насчитывает 20 тыс. видов. Хаpaктерные особенности – большие, приспособленные для прыжков задние ноги и вытянутые прямые узкие передние крылья, превращенные в надкрылья и защищающие веерообразные задние крылья. Тело удлиненное, ротовой аппарат грызущий. Глаза большие, усики короткие или длинные. Они издают разные звуковые сигналы. Слуховой аппарат у кузнечиков расположен на голенях передних ног; у саранчи – по бокам первого сегмента брюшка.

Самки прямокрылых имеют на брюшке яйцеклад. Яйца откладывают в землю, на поверхность растений или внутрь органов растений. Развитие без полного превращения. Личинки похожи на взрослых насекомых. Некоторые прямокрылые питаются только другими насекомыми или растительной и животной пищей.

Знаете ли вы, что:

Саранча служит излюбленным видом пищи не только для плотоядных, но даже и для растительноядных животных. Овцы, лошади, антилопы, слоны поедают ее в больших количествах.

3. Отряд Таpaкановые (черный таpaкан, рыжий таpaкан). Уховертки. Поденки.

Отгадайте загадку:

Рыжий, да не конь,
Рогат, да не бapaн,
Дома его не любят
И на базаре не купят.

ТАРАКАНОВЫЕ, древний, известный с каменноугольного периода отряд насекомых.

В основном ночные животные, днём отдыхающие в различных укромных, недоступных местах. Они любят влагу и тепло: чем суше и прохладнее климат, тем их меньше. Величина их разная – от 2 мм до 12 см. Среди примерно 3,6 тыс. видов, живущих сейчас, лишь 6 обитает в жилище человека.

В жилье человека обитают рыжий и чёрный таpaканы. Рыжий длиной 10 – 13 мм, а чёрный – 18 – 30 мм.

Таpaканы обоих видов загрязняют и портят продукты, разносят возбудителей дизентерии, тифа, холеры, туберкулёза, а также яйца паразитических червей,

споры грибов. Таpaканы всеядны, едят растительную пищу, в том числе древесину, в домашних условиях могут повреждать бумагу, переплёты книг, изделия из кожи. Ротовой аппарат грызущий. Бегают таpaканы довольно быстро – до 70см в секунду.

Есть сведения об употрeблении таpaканов в пищу и как лекарственного средства в народной медицине (чёрный таpaкан). Гигантские таpaканы с острова Мадагаскар длиной от 6 до 10 см используются в таpaканьих бегах.

Таpaканы способны не дышать до 40 минут, чтобы не испарять имеющуюся в организме воду при отсутствии возможности её восполнения.

Сейчас в квартирах количество таpaканов резко сокращается по той причине, что люди используют для ремонта синтетические материалы, а известь для побелки (лакомство для таpaканов) не используют.

Отряд Уховертки. Длина тела от 4 до 78мм. На конце тела имеются выросты, за что их иногда называют “двухвостки”. Выросты выполняют функцию защиты и нападения. Это насекомое пользуется дурной незаслуженной славой. До сих пор еще можно слышать рассказы о том, что уховертка заползает в ухо спящего человека и, прорывая баpaбанную перепонку, выводит из строя слуховой аппарат. Все это не соответствует действительности. Обыкновенная уховертка ведет скрытый образ жизни, прячась днем под камнями, поваленными деревьями, а также под корой деревьев и старых пней. Ночью они становятся очень активными. Уховёртка может питаться различными частями мертвых и живых зеленых растений, грибками и водорослями, развивающимися под корой, а также и животной пищей, в том числе мелкими насекомыми.

Отряд Поденки. Во взрослом состоянии живут один или несколько дней. Взрослые особи не питаются, так как у них пищеварительная система редуцирована. Яйца откладываются в воду, личинки развиваются там же.

4. Отряд Жесткокрылые или жуки (колорадский жук, божья коровка, жужелица, майский жук) насчитывают более 350 тыс. видов. Первая пара крыльев у жуков превратилась в жесткие надкрылья, вторая пара тонких перепончатых крыльев служит для полета.

Не все жуки умеют летать, но надкрылья есть у всех. На голове жука располагаются сложные глаза, усики, грызущие ротовые аппараты с парой сильных челюстей.

Жуки откладывают яйца, из которых выходят личинки, ведущие разнообразный образ жизни. Некоторые обитают на листьях растений, другие – на поверхности почвы, третьи - в почве, четвертые – в воде, пятые – в тканях растений и других местообитаниях. Личинки очень разнообразны по форме и окраске. Личинки многократно линяют. Развитие у жуков с полным превращением.

Многие жуки имеют весьма интересные приспособления для защиты от врагов. Это и покровительственная окраска, и отпугивающая врагов ядовитое вещество(жуки-бомбардиры) или едкая жидкость, выстреливаемая во врага (божья коровка, колорадский жук), и мнимая cмepть (замирание).

Знаете ли вы, что:

Личинка жука-могильщика растет очень быстро: за 7 часов она удваивает свою массу.

5. Отряд Чешуекрылые или бабочки (крапивница, траурница, махаон, капустная белянка, большой ночной павлиний глаз) насчитывают около 140 тыс. видов. Крылья у них покрыты чешуйками. Чешуйки имеют различную форму, окраску, величину. У бабочек 2 пары крыльев. На голове расположены сложные глаза, усики, сосущий ротовой аппарат – хоботок. Он эластичен и может сворачиваться как спираль, а длина его помогает бабочкам питаться нектаром из цветков определенного вида растений. У некоторых бабочек (моль) хоботок отсутствует. Бабочек подразделяют на две группы – дневные и ночные. Репейницы осенью улетают в южные страны Африки, в Индию или Иран. Крапивница, лимонница, траурница, павлиний глаз и другие бабочки могут зимовать во взрослом состоянии. После таяния снега перезимовавшие особи готовы к размножению. Из яйца выходит гусеница, развитие идет с полным превращением. У гусениц, в отличие от бабочек, ротовой аппарат грызущий. Все гусеницы, достигнув определенного возраста, окукливаются. В стадии куколки формируется организм взрослого насекомого.

Знаете ли вы, что:

Отдельные виды бабочек можно назвать перелетными: ежегодно их особи совершают дальние путешествия. Бабочка-монарх пролетает до 3 тыс.км.

Зимой, в состоянии покоя, некоторые бабочки могут переносить температуру до -80 градусов.

6. Отряд Полужесткокрылые или клопы (щитник, гладыш, красноклоп, водомерка, пocтeльный клоп) и т.д. насчитывают около 35 тыс. видов. Передние крылья клопов только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая и имеет жилкование. У клопов колюще-сосущий ротовой аппарат. Пищей им служит сок растений или кровь животных. Слюна, попадающая в ранку на теле животного, препятствует свертыванию крови. Они часто ярко окрашены. Такие клопы имеют пахучие железы, выделяющие жидкость с резким запахом. Многие клопы (гладыши) имеют маскирующую окраску, у них нет пахучих желез, но укус может быть весьма болезнен для человека. Откладывают до 200 яиц, развитие без превращения.

Знаете ли вы, что:

Водомерки за счет только одного гребного движения средними ножками проплывает 100см.

7. Отряд Двукрылые (комары, мухи, слепни, журчалки) насчитывают 100 тыс. видов. Насекомые с хорошо развитыми двумя передними крыльями. Задние крылья или очень малы (называются жужжальцами), или отсутствуют совсем. Среди них есть и бескрылые насекомые. Развитие с полным превращением. На голове хорошо развитые глаза, ротовой аппарат лижущий или колюще- сосущий. Усики могут быть короткими или длинными. На ногах имеются коготки и присоски, позволяющие осваивать вертикальные поверхности. Личинки двукрылых лишены настоящих ног. У комаров личинки развиваются в воде, грибах, гниющей древесине, растительном мусоре; у мух – на навозе, гниющих органических остатках. Многие двукрылые потенциально опасны для человека.

Знаете ли вы, что:

Через 3 суток после выхода из куколки муха уже может откладывать яйца. За одно жаркое лето может развиться 9 поколений мух.

Ребята, давайте посмотрим рисунки насекомых, занесенных в Красную книгу Республики Татарстан:

  • Шмель моховой, Шмель степной, муравей жнец (отряд Перепончатокрылые),
  • Коромысло большое (Отряд Стрекозы).
  • Пилохвост восточный (Отряд Прямокрылые),
  • Водяной скорпион (Отряд Полужесткокрылые),
  • Красотел пахучий, скакун лесной, жужелица выпуклая, плавунец широкий, жук-олень, жук-носорог (Отряд Жуки),
  • Махаон, подалирий, аполлон, мнемозина, переливница большая, адмирал, траурница, бражник “Мертвая голова”, медведица желтая, шелкопряд березовый (Отряд Бабочки) и т.д.

Учитель предлагает оценить значение насекомых для человека.

Полезные Вредные
Опылители растений –А (шмели, пчёлы, бабочки) ;

Санитары природы – Г (муравьи, жуки-могильщики, трупоеды, жуки-навозники, скарабеи) ;

Биологическая борьба против насекомых-вредителей – Ж (наездники, божья коровка, жужелицы, жуки-красотелы) ;

Используются для получения шелка – З (тутовый шелкопряд) ;

Используются для получения меда, воска – Н (пчелы) ;

Вредители плодово-ягодных и овощных культур – Б (яблоневая плодожорка, капустная белянка, медведка, саранча, жуки-щелкуны, долгоносики) ;

Вредят рыболовству –И ( жуки-плавунцы) ;

Вредят лесным растениям – М (майские жуки, хрущи, жуки-бронзовки, личинки усачей, личинки жуков-дровосеков, жуки-листоеды) ;

Повреждают зерна злаков – К (хлебные жуки, клопы-черепашки) ;

Повреждают одежду, обувь, ковры –Л ( гусеницы моли) ;

Переносчики малярии – В (малярийный комар) ;

Переносчик сонной болезни – Д (муха це-це) ;

Паразиты человека и животных – Е (пocтeльные клопы, вши, блохи, оводы) ;

А) шмели, пчёлы, бабочки; Б) яблоневая плодожорка, капустная белянка, медведка, саранча, жуки-щелкуны, долгоносики; В) малярийный комар; Г) муравьи, жуки-могильщики, трупоеды, жуки-навозники, скарабеи; Д) муха це-це; Е) пocтeльные клопы, вши, блохи, оводы; Ж) наездники, божья коровка, жужелицы, жуки-красотелы; З) тутовый шелкопряд; И) жуки-плавунцы; К) хлебные жуки, клопы-черепашки;Л) гусеницы моли; М) майские жуки, хрущи, жуки-бронзовки, личинки усачей, личинки жуков-дровосеков, жуки-листоеды; Н) пчелы;

1 задание. Зоошутка.

Определить, из каких частей разных насекомых составлено это фантастическое животное.

Ответы на зоошутку: голова мухи, хоботок бабочки, переднеспинка пчелы, брюшко стрекозы, ноги комара, передние крылья кузнечика, задние крылья махаона.

2 задание Викторина “Угадай-ка”.

Слайд с рисунками насекомых. Нужно угадать название насекомого и отряд.

  • Крапивница, Бабочки;
  • Божья коровка, Жуки;
  • Щитник, Клопы;
  • Махаон, Бабочки;
  • Жук-плавунец, Жуки;
  • Тутовый шелкопряд, Бабочки;
  • Жук-носорог, Жуки;
  • Комар, Двукрылые;
  • Оса, Перепончатокрылые;
  • Уховертка, Уховертки;

3 задание. Викторина “Кто это?”

1.Жалящие насекомые, строящие бумажные гнезда. Осы.
2. Мелкие летающие кровососы. Комары.
3. Лохматые любители меда. Шмели.
4. Полужесткокрылые, часто с неприятным запахом. Клопы.
5. Крупноглазые летающие насекомые с сетчатыми крыльями. Стрекозы.
6. Домашние добытчики меда. Пчелы
7. Короткоусые родственники кузнечиков. Кобылки.
8. Жесткие насекомые. Жуки.
9.Паразиты человеческого тела. Вши
10.Мелкие скачущие паразиты. Блохи.
11. Прекрасные летающие насекомые. Бабочки
12. Зеленоглазые “кусаки”. Слепни.
13.Крупные прыгающие усатые насекомые. Кузнечики.
14.Строители муравейников. Муравьи
15. Кухонные жильцы. Таpaканы
16. Растительные “кровопийцы”. Тли.
17. Двукрылые “подлизы”. Мухи

4 задание. Найдите ошибку в стихотворении   А.Фета “Бабочка”

Ты прав. Одним воздушным очертаньем
Я так мила.
Весь бархат мой с его живым миганьем -
Лишь два крыла.
Не спрашивай: откуда появилась?
Куда спешу?
Здесь на цветок я летний опустилась
И вот дышу.
 (у бабочки 4 крыла)

Домашнее задание: Заполнить таблицу “Главные отряды насекомых”, реферат про насекомых, занесенных в Красную книгу РТ.

Отряды насекомых Представители Крылья Ротовой аппарат Тип развития
Перепончатокрылые Пчелы, осы, шмели, наездники, муравьи 2 пары, с четко выраженными жилками Грызущий или лижущий Полное(с превращением)
         



Комментарии:

Интеллектуальные игры в нашей школе


    Интеллектуальные игры в нашей школе

      Ещё много лет тому назад был высказан главный тезис назначения школы: "Школа должна заниматься поиском индивидуальности". Этот тезис абсолютно верен. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, а задача школы - поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. ...

29 06 2025 16:20:54

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

28 06 2025 4:12:32

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий

Соцветия растений, биологический смысл, типы соцветий Группа цветков, расположенная в определенном порядке на растении, называется соцветием. Почему у многих растений цветки собраны в группы соцветия? Такая особенность в строении нужна для эффективного опыления насекомыми или ветром....

27 06 2025 5:31:59

Генетика Биология

Генетика  Биология Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...

26 06 2025 1:33:16

Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим


    Красоту земли сохраним, красоту человеку оставим

      С болью В.П. Астафьев пишет, как гибнет природа, как разрушается душа человека. Ведь уничтожая природу, человек уничтожает и себя. Чем закончилась борьба человека с рыбой? После чего рыба отпустила человека? Что хотел сказать писатель, назвав свое произведение "Царь-рыба"? На все эти вопросы учащиеся находят на уроке ответы....

25 06 2025 9:49:58

«Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс


    «Многообразие плоских червей-паразитов. Меры профилактики паразитарных заболеваний». 7-й класс

      Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....

24 06 2025 0:27:56

Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"


    Турнир знатоков "В мире животных: пресмыкающиеся"

      Основная цель конкурса: расширить и углубить знания учащихся, полученные на уроках. Детям перед игрой обязательно рекомендуется дополнительная литература, в которой они могут найти информацию о пресмыкающихся. Игра состоит из 6 этапов, каждый из которых проверяет знания детей, а так же их умение анализировать, сравнивать, логически мыслить. ...

23 06 2025 23:31:17

Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Водоросли"

      Разработка урока по теме "Водоросли", ориентированный на учебник В.В. Пасечник. Этот урок является первым по теме. Цель данного урока – познакомить учащихся с группой растений, называемых водорослями, с их средой обитания; раскрыть особенности строения тела одноклеточных и многоклеточных водорослей и дать представление о способах их размножения....

22 06 2025 0:18:35

Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии


    Способы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

      В современном обществе для системы образования все более хаpaктерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учебе, интеллектуальная пассивность. Этим и объясняется все более настойчивое внимание учителя к использованию методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности....

21 06 2025 18:29:15

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

20 06 2025 12:26:35

Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"


    Урок биологии в 9-м классе коррекционной школы на тему "Я и мое здоровье"

      Урок биологии в 9-м классе ставит своей целью: научить детей следить за своим физическим состоянием; выявлять нарушение осанки, плоскостопия; измерять артериальное давление, выяснять степень тренированности своего сердца; развивать речь учащихся через обогащение активного словаря, развивать логическое мышление через умение делать выводы о состоянии своего здоровья. ...

19 06 2025 0:12:26

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

18 06 2025 7:40:52

Генетика пола. Сцепленное с полом наследие


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследие

      Проблема происхождения пoлoвых различий, механизм определения пола и поддержание определённого соотношения полов в популяции увлекательна и вместе с тем очень важна для теоретической биологии. Вопросы о том, почему мальчики и дeвoчки рождаются примерно в равном количестве, по какой причине это же соотношение полов наблюдается у большинства животных из поколения в поколение, не могли не волновать ученых....

17 06 2025 21:50:37

Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)


    Рекомендации по составлению учебных программ (рабочих программ курсов, дисциплин)

      Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....

16 06 2025 20:41:21

Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"


    Контрольно-обобщающий урок в 6-м классе по теме "Цветок — соцветия. Семя — плод"

      В процессе обучения весомое значение имеют обобщающие уроки. Обобщающий урок проводится после изучения темы или целого раздела. Его функциональное назначение - повторение, обобщение знаний, построение их в систему, предусматривающую установление связей между понятиями, их соподчиненности. В результате проведения таких уроков учащиеся лучше усваивают содержание учебного материала, качественнее формируется их научно-материалистическое мировоззрение, эффективнее выpaбатываются интеллектуальные и пpaктические умения, способствующие развитию познавательного интереса и самодеятельности. ...

15 06 2025 2:50:25

Тема урока: "Нуклеиновые кислоты". 10-й класс

Урок рекомендован для учащихся, изучающих молекулярно-клеточный уровень живой материи. В течение урока учитель опирается на знания, полученные учащимися в 9-м классе. Учащиеся закрепляют строение и функции нуклеиновых кислот, самостоятельно ищут ответы на вопросы. Урок насыщен наглядным материалом, который помогает эффективно усвоить тему....

14 06 2025 8:27:41

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

13 06 2025 13:40:30

Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"


    Интегрированный урок биологии "Онтогенез – индивидуальное развитие живых организмов"

      Урок развивает критическое мышление в чтении и письме, навыки анализа информации. В течение урока используется интеpaктивная доска для закрепления новых знаний, просмотра видеороликов, музыкального сопровождения. Информация урока заставляет задуматься подростков о бережном отношении к женщинам....

12 06 2025 2:45:42

Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Закономерности наследования признаков"

      Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....

11 06 2025 13:42:11

Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"


    Урок биологии в 6-м классе "Условия, необходимые для проращивания семян"

      Урок необходим для формирования знаний об условиях прорастания семян, об общих биологических понятиях и явлениях, а так же для воспитания чувства ответственности и аккуратности....

10 06 2025 9:57:12

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

09 06 2025 9:17:40

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

08 06 2025 4:56:39

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

07 06 2025 7:56:50

Береги здоровье смолоду


    Береги здоровье смолоду

      Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....

06 06 2025 10:12:59

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

05 06 2025 11:34:51

Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс


    Урок-конкурс по биологии по темам "Нервная система", "Кровь и кровообращение", "Опopно-двигательная система". 8-й класс

      Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....

04 06 2025 2:57:17

Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А


    Новые методы и приемы при проведении урока "Особенности строения растительной клетки. Клеточная теория" Мисюк Е.А

      Изучение клеточного уровня организации жизни требует у учащихся развитого образного мышления. Цель моей работы – показать возможности новых технологий, методов и приемов, позволяющих развивать образное мышление при изучении растительной клетки и клеточной теории (тем, требующих большого иллюстративного материала и исторического подхода к изучению фактов)....

03 06 2025 23:35:53

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

02 06 2025 3:57:54

Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов


    Наследственная изменчивость. Закон гомологических рядов

      Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях, о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике. ...

01 06 2025 19:44:59

Роль кожи в регуляции теплообмена

Роль кожи в регуляции теплообмена Теплоотдача происходит посредством излучения, конвекции, испарения воды поверхностью кожи и легких, а также с калом и мочой....

31 05 2025 19:36:34

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

30 05 2025 10:25:23

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

29 05 2025 1:53:27

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

28 05 2025 13:56:56

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

27 05 2025 13:24:55

Опыт развития творческих способностей на уроках биологии


    Опыт развития творческих способностей на уроках биологии

      В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....

26 05 2025 12:26:49

Хрящевые рыбы

Урок биологии в 7-м классе служит ознакомлению с общей хаpaктеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных....

25 05 2025 10:17:46

Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"


    Обобщающий урок "Класс Пресмыкающиеся"

      Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....

24 05 2025 1:41:15

Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"


    Урок биологии по теме "Основные стадии антропогенеза"

      Урок проводится с целью формирования у учащихся знаний о происхождении человека....

23 05 2025 7:34:28

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

22 05 2025 18:39:39

День птиц

Цель урока: расширить знания учащихся о влиянии человека и его хозяйственной деятельности на окружающую природу; научить школьников анализировать последствия антропогенного воздействия на пернатых; продолжить формирование негативного отношения к действиям, разрушающим естественную среду обитания растений и животных....

21 05 2025 2:11:13

Беседа "Раннецветущие растения"


    Беседа "Раннецветущие растения"

      Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....

20 05 2025 5:47:23

Учебный проект "Маршруты великих путешественников"


    Учебный проект "Маршруты великих путешественников"

      Представлен опыт разработки учебного проекта. Предметные области: основная – страноведение, дополнительные – география, биология, информатика....

19 05 2025 6:46:19

Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"


    Статья "Формирование активной позиции школьников к проблемам окружающей среды"

      В статье описан опыт работы по формированию активной позиции школьников к проблемам окружающей среды с учетом возрастной периодизации детей. Работа состоит из трех этапов: 1. Формирование личностного отношения учащихся к объектам изучения (11–12 лет). 2. Мотивационно-целевая ориентация учащихся по отношению к природе (13–14 лет). 3. Формирование потребности у учащихся в активной позиции, в защите окружающей среды, в пропаганде экологических и природоохранных знаний (15–16 лет). ...

18 05 2025 12:22:13

Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)


    Урок-путешествие по теме "Витамины" (с учетом здоровьесберегающих технологий и регионального компонента)

      Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....

17 05 2025 0:32:12

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

16 05 2025 21:13:19

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

15 05 2025 22:57:36

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

14 05 2025 10:50:20

Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"


    Урок-симпозиум на тему "Возникновение жизни на Земле"

      Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение ...

13 05 2025 23:27:39

Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации


    Особенности преподавания биологии в условиях подготовки выпусников 9,11-х классов к итоговой аттестации

      В условиях сдачи выпускниками 9-го класса экзаменов в новой форме, а выпускниками 11-х классов – в форме ЕГЭ, поступления в вузы по итогам школьных экзаменов педагоги должны построить учебный процесс так, чтобы у ребёнка была возможность подготовиться к таким серьёзным испытаниям и выдержать их с достоинством. Хочу поделиться своим опытом работы в этом направлении. ...

12 05 2025 8:56:28

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

11 05 2025 11:16:46

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::