Лаборатория фитоинвазий    

Отряд Приматы: образ жизни, эволюция и классификация

Источник:

Содержание:

Отряд объединяет наиболее развитых и прогрессивных млекопитающих. «Приматы» в переводе означают «первые», так как представители вида обезьян — одни из самых высокоорганизованных животных. Насчитывается больше 200 видов приматов — это и маленькие карликовые игрунки (до 10см в длину), и огромные гориллы (до 180см в длину) с весом около 250кг.

Общая характеристика Отряда

Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Другие виды древесных животных лазают по деревьям при помощи острых когтей. Но приматы для этого используют длинные пальцы, которыми обхватывают ветку.

Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти. Конечности приматы используют не только для перемещения, но также для захвата пищи, чистки и расчесывания волос.

Признаки отряда приматы:

  • Бинокулярное зрение;
  • конечности с пятью пальцами;
  • тело густо покрыто волосами;
  • вместо когтей развиты ногти;
  • первый палец противопоставлен остальным;
  • слабое развитие обоняния;
  • развитый головной мозг.

Эволюция

Приматы — старейшая группа плацентарных млекопитающих. C помощью останков удалось исследовать их эволюцию на протяжении 90 млн лет, именно тогда приматообразные были разделены на приматов и шерстокрылов.

Спустя 5 млн лет образовались новые две группы: сухоносые и мокроносые приматы. Затем появились долгопятообразные, обезянообразные, лемурообразные.

Глобальное похолодание, которое наступило 30 млн лет назад, привело к массовому вымиранию приматов, представители остались только в Африке, Америке и Азии. Тогда начали появляться первые истинные предки современных приматов.

Эволюция приматов

Эти животные жили на деревьях и питались насекомыми. От них пошли орангутаны, гиббоны, дриопитеки. Последние — вымершая группа приматов, которая эволюционировала в другие виды: шимпанзе, горилла, человек.

Мнение ученых, что человек произошел от дриопитенков, основано на множестве сходств в строении и внешнем виде. Прямохождение — главный признак, впервые отделивший человека от приматов в ходе эволюции.

Сходство человека с приматами
Сходство
Характеристика
Внешний видКрупные размеры, длинные конечности с одинаковым планом строения (пятипалость, противопоставление первого пальца остальным), похожая форма наружного уха, носа, мимическая мускулатура, ногтевые пластины
Внутренний скелет12-13 пар ребер, сходные отделы, одинаковое строение костей
КровьОдин клеточный состав, четыре группы крови
Хромосомный наборКоличество хромосом от 46 до 48, сходная форма и структура
Метаболические процессыЗависимость от ферментных систем, гормонов, одинаковые механизмы расщепления питательных веществ
ЗаболеванияТуберкулез, дифтерия, корь, полиомиелит протекают одинаково

Органы чувств

Среди всех млекопитающих у обезьян самый развитый головной мозг, с множеством извилин в полушариях. Слух и зрение отлично развиты. Глаза одновременно фокусируются на объект, позволяя точно определить дистанцию, что очень важно при прыжках по веткам.

Обезьяны способны различать форму окружающих предметов и их окрас, находясь на расстоянии, они видят зрелые плоды и съедобных насекомых. Обонятельные рецепторы плохо различают запахи, а за осязание отвечают пальцы, ладошки и стопы, лишенные волосяного покрова.

Образ жизни

Употребляют в пищу растения и мелких животных, но отдают предпочтение все же растительной еде. Новорожденные приматы способны видеть с первых дней, но передвигаться самостоятельно не могут. Детеныш цепляется к шерсти самки, которая держит его одной рукой и носит с собой.

Ведут активный образ жизни в дневное время. Объединяются в стада с вожаком — сильнейшим самцом. Все подчиняются ему и следуют его указаниям, которые посылаются с помощью мимики, жестов, звуков.

Места обитания

В Америке распространены приматы с широкими ноздрями (широконосые обезьяны), с удлиненных хвостом, который легко цепляется за ветви. Известный представитель широконосых — паукообразная обезьяна, получившая такое название из-за длинных конечностей.

На территории Африки и тропической Азии живут узконосые приматы. Хвост, к примеру, у мартышек, во время лазанья не играет существенной роли, а некоторые виды вовсе его лишены. Павианы предпочитают жить на земле, перемещаясь на четырех конечностях.

Классификация отряда

Существует несколько классификаций отряда приматы. Современная выделяет два подотряда: мокроносые приматы и сухоносые.

Признаки из подотряда Мокроносые отличают их от сухоносых видов. Главное отличие — мокрый нос, который дает возможность лучше воспринимать запахи. Первый палец в меньшей мере противопоставляется другим пальцам. Мокроносые дают более плодовитое потомство — до нескольких детенышей, а сухоносые в основном вынашивают одно дитя.

Более старым считается разделение приматов на две группы: полуобезьян (низшие приматы) и обезьян (высшие приматы):

  1. К полуобезьянам относятся лемуры и долгопяты, зверьки небольших размеров, активны в ночное время. Населяют территорию тропической Азии и Африки.
  2. Обезьяны — это высокоорганизованные животные, к представителям которых относятся разные виды мартышек, игрункообразные, гиббоны, а также человекообразные обезьяны.

Человекообразные обезьяны

К человекообразным обезьянам относятся африканская горилла, шимпанзе, орангутаны. Человекообразные обезьяны днем лазят по деревьям в поисках пищи, ночью селятся в гнездах из сучьев. Они умело и быстро перемещаются на задних конечностях, поддерживая равновесие при помощи тыльной поверхности кисти, которой упираются об почву. Человекообразные обезьяны лишены хвоста.

Человекообразные обезьяны

Представители семейства имеют хорошо развитый головной мозг, что определяет их поведение. Они наделены отличной памятью и смышленостью. Человекообразные обезьяны могут из подручных средств делать примитивное орудие. Шимпанзе с помощью ветки достает из узких ущелий насекомых, применяет соломинки как зубочистки. Большие сучки, груды земли обезьяны используют как оружие.

Благодаря развитой лицевой мускулатуре шимпанзе могут общаться, посылая мимические знаки друг другу: могут изображать испуг, злость, радость. В этом отношении человекообразные обезьяны очень схожи с людьми.

Для человека как представителя приматов характерно также: пятипалая хватательная конечность, тактильный узор, дифференцировка зубов, значительное развитие сенсорных систем, малая плодовитость и другое. Именно поэтому человека относят к семейству человекообразных обезьян. Отличительной чертой людей является сознание, которое возникло в связи с трудовой деятельностью.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

10 07 2020 20:46:28

Интегрированный урок (биология + литература) по теме "Растительный мир Волгоградской области в стихотворениях поэтов-земляков"

На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....

09 07 2020 11:34:59

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

08 07 2020 10:54:21

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

07 07 2020 10:26:28

Многообразие организмов. Класс пресмыкающиеся

Предложена разработка двух уроков по зоологии для 7-го класса с использованием на уроке мультимедийной презентации, разработанной для разнообразия наглядности, применяемой на уроках. Применение И К Т формирует коммуникативные качества личности, помогает ребёнку адаптироваться в информационном обществе....

06 07 2020 23:28:46

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

05 07 2020 9:51:39

История страны в литературе (по роману В.Д. Дудинцева "Белые одежды")

Интегрированный урок литературы и биологии – урок формирование нового проблемного видения, цель которого через изучение романа В. Дудинцева « Белые одежды» понять, как внутренняя политика государства 30–60-х годов Х Х века повлияла на развитие биологии как науки....

04 07 2020 21:14:56

Группа крови. Донорство

Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа « Историки» освещает историю переливания крови; группа « Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа « Генетики» решает практические задачи; группа « Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа « Служба крови» освещает проблемы донорства....

03 07 2020 3:42:27

Новые подходы к организации самостоятельной работы на уроках биологии

В ходе самостоятельной работы учащихся на уроке осуществляется развитие личности, компетентной в сфере самостоятельной познавательной деятельности. В рамках поставленной цели решаются следующие задачи: организация навыков самообразования, формирование умений самостоятельной работы, повышение уровня самоорганизации и самоконтроля....

02 07 2020 8:41:56

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина « С» в различных соках. ...

01 07 2020 6:34:30

Презентация учащихся по биологии. Презентация кабинета биологии

В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету. ...

30 06 2020 18:38:22

Исчезающие птицы ЯНАО

С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

29 06 2020 0:44:26

Отдел Покрытосеменные. Общая характеристика и значение в природе. 6-й класс

Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений; выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире; продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения....

28 06 2020 18:10:24

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

27 06 2020 7:51:55

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

Данный урок относится к системе уроков раздела " Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием И К Т, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

26 06 2020 5:10:24

Технология составления генологического древа

Изучение внешних (фенотипических) признаков не теряет своей актуальности до сих пор. Наверное, каждый из людей задавался вопросом, на кого он или она похож или похожа. Или, например, родители новорожденного ребенка спорят о том, чьи из них фенотипические данные малыш унаследовал. Изучение фенотипических признаков играет немаловажную роль и при установлении родства, ведь у кровных родственников хоть в какой-то мере есть схожесть во внешности. Эта работа поможет вам создать свое родословное древо....

25 06 2020 14:25:11

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

Цели урока: охарактеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

24 06 2020 2:22:37

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

23 06 2020 22:20:34

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Царство Растения"

Задачи урока: обобщить знания учащихся по теме; дать понятие о медленной поэтапной эволюции растительного мира; совершенствовать навыки самостоятельной работы, умения отбирать главное, кратко излагать, анализировать и обобщать материал....

22 06 2020 13:15:51

Урок биологии по теме "Современная теория возникновения жизни на Земле — гипотеза А.И. Опарина — Дж.Холдейна"

Урок является своеобразным экскурсом в историю развития взглядов на проблему происхождения жизни. Более детально изучается современная теория происхождения жизни на Земле — гипотеза А. И. Опарина — Дж. Бернала, в соответствии с которой жизнь возникла естественным путем из неорганической материи. ...

21 06 2020 2:55:58

Строение и функции органов мочевыделительной системы

Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....

20 06 2020 13:42:26

Рейтинговая система контроля и оценки качества на уроках биологии в лицее им. Н.И. Лобачевского при КГУ

Существующая система учета успеваемости является формальной и направлена лишь на накопление оценок и определения по ним качества работы учителя и учащихся. Таким образом, назрела необходимость в изменении не только методик и технологий обучения, а главным образом, технологии контролирующей и оценивающей деятельности учителя. Целью является теоретическое и экспериментальное обоснование рейтингово-балльной оценки деятельности учащихся, как более эффективной системы при обучении биологии, более полно отвечающей требованиям учебного процесса....

19 06 2020 18:46:44

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

Данный урок первый по теме « Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на практике....

18 06 2020 0:49:18

Исследовательско-деятельностный подход организации работы на экологической тропе

Экологическая тропа - уникальный класс под открытым небом, учебно-познавательная экологическая тропа создана в нашей Тляратинской С О Ш Гумбетовского района Республики Дагестан в 2001 году. Ее основное назначение - создание условий для разумного комплексного изучения ближайшего природного окружения школьников, практической природоохранной деятельности....

17 06 2020 5:52:42

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии (на примере темы "Клетка"): "История изучения. Клеточная теория". 10-й класс

На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....

16 06 2020 10:28:13

Урок биологии в 11-м классе «Неклеточные формы жизни. Вирусы»

На уроке 11-классники изучат основные характеристики вирусов, опираясь на межпредметные связи, получат практические навыки в ходе изучения оригинальных текстов с помощью технологии критического мышления. Урок построен по принципу исследования, основные этапы которого – теоретический анализ, прогнозирование, мысленный эксперимент, выводы – обучающиеся проживают в группах....

15 06 2020 10:48:37

Урок биологии в 5-м классе. Тема урока: "Разнообразие грибов. Шляпочные грибы"

Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....

14 06 2020 17:55:33

Компьютерные технологии в преподавании биологии

Усвоение знаний, связанных с большим объемом цифровой и иной конкретной информации, путем активного диалога с персональным компьютером. С помощью обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть причины и следствия, понимать их смысл. Компьютер позволяет устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием сути проблемы, значительными пробелами в знаниях и т.д. ...

13 06 2020 15:22:56

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

12 06 2020 18:14:37

Урок по теме "Семейство бобовые. Горох и фасоль – бобовые растения, особенности строения семейства, выращивание и использование человеком"

Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....

11 06 2020 0:27:37

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

10 06 2020 17:31:14

Интегрированный урок по теме "Движение крови по сосудам"

В ходе урока учащиеся усваивают закономерности движения крови по сосудам на основе применения знаний по физике о давлении и скорости....

09 06 2020 22:56:36

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры « Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интерактивной доски и И К Т способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

08 06 2020 2:37:25

Дыхательные движения. Регуляция дыхания

Урок составлен по программе Пономаревой И. Н. и проводится в 8-м классе по теме " Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме. ...

07 06 2020 15:46:33

Анализаторы

Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....

06 06 2020 14:30:43

Сезонные явления в жизни птиц: гнездование, кочевки и перелеты

Птицы ведут разнообразный образ жизни. Есть птицы оседлые (сойки, синицы), кочующие (снегири, грачи) и перелетные (стрижи, соловьи, иволги, утки, лебеди)....

05 06 2020 14:52:19

Применение технологии проблемного обучения на уроках биологии

Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях Ф Г О С – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....

04 06 2020 7:14:24

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

03 06 2020 13:59:52

Профильное обучение на основе "Развития познавательной компетентности учащихся на уроках биологии"

Концепция этого педагогического проекта – четкая формулировка проблем, целей, задач, форм и методов работы, диагностируемость компетентностей – позволяет решать основную задачу школы: создание условий для достижения учениками определенного уровня компетентности, то есть формирование качеств личности, обеспечивающих решение познавательных, коммуникативных, развивающих, творческих задач. ...

02 06 2020 18:53:29

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

Урок " Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их практическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

01 06 2020 13:33:38

Методическая разработка урока-проекта по теме "В мире интересного и полезного"

Методическая разработка содержит рекомендации по выполнению и защите исследовательских проектов школьников. Проектная деятельность учащихся рассматривается как средство развития творческого и интеллектуального потенциала учеников....

31 05 2020 13:30:17

Клеточное ядро: особенности строения, функции ядра и значение для клетки

Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....

30 05 2020 0:28:10

Урок на основе технологии модернизации с поддержкой ИКГ по курсу "Животные" на тему "Членистоногие – самая многочисленная группа животных". 7-й класс

Урок с использованием И К Т технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....

29 05 2020 7:57:30

Интегрированный урок (биология + экология) в 8-м классе по теме "Ухо – бодрость тела и духа"

Проектная работа знакомит – учащихся с органом тела – ухом и вестибулярным аппаратом, учить работать в группе, уметь представлять свои знания, анализировать работу и делать выводы....

28 05 2020 6:21:43

Обобщающий урок в 5-м классе по теме "Происхождение человека"

Обобщающий урок по теме " Происхождение человека" в 5-м классе проводится с использованием элементов авторской методики Бакулиной Г. А. На уроке используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным. В ходе урока используются задания разного уровня сложности, которые способствуют развитию основных интеллектуальных качеств ребенка. Для проверки знаний предлагается тест в системе Айрен....

27 05 2020 13:57:24

Зачетный урок "Отделы растений"

Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру. ...

26 05 2020 9:58:45

Мейоз

Урок продолжает формирование знаний о размножении, характеризует мейоз, формирует знания об изменении молекул Д Н К и хромосом на протяжении мейоза, раскрывает биологическое значение мейоза....

25 05 2020 3:40:17

Орнотологический КВН "День пернатых друзей" для учащихся 5—8-х классов

Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам. ...

24 05 2020 2:37:57

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Лекарственные растения в окрестностях г. Абакана"

Урок биологии для 6-го класса. В основной части в роли учителя – группа учащихся, исследовавших один из районов своего города. Они определили лекарственные растения, сделали гербарий. Показали применение в нашей жизни этих соседей по планете, подобрали интересный материал кулинарных рецептов для гениев. ...

23 05 2020 16:16:13

Заседание эколого-биологической секции "Путь в науку". "Разноцветная история, или Удивительный мир растений"

В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....

22 05 2020 22:59:11

Методы изучения природы

Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме " Методы изучения природы" по программе А. А. Плешакова и Н. И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....

21 05 2020 16:45:21

Проблемное обучение на уроках биологии

Об эффективности использования технологии проблемного обучения свидетельствует рост числа обучающихся с высоким уровнем учебной мотивации и продуктивным эмоциональным отношением к биологии как к учебному предмету. Считаю, что преимущества технологии проблемного обучения очевидны: у обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы; формируются умения творчески решать учебные задачи; возникает положительная мотивация к учебе....

20 05 2020 23:57:15

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

На уроке учащиеся характеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

19 05 2020 11:23:24

Человек-изобретатель

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе (программа « Гармония») посвящен теме " Средства передвижения" и людям, разработавшим их. « Человек-изобретатель» – это очень большая тема. Ей предшествовали темы « Человек – часть природы», « Человек – член общества». Эти темы предлагают размышление о роли и месте человека в природе, в обществе, в мире в целом. Важно отметить, что человек-изобретатель внимательно изучал окружающую его природу и часто находил в ней подсказки для своих творений....

18 05 2020 19:51:26

Формирование здорового образа жизни на уроках биологии

Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...

17 05 2020 18:39:33

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме " Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

16 05 2020 10:56:13

Урок по биологии. Взаимодействие неаллельных генов

Раздел " Основы генетики" в школьном курсе биологии является одним из самых интересных и увлекательных для учащихся. Изучение сложной темы этого раздела " Взаимодействие неаллельных генов" осуществляется через поиск ответа на причины появления "бомбейского" феномена, глухоты, разной пигментации кожи человека....

15 05 2020 2:57:58

Урок биологии по теме "Кровеносная система"

Цель: развитие познавательной активности, общее развитие. Учащиеся изучают состав и значение крови, строение и работу сердца, кровеносных сосудов. Учатся оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях....

14 05 2020 20:45:54

Развитие организма и окружающая среда

Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....

13 05 2020 9:53:17

Конспект урока по теме "Кровь – река жизни"

Представлен конспект комбинированного урока по теме: " Кровь - река жизни"....

12 05 2020 6:15:37

Происхождение и значение пресмыкающихся

Урок выясняет происхождение древней группы животных – пресмыкающихся и объясняет значение современных рептилий....

11 05 2020 13:40:48

Растения как объекты исследования школьников при изучении агротехнологии

В работе даётся представление об исследовательской деятельности школьников. Говорится о значении экспериментальной работы учащихся. Приводятся примеры организации исследовательской деятельности в эколого-биологическом лицее. На примере растений рассматриваются основные факторы роста и развития. Рекомендуется в работе для учителей технологии, биологии....

10 05 2020 1:28:20

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая С О2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

09 05 2020 20:39:25

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: " Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

08 05 2020 3:44:55

Клещи — переносчики возбудителей болезней

В статье представлен конспект урока, на котором особое внимание уделено формированию научного мировоззрения на основе выявления связей организма клещей со средой обитания, строения органов с выполняемой функцией. Патриотическое воспитание осуществляется на примере роли ученых ( Мариковский И. П., Павловский Е. П.) в изучении паукообразных. Экологическое воспитание достигается через формирование ответственного отношения к природе, а также через ознакомление со здоровьесберегающими функциями....

07 05 2020 7:31:11

Программа по биологии. 10-й класс

На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

06 05 2020 11:40:36

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обрабатывать её при помощи компьютерной техники. ...

05 05 2020 19:35:47

Решение биологических задач. Генетический код ЕГЭ biologia's Blog

Задачи. Генетический код днк Решение биологических задач  по расшифровке генетического кода Очень часто в части С пятая задача предлагается на расшифровку генетического кода, зная последовательност…...

04 05 2020 6:10:39

Обобщающие уроки по биологии

Для обобщения и углубления знаний учащихся на уроках используются игровые моменты: аукционы, головоломки, викторины. Диалог учителя и учащихся по основным проблемам темы позволяет с помощью вопросов и различных игровых заданий разбить материал на небольшие порции, выстроить его в логической последовательности, подвести школьников к обобщению и выводам. Все это способствует осмыслению учащимися изучаемой темы в целом, ее усвоению. Уроки такой формы проводятся при максимальной активности всех учащихся класса. ...

03 05 2020 6:29:42

Мы вместе решаем все дела (из опыта работы учителя биологии)

Я хочу представить материалы Недели биологии и химии в школе. Воспитание познавательной активности, мотивации учеников, развитие гражданского отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективных делах, а неделя учебного предмета помогает решать эти вопросы. ...

02 05 2020 17:22:41

Программа элективного курса "Растения, их строение и роль в природе"

Цель данного курса: через возможности элективных курсов углубить знания учащихся по биологии и заложить интерес к экспериментальной науке. ...

01 05 2020 23:41:34

Открытый урок-путешествие по теме "Голосеменные растения"

Основные идеи открытого урока: развитие познавательного интереса через реализацию межпредметных связей. Образовательная цель урока заключается в раскрытии общих особенностей организации голосеменных растений, формирование умений узнавать данные растения, возможность провести маленькое исследование....

30 04 2020 14:14:30

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух команд обобщить и повторить тему " Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

29 04 2020 19:29:41

Организация школьного воспитательного пространства в отдельно взятом кабинете

Задачи образования в современных условиях невозможно решить, используя устаревшие методы обучения. Все больше возрастает роль хорошо организованной учебной деятельности учащихся на уроке, деятельности, помогающей учащимся самим осваивать приемы работы с натуральными объектами, микроскопами и другими приборами, отбирать нужные им знания....

28 04 2020 2:17:24

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз". 9-й класс

Комбинированный урок биологии по У М К Пасечника сопровождается презентацией, включающей в себя схемы, таблицы, звуковое сопровождение, видеофрагмент. Урок включает различные методы обучения: словесный: беседа, рассказ; наглядно-иллюстративный: презентация, таблица; индивидуальный: самостоятельное заполнение таблицы....

27 04 2020 21:42:58

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса " Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

26 04 2020 7:24:33

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

25 04 2020 23:29:15

Урок биологии "Кожа. Органы выделения"

Обобщающий урок по теме: " Кожа. Органы выделения" направлен на продолжение формирования общих умений коммуникаций у обучающихся. На уроке применяются такие виды деятельности, как работа в группе, индивидуальная работа с текстом, проведение индивидуальной исследовательской работы, выступление перед аудиторией, учебная эстафета и индивидуальная работа с тестом....

24 04 2020 5:52:16

Урок на тему "Происхождение человека"

Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

23 04 2020 19:18:36

Эры и периоды в развитии жизни на Земле

Деление истории Земли на эры и периоды, дает представление об особенностях развития жизни на планете в разные временные промежутки. Ученые выделяют особо значимые события в отдельные отрезки времени – эры, которые делятся на периоды....

22 04 2020 14:59:23

Урок-модуль "Кожа. Значение кожи, ее строение"

Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....

21 04 2020 23:32:23

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

20 04 2020 0:43:40

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

Разработка по теме: " Листопад" (по учебнику " Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В. П., Никишов А. И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела " Процессы жизнедеятельности растений"....

19 04 2020 19:58:49

Строение сердца

На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

18 04 2020 14:12:21

План-конспект занимательного занятия на тему "Биология на службе криминалистики"

Цель урока – развитие глобального мышления учащихся, интереса к изучению права на профильном уровне, показать значимость биологии в разных сферах жизни, в том числе в деле правосудия, формирование правового мировоззрения, уважения к деятельности правоохранительных органов. ...

17 04 2020 10:12:16

Разработка урока-игры по теме "Скелет" (8-й класс)

Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме " Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...

16 04 2020 12:51:17

Игра-викторина "Ботанический супермаркет"

Познавательная игра-викторина " Ботанический супермаркет" поможет учителю биологии и учащимся увидеть удивительные и любопытные вещи в самых простых и знакомых вещах и предметах, поможет развить познавательный интерес к биологии, оптимизировать процесс обучения, сделать его увлекательным и занимательным. ...

15 04 2020 1:51:30

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

14 04 2020 20:12:59

Приспособления организмов к совместной жизни в биогеоценозах

Данный урок разработан по учебнику И. Н. Пономаревой и др. " Общая биология" (10-й класс), издательства " Вентана- Граф". Комбинированный тип урока позволяет учащимся старших классов работать группами. Работает весь класс, практически все получают оценки. Такие уроки заставляют думать, предполагать и доказывать свою точку зрения....

13 04 2020 1:41:30

Одноклеточные животные, или Простейшие

Цель урока: выявление характерных черт строения и процессов жизнедеятельности простейших; формирование у учащихся познавательного интереса к изучению жизнедеятельности животных....

12 04 2020 21:40:14

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

11 04 2020 21:44:41

Основные признаки и многообразие животных

Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

10 04 2020 9:15:21

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного практикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

09 04 2020 2:35:25

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

08 04 2020 5:50:49

Тема урока: "Лишайники". 7-й класс

Цели урока: познакомить обучающихся с организмами, достигшими высокого уровня сосуществования - лишайниками, показать их многообразие, положение в системе органического мира, а также значение в природе и жизни человека....

07 04 2020 23:42:55

Классификация цветковых растений

При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

06 04 2020 17:24:52

Голосеменные. Хвойные растения

Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....

05 04 2020 17:30:20

Внедрение проектной деятельности учащихся в условиях сельской малокомплектной школы

Биологию называют наукой XXI века не только потому, что она призвана решать наиболее острые проблемы, стоящие перед человечеством на данном витке развития цивилизации, – обеспечение населения продовольствием, проблемы экологии и сохранения здоровья. Биология в какой-то степени задаёт общий вектор развития других наук....

04 04 2020 4:37:14

Разработка урока "Лишайники". 7-й класс

Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....

03 04 2020 12:48:14

Обобщающий урок по теме "Строение и многообразие покрытосеменных растений". "Звездный час". 6-й класс

Урок построен в виде игры « Звездный час». В 1-м туре учащиеся повторяют строение покрытосеменных растений. Во 2 туре систематизируются знания о классификации покрытосеменных растениях. В 3-м туре обобщаются и повторяются изученные классы покрытосеменных растений и их строение. Урок завершается подведением итогов и оцениванием ответов детей....

02 04 2020 19:53:58

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

01 04 2020 21:42:30

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

Представлен конспект урока на тему " Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

31 03 2020 10:31:30

Бинарный урок "Век величайших открытий"

Бинарный урок биологии и истории для 8-го класса имеет своей целью на примере деятельности выдающихся ученых XIX века показать их самоотверженность и целеустремленность в становлении и развитии целого ряда наук и научных направлений, а также проследить взаимосвязь истории и биологии. Данная форма очень уместна при проведении предметных недель по биологии и истории....

30 03 2020 0:55:59

Лечение сальмонеллеза у собак. Способы заражения и профилактика

Сальмонеллезом болеют чаще молодые собаки, однако есть вероятность заражения взрослых особей. Инфекцию нельзя предупредить вакцинацией....

29 03 2020 10:23:10

Выгонка луковичных растений в школе

В методических рекомендациях содержатся основные сведения по морфологии, биологии, выгонке гиацинтов, тюльпанов, нарциссов и лилий. Приводится характеристика популярных современных сортов этих многолетников. Выгонка растений стала традиционной формой, разновидностью опытнических работ школьников в Белгородской области. ...

28 03 2020 17:49:23

Обобщающий урок биологии по теме "Класс рыбы" "Что? Где? Когда?"

Обобщающий урок в форме игры имеет важное значение для успешности усвоения материала. Обстановка игры, непринужденное общение, возможность показать и утвердить себя в коллективе и плавать как рыба в воде, показывая свои знания – все это повышает роль эмоционального фактора. Благодаря этому легко воспроизводятся знания, которые были приобретены ранее....

27 03 2020 12:19:38

Бинарный урок география + биология по теме "Тихий океан и его обитатели". 7-й класс

Дана комплексная характеристика Тихого океана. Интеграция знаний из географии, биологии, экологии. Создание «визитной карточки» (герба) Тихого океана. Развитие интереса к предметам....

26 03 2020 23:37:38

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

25 03 2020 4:29:45

Об опыте совместного использования мультимедиа-технологий и "опорных сигналов" на уроках зоологии

Для повышения эффективности преподавания курса « Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде « Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опорных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....

24 03 2020 12:16:26

Урок "Формула здоровья" в 8-м классе

Цель урока: дать представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставить учащихся задуматься о необходимости быть здоровым; приобщение к З О Ж....

23 03 2020 2:53:29

Тема урока "Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

В ходе урока изучается состав и функции опорно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

22 03 2020 10:20:21

Модульная программа "Практикум по решению задач по генетике"

Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

21 03 2020 11:12:52

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

" И С У Д" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов И С У Д на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

20 03 2020 3:41:58

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

19 03 2020 14:11:54

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

Урок в курсе " Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

18 03 2020 18:49:55

Преподавании биологии

На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

17 03 2020 11:31:11

Методическая разработка урока по теме "Строение и работа сердца"

Основная задача урока – формирование у учащихся познавательных универсальных учебных действий посредством освоения предметной информации, развитие критического мышления, творческих и коммуникативных способностей. Учащиеся самостоятельно получают информацию, перерабатывают ее для получения необходимого результата, делают выводы....

16 03 2020 12:17:14

Игра "Птичий базар". 6-й класс

Игра проводится в рамках недели естественных наук в 6-х классах, рассчитана на 45 минут. Цели: развивать познавательный интерес и гуманное отношение к природе, расширять кругозор учащихся, вырабатывать умение работать в команде. Рекомендации учителям: разделить детей на команды, например: « Синицы», « Воробьи», « Голуби». Выбрать капитанов, организовать самопроверку (после выполнения задания, команды меняются листочками с ответами и проверяют по слайду на доске)....

15 03 2020 0:11:29

Урок биологии по теме "Летающие ночью" (отряд рукокрылые)

Цель урока: ознакомить учащихся с особенностями животных, относящихся к отряду рукокрылых, отметить значение изучения ориентировки летучих мышей для практической деятельности человека; показать несостоятельность предрассудков, связанных с особенностями образа жизни летучих мышей; расширить понятие об историческом развитии живой природы, углубить понятие о систематических категориях. ...

14 03 2020 7:10:37

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

Данный урок можно провести после прохождения тем « Рыбы», « Земноводные», « Пресмыкающиеся». Форма проведения – К В Н. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме « Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

13 03 2020 10:55:41

Урок по биологии с использованием мультимедийной презентации

Урок разработан для учащихся 5-го класса, насыщен новыми терминами, большим объемом нового материала, но использование современной информационной технологии и игровых элементов позволяют сделать урок интересным и легким в восприятии материала. ...

12 03 2020 3:25:25

Урок биологии "Класс Млекопитающие. Молочные “меньшие братья”"

Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....

11 03 2020 5:45:13

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме " Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

10 03 2020 8:43:48

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип членистоногие"

Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности членистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

09 03 2020 7:54:38

Информационные технологии на уроках биологии

Урок разработан по программе В. В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

08 03 2020 15:13:14

Лечение демодекоза у собак. Причины появления и первые симптомы

Возможно распространения клеща в глубокие слои кожи и внутренние органы. В запущенной форме страдает структура печени, ренальной системы, лимфоузлы....

07 03 2020 4:51:14

Коспект урока по теме "Гуморальная реакция"

Представлен конспект урока по теме " Гуморальная регуляция" для учащихся 8-го класса. Дидактическая цель: Создать условия для первичного осознания и осмысления блока новой информации и закрепления ее....

06 03 2020 8:45:27

Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"

Урок биологии в 8-м классе " Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...

05 03 2020 19:54:34

Тип Хордовые - происхождение, систематика, строение

Хордовые – это животные с высокой организацией и развитой нервной системой. Рассмотрим происхождение, особенности строения и систематику хордовых....

04 03 2020 17:26:14

Урок биологии по теме "Внутреннее строение стебля". 6-й класс

Урок проводится в разделе изучения темы « Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа « Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа « Внутреннее строение стебля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....

03 03 2020 23:33:34

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

02 03 2020 23:43:18

Урок на тему "Деление клетки. Митоз"

Урок позволяет сформировать знания о значении деления клетки для роста, развития, размножения клетки и организма в целом; познакомить с основными видами деления клеток; рассмотреть механизмы, обеспечивающие равномерное распределение генетической информации между дочерними клетками; охарактеризовать основные этапы жизненного и митотического цикла....

01 03 2020 17:44:53

Гигиена кожи. 8-й класс

Методическая задача: место полового воспитания в рамках обобщающего урока-семинара с элементами соревновательности. Решаются задачи: углубить и расширить знания по гигиене, строению и функциям кожи; научить работе с дополнительными образовательными ресурсами, составлению выступлений по определенной тематике адекватно подростковому возрасту, развитие творческих способностей при составлении рассказов от имени кожи....

29 02 2020 9:45:41

Урок биологии "Генетика крови"

Материал урока может быть использован при подготовке к урокам по общей биологии в 9 – 11-х кл. по теме " Основы генетики", при подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме Е Г Э, для проведения элективных курсов по теме " Генетика человека". При проведении данного урока возможно использовать местный материал, касающийся донорства в своем регионе. ...

28 02 2020 0:56:21

Обобщающий урок в 7-м классе по теме "Хордовые животные"

Задачи урока: систематизировать, обобщить и углубить знания по теме; научить учащихся выделять главное, сравнивать и обобщать, использовать различные источники для углубления знаний и расширения кругозора; активизировать познавательный интерес к природе, формировать экологическое мышление....

27 02 2020 21:10:17

Использование слайдовой презентации на уроке биологии

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....

26 02 2020 12:39:43

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

25 02 2020 2:22:13

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

В общей биологии тема « Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

24 02 2020 11:25:35

Рост и развитие растений. 6-й класс

Учитель формирует представления учащихся об основных физических процессах: росте и развитии растений. Ребята изучают особенности роста и развития растительного организма, роль семян в индивидуальном развитии цветковых растений....

23 02 2020 18:10:16

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

Представлен конспект урока биологии по теме: " Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

22 02 2020 21:55:50

Викторина для учащихся "Живой? Еще живее!". 7-й класс

Эта викторина, как и другие внеклассные мероприятия, помогает заинтересовать учащихся, повысить их мотивацию к изучению наук естественнонаучного цикла, актуализировать и закрепить полученные знания. Вопросы перемежаются по сложности. Есть совсем простые, что добавляет ученикам уверенности в собственных знаниях, повышает самооценку. Другие вопросы требуют смекалки или наблюдательности, умения логически мыслить, актерского мастерства. Вопросы ориентированы на конец первого полугодия, когда завершается изучение зоологии беспозвоночных. ...

21 02 2020 3:17:50

Внеклассное мероприятие по биологии. Конкурс любознательных по темам "Земноводные и пресмыкающиеся". 7-й класс

Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....

20 02 2020 21:58:34

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс

Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

19 02 2020 6:22:50

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к Е Г Э применительно к упомянутой теме....

18 02 2020 9:41:16

Межпредметные связи темы "Размножение и индивидуальное развитие организмов"

Межпредметные связи – педагогическая категория, обозначающая синтезирующие, интегративные отношения между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, выраженные в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющие образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их единстве....

17 02 2020 4:58:12

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

16 02 2020 5:31:59

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Клетки разных организмов имеют свои характерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

15 02 2020 20:22:30

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме « Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

14 02 2020 23:13:55

Задания с рисунками ЕГЭ по биологии

В перспективе с целью реализации компетентностного подхода в контрольные измерительные материалы Е Г Э будут включены ситуативные задачи, проверяющие способности школьников, их интеллект, понимание жизненных ситуаций, умение логически мыслить и принимать грамотные решения. ...

13 02 2020 5:56:26

Интегри рованный урок (биология+экология) по теме "Время экологической культуры" по учебнику Пономоревой И.Н.и др."Биология". 11-й класс

Предпоследнее занятие в курсе биологии 11-го класса в форме семинарского занятия. Цель занятия: добиться усвоения учащимися понятий «экологические принципы», «экологические правила», «экоэтическое сознание»; воспитывать гуманность, толерантность. ...

12 02 2020 3:40:53

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)