Строение и значение кожи. 8-й класс

Цель: знакомство со строением и значением кожи.
Задачи:
- формирование представлений о коже, как органе, участвующем в обмене веществ и энергии;
- развитие у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, продолжить развитие навыков работы с дополнительным материалом;
- воспитание у учащихся навыков гигиены, правильного ухода за кожей, а также бережного отношения к своему здоровью.
Оборудование:
- таблица «Строение кожи»,
- компьютер,
- компьютерная презентация «Строение и значение кожи»,
- микроскоп,
- микропрепарат «Срез кожи»,
- лупа.
ХОД УРОКА
I. Актуализация знаний
– Проведем краткую экскурсию в покровный мир животных, вспомним эволюцию кожного покрова наземных животных. Подцарство многоклеточные, по форме тела, их разделяют на какие группы?
Ответы учащихся:
– Плоские
– Круглые
– Кольчатые
– Чем образована их стенка тела? (У плоских
червей стенка тела образована из производных
трех слоев: экто, -энто, -мезодермы. У круглых
червей (нематоды) снаружи одеты сложно
устроенной многослойной кутикулой, выделяемый
покровом тела и представляющий собой
своеобразный наружный скелет, который создает
опору для мускулатуры. У кольчатых червей
кожно-мускульный мешок состоит из кутикулы,
эпителия, кольцевой и продольной мускулатуры, а
также внутренней выстилки полости тела.)
Тип моллюски.
– На спинной стороне расположена выделяемая
мантией защитная paковина, наружный слой
paковины образован органическим рогоподобным
веществом, внутренний тончайшими пластинками
извести.
Самая прогрессивная группа животных?
Тип члeнистоногие.
– Тело покрыто сплошной хитинизированной
кутикулой, которая распадается на более твердые
щитки.
Тип Хордовые. Подтип Позвоночные.
Надкласс Рыбы.
– Тело покрыто чешуей – тонкие костные
пластинки.
Класс Земноводные или Амфибии
– Кожа у всех амфибий гoлая, покрыта слизью,
которая пpeдoxpaняет от иссушения и
проникновения бактерий.
Класс Рептилии или Пресмыкающиеся
– Снаружи тело покрыто роговыми щитками. Роговой
покров пpeдoxpaняет животных от потери влаги и
иссушения, защищает от повреждения. Кожа
рептилий плотно прилегает к телу. Например: змеи
периодически сбрасывают роговой покров. Этот
процесс называется линька.
Класс Птицы
– Кожа у птиц тонкая, покрыта перьями, но ноги и
клюв покрыты роговыми щитками.
Самый высокоорганизованный класс позвоночных
животных это?
Класс Млекопитающие
– Кожный покров образован из двух слоев:
наружного – эпидермиса и внутреннего –
собственно кожи. Эпидермис дает начало многим
производным кожи: иглам, волосам, когтям, копытам,
рогам, чешуе.
– На самой высокой ступени эволюционного
развития живого стоит человек.
Надцарство: Эукариоты
Царство: Животные
Подцарство: Многоклеточные
Тип: Хордовые
Подтип: Позвоночные
Класс: Млекопитающие
Отряд: Приматы
Семейство: Гоминиды
Род: Человек
Вид: Человек разумный
II. Активизация познавательной деятельности
– Сегодня мы с вами познакомимся с органом человека, а какой это орган – угадайте! Даю подсказки.
- Это сложный орган со многими функциями;
- Масса 2,7 кг;
- Самый тяжелый орган человека;
- Его называют «зеркалом» здоровья и болезни;
- Этот орган является экраном, на которой отражаются изменения в организме;
- Постоянно отмирает и постоянно рождается вновь;
- Тесно связан с нервной системой;
- Формирует производные – ногти и волосы.
Угадали – это КОЖА.
III. Изучение нового материала
1. Что такое кожа? Какую роль она играет в нашем организме?
Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней орган от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, в защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний – рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека, избегать возможных повреждений. Площадь поверхности тела 1,5-2 кв.м.
2. Попробуем перечислить все основные функции кожи?
1) Защитная – кожа защищает наш организм от
различных механических и прочих внешних
воздействий.
2) Терморегуляторная
3) Чувствительная – кожа пронизана
чувствительными нервными окончаниями,
воспринимающими тепло и холод, прикосновение,
боль.
4) Выделительная – кожа принимает участие в
выделении. В среднем потовые железы выpaбатывают
от 0,7-1 литр пота в сутки.
3. Строение кожи.
В коже различают два слоя: наружный - эпидермис и внутренний – собственно кожу (дерму) и подкожно жировую клетчатку. В наружном слое можно различить роговой слой. Он состоит из прилегающих друг другу погибших клеток. Глубокие слои образованы живыми клетками. Эпидермис является эпителиальной тканью. В них находится пигмент меланин, от него зависит цвет кожи. Собственно кожа образована соединительной тканью, в ней много эластических волокон, которые придают коже упругость. В собственной коже расположены потовые и сальные железы. Подкожная клетчатка смягчает от механического воздействия.
4. Лабораторная работа «Строение кожи».
А) Рассмотрение микропрепарата «Срез кожи» под микроскопом.
Заполнение таблицы с помощью параграфа 33 и на стр.133 рис.52.
Слой |
Строение |
Функция |
| Эпидермис | Роговой слой образован мертвыми клетками, внутренний – живыми, пигмент меланин | Защитная |
| Собственно кожа (дерма) | Плотная волокнистая, соединительная ткань, есть кровеносные сосуды, нервы, потовые и сальные железы, волосяные луковицы, корни ногтей | Защитная, чувствительная, дыхательная, обменная, терморегуляторная |
| Подкожная жировая клетчатка | Соединительнотканные волокна с живыми клетками | Защитная, запасающая, терморегуляторная |
Б) Самонаблюдение.
– рассмотрим тыльную сторону кожи ладони с
лупой и без лупы;
– сожмите руки в кулак. Что происходит с кожей?
Они растягиваются;
– рассмотрите узоры на подушечках пальцев. Они
индивидуальны для каждого человека.
Среди вас сидит эксперт-криминалист. Даю ему слово.
Дактилоскопия – метод идентификации человека по отпечаткам пальцев, основанный на уникальности рисунка кожи. Широко применяется в криминалистике. Основан на идеях Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека. Эта гипотеза стала результатом долгих исследований автора, служившего полицейским чиновником в Индии. 18 апреля 1902 г. – первое применение в Дании дактилоскопии для опознания преступника. Разные страны вводили у себя дактилоскопические методы в течение следующих полутора- двух десятилетий. Одной из последних была Франция. В России дактилоскопия применяется с 1906 года.
5. Производные кожи
Эпителиальные клетки образуют не только кожу,
но и производные кожи. Найдите в учебнике, что
такое производные кожи.
Производные кожи – это:
- потовые железы
- сальные железы
- молочные железы
- волосы
- ногти
Кожное сало создает благоприятные условия для болезнетворных бактерий. Так например, 1 кв.см кожи может находиться до 1 млн. микроорганизмов. Проникновение микробов, может вызвать кожные заболевания:
- чесотка
- розовый лишай
- туберкулез кожи
- бородавки
IV. Закрепление
1. Тест «Кожа»
1. Кожа выполняет защитную функцию, так как в ней находится:
А) меланин
Б) рецепторы
В) сальные железы
Г) эпидермис
2. Сальные железы:
А) охлаждают поверхность тела
Б) выделяют смазку – кожное сало
В) уничтожают бактерии
Г) частично выполняют функцию почек
3. У взрослого человека за сутки выделяется пота:
А) 70 л
Б) 7 л
В) 700 мл
Г) 70 мл
4. Какую форму имеет потовая железа:
А) трубочка
Б) шар
В) звезда
5. Волосы и ногти – производные:
А) рогового слоя эпидермиса
Б) дермы
В) подкожной жировой клетчатки
Г) ороговевшего слоя эпидермиса
6. Что влияет на скорость испарения пота?
А) повышенная влажность
Б) повышение температуры воздуха
В) увеличение ветра
Г) уменьшение освещенности
7. Закончите предложение: различие в интенсивности загара у двух людей, проводящих на солнце одинаковое время, заключается в количестве в коже:
А) кератина
Б) меланина
В) витамина Д
Г) нервных окончаний
8. Установите соответствие:
1. Жировые клетки А эпидермис
2. Роговой слой Б подкожная жировая клетчатка
3. Сальные железы В дерма
2. Вопросы на закрепление:
1) Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными?
2) Объясните почему ощупывать предметы лучше подушечками пальцев?
3) Человек лежит под одеялом и дрожит от озноба: «Холодно, накройте еще чем-нибудь». Его накрывают, но он не может согреться. Человек заболел. Измеряют температуру тела -39С. Как же так? У больного высокая температура, у него жар, а ему холодно? Как объяснить это противоречие?
V. Домашнее задание
- Параграф 33, Вопросы на стр. 136,
- Подготовить сообщение по темам: «О чем может рассказать кожа опытному врачу?», « Родинки – зло или благо?».
Приложение
Комментарии:
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
06 12 2025 12:46:11
Разработка построена по технологии личностно ориентированного урока. Урок способствует формированию умений учащихся самостоятельного поиска ответов на проблему, развитию коммуникативных способностей и способностей к самоанализу....
05 12 2025 14:28:28
Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....
04 12 2025 10:38:47
Урок "Жизнь в палеозойскую эру" является вторым при изучении темы "Развитие жизни на Земле" в 9-м классе. Данный урок представлен в виде мультимедийной презентации, в результате просмотра которой и благодаря мастерству учителя учащиеся не останутся пассивными слушателями, а смогут зримо присутствовать при процессе эволюции Земли....
03 12 2025 23:26:45
В статье представлена разработка урока, предусмотренной учебной программой 6-го класса. На уроке учащиеся знакомятся с сущностью процесса фотосинтеза, с понятиями автотрофы и гетеротрофы. Новые знания учащиеся добывают сами, используя текст учебника....
02 12 2025 16:34:33
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
01 12 2025 2:36:26
Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....
30 11 2025 21:34:47
Тема здоровья сегодня приобретает особую значимость для школы. Она должна звучать повседневно: и в ходе обычных уроков, и на внеклассных занятиях, и во время экскурсий в природу или работы на пришкольном участке, на специальных лекциях и беседах, при индивидуальном общении с учащимися, на родительских собраниях. ...
29 11 2025 23:34:45
Состояние кожи напрямую отражается на здоровье человека. Поэтому гигиена кожи, одежды и обуви имеет большое значение при профилактике различных заболеваний....
28 11 2025 1:34:31
Мероприятие рассчитано на учащихся 5-6-х классов. В мероприятии прослеживается взаимосвязь биологии с другими предметами.
...
27 11 2025 14:10:44
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
26 11 2025 8:52:44
Вашему вниманию предлагается две презентации. В них содержится очень много познавательного, интересного и поучительного материала по данной теме. ...
25 11 2025 2:27:53
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
24 11 2025 8:32:51
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
23 11 2025 14:25:59
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
22 11 2025 16:58:11
На представленном уроке используются примеры из художественной литературы, живописи, музыки. Фиксация внимание на ярком, необычном развивает способность запоминать, а образное восприятие явлений и процессов облегчает обучение....
21 11 2025 19:49:21
Урок показывает детям взаимосвязь человека и природы. ...
20 11 2025 14:45:28
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
19 11 2025 5:28:41
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
18 11 2025 2:21:44
Вашему вниманию предлагается опыт работы школы по внедрению и распространению здорового образа жизни среди учащихся. Цель такой работы: привлечь внимание детей к одним из самых острых проблем общества (курению, алкоголизму, наркомании), показать, что это зло может коснуться и их, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
17 11 2025 15:11:35
Программа включает углубление теоретического и пpaктического материала по темам: «Опopно-двигательная система», «Сердечно-сосудистая система», «Система органов дыхания», «Пищеварительная система», «Кожные покровы», «Нервная система». Основой курса являются пpaктические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....
16 11 2025 6:35:52
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
15 11 2025 20:20:22
В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса.
...
14 11 2025 22:19:25
В качестве системообразующего фактора для построения интегрированного урока биологии, физики и химии был выбран человеческий организм, рассматриваемый через призму различных взаимодействий с окружающим миром.
В согласии с дидактическими принципами доступности, систематичности и последовательности отбор содержания урока проведен с учетом предполагаемого образовательного уровня учеников 8-го класса по физике и биологии....
13 11 2025 13:10:48
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
12 11 2025 14:23:34
Урок представляет собой элективный курс по биологии для учащихся 5‒6-х классов. На занятии рассматриваются группы технических растений – масличные, прядильные, крахмалоносные, красильные, каучуконосные и др. Различные формы урока: лабораторная работа, составление таблицы, работа с текстом, защита презентации. Особое внимание уделяется межпредметным связям, патриотическому воспитанию. Можно использовать материал для подготовки к олимпиадам, во внеклассной работе....
11 11 2025 21:40:37
Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....
10 11 2025 20:25:28
Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....
09 11 2025 9:49:54
Программа основного общего образования по биологии включает пояснительную записку, тематическое и поурочно-тематическое планирование. Перечень экскурсий, лабораторных и пpaктических работ сокращен, формирует специальные умения и навыки учащихся и достигает целей программы. Часть работ проводится демонстрационно и не оценивается....
08 11 2025 21:41:46
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
07 11 2025 6:54:43
Представленный материал является разработкой одного занятия элективного курса «Биология и профессии». Элективный курс изучается в 11-м классе. Курс предполагает следующие задачи: просвещение учащихся о профессиях и специальностях, связанных с биологией; расширение знаний о пpaктическом применении биологических знаний; формирование и развитие элементарных профессиональных умений и навыков и пр....
06 11 2025 22:17:53
Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений.
...
05 11 2025 20:28:50
Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....
04 11 2025 13:59:27
Цель урока: познакомиться с тремя основными средами обитания животных и условиями жизни, приспособленностью животных к жизни в разных средах обитания....
03 11 2025 20:18:28
Палеозойская эра в кембрийский период была представлена организмами, обитающие преимущественно в водной среде. Большое распространение получили крупных размеров многоклеточные бурые и зеленые водоросли....
02 11 2025 23:58:36
Цель урока: познакомиться с многообразием живого мира; выяснить, какие условия для жизни необходимы живым организмам; что такое среда обитания, и какие среды обитания выделяют; вспомнить, на какие царства подразделяется живой мир; сформировать общебиологическое понятие о приспособленности организмов к среде обитания....
01 11 2025 6:10:26
Содержанием статьи является обобщение опыта работы по методике проведения урока биологии по ознакомлению учащихся с регуляцией процессов жизнедеятельности одноклеточных животных, кишечнополостных, червей и насекомых с использованием компьютерных технологий....
31 10 2025 1:36:17
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
30 10 2025 9:44:34
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
29 10 2025 4:17:48
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
28 10 2025 1:50:10
Академик Н.И.Вавилов показал, что наиболее многообразные генотипы культурных растений находятся в центрах их происхождения, где сохранились их предки....
27 10 2025 13:44:11
Головной мозг человека является не только субстратом психической жизни, но и регулятором всех процессов, происходящих в организме. В мозге различают пять отделов....
26 10 2025 21:50:52
Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....
25 10 2025 17:24:59
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
24 10 2025 2:40:23
На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....
23 10 2025 2:49:45
На протяжении всей истории цивилизованное человечество задавалось вопросом о сущности и происхождении жизни. Что же отличает живые тела от неживых? Этот вопрос с давних пор привлекал ученых и мыслителей, которые, желая дать краткое определение понятия «жизнь», «живое тело», старались найти самое существенное, самое хаpaктерное для этих понятий.
...
22 10 2025 19:42:48
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
21 10 2025 15:11:45
Для повышения эффективности преподавания курса «Биология. Животные» мною было создано мультимедийное учебное пособие «Animals8. Эволюция животных. Мультимедийный конспект» в среде «Масromedia Director» (ныне «Adobe Director»). Имеются версии как для MacOS X, так и для Windows. В статье содержится описание интерфейса программы, освещены некоторые особенности и приемы работы с ней, а также приведены примеры «опopных конспектов», методика проведенных тестов, их результаты и интерпретация....
20 10 2025 16:46:25
В сборнике обобщен опыт по подготовке летних экологических пpaктикумов за период 2004—2011 гг. Собранный материал представляет собой программу, апробированные методики исследования природных объектов, а также сценарии вечеров, прогулок и игр, которые заинтересованный педагог, организатор может использовать в своей работе. Материалы сборника могут быть использованы организаторами экспедиций, пpaктикумов и летних смен эколого-биологического направления....
19 10 2025 9:21:22
Способность к расселению —важное свойство всех организмов. Оно необходимо для освоения потомками новых территорий с благоприятными для жизни условиями....
18 10 2025 11:59:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




