Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"
- Представление комaнд.
- Вступительное слово ведущего.
- Просмотр слайдовой презентации о первоцветах поселка.
(Приложение1. Данное приложение размещено на сайте нашей школы в “Методической копилке”. E-mail: mouush@rambler.ru)
Ход викторины
1-й конкурс “Народные названия”
На экран выведены названия цветов под номерами 1 – 4. Ведущий зачитывает народное название, комaнды поднимают жетон с номером правильного ответа.
(Приложение 2, слайды 1 и 2)
(Первый слайд:
|
|
Второй слайд:
|
|
Вопросы для первого слайда
- В народе этот цветок называют “сон-травой” (2)
- Его народные названия: барашек, сережник (3)
- В народе его называют “сердечные ягоды”, а в переводе с латинского название звучит “целебный необычайно” (4)
- За то, что появляются одними из первых, на первых проталинах, хорошо прогреваемых солнцем, его называют “черногоркой”, “горицветом” (1)
- Лесной тюльпан – это … (2)
- За сходство со старинными ключами его называют “ключ-травой” (3)
- Этот цветок еще называют “полевым укропом”, “заячьим маком” (1)
Вопросы для второго слайда
- У японцев название этого цветка пишется так же, как иероглиф “воинский дух” (2)
- У народов Урала этот цветок называется “вешние бубенчики” (1)
- Майская лилия, лесной колокольчик. О каком цветке идет речь? (3)
- У нас его называют “огоньки”, “жарки” (1)
- Анемона. Название этого цветка связано с легендой о существе легкого поведения (4)
- Такие разные названия: “снежные капельки”, и “заячьи уши” принадлежат одному цветку (3)
- “Воловье око”, “болотные шапки”, “авдотка”, “куриная слепота” – это разные названия одного цветка (1)
2-й конкурс “Легенда о …”
(Домашнее задание. Комaнды заранее получили список растений, об одном из которых нужно найти и рассказать легенду)
3 Конкурс “Что это за растение?”
После этого конкурса из игры выбывает комaнда, набравшая наименьшее число баллов.
Этот конкурс проводится в два этапа.
Первый: комaнды просматривают фото цветов и записывают в шаблоны их названия.
(Приложение 3)
Второй этап: необходимо узнать растение по описанию.
Варианты ответов – на слайде.
(Приложение 2, слайд 3)
Вопросы второго этапа
- Это травянистое растение с сильно опушенными листьями. Цветки колокольчатой формы с нектарниками, собраны в соцветия. Цветет с конца апреля. Цвет цветков зависит от их возраста: от розового до насыщенного синего. По окончании цветения развиваются прикорневые листья длиной около 30 см и шириной 5-7 см. 2 (Медуница)
- Это растение свои цветы готовит еще под снегом и зацветает при первом солнечном припеке. Скромные небольшие цветы звездочками светятся среди молодой зеленой травки. 6 (Гусиный лук)
- Многолетнее корневищное растение, высотой до 80 см, цветущее 20-25 дней весной и в начале лета. Цветки ярко окрашенные, диаметром до 5 см. Листья сильно рассеченные, пятиугольного очертания. Встречается растение по горным склонам и сырым лугам, на полянах, в зарослях кустарников. Нуждается в охране. 4 (Купальница)
- Широко распространенное многолетнее корневищное растение с белым млечным соком. Листья продолговатые, собраны в прикорневую розетку. Стeбли без листьев. Цветки одиночные. Цветет с весны до поздней осени. 5 (Одуванчик)
- Это редкое растение зацветает у нас в конце марта. Цветки одиночные, крупные. Стeбли и лепестки опушенные. 1 (Прострел)
4-й конкурс “Легенды и цветы”
На экран выводится слайд с названием 5-ти растений. Ведущий зачитывает легенду, комaнды определяют, о каком растении идет речь и поднимают жетон с его номером.
(Приложение 4)
1 слайд |
|
2 слайд |
|
Легенды для 1-го слайда.
- Жил в сибирской тайге охотник Улугхем. Молодой он был, сердце имел
доброе. Но злой и коварный колдун Кэле задумал погубить все живое в
бескрайних просторах тайги.
Наслал он с далекого севера холодные ветра, трескучие морозы. Попрятались звери, улетели птицы, снегом замело землю – голодно стало в тайге. Погасли костры в стойбище, смолк веселый смех.
И тогда решил вернуть Улугхем людям веселый смех, тепло -очагам, тайге – лето.
Пришел Улугхем на край земли и видит, стоит ледяная яранга, а в ней лежит ледяной Кэле.
Увидел его Кэле и рассмеялся. Потом оторвал от яранги кусок льда и кинул его в Улугхема. Попал кусок льда в гpyдь молодого охотника. И треснуло она как скорлупа кедрового ореха. Выпало из нее сердце Улугхема на холодный снег и таким жаром запылало, что растаяла ледяная яранга, а с ней злой Кэле растаял. Подул теплый ветер, зажурчали ручьи. Вновь в тайгу вернулось лето.
А там, где упали капли крови Улугхема, выросли необыкновенные цветы, и назвали их люди …
(Жарками) - Подрались как-то бог подземного царства Аид и непобедимый Геpaкл. Нанес Геpaкл cмepтельные раны Аиду, и дело было совсем плохо. Но мимо случайно проходил простой врач Пеон. И он взялся лечить Аида. И вылечил. Благодарные боги не смогли дать врачу вечную жизнь, но превратили его после cмepти в цветок – простой, но необычайно целебный. (Марьин корень)
- Согласно легенде, эти цветы выросли из крови прекрасного юноши, влюбленного в двух богинь. Артемида решила наказать ветреного юношу и во время охоты направила на него свирепого кабана, который убил юношу…Какой цветок вырос из его крови? (Адонис)
- Продолжение предыдущей легенды: долго плакала Афродита над телом любимого… И слезы ее превратились в … (Ветреницы)
- Согласно народному поверью, ко времени зацветания этих цветов вода в реках становится теплой. (Купальница)
- Если верить легенде, то этот цветок вырос из капель крови святого
Леонарда, который был ранен в битве со страшным дpaконом.
По христианскому сказанию, цветы выросли из слез Богоматери, когда она оплакивала распятого сына. А в Древней Греции считали, что это капли пота богини охоты Артемиды (Диана в римской), спасавшейся от преследования фавнов. О каком цветке идет речь? (О ландыше) - Если верить древнерусской легенде, то появление ландыша связано с морской царевной Волховой. Слезы царевны, опечаленной тем, что Садко отдал свое сердце земной дeвyшке Любаве, падая на землю, проросли прекрасным и нежным цветком – символом чистоты, любви и грусти. (Ландыш)
Легенды для 2-го слайда.
- Есть такая легенда о происхождении этого цветка: на одном из прекрасных лугов жила белокурая принцесса – эльф, которая влюбилась в красивого юношу, а он ее почему-то не замечал. В отчаянии принцесса попросила волшебницу, чтобы молодой человек ответил ей взаимностью. И волшебница превратила принцессу в цветок, который первым распускается весной, и пройти мимо него совершенно невозможно. (Первоцвет)
- Это волшебный цветок мишек Гамми. Изготовив снадобье из этого цветка, они обретали удивительные свойства … Что за цветок они использовали? (Примулу)
- Этот цветок является символом красноречия у греков и символом мужества у японцев. (Ирис)
- Согласно легенде, это любимый цветок богини цветов, которому она дала возможность цвести везде с весны до поздней осени. (Одуванчик)
- Лекарственный цветок Олимпа. (Первоцвет)
- Древние греки считали этот цветок осколками упавшей на землю радуги. (Ирис)
- В христианстве этот цветок как одна из “горьких трав” стал символом страстей Господних, и именно в таком качестве он присутствует на изображениях Распятия Мадонны с Младенцем. В народе ему приписывали охранительные свойства. Например, раскладывали у детских кроваток от сглаза. (Одуванчик)
- Русское название этого цветка связывают с легендой: стала как-то нечистая сила прятаться за эту траву. Один из архангелов, чтобы раз и навсегда разделаться с нечистью, метнул громовую стрелу и прострелил траву сверху донизу. С тех пор нечистый обходит ее стороной и ближе 12 верст к ней не приближается. А в старинном травнике по этому случаю записано: “Кто носит траву при себе, от того человека дьявол бежит, в доме – добро держать, а хоромы строить – под угол класть, жить стройно будешь”. (Прострел)
Подведение итогов.
Литература.
- В. Рохлов, А. Теремов, Р. Петросова. Занимательная ботаника: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. – 432 с.: ил.
Интернет-ресурсы.
- http://kasoi-ptr.narod.ru/f6.htm
- http://www.botsad.ru/div_med25.htm
- http://rostovurologia.narod.ru/msh/nar-med-enciclop-primula.htm
- http://planet-flowers.ru/primula
- http://clubs.ya.ru/4611686018427398066/replies.xml?item_no=75758&ncrnd=7396
- http://www.photostart.info/showphoto.php?category=2&code=489
- http://priroda-lechebnica.ru/publ/8-1-0-93
- http://narmed.su/information.php?pages_id=5
- http://weekend-na.by.ru/foto/16_04_08.html
- http://photofile.ru/users/irina2006/1314744/?mode=large
- http://woodlandrosegarden.com/garden.html
- http://www.trumanoutdoor.ru/gallery85.html
- http://www.sk-greta.ru/forum/index.php?t=646&IB2XPnewib_
- http://www.flowersweb.info/forum/forum3/topic37519/messages/
- http://www.deti.religiousbook.org.ru/big_foto/gusiny-luk.html
Комментарии:
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
02 07 2025 2:43:30
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
01 07 2025 4:46:44
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
30 06 2025 17:14:14
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
29 06 2025 7:56:17
Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе.
...
28 06 2025 18:26:23
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
27 06 2025 12:51:56
С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов.
...
26 06 2025 4:25:35
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
25 06 2025 23:56:29
Представлен конспект урока биологии по теме "Класс Двудольные. Семейство Пасленовые"....
24 06 2025 1:25:35
Генетика – это наука, о закономерностях наследования генетической информации и изменчивости организмов. Основоположник генетики – Грегор Мендель....
23 06 2025 3:56:37
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
22 06 2025 21:40:13
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
21 06 2025 17:24:30
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
20 06 2025 0:36:20
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
19 06 2025 12:56:55
Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....
18 06 2025 1:42:11
Урок составлен по программе Пономаревой И.Н. и проводится в 8-м классе по теме "Дыхательная система". Главная задача урока - показать соотношение законов физики и биологии, для демонстрации этих законов используется видеоролики, включенные в презентацию. Помимо роликов, имеются Flash, которые также способствуют усвоению знаний по данной теме.
...
17 06 2025 0:18:39
Урок позволяет познакомить учащихся с классом Земноводных, их многообразием, значением в природе и необходимостью охраны. В ходе урока учащиеся выполняют тестовые задания. При изучении нового материала используются методы беседы, самостоятельной работы, работы с таблицами и картами, иллюстрациями, работа с учебником....
16 06 2025 11:56:34
В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....
15 06 2025 14:51:18
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
14 06 2025 22:46:26
Курс биологии 8-го класса имеет важное пpaктическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы «Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение ИКТ-технологии способствует развитию познавательного интереса....
13 06 2025 19:35:11
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
12 06 2025 13:15:36
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
11 06 2025 0:40:27
Во сне мозг просеивает информацию, освобождается от ненужной, фиксирует важные сведения в долговременной памяти. Эта гипотеза называется информационной....
10 06 2025 14:58:53
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии.
...
09 06 2025 1:26:25
Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно
внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь
такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как
психолога. Основными принципами такого обучения является признание
индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его
развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии
на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на
уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся.
Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков,
которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами.
...
08 06 2025 19:56:57
В статье рассматривается воспитательная и образовательная роль синквейна, методика составления дидактического синквейна, вариантность использования синквейна на уроках. Умение составлять синквейн – показатель того, что учащиеся знают учебный материал, умеют выделять наиболее хаpaктерные особенности изучаемого явления, процесса. Приведены наиболее удачно созданные, художественно оформленные синквейны....
07 06 2025 19:57:19
Урок направлен на изучение свойств клеточной мембраны в ходе проведения лабораторной работы, что повышает интерес учащихся к изучению данной темы. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся имеют возможность наблюдать влияние вредных веществ на жизнедеятельность клетки....
06 06 2025 14:54:21
Изучение особенности цветка как органа размножения растения, знакомство с разнообразием цветков и плодов....
05 06 2025 6:46:36
Голова пчелы имеет очень подвижное сочлeнение с гpyдью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....
04 06 2025 13:40:28
В уроке по биологии на тему «Сны и сновидения» дается понятие о биоритмах; раскрывается физиологическая природа сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие в организме во время сна, его значение; необходимость правил, предупреждающих нарушения сна....
03 06 2025 3:26:38
Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....
02 06 2025 14:50:37
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
01 06 2025 1:56:48
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
31 05 2025 8:18:11
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
30 05 2025 14:36:44

Урок знакомит учащихся с составом внутренней среды и крови, их значением, рассматривает процессы фагоцитоза и свертываемости крови....
29 05 2025 7:12:39
Урок для учащихся 8-го класса по теме "Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
28 05 2025 6:29:33
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
27 05 2025 3:38:36

Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
26 05 2025 15:22:46
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
25 05 2025 18:16:50
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
24 05 2025 12:12:14

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
23 05 2025 17:38:59
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
22 05 2025 19:30:29
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
21 05 2025 0:46:22
Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий.
...
20 05 2025 13:51:12
Урок с использованием ИКТ технологий и различных форм организации работы с учащимися позволяет развивать мыслительную, информационную компетенции, медиаграмотность, креативность, межличностное сотрудничество при взаимопроверке знаний одноклассников....
19 05 2025 12:50:11
К факторам, вызывающим негативное воздействие на органы дыхания, относят: курение, вирусы, бактерии, экологическое загрязнение атмосферы, попадание инородних тел в воздухоносные пути. Никотин оказывает негативное влияние на дыхательную систему, кровеносную, пищеварительную, нервную.
...
18 05 2025 3:31:16
Урок проводился в классах с разным уровнем подготовки. Но всегда он проходил на одном дыхании. Проблемные, частично-поисковые формы обучения вызывают неподдельный интерес учеников к знаниям. Используя предложенные приемы можно легко создать атмосферу сотрудничества для решения поставленных задач....
17 05 2025 16:13:27
Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....
16 05 2025 19:41:45
Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...
15 05 2025 10:17:21
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
14 05 2025 0:38:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::