Урок по биологии для 6-го класса по теме "Среда обитания. Экологические факторы"
Источник:
|
Цель урока: формировать экологическое мышление
Задачи:
- углубить понятия о среде обитания, её факторах и их влиянии на организмы;
- развивать умения анализировать, синтезировать, делать выводы, сравнивать; совершенствовать умение работать с учебником; развивать навыки исследовательской работы;
- прививать любовь к природе, всему живому, что нас окружает.
Тип урока: изучение новой темы.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Методические приемы: рассказ, применение имеющихся знаний, решение проблем методом мозгового штурма, учебно-исследовательская работа.
Оборудование: гербарии: различные приспособления растении к недостатку влаги; карточки-задания; комнатные растения: традесканция (теневыносливое), пеларгония (светолюбивое), презентация.
Эколого-биологические понятия: среда обитания: водная, организменная, наземно-воздушная, почвенная; экология; экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные.
ХОД УРОКА
I. Повторение изученного материала
Фронтальный опрос:
– Что мы узнали о жизнедеятельности
организмов?
– По каким признакам отличаются живые организмы
от неживых?
– Чем отличается питание животных от питания
зеленых растений?
– Дайте определения понятиям: теплокровность и
холоднокровность.
– Какие животные имеют внутренний скелет?
– Какие системы обеспечивают регуляцию
деятельности организма животного?
(По мере постановки вопроса его текст выводится на экран) (Слайд 2. Презентация)
II. Изучение нового материала
Темы блоков.
1. Среда обитания.
2. Экология.
3. Экологические факторы.
4. Значение света, воды, температуры на организм.
Учитель: Я вам прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите о чем это стихотворение (Вывод стихотворения на экран, перед учащимися листочки со стихотворением) (Приложение 1) (Слайд 3)
Среда обитания
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
– Ребята, о ком и о чем это стихотворение? (О
животных, об условиях, месте)
– Да, это стихотворение об условиях, месте, или по
другому – о среде обитания. Вот об этом мы и
поговорим сегодня на уроке.
(Сообщение темы урока, запись в тетради)
– Тема большая, вторую тему сформулируем по ходу урока. (Слайд 4) (Фотографий животных, населяющих разную среду обитания).
– Назовите животных. Определите среду обитания
данных животных.
В зависимости от того, где живут представители
разных видов, на их действуют разные комплексы
экологических факторов. На нашей планете можно
выделить несколько основных сред жизни, сильно
различающихся по условиям существования: водную,
наземно-воздушную, почвенную. Средой обитания
служат также сами организмы, в которых живут
другие. В зависимости от того, в каких средах
живут представители разных видов, они испытывают
действие разных факторов и вынуждены
приспосабливаться к ним.
Организмы, населяющие водную среду, называются
гидробионтами (греч. hydor – вода; biontos – живущий) ;
наземно-воздушную среду – аэробионтами (греч. aer
– воздух) ; почвенную среду – эдафобионтами (греч.
edaphos – почва) ; организменную среду –
эндобионтами (греч. endon – внутри).
(Вывод схемы на экран, учащиеся записывают в тетрадь)
Тема. Среда обитания.
(Слайд 5)
Среда обитания – это часть природы, в которой живет организм.
2. Экология
Учитель: Живые организмы, населяя
разную среду обитания, оказывают друг на друга
самое разнообразное влияние. Есть наука, которая
изучает взаимоотношения живых организмов друг с
другом и с окружающей средой. Эта наука
называется экологией. (Слайд 6)
Экология (греч. сл. ойкос –
дом, логос – наука, учение)
Впервые ввел термин « экология» 1869 году нем.
ученый Эрнст Геккель, для обозначения науки о
взаимосвязи организмов в природе.
Вывод: Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой. (Записывают в тетради).
3. Экологические факторы
– Каждое живое существо тесно связано со своей
средой обитания, испытывает ее влияние и в свою
очередь на нее воздействует. Все свойства среды,
влиянию которых подвергаются организмы,
называют экологическими факторами. Их
можно оценить и измерить.
– Это вторая тема урока.
Тема. Экологические факторы среды.
(Учащиеся записывают тему в тетрадь.)
– Экологические факторы подразделяют на абиотические и биотические. Абиотические факторы имеют физико-химическую природу. Биотические факторы – все прямые и косвенные воздействия организмов друг на друга и среду обитания. В современном мире пpaктически вся живая природа испытывает сильнейшее влияние человеческой деятельности. Часто это влияние намного перекрывает действие природных факторов. Поэтому кроме абиотических и биотических, отдельно выделяют и рассматривают антропогенные факторы. К ним относятся всевозможные формы воздействия человека на другие виды и на условия их жизни. Такие воздействия могут специально предусматриваться человеком или выступать как непредвиденные и случайные. (Слайд 7)
На столах у каждой пары листочки со словами: температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая (Приложение 2).
– Из карточек выберите примеры каждому фактору.
(Схема заполняется после правильных ответов учащихся)
(Записывают в тетрадь)
– Дома допишите свои примеры. Сегодня на уроке рассмотрим абиотические факторы, а остальные факторы изучим на последующих уроках.
4. Проблемный вопрос: Какой абиотический фактор является главным и почему?
– Чтобы ответить на этот вопрос нужно выяснить значение света, воды, температуры на организм.
1) – Каково значение света для живых организмов? (Работают с учебником Н.И.Сонина, стр. 156).
Наводящие вопросы:
– Зачем растениям нужен свет? (Для
фотосинтеза).
– Что такое фотосинтез? (Процесс образования
органических веществ).
– Какие сезонные изменения происходят в
поведении растении и животных?
– В середине лета у растений начинается
созревание плодов и семян; у птиц и млекопитающих
начинается осенняя линька; некоторые животные
делают на зиму запасы; перелетные птицы
собираются в стаи.
– Что же прослужило сигналом к этим изменениям?
– Уменьшение длины светового дня.
На столе 2 комнатных растений: пеларгония, традесканция.
– Определите какое из растений светолюбивое, а
какое теневыносливое? (Пеларгония–
светолюбивое, а традесканция – теневыносливое)
– По каким признакам определили? (По окраске и
размерам листовой пластинки).
2) – Каково значение воды для живых организмов?
(Работают в парах. На столах у учащихся гербарии растении, комнатные растения, рисунки животных).
Задание: Как приспособились растения и животные к недостатку и избытку влаги?
Ответы учащихся (используется гербарий):
– У лавра развились кожистые листья;
– У копытня – листья с большой поверхностью
испарения;
– У джузгуна – сокращение листовой поверхности;
– У мятлика – эфемерность;
– У кактуса – листья иголки и т.д.
3) – Каково значение температуры для живых организмов?
(Слайд 8) Изображения животных.
– Определите, какие из этих животных
теплокровные, а какие холоднокровные?
– Как повлияет на данные организмы понижение
температуры? (Холоднокровные с понижением
температуры впадают в спячку, а теплокровные
сохраняют двигательную активность).
Вывод: Какой абиотический фактор является главным?
– Все факторы имеют равноценное влияние. Живые организмы приспособлены к влиянию всех факторов.
III. Закрепление
– Составить синквейн на основные понятия урока: среда обитания, экология, экологический фактор.
Составление синквейна:
- Понятие;
- 2 прилагательных;
- 3 глагола;
- Ключевая фраза.
V. Домашнее задание
1) Стр. 156–157 учебника читать.
2) Выполнить задание в рабочей тетради стр. 43–44.
3) Творческое задание: написать сочинение на тему
« Экологические проблемы». На столе план
сочинения, могут воспользоваться.
VI. Оценки за урок
Литература:
1. Пономарева И.Н. Общая экология. Книга для
учителя. Пермь, 1994.
2. Пономарева И.Н. Основы общей экологии:
учебник для учащихся 9 класса. М.: Вентана-Граф, 2001.
3. Сонин Н.И. Биология. Живой организм:
учебник для учащихся 6 класса. М.: Дрофа, 2001.
4. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М.
Основы экологии: учебник для учащихся 10 (11)
класса. М.: Дрофа, 2005.
Приложение 1
У осла и соловья,
У лисы и журавля,
У стрекоз и муравья
Жизнь у каждого своя.
Каждый соблюдает точно
Свой режим и дня, и ночи,
И у каждого свое
Облюбовано жилье.
Выбирает привереда
Лишь свое меню обеда,
А в дороге изберут
Каждый собственный
Маршрут –
У букашки и у птички.
Тем-то каждый и хорош,
Что на прочих не похож.
Приложение 2
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Температура, защита от вредителей, паразитические грибы, сорняки, свет, влажность, сбор урожая.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Комментарии:
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
18 03 2024 16:13:58
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
17 03 2024 1:32:14
Вашему вниманию предлагается развивающая игра по биологии "Брейн-ринг". Подобные игру способствуют лучшему запоминанию материала учениками и заинтересованности в предмете. ...
16 03 2024 2:25:19
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
15 03 2024 7:35:10
Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....
14 03 2024 17:28:11
Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....
13 03 2024 13:19:31
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
12 03 2024 15:28:10
Цели урока - формирование новых биологических понятий: эры, периоды, динозавры - древние пресмыкающиеся....
11 03 2024 12:27:28
В связи с хозяйственной деятельностью человека важно сохранение видового многообразия насекомых...
10 03 2024 11:18:45
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы. На уроке систематизируется материал, изученный на уроках природоведения и литературы в 5-м классе (через изучение сказки-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца»). Учащиеся работают над исследованием....
09 03 2024 10:40:32
Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...
08 03 2024 17:48:23
Структура урока, его содержание, применение информационных технологий создают условия для активизации познавательной деятельности, содействуют стремлению вести здоровый образ жизни. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, расширяют свой кругозор, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания, анализировать, делать выводы....
07 03 2024 11:49:32
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
06 03 2024 16:20:26
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
05 03 2024 1:59:34
Урок проводится в форме игры-симпозиума с маской «Откровения». Действующие лица: ведущие, эксперты, группа ученых (вирусолог, иммунолог, цитолог, эпидемиолог), врачи и аудитория. Знакомство с особенностями строения вируса иммунодефицита человека и прогрессивными исследованиями ученых по вопросу его развития, распространения, определения путей преодоления этого cмepтельного недуга....
04 03 2024 3:46:55
Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....
03 03 2024 2:47:14
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
02 03 2024 23:37:29
Представлен конспект урока биологии для учащихся 8-х классов по теме "Работа сердца"....
01 03 2024 2:25:36
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
29 02 2024 19:24:21
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...
28 02 2024 22:42:51
Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....
27 02 2024 1:59:21
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
26 02 2024 11:10:13
Урок призван формировать основы экологической грамоты, способствовать усвоению норм и правил взаимодействия с окружающим миром, расширить представления детей о флоре и фауне, о природоохранных мероприятиях, дать возможность почувствовать, что они реально могут сделать для сохранения природы, развивать мышление, память, речь, навыки общения, воспитывать понимание красоты природы, умение жить в гармонии с окружающим миром, готовность оказать помощь нуждающимся в ней животным и растениям....
25 02 2024 12:25:53
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
24 02 2024 11:18:58
Для того чтобы полнее изучить явление природы, взаимоотношения человека и природы, ее огромное многообразие и уникальность, величие и в то же время беззащитность, нужно больше читать. Художественное слово, описание картин родной природы в произведениях Шукшина, Тургенева, Пришвина и других классиков позволяют воздействовать на эмоциональный мир ребят, глубже почувствовать красоту природы....
23 02 2024 20:39:57
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
22 02 2024 2:50:45
Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...
21 02 2024 6:13:29
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике. ...
20 02 2024 18:31:26
В разных условиях среды естественный отбор имеет различный хаpaктер. Выделяют три формы естественного отбора: движущий, стабилизирующий, дизруптивный....
19 02 2024 21:23:57
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
18 02 2024 5:53:26
Урок биологии в 7-м классе проводится при изучении темы «Тип члeнистоногие». Для актуализации знаний и мотивации школьников на уроке используется компьютерная презентация. ...
17 02 2024 14:33:42
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению. ...
16 02 2024 8:24:31
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
15 02 2024 2:36:30
Урок проводится в разделе изучения темы «Стебель». За неделю до урока детям дается домашняя лабораторная работа «Проведение питательных веществ по растению». На уроке проводится 10-минутная лабораторная работа «Внутреннее строение стeбля липы». На уроке опрос проводится в виде игры "блиц-опрос", заранее готовятся вопросы к игре....
14 02 2024 18:24:11
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем. ...
13 02 2024 4:44:58
Урок проводится в ходе изучения биологии (раздел животные) в 7-м классе. Целью урока является возможность показать учащимся особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида....
12 02 2024 2:37:36
На уроке ребята повторяют и закрепляют понятия и термины, научные открытия, основные вопросы изученного раздела биологии. При выполнении устных заданий учащиеся исправляют и дополняют ответы одноклассников. ...
11 02 2024 13:47:19
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
10 02 2024 8:36:54
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
09 02 2024 16:16:15
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
08 02 2024 5:45:39
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
07 02 2024 15:28:30
В статье приведена разработка обобщающего урока по теме «Птичий базар»....
06 02 2024 6:45:34
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай». ...
05 02 2024 5:47:15
Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...
04 02 2024 1:27:22
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
03 02 2024 12:16:30
Данный урок знакомит учащихся с домашними животными, обитающими в Казахстане. Знакомит с их разнообразием, с народными понятиями, связанными с животноводством. Углубляет знания о коневодстве и верблюдоводстве их значение в жизни человека, прививает любовь к животным, уважение к труду животноводов и дает профессиональную ориентацию....
02 02 2024 0:37:35
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
01 02 2024 10:28:36
Технология развития критического мышления даёт возможность использовать имеющиеся знания учащихся при изучении новой темы. Учащиеся овладевают различными способами самостоятельной работы с информацией, её интегрирования, фиксации и обработки. В статье представлена модель урока по биологии, разработанная в рамках данной технологии. ...
31 01 2024 9:43:28
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
30 01 2024 6:19:19
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
29 01 2024 13:31:34
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::