Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"


    Урок биологии в форме дидактической игры. Тема: "Земноводные в природе и жизни человека"

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся по теме: «Класс земноводные».

Задачи урока:

  • обучающие: обобщить и закрепить знания учащихся об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных; рассмотреть значение земноводных в природе и жизни человека.
  • развивающие: развивать навыки самостоятельной работы; формировать умение работать в группе; развивать умение самоконтроля и самооценки.
  • воспитывающие: формировать познавательный интерес к предмету; развивать коммуникативность у учащихся через совместную работу.

Тип урока: урок обобщающего повторения.

Форма проведения урока: дидактическая игра «Слабая комaнда».

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывают погоду:

  • Лягушка квакает – дождь зовет.
  • Жаба в нору спряталась – на хорошую погоду.
  • Жаба днем на дорожку сада выходит – перед дождем.

О земноводных сложены легенды, басни, сказки: «Царевна-лягушка», «Лягушка – путешественница», «Дюймовочка». В сказке «Царевна – лягушка» люди смеются над лягушкой, а ведь часто бывает, что красота, ум, трудолюбие скрыты под неприметной внешностью.

За вклад в развитие биологии, медицины в Париже и Токио лягушке установлены памятники.

На сегодняшний день многие земноводные находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машины, употрeбляют в пищу да и просто безжалостно убивают.

Как бы совсем без них не остаться? Как гласит норвежская пословица: «Кто дружит с лягушкой, тому она приносит золото».

И сегодня на уроке мы с вами проверим, как вы подружились с лягушкой, изучая тему «Земноводные» и кому она из вас принесет золото победы в игре «Слабая комaнда» и биологическом тесте.

II. Проверка и закрепление изученного ранее материала.

Тест

На каждый вопрос найдите правильный ответ и запишите его буквенное обозначение в таблицу.

1. Из каких отделов состоит позвоночник лягушки?

А) шейный
Б) грудной
В) туловищный
Г) поясничный
Д) крестцовый
Е) хвостовой

2. Имеется в телах позвонков земноводных канал для спинного мозга?

А) да
Б) нет

3. Имеется ли грудная клетка у лягушки?

А) да
Б) нет

4. Какие кости находятся в предплечье у лягушки?

А) локтевая
Б) лучевая
В) кость предплечья

5. Какие кости составляют голень у лягушки?

А) большая берцовая
Б) малая берцовая
В) кость голени

6. Как называется раздел пищеварительной трубки, в который впадают протоки печени и поджелудочной железы земноводных?

А) пищевод
Б) желудок
В) тонкая кишка
Г) толстая кишка
Д) двенадцатиперстная кишка

7. Из каких камер состоит сердце земноводных?

А) предсердие
Б) левое предсердие
В) правое предсердие
Г) левый желудочек
Д) правый желудочек
Е) желудочек

8. Какая кровь течет по легочной вене?

А) венозная
Б) артериальная
В) смешанная

9. Какой отдел головного мозга земноводных получил большее развитие по сравнению с рыбами?

А) передний
Б) средний
В) промежуточный
Г) продолговатый
Д) мозжечок

10. Какие органы хаpaктерны для личиночной стадии лягушки?

А) боковая линия
Б) хвост
В) жабры
Г) легкие
Д) один круг кровообращения
Е) двухкамерное сердце

Таблица ответов

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 10

Буква ⁄ буквы
правильного
ответа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Баллы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель вывешивает на доске плакат с правильными ответами к тесту:1- А,Б,Д,Е; 2- А; 3- Б; 4- А,Б; 5- А,Б; 6 –В; 7- Б,В,Е; 8 –Б; 9 – А; 10 – А,Б,Д,Е.

Каждый правильный ответ равен 1 баллу. Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценку по следующей схеме: 10 баллов – оценка «5», 9 - 8 баллов –«4».

III. Игра «Слабая комaнда».

Условия игры:

Игра состоит из трех туров, участвуют в ней четыре комaнды по шесть человек, каждая имеет свое название и эмблему. Жюри выбирается из старшеклассников, состоит из четырех человек.

Игра «Слабая комaнда» начинается с проверки творческого домашнего задания каждой комaнды (эмблема комaнды обязательно оценивается жюри): исполнения песни или защиты презентации о животном из класса земноводных. (максимум баллов за домашнее задание -5)

В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика вопросов – стандартные вопросы по теме «Земноводные»). Учитель зачитывает вопрос, на обдумывание дается 20 секунд. Капитан комaнды сигнализирует флажком о готовности ответа, кто из капитанов комaнд первым поднял флажок, тот и отвечает на поставленный вопрос. В случае неправильного ответа дается возможность другой комaнде дать свой вариант ответа.

Ко второму туру допускается три комaнды, набравшие наибольшее количество баллов. Выбывшая комaнда продолжает игру в качестве зрителей.

Во втором туре вниманию играющих предлагается 9 вопросов (тематика вопросов – вопросы повышенного уровня по теме «Земноводные»). На обдумывание дается 25 секунд.

В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (тематика вопросов – вопросы высокого уровня по теме «Земноводные», включающие вопросы по экологии), на обдумывание дается 30 секунд. Кроме вопросов, комaндам предлагается решить ребусы.

На доске оформляется таблица, где подводятся итоги.

Название комaнды

Домашнее задание

I тур

II тур

III тур

Ребус

Итого

1 Амфибии

 

 

 

 

 

 

2 Тритончики

 

 

 

 

 

 

3 Лягушки

 

 

 

 

 

 

4 Саламaндры

 

 

 

 

 

 

I. Тур

1. Назовите отряды класса земноводных.

= Безхвостые, хвостатые, безногие

2. Какая личинка земноводного способна сама размножаться?

= Аксолотль- личинка амбистомы тигровой.

3. Где в природе встречаются аксолотли?

= В Америке (у нас – в аквариумах).

4. По латыни их называют амфибии (двоякодышащие), а как их называют по - русски?

=Земноводные

5. Почему мозжечок у земноводных меньше, чем у рыб?

= Земноводные ведут малоподвижный образ жизни.

6. Как жаба восполняет недостаток влаги?

= Купается в росе.

7. Кто является предком современных земноводных?

= Лабиринтодонты.

8. Назовите земноводное, которое никогда не покидает водоемы?

= Шпорцевая лягушка- жительница Южной Африки. Ведет исключительно водный образ жизни.

9. Назовите самую маленькую в мире лягушку.

= Филобус, она меньше человеческого ногтя и водится на острове Куба.

10. Какие мышцы развиты у земноводных в связи со способностью прыгать?

= Ягодичные, бедренные (двуглавые, трехглавые), икроножная, (наиболее подробно мы будем рассматривать строение этих мышц в 8 классе).

11. Бывают ли гoлyбые лягушки?

= Да. Самцы остромордой лягушки во время брачного периода, т.е. в период размножения, находясь в воде, приобретают своеобразный брачный наряд – красивую лазурно – гoлyбую окраску. Но, вынув ее из воды, мы увидим невзрачную лягушку.

12. Назовите рекордсменку по прыжкам среди лягушек.

= Тонкотелый прыгун – южноафриканская лягушка, длина 5 см, прыгает на 10 метров.

II. Тур

1. Назовите самую крупную лягушку.

= Лягушка – голиаф. С учетом вытянутых ног может достигать до метра, вес до 6 кг.

2. Крик какой лягушки похож на рев быка?

= Крик лягушки – быка из Северной Америки слышен на расстоянии в несколько километров. Длина лягушки 20 см, вес – 600 г.

3. Какая лягушка издает крик силой 108 децибел?

=Самец древесной лягушки - коки из Пуэрто-Рико. Это громче грохота поезда метрополитена.

4. Назовите имя и фамилию ученого, который назвал прудовую лягушку –Rana esculenta, с чем это связано? С именем этого ученого мы встречались в 6 классе.

= Ranaesculente означает – «съедобная». Это связано с тем, что задние лапки лягушки - гастрономический деликатес. Их варят в супе, запекают в сухарях, сметане, поджаривают.

= Это во Франции, а у нас можно встретить это блюдо в ресторанах. А ученого звали Карл Линней – знаменитый шведский ученый.

5. Чем объясняется отсутствие земноводных на океанических островах?

= Земноводные очень требовательны к отсутствию в почве и воде поваренной соли, которая особенно вредно влияет на разведение их икры и личинок. Они гибнут в воде, содержащей даже 1 часть хлорида натрия на 1 тысячу частей воды.

6. О каких земноводных рассказывают небылицы?

= Жабы – бородавки, квакши – присоски, кровь высасывают.

7. Почему летом для пpeдoxpaнения от скисания молока в селах в банки с молоком опускали лягушек?

= Кожа лягушек покрыта слизью, обладающей бактерицидным свойством.

8. Можно ли аксолотлей превратить в амбистому не за 5-6 месяцев, а за 2-3 месяца?

= Можно, если ввести вытяжку из щитовидной железы животных – тироидин.

9. Назовите самую плодовитую лягушку.

= Жаба – ага откладывает 30-35 тысяч икринок.

III. Тур

1. Какие земноводные обитают в окрестностях города Краснотурьинска?

= Травяная остромордая лягушка, углозуб, четырехпалый тритон, обыкновенный тритон, серая жаба – среда обитания - район заповедника Денежкин камень (Северный Урал)

2. Назовите земноводных, занесенных в Красную книгу Среднего Урала.

= сибирский углозуб, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница, зеленая жаба, сибирская лягушка, озерная лягушка.

3. Какое животное может быть замуровано в лед, а когда лед растает, вести нормальный образ жизни?

= Сибирский углозуб.

4. Назовите самое крупное современное земноводное.

= Исполинская саламaндра (ее длина - 1,6 м, вес- 30 кг, Южный Китай, Япония).

5. Какую пользу приносят земноводные?

= Истрeбляют гoлых слизней, гусениц, бабочек, комаров, мух, личинок комаров и т.д. Являются звеном пищевой цепи. Например, травяная лягушка съедает за сутки в среднем 6 беспозвоночных. При численности 100 лягушек на 1 га они уничтожают за период летней активности более 100 тысяч вредителей.

6. Есть ли среди земноводных заботливые родители? В чем проявляется забота о потомстве?

= Суринамская пипа (самец откладывает икринки в ячейки на спину самки), жаба-повитуха (самец наматывает икру на задние лапки).

Ребусы

Каждой комaнде будут выданы ребусы: вы должны определить земноводных и сказать, какова их роль в природе и жизни человека.

1) Тритоны поедают личинок комаров и этим помогают в борьбе с малярией.

2) Жаба – полезное животное, она уничтожает насекомых и слизней – вредителей полей и садов.

V. Заключение.

Жюри определяет комaнду – победителя, которой выставляется в журнал оценка «отлично».

Учитель благодарит ребят за активную работу, дарит плакаты, на которых изображены редкие и исчезающие виды земноводных, предлагает детям познакомить с ними своих друзей, братьев, сестер и родителей. Урок заканчивается словами: «Мы должны сохранить этих земноводных для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь».

Звучит музыка.



Комментарии:

Урок по теме "Плоды". 6-й класс


    Урок по теме "Плоды". 6-й класс

      На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...

28 11 2025 7:32:34

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

27 11 2025 7:42:10

Музей и школа. Возможные варианты диалога


    Музей и школа. Возможные варианты диалога

      В статье обосновывается необходимость использования в образовательном процессе не только современных источников информации, но и традиционных, например, экспозиций и выставок музеев. Знакомство с образовательным потенциалом петербургских музеев нецелесообразно без подключения к этой работе родителей. В статье определяются функции учителя и родителей при осуществлении этой внеурочной деятельности. Автор статьи показывает, как происходит «зачин» данной работы, обосновывается дальнейший ее план, описываются основные формы отчетности....

26 11 2025 4:51:24

Тема урока: "Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения". 8-й класс

Урок биологии по УМК Н.И. Сонина, М.Р. Сапина расширяет знания о газообмене в легких и тканях, физиологической связи кровеносной и дыхательных систем; доказывает значение легких в постоянстве внутренней среды организма. На уроке используются элементы проблемного обучения, системно-деятельностного подхода. Презентация сопровождает все этапы урока. Видеоролики и флеш-анимация позволяют школьникам понять сущность газообмена в легких и тканях....

25 11 2025 18:56:49

Мастерская "Десятиногие"


    Мастерская "Десятиногие"

      Мастерская предназначена для изучения темы "Paкообразные" в курсе зоологии 7-го класса. Мастерская позволяет каждому участнику занятия провести своё микроисследование и в творческом поиске найти ответы на самостоятельно сформулированные вопросы о paкообразных, используя доступный объект изучения - креветки....

24 11 2025 16:23:34

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

23 11 2025 12:13:38

Человек и живая природа Биология

Человек и живая природа  Биология Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...

22 11 2025 17:48:50

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

21 11 2025 17:59:10

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

20 11 2025 23:24:49

Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"


    Развитие ключевых компетенций учащихся в рамках прикладного курса "Генетика человека"

      При проведении занятий используются активные формы, методы и приемы обучения: поисковая или эвристическая беседа, постановка и решение проблемного вопроса; решение творческих задач; проведение и анализ наблюдений. Решение задач помогает школьникам понять сложный материал темы, овладеть знаниями о закономерностях наследования и пpaктическом применении их для анализа и прогнозирования наследственных явлений, а также развивает мышление учащихся, способствует формированию познавательного интереса....

19 11 2025 9:24:48

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

18 11 2025 12:43:39

Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"


    Интегрированный урок ботаники и мировой художественной культуры "Тихая жизнь" цветов по теме "Систематика растений"

      Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....

17 11 2025 23:27:17

Видоизмененные листья. Листопад.


    Видоизмененные листья. Листопад.

      Данный урок позволяет продолжить развивать знания об основных функциях листа, раскрыть их значение для растения в целом. Познакомить с видоизменениями листьев как результатом приспособленности к различным условиям обитания. Раскрыть значение видоизмененных листьев в жизни растения. Также на уроке раскрываются вопросы о сезонных изменениях в жизни растений. Урок способствует творческому мышлению учащихся. В материалах урока может быть использован национально-региональный компонент....

16 11 2025 22:59:28

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

15 11 2025 5:25:57

Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"


    Мультимедийный урок в форме игры "Поле чудес"

      Урок нацелен познакомить учащихся с часто применяемыми лекарственными растениями. В игровой занимательной форме обобщить представления о многообразии и лекарственном значении растений родного края....

14 11 2025 2:44:18

Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс


    Использование проектной технологии на уроках биологии. "Основы селекции. Биотехнология", 11 класс

      Предложенный учащимся проект по теме "Основы селекции. Биотехнология" является межпредметным, т.к. дает возможность приобретения компетентности в сфере биологии, основ селекции, биотехнологии и информационных технологий. Стимулирует осмысление значения селекции как науки и биотехнологии, мер по охране здоровья....

13 11 2025 8:26:14

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

12 11 2025 15:19:58

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

11 11 2025 9:23:26

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

10 11 2025 6:27:16

Многообразие земноводных, их значение


    Многообразие земноводных, их значение

      На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....

09 11 2025 8:32:53

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии


    Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

      Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

08 11 2025 20:53:48

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

07 11 2025 9:36:55

Отряды птиц


    Отряды птиц

      Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....

06 11 2025 1:19:15

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"


    Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

      На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

05 11 2025 2:31:45

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

      Состояние здоровья, средняя продолжительность жизни населения в России на сегодняшний день вызывает тревогу. При однообразном физическом труде работает только одна группа мышц и в возбуждении находится только один участок ЦНС, что приводит к его утомлению. Автор предлагает во избежание утомления на уроках применять чередование видов деятельности, использовать физкультминутки, релаксационные упражнения, сеансы исцеляющей музыки....

04 11 2025 9:28:33

Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"


    Проектная идея "Профилактика железодефицитной анемии и недостатка йода в организме человека"

      Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет, о железодефицитной анемии и значении йода в жизни человека, работая в разноуровневых группах. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word. ...

03 11 2025 6:35:51

Рыбы и земноводные. 7-й класс


    Рыбы и земноводные. 7-й класс

      Урок призван повторить материал по заданной теме, закрепить знания, полученные при изучении рыб и земноводных, сформировать понятия об эволюционном процессе....

02 11 2025 20:16:49

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

01 11 2025 18:42:36

Рыбы – водные позвоночные животные. Лабораторная работа «Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни»

Урок предполагает проведение лабораторной работы по изучению живого объекта – аквариумных рыб. Такая форма организации занятия способствует формированию у школьников исследовательских навыков, любознательности и бережного отношения к живым организмам. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, раскрывают особенности их внешнего строения, выявляют приспособления к факторам водной среды....

31 10 2025 6:50:42

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

30 10 2025 11:37:29

Значение дыхания. Органы дыхания


    Значение дыхания. Органы дыхания

      Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

29 10 2025 2:48:37

Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс


    Контрольный урок по темам «Органы пищеварения», «Органы чувств», «Нервная система». 8-й класс

      Задачи урока: выявить существующие пробелы в знаниях учащихся; создать условия для самостоятельной работы учащихся; развивать мыслительную активность, долговременную зрительную память; способствовать воспитанию бережного отношения к своему организму через осознание важности сохранения здоровья, потребности ведения здорового образа жизни....

28 10 2025 18:21:12

Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы


    Интегрированный урок-путешествие (русский язык + биология) "Удивительное рядом". 6–7-е классы

      Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....

27 10 2025 9:23:39

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

26 10 2025 15:10:31

Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников


    Пример ученических исследований и их анализ с позиций реализации человеческого потенциала учеников

      Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....

25 10 2025 2:59:10

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие одноклеточных, их значение в биоценозах и жизни человека"

      Почему инфузорий считают наиболее высокоорганизованными простейшими и какого значение простейших в биоценозах и жизни человека? На эти вопросы позволяет ответить данный урок. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью инфузорий. Интерес у учащихся вызывает материал о значении простейших и их пpaктическом значении для человека....

24 10 2025 0:19:38

Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)


    Сценарий урока-конкурса по экологии и биологии в 8–9-х классах (биоценоз - болто)

      Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....

23 10 2025 9:25:49

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

22 10 2025 20:25:34

Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"


    Интегрированный урок биологии и математики в 9-м классе по теме "Числовые последовательности в живом мире"

      Интегрированные уроки – наиболее эффективная форма реализации межпредметных связей при изучении вопросов, требующих синтеза знаний разных наук, что способствует целостному восприятию мира и формированию научного мировоззрения учащихся. Интегрированный урок биологии и математики поможет закрепить знания по теме «Числовые последовательности. ...

21 10 2025 6:12:35

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

20 10 2025 15:24:15

Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии по теме "Экологические группы птиц"

      Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....

19 10 2025 14:34:22

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

18 10 2025 8:13:38

Урок "Экологические группы птиц"


    Урок "Экологические группы птиц"

      Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка. На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....

17 10 2025 21:21:24

Элективный курс "Юный медик"


    Элективный курс "Юный медик"

      Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....

16 10 2025 18:54:19

Внеклассное мероприятие к Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"


    Внеклассное мероприятие к  Году окружающей среды "Жизнь без мусорных свалок возможна"

      Если каждый из нас задумается над проблемой мусора и попытается что-то изменить, тогда не все потеряно. Цель: в ходе исследовательской деятельности учащихся сформировать представление об одной из наиболее актуальных проблем в мире ‒ рациональном управлении отходами; вызвать интерес; развивать умение логически рассуждать, выражать свои мысли; формировать информационную, коммуникативную, ценностно-смысловую компетенцию, мотивацию к самосовершенствованию....

15 10 2025 21:59:50

Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"


    Обобщение и систематизация знаний по теме "Кровь и кровообращение"

      На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....

14 10 2025 23:29:46

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс


    Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

      Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

13 10 2025 9:46:14

Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови


    Внетренняя среда организма. Кровь, ее функции. Клетки крови

      Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....

12 10 2025 2:50:14

Гумopaльная регуляция

На уроке учащиеся знакомятся с работой эндокринного аппарата. Все результаты представляются на рабочем листе, который будет у каждого учащегося. Цель урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия – о гумopaльной регуляции и эндокринном аппарате человека....

11 10 2025 12:59:14

Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии


    Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии

      В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...

10 10 2025 13:27:20

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::