Ступеньки к открытию…

У каждого человека в жизни бывают такие моменты, когда он вдруг “ останавливается”, “замирает” и, оглядываясь назад или, строя планы на будущее, задает себе вопрос: “А что есть жизнь?” И стараясь мысленно представить момент старта, определив свою пройденную дистанцию, даёт ей разные объяснения: жизнь – это миг, жизнь – это вечность, жизнь – это радость. А как бы я ответила на этот вечный вопрос?
Анализируя небольшой отрезок своей жизни, наверное, бы так: “ Жизнь – это труд”. Причем труд, который вытекает из потребности изменить саму жизнь, наше будущее. Может на первый взгляд показаться, что это глубокая философия, но ведь будущее зависит от нашего сегодняшнего настоящего. Ради труда, который будет создавать условия для общения с миром и собой, будет направлен мною на исследование внутреннего и внешнего мира ,приведет к взаимообогащению, доставляя радость и себе и другим, и стоит жить.
Жизнь дана каждому человеку, в том числе и учителю, но как неповторима и удивительна она. В чем её прелесть? В единстве с детьми, с этими маленькими человечками, которые каждый день окружают тебя, заставляя то радоваться, то огорчаться, удивляться и что-то доказывать. Жизнь, каждая частичка которой наполнена любовью. Причем любовью, которая создавала бы благоприятную почву для развития и становления личности ребенка, заботливую и доверительную атмосферу в его внутреннем мире. Как подтверждение этому, слова Я.А.Коменского “ Сначала полюби, потом научи”.
Как садовник выращивает в цветнике цветы, удобряя почву и очищая её от сорняков, так и учитель создает из маленьких человечков– мыслителей, математиков, инженеров, да и просто хороших, честных людей. Только ли это их объединяет? Оказывается нет. Главное, результат к которому стремятся и садовник и учитель один – создать то, чтобы могло принести людям радость. И самое главное, связь между учителем и учениками взаимна, приносящая обоим плоды. Ученик становится личностью, а учитель в этом творческом труде самосовершенствуется, развивая свою чувственную сферу, интеллектуальный потенциал и, работая над становлением воли учится верить не только в своих учеников, но и в самого себя. А в результате этого сотворчества создается основа бутона, пока ещё нераскрывшегося цветка, но имеющего чашечку из трех основных лепестков: Любви, Знаний, Красоты. Каков будет этот цветок ? Чахленький, робкий или крепкий, сильный и красивый зависит от той доли совместного творческого труда учителя и его учеников, который не раз проверит строгий судья– жизнь.
Я – учитель биологии и считаю, что наша наука самая интересная, она подпитывает у детей любовь к окружающему миру, красоте, помогает найти себя в этом огромном прострaнcтве жизни. Знакомство с природой будит любознательность ребенка, помогает понять многое , приучает видеть вокруг удивительный мир, на каждом шагу разгадывать его загадки и тайны. Ребенок с момента рождения, каждый день делает открытия, только с той разницей, что эти открытия не для человечества, а для данного маленького человека. Очень важно и дальше развивать эту познавательную активность, стимулируя стремление учиться, преодолевая трудности, активно включая учащихся в творческую, исследовательскую деятельность.
Великий педагог В.А.Сухомлинский отмечал важность органического единства интеллектуального мира, труда и природы. Эта мысль красной нитью проходит через публикации методистов Д.И.Трайтака, В.М.Пакуловой, Н.М.Луцкой и др., выражающаяся посредством прямой связи (“природа – общество – сознание”).
Пpaктика работы в школе вселяет уверенность в том, что исследовательская деятельность может быть освоена только в действии и это действие направляет учитель.
Исследовательская деятельность – это не альтернатива школьной программе, это – “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает в школе, это одна из форм учебного процесса.
Любому специалисту, знакомому с литературой по этой проблеме, хорошо известно, что в современных книгах и статьях по исследовательскому обучению довольно подробно и даже несколько однотипно представлена этапность процесса учебно-исследовательского поиска ребенка. При этом пpaктически без внимания остается одна из важнейших и наиболее сложных в методическом отношении задач – включение ребенка в исследовательскую деятельность (зарождение самой идеи поиска).
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) вовсе не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему (ученику), а лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В нём принимают участие все, в том числе и сам мастер. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, может даже и больше сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности.
Существует некий общий алгоритм процесса.
1-й этап. “Индуктор” – начало, мотивирующее творческую деятельность каждого. Это апелляция к ассоциативному и образному мышлению. Это может быть задание вокруг слова, предмета, воспоминания – чаще всего неожиданное для учеников, в чем-то загадочное и обязательно личностное.
2-й этап. “Работа с материалом” – с текстом, природным материалом, моделями, схемами. Своеобразное изобретение велосипеда.
3-й этап. “Социализация” – соотношение своей деятельности с деятельностью остальных. Это работа в малой группе, в диалоге, просто представление всем какого-либо промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Задача “ социализации” не столько оценить работу другого, сколько дать самооценку и провести самокоррекцию.
4-й этап. “ Разрыв” – кульминация творческого процесса. “Разрыв” как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию явления. И здесь проявляется информационный запрос , у каждого свой. Нужны словари, энциклопедии, учебники, компьютер. То, что обычно мы “спускаем” ученику в традиционном преподавании предмета, он запрашивает сам, ищет самостоятельно, с помощью товарища, учителя, родителя.
5 этап. “Рефлексия” – последний обязательный этап. То, чему нам просто необходимо научиться. Самоанализ. Не оценочные суждения “это – хорошо”, “ это – плохо”, а анализ движения собственной мысли, чувства, знания, мироощущения. Главное отличие этой “ творческой мастерской” от традиционного урока в том, что у последнего главный принцип – “ Делай как я, делай лучше меня”, а закон мастерской – “ Делай по-своему, исходя из своих способностей и интересов и своего личного опыта. И корректируй себя сам”. Один из главных принципов работы “ мастерской”– принцип выбора. Выбора объекта, вида деятельности, способа предъявления результата и т.д. Без выбора нет свободы.
Работа с детьми – дело моей жизни. Мне доверено научить их самостоятельности, развить в них чувство человеческого достоинства, умение найти себя в нашей трудной, но прекрасной жизни, научить их любить себя и окружающий мир. Ведь только любовью держится и движется жизнь.
Комментарии:
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....
01 12 2025 23:10:22
Представлена разработка урока-викторины. Использование игровых приемов создает благоприятный психологический климат, способствует познавательной деятельности всех учащихся. Урок расширяет представление учащихся о многообразии животных форм; развивает интерес к биологии, бережное отношение к животным....
30 11 2025 10:53:55
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека.
В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала.
...
29 11 2025 1:33:49
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
28 11 2025 12:41:47
На уроке по теме "Многообразие и значение водорослей" в 6-м классе учащиеся знакомятся с классификацией водорослей, особенностями их строения, значением в природе и жизни человека. При проведении урока используются различные методы и приемы развития познавательной активности учащихся.
...
27 11 2025 7:26:12
Урок биологии разработан для 7-го класса с применением основ гуманной педагогики. Тип урока – изучение и первичное закрепление знаний. На уроке создаются условия для развития у учащихся положительной мотивации к обучению биологии. Целью данного урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....
26 11 2025 14:23:46
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
25 11 2025 1:15:29
Цели урока: сформировать первичное представление о правилах ухода за кожей и ее производными ногтями и волосами; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях....
24 11 2025 16:12:23
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
23 11 2025 21:38:42
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
22 11 2025 0:39:40
Мероприятие может быть приурочено ко Дню птиц, который ежегодно проходит 1 апреля. Презентацию можно использовать на уроках биологии....
21 11 2025 1:11:50
Данный урок может быть использован по программе Н.И. Сонина при изучении темы "Многообразие голосеменных". Проведение конференции позволяет обобщить материал по данной теме, дает возможность выставить всем оценки. Дети при подготовке к уроку используют дополнительную литературу....
20 11 2025 15:14:13
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
19 11 2025 16:33:21
Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....
18 11 2025 11:50:14
Цель занятия: изучение и первичное осознание особенностей строения, многообразия и значения основных семейств растений класса двудольных и однодольных....
17 11 2025 17:28:16
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
16 11 2025 8:43:35
Витамины называют чудесными веществами. И это действительно так. Как оказалось, материал по этой теме чудесным образом быстро забывается. Предлагаемая форма урока помогает более образно запомнить все виды витаминов, а работа в малых группах помогает проявиться всем учащимся....
15 11 2025 23:47:50
Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....
14 11 2025 7:29:21
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
13 11 2025 17:47:15
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
12 11 2025 19:40:46
Для создания условий по развитию и реализации интеллектуально-творческого потенциала, эрудиции, формированию коммуникативной культуры учащихся (7–9-х классов) проводится игра о жизни и деятельности великого русского ученого-энциклопедиста М.В. Ломоносова, посвященная его 300-летию....
11 11 2025 2:25:37
Данный урок стоит в разделе «Основы учения об эволюции» по учебнику «Общая биология» для 10–11-х классов, авторы А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Учитель использует ИКТ, применяет такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповую и индивидуальную. На уроке организуется поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» «Общая биология. 11 класс» и медиопрезентацией....
10 11 2025 5:28:52
Представлен урок изучения нового материала с ИКТ, активизирует познавательную деятельность. Учащиеся выполняют задания, развивающие интеллектуальные способности, совершенствуют умения самостоятельно добывать знания и анализировать их. Цель урока: познакомить с понятием "корневое питание"; сформировать понятие о корневом питании, удобрениях, восходящем токе....
09 11 2025 10:29:38
Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить урок по данной теме. Используя традиционный печатный учебник по биологии в интеграции с электронными учебными изданиями и ресурсами сети Интернет, учитель может достичь более глубокого усвоения материала.
...
08 11 2025 4:43:25
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
07 11 2025 9:12:54
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Тип Хордовые. Класс Птицы», на котором учащиеся систематизируют знания об особенностях строения, жизнедеятельности птиц, связанных с полетом, приспособленности их к жизни в разнообразных условиях наземной среды, происхождении птиц....
06 11 2025 18:33:59
Цель урока: научить применять теоретические знания на пpaктике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....
05 11 2025 23:54:16
На уроке рассматриваются вопросы о причинах наследственных болезней, методах изучения наследственности человека, успехах медицины в этой области и, главное, профилактике наследственных заболеваний. В организации познавательной деятельности учащихся использованы интеpaктивные, групповые методы: «мозговой штурм», «совместный проект» и т.д. ...
04 11 2025 4:30:13
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
03 11 2025 4:38:55
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 11 2025 15:32:27
Урок в 5-м классе служит организации деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению основных понятий классификации растений (одноклеточные и многоклеточные, цветковые и нецветковые, теневыносливые, светолюбивые, дикорастущие, культурные). Проверка выполнения домашнего задания проводится в виде цифрового диктанта. Во время урока используется работа с цифровым микроскопом....
01 11 2025 7:40:45
Сценарий сказки можно использовать при подготовке внеклассного мероприятия по биологии, ОБЖ, классного часа по профилактике курения.
...
31 10 2025 22:38:11
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
30 10 2025 4:38:34
Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....
29 10 2025 17:11:49
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
28 10 2025 8:40:10
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
27 10 2025 5:52:36
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
26 10 2025 12:54:49
Данная тема всегда вызывает затруднения при изучении её учащимися. Обдумывая каждый этап урока, поняла, что ученики должны сами вовлекаться в изучение нового материала. В этом помогла презентация к уроку. Анимация, использованная на уроке, наглядно показывает сложные процессы обмены веществ....
25 10 2025 13:27:13
Раздел "Основные отделы высших растений" включает большую информацию и требует от детей основательных знаний о биологии растений. На данном уроке можно применить различные групповые задания, проверяющие знание биологических терминов. Игровые моменты, которые используются на уроке, снимают напряжение, дети быстрее входят в учебный процесс.
...
24 10 2025 10:55:47
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
23 10 2025 11:38:44
Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....
22 10 2025 12:40:51
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
21 10 2025 10:59:59
Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....
20 10 2025 10:34:17
Урок проходит в виде виртуального восхождения на гору "Эверест". При восхождении обобщаются темы: "Строение листа, цветка, листорасположение, виды корней, корневых систем". В конце урока учащиеся готовят доклады по теме "Лекарственные растения вокруг нас"....
19 10 2025 5:41:59
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
18 10 2025 19:15:19
Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....
17 10 2025 20:26:40
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
16 10 2025 6:20:21
Урок-смотр знаний по теме, построенный как серия конкурсов.
...
15 10 2025 5:42:19
Урок направлен на формирование знаний о функциях корня, особенностях строения корневых систем и расположения различных типов корней на растении. Во время урока дети работают с материалами презентации, табличным материалом и с гербарными экземплярами растений, что способствует формированию различных УУД учащихся....
14 10 2025 4:11:51
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
13 10 2025 21:56:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




