Урок "Все о грибах"

Цель урока: обобщение и систематизация знаний о грибах, как представителях отдельного царства, закрепление знаний в форме решения отдельных вопросов и заданий.
Задачи урока: дополнить знания учащихся сведениями, оставшимися за рамками учебника, закрепить навыки работы в группах, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения, поиск дополнительного материала и работа с ним.
В основу урока положена предварительная работа учащихся в поисках дополнительного материала по заданной теме, так же ответы на вопросы викторины, вопросы которой помогают учащимся работать в заданном направлении.
Урок проводится в форме игры: “Конференция”. “Специалисты”, которые выступают с докладами:
- Председатель.
- Биолог.
- Микробиолог.
- Врач.
- Лесничий.
- Агроном.
- Историк.
- Эколог.
- Журналист.
В процессе беседы дети вовлекаются в игру, отвечая на вопросы “специалистов”. <Приложение 1>
Ниже представлен материал, который используется на уроке в качестве дополнительного.
На свое заседание мы пригласили группу ученых-специалистов, которые любезно согласились осветить нам некоторые вопросы, связанные с биологией царства грибов.
Председатель: Если вас спросить, знаете ли вы грибы, то вы, наверное, ответили бы, что знаем. Многие из вас ходили в лес, собирали и подосиновики, и крепыши – белые, и веселые лисички и рыжики, и разноцветные сыроежки, и мохнатые волнушки, и растущие кучками на старых пнях - опята. Конечно, вы обращали внимание и на мухоморы с будто бы раскрашенными шляпками. Правильно, все это грибы. Вернее, их плодовые тела. Сам же гриб спрятан в почве. Состоит он из тонких белых ветвящихся нитей – грибницы, или мицелия. Когда грибу достаточно тепла, влаги и питательных веществ, то на грибнице вырастают плодовые тела.
Но грибы не только то, что растет в лесу под елкой или на поляне и что мы собираем в корзинки. Зеленоватый пучок плесени на забытом в шкафу куске хлеба – гриб. Твердые полосатые образования, похожие на копыта, на стволах берез – и это грибы. Белый налет на ягодах крыжовника, который потом становится темным, и рыжие округлые пятнышки на листьях смородины – тоже грибы. И всем известные дрожжи – грибы.
Около 100 тысяч грибов растет на нашей планете. Их можно встретить везде: в почве, в воде, на камнях, на растениях, в домах, на коже (особенно на ногах), на складках, на старых кострищах, в лесу и даже в музеях.
Очень многие грибы вызывают болезни сельскохозяйственных растений. Мучнистой росой, ржавчиной, паршой, головней болеют зерновые, овощные и плодовые культуры. Многие грибы вредят здоровью людей и животных. Плесени вызывают не только порчу пищевых продуктов. Они выpaбатывают и нужные нам вещества – ферменты, лекарственные средства, лимонную кислоту.
Без кефирного грибка нельзя приготовить кефир; без дрожжей – хорошего, пышного хлеба. Используют грибы в сыроварении и других производствах.
Однако немало и полезных грибов. Шляпочные мы употрeбляем в пищу. Некоторые из них специально выращивают, например, шампиньоны, вешенку.
Среди шляпочных грибов есть и ядовитые. Поэтому в корзинку кладите только те грибы, которые вы хорошо знаете.
Размеры грибов также самые различные. Есть грибы-великаны. Диаметр их до 1,5 м. А у грибов-малюток – всего миллиметр. Есть и микроскопические грибы. Их можно увидеть только под микроскопом, так как они малы. Значения грибного царства в природе очень велико. Микроскопические почвенные грибы разлагают остатки растений, способствуют образованию органического вещества. Они повышают плодородие почвы и снабжают растения пищей.
Многие грибы очень “дружат” с определенными деревьями и кустарниками и обычно селятся под ними. Так, белый гриб, мы чаще находим в ельниках, в сосновых борах, в дубовых и березовых лесах. Рыжики под соснами и елями. Подосиновики – под осиной. Такая “дружба” выгодна и грибу, и даже дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Часто гриб просто не может существовать без дерева. Белый гриб растет только в лесу. Если его грибницу перенести на грядку, то плодовые тела образовываться не будут, потому что рядом нет сосны или ели.
В лесу можно видеть примеры еще более тесной “дружбы” гриба и растения. На стволах деревьев, на земле растут зеленовато-гoлyбоватые образования. Это лишайники. Состоят они из гриба и водоросли, которые образуют единый организм. Отдельно жить они не могут.
Грибы довольно быстро заселяют пни, оставшиеся после рубки, валежник. Эти грибы - лесные санитары. Они переpaбатывают мертвую древесину и очищают лес.
Если же грибы растут на живых деревьях, то они очень вредны. Зараженные грибом деревья могут вскоре погибнуть. Не менее опасны грибы, разрушающие деревянные постройки, доски и бревна на складах. В музеях грибы портят старые картины и рукописи.
Грибницы многих грибов похожи. Внешний же вид плодовых тел самый разный. Всем нам известные грибы имеют ножку и шляпку. Их так и называют – шляпочные грибы. Они нам очень напоминают зонтики. Но есть грибы похожие на цветы. Другие – на округлые белые камни, даже трещинки видны.
Микробиолог: Если слабый раствор сахара на несколько дней оставить на воздухе, то на его поверхности появится легкая пена и от него начнет исходить запах алкоголя. Такая реакция происходит из-за того, что в жидкость из воздуха попадают крошечные растительные клетки, которые называются дрожжами. Они попадают в условия благоприятные для их роста.
В 1875 году Луи Пастер объявил, что нашел объяснение этим изменениям, которые по его словам, происходили по вине крошечных клеток, названных дрожжами. Они принадлежат к семейству грибков и представляют из себя маленькие, круглые, бесцветные частицы. Они крупнее бактерий, но, все же настолько малы, что их потребуется уложить в ряд от 1200 до 1600, чтобы получить цепочку длиной в 1 см.
Дрожжевые клетки размножаются почкованием – это означает, что от них отходят отростки, которые отрезаются от родительской клетки клеточной оболочкой, по мере роста они выpaбатывают вещества – цимозу и инвертозу. Эти вещества называются бродильными, и они обладают способностью ферментировать крахмал в сахар, а сахар – в алкоголь. По ходу ферментации образуется углекислый газ, и он улетучивается, оставляя алкоголь.
В пекарном деле углекислый газ собирается в тесте, отчего тесто поднимается. Жар в печи потом удаляет его, а хлеб становится пористым и легким.
Процесс брожения обеспечивает дрожжи энергией, необходимой для их жизнедеятельности и заменяет им процесс дыхания.
Дрожжевые клетки при обработке звуком повышают свою активность, и поэтому время брожения теста может быть сокращено вдвое. Хлеб из “озвученного” теста более качественный, чем из обычного.
Лесничий: Плодовое тело многолетнего гриба из семейства трутовых, паразитирующее на стволах берез, представляет собой крупные до 40 см в диаметре тяжелые, желвакообразные наросты, овальной или округлой формы, с потрескавшейся черной поверхностью. Внутренняя часть наростов твердая, от желто-бурого до темно-коричневого цвета. Встречается на старых березах в лесной зоне.
Чагу используют для медицинских целей. Плодовое тело, которое заготавливают в течение всего года. Но, как правило, сбор сырья производят поздней осенью, зимой или весной, так как в этот период чагу заметить проще. Нарост подрубают топором, а затем отсекают от него рыхлую светлоокрашенную часть.
Плодовое тело гриба содержит полисахариды, фенолы, стерины, микроэлементы, органические кислоты. Чага повышает защитные силы организма, активизирует обмен веществ. Применяют настой при гастрите, при новообразованиях, при язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки.
Большой вред сельскому хозяйству, садам и паркам приносят грибы-трутовики, разрушающие древесину деревьев.
Спорами, деревья заражаются через раны на коре, которые появляются при поломке ветвей и других повреждениях. Споры грибов-трутовиков попадают в рану на коре дерева, прорастают и образуют грибницу. Грибница распространяется по древесине, разрушает ее, делая трухлявой. Спустя несколько лет после заражения грибницей гриба-трутовика на коре дерева появляются плодовые тела. Они имеют форму копыта и очень твердые.
На нижней стороне плодового тела – мелкие трубочки – в них созревают споры. У большинства грибов-трутовиков плодовые тела многолетние. Пораженные деревья становятся хрупкими и легко подвергаются бурелому. В стволах образуются дупла. Срок жизни дерева сильно сокращается. После того как грибница гриба проникает в древесину, остановить ее рост уже невозможно. Зараженные деревья, в конце концов, погибают.
(Плодовые тела необходимо сбивать и сжигать, а деревья охранять от поломок).
Агроном: Болезнетворные грибы, как правило, очень малы и поэтому плохо видны невооруженным глазом, их можно обнаружить на листьях, стeблях и плодах в виде плесеней, мучнистых и паутинистых налетов, ржавых, черных, белых или бурых пятен.
Широко распространены во всем мире тысячи различных видов головки и ржавчины. Ржавчина поражает пшеницу, рожь, овес и другие колосовые хлеба. Возбудители ее размножаются при помощи спор – очень мелких одноклеточных и многоклеточных телец. Они хорошо видны под микроскопом. При созревании они разносятся ветром, попадая на восприимчивые растения, заражают их и образуют множество спор нового поколения и это повторяется много раз на протяжении весны и лета.
Плодовитость ржавчинных, да и многих других грибов, вызывающих болезни растений, очень огромна. Одна спора ржавчинного гриба может в течение одного лета дать потомство, которое по численности в миллиард миллиардов раз превышает число людей на земном шаре.
Различные грибы специализируются на том или другом виде растений, например, только зерновых растениях, вторые – поражают подсолнечник, третьи – свеклу, иные заражают яблоки, груши, ягодные кустарники.
При сильном поражении листья преждевременно засыхают, а вследствие этого получаются низкие урожаи щуплого зерна, мелких малосахаристых корнеплодов или же плоских семян подсолнечника с малым содержанием масла и т.д.
Широко распространены также и различные виды ложной мучнистой росы, очень вредной для растения. На листьях, стeблях и плодах больных растений появляются похожие на росу сначала обособленные, а позднее сливающиеся пятна – налеты. Они состоят из тончайших нитей грибницы и бесчисленных спор, образующихся на ее выростах. Также картофель поражается возбудителем – грибом фитофторой. Грибница фитофторы перезимовывает в зараженных клубнях, а в следующем году, разрастаясь в проростках и всходах этих клубней, образует на поверхности зараженных растений множество спор. Они разносятся ветром и попадая на листья растений, мокрые от дождя, росы или тумана, прорастают, внедряются в растения своими ростковыми трубочками и разрастаются внутри зараженных листьев и стeблей. Со временем пораженные участки листьев чернеют и отмирают, по краям пятен появляется сероватый налет грибницы с миллионами спор. Эти споры в свою очередь рассеиваются ветром, и болезнь распространяется все шире, а также споры осыпаясь, попадают в почву и заражают там клубни.
Во многих регионах нашей страны и за рубежом картофельная фитофтора заражает и помидоры.
Не менее широко распространена и вредоносная ложная мучнистая роса или милдью виноградной лозы. Возбудитель перезимовывает в опавших листьях в виде особых спор. В садах нашей страны почти повсеместно распространены парша яблок и груши. На листьях парша проявляется в виде темных пятен, на которых при помощи микроскопа легко можно разглядеть хаpaктерные споры гриба.
В защите пшеницы и других злаков, картофеля, плодовых деревьев главную роль играет подбор болезнеустойчивых сортов, сортирование, химическое протравливание и другие способы оздоравливания семян и посадочного материала, опрыскивание бордосской жидкостью и другими химическими средствами. Спорынья, паразитирующая на ржи, может вызывать тяжелые отравления, сопровождающиеся галлюцинациями.
Председатель: Грибы можно встретить всюду: на позеленевшей горбушке хлеба (плесень), на балках и стропилах подвалов (домовой гриб), на деревьях (трутовики). К грибам относят известные всем дрожжи.
Некоторые грибы образуют вещества, полезные человеку в его хозяйственной деятельности. Так, дрожжевые грибы, усваивая сахар в процессе брожения, разлагают его на винный спирт и углекислый газ. Из мицелия зеленой плесени пеницилла и многих других микроскопических грибов получают антибиотики, из склероциев спорыньи добываются ценные лекарственные продукты.
В благоприятных условиях грибница способна непрерывно разрастаться, охватывая новые части живых или мертвых организмов, служащих грибу пищей. Любая часть мицелия при отделении может дать новую грибницу.
Для более быстрого размножения грибам служат споры, представляющие собой отдельные клетки. Споры легко уносятся водой или ветром на большие расстояния.
Оставьте на тарелке при влажной атмосфере кусочек хлеба и на нем появятся гифы плесневого гриба. Налейте в открытый сосуд сок из ягод винограда, через несколько дней он забродит от присутствия в нем дрожжевых грибов. И хлебная плесень и дрожжи развились из спор, носящихся в воздухе.
Под микроскопом хорошо заметно, что грибница плесневого гриба состоит из тонких бесцветных нитей. Многочисленные нити – это одна сильно разросшаяся клетка. Размножается мукор спорами. Некоторые нити грибницы поднимаются вверх. На их концах образуются черные головки. В головках созревают споры.
Трюфели растут в буковых и дубовых лесах Западной Европы. Они высоко ценятся, особенно во Франции. Плодовые тела трюфелей не всегда определенной формы, но более или менее шаровидной формы с почти черной мякотью. У нас в стране они встречаются в западных и центральных областях Европейской части.
Плодовые тела трюфелей располагаются на глубине 10-30 см под поверхностью почвы, не оставляя на ней никакого следа. Для их поисков используют обычно обладающих хорошим обонянием собак или свиней. А когда животное найдет ароматный гриб и укажет нужное место, трюфель выкапывают лопатой.
У интересного гриба дождевика споры на ножках образуются внутри плодового тела. При их созревании плодовое тело лопается и из него выходит пыль (споры). Поэтому этот гриб называют еще дедушкиным табаком. Молодые плодовые тела дождевика съедобны.
К грибам образующим споры в сумках относятся сморчки и строчки (сумки у них помещаются в углублениях на поверхности шляпки) и трюфели (сумки внутри плодовых тел).
Различные виды сморчковых грибов вырастают ранней весной, едва сойдет снег, в лесах, парках и степи. Это сморчки со светло-коричневой ячеистой конической шляпкой на короткой ножке, шапочки – со светло-коричневой шляпкой в виде усеченного конуса и строчки – с мозговидно-извилистой темно-коричневой шляпкой на короткой толстой полой ножке. Все они съедобны. Но в них есть ядовитые вещества, которые растворяются в кипятке. (Отвар ядовит!!!)
У многих грибов есть горьковатый млечный сок.
Врач: Где же растет целебный гриб пеницилл, из которого изготавливают лекарство пенициллин?
Оказывается его можно найти и на сыром кирпиче и на позеленевшей апельсиновой корке и в склянке с чернилами – везде, где есть подходящие условия для его жизни.
В 70-е годы прошлого столетия доктор Манассеин обнаружил, что в пробирке с зеленой плесенью не развивались вредоносные микробы: плесень не давала им роста. В те же года работал в Петербурге другой доктор Алексей Герасимович Полотебнов. В 1872 году к нему в клинику поступил больной с незаживающими язвами на руке. Во время перевязки Полотебнов приложил к язвам кусочки материи, пропитанные смесью, невиданной еще в медицине (кусочки грибницы да зеленая пыль плесени). Но именно эта смесь помогла больному. Через двое суток незаживающие язвы зажили. Доктор стал лечить зеленой плесенью других больных и тоже успешно. Но тогда наука еще не могла объяснить, почему зеленая плесень излечивает больных.
Ответ был найден позже, уже после cмepти Полотебнова, когда знаменитый ученый Илья Ильич Мечников открыл “закон борьбы” между микробами. Закон, открытый Мечниковым, стали применять в своих работах ученые всего мира.
Этот закон помог английскому ученому Флемингу объяснить явления, произошедшие в его лаборатории. В чашечках, наполненных питательным студнем, он выращивал микробов, вызывающих заражение крови и однажды он увидел, что в одной из чашек выросло совсем не то, что он сеял. На поверхности проступали пятна зеленой плесени – это пеницилл, он убил микробов. Это вещество, которое выделял гриб, и было названо пенициллин. Можно было развести его и 800 раз, и все же он оказывался губительным для микробов. Но он недолго сохранял силу: старая плесень не могла убивать микробов.
Долго работали ученые над тем, чтобы превратить пенициллин в лекарство. Им удалось это сделать в 1941 году. Была война. В одном из московских бомбоубежищ были расставлены чашечки с картофелем, смоченным слабым раствором медного купороса. Это была приманка для плесневых грибов. Как только в чашечке вырастал зеленый пушок, его доставляли в лабораторию профессора Ермольевой на испытание.
Множество плесневых грибов испытала профессор Ермольева со своей сотрудницей Балезиной, отбирая самых лучших истребителей микробов. Из этих грибков и был получен наш первый пенициллин.
Уже в первые два месяца лечения пенициллином в московском госпитале удалось вернуть здоровье 1227 больным. Пенициллин не только убивает стафилококк, вызывающий у человека заражение крови. Пенициллин побеждает микробов – возбудителей дифтерии, менингита, воспаления легких, сибирской язвы и других болезней и в то же время этот препарат безвреден для человека.
Помимо пенициллина из грибов были выделены многие другие антибиотики: стрептомицин (1943), хлортетрациклин (1945), тетрациклин (1953), олендомицин (1960)
С помощью грибов получают некоторые витамины. Витамин В2 (рибофлавин) выделен из продуктов жизнедеятельности дрожжей, а также грибов-паразитов хлопчатника.
Биолог: Наука микология возникла в 19 веке. Грибы – это довольно многочисленная группа живых организмов. Традиционно грибы относили к растениям. Но в настоящее время они выделены в отдельное – третье – царство живых организмов.
Грибы сочетают в себе признаки, как растения, так и животных. Основное отличие грибов от растений состоит в том, что они не способны к фотосинтезу. Это гетеротрофные организмы, запасным питательным веществом является гликоген. Опopная структура клеточных стенок представлена хитином. Продуктом обмена веществ грибов является мочевина.
Происхождение грибов. Они возникли в силурийском периоде палеозойской эры. Грибы, как полагают, произошли от бесцветных жгутиковых простейших.
Грибы произрастают повсюду – в поле и в лесу, в пустынях и в горах, в почве, и в воде. Споры грибов есть в воздухе, они встречаются даже на расстоянии 10 км от поверхности Земли. Телом гриба является грибница или мицелий, состоящий из грибных нитей – гифов.
У низших грибов мицелий лишен перегородок и представляет собой одну гигантскую клетку. Дрожжи состоят из одной клетки и мицелия не имеют. У высших грибов мицелий многоклеточный, а плотно сплетенные гифы образуют плодовое тело, в котором созревают споры.
Шляпочные грибы – грибница растет с весны до осени и вырастает на 10-30 см.
Грибница залегает в почве на глубине 6-12 см. За сезон грибница дает несколько плодовых тел. Плодовое тело гриба растет около 10 суток. Четырехдневные грибы – сезон 60 кг с гектара; семидневные – 100 кг.
На территории России известно свыше 150 видов грибов пригодных в пищу.
<Приложение 2>
Эколог: Некоторые виды грибов приспособились к симбиозу с другими организмами – растениями или животными.
Микориза – симбиоз грибных гифов с корнями (плодовые тела более мясистые).
Сожительство грибов с насекомыми. Бразильские муравьи и термиты разводят грибы, подобно тому, как человек разводит шампиньоны. В других случаях грибы постоянно присутствуют в теле насекомого, не причиняя ему вреда. Например, сожительство гриба вызывающих плодовую гниль и жука казарки. В этом случае насекомые способствуют расселению гриба-паразита и обеспечивают питанием свое потомство.
Особую группу среди грибов представляют хищные грибы. На их гифах есть особые ловкие кольца, с помощью которых грибы ловят свою жертву. Жертвами грибов являются микроскопические черви – нематоды. Некоторые виды хищных грибов могут поражать инфузорий и других простейших животных. Микроскопические грибы, паразитирующие на яйцах вислоногих рачков, размножаются так быстро, что каждые 30 минут возникает новое поколение. Спора этого гриба 5-6 минут плавает в воде, затем закрепляется на яйцах рачков и через 5 минут проникает внутрь, в них гриб быстро делится и уже через 15 минут в яйце образуются новые споры.
Случалось ли вам находить в лесу гриб-бapaн? Это очень редкостный гриб. Из короткого и толстого корня появляются множество сплюснутых кудрявых мясистых листиков. С виду гриб похож на кочан капусты или на большую морскую губку. Этот гриб-куст еще называют “грибным счастьем”. “Кудри” его достигают в диаметре 35 см, а весит до 3 кг. Хоть гриб и съедобен, не срывайте его. Он занесен в Красную книгу и находится под охраной государства. <Приложение 3>
Журналист: Специалисты давно научились выращивать шампиньоны на навозе; вешенку – на стволах спиленных лиственных деревьев или на соломе. Однако все попытки выращивания белых грибов, подосиновиков, подберезовиков на навозе, стволах и соломе оказались неудачными.
Чем это можно объяснить? Во многих странах предпочитают сыры, в состав которых добавляют выращенную плесень. Что это за сыры? (Рокфор)
Широко известный опенок, поселяясь на пнях, вызывает их разрушение, и древесина становится трухлявой. Когда в грибницу проникает кислород, древесина дня начинает светиться. Отмечено, что наиболее интенсивно пни светятся в теплые влажные ночи. Почему?
Хорошо известно, что гриб спорынья, поражающий завязь цветка различных злаков, встречается чаще всего на ржи и почти не встречается на самоопыляемой пшенице. Почему?
Белый гриб (боровик) может жить в симбиозе с сосной, елью, дубом. Маслята – под соснами и елью. Груздь – лиственные леса. Рыжик – под сосной, лиственницей и в темных еловых лесах. Шампиньоны (печерица) – в степи, на лугах, около жилья, в лесах средней полосы.
Историк: Я на вашу дискуссию, собственно попал случайно, но, однако тоже слышал, что еще в древности организмы или грибы использовали знахари и ведьмы для изготовления своих зелий, а разгулявшись ночью по лесу и водя хороводы, оставляли целые тропы в виде кругов и т.д. Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров диаметром 70 и даже 200 метров. “Ведьмин круг” диаметром 70 метров может достигать возраста 500 и даже больше лет.
На севере штата Мичиган (США) был найден гриб, масса грибницы может достигать 100 тонн, площадь » 15 га, возраст – полторы тысячи лет. <Приложение 4>
Комментарии:
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
11 12 2025 11:23:33
Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
10 12 2025 0:15:56
Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи.
...
09 12 2025 5:18:48
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
08 12 2025 22:57:13
Статья знакомит с определением пола у различных животных и человека, дает представление об аутосомах и пoлoвых хромосомах; развивается умение решать задачи на наследование признаков, сцепленных с полом; воспитывается понимание необходимости знаний в области генетики с целью сохранения здоровья и предупреждения заболеваний, к которым есть генетическая предрасположенность....
07 12 2025 20:49:56
На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции).
...
06 12 2025 23:45:49
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
05 12 2025 9:26:31
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
04 12 2025 9:14:13
Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....
03 12 2025 7:53:13
В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии.
...
02 12 2025 11:19:18
Насекомые — настоящие наземные беспозвоночные. Класс насчитывает около 1 млн. видов. Тело насекомых четко разделено на голову, гpyдь, брюшко. Голова образована четырьмя сегментами....
01 12 2025 18:14:36
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
30 11 2025 13:32:58
Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....
29 11 2025 20:44:58
Урок дает представление о том, что такое здоровый образ жизни; заставляет учащихся задуматься о необходимости быть здоровым, приобщает к здоровому образу жизни; объясняет роль здоровья в жизни и деятельности человека; развитии общества....
28 11 2025 4:15:33
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
27 11 2025 21:27:31
Данный урок проводится после изучения темы «Нервная система». К моменту проведения итогового урока изучаемый материал усвоен обучающимися, что они и демонстрируют на «Смотре знаний». Разнообразные формы работы позволяют за небольшой период времени наиболее полно повторить и обобщить изученный материал. Из опыта работы можно сделать вывод, что урок, проведённый в форме «Смотра знаний», вызывает большой интерес обучающихся....
26 11 2025 3:53:40
Если антиалкогольное воспитание как орудие педагогического воздействия призвано формировать у детей с раннего возраста отрицательное отношение к алкогольным традициям, то антиалкогольная пропаганда – необходимая, в основном иллюстративная, часть антиалкогольной ориентации. Наиболее действенными будут те уроки, на которых применяется не только словесный метод, но и проводятся опыты, делаются выводы вместе с учащимися....
25 11 2025 8:54:15
При проведении урока рекомендуется использование интеpaктивной доски. Новый материал усваивается и систематизируется с помощью современной технологии составления учебного тезауруса. Цель урока: освоение знаний о естественном отборе и его видах как главной движущей силы эволюции, отработка приемов систематизации знаний....
24 11 2025 5:12:47
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
23 11 2025 22:21:43
Мероприятие повышает интерес детей к изучению биологии, расширяет их кругозор, воспитывает позитивное отношение к окружающей нас природе, развивает творческий потенциал учащихся....
22 11 2025 15:30:42
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
21 11 2025 5:57:59
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
20 11 2025 19:30:37
Учащиеся устанавливают – какие природные условия действуют на живые организмы? Как выбрать более благоприятные условия жизни? Как живые организмы научились решать проблемы воздействия среды; определяют пути решения проблемы выживания живых организмов....
19 11 2025 23:15:36
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
18 11 2025 2:32:49
Урок раскрывает понятие анализатор; формирует знания о функциях и строении анализаторов и их видах, о специфичности анализаторов, значении их частей в восприятии и анализе раздражений, действующих на человека, роли ощущений и восприятий в жизни человека, в познании окружающего мира....
17 11 2025 2:50:14
К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
16 11 2025 7:37:31
Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....
15 11 2025 16:30:39
Модульная программа помогает выбрать оптимальный путь и дает возможность самостоятельного обучения. Соответствует требованиям развивающего обучения. Выбор урока зависит от степени доступности содержания и информации материала в пособии. Представлена модульная программа по теме "Дыхание"....
14 11 2025 10:44:30
Какой только вода не бывает на свете! Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, мертвая и живая, питьевая и индустриальная, колодезная и водопроводная, дождевая и болотная. Есть даже вода тяжелая, а есть вода веселая, солнечная и пресная, привозная и местная, целебная, лечебная, волшебная, талая, большая и малая, срочная проточная, чистая и грязная – ну, в общем, разная!...
13 11 2025 14:37:16
Данный урок изучения нового материала целесообразнее проводить, когда у ребят уже сформировано представление об анализаторах и строении органов зрения человека. В этом случае эффективность методов и приемов, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, возрастает....
12 11 2025 23:29:54
Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...
11 11 2025 6:31:46
Вводное занятие в курсе "Валеология" для студентов I-го курса педагогического университета раскрывает основные принципы ЗОЖ и составляющих здорового образа жизни, таких, как рациональный суточный режим, сбалансированное питание, физические нагрузки, нравственное и психическое здоровье. Цель семинара заключается в сплочении группы, активизации творческого потенциала учащихся, расширении поля видения вопроса обсуждения....
10 11 2025 10:50:57
Для пятиклассников представленный материал достаточно сложен. На изучение темы по программе планируется два часа, а материал огромен. Целесообразно изучать его с использованием групповой формы работы. При такой организации урока полностью достигается цель урока. Дети быстро запоминают новые термины и понятия, связанные с клеткой. Продолжает развиваться умение рефлексировать материал и свою деятельность.
...
09 11 2025 21:10:51
Урок разработан для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы, занимающихся по авторской линии И.Н. Пономарёвой, с применением личностно-ориентированной педагогической технологии. Интеллектуальные умения развиваются при индивидуальной работе с текстом параграфа и натуральными объектами.
...
08 11 2025 0:36:50
Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным.
...
07 11 2025 0:31:27
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
06 11 2025 7:29:30
Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....
05 11 2025 17:59:34
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
04 11 2025 0:24:10
Задачей урока является организация деятельности учащихся в группах по заранее подготовленным заданиям, включающим объяснение наблюдений опыта с веткой зеленого растения, помещенного под стеклянный колпак,- на свету и в темноте, работу с текстом учебника, с таблицами, картинами и гербарными экземплярами растений. На уроке учащимся дана возможность оценки, самооценки деятельности....
03 11 2025 19:15:45
Урок основывается на личностно ориентированом и дифференцированном подходе к учащимся. Цели урока: сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот, о принципе комплементарности в ДНК; раскрыть роль нуклеиновых кислот в живой природе....
02 11 2025 11:36:24
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
01 11 2025 15:56:34
Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе "Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....
31 10 2025 11:30:13
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
30 10 2025 18:14:24
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
29 10 2025 4:43:55
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
28 10 2025 18:50:39
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
27 10 2025 7:22:20
Цель урока: изучить совместную жизнь видов в биоценозе, типы связей у совместно обитающих видов в биогеоценозе; рассмотреть коадаптацию и другие примеры адаптации, выработавшиеся у популяции видов в связи с существованием в сообществе с другими, рядом находящимися видами в процессе эволюции. Тема может рассматриваться на двух уроках с последующей работой и проверкой терминов....
26 10 2025 17:38:31
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
25 10 2025 0:56:57
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
24 10 2025 18:17:17
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
23 10 2025 7:23:47
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс
Урок изучения нового материала в 11-м классе по общей биологии по теме "Основные этапы (стадии) эволюции человека — антропогенеза"