Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: пресс-конференция.

Цели урока:

Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах.

  1. Знать: Строение и состав вирусов, механизм взаимодействия вируса с клеткой, характеристику ВИЧ.
  2. Уметь: Аргументировано объяснять значение вирусов, грамотно излагать свои мысли.
  3. Владеть: Приёмами анализа и синтеза.

Оборудование:

  • компьютер;
  • мультимедийная презентация “Игры без правил или плохие новости в упаковке из белка” (Приложение 1);
  • CD диск Программы Физикона “Открытая биология 2,5;
  • визитные карточки специалистов и журналистов;
  • заготовки для создания экспресс-конспектов;
  • тестовые задания по вариантам (Приложение 2);
  • указка и набор магнитов.

Дидактические условия проведения урока.

У учащихся 10 класса к моменту изучения темы “Неклеточные формы жизни. Вирусы” сформированы следующие понятия:

а) вирус,  
б) капсид,  
с) происхождение вирусов,  
особенности вирусов;
химический состав вирусов;
заболевания, вызываемые вирусами.

Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:

  • вирион,
  • ретровирусы,
  • типы вирусной инфекции,
  • пути передачи вирусной инфекции.

План урока.

Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах.

Этап 1. Мотивация: УЭ – 1. Цель:

  • Подготовка к восприятию основного материала.
  • Вступительное слово учителя.
  • Представление специалистов.

Этап 2. Пресс-конференция: УЭ – 2. Цель:

  • Познакомиться со строением и составом вирусов, механизмом взаимодействия вируса с клеткой, характеристикой ВИЧ; значением вирусов.

Этап 3. Итоги урока: УЭ – 3. Цель:

  • Выявить степень усвоения материала урока.

Результативность:

  1. В ходе пресс-конференции систематизирован и углублен материал по теме урока;
  2. Закреплено умение аргументировано высказывать свои мысли;
  3. В результате работы во время конференции проведена профориентационная работа.

Ход урока

Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах

Этап 1. Мотивация: УЭ – 1. Цель: подготовка к восприятию основного материала, вступительное слово учителя. Представление специалистов.

Здравствуйте. Сегодня урок мы с вами построим в форме пресс-конференции, в ходе которой выясним строение и состав вирусов, познакомимся с механизмами взаимодействия вируса с клеткой, характеристикой ВИЧ.

. История знакомства и борьбы человека с вирусами полна трагических происшествий, не случайно американский учёный Медавар назвал их “плохие новости в упаковке из белка”. О существовании этих игроков без правил стало известно благодаря работам русского учёного Дмитрия Иосифовича Ивановского (Слайд №1 Приложение 1). Они слишком малы, чтобы их видеть. Если попытаться собрать коллекцию из всех известных вирусов, то она свободно поместилась бы в коробочке размером с маковое зёрнышко. Эти крошечные существа тысячелетиями вызывали опустошительные эпидемии. Частокол крестов, плантации погибших растений, вереницы слепых, парализованные дети – вот итоги разрушительной деятельности вирусов.

Список заболеваний, вызываемых вирусами достаточно большой – корь, полиомиелит, эпидемический гепатит, оспа, энцефалит, некоторые онкологические заболевания, СПИД и многие другие. В настоящее время всё чаще в прессе стали появляться сообщения о новой опасной форме гриппа, которую учёные готовятся предотвратить. Поэтому тема этого урока очень актуальна.

Познакомить нас с этими невидимыми врагами любезно согласились специалисты в этой области: вирусолог, эпидемиолог, инфекционист, бактериолог, медстатистик г. Рассказово, молекулярный биолог, иммунолог.

В пресс-конференции принимают участие корреспонденты журналов “Природа”, “Молекулярная биология”, “Медицина”, “Юный натуралист”, “Проблемы биологии”. Корреспонденты газет “Трудовая новь”, “Житьё-Бытьё”.

Поздравляю вас с началом пресс-конференции; плодотворной и интересной вам работы.

Этап 2. Пресс-конференция: УЭ – 2. Цель: познакомиться со строением и составом вирусов, механизмом взаимодействия вируса с клеткой, характеристикой ВИЧ; значением вирусов.

Вопрос (к-т г-ты “Житьё - Бытьё” эпидемиологу): Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность?

Ответ Эпидемиолога: Для борьбы с инфекциями люди с давних пор использовали разные дезинфицирующие средства. Сравнительно недавно для этих целей применяли 3 – 5% раствор фенола (карболку), убивающий все микроорганизмы, а для обеззараживания ран – различные спиртовые настойки. У вирусов всё не так! Нуклеиновую кислоту вируса выделяют с помощью фенола и хранят в спирту.

Антибиотики, убивающие бактерий, безвредны для вирусов.

Клетку, расчленённую на составные структуры невозможно восстановить. А вирусы возможно! В 1957 г два немецких исследователя разрушили вирус табачной мозаики, выделили по отдельности нуклеиновую кислоту и белок. Затем они смешали эти части снова и получили исходный жизнеспособный вирус. Впоследствии были поставлены опыты по гибридизации вирусов. Смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса с белками другого вируса и при этом получался жизнеспособный гибрид. Оказалось, что такие гибриды образуются естественным путём, вызывая хронические вирусные инфекции.

Вопрос (к-т ж-ла “Природа” вирусологу): Какое строение имеют вирусы? Каков их химический состав?

Ответ Вирусолога: Вне зависимости от типа инфекции и характера заболевания все вирусы можно рассматривать как генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку и способные переходить из одной клетки в другую. Вирусы могут существовать в двух формах:

  1. Покоящаяся (внеклеточная) вирион.
  2. Внутриклеточная – реплицирующаяся, представляющая собой комплекс вирус-клетка.

Отдельные вирусные частицы – вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. В сердцевине каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК или РНК. (Обращается к молекулярному биологу) – Коллега добавьте, пожалуйста, сведения о нуклеиновых кислотах.

Молекулярный биолог: с удовольствием. За последние 30 лет вирусология превратилась из описательной в точную науку и в этом смысле стала ближе к химии, чем к биологии. Велико разнообразие форм молекул ДНК и РНК. Есть вирусы, содержащие двухцепочечную ДНК в кольцевой или линейной форме, вирусы с одноцепочечной кольцевой ДНК; одноцепочечной или двухцепочечной РНК; содержащие две идентичные одноцепочечные РНК. Вирусы, содержащие РНК и фермент ревертазу (обратную транскриптазу), называют ретровирусами.

Вирусолог: (продолжение) Спасибо. Генетический материал вируса (геном) окружён капсидом – белковой оболочкой, защищающей его как от действия нуклеаз – ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, так и от воздействия УФ излучения. Для каждого вируса существует свой набор белков, который при сборке вириона даёт оптимальную в энергетическом плане форму капсида. Большинство вирусов построены по одному из двух типов симметрии – спиральной или кубической.

Вирионы со спиральной симметрией имеют форму продолговатых палочек (Слайд №2 Приложение 1). В центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Капсид состоит из идентичных субъединиц белка, спирально расположенных вдоль молекулы нуклеиновой кислоты. По спиральному типу симметрии построено большинство вирусов, поражающих растения, и некоторые вирусы бактерий или бактериофаги.

Большая часть вирусов, вызывающих инфекции у человека и животных, имеет кубический тип симметрии. Капсид почти всегда имеет форму икосаэдра – правильного двадцатигранника с двенадцатью вершинами и с гранями из равносторонних треугольников.

Многие вирусы (сложные) помимо белкового капсида имеют внешнюю оболочку. Кроме вирусных белков и гликопротеинов она содержит ещё и липиды, позаимствованные из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирус гриппа – пример спирального вириона в оболочке с кубическим типом симметрии.

Современная классификация вирусов основана на виде и форме их нуклеиновой кислоты, типе симметрии и наличии или отсутствии внешней оболочки. (Слайд №3 Приложение 1)

Вопрос (к-т ж-ла “Молекулярная биология” молекулярному биологу): Справедливо ли мнение о том, что вирусы занимают промежуточное положение между живой и неживой природой?

Ответ Молекулярного биолога: Если считать живой структуру, содержащую нуклеиновую кислоту и способной воспроизводить себя, то можно принять, что вирусы живые. Но, если считать, что живой является только структура, имеющая клеточное строение, то вирусы – неживая материальная форма.

Вопрос (к-т ж-ла “Медицина” вирусологу): Как вирусы проникают в клетку, ведь она имеет достаточно сильную защиту от чужеродных агентов?

Ответ Вирусолога: Какого-то универсального способа проникновения вирусов в клетку нет. Каждый вирус находит собственную отмычку. Вирусы, поражающие растения проникают в клетку через ранку, так как клеточная стенка непроницаема для них. Тем не менее, в большинстве случаев он сначала отыскивает своего хозяина по особенностям химического состава плазматической клеточной мембраны. Клеточный компонент, избирательно взаимодействующий с данным вирусом, называют рецептором этого вируса. Поскольку клетки различаются по составу поверхности и соответственно имеют разные наборы вирусных рецепторов, определенные вирусы могут прикрепляться только к определенным клеткам. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или с ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки.

Вопрос (к-т ж-ла “Юный натуралист” бактериологу):

Можно ли использовать вирусы для борьбы с бактериями?

Ответ Бактериолога: Вирусы можно использовать в борьбе с бактериями, так как существует особая их разновидность - бактериофаги или просто – фаги. (Слайд №6 Приложение 1) Строение их достаточно сложное. Помимо икосаэдрической головки, содержащей генетический материал, имеют полый цилиндрический отросток, окружённый чехлом из сократительных белков и заканчивающийся шестиугольной площадкой с шестью короткими выростами и шестью длинными нитями. Фаг приближается к бактерии, хвостовые нити связываются с рецепторами на поверхности бактериальной клетки. Под действием фермента лизоцима клеточная стенка бактерии размягчается. Хвостовой чехол фага сокращается, и полый стержень входит в клетку-хозяина. Таким образом, ДНК фага попадает в бактериальную клетку. ДНК вируса начинает кодировать синтез ферментов, используя для этого рибосомы хозяина. ДНК бактерии при этом сначала подавляется, а затем и вовсе расщепляется ферментами фага. ДНК фага реплицируется, кодирует синтез новых белков оболочки. В результате её самосборки внутри клетки вокруг фаговой ДНК образуются новые частицы фага; синтезируется лизоцим. Примерно через полчаса после вирусной атаки мембрана бактериальной клетки разрушается под действием лицозима; несколько сотен новых фагов покидают её и инфицируют новую клетку. Жизненный цикл этих бактериофагов называется литическим (горизонтальный способ передачи вирусов). Некоторые фаги (их называют умеренными фагами), попав внутрь бактерии, не реплицируются. Вместо этого их ДНК включается в ДНК клетки-хозяина, где остаётся в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Жизненный цикл подобных бактериофагов называется лизогенным. (Вертикальный способ передачи вирусов)

Вопрос (к-т ж-ла “Проблемы биологии” иммунологу):

Расскажите, пожалуйста, о возбудителе СПИДа.

Ответ Иммунолога: Вирус иммунодефицита человека внедряется в чувствительные клетки. Основные клетки-мишени — СD4-лимфоциты (хелперы), так как на их поверхности есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, в клетки кишечника. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7—10 лет.

(Слайд №7 Приложение 1) Возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — относится к ретровирусам (РНК – содержащий вирус). Вирион имеет сферическую форму, диаметром 100—150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина, закрепленной на каркасе из белковых молекул. В мембрану встроены рецепторные образования, по виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой располагается сердцевина вируса, которая имеет форму усеченного конуса и образована особыми белками. Внутри сердцевины располагаются две молекулы вирусной РНК, связанные с низкомолекулярными белками основного характера. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент - ревертазу, осуществляющую синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК. Гены содержат информацию, необходимую для продукции белков, которые управляют способностью вируса инфицировать клетку, реплицироваться и вызывать заболевание. Источником заражения служит человек — носитель вируса иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни или человек, не имеющий признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).

Вопрос (к-т г-ты “Трудовая новь” медстатистику):

Имеются ли в городе Рассказово больные СПИДом, и каковы меры профилактики.

Ответ Медстатистика: В 2007 году на учёте состояло 4- ВИЧ-инфицированных.

СПИД передается только от человека к человеку: половым путем, через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита, от матери к плоду, следовательно, меры профилактики заключаются в применении одноразовых шприцев, соблюдении предосторожностей при половых контактах (здоровый образ жизни, использование презервативов), усиление контроля за безопасностью донорской крови и препаратов производимых из неё.

Вопрос (к-т ж-ла “Молекулярная биология” инфекционисту):

Известно, что не менее опасным, чем ВИЧ является эпидемический гепатит. Хотелось бы узнать о путях заражения этим вирусом.

Ответ Инфекциониста: Слово “гепатит” происходит от греческого слова hepar, hepatos, которое в переводе означает “печень”, а собственно термин “гепатит” означает название совокупности симптомов болезни – воспаления печени. Симптомы этой болезни известны с давних времён, но причины её стали проясняться только в 1963 году, когда впервые была доказана инфекционная природа одного из видов гепатита – гепатита В. Все вирусные гепатиты по способу передачи от человека к человеку можно разделить на две группы:

  1. Передающиеся фекально-оральным путём (то есть через загрязнённые уже заражённым человеком воду, продукты питания, реже предметы личного обихода) вирусы гепатитов А, Е и F. В этом случае в группы риска входят работники сферы обслуживания, детских учреждений, столовых и ресторанов и социальные группы с низким уровнем соблюдения гигиенических правил. Поскольку эти вирусы более стойки при температурах около 300 С, то они широко распространены в жарких странах.
  2. Передающиеся парентеральным (в том числе половым) или инъекционным путём, то есть при использовании без необходимой тщательной стерилизации многоразовыми шприцами и мединструментами, при многократных инъекциях крови и препаратов, полученных из донорской крови, половым путём и т.д. Сюда относятся гепатиты В, С и G. В вынужденные (из-за особенностей профессии) группы риска входят хирурги, стоматологи, другие медицинские работники, больные лейкозами и гемофилией. Кроме того, в группу риска входят наркоманы и проститутки.

В настоящее время уже выявлены семь различных вирусов – возбудителей инфекционных гепатитов.

Вопрос (к-т г-ты “Трудовая новь” медстатистику г Рассказово):

в 2000-2001 г в нашем городе наблюдалась вспышка гепатита А. Какова оценка состояния населения на текущий момент.

Ответ Медстатистика: В нашей стране и в г. Рассказово наиболее значимые из-за заболеваемости, также как и во всём мире, три вида вирусных гепатитов - гепатиты А, В и С.

Вирус гепатита А, как уже говорилось, передается через загрязнённые им продукты питания и вызывает эпидемии в основном в детских садах и школах. Эпидемии возникают также в результате употребления воды из заражённых питьевых источников, как это и случилось в 2000г, когда показатель составил 244,7 на 100 000 населения, а в 2007 г 7 человек на 100 000. Заболевание это встречается очень широко: достаточно посмотреть на карту его распространённости (Слайд №8 Приложение 1:  красный цвет – очень высокая, тёмно-розовый – высокая, светло-розовый - умеренная).

Сезонность заболевания в нашей стране – в основном с октября по январь; инкубационный (то есть бессимптомный после заражения) период длится от 2 до 6 недель.

Пассивные профилактические меры против этой инфекции - использование в пищу только хорошо вымытых овощей и фруктов, избегание близких контактов с больными, употребление только кипячёной воды, если чистота её источника не гарантирована. Активной профилактикой является вакцинация.

Гепатит В передаётся от инфицированного человека, кроме уже перечисленных способов, при поцелуе, при половых отношениях и от матери к ребёнку при родах и в период кормления. У детей инфекция может протекать бессимптомно, у взрослых возникает острая инфекция. (см. Карту степени встречаемости. Слайд №9 Приложение 1)

Меры профилактики: употребление одноразовых шприцев и игл, стерилизация хирургических и стоматологических инструментов, обязательный анализ донорской крови, соблюдение мер предосторожности как при венерических заболеваниях, вакцинация.

Вопрос (к-т ж-ла “Юный натуралист” молекулярному биологу): Объясните, почему вирусы считают важными факторами эволюции органического мира?

Ответ Молекулярного биолога: При нормальной транскрипции вирусной ДНК, интегрированной в хромосому клетки, могут транскрибироваться и расположенные рядом хозяйские гены. При обратной транскрипции вирусной РНК эти гены могут встроиться в хромосомы другого организма, и оказаться в необычном для них окружении. Тем самым ретровирусы могут не только переносить гены, привнося в организмы дополнительную наследственную информацию, но и изменять работу хозяйских генов. Ретровирусы могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами не только одного, но и разных видов или классов, когда половая гибридизация исключена.

Сегодня вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генетической информации между видами.

Вопрос (к-т г-ты “Житьё - Бытьё” молекулярному биологу):

Познакомьте нас с мнениями о происхождении вирусов.

Ответ Молекулярного биолога: На этот счёт у учёных нет единого мнения. Полагают, что вирусы и бактериофаги – обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни. Считается, что они близки с эукариотами, так как их геном имеет интрон-экзонное строение.

Этап 3. Итоги урока: УЭ – 3. Цель: выявить степень усвоения материала урока.

Пресс-конференция закончена. Предлагаю журналистам, для того чтобы не сделать непростительных ошибок при создании сайта ещё раз вспомнить основные моменты пресс-конференции, а затем пройти небольшое тестирование. Уважаемые специалисты теперь выступят в роли экспертов.

Использованная литература:

  1. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х т. М.: Мир, 1997.
  2. Биологический энциклопедический словарь /под ред. М.С. Гилярова. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
  3. Энциклопедический словарь юного биолога/под ред. М.С. Гилярова. М.: Педагогика, 1986.
  4. Жданов В.М., Ершов Ф.И., Новохатский А.С. Тайны третьего царства. М.: Знание, 1981.
  5. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология (справочник для поступающих в вузы). М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
  6. Захаров В.В. Неклеточные формы жизни – вирусы./ Биология для школьников. – 2004г. – № 3

Приложение 1.

Приложение 2.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок по теме "Строение и функции кожи"

Применение информационных технологий вносит элемент новизны, необычности, что активизирует внимание учащихся при объяснении нового материала. А послайдовая подача информации позволяет создать целостную картину учебного материала. Учащиеся выполняют задания по инструктивной карточке, действуют по алгоритму, что позволяет наиболее эффективно добиться целей урока, исходя из специфики класса....

20 10 2021 5:46:44

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

20 10 2021 11:56:12

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

20 10 2021 15:11:56

Эволюция – миф или реальность?

В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу " Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью Э В М. ...

20 10 2021 8:27:53

Элективный курс "Тайны живой природы"

Данный элективный курс предназначен для того, чтобы учащиеся 9-х классов смогли определиться в выборе профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медициной, агрономией, экологией и др.), и соответствующего профиля обучения. Содержание большинства занятий носит проблемный характер. ...

20 10 2021 14:13:54

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме " Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

20 10 2021 9:30:17

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 « Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 « Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...

20 10 2021 5:50:37

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

20 10 2021 0:11:29

Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп

Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...

20 10 2021 10:28:25

Мастер-класс "Зеркало организма"

Мастер-класс подразумевает метапредметный подход, при изучении темы « Кровь», позволяет рассмотреть причины изменения уровня сахара крови....

20 10 2021 23:32:26

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

20 10 2021 14:13:48

Яйцеклетки и сперматозоиды. Строение и развитие половых клеток

Созревание и развитие половых клеток называется гаметогенезом. У животных и человека он происходит в половых железах: яйцеклетки развиваются в яичниках, а сперматозоиды — в яичках....

20 10 2021 20:58:11

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

20 10 2021 2:57:57

Использование информационных технологий на уроках биологии

Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников " Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В. Б. " Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: " Возникновение жизни на Земле", " Учение о клетке"....

20 10 2021 19:52:23

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

На данном уроке по теме « Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

20 10 2021 23:41:56

Урок-путешествие по дыхательной системе

Урок знакомит с анатомическим строением органов дыхания. Ученики убеждаются в том, что особенности строения связаны с выполняемыми функциями....

20 10 2021 3:41:19

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н. И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

20 10 2021 22:30:47

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

20 10 2021 20:14:51

Открытый урок биологии по теме "Эмбриональное развитие организмов"

Данный урок даёт научную информацию об эмбриональном развитии зародыша и носит воспитательный характер. В ходе урока задания направлены на формирование логических умений, умения работать в группах и самостоятельно, проводить самоконтроль и взаимоконтроль. Процесс изучения связан с использованием компьютера. ...

20 10 2021 23:26:13

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И. Н. Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы Е К Ц О Р....

20 10 2021 8:26:38

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина " Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

20 10 2021 13:25:21

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, практическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

20 10 2021 8:43:15

Обучение в сотрудничестве на уроках биологии

Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками. Я использую технологию " Обучение в сотрудничестве" и " Технологию групповой деятельности", которые активизируют деятельность учеников на уроке. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке - это общедидактическая проблема, которая присуща особенностям преподавания учебного предмета "биология". ...

20 10 2021 15:30:10

Экологические акции в воспитании школьников. КВН "День защиты животных"

Цель игры: обобщить знания учащихся по темам, изученным в курсе " Животные". Привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных, развитие интереса учащихся к предмету биология, привитие навыков самостоятельной работы и активизация познавательной деятельности учащихся....

20 10 2021 15:29:36

Открытый урок по теме: "Обмен веществ и энергии у растений"

В живой клетке происходит непрерывное движение веществ – из внешней среды в клетку и из клетки во внешнюю среду. Через живые системы проходят потоки веществ и энергии: именно их и называют открытыми системами. Обмен веществ и энергии в живой материи – последовательное потребление, превращение, использование, накопление, потеря веществ и энергии в организмах. Обмен веществ лежит в основе самосохранения, роста, развития, самовоспроизведения, адаптации к изменяющимся условиям среды. ...

20 10 2021 18:51:23

Проектная работа по теме "Исследование степени загрязненности воздуха школьных помещений методом оседания Коха"

Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....

20 10 2021 4:43:13

Технологическая карта урока по биологии "Методы исследования в биологии". 5-й класс

Цель урока: научить применять теоретические знания на практике; побудить интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности; изучение основных методов, применяемых в биологии, знакомство с приборами и инструментами, которые используются при биологических исследованиях; расширить представление учащихся о методах изучения природы....

20 10 2021 8:15:27

Школьный практикум как средство повышения мотивации на начальном этапе изучения предмета биология

В 5–6-х классах при изучении биологии на начальном этапе необходимо использовать частые переходы от теории к практике для успешного овладения знаниями и повышения мотивации к предмету. В статье отражены некоторые методы и приемы в обучении, связанные с практической деятельностью учащихся на уроках: работа с натуральными объектами, проблемное обучение, экскурсии, практические работы на участке, использование кинофильмов....

20 10 2021 1:12:16

Ткани растений ЕГЭ biologia's Blog

« Ткани растений» — одна из сложных, но и одна из основополагающих тем Ботаники.   Е Г Э часто встречаются вопросы именно на эту тему.  Во многих учебниках и пособиях она дается поверхно…...

20 10 2021 19:54:52

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

20 10 2021 6:12:58

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

20 10 2021 18:42:27

Многообразие покрытосеменных растений. Признаки двудольных и однодольных растений

Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в практических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....

20 10 2021 0:48:42

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

20 10 2021 7:39:21

Разработка модульного урока на тему "Многообразие насекомых"

Урок завершает изучение темы " Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету. ...

20 10 2021 19:58:26

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

20 10 2021 17:19:43

Тема урока "Цепи питания"

Цель урока: формировать знания о составных компонентах биологического сообщества, об особенностях трофической структуры сообщества, о пищевых связях, которые отображают путь круговорота веществ, формировать понятия пищевая цепь, пищевая сеть....

20 10 2021 23:12:56

Урок биологии в 10-м классе по теме "Возрасты жизни"

Периодизация: младенчество (до 1 года), ранний возраст (1—3), дошкольный (3—7), младший школьный (7—10), подростковый (11—15), юношеский (12—20), зрелость (20—65), пожилой возраст (65—75), старость - после 75. Для каждого из них свои биологические и психологические характеристики. Возрастные изменения обусловлены разными факторами, они гетерохронны, их темпы индивидуальны, зависят от пола, на ранних стадиях темпы во много раз выше, чем на поздних. Биологические возрастные изменения не произвольны, психологические зависят от активности индивида, социальные задаются обществом. ...

20 10 2021 2:13:17

Информационные технологии на уроках биологии

Урок разработан по программе В. В. Пасечника. Цель урока: углубить и расширить понятие о классе пресмыкающихся на примере представителей отрядов черепах и крокодилов. ...

20 10 2021 20:20:11

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

На уроке учащиеся отправляются на родину В. М. Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

20 10 2021 16:26:44

Урок-рассуждение "Гомосапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?", 11-й класс

Представлен конспект урока-рассуждения " Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме " Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и практической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....

20 10 2021 3:15:46

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

20 10 2021 18:21:44

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

20 10 2021 7:24:43

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

20 10 2021 13:35:59

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

20 10 2021 5:26:49

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина " Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами " Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

20 10 2021 20:22:38

Тема урока: "Онтогенез. Эмбриональное развитие организма"

Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....

20 10 2021 21:50:12

Урок биологии. Тема: "Особенности строения класса насекомые"

Цели урока: ознакомить учащихся с особенностями строения насекомых; сформулировать причины позволившие занять насекомым господствующие положение на Земле среди всех членистоногих; развития умения сравнения, анализа и обобщения; дальнейшее формирование у учащихся единой картины мира; формирование умения диалога, умения работать с научным текстом....

20 10 2021 15:26:16

Урок обобщения по теме: "Особенности плоских, круглых и кольчатых червей". 7-й класс

Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами. ...

20 10 2021 22:28:58

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

20 10 2021 16:18:29

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

20 10 2021 8:54:21

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2021 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)