Урок— пресс-конференция по теме "Неклеточные формы жизни. Вирусы"
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: пресс-конференция.
Цели урока:
Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах.
- Знать: Строение и состав вирусов, механизм взаимодействия вируса с клеткой, хаpaктеристику ВИЧ.
- Уметь: Аргументировано объяснять значение вирусов, грамотно излагать свои мысли.
- Владеть: Приёмами анализа и синтеза.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийная презентация “Игры без правил или плохие новости в упаковке из белка” (Приложение 1) ;
- CD диск Программы Физикона “Открытая биология 2,5;
- визитные карточки специалистов и журналистов;
- заготовки для создания экспресс-конспектов;
- тестовые задания по вариантам (Приложение 2) ;
- указка и набор магнитов.
Дидактические условия проведения урока.
У учащихся 10 класса к моменту изучения темы “Неклеточные формы жизни. Вирусы” сформированы следующие понятия:
а) вирус, б) капсид, с) происхождение вирусов, |
особенности вирусов; химический состав вирусов; заболевания, вызываемые вирусами. |
Эти понятия являются необходимой базой для формирования новых, изучаемых в данной теме понятий:
- вирион,
- ретровирусы,
- типы вирусной инфекции,
- пути передачи вирусной инфекции.
План урока.
Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах.
Этап 1. Мотивация: УЭ – 1. Цель:
- Подготовка к восприятию основного материала.
- Вступительное слово учителя.
- Представление специалистов.
Этап 2. Пресс-конференция: УЭ – 2. Цель:
- Познакомиться со строением и составом вирусов, механизмом взаимодействия вируса с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ; значением вирусов.
Этап 3. Итоги урока: УЭ – 3. Цель:
- Выявить степень усвоения материала урока.
Результативность:
- В ходе пресс-конференции систематизирован и углублен материал по теме урока;
- Закреплено умение аргументировано высказывать свои мысли;
- В результате работы во время конференции проведена профориентационная работа.
Ход урока
Интегрирующая цель: Расширить и углубить представление о вирусах
Этап 1. Мотивация: УЭ – 1. Цель: подготовка к восприятию основного материала, вступительное слово учителя. Представление специалистов.
Здравствуйте. Сегодня урок мы с вами построим в форме пресс-конференции, в ходе которой выясним строение и состав вирусов, познакомимся с механизмами взаимодействия вируса с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ.
. История знакомства и борьбы человека с вирусами полна трагических происшествий, не случайно американский учёный Медавар назвал их “плохие новости в упаковке из белка”. О существовании этих игроков без правил стало известно благодаря работам русского учёного Дмитрия Иосифовича Ивановского (Слайд №1 Приложение 1). Они слишком малы, чтобы их видеть. Если попытаться собрать коллекцию из всех известных вирусов, то она свободно поместилась бы в коробочке размером с маковое зёрнышко. Эти крошечные существа тысячелетиями вызывали опустошительные эпидемии. Частокол крестов, плантации погибших растений, вереницы слепых, парализованные дети – вот итоги разрушительной деятельности вирусов.
Список заболеваний, вызываемых вирусами достаточно большой – корь, полиомиелит, эпидемический гепатит, оспа, энцефалит, некоторые oнкoлoгические заболевания, СПИД и многие другие. В настоящее время всё чаще в прессе стали появляться сообщения о новой опасной форме гриппа, которую учёные готовятся предотвратить. Поэтому тема этого урока очень актуальна.
Познакомить нас с этими невидимыми врагами любезно согласились специалисты в этой области: вирусолог, эпидемиолог, инфекционист, бактериолог, медстатистик г. Рассказово, молекулярный биолог, иммунолог.
В пресс-конференции принимают участие корреспонденты журналов “Природа”, “Молекулярная биология”, “Медицина”, “Юный натуралист”, “Проблемы биологии”. Корреспонденты газет “Трудовая новь”, “Житьё-Бытьё”.
Поздравляю вас с началом пресс-конференции; плодотворной и интересной вам работы.
Этап 2. Пресс-конференция: УЭ – 2. Цель: познакомиться со строением и составом вирусов, механизмом взаимодействия вируса с клеткой, хаpaктеристикой ВИЧ; значением вирусов.
Вопрос (к-т г-ты “Житьё - Бытьё” эпидемиологу): Почему жизнь вирусов называют “игрой без правил”? В чём их особенность?
Ответ Эпидемиолога: Для борьбы с инфекциями люди с давних пор использовали разные дезинфицирующие средства. Сравнительно недавно для этих целей применяли 3 – 5% раствор фенола (карболку), убивающий все микроорганизмы, а для обеззараживания ран – различные спиртовые настойки. У вирусов всё не так! Нуклеиновую кислоту вируса выделяют с помощью фенола и хранят в спирту.
Антибиотики, убивающие бактерий, безвредны для вирусов.
Клетку, расчлeнённую на составные структуры невозможно восстановить. А вирусы возможно! В 1957 г два немецких исследователя разрушили вирус табачной мозаики, выделили по отдельности нуклеиновую кислоту и белок. Затем они смешали эти части снова и получили исходный жизнеспособный вирус. Впоследствии были поставлены опыты по гибридизации вирусов. Смешивали нуклеиновую кислоту одного вируса с белками другого вируса и при этом получался жизнеспособный гибрид. Оказалось, что такие гибриды образуются естественным путём, вызывая хронические вирусные инфекции.
Вопрос (к-т ж-ла “Природа” вирусологу): Какое строение имеют вирусы? Каков их химический состав?
Ответ Вирусолога: Вне зависимости от типа инфекции и хаpaктера заболевания все вирусы можно рассматривать как генетические элементы, одетые в защитную белковую оболочку и способные переходить из одной клетки в другую. Вирусы могут существовать в двух формах:
- Покоящаяся (внеклеточная) вирион.
- Внутриклеточная – реплицирующаяся, представляющая собой комплекс вирус-клетка.
Отдельные вирусные частицы – вирионы представляют собой симметричные тела, состоящие из повторяющихся элементов. В сердцевине каждого вириона находится генетический материал, представленный молекулами ДНК или РНК. (Обращается к молекулярному биологу) – Коллега добавьте, пожалуйста, сведения о нуклеиновых кислотах.
Молекулярный биолог: с удовольствием. За последние 30 лет вирусология превратилась из описательной в точную науку и в этом смысле стала ближе к химии, чем к биологии. Велико разнообразие форм молекул ДНК и РНК. Есть вирусы, содержащие двухцепочечную ДНК в кольцевой или линейной форме, вирусы с одноцепочечной кольцевой ДНК; одноцепочечной или двухцепочечной РНК; содержащие две идентичные одноцепочечные РНК. Вирусы, содержащие РНК и фермент ревертазу (обратную трaнcкриптазу), называют ретровирусами.
Вирусолог: (продолжение) Спасибо. Генетический материал вируса (геном) окружён капсидом – белковой оболочкой, защищающей его как от действия нуклеаз – ферментов, разрушающих нуклеиновые кислоты, так и от воздействия УФ излучения. Для каждого вируса существует свой набор белков, который при сборке вириона даёт оптимальную в энергетическом плане форму капсида. Большинство вирусов построены по одному из двух типов симметрии – спиральной или кубической.
Вирионы со спиральной симметрией имеют форму продолговатых палочек (Слайд №2 Приложение 1). В центре находится спирально закрученная нуклеиновая кислота. Капсид состоит из идентичных субъединиц белка, спирально расположенных вдоль молекулы нуклеиновой кислоты. По спиральному типу симметрии построено большинство вирусов, поражающих растения, и некоторые вирусы бактерий или бактериофаги.
Большая часть вирусов, вызывающих инфекции у человека и животных, имеет кубический тип симметрии. Капсид почти всегда имеет форму икосаэдра – правильного двадцатигранника с двенадцатью вершинами и с гранями из равносторонних треугольников.
Многие вирусы (сложные) помимо белкового капсида имеют внешнюю оболочку. Кроме вирусных белков и гликопротеинов она содержит ещё и липиды, позаимствованные из плазматической мембраны клетки-хозяина. Вирус гриппа – пример спирального вириона в оболочке с кубическим типом симметрии.
Современная классификация вирусов основана на виде и форме их нуклеиновой кислоты, типе симметрии и наличии или отсутствии внешней оболочки. (Слайд №3 Приложение 1)
Вопрос (к-т ж-ла “Молекулярная биология” молекулярному биологу): Справедливо ли мнение о том, что вирусы занимают промежуточное положение между живой и неживой природой?
Ответ Молекулярного биолога: Если считать живой структуру, содержащую нуклеиновую кислоту и способной воспроизводить себя, то можно принять, что вирусы живые. Но, если считать, что живой является только структура, имеющая клеточное строение, то вирусы – неживая материальная форма.
Вопрос (к-т ж-ла “Медицина” вирусологу): Как вирусы проникают в клетку, ведь она имеет достаточно сильную защиту от чужеродных агентов?
Ответ Вирусолога: Какого-то универсального способа проникновения вирусов в клетку нет. Каждый вирус находит собственную отмычку. Вирусы, поражающие растения проникают в клетку через ранку, так как клеточная стенка непроницаема для них. Тем не менее, в большинстве случаев он сначала отыскивает своего хозяина по особенностям химического состава плазматической клеточной мембраны. Клеточный компонент, избирательно взаимодействующий с данным вирусом, называют рецептором этого вируса. Поскольку клетки различаются по составу поверхности и соответственно имеют разные наборы вирусных рецепторов, определенные вирусы могут прикрепляться только к определенным клеткам. Участок поверхности клетки, к которому присоединился вирус, погружается в цитоплазму и превращается в вакуоль. Вакуоль, стенка которой состоит из цитоплазматической мембраны, может сливаться с другими вакуолями или с ядром. Так вирус доставляется в любой участок клетки.
Вопрос (к-т ж-ла “Юный натуралист” бактериологу):
Можно ли использовать вирусы для борьбы с бактериями?
Ответ Бактериолога: Вирусы можно использовать в борьбе с бактериями, так как существует особая их разновидность - бактериофаги или просто – фаги. (Слайд №6 Приложение 1) Строение их достаточно сложное. Помимо икосаэдрической головки, содержащей генетический материал, имеют полый цилиндрический отросток, окружённый чехлом из сократительных белков и заканчивающийся шестиугольной площадкой с шестью короткими выростами и шестью длинными нитями. Фаг приближается к бактерии, хвостовые нити связываются с рецепторами на поверхности бактериальной клетки. Под действием фермента лизоцима клеточная стенка бактерии размягчается. Хвостовой чехол фага сокращается, и полый стержень входит в клетку-хозяина. Таким образом, ДНК фага попадает в бактериальную клетку. ДНК вируса начинает кодировать синтез ферментов, используя для этого рибосомы хозяина. ДНК бактерии при этом сначала подавляется, а затем и вовсе расщепляется ферментами фага. ДНК фага реплицируется, кодирует синтез новых белков оболочки. В результате её самосборки внутри клетки вокруг фаговой ДНК образуются новые частицы фага; синтезируется лизоцим. Примерно через полчаса после вирусной атаки мембрана бактериальной клетки разрушается под действием лицозима; несколько сотен новых фагов покидают её и инфицируют новую клетку. Жизненный цикл этих бактериофагов называется литическим (горизонтальный способ передачи вирусов). Некоторые фаги (их называют умеренными фагами), попав внутрь бактерии, не реплицируются. Вместо этого их ДНК включается в ДНК клетки-хозяина, где остаётся в течение нескольких поколений, реплицируясь вместе с собственной ДНК хозяина. Жизненный цикл подобных бактериофагов называется лизогенным. (Вертикальный способ передачи вирусов)
Вопрос (к-т ж-ла “Проблемы биологии” иммунологу):
Расскажите, пожалуйста, о возбудителе СПИДа.
Ответ Иммунолога: Вирус иммунодефицита человека внедряется в чувствительные клетки. Основные клетки-мишени — СD4-лимфоциты (хелперы), так как на их поверхности есть рецепторы, способные связываться с поверхностным белком ВИЧ. Кроме того, ВИЧ проникает в ЦНС, в клетки кишечника. Иммунная система организма человека утрачивает свои защитные свойства и оказывается не в состоянии противостоять возбудителям различных инфекций. Средняя продолжительность жизни инфицированного человека составляет 7—10 лет.
(Слайд №7 Приложение 1) Возбудитель СПИДа — вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) — относится к ретровирусам (РНК – содержащий вирус). Вирион имеет сферическую форму, диаметром 100—150 нм. Наружная оболочка вируса состоит из мембраны, образованной из клеточной мембраны клетки-хозяина, закрепленной на каркасе из белковых молекул. В мембрану встроены рецепторные образования, по виду напоминающие грибы. Под наружной оболочкой располагается сердцевина вируса, которая имеет форму усеченного конуса и образована особыми белками. Внутри сердцевины располагаются две молекулы вирусной РНК, связанные с низкомолекулярными белками основного хаpaктера. Каждая молекула РНК содержит 9 генов ВИЧ и фермент - ревертазу, осуществляющую синтез вирусной ДНК с молекулы вирусной РНК. Гены содержат информацию, необходимую для продукции белков, которые управляют способностью вируса инфицировать клетку, реплицироваться и вызывать заболевание. Источником заражения служит человек — носитель вируса иммунодефицита. Это может быть больной с различными проявлениями болезни или человек, не имеющий признаков заболевания (бессимптомный вирусоноситель).
Вопрос (к-т г-ты “Трудовая новь” медстатистику):
Имеются ли в городе Рассказово больные СПИДом, и каковы меры профилактики.
Ответ Медстатистика: В 2007 году на учёте состояло 4- ВИЧ-инфицированных.
СПИД передается только от человека к человеку: пoлoвым путем, через кровь и ткани, содержащие вирус иммунодефицита, от матери к плоду, следовательно, меры профилактики заключаются в применении одноразовых шприцев, соблюдении предосторожностей при пoлoвых контактах (здоровый образ жизни, использование презервативов), усиление контроля за безопасностью донорской крови и препаратов производимых из неё.
Вопрос (к-т ж-ла “Молекулярная биология” инфекционисту):
Известно, что не менее опасным, чем ВИЧ является эпидемический гепатит. Хотелось бы узнать о путях заражения этим вирусом.
Ответ Инфекциониста: Слово “гепатит” происходит от греческого слова hepar, hepatos, которое в переводе означает “печень”, а собственно термин “гепатит” означает название совокупности симптомов болезни – воспаления печени. Симптомы этой болезни известны с давних времён, но причины её стали проясняться только в 1963 году, когда впервые была доказана инфекционная природа одного из видов гепатита – гепатита В. Все вирусные гепатиты по способу передачи от человека к человеку можно разделить на две группы:
- Передающиеся фекально-opaльным путём (то есть через загрязнённые уже заражённым человеком воду, продукты питания, реже предметы личного обихода) вирусы гепатитов А, Е и F. В этом случае в группы риска входят работники сферы обслуживания, детских учреждений, столовых и ресторанов и социальные группы с низким уровнем соблюдения гигиенических правил. Поскольку эти вирусы более стойки при температурах около 300 С, то они широко распространены в жарких странах.
- Передающиеся парентеральным (в том числе пoлoвым) или инъекционным путём, то есть при использовании без необходимой тщательной стерилизации многоразовыми шприцами и мединструментами, при многократных инъекциях крови и препаратов, полученных из донорской крови, пoлoвым путём и т.д. Сюда относятся гепатиты В, С и G. В вынужденные (из-за особенностей профессии) группы риска входят хирурги, стоматологи, другие медицинские работники, больные лейкозами и гемофилией. Кроме того, в группу риска входят наркоманы и пpocтитутки.
В настоящее время уже выявлены семь различных вирусов – возбудителей инфекционных гепатитов.
Вопрос (к-т г-ты “Трудовая новь” медстатистику г Рассказово):
в 2000-2001 г в нашем городе наблюдалась вспышка гепатита А. Какова оценка состояния населения на текущий момент.
Ответ Медстатистика: В нашей стране и в г. Рассказово наиболее значимые из-за заболеваемости, также как и во всём мире, три вида вирусных гепатитов - гепатиты А, В и С.
Вирус гепатита А, как уже говорилось, передается через загрязнённые им продукты питания и вызывает эпидемии в основном в детских садах и школах. Эпидемии возникают также в результате употрeбления воды из заражённых питьевых источников, как это и случилось в 2000г, когда показатель составил 244,7 на 100 000 населения, а в 2007 г 7 человек на 100 000. Заболевание это встречается очень широко: достаточно посмотреть на карту его распространённости (Слайд №8 Приложение 1: красный цвет – очень высокая, тёмно-розовый – высокая, светло-розовый - умеренная).
Сезонность заболевания в нашей стране – в основном с октября по январь; инкубационный (то есть бессимптомный после заражения) период длится от 2 до 6 недель.
Пассивные профилактические меры против этой инфекции - использование в пищу только хорошо вымытых овощей и фруктов, избегание близких контактов с больными, употрeбление только кипячёной воды, если чистота её источника не гарантирована. Активной профилактикой является вакцинация.
Гепатит В передаётся от инфицированного человека, кроме уже перечисленных способов, при поцелуе, при пoлoвых отношениях и от матери к ребёнку при родах и в период кормления. У детей инфекция может протекать бессимптомно, у взрослых возникает острая инфекция. (см. Карту степени встречаемости. Слайд №9 Приложение 1)
Меры профилактики: употрeбление одноразовых шприцев и игл, стерилизация хирургических и стоматологических инструментов, обязательный анализ донорской крови, соблюдение мер предосторожности как при венерических заболеваниях, вакцинация.
Вопрос (к-т ж-ла “Юный натуралист” молекулярному биологу): Объясните, почему вирусы считают важными факторами эволюции органического мира?
Ответ Молекулярного биолога: При нормальной трaнcкрипции вирусной ДНК, интегрированной в хромосому клетки, могут трaнcкрибироваться и расположенные рядом хозяйские гены. При обратной трaнcкрипции вирусной РНК эти гены могут встроиться в хромосомы другого организма, и оказаться в необычном для них окружении. Тем самым ретровирусы могут не только переносить гены, привнося в организмы дополнительную наследственную информацию, но и изменять работу хозяйских генов. Ретровирусы могут переносить гены между клетками одного организма, между организмами не только одного, но и разных видов или классов, когда пoлoвая гибридизация исключена.
Сегодня вирусы рассматривают не только как возбудителей инфекционных болезней, но и как переносчиков генетической информации между видами.
Вопрос (к-т г-ты “Житьё - Бытьё” молекулярному биологу):
Познакомьте нас с мнениями о происхождении вирусов.
Ответ Молекулярного биолога: На этот счёт у учёных нет единого мнения. Полагают, что вирусы и бактериофаги – обособившиеся генетические элементы клеток, которые эволюционировали вместе с клеточными формами жизни. Считается, что они близки с эукариотами, так как их геном имеет интрон-экзонное строение.
Этап 3. Итоги урока: УЭ – 3. Цель: выявить степень усвоения материала урока.
Пресс-конференция закончена. Предлагаю журналистам, для того чтобы не сделать непростительных ошибок при создании сайта ещё раз вспомнить основные моменты пресс-конференции, а затем пройти небольшое тестирование. Уважаемые специалисты теперь выступят в роли экспертов.
Использованная литература:
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х т. М.: Мир, 1997.
- Биологический энциклопедический словарь /под ред. М.С. Гилярова. М.: Сов. Энциклопедия, 1989.
- Энциклопедический словарь юного биолога/под ред. М.С. Гилярова. М.: Педагогика, 1986.
- Жданов В.М., Ершов Ф.И., Новохатский А.С. Тайны третьего царства. М.: Знание, 1981.
- Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология (справочник для поступающих в вузы). М.: АСТ-ПРЕСС, 2001.
- Захаров В.В. Неклеточные формы жизни – вирусы./ Биология для школьников. – 2004г. – № 3
Приложение 1.
Приложение 2.
Комментарии:
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
25 04 2025 0:26:56
Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....
24 04 2025 16:38:50
На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....
23 04 2025 9:29:38
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
22 04 2025 5:40:56
Не будем забывать, что целью формирования субъективного отношения к насекомым является экологическое отношение не только к самим насекомым, но и человека к человеку. Любовь во многих философиях рассматривается как спасение. Значит, любовь к природе и к насекомым как ее части есть спасение человека....
21 04 2025 11:26:15
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
20 04 2025 14:15:26
Конспект урока по природоведению, составленный на основе технологии модульного обучения с использованием инструктивной карты, включающей контроль выполнения заданий. В модульной технологии используются такие формы контроля, как самоконтроль, взаимный контроль, контроль учителя.
...
19 04 2025 7:17:58
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
18 04 2025 11:31:28
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
17 04 2025 0:49:29
В предложенной разработке урока демонстрируется возможность использования технологии развития критического мышления на уроках биологии. Показан способ организации работы с натуральными объектами в контексте трёхфазной структуры построения урока по данной технологии. Приведены примеры некоторых приёмов технологии, обеспечивающих организацию продуктивной деятельности детей по формированию навыков работы с информационным текстом....
16 04 2025 19:20:51
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
15 04 2025 6:59:20
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез».
...
14 04 2025 18:57:38
Данная разработка может быть полезной для учителей, использующих технологии открытого образования на уроках и во внеурочной деятельности. Игра в технологии "Дебаты" по теме "Содержание птиц в неволе недопустимо" проводится в качестве обобщающего урока и позволяет решить следующие задачи: закрепить и актуализировать полученные ранее знания, овладеть новыми знаниями; способствует формированию культуры спора, терпимости; способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей; способствует формированию навыков совместной деятельности. В статье приводится подробное описание игры и структуры кейсов утверждающей и отрицающей сторон. ...
13 04 2025 15:42:24
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
12 04 2025 14:26:30
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
11 04 2025 6:33:53
Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....
10 04 2025 21:28:13
Урок расширяет представления об опopно-двигательной системе человека и способах оказания первой доврачебной помощи при растяжении связок, вывихах суставов и ушибах....
09 04 2025 21:47:59
Мероприятие проводится в рамках предметной недели географии, биологии, истории. Цель мероприятия – популяризация предметов естественно-гуманитарного цикла. Активизация полученных знаний на уроках истории, биологии, географии. Развитие познавательного интереса учащихся к природе и истории. Формирование навыков работы с информационными источниками, творческой активности учащихся, самостоятельности....
08 04 2025 18:45:42
Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы.
...
07 04 2025 15:24:50
Учитель продолжает формировать представления о возникновении Земли. На уроке рассматриваются особенности внутреннего строения и внешних оболочек Земли. Рельеф Земли. Создаются условия для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся на уроке с целью углубления знаний....
06 04 2025 1:44:26
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
05 04 2025 11:48:30
Цель данного курса - поднять уровень осмысления конкретных знаний до такого, на котором все разнообразие живой природы воспринимается как единая система с общими законами происхождения, развития, закономерностями строения и жизнедеятельности.
...
04 04 2025 19:31:17
Представлен урок-пpaктикум по экологии. Экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса, а экологическое образование формирует экологическую культуру и ответственность личности и общества, обеспечивая его выживание и развитие. В статье представлены пpaктические задания....
03 04 2025 11:14:14
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
02 04 2025 18:33:59
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
01 04 2025 15:26:31
Автор статьи организует деятельность учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию об основных представлений о строении и функциях желез внутренней секреции. Развивает умения работать с тестовой информацией, аналитическими материалами, таблицами, оценивает результаты своей работы и товарищей....
31 03 2025 11:45:39
Человек неразрывно связан с природой. Он обладает разумом и способен к научному познанию. От его деятельности зависит разнообразие живых организмов и сохранение...
30 03 2025 13:52:30
Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза.
...
29 03 2025 22:25:29
В работе рассказано о растениях, которые как положительно, так и отрицательно влияют на здоровье человека. Приобретая растение, необходимо знать, является это растение вашим защитником или энергетическим вампиром. Подбирать растения надо с учетом даты вашего рождения (знака Зодиака). Работа может быть использована при изучении биологии в 7–8-х классах, а также при проведении внеклассной работы по экологии и биологии....
28 03 2025 12:25:12
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся о строении и функционировании клетки, взаимосвязях частей и органоидов клетки как основе её целостности, обмене веществ, лежащих в основе жизнедеятельности клетки; закрепляет знания о гене, генетическом коде, систематизирует знания о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосоме....
27 03 2025 2:56:16
Методическая разработка урока составлена на основе учебно-методического комплекса под ред. Н.И. Сонина. Основная цель урока - познакомить учащихся с особенностями строения и функциями кровеносной системы у животных....
26 03 2025 16:18:32
В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....
25 03 2025 8:48:48

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
24 03 2025 9:54:22
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
23 03 2025 6:16:46
Представленный урок посвящён изучению разных способов вегетативного размножения цветковых растений. На всех этапах урока активно используются информационно-коммуникационные технологии. У учащихся отpaбатываются умения выполнять тестовые задания, готовить сообщение с презентацией, применять полученные знания на пpaктике, осуществляя вегетативное размножение комнатных растений. Разнообразие форм и методов работы на уроке способствует повышению эффективности процесса обучения....
22 03 2025 23:55:40
Рабочая программа по биологии для 10–11-х классов разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне по биологии 2009 года. Причинами составления рабочей программы является несоответствие количества часов по учебному плану школы с количеством часов примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии....
21 03 2025 6:34:47
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности соответствует ФГОС, использует деятельностный подход и частично-поисковый метод, в самостоятельной и дифференцированной работе учащихся в группах с учебной и справочной литературой, а также поиске информации в Интернете....
20 03 2025 19:47:47
Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....
19 03 2025 3:38:10
Урок по программе «Начальная школа XXI века» Н.Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....
18 03 2025 3:42:17
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
17 03 2025 8:42:56
Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....
16 03 2025 20:22:14
Данный урок призван обобщить, повторить и проконтролировать знания учащихся по теме "Слуховой анализатор" и проведен с применением технических средств обучения. Целью урока является закрепление знаний и изучение санитарно-гигиенических правил по профилактике нарушения слуха, на разнообразных примерах. Урок проводится с использованием здоровьесберегающих технологий, что является очень актуальным в настоящее временя.
...
15 03 2025 19:59:58
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
14 03 2025 4:18:47
Урок развивает у учащихся учебно-познавательные компетенции, умение сравнивать, обобщать, анализировать....
13 03 2025 11:16:24
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление.
...
12 03 2025 5:22:36
Цель курса: расширение, углубление знаний о физиологических процессах, лежащих в основе работы дыхательной и сердечно-сосудистой систем, о взаимосвязи работы этих систем, о механизмах поддержания гомеостаза, знакомство с методом самоконтроля и саморегуляции функциональных систем организма путём подачи объекту информации о текущем состоянии дыхательной функции по каналам внешней обратной связи....
11 03 2025 17:38:59
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
10 03 2025 4:34:13

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
09 03 2025 14:58:14
Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора.
...
08 03 2025 6:16:32
Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....
07 03 2025 11:34:18
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::