Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка
Тема урока: Общая хаpaктеристика Члeнистоногих. Особенности внешнего строения Paкообразных на примере речного paка.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели урока: сформировать знания об особенностях строения речного paка в связи с водной средой обитания, развивать понятия «взаимосвязь строения и функции», «приспособленность строения организма к образу жизни», развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой, с иллюстрациями, воспитывать умение выслушивать чужое мнение.
Оборудование: таблица «Тип члeнистоногие. Класс Paкообразные. Речной paк», живой paк в аквариуме, коллекция «Члeнистоногие. Речной paк», инструкция к лабораторной работе, дополнительный материал по теме «Paкообразные», компьютер, проектор, диск с видеороликом «Зрение paкообразных» (для просмотра видеоролика необходима программа воспроизведения Flash-анимации), презентация.
Ход урока
Занятие сопровождается компьютерной презентацией.
I. Организационный момент
- Сегодня мы работаем по плану: разминка, изучение нового материала, закрепление.
II. Актуализация знаний
Разминка. Игра «Пyтaница»
(Вопросы составляет учитель или учащиеся.)
1. Способность организма восстанавливать утраченные или поврежденные части тела это рефлекс (регенерация).
2. Часть организма, имеющая определенную форму, строение и выполняющая одну или несколько функций – система органов (орган).
3. Ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая и контролируемая нервной системой – рефлекс.
4. Совокупность органов, объединенная общей функцией – система органов.
5. Полость тела, имеющая свои собственные стенки, называется первичной (вторичной).
III. Мотивационный момент
- Чтобы узнать животное, о котором пойдет речь, отгадайте загадку. На столе под покрывалом спрятан живой paк в аквариуме.
Не брожу в полях и рощах,
Не топчу земных дорог,
Хоть имею, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
(Paк)
- Речной paк относится к типу Члeнистоногие, классу Paкообразные. (Слайд 1)
Тема урока: Общая хаpaктеристика члeнистоногих. Особенности внешнего строения paкообразных на примере речного paка. (Учащиеся записывают число и тему в тетрадь.)
- Какие высказывания, связанные с этим животным нам известны из обычной жизни?
«Покраснел как paк».
«Я покажу тебе, где paки зимуют».
- Сегодня в течение урока мы должны ответить на вопросы:
Почему paки краснеют?
Где зимуют paки?
Послушайте басню Крылова «Лебедь, щука и paк».
Лебедь, Щука и Paк
Однажды Лебедь, Paк да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Paк пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
И.А. Крылов
- Всегда ли paк пятится назад?
Для решения этих задач определите цели урока. (Учащиеся самостоятельно определяют цели урока.) (Слайд 2)
Цели урока: вы узнаете хаpaктерные признаки члeнистоногих, их классификацию, особенности внешнего строения paкообразных в связи с водной средой обитания.
IV. Изучение нового материала
- Члeнистоногие самый богатый видами тип животных. Известно более миллиона видов члeнистоногих. Внимание вопрос.
- Почему Члeнистоногие составляют более 2/3 всех видов животных на Земле? (Слайд 3)
- Для ответа на этот вопрос заполните общую хаpaктеристику члeнистоногих в тетради (Приложение 1), пользуясь учебником § 24 стр. 114. На это задание 5 мин.
Проверка записей в тетрадях, заполнение схемы «Тип члeнистоногие» в тетради. (См. Приложение 1)
Тип члeнистоногие включает три класса. (Слайд 4)
Почему Члeнистоногие составляют более 2/3 видов всех животных на Земле? Какие черты усложнения появились у Члeнистоногих?
Признаки типа «Члeнистоногие»
1. Плотный хитиновый покров – воздухо- и водонепроницаемый.
2. Члeнистые конечности.
3. Сегментированность тела, что указывает на их родство и происхождение от древних кольчатых червей.
4. Появление отделов тела: головы, гpyди и брюшка. (Слайд 5)
Все вышеперечисленные признаки позволили члeнистоногим так широко расселиться на Земле и приспособиться к самым разным условиям обитания.
Самое крупное изменение – это возникновение хитинового покрова. С одной стороны, хитиновый покров обладает высокой прочностью и препятствует испарению влаги с поверхности тела, с другой стороны, он не растяжим и воздухонепроницаем. В связи с этим у животных появились трудности. (Слайд 6)
1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?
2 Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый. Как происходит процесс роста paкообразных?
3. Голова у paка неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?
- Для ответа на эти вопросы рассмотрим внешнее строение речного paка, выполнив лабораторную работу. (Приложение 2)
Пользуясь демонстрационным материалом коллекции «Речной paк», дополнительным материалом (Приложение 5) и текстом учебника, определите особенности внешнего строения и ответьте на вопросы по вариантам устно. Ответы занесите в таблицу. (Приложение 3) На задание 10 минут. (Слайд 7)
Проверка выполнения лабораторной работы. (Слайд 8)
Окраска у речного paка зеленовато-черная. Тело покрыто панцирем, состоящим из хитина, пропитанного углекислым кальцием. Покровы речного paка служат наружнымскелетом, к которому изнутри прикрепляются пучки поперечно-полосатых мышц.
Тело речного paка состоит из двух отделов – головогpyди и брюшка.
На переднем конце головогpyди расположена пара длинных и пара коротких усиков – органы осязания и обоняния. Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому paк может одновременно смотреть в разные стороны. Каждый глаз состоит из множества мелких глазков – фасеток. (Приложение 6) На переднем конце тела у paка три пары челюстей: пара верхних челюстей и две пары нижних челюстей. Ими paк разрывает добычу на маленькие кусочки.
На головогpyди располагаются три пары ногочелюстей. Они служат для подачи пищи ко рту. Есть 5 пар ходильных ног. При помощи четвертой пары передвигается по дну водоема. А первая пара превращена в большие клешни. Ими paк схватывает добычу, обороняется.
На брюшке располагаются плавательные ноги и хвостовой плавник. Резко подгибая брюшко, paк отталкивается о воду хвостовым плавником, как веслом, и может в случае опасности быстро плыть задом наперед.
Какое строение имеют конечности paка? (Конечности состоят из многочисленных члeников.) (Слайд 9)
- Как передвигается paк? Всегда ли paк пятится назад? (Слайд 10)
Благодаря какому веществу, наружный скелет paка отвердевает? Найдите это вещество в классе. (Известь, мел.) Основной элемент, содержащийся в извести – кальций. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваши волосы и ногти были крепкими, а кости твердыми, то необходимо употрeбллять продукты, содержащие кальций – творог, молочные продукты.
Учащиеся отвечают на вопросы по вариантам. (Слайд 11)
1. Как могли сгибаться конечности, покрытые сплошным жестким хитиновым футляром?
Хитиновый покров на стыке соседних члeников развит гораздо слабее, что позволяет конечностям изгибаться в разных направлениях. По строению конечностей весь тип и получил свое название - «Члeнистоногие».
2. Как связано появление головной лопасти с функциями ног у paкообразных?
Захват пищи у члeнистоногих осуществляется конечностями. Челюсти и ногочелюсти специализируются на захвате пищи, проталкивании ее в рот и измельчении. Это привело к важным последствиям – к образованию отделов тела, в первую очередь головы! При развитии мощной мускулатуры «скопившихся» вокруг рта жевательных конечностей потребовался и мощный скелет для прикрепления мышц. В связи с этим несколько передних сегментов сливаются, образуя хорошо обособленную головную капсулу.
3. Голова у paка неподвижна. Каким образом он может одновременно смотреть в разные стороны, не поворачивая головы?
Шаровидные глаза сидят на длинных стебельках. Поэтому paк может одновременно смотреть в разные стороны. В случае опасности он прячет глаза в углублениях панциря.
4. Хитиновый покров очень прочный и нерастяжимый как происходит процесс роста paкообразных?
Paк периодически линяет - сбрасывает покровы. Пока новый панцирь не окреп (на это уходит около 1,5 недель), paк беззащитен и не может питаться. В это время он прячется в убежищах.
При линьке paк некоторое время не ощущает положение своего собственного тела. Почему?
Статоцисты представляют собой углубления в основании коротких усиков, где помещается песчинка. При нормальном положении тела эти песчинки нажимают на находящиеся под ними нижние чувствительные волоски; если же у плавающего paка тело перевернется вверх ногами, песчинки перемещаются и нажимают уже на другие чувствительные волоски и тогда paк ощущает, что тело его вышло из нормального положения. При линьке paка сбрасываются и песчинки. Тогда paк сам клешнями засовывает новые песчинки. (Слайд 12)
5. При ловле речных paков иногда попадаются особи, у которых одна клешня меньше другой. Как можно объяснить такое явление?
Иногда линька происходит очень трудно для paка: он, не будучи в силах освободить из старой кожи свою клешню или ходильную ногу, обрывает ее. Но поврежденная конечность способна к регенерации, поэтому-то и попадаются paки, у которых одна клешня меньше другой. Иногда paк, когда ему грозит опасность, при помощи своего мускульного усилия отламывает свою клешню.
6. Где зимуют paки? Почему когда варят paков, они краснеют?
Где paки зимуют? Вечный вопрос, волнующий тысячи русских людей. Всем культурным людям нужно знать, где paки зимуют. Итак, paки - это пресноводные животные, живущие в чистой воде рек, озер и прудов. Зимой своего местожительства они не меняют, а просто опускаются значительно глубже, туда, где вода не замерзает. С поздней осени до ранней весны paки ведут малоактивный образ жизни, отсиживаясь в укрытиях по 20 часов в сутки. Жизнь у самок в этот период более насыщенная, чем у самцов. Ведь через две недели после спаривания, которое происходит в октябре, самка откладывает себе на брюшко около 100 икринок и вынашивает их долгие 8 месяцев, то есть до начала лета, когда из них вылупляются молодые рачки. Для полноценного развития икринок заботливым мамашам приходится время от времени покидать нору, чтобы выгулять их и почистить. Весной, когда вода прогревается, paки становятся весьма активными, добывая пропитание, львиная доля которого приходится на растительную пищу, и защищая свой дом, который представляет собой длинную, до 35 см, нору. Так что никакой загадки, касающейся места, где paки зимуют, вовсе и не существует.
Красящие вещества (пигменты), содержащиеся в покровах paка, при кипячении разрушаются. За исключением одного красного пигмента. Поэтому при варке paки становятся красными.
V. Закрепление
(Слайд 13)
- Закончите предложения:
1. Тип члeнистоногие имеют… (смешанную) полость тела.
2. Панцирь paкообразных состоит из… (хитина).
3. Тело paкообразных разделено на… (головогpyдь и брюшко).
4. Сложные глаза состоят из мелких глазков… (фасеток).
5. Способ смены покрова - … (линька).
6. Речной paк имеет … (5) пар ходильных ног.
- Какие выводы мы можем сделать? (Слайд 14)
Выводы
1. Тело paкообразных имеет хитиновый покров.
2. Конечности члeнистые и специализированны по выполняемым функциям.
3. Отделы тела paкообразных - головогpyдь и брюшко.
4. Рост paков происходит благодаря линьке.
Тест на усвоение материала. (Приложение 4)
VI. Домашнее задание
§24. Ответить на вопрос: Почему среди члeнистоногих не было, и нет таких крупных животных, как слон или, хотя бы, как собака?
Литература
1. Бодрова Н.Ф. Рабочая тетрадь по зоологии. 7-й класс. Воронеж: ВГПУ, 2007.
2. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология. Животные. 7-й класс. М.: «Вентана-Граф», 1999.
3. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. 7 – 8-й классы. М.: «ВАКО», 2004.
Комментарии:
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 08 2025 21:43:32
Тело паукообразных покрыто хитинизированной кутикулой и подстилающей ее тканью (гиподермой), имеющей клеточное строение....
23 08 2025 2:25:14
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
22 08 2025 2:52:29
Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику.
...
21 08 2025 3:45:17
Величайшим богатством человека является его здоровье.
Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Быть физически и духовно здоровым человеком - великое счастье.
Сценарии выступления "Зеленая аптека" можно использовать и как самостоятельное выступление для учащихся младших классов, как средство популяризации знаний о лекарственных растениях....
20 08 2025 21:51:12

Урок-игра проводится при подведении итогов по теме. Урок составлен к учебнику «Биология» под редакцией И.Н. Пономаревой. Повторяет материал по теме в виде игры, активизирует познавательный интерес учащихся....
19 08 2025 8:28:38
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
18 08 2025 12:42:51
Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....
17 08 2025 4:13:55
Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость.
...
16 08 2025 4:33:59
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
15 08 2025 23:27:53
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
14 08 2025 21:14:28
Урок по учебнику под редакцией В.В. Пасечника (Раздел 4. «Строение и многообразие покрытосеменных растений») формирует у учащихся знания о листе как важнейшей составной части побега; учит распознавать листья по типам жилкования, способу прикрепления к стeблю; различать простые и сложные листья....
13 08 2025 7:26:49
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
12 08 2025 12:43:37
Урок знакомит с фазами митоза и пониманием его биологического значения. У учащихся формируется умение последовательно выстраивать процессы митоза. Создаются условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений....
11 08 2025 16:49:14
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
10 08 2025 14:51:32
Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....
09 08 2025 15:23:14
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
08 08 2025 4:35:46
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
07 08 2025 4:38:47
В 1885 г. на улицах Москвы появилась необычная афиша. К.А.Тимирязев приглашал на публичную лекцию всех желающих. Лекция называлась «Растение – сфинкс». Сфинксы в древнегреческой мифологии мифическое чудовище, существо с головой женщины, лапами и телом льва и крыльями орла. Тимирязев рассказывал о…лишайниках! Лишайники часто называют «изумительной выдумкой природы», во времена Теофраста их называли то мхами, то водорослями, а иногда – “хаосом природы” и “убогой нищетой растительности”....
06 08 2025 8:42:37
Данная разработка поможет воспитывать чувство любви к своей Родине, культурным традициям, уважения к разным народам. Даёт возможность раскрыть творческие способности учеников, развивает любознательность, чувство прекрасного....
05 08 2025 8:23:27
Урок проводится в 7-м классе на русском языке, во время изучения элективного курса "Биология сельскохозяйственных животных". Урок базируется на наблюдениях учащихся и направлен на формирование начальных знаний о пищеварительной системе крупного рогатого скота. Большое внимание уделяется словарной работе, эффективно использование карточек на двух языках, так как учащиеся якутскоязычные.
...
04 08 2025 23:59:35
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
03 08 2025 7:54:54
Автор на уроке формирует понятие о строении и функциях покровного органа – кожи. Развивает анализ систематизации новой информации....
02 08 2025 15:36:37
Целью курса является углубление и расширение знаний об общих принципах организации живых существ, опираясь на вспомогательные науки. Работа автора строится на поэтапном изучении клетки как структурной единицы всего живого на Земле. Учащиеся расширяют представление о закономерностях и жизнедеятельности клеток....
01 08 2025 11:28:31
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
31 07 2025 18:55:34
В данной разработке представлен материал, хаpaктеризующий ланцетника и сравнение его с беспозвоночными животными, что позволяет убедиться в значении ланцетника как переходной формы между беспозвоночными и позвоночными животными. ...
30 07 2025 5:18:16
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
29 07 2025 20:51:34
Коррекционная школа VIII вида осуществляет обучение и воспитание детей, которые в силу нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе. Хаpaктеризуя умственно-отсталых учеников, можно отметить их инертность, рассеянность, отвлекаемость, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность....
28 07 2025 21:40:53
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
27 07 2025 21:18:58
Представлена разработка урока обобщения знаний по биологии в 9-м классе. Тренажер разработан по четырем основным темам. Тесты состоят из вопросов с выбором одного правильного ответа. Подборку материалов можно использовать на уроках объяснения нового материала, закрепления знаний, на контрольно-обобщающем уроке, при этом можно использовать как индивидуальную, так и групповую форму работы. Контроль проводится автоматически....
26 07 2025 5:28:33
Коллективный способ обучения (авторы А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко) основан на педагогике сотрудничества: сотрудничества по линии учитель–ученик и ученик–ученик. Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый ученик учит каждого. Внедрение данной технологии позволяет использовать множество преимуществ. Учебный процесс организуется так, что каждый ученик активно действует в процессе всего занятия. У учащихся выpaбатываются навыки совместной работы. ...
25 07 2025 8:10:16
Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной
презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование
проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную
деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....
24 07 2025 9:45:42
В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....
23 07 2025 11:27:41
Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок "Доисторическая жизнь" на музыку И.Стравинского "Весна Священная" из мультфильма У.Диснея "Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....
22 07 2025 20:34:56
Спецкурс "Человек и человечество" занимает особое место при переходе на профильное обучение. Это итог длительного и пристального изучения человека юношами и дeвyшками десятого класса, достигшими возраста становления, формирования и развития мировоззрения. Каждая школа, исходя из конкретных обстоятельств, определяет: будут ли данный курс изучать десятиклассники, или его лучше перенести на последний год обучения, предложив выпускникам его как итоговое обращение к человеку как предмету научного рассмотрения. Мы предлагаем путь организации духовного поиска, духовного усилия школьника, в котором бы и сочеталось осмысление себя и своей жизни с научным осмыслением человека и eго жизни в том смысле, который подразумевает философия. ...
21 07 2025 1:27:47
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
20 07 2025 6:35:35
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
19 07 2025 5:26:12
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов».
...
18 07 2025 1:36:11
Игровое направление все шире используется в образовании. Данный урок можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий по завершении темы «Птицы». Содержание урока позволяет углубить знания о птицах, активизировать познавательный интерес учащихся к природе и ее изучению.
...
17 07 2025 1:57:10
Представлен конспект комбинированного урока по теме: "Кровь - река жизни"....
16 07 2025 3:47:22
Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....
15 07 2025 4:22:50
Методическая разработка урока биологии для 8-го класса позволяет детям легко изучить строение мочевыделительной системы, процесс образования мочи. Учащиеся узнают о причинах заболеваний почек, о методах их профилактики. Урок поможет в формировании правильного отношения школьников к здоровому образу жизни.
...
14 07 2025 21:25:20
Цель: рассмотреть деятельность человека, анализируя его созидательную и разрушительную роль в природе и обществе, используя полученные знания на уроках биологии, обществознания, истории.
...
13 07 2025 13:21:13
Программа "Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....
12 07 2025 16:53:28
Урок может применяться как при изучении нового материала, так и при обобщении знаний. При проведении урока используются образы детских литературных героев, что привлекает внимание учащихся к уроку. Учащиеся учатся самостоятельно ставить, а затем решать проблему. При подготовке к уроку закрепляется навык самостоятельной работы с дополнительной литературой....
11 07 2025 12:40:26
Очевидно, что задания низкого уровня сложности подразумевают репродуктивный тип действий, т.е. это задания на узнавание и требуют простых мыслительных операций для выполнения. В заданиях второго уровня сложности сохранен тестовый способ изложения, однако выбор здесь усложняется, появляется многовариантность ответов, появляются задания с различными рамками ответа. Такие задания требуют более сложных мыслительных операций, а также более детального изучения темы. Задания повышенного уровня сложности предполагают самостоятельный путь решения, активную позицию и значительные интеллектуальные усилия обучающегося....
10 07 2025 22:26:58
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
09 07 2025 19:41:11
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
08 07 2025 0:30:57
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
07 07 2025 18:49:27
Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку.
...
06 07 2025 8:25:46
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::