Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"


    Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

Цели занятия:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания студентов о сущности информации, ее свойствах, видах, единицах измерения, об информационных процессах;
  • расширить знания студентов о кодировании информации на примере живой природы;
  • совершенствовать умения студентов применять знания для решения задач.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений:
  • обобщения изученного материала;
  • поиска аналога изученному явлению.

Воспитательные:

  • способствовать формированию:
  • научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы;
  • способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда;
  • культуры прострaнcтвенного мышления.

Тип урока по основной образовательной цели: урок обобщения знаний и закрепления навыков решения задач.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • тексты индивидуальных заданий,
  • мультимедийный курс компании “Физикон” “Открытая биология”,
  • мультимедийная презентация занятия (Приложение 1).

Методическая цель: реализация межпредметных связей.

Литература.

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. – М.: Высшая школа, 2002.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Уч. пособие для 10-11 классов – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006 г. –512 с.:ил.
  3. Информатика. Задачник – пpaктикум в 2т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. –М.: Лаборатория базовых знаний,1999 г. –304 с.: ил.

План занятия.

  1. Организационный этап (Приложение 1, слайды 1-2).
  2. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 3).
  3. Этап обобщения и систематизации знаний.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира (Глобус – модель Земли, кристаллическая решетка – модель атома). Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

Повторение основных понятий теории “Информации” (фронтальная беседа) (Приложение 1, слайд 4).

1 Что такое информация? Информация – это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.
2 Какими свойствами должна обладать информация? Понятная

Полезная

Достоверная

Актуальная

Полная

Точная

3 Виды информации? Аналоговая

Цифровая

4 Единицы измерения информации? 1 бит

1 байт=8 бит

1 Кбайт=1024 байт

1 Мбайт=1024 Кбайт

1 Гбайт=1024 Мбайт

5 Как связаны количество событий и количество информации? N=2I
6 Информационные процессы? Хранение информации

Обработка информации

Передача информации

Поиск информации

Кодирование информации

7 Что такое кодирование? Кодирование – это операция преобразования знаков одной системы в знаки другой знаковой системы.
8 Какое кодирование используется в компьютере? Двоичное кодирование.
9 Как десятичное число перевести в двоичную систему счисления? Необходимо сначала само число, а затем все последующие частные разделить на основание системы счисления. Тогда цифры остатков будут представлять число в двоичной системе счисления.

Сообщение студента на тему “Двоичное кодирование текстовой информации” (Приложение 1, слайды 5-10, Приложение 2).

Кодирование информации в живой природе (Приложение 1, слайды 11-17).

Рассмотрим кодирование информации в живой природе на примере наследственной информации.

Для этого попробуем проанализировать понятие “наследственная информация”.

О чем эта информация? Наследственная - от слова “наследственность” – свойство организма передавать признаки из поколения в поколение. Таким образом, это информация о признаках организмов. Признаки организма от цвета глаз до умственных способностей определяются присущими только этому организму молекулами белков. Белок представляет собой полипептидную цепочку из повторяющихся 20 разных аминокислот. Специфичность белков определяется количеством аминокислот, их процентным содержанием и порядком соединения. Следовательно, наследственная информация это информация о том, сколько аминокислот, какие аминокислоты и в каком порядке соединятся при образовании молекулы белка.

Теперь попробуем ответить на вопрос: Где находится и хранится эта информация? (Ядро клетки, хромосомы, ДНК) В клеточных организмах ДНК содержится в хромосомах.

Хромосомы эукариот представляют собой линейную молекулу ДНК. Эукариотическая ДНК обматывает белковые частицы – гистоны, располагающиеся вдоль ДНК через определённые интервалы, образуя хроматин – волокна, из которых состоят хромосомы. Комплексы участков ДНК и гистонов называются нуклеосомами. Нуклеосомы упорядочены в прострaнcтве, за счёт чего достигается плотная упаковка ДНК в хромосоме.

Трёхмерная прострaнcтвенная модель структуры ДНК (т. н. “двойная спираль”) была предложена в 1953 году Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком, (модель Уотсона–Крика). Согласно этой модели, ДНК состоит из двух комплементарных цепей, образующих двойную спираль. Такая структура не только соответствовала известным химическим данным о ДНК, но и объясняла механизм ее самоудвоения, обеспечивающий передачу информации при делении клетки. Размеры ДНК зависят от типа организма. Физическая длина ДНК вирусов составляет десятки микрометров, бактерий – миллиметры, а человека – 2 метра. Общая длина всех ДНК человека составляет 2•1010 км.

 Участки ДНК, кодирующие белковые цепи, называются структурными генами, поэтому наследственная информация = генетическая информация. В классической биологии гены рассматривали как часть хромосомы, определяющей какой-то наследственный признак. Более точное определение дала молекулярная биология: ген – фрагмент генетического кода, который может синтезировать только один определённый полипептид. Наряду со структурными генами ДНК содержит регуляторные последовательности. Они могут обозначать начало или конец структурного гена.

В 1961 году Крик и его сотрудники установили основные принципы генетического кода, показав, каким образом последовательность нуклеотидов, мономерных единиц ДНК, переводится (трaнcлируется) в последовательность аминокислот, мономерных единиц белка. Генетический код – система записи информации о последовательности аминокислот в полипептиде последовательностью нуклеотидов ДНК или РНК В настоящее время эта система записи считается расшифрованной. Свойства генетического кода:

  • Триплетность: каждая аминокислота кодируется сочетанием из трех нуклеотидов (триплетом, кодоном).
  • Однозначность (специфичность): триплет соответствует только одной аминокислоте.
  • Вырожденность: аминокислоты могут кодироваться несколькими (до шести) кодонами.
  • Универсальность: система кодирования аминокислот одинакова у всех организмов Земли.
  • Неперекрываемость: последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов.

Вопрос: Какие из свойств генетического кода хаpaктерны для двоичного кода, используемого в информатике?

Свойство вырожденности присуще только генетическому коду. В наследственной информации необходимо закодировать 20 разных аминокислот при помощи 4 разных нуклеотидов. Один нуклеотид не может соответствовать одной аминокислоте, так как их значительно больше. Возьмем сочетание двух нуклеотидов, при этом можно составить 42 =16 разных сочетаний, которых тоже не хватит для всех 20 аминокислот. При использовании сочетания 3-х нуклеотидов получим 43 = 64 различных варианта сочетаний. Следовательно, возможность кодирования (64) больше необходимости кодирования (20).

В информатике для кодирования числовой и текстовой информации на ПК необходимо закодировать 256 символов, для этого используются два знака (1 и 0) в сочетании по 8 и получается 28 = 256. Таким образом, в данном случае возможность кодирования равна необходимости кодирования.

Вопрос: Можно ли известную генетическую информацию закодировать с помощью знаков, используемых в информатике (1 и 0)?

В биологии триплет - 3 нуклеотида (ГГЦ) кодирует 1 аминокислоту (глицин).

64= 43 = (22)3= 26. Cледовательно, каждый триплет несет 6 бит информации, а каждый нуклеотид – 2 бит информации и каждый нуклеотид необходимо закодировать сочетанием двух знаков (1 и 0)

Например:

  • А - 00
  • Т - 11
  • Г - 10
  • Ц - 01

Тогда аминокислоту глицин можно представить в виде кода 101001.

Применение знаний для решения задач.

  • На компьютере создано объявление, содержащее 90 символов. Какой объем информации оно содержит?

Решение: N=2I 256=28 1 символ несет 8 бит информации 90*8 бит=720 бит=90 байт.

  • ДНК человека можно представить себе как некоторое слово в 4-х буквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи. Определите, сколько бит информации несет один символ в ДНК человека?

Решение: N=2I 4=22 1 символ ДНК несет 2 бита информации.

  • Сколько информации (в битах) содержит ДНК, состоящая примерно из 1,5* 1023 нуклеотидов?

Решение: N=2I 4=22 1 нуклеотид несет 2 бита информации.

  • Цепочка ДНК несет 2*1,5* 1023=3* 1023 бит информации. Сколько информации (в битах) содержит ДНК, состоящая примерно из 3* 1025 нуклеотидов?

Решение: N=2I 4=22 1 нуклеотид несет 2 бита информации.

  • Цепочка ДНК несет 2*3* 1023=6* 1023 бит информации. У одного микроорганизма ДНК содержит 25010 нуклеотидов, а у другого – 34010 нуклеотидов. Вычислите сумму нуклеотидов в двоичной системе счисления.

Решение: 25010=111110102

34010=1010101002

    1 0 1 0 1 0 1 0 0
  +   1 1 1 1 1 0 1 0
  1 0 0 1 0 0 1 1 1 0
  • У одного микроорганизма ДНК содержит 30010 нуклеотидов, а у другого – 18010 нуклеотидов. Вычислите разницу нуклеотидов в двоичной системе счисления.

Решение: 30010=1001011002

18010=101101002

  1 0 0 1 0 1 1 0 0
--   1 0 1 1 0 1 0 0
      1 1 1 1 0 0 0
  • Количество А-нуклеотидов в ДНК человека, закодированных в восьмеричной системе счисления равно 2058, Г-нуклеотидов – 2438. Определите количество Т-нуклеотидов и Ц-нуклеотидов в десятичной системе счисления.

Решение: 2058=13310

2438=16310

количество А-нуклеотидов = количество Т-нуклеотидов=13310

Г-нуклеотидов = Ц-нуклеотидов=16310

  • Количество Ц-нуклеотидов в ДНК человека, закодированных в шестнадцатеричной системе счисления равно 9А16, Т-нуклеотидов – 14F16. Определите количество А-нуклеотидов и Г-нуклеотидов в десятичной системе счисления.

Решение: 9А16= 15410 14F16= 33510 Количество Ц-нуклеотидов= количеству Г-нуклеотидов= 15410 ; количество Т-нуклеотидов = количеству А-нуклеотидов=33510 ).

  • Перекодируйте известную генетическую информацию РНК: Г-Г-Ц-Ц-Ц-А-Г-У-У в двоичную систему кодирования. Самостоятельно запишите двоичный код для каждого нуклеотида.

Процессы передачи и реализации генетической информации в клетке.

Каким образом может передаваться и использоваться в клетке генетическая информация? Это происходит в три этапа:

  • репликация (копирование родительской ДНК с образованием дочерних ДНК) ;
  • трaнcкрипция (переписывание генетической информации в форме РНК) ;
  • трaнcляция (перевод информации с РНК на белковую форму).

Примечание: Изучение особенностей каждого процесса сопровождается демонстрацией анимационных моделей мультимедийного курса компании “Физикон” “Открытая биология”.

Сообщение студента на тему “Сравнительная хаpaктеристика носителей информации” (Приложение 3).

Задание: Проранжируйте известные носители информации по информационной емкости, надежности и долговременности хранения информации.

Заключение.

Таким образом, молекулы ДНК как носители и хранители информации хаpaктеризуются самой большой емкостью, надежностью, длительностью хранения информации. Следовательно, изучение особенностей кодирования и хранения информации в живой природе может способствовать совершенствованию имеющихся цифровых носителей информации.



Комментарии:

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

27 04 2024 8:38:18

Урок-семинар по теме "Иммунитет"


    Урок-семинар по теме "Иммунитет"

      Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....

26 04 2024 2:50:43

Строение клетки


    Строение клетки

      Урок изучения нового материала о строении клетки сопровождается рассказом учителя с элементами беседы, демонстрацией иллюстрированной презентации и заполнением учащимися структурно-логической схемы. В результате изучения данной темы учащиеся углубят знания о строении клетки, сформируют умения производить сравнительный анализ растительной и животной клетки, выработают навыки структурирования материала по теме урока. ...

25 04 2024 4:56:58

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"


    Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

      Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный «Тематический круглый стол». ...

24 04 2024 11:15:25

Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение


    Шляпочные грибы, их строение, питание и размножение

      Представлен конспект урока на тему "Шляпочные грибы, их строение, питание, размножение". На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, питания и размножения шляпочных грибов....

23 04 2024 11:27:42

Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ


    Развитие мыслительных навыков учащихся на примере урока биологии с применением технологии РКМЧП и ИКТ

      Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль. ...

22 04 2024 18:16:12

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека

Многообразие птиц. Значение птиц в природе и жизни человека Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....

21 04 2024 6:15:24

Строение и функции органов дыхания


    Строение и функции органов дыхания

      Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....

20 04 2024 3:53:14

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

19 04 2024 3:11:27

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

18 04 2024 23:17:33

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

17 04 2024 10:37:55

Занятие по теме "Жизнь леса". 5–6-й класс

Занятие посвящено изучению леса как растительного сообщества и биогеоценоза. В ходе занятия рассматривается понятие "ярус" леса и других компонентов лесного сообщества – грибов, лишайников, животных. Учащиеся знакомятся с видовым разнообразием лесов....

16 04 2024 5:14:31

Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"


    Коллективная сказка-игра для учащихся младших классов "Лягушачьи истории"

      Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....

15 04 2024 9:25:58

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

14 04 2024 20:48:59

Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Расы человека"

      Урок, посвященный расам, никогда не оставляет учеников безучастными. Здесь приводятся интересные факты. Использование презентации делает урок ярким и запоминающимся. На этом уроке у учащихся окончательно формируется представление о единстве происхождения рас человека, о равенстве между ними. ...

13 04 2024 1:41:36

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

12 04 2024 7:44:55

Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс


    Внеклассное мероприятие по теме "Мисс Биология". 9‒10-й класс

      Мероприятие проводится на неделе естественных наук. Учащиеся активизируют и закрепляют знания; развивается познавательный интерес к биологии....

11 04 2024 0:55:59

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

10 04 2024 21:30:47

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

09 04 2024 21:53:33

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

08 04 2024 14:29:57

Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе


    Рабочая тетрадь по краеведению в 8-м классе

      Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....

07 04 2024 18:12:26

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

06 04 2024 5:23:25

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

05 04 2024 9:31:22

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

04 04 2024 12:44:35

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....

03 04 2024 12:49:36

План-конспект открытого урока по теме "Многообразие живого мира России"

План занятия с целью формирования представления о многообразии живых организмов на территории России. Сопровождается мультимедийной презентацией....

02 04 2024 13:48:35

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

01 04 2024 4:47:57

Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"


    Открытый урок биологии в 10-м классе по теме "Эукариотическая клетка. Цитоплазма. Органоиды"

      Урок проводился с использованием ИКТ: на этапе мотивации - мультимедийная презентация; на этапе закрепления - лабораторный пpaктикум. По ходу урока учащиеся вносили полученные результаты в информационные карты. Наличие информационных карт позволило им оценить свой труд. В конце урока каждый учащийся получил дискету с презентацией для анализа изученного материала дома. ...

31 03 2024 10:50:24

Урок-модуль "Генетика и медицина"


    Урок-модуль "Генетика и медицина"

      Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

30 03 2024 12:52:57

Урок по теме "Головной мозг"


    Урок по теме "Головной мозг"

      Предлагаемая разработка урока создана по курсу Н.И. Сонина, М.Р. Сапина "Человек" для 8-го класса. Она соответствует учебной программе, учебнику и не предполагает использование рабочей тетради. Данная методическая карта может быть применена и при работе по другим программам. Выделены основные этапы урока, прописано содержание деятельности учителя и ученика, дан подробный план и рабочие материалы для ученика. Урок проводится с использованием методов активного обучения, картотеки учебных форм, разработанной Галеевой Н.Л., и современных информационных технологий. ...

29 03 2024 3:32:24

Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"


    Урок биологии в 10-м классе "Формы размножения организмов"

      Урок позволяет повторить и обобщить знания о бесполом, пoлoвoм размножении, их биологической сущности, значении вегетативного размножения в сельском хозяйстве, о митозе и мейозе, а также об эволюции гамет и особенностях их строения. Углубляются знания о cпepматогенезе и овогенезе, обсуждается современная демографическая ситуация в России, возможные пути решения проблемы демографического спада. ...

28 03 2024 23:32:13

Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"


    Лабораторная работа "Растительные пигменты, получение, свойства"

      Цель лабораторной работы – доказать, что в лепестках цветов растений нет белого пигмента, изучить свойства антоцианов и объяснить изменение цвета цветов, плодов растений....

27 03 2024 17:34:34

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

26 03 2024 11:50:45

Исследовательская деятельность в системе профильного обучения


    Исследовательская деятельность в системе профильного обучения

      Большую роль в профильной подготовке играет внеурочная деятельность. В нашей гимназии организовано научное общество учащихся, которое занимается исследовательской работой, что позволяет добиться целей, стоящих перед профильным обучением. Исследовательская деятельность подразумевает участие в олимпиадах, экологических конференциях, неделях науки, проведение научно-пpaктических конференций в гимназии № 1. ...

25 03 2024 20:24:47

«Рациональное питание». 8-й класс


    «Рациональное питание». 8-й класс

      Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....

24 03 2024 0:25:27

Эколого–краеведческий центр "Росток"

Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...

23 03 2024 3:53:37

Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"


    Интегрированный урок биологии и английского языка по теме "Генетика и молодежные субъкультуры"

      Мир вступил в XXI век. Потребность нашего общества – образование и воспитание поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни. Важно не только воспитание учащихся с активно-жизненной позицией, умеющих не теряться в любой ситуации, но и формирование у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, понимания значимости здоровья в жизни. ...

22 03 2024 13:29:15

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

21 03 2024 10:11:36

Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»


    Внеклассное мероприятие «Что ты знаешь о птицах?»

      На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....

20 03 2024 5:29:23

Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"


    Проект урока биологии в 7-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся"

      Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся. ...

19 03 2024 0:17:11

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

18 03 2024 17:28:37

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интеpaктивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика. Статья представляет собой обобщение опыта по экспериментальному внедрению информационных технологий в учебно-воспитательный процесс на уроках биологии. ...

17 03 2024 11:37:54

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

16 03 2024 12:13:37

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

15 03 2024 2:41:56

Рациональное питание. 8-й класс


    Рациональное питание. 8-й класс

      Учащиеся формируют знания о здоровых принципах питания, которые укрепляют организм; учатся подбирать продукты для составления меню с учетом калорийности продуктов; уметь анализировать свой суточный рацион и определять его соответствие нормам питания. Воспитывают стремление к здоровому образу жизни....

14 03 2024 4:20:36

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе


    Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

      Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

13 03 2024 15:13:12

Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)


    Модульный урок № 1 по теме: "Введение. Биологические науки". Общая биология (9-й класс)

      Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса. ...

12 03 2024 0:20:40

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

11 03 2024 12:14:22

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

10 03 2024 18:55:23

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

09 03 2024 11:16:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::