Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    

Интегрированное занятие по теме "Теория информации. Информационные процессы"

Источник - https://kolomna.diezel76.ru/catalog/for/dvigateli-na-dizelnye-stantsii/ Двигатели на Дизельные станции в Коломне


Цели занятия:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания студентов о сущности информации, ее свойствах, видах, единицах измерения, об информационных процессах;
  • расширить знания студентов о кодировании информации на примере живой природы;
  • совершенствовать умения студентов применять знания для решения задач.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений:
  • обобщения изученного материала;
  • поиска аналога изученному явлению.

Воспитательные:

  • способствовать формированию:
  • научного мировоззрения на основе познаваемости живой природы;
  • способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда;
  • культуры прострaнcтвенного мышления.

Тип урока по основной образовательной цели: урок обобщения знаний и закрепления навыков решения задач.

Оборудование:

  • персональный компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • тексты индивидуальных заданий,
  • мультимедийный курс компании “Физикон” “Открытая биология”,
  • мультимедийная презентация занятия (Приложение 1).

Методическая цель: реализация межпредметных связей.

Литература.

  1. Мамонтов С.Г., Захаров В.Б. Общая биология. – М.: Высшая школа, 2002.
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Уч. пособие для 10-11 классов – М.: Лаборатория базовых знаний, 2006 г. –512 с.:ил.
  3. Информатика. Задачник – пpaктикум в 2т./Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. –М.: Лаборатория базовых знаний,1999 г. –304 с.: ил.

План занятия.

  1. Организационный этап (Приложение 1, слайды 1-2).
  2. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 3).
  3. Этап обобщения и систематизации знаний.

Получение и преобразование информации является условием жизнедеятельности любого организма. На основе информации, полученной с помощью органов чувств, и теоретических знаний, приобретенных в процессе обучения, человек создает информационные модели окружающего мира (Глобус – модель Земли, кристаллическая решетка – модель атома). Такие модели позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире и принимать правильные решения для достижения поставленных целей.

Повторение основных понятий теории “Информации” (фронтальная беседа) (Приложение 1, слайд 4).

1 Что такое информация? Информация – это отражение предметного мира с помощью знаков и сигналов.
2 Какими свойствами должна обладать информация? Понятная

Полезная

Достоверная

Актуальная

Полная

Точная

3 Виды информации? Аналоговая

Цифровая

4 Единицы измерения информации? 1 бит

1 байт=8 бит

1 Кбайт=1024 байт

1 Мбайт=1024 Кбайт

1 Гбайт=1024 Мбайт

5 Как связаны количество событий и количество информации? N=2I
6 Информационные процессы? Хранение информации

Обработка информации

Передача информации

Поиск информации

Кодирование информации

7 Что такое кодирование? Кодирование – это операция преобразования знаков одной системы в знаки другой знаковой системы.
8 Какое кодирование используется в компьютере? Двоичное кодирование.
9 Как десятичное число перевести в двоичную систему счисления? Необходимо сначала само число, а затем все последующие частные разделить на основание системы счисления. Тогда цифры остатков будут представлять число в двоичной системе счисления.

Сообщение студента на тему “Двоичное кодирование текстовой информации” (Приложение 1, слайды 5-10, Приложение 2).

Кодирование информации в живой природе (Приложение 1, слайды 11-17).

Рассмотрим кодирование информации в живой природе на примере наследственной информации.

Для этого попробуем проанализировать понятие “наследственная информация”.

О чем эта информация? Наследственная - от слова “наследственность” – свойство организма передавать признаки из поколения в поколение. Таким образом, это информация о признаках организмов. Признаки организма от цвета глаз до умственных способностей определяются присущими только этому организму молекулами белков. Белок представляет собой полипептидную цепочку из повторяющихся 20 разных аминокислот. Специфичность белков определяется количеством аминокислот, их процентным содержанием и порядком соединения. Следовательно, наследственная информация это информация о том, сколько аминокислот, какие аминокислоты и в каком порядке соединятся при образовании молекулы белка.

Теперь попробуем ответить на вопрос: Где находится и хранится эта информация? (Ядро клетки, хромосомы, ДНК) В клеточных организмах ДНК содержится в хромосомах.

Хромосомы эукариот представляют собой линейную молекулу ДНК. Эукариотическая ДНК обматывает белковые частицы – гистоны, располагающиеся вдоль ДНК через определённые интервалы, образуя хроматин – волокна, из которых состоят хромосомы. Комплексы участков ДНК и гистонов называются нуклеосомами. Нуклеосомы упорядочены в прострaнcтве, за счёт чего достигается плотная упаковка ДНК в хромосоме.

Трёхмерная прострaнcтвенная модель структуры ДНК (т. н. “двойная спираль”) была предложена в 1953 году Джеймсом Уотсоном и Фрэнсисом Криком, (модель Уотсона–Крика). Согласно этой модели, ДНК состоит из двух комплементарных цепей, образующих двойную спираль. Такая структура не только соответствовала известным химическим данным о ДНК, но и объясняла механизм ее самоудвоения, обеспечивающий передачу информации при делении клетки. Размеры ДНК зависят от типа организма. Физическая длина ДНК вирусов составляет десятки микрометров, бактерий – миллиметры, а человека – 2 метра. Общая длина всех ДНК человека составляет 2•1010 км.

 Участки ДНК, кодирующие белковые цепи, называются структурными генами, поэтому наследственная информация = генетическая информация. В классической биологии гены рассматривали как часть хромосомы, определяющей какой-то наследственный признак. Более точное определение дала молекулярная биология: ген – фрагмент генетического кода, который может синтезировать только один определённый полипептид. Наряду со структурными генами ДНК содержит регуляторные последовательности. Они могут обозначать начало или конец структурного гена.

В 1961 году Крик и его сотрудники установили основные принципы генетического кода, показав, каким образом последовательность нуклеотидов, мономерных единиц ДНК, переводится (трaнcлируется) в последовательность аминокислот, мономерных единиц белка. Генетический код – система записи информации о последовательности аминокислот в полипептиде последовательностью нуклеотидов ДНК или РНК В настоящее время эта система записи считается расшифрованной. Свойства генетического кода:

  • Триплетность: каждая аминокислота кодируется сочетанием из трех нуклеотидов (триплетом, кодоном).
  • Однозначность (специфичность): триплет соответствует только одной аминокислоте.
  • Вырожденность: аминокислоты могут кодироваться несколькими (до шести) кодонами.
  • Универсальность: система кодирования аминокислот одинакова у всех организмов Земли.
  • Неперекрываемость: последовательность нуклеотидов имеет рамку считывания по 3 нуклеотида, один и тот же нуклеотид не может быть в составе двух триплетов.

Вопрос: Какие из свойств генетического кода хаpaктерны для двоичного кода, используемого в информатике?

Свойство вырожденности присуще только генетическому коду. В наследственной информации необходимо закодировать 20 разных аминокислот при помощи 4 разных нуклеотидов. Один нуклеотид не может соответствовать одной аминокислоте, так как их значительно больше. Возьмем сочетание двух нуклеотидов, при этом можно составить 42 =16 разных сочетаний, которых тоже не хватит для всех 20 аминокислот. При использовании сочетания 3-х нуклеотидов получим 43 = 64 различных варианта сочетаний. Следовательно, возможность кодирования (64) больше необходимости кодирования (20).

В информатике для кодирования числовой и текстовой информации на ПК необходимо закодировать 256 символов, для этого используются два знака (1 и 0) в сочетании по 8 и получается 28 = 256. Таким образом, в данном случае возможность кодирования равна необходимости кодирования.

Вопрос: Можно ли известную генетическую информацию закодировать с помощью знаков, используемых в информатике (1 и 0)?

В биологии триплет - 3 нуклеотида (ГГЦ) кодирует 1 аминокислоту (глицин).

64= 43 = (22)3= 26. Cледовательно, каждый триплет несет 6 бит информации, а каждый нуклеотид – 2 бит информации и каждый нуклеотид необходимо закодировать сочетанием двух знаков (1 и 0)

Например:

  • А - 00
  • Т - 11
  • Г - 10
  • Ц - 01

Тогда аминокислоту глицин можно представить в виде кода 101001.

Применение знаний для решения задач.

  • На компьютере создано объявление, содержащее 90 символов. Какой объем информации оно содержит?

Решение: N=2I 256=28 1 символ несет 8 бит информации 90*8 бит=720 бит=90 байт.

  • ДНК человека можно представить себе как некоторое слово в 4-х буквенном алфавите, где каждой буквой помечается звено цепи. Определите, сколько бит информации несет один символ в ДНК человека?

Решение: N=2I 4=22 1 символ ДНК несет 2 бита информации.

  • Сколько информации (в битах) содержит ДНК, состоящая примерно из 1,5* 1023 нуклеотидов?

Решение: N=2I 4=22 1 нуклеотид несет 2 бита информации.

  • Цепочка ДНК несет 2*1,5* 1023=3* 1023 бит информации. Сколько информации (в битах) содержит ДНК, состоящая примерно из 3* 1025 нуклеотидов?

Решение: N=2I 4=22 1 нуклеотид несет 2 бита информации.

  • Цепочка ДНК несет 2*3* 1023=6* 1023 бит информации. У одного микроорганизма ДНК содержит 25010 нуклеотидов, а у другого – 34010 нуклеотидов. Вычислите сумму нуклеотидов в двоичной системе счисления.

Решение: 25010=111110102

34010=1010101002

    1 0 1 0 1 0 1 0 0
  +   1 1 1 1 1 0 1 0
  1 0 0 1 0 0 1 1 1 0
  • У одного микроорганизма ДНК содержит 30010 нуклеотидов, а у другого – 18010 нуклеотидов. Вычислите разницу нуклеотидов в двоичной системе счисления.

Решение: 30010=1001011002

18010=101101002

  1 0 0 1 0 1 1 0 0
--   1 0 1 1 0 1 0 0
      1 1 1 1 0 0 0
  • Количество А-нуклеотидов в ДНК человека, закодированных в восьмеричной системе счисления равно 2058, Г-нуклеотидов – 2438. Определите количество Т-нуклеотидов и Ц-нуклеотидов в десятичной системе счисления.

Решение: 2058=13310

2438=16310

количество А-нуклеотидов = количество Т-нуклеотидов=13310

Г-нуклеотидов = Ц-нуклеотидов=16310

  • Количество Ц-нуклеотидов в ДНК человека, закодированных в шестнадцатеричной системе счисления равно 9А16, Т-нуклеотидов – 14F16. Определите количество А-нуклеотидов и Г-нуклеотидов в десятичной системе счисления.

Решение: 9А16= 15410 14F16= 33510 Количество Ц-нуклеотидов= количеству Г-нуклеотидов= 15410 ; количество Т-нуклеотидов = количеству А-нуклеотидов=33510 ).

  • Перекодируйте известную генетическую информацию РНК: Г-Г-Ц-Ц-Ц-А-Г-У-У в двоичную систему кодирования. Самостоятельно запишите двоичный код для каждого нуклеотида.

Процессы передачи и реализации генетической информации в клетке.

Каким образом может передаваться и использоваться в клетке генетическая информация? Это происходит в три этапа:

  • репликация (копирование родительской ДНК с образованием дочерних ДНК);
  • трaнcкрипция (переписывание генетической информации в форме РНК);
  • трaнcляция (перевод информации с РНК на белковую форму).

Примечание: Изучение особенностей каждого процесса сопровождается демонстрацией анимационных моделей мультимедийного курса компании “Физикон” “Открытая биология”.

Сообщение студента на тему “Сравнительная хаpaктеристика носителей информации” (Приложение 3).

Задание: Проранжируйте известные носители информации по информационной емкости, надежности и долговременности хранения информации.

Заключение.

Таким образом, молекулы ДНК как носители и хранители информации хаpaктеризуются самой большой емкостью, надежностью, длительностью хранения информации. Следовательно, изучение особенностей кодирования и хранения информации в живой природе может способствовать совершенствованию имеющихся цифровых носителей информации.


Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

08 02 2023 7:18:54

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

07 02 2023 15:10:42

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

06 02 2023 0:56:47

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

05 02 2023 17:33:51

Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"


    Статья "Решение генетических задач по биологии в 10-м классе по методике «Взаимообмен заданиями»"

      Урок биологии в 10-м классе с использованием методики «Взаимообмен заданиями» (авторская методика кандидата физико-математических наук М.А. Мкртчяна) для отработки генетической терминологии и для решения генетических задач. Для работы учащимся выдается алгоритм, правила работы и карточки с заданием, на столе учителя листок учета и карточки с решениями, на доске записаны вопросы рефлексии. ...

04 02 2023 6:27:13

Тьюторский проект


    Тьюторский проект

      Успешность каждого человека в жизни во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализация личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. С этой проблемой школьник может не справиться. Ему нужен наставник, опекун (тьютор). Это учитель-предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования....

03 02 2023 19:57:21

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

02 02 2023 20:34:25

Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"


    Урок "Особенности строения клеток бактерий, грибов, растений, животных"

      Урок в 10-м классе с использованием модульной и информационной технологий. Предусмотрено: работа учащихся по группам и в парах на компьютерах, тестирование, пpaктическая работа, работа с рисунками, схемами, рейтинговая система выставления оценки. Использование информационных технологий на данном уроке выполняет две основные задачи: качественно повышает уровень наглядности урока, качественно повышает интерес учащихся к изучаемому материалу и уровень его усвоения....

01 02 2023 2:12:17

Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные


    Отряды птиц. Дневные хищные, совы, куриные

      Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....

31 01 2023 2:55:27

Экологический проект "Галактика"

В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....

30 01 2023 3:55:38

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

29 01 2023 5:49:19

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"


    Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

      Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

28 01 2023 10:55:47

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

27 01 2023 11:15:10

Господин кабан и свинка-господинка

Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...

26 01 2023 22:54:49

Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"


    Урок-экспедиция. Тема урока "Ткани. Типы тканий и их свойства"

      Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....

25 01 2023 2:30:55

Тема урока: "Биосинтез белков"


    Тема урока: "Биосинтез белков"

      Цель урока: закрепить знания о гене, генетическом ходе; сформировать умение о механизме трaнcляции, синтезе белков в рибосомах, использовать знания о механизме биосинтеза белков при решении задач по молекулярной биологии; восприятие и первичное осознание учащихся нового учебного материала; усвоение учащимися программного материала на разных уровнях обучения....

24 01 2023 1:53:28

"Поговорим о паукообразных". 7-й класс


    "Поговорим о паукообразных". 7-й класс

      Учащимся нужно изучить особенности строения и жизнедеятельности паукообразных; установить их значение в природе и жизни человека. Цель: учить обобщать, анализировать, делать выводы; развивать творческие способности учащихся, умение работать в группах; воспитывать бережное отношение к окружающей среде....

23 01 2023 0:41:50

Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс


    Дыхательные движения. Жизненная емкость лёгких. 8-й класс

      Урок призван сформировать понятие «жизненная емкость легких», разъяснить механизм вдоха и выдоха, роль дыхательного центра в ритмичном чередовании вдоха и выдоха, раскрыть механизм нейрогумopaльной регуляции дыхания....

22 01 2023 5:10:56

Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"


    Обобщающий урок-игра "Прощание с ботаникой"

      Занятие проводится в 6-м классе по окончании изучения курса ботаники в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов. Урок интересен тем, что учащиеся в игровой форме повторяют изученный материал, проявляют свою эрудицию, смекалку, а также творческие способности. Проведение урока способствует сплочению коллектива, формированию коммуникативных навыков, выработке умения выражать и отстаивать свою точку зрения. ...

21 01 2023 8:27:50

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

20 01 2023 8:25:44

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

19 01 2023 21:47:38

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"


    Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

      Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и пpaктические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

18 01 2023 2:17:45

Урок биологии по теме "Строение семян"


    Урок биологии по теме "Строение семян"

      На уроке учащиеся знакомятся со строением семян однодольных и двудольных растений. Формируется представление о многообразии семян и значении семян в жизни растений. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу по изучению строения семени фасоли и зерновки пшеницы....

17 01 2023 15:52:29

Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"


    Открытый урок "Пищеварение в ротовой полости"

      Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....

16 01 2023 0:25:45

Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене


    Профилактическая работа по воспитанию негативного отношения к вредным привычкам в среднем и старшем звене

      В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....

15 01 2023 7:45:43

Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Методическая разработка урока по теме: "Гигиенические условия нормального пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      При изучении раздела "Пищеварение" целесообразно проведение урока "Гигиенические условия нормального пищеварения", в ходе которого необходимо разъяснить учащимся гигиенические условия нормального пищеварения, познакомить их с профилактикой пищевых отравлений и желудочно-кишечных заболеваний. Особенно важно акцентировать внимание на тех факторах, которые оказывают значительное нeблагоприятное воздействие на организм человека и являются факторами риска. К их числу относится в первую очередь употрeбление алкоголя, а также курение. ...

14 01 2023 6:50:26

Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"


    Урок природоведения в 7-м классе по теме "Строение цветка"

      Цель урока – познакомить учащихся со строением цветка....

13 01 2023 21:45:55

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

12 01 2023 13:25:14

Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс

      Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....

11 01 2023 17:57:54

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

10 01 2023 0:25:14

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

09 01 2023 21:44:47

Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"


    Программа по выбору для 9-х классов "Лес и человек"

      Программа курса по выбору актуальна в условиях подготовки учащихся к осознанному выбору учащимися естественно-научного профиля обучения. Она рассчитана на 18 часов и является дополнением к основному курсу экологии и биологии. Направлена на расширение и углубление знаний о многостороннем значении лесов, их распространении, а также знакомит с проблемами взаимодействия леса и человека. ...

08 01 2023 6:21:47

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

07 01 2023 6:47:30

Строение и работа сердца человека. Его основные функции

Строение и работа сердца человека. Его основные функции Сердце представляет собой полый, мышечный орган, имеющий форму конуса. Расположено сердце в грудной клетке, позади гpyдины. Расширенная часть его — основание — обращено кверху, взад и вправо, а узкая верхушка — вниз, вперед, влево....

06 01 2023 4:36:10

Урок по теме "Минералы"


    Урок по теме "Минералы"

      В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....

05 01 2023 19:57:44

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции

Массовый и индивидуальный формы отбора в селекции Массовый отбор основан на отборе по фенотипу. Индивидуальный базируется на выделении особей с известным генотипом, определенным по продуктивности потомства....

04 01 2023 6:36:32

Тема урока: "Строение семян". 6-й класс


    Тема урока: "Строение семян". 6-й класс

      В ходе урока учащиеся определяют понятия «зародыш», «двудольные», «однодольные», «вегетативные органы», «репродуктивные органы». Анализируют типы семян. Узнают и запоминают строение семян двудольных и однодольных растений....

03 01 2023 11:52:10

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций

Деятельность человека: влияние на воспроизведение популяций Хозяйственная деятельность человека изменяет условия существования многих видов растений и животных. Из животных, которые были известны науке в 1600 г., к настоящему времени исчезло 65 видов млекопитающих и 140 видов птиц. Рациональное использование видов из дикой природы требует регуляции численности их популяций....

02 01 2023 16:25:44

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

01 01 2023 23:32:37

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

31 12 2022 23:22:24

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....

30 12 2022 15:41:50

Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"


    Урок-игра "Мир рептилий" по теме "Пресмыкающиеся"

      Урок проводится в виде разнообразных по форме и содержанию конкурсов, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания по теме. В ходе игры развивается интерес и познавательная деятельность школьников, повышается межличностное общение....

29 12 2022 14:56:10

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

28 12 2022 3:58:47

Урок-лекция по разделу "Основы экологии"


    Урок-лекция по разделу "Основы экологии"

      Урок формирует и углубляет знания об экологии как науке, её предмете и задачах, о морфологическом многообразии факторов. Формирует специальные умения определять воздействие экологических факторов на организмы. Продолжает формировать общеучебные умения работать с конспектом, дополнительной литературой, интернет-ресурсами....

27 12 2022 5:58:38

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

26 12 2022 17:26:17

Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"


    Урок-обобщение в 10-м классе по теме "Обмен веществ"

      Урок-обобщение, в ходе которого систематизируются уже полученные знания по теме, показываются различия и взаимосвязь всех сторон метаболизма, выясняется, что является источником энергии для живых организмов, по каким законам термодинамики осуществляется превращение энергии....

25 12 2022 1:32:13

Программа элективного курса по биологии и экологии "Авиация и медицина XXI века"

Элективный курс по биологии и экологии «Авиация и медицина XXI века» (разработано Л.А.Суриловой, учителем биологии и экологии гимназии № 1519 г. Москвы). Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психологической, информационной и организационной деятельности, способствующая самоопределению учащихся в выборе дальнейшей профессии....

24 12 2022 17:57:54

Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества


    Значение пищеварения и пищеварительной системы. Продукты питания и питательные вещества

      Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....

23 12 2022 20:22:59

Строение и функции мышц человека, принцип их работы

Строение и функции мышц человека, принцип их работы Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....

22 12 2022 15:35:35

Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе


    Урок биологии по теме "Введение в основы общей биологии" в 9-м классе

      Урок помогает обеспечить усвоение учащимися знаний об общих признаках живых организмов, уровнях организации живых систем, о биологии как комплексной науке и её роли в современном обществе, обеспечить условия для развития умений слушать, выделять главное, наблюдать объекты живой природы и объяснять процессы и явления, происходящие в ней....

21 12 2022 7:10:26

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 ::